Водные сооружения в ландшафтном дизайне. Водные объекты в саду - типы, место, размер, форма. К основным видам садово-парковых водных объектов можно отнести

Вода – источник жизни на земле и природный ресурс, обогащающий пейзаж. Она красива сама по себе и способна притягивать к себе внимание в любом проявлении, будь-то озеро, ручей или искусственный декоративный водоем. Неудивительно, что в ландшафтном дизайне вода является ключевым формирующим фактором. Ведь ничто не дарит уголку природы столько света и жизни, как вода.

Оформление участка в любом стиле садово-паркового искусства не обходится без применения водной стихии в одном из ее проявлений. Причиной этому служит удивительная способность воды притягивать и завораживать. Ее подвижность, игру света и теней нельзя ни с чем сравнить.

Нет такого человека, который не любил бы наблюдать за морским прибоем, торопливо спускающихся по камням каскадов или неподвижной гладью озера. Любые проявления этой удивительной стихии дарят человеку особый покой, расслабление и чувство гармонии с окружающим миром.

Соединение в дизайне участка стихий Воды и Земли способно придать ландшафту гармоничности, завершенности и максимальной схожести с естественной природной средой

Играющие в солнечных лучах струи фонтана, извивающаяся лента ручья или сверкающая спокойная гладь озера способны оживить пейзаж и внести элемент динамики. Вода в любом своем проявлении способна усилить эстетическое воздействие облика.

Все водные объекты условно можно разделить на две группы:

  • Динамичная – вода в которых пребывает в активном состоянии (речки и ручьи, каскады и фонтаны).
  • Статичная – спокойные объекты (колодцы, искусственные пруды, декоративные болотца).

Любителям наблюдать за ниспадающими водными потоками, преодолевающими на своем пути уступы и пороги, для оформления участков лучше использовать водные источники, относящиеся к первой группе. Планируя же создать уютный уголок, в котором тишину нарушают лишь падающие на зеркальную гладь листья, при обустройстве территории выбор стоит остановить на более спокойных статичных водных источниках.

Даже на загородном участке с небольшой площадью можно организовать эффектную и живописную водную аранжировку. Это может быть усыпанное галькой «морское» побережье или живописный пруд с карпами, украшенный экзотическими растениями, а может это будет сказочный ручей, обрамленный покрытыми мхом камнями… Выбор ограничивается лишь фантазией мастера.

Ручьи – одни из самых популярных водных устройств. Они имитируют природные подземные источники и отличаются низким напором струи. Благодаря небольшим размерам родников для них нетрудно подыскать место в тенистом уголке сада, на мощеной площадке или газоне, где довольно проблематично оборудовать более громоздкие водные сооружения.

На садовых участках их создают по системе замкнутого цикла, при котором вытекающая из истока вода, попадая по руслу в нижний резервуар, перекачивается с помощью насоса под землей назад к истоку.

Прекрасным дополнением ландшафтного дизайна участка с неровным рельефом станет спускающийся со склона водный ручей

Идеально, если на участке есть небольшой уклон. Если же такового нет, его можно создать искусственно, разместив исток на склоне насыпной горки или обустроив в виде грота или «плачущего камня». Неровности рельефа можно также сделать и искусственным путем, проложив вдоль пути движения воды в несколько слоев камни или плиты.

Ручей может струиться в извилистом огибающем плавными линиями деревья русле, перетекать по каменистым ступенькам или «растворяться» в галечной отсыпке. Главное – избегать симметрии, ведь в природе нет ничего идеально ровного и сохранять естественность. Чем произвольнее будет изгибаться «змейка» ручья, тем натуральнее и живописнее он будет смотреться, громче и веселее журчать.

Эффектно будет смотреться родник и на фоне каменистого сада: альпинария или рокария. Наиболее естественно он будет выглядеть в виде небольшого грота или бьющего из-под земли родника

Вариант #2 - каскады и водопады

Водопады – поистине завораживающее зрелище, на которое человек может смотреть бесконечно долго. Независимо от исполнения они имеют схожее конструктивное решение, при котором на каменном уступе расположена точка, изливающая водные струи. В зависимости от формы установленного наверху плоского камня-полки водные потоки могут создавать зеркальные стены или завесу тончайших струй.

Водопады могут представлять собой единые равномерно струящиеся сплошные потоки либо же разбитые отдельно стекающие струи

При желании каскад можно сделать частью композиции, превратив его в устье или исток ручья, либо же сделать обособленным объектом.

Каскадами удобно украшать берега водоемов: спадающая вода попадает прямо в пруд и из него насосом поднимается наверх

Живописные каскады и водопады, обрамляющие темную «просеку» растительных композиций, способны оказывать удивительное воздействие: они настраивают на расслабление и умиротворение, а также создают на участке прекрасный микроклимат.

Вариант #3 - парковые фонтаны

Фонтан – единственный вид водного устройства, который изначально является рукотворным и не имеет аналогов в природе. Помимо декоративной функции выполняют и практическую, обогащая окружающий воздух кислородом. При обустройстве загородных участков используют струйные и скульптурные фонтаны.

Струйные фонтаны устанавливаются в готовых водоемах и являются скульптурной частью композиций. Скульптурные же представляют собой самостоятельный объект ландшафтного дизайна и нередко выступают ключевым элементом сада.

При оформлении небольших пейзажных садов и «зеленых кабинетов» на участке интересно смотрятся вкапываемые маленькие скульптурные фонтанчики.

Фонтан в виде фигуры девушки с кувшином, из горлышка которого льется вода, способен украсить укромный уголок в саду или берег пруда

Скульптурные фонтанчики представляют собой замкнутый цикл воды: при котором струи поднимаются вверх или падают вниз под действие напора, создаваемым электронасосом. Хоть такие миниатюрные фонтаны и имеют малый разброс воды, но они не утрачивают от этого особую привлекательность.

Для оформления ограждений, наружных стен беседок и домов идеально подходят пристенные фонтаны. При обустройстве такого фонтана шланги и насос прячут в землю возле стены или маскируют в обрамляющих его зарослях растений.

Чаще всего пристенные фонтаны имеют вид головы птицы, животного или мифического существа, из пасти которого изливаются струи воды

Наиболее органично на фоне растительных композиций загородных участков смотрятся размещенные в водоемах струйные фонтаны

Это может быть многоструйный фонтан в виде зонтика, купола или гейзера. Высота струй и вид водной картины зависит от выбранной фонтанной насадки и рабочих характеристик насоса.

Вариант #4 - искусственные пруды

Главная особенность прудов – статическая неподвижность воды, в которой, словно в зеркале, отражаются сезонные изменения обрамляющих водоем растений.

Ровная гладь озер и декоративных прудов привлекает внимание глубокой синевой и многокрасочным переливающимся отражением цветов

Среди разнообразия оформления садовых прудов наиболее привлекательно смотрятся водоемы, имеющие простые естественные формы и неровный контур, благодаря которому невозможно охватить взглядом весь пейзаж.

При оформлении небольших участков интересно смотрятся приподнятые водоемы, обустроенные в автономных контейнерах или высоких клумбах

Необычайно красив декоративный пруд в вечернее время, когда его водная зеркальная гладь отражает темные кроны деревьев в саду, богатую палитру небесных красок и мерцающие огни уличных светильников

Вариант #5 - декоративные болотца

Заросшие декоративные болотца редко выступают самостоятельным элементом. Они больше напоминают пересохшие островки у береговой линии пруда. Главная задача декоративных болотцев – визуально расширить границы берегов водоема.

Для оформления водоемов идеально подходят групповые посадки мелколуковичных и влаголюбивых растений, которые с успехом создают эффект заболоченности

Удачным дополнением прибрежной зоны болотцев выступают каменные глыбы, старые пни и коряги.

Любой даже самый маленький водоем способен превратить обычный сад в оазис, где приятно отдыхать, слушая журчание водных струй или наблюдая за спокойной гладью пруда.

Вода и водные устройства в городской среде

Современный ландшафтный дизайн трудно представить без использования воды и водных устройств в качестве одного из наиболее выразительных, отличающихся многообразием декоративных проявлений, компонентов городских открытых пространств. При этом речь идет не о повторении традиционных форм уличных фонтанов или бассейнов на площадях, а о дизайнерской трактовке водных устройств с учетом динамичности обновления эстетических идеалов и радикального изменения технологических возможностей.

Именно за счет использования воды как своеобразного пластического материала, обладающего свойством текучести, зачастую удается создать наиболее яркое впечатление от того или иного фрагмента города. Богатый диапазон возможностей для рассмотрения воды в качестве средства ландшафтного дизайна связан с различием ее зрительного и звукового восприятия в статичном или динамичном состоянии. Конфигурация водного зеркала, равно как разнообразие темы каскада или пластический рисунок фонтана, осмысленные с позиций современного дизайна, позволяют создать либо характерную геометрическую композицию ландшафта, либо внести эффект движения в городское открытое пространство.

Не менее важным, с точки зрения обеспечения экологической устойчивости среды, является возможность с помощью водоемов регулировать отдельные климатические характеристики среды, в частности, поддерживать влажность воздуха и создавать благоприятные условия для развития растительности в их окружении. Увеличение размеров водного зеркала позволяет также вовлекать в процесс рециркуляции воды выпадающие атмосферные осадки, ограничивая их сброс в канализацию.

Обладая сложной инженерной конструкцией, водные устройства связаны с определенным удорожанием ландшафтных композиций. В связи с этим принцип функциональной и композиционной оправданности их размещения в городской среде предполагает тщательный выбор места, учет масштаба и дифференциацию степени сложности каждого объекта. Безусловным приоритетом по соображениям эстетики и функции обладают пешеходные пространства, в особенности участки улиц и площадей у наиболее значимых общественных зданий, хорошо обозреваемые, пересекаемые оживленными потоками людей.

Принцип адекватности восприятия водного устройства в безводном состоянии позволяет сохранять его в целом положительное эстетическое воздействие в течение продолжительного времени года, когда отсутствие воды компенсируется либо скульптурностью форм поверхности, либо введением определенных цветовых или световых эффектов.

Вода в статичном состоянии,"образуя зеркальную поверхность, по существу, удваивает визуальное восприятие объектов природы и архитектуры, размещенных вокруг водоема. В то же время, в силу своей прозрачности, вода позволяет воспринимать графический рисунок в основании декоративного бассейна, превращаемый в поверхность с художественным смыслом. Прием создания водного зеркала над поверхностью с активным геометрическим рисунком сочетает в себе позитивные возможности отражающей глади воды с потенциальным разнообразием графического поля на дне водоема. Пример подобного сочетания воды и поверхности из керамической плитки с характерным рисунком, реализованный на одной из площадей в центре района Дефанс в Париже, подтверждает своеобразие получаемого визуального эффекта и раскрывает дизайнерский потенциал данного приема. Дополнительный функциональный смысл открывается при более детальном рассмотрении этой композиции. Наличие двух основных уровней ее восприятия–с пешеходной эспланады (верхний уровень) и транзитной автомагистрали (нижний уровень) обусловило необходимость не менее выразительного ландшафтного оформления вертикальных поверхностей, решенных в виде водного каскада по плоскостям с активным геометрическим рисунком и фрагментами травяного газона у основания стен.

Прием создания проема в зеркальной поверхности воды с организацией водного каскада может быть интересен при необходимости ландшафтного оформления нескольких уровней пешеходного пространства, в частности, при организации спусков к заглубленным остановкам общественного транспорта (метро, скоростной трамвай). Сочетание двух состояний воды – статичного в виде зеркала и динамичного в виде каскада и струй фонтанов – может быть трактовано в различной форме, но, как показывает реализованный пример в Штутгарте, позволяет достаточно нетрадиционно решить вопрос композиционного объединения наземного и подземного уровней городского пространства для пешеходов.

Вода в ландшафтном дизайне неизменно остается природным материалом, взаимодействием которого с другими компонентами определяют цельность и выразительность среды.

Эффективность интегрирования водных поверхностей в городское окружение во многом зависит от ландшафтной интерпретации берегового контура водоема. Притягательность его для пребывания пешеходов обуславливает необходимость в более разнообразном и масштабном оформлении. Формирование каскада модулей растительности, наряду с лестничными спусками, относится к одному из распространенных приемов ландшафтного дизайна берегового контура. Использование контрастного противопоставления глади водной поверхности с преобладанием эстетики пустоты и усложненного пластически и колористически профиля берега вносит в облик пешеходного пространства необходимую динамичность и индивидуальность. Подобная композиция, реализованная в Вашингтоне вдоль Пенсильвания Авеню, дает представление о возможностях дизайнерского оформления прямолинейного контура берега с достижением художественной выразительности озелененного участка улицы. Разграничение береговой линии с помощью модулей из цветов и деревьев позволяет избежать ее монотонности, а расположенный в центре композиции водопад вносит немаловажное звуковое дополнение в восприятие пространства для пешеходов.

Движущаяся вода в виде фонтанов и каскадов всегда относилась к числу важных элементов композиционного дополнения горизонтальной основы городского пространства.Их размещение в значительной степени обусловлено соображениями закрепления осей композиции на пешеходных улицах и площадях, усиления эстетической выразительности и создания дополнительных акцентов в городской среде. Неизменно составляя динамичный компонент ландшафта, фонтаны и каскады, как и многие другие элементы ландшафтного дизайна, подвержены постоянному обновлению. По мере совершенствования городских открытых пространств стало очевидно, что, кроме отказа от жесткой регламентации и многократного тиражирования давно себя изживших форм фонтанов в виде чаш или статичных скульптур, необходимо подлинно раскрепощенное формообразование силуэта водоподающих устройств с использованием современных динамичных линий и новых технологий обработки материалов.



Вода, включенная в композицию фонтана, привлекает нас возможностью видеть и слышать ее движение. От того, как оформлено это движение, во многом зависит степень эмоционального воздействия водного устройства. Не случайно, именно с фонтанами связаны наиболее устойчивые представления о характерных, ключевых символах ландшафта отдельных фрагментов городской среды. Дизайн водных устройств позволяет превратить воду в часть пространственной композиции, в которой система ее подачи, распределения и сбора не повторяет однажды найденных решений. Блестящими примерами подобного подхода стали в прошлом многочисленные фонтаны и каскады периода итальянского Возрождения, построенные на постоянном поиске новых приемов использования воды.

Размещение водных струй в системе динамичных веерных элементов, формирующих активный силуэт фонтанов, относится к одному из современных приемов их композиции. Сочетание зеркальных поверхностей из металла или матового стекла, по которым стекает вода с образованием множества бликов, и строгой геометрии линий водных струй составляет основное средство эмоционального воздействия подобного фонтана. Сопоставляя несколько водных устройств, построенных на основе этого приема, можно отметить определенные композиционные преимущества фонтана с использованием веерных элементов из ударопрочного стекла, заключающиеся в возможности создания зрительно более легкой, ажурной конструкции и в сохранении ее основных декоративных качеств в безводном состоянии.

Прием распределения воды по рельефной поверхности с характерной геометрией позволяет получать декоративные эффекты за счет подачи водных струй на каскадно спрофилированное основание. Концентрические очертания линий каскада из каменного материала, как видно на примере фонтана на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге, композиционно "собирают" зрительное восприятие на центральной, пониженной точке, где размещается наиболее эффектный элемент – шар, вращающийся на подпоре струи йоды.

Прием создания стилизованных скульптурных изображений элементов живой природы дополняет многочисленные попытки внести композиционное разнообразие в формы современных фонтанов. В этом случае выразительность водного устройства достигается с помощью моделирования природных компонентов в металле с интегрированием водопадающей системы в контур стилизованной скульптурной композиции. Металлический цветок-фонтан, "распустившийся" на одной из площадей города Анже, позволил композиционно обозначить начало пешеходного пространства перед парком Сен Серж и создать в контуре зданий современной застройки характерный пластический акцент на основе сочетания движения воды и застывшего элемента по мотивам живой природы.

Современный ландшафтный дизайн, пересмотрев традиционные подходы к трактовке поверхности земли, и постоянно внося новые природные элементы в состав горизонтальной основы городских открытых пространств, обладает немалыми возможностями в интегрировании обновленных водных устройств в структуру планшета.

Появление все более современных решений фонтанов в значительной степени связано с распространением приема динамичной водной скульптуры, основанного на использовании водных струй разной направленности с изменением высоты их подъема. Показателен в этом отношении пример водной скульптуры между металлическими экранами динамичной конфигурации в пешеходно-трамвайном пространстве Нанта. Чтобы придать небольшому водному устройству особую выразительность, в контрасте с фиксированным рисунком горизонтальных струй вертикальный контур воды имеет переменную высоту, внося в панораму улицы яркий светлый акцент. Вечерняя подсветка фонтана позволяет сохранить "живой" силуэт водных струй в качестве декоративного эффекта большой композиционной значимости.

Фонтан в пешеходном пространстве, расположенный вне полосы основного транзитного движения, невольно привлекает внимание прохожих, что становится основанием для дополнительной графической обработки окружающей его поверхности с использованием материалов различной колористики и тональности. Сочетание изогнутых и волнистых линий в окружении фонтана дает возможность продолжить тему движения воды в плоскости покрытия улицы или площади.

Как показывает современная зарубежная практика, поиск средств выразительности открытых пространств перед наиболее значимыми общественными зданиями отличается широким диапазоном ландшафтных решений с использованием воды в качестве характерного природного компонента.

Так, в ландшафтном дизайне площади перед культурно-спортивным комплексом Берси в Париже тема воды интерпретирована в виде нетрадиционного сочетания плоскости неподвижного зеркала с многоярусным каскадом по волнообразным бетонным формам, напоминающим карстовые образования. Одна из наиболее выразительных частей композиции – динамичный контур подпорной стены, ограничивающей водную гладь, и плавно переходящей в искусственные бетонные "отложения". Постоянный приток воды на верхний уровень бассейна придает этому фрагменту площади динамичный характер, а непрекращающееся движение водяных потоков по замысловатому рельефу вносит естественное звуковое сопровождение.

В композиции площади перед отелем "Хилтон" в Гринвиле водные фрагменты превращены в основную тему на поверхности земли, активно заявляя своими очертаниями направление подхода к зданию, примыкая вплотную к его контуру и продолжаясь в виде водопада в его интерьере. Взаимодействуя с прилегающей растительностью, зеркала из воды придают входному пространству перед зданием масштабный, выразительный характер, и обеспечивают расчленение планшета на удобные в функциональном отношении и необычные в композиционном смысле участки.

Использование воды в качестве средства ландшафтного дизайна позволяет достичь разнообразия городских открытых пространств не только путем усложнения геометрического рисунка водных устройств или создания каскадных композиций, как, например, в торгово-пешеходной зоне в Анже – современные технологии устройства фонтанов без возведения водосборных бассейнов дают возможность получать водные эффекты прямо на поверхности земли перед общественными зданиями. Пример строительства подобного фонтана у здания Национальной Галереи искусств в Вашингтоне раскрывает определенные преимущества такого решения, при котором игра водных струй отражается в зеркальных поверхностях расположенных рядом пирамид. Фактор доступности воды, соприкосновения ее с человеком, превалирует в данной композиции и отвечает одной из основных задач ландшафтного дизайна по гуманизации городской среды.

Идея раскрепощенного формообразования и многосюжетного выражения движения воды наиболее наглядно воплощена в композиции фонтана Стравинского на площади перед Центром Жоржа Помпиду в Париже. Вращение, раскачивание, скольжение и кручение водных струй составляет впечатляющее действие, своего рода "театр воды" в кинетическом исполнении. Обилие водных эффектов дополняется не менее красочным цветовым решением металлических скульптур, олицетворяющих постоянное движение. Фонтан завораживает своей оригинальностью и многоплановостью, предлагая для восприятия в любой из прилегающих точек пешеходного пространства все новые сочетания и наложения причудливых линий водных струй, раскрашенных контуров фигур и пестрых отражений в зеркальной поверхности. Знак времени, современный фонтан в исторической среде города, создает живую атмосферу в своем окружении, сливаясь звуками падающей воды с мелодиями уличных музыкантов.

Прием контрастного противопоставления правильной циркульной кривизны контура бассейна и грубых масс каменных глыб, расположенных внутри и за пределами водного зеркала, использован в композиции фонтана перед главным административным зданием Университета Небраска-Линкольн в городе Линкольне. Свободное размещение природных материалов придает пространству определенную естественность, невольно фокусируя внимание на скульптурности водных струй в центре водоема.

Все многообразие водных устройств, отражая большие возможности воды как наиболее пластичного природного материала, в каждом конкретном случае превращается в различное сочетание плоских и объемных элементов, отвечающих конфигурации и масштабу пешеходного пространства. Композиционная согласованность контура подвижных и неподвижных компонентов фонтанов с размерами, структурой и ориентацией других природных элементов среды и архитектурных объектов дает возможность усилить эмоциональную реакцию человека за счет превращения воды в органичную часть пространства и раскрытия ее богатых декоративных возможностей.

♦ /См. цветную вклейку, № 227-244/

II.3. Ландшафтный дизайн жилой среды

Жилые пространства и транспорт: конфликт или гармония

Ухудшение среды жизнедеятельности человека констатируется в большинстве крупных городов мира, как в России, так и за рубежом. Немалая роль в этом принадлежит постоянно расширяющимся площадям жилой застройки, которая, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению экологической ситуации в городе. Постоянно нарастающая экспансия многоэтажных зданий и увеличение размеров открытых пространств жилых образований приводят к тому, что отдельные благоустроенные фрагменты в виде хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок скорее иллюстрируют нормативные подходы, количественные характеристики и радиусы доступности, чем реально отвечают интересам жителей и, тем более, – соображениям устойчивости среды.

Экология жилой среды стабильно воспроизводит лишь устойчивый стереотип первичности крупномасштабной застройки, зачастую напоминающей бетонные саркофаги без осмысленного взаимодействия с природным окружением. Под влиянием подобного подхода к жилой застройке цивилизованное представление о том, что комфортность среды проживания складывается из степени удобства самой квартиры и ближайшего окружения дома, постепенно поступается второй составляющей.

Ландшафт селитебных территорий, относимый специалистами к категории "агрессивных", подвержен разрушению в основном за счет воздействия транспортных средств и неорганизованного передвижения людей. Экологически ориентированный ландшафтный дизайн жилой среды должен способствовать смягчению негативного воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов в усовершенствованной структуре открытых пространств жилых образований.

Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (в1гутренний контур застройки).

Ландшафтный дизайн жилой среды неизменно относится к одному из средств совершенствования ее эстетики, обеспечения выразительности и разнообразия отдельных фрагментов застройки. Развитие жилых образований в крупных городах за последние десятилетия внесло определенные коррективы в представления о гармоничной среде проживания. В число неотъемлемых составляющих такого представления вошло ландшафтное оформление расположенных вблизи дома автостоянок или встроенных гаражей. Минимизация воздействия транспортных средств на жилое пространство в целях повышения экологической устойчивости среды и ее эстетического совершенствования относится к одному из основных принципов использования ландшафтного дизайна. Создание так называемых бестранспортных пространств в жилых образованиях наиболее полно соответствует этому принципу.

Идея ландшафтной организации планировочно и визуально обособленных площадей для размещения индивидуального автотранспорта,

при всей своей функциональной оправданности, требует определенного разнообразия композиционного решения, что отражается на внешнем облике жилой среды. В то же время, постоянно нарастающая потребность в местах оборудованных автостоянок вблизи жилища уже сейчас делает необходимым принятие мер по использованию имеющихся ресурсов площадей открытых пространств для ландшафтной организации мест размещения автомобилей. Так, применительно к районам новой жилой застройки Санкт-Петербурга, в качестве желательных характеристик места проживания наличие автостоянок отмечают 32,2% респондентов, а подземных или встроенных гаражей – 27,5% .

Традиционная отечественная практика многоэтажного строительства, как правило, десятилетиями обходила вопросы организации автостоянок в жилой среде, что по мере роста числа автомобилей в крупном городе создало немало проблем с их размещением как для самих владельцев, так и для всех проживающих рядом людей. Понижение этажности новой застройки до трех – пяти этажей могло бы частично снять остроту этой проблемы, но без радикального изменения подхода к использованию ландшафтного дизайна в решении этого вопроса трудно ожидать качественного улучшения эстетического облика жилой среды.

И вопрос заключается не в обеспечении очередного нормативного количества озеленения, а в рациональном с точки зрения функции и в разнообразном с позиций эстетики размещении компонентов живой природы для создания изолированных участков транспортного назначения вне полос пешеходного движения, во внешнем по отношению к жилой группе пространстве.

Учитывая, что развитие многих новых районов в российских городах осуществляется путем их реконструкции, накопленный зарубежный опыт представляется полезным именно с точки зрения оптимального использования открытых пространств жилых образований и их ландшафтной организации. Безусловно, полезен и опыт изменения преобладающей шкалы масштабов современной застройки с адекватным пересмотром подходов к ландшафтному дизайну ее фрагментов.

В современной зарубежной практике формирования жилой среды организация автостоянок с использованием ландшафтного дизайна относится к числу наиболее важных задач. Основным путем решения этой задачи становится интенсивное освоение открытых пространств во внешнем контуре жилой группы для создания системы разграниченных стоянок (чаще до 10 машиномест) индивидуального автотранспорта, включая гостевые стоянки.

Одна из характерных особенностей ландшафтного дизайна таких стоянок заключается в композиционном разнообразии применяемых приемов оформления оград из кустарника и размещения рядов деревьев в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства. Растительность в виде экранов позволяет существенно сократить дискомфорт, испытываемый человеком от постоянного контакта с автомобилем в городской среде. Максимальное использование возможностей природных материалов для эффективного разграничения пешеходных и транспортных пространств относится к числу основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды.

Различные виды кустарников, включая цветущие, могут разделять пешеходные направления и места размещения автомобилей, при этом использование стриженого кустарника с характерной геометрией посадок дает возможность существенно влиять на индивидуальность облика селитебных пространств. Обеспечивая частичную нейтрализацию выхлопных газов, зеленые ограды способствуют понижению их концентрации в атмосфере и, в конечном счете, выступают как средство поддержания устойчивости среды.

Естественно, что применение живых изгородей во внешнем контуре стоянок получает дополнительную выразительность в случае их сочетания с искусственным рельефом, например, в виде озелененных гряд или небольших холмов. Именно благодаря грамотному ландшафтному решению автостоянок в жилой среде удается существенно сократить ущерб, наносимый транспортными средствами природным компонентам селитебных территорий при неорганизованном размещении автомобилей.

Одним из альтернативных путей повышения комфортности жилой среды с позиций решения транспортных проблем является возведение гаражей на уровне земли – встроенных или пристроенных. Это становится наиболее оптимальным решением в условиях, когда уровень грунтовых вод не позволяет прибегнуть к варианту устройства подземного гаража без значительного удорожания строительства. Однако зачастую отечественная практика размещения наземных гаражей в составе жилых образований наносит непоправимый ущерб их эстетике и превращает удобства владельцев автомобилей в источник проблем для всех остальных жителей. Монотонные ряды гаражей-боксов редко создают положительные впечатления, даже когда они зарастают неорганизованной растительностью.

Зарубежная практика возведения встроенных гаражей отличается продуманным использованием ландшафтного дизайна для их визуального "растворения" в жилой среде путем создания на крышах системы озелененных площадок различного назначения. При этом сам гараж размещается в основном вне контура жилого здания и занимает часть дворового пространства. Принципом ландшафтного дизайна в данном случае становится реализация возможностей растительности в качестве маскирующего и интегрирующего материала, обладающего необходимым композиционным и функциональным смыслом.

Преобладание травяного газона, почвопокровных растений и невысоких кустарников в составе растительности на крышах встроенных гаражей связано с определенной сложностью создания более мощного почвенного слоя для посадки деревьев. Однако подобное решение обеспечивает организацию на уровне покрытия встроенного гаража бестранспортного пространства с прогулочными дорожками, газонами, подпорными стенками и игровыми площадками. Кроме того, потери полезной площади при использовании первого этажа сокращаются до минимума, так как в контуре здания размещаются лишь въезд и выезд из гаража. С позиции поддержания экологической устойчивости среды эффективность такого решения достаточно высока благодаря сокращению прямого воздействия транспортных средств на ближайшее окружение в жилых пространствах.

Не менее рациональным во многих отношениях является устройство подземных или полуподземных гаражей, позволяющих ограничить доступ индивидуального автотранспорта в жилую среду. Многочисленные примеры из

современной зарубежной практики свидетельствуют о том, что в архитектурно-пространственном решении гаражей такого типа, особенно в варианте их полуподземного размещения, средства ландшафтного дизайна становятся неотъемлемым элементом композиции. Оформление откосов наземной части гаража с использованием приемов каскадного расположения растительности, рядовых посадок или создания озелененных модулей способствует не только интегрированию транспортных объектов в природное окружение, но и дает возможность всякий раз по-новому трактовать их внешний облик.

Практика показывает, что существует множество альтернативных решений разумного разграничения пространств для человека и автомобилей в жилой среде. Однако в каждом конкретном случае именно средства ландшафтного дизайна позволяют достичь более высокого визуального комфорта открытых пространств жилых образован ий 2 придать им художественную выразительность и композиционную законченность.

♦ /См. цветную вклейку, № 245-259/

Создавая дизайн-проект ландшафтного оформления участка, специалисты по художественной организации территории загородного участка обязательно предлагают включить в проект один или несколько водных объектов. Это могут быть фонтан или декоративный пруд, ручей или водопад и даже стилизованное болото. Если в качестве источника водоснабжения дома используется высокопроизводительная , и дефицита воды не наблюдается, можно создать уникальный природный уголок, повторяющий морской пляж, тихое лесное озеро, шумный каскад или играющий струями фонтан.

Искусственный родник

Маленький родничок или ручей можно создать даже на ограниченной территории небольшого приусадебного хозяйства. Проектируя искусственный ручей, ландшафтные дизайнеры обыгрывают естественные неровности и уклоны участка, обустраивают гроты и “плачущие камни”. Современные технологии позволяют организовать систему замкнутого цикла, когда воду, протекающую по руслу ручейка, собирают в резервуар и по проложенной под слоем дерна трубе перекачивают к истоку, оформленному в виде бьющего из-под земли ключа.

Водопады

Каскады и водопады могут быть элементами водной композиции и играть роль истока ручья, украсить берега пруда или представлять собой самостоятельный объект ландшафтного дизайна. Форму водопада задают верхние камни: плоский позволит создать тонкую прозрачную завесу, несколько острых камней поделят поток на веер струй. Водяной каскад в окружении ампельных растений, высаженных на каменных уступах, – предельно завораживающее зрелище.

Декоративные фонтаны

Фонтаны – самый традиционный вид водных объектов, участвующих в оформлении ландшафта участка. Фонтан может быть элементом водоема или частью скульптурной композиции. Не выходят из моды пристенные фонтаны в виде головы птицы или животного, широко применяемые в оформлении расположенных на участке строений. Струйные фонтаны, устанавливаемые в центре искусственного водоема, часто делают танцующими. Для оформления такого фонтана выпускаются специальные насадки-клапаны, управляемые программным контроллером.

Пруды и болота

Кроме динамичных водных объектов, к которым относятся ручьи, водопады и фонтаны, чаще всего на загородных участках организуют статичные водоемы – пруды и декоративные болотца. Оформляя водоем, необходимо выдержать береговую линию, максимально приближенную к природной: ассиметричные берега и неровные контуры помогут создать иллюзию естественного пруда или маленького лесного озера. Рукотворные пруды часто оформляют светодиодной подсветкой.

Декоративные болотца нередко выступают в качестве самостоятельного элемента ландшафтного дизайна. Но чаще болотца становятся дополнением к искусственному маленькому озеру, визуально расширяющим береговую линию. Декоративные болотца служат естественным местом высадки влаголюбивых цветущих луковичных растений, и такие стилизованные островки стараются чередовать с каменными валунами, живописными корягами и замшелыми пнями.

Достаточно создать на участке маленький статичный водоем, чтобы в саду образовался настоящий оазис – уголок для отдыха, где можно наслаждаться видом спокойной глади воды или слушать музыку журчащих струй искусственного ручейка.

"Водные объекты в ландшафтном дизайне", БК "ПОИСК" , рассказать друзьям: Май 21st, 2017

Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройства влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отдыха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свойства - текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверхность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму - богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств.

Английский теоретик ландшафтного искусства С. Кроу, уделяя внимание эмоциональному воздействию воды, отмечает, как по-разному использовались ее свойства: «Настроения, которым служит вода, также разнообразны, как человеческий темперамент. Она может быть безмятежной, она может быть деятельной с буйными далеко падающими струями, она может быть легкомысленной, такой ее видим на примере грубоватых водяных забав, которые любили в период барокко, и в более мягкой форме в переплетающихся струях виллы д"Эсте с их очаровательным падением в 1-3 такта (имеется в виду Аллея ста фонтанов) или, в наши дни, в тщательно сделанных развлекательных водяных забавах, спроектированных для Лондонской банковской выставки. Удовольствие в рассматривании - наблюдать пенящиеся фонтаны Тиволи, вдохновение в струях, падающих со звезды... партерного фонтана в вилле Ланте, наслаждение прохладой передается медленным капаньем воды, стекающей большими каплями в пруд, и бесконечно льющейся водой Генералифа».

Из приведенного отрывка видно, как широко трактовалась вода, и мы, обратившись к истории садово-паркового искусства и современной практике, можем еще более расширить перечень водных устройств, показав их роль в общем образном строе каждого парка. Водные устройства являются не только собственно объектами любования, поверхность водоемов образует дистанцию, создавая своего рода фронт восприятия пейзажей парка.

Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются определяющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь прудов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы - композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба - бассейны, фонтаны, водопады, источники - становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значимости.

Соотношение парка и водоема неоднозначно - к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой - парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемно-пространственное решение подчиняется водоему и строится с учетом ориентации на него. Так, парки на берегу Финского залива (Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Александрия, Знаменка, Михайловка и др.), созданные в разное время, несмотря на стилевые различия, их планировочные и композиционные решения, подчинены морским просторам залива. Курортные парки Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа как исторически сложившиеся, так и современные решаются с общей ориентацией на море. Аналогично решаются и современные курортные комплексы на озере Иссык-Куль.

Условия местности подсказывают возможности устройства тех или иных водных сооружений. Так, устройство каскадов и фонтанов Стрельны и Петергофа оказалось возможным прежде всего благодаря перепаду рельефа естественной морской террасы Финского залива и выявлению источников пресной воды. В Стрельне для этой цели арх. А. Леблон спроектировал перед дворцом на верхней террасе парка большой водяной партер, который служил бы не только декоративным целям, но и «для накопу воды», т. е. был бы водоемом-накопителем. Однако Петра I такое решение не удовлетворило. Он обследовал окрестности и нашел в 20 км от Стрельны на Ропшинских высотах мощные источники воды, которые и решено было использовать для питания водных парковых устройств. Так был создан знаменитый Петергофский водовод, включающий систему каналов, прудов, трубопроводов, которые функционируют и сейчас. В последующем на основе этой водной системы был создан ряд парков - Луговой, Колонистский и др.

Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гидрологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней земель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.

Сохранившиеся до наших дней исторические парки Москвы создавались вдоль берегов Москвы-реки (Троице-Лыково, Фили, Студенец, Нескучное, Коломенское) и Яузы (Лефортово, Свиблово, Медведково, Усачевых-Найденовых и др.), а также имели свои внутренние водоемы. Так, в Измайлове пруды, «нанизанные» на извилистую р. Серебрянку, стали не только ландшафтообразующими факторами в его массиве, но и основой существования первых в России опытных садовых хозяйств. Они образовали единую с архитектурой Измайловского острова парковую среду. Размещение московских исторических парков в плане города показывает, что часто они независимо один от другого базировались на одной водной системе. Так, система Косинских прудов во многом определила существование прудов Кускова и Кузьминок. На р. Лихоборке были созданы усадьбы Грачевка и Михалкове, а в районе слияния Лихоборки с Яузой - усадьба Свиблово и массив Главного ботанического сада АН СССР. Нарушение одной из частей этой системы ведет к изменению водного режима парков, гибельному для их водоемов, и в конечном счете - к потере основы парковой композиции и утрате парков. Так, при строительстве МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги) была перекрыта речка Братовка, питающая пруды усадьбы Братцево. Следствием этого была гибель прудов, заболачивание местности и начало распада насаждений. Уничтожение прудов у подошвы склона усадьбы Нарышкиных в Филях привело к еще более тяжелым последствиям - нарушению гидрологического режима грунтов и оползанию береговых склонов. Поэтому всякое новое строительство в городе должно учитывать его гидрологическую систему с целью ее максимального сохранения и умелого использования при эксплуатации имеющихся и создании новых объектов озеленения.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бессточным - пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Известны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико-географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однородного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образуется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

На бывших польдерах (Амстердамский лесопарк, где водоемы занимают около 50% площади);

С целью понижения уровня грунтовых вод (цепь прудов на Елагином острове) путем устройства водоемов и островов;

На месте бывших карьеров (парки в Кельце и Катовице в Польше, Московский парк Победы в г. Ленинграде).

В современных городских условиях создание водоемов с естественным питанием практически исключено, режим водоснабжения не позволяет их устраивать за счет водопровода. Вместе с этим при освоении городских территорий наблюдается засыпка водоемов и родников, «зарегулирование» небольших рек путем взятия их в трубы и превращения в ливневую канализацию. Для обеспечения парков города водоемами необходим максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов. Примером сохранения водных ресурсов в городе является парк Городское школьное лесничество в г. Пензе. Здесь сохранены родники, идущий от них ручей и устроены небольшие пруды.

Пруды и озера являются наиболее распространенными водными устройствами парка. Их форма определяется рельефом, контур водного зеркала следует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды. По классификации 3. Николаевской форма водоемов бывает: компактная (Большое озеро в Екатерининском парке, его примерные соотношения 250X600 м, или 1:2,4); изогнутая (пруды парка Качановка на Украине), вытянутая (Большой пруд в Тростянецком парке, его соотношения 100X1300 м, или 1:13); сложная - с заливами, полуостровами, мысами, островами или система взаимосвязанных водоемов (водная система Гатчины, северо-восточная часть Белого озера, соотношения 1300X250 - 350 м, или 4:1-2,5). Пруды вытянутой формы чаще всего создают на основе овражно-балочных систем путем перекрытия стока плотиной (одной или несколькими последовательно) по руслу оврага. В последнем случае образуется цепь или каскад прудов, контур которых определяется формой оврагов. Запруживание рек создает условия для устройства водоемов различной формы. Вытянутые, компактные и изогнутые водоемы могут иметь различную по очертаниям береговую линию - простую (она типична для овражных прудов) и более сложную с заливами и полуостровами (подобную водоемам сложной формы).

Очертания береговой линии необходимо согласовывать с величиной водоема. Измельченный рисунок больших по площади водоемов приводит к потере их масштаба так же, как и упрощенный. Во всех случаях желательно, чтобы контур водоема нельзя было охватить одним взглядом. Это создает иллюзию водного пространства, далеко уходящего за пределы видения. Ощущение незавершенности восприятия пейзажей - важный момент ландшафтного искусства. Полуострова, мысы и острова обогащают водоем пейзажами, образуя кулисы и замыкая перспективы. Они усиливают глубину пространства и создают многоплановые картины. Виды, открывающиеся с полуостровов, благодаря широкому углу обзора могут иметь характер панорамных картин, а открывающиеся из залива, как правило, имеют узкий угол обзора, ограниченный прибрежной растительностью или склонами рельефа. При проектировании островов необходимо учитывать, что они пространственно членят водную поверхность. Их значительные размеры и размещение в центре водоема могут привести к потере целостности водного зеркала.

В качестве примера многопланового построения пейзажей приводится район Белого озера в Гатчинском парке, анализ которых был проведен З. Николаевской. «Видовые картины Белого озера многоплановы благодаря лежащим в водоеме островам и живописно очерченной линии берегов. Острова, образуя видовые планы каждой картины, создают раму, которая направляет взгляд человека на следующий пейзаж. Лебяжий остров - первый план, Вороний - второй, мыс у начала Водного лабиринта - третий, павильон Венеры на острове - четвертый и, наконец, Длинный остров - пятый план. Замыкает перспективу противоположный берег...».

Цепь островов, прилегающая к северо-западному берегу Белого озера, находится от него на расстоянии 10-15 м. Первый план пейзажа раскрывается перед зрителем с береговой дорожки. Острова Еловый, Сосновый, Березовый и Липовый по мере продвижения зрителя вдоль берега постепенно «входят» в пейзаж. В промежутке между последними двумя островами открывается вид на Горбатый мост, соединяющий Длинный полуостров и остров. Далее взгляд устремляется на обелиск, стоящий на противоположном, юго-западном берегу. Через этот же разрыв между первым и вторым островами раскрывается вид на выступающий в озеро мыс и т. п. Такое продуманное использование разрыва между островами увеличивает видимую глубину пространства. Те же острова использованы в композиции пейзажей противоположного берега Белого озера. С юго-западной стороны через пролив между ними открывается вид на Большой каменный мост. Разрывы ориентируют зрителя в желаемом направлении. Вместе с тем зеленые насаждения на берегах служат как бы обрамлением (рамой), первым планом видовой картины.

Особенностью прудов и озер является статическая неподвижность водной поверхности. В зеркале вод отражается смена эффектов солнечного освещения, сезонные изменения цвета окружающих деревьев, трав, неба. Статичность воды усиливает временную динамику природы.

При формировании пейзажей у воды необходимо учитывать их отражение в водном зеркале. Этот эффект был умело использован еще А. Ленотром как математически рассчитанный прием и в последующем широко использовался в ландшафтном искусстве. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. Графическая интерпретация этого закона в виде профиля позволяет в процессе проектирования получить информацию о возможности и характере отражения парковых объектов и предусмотреть композиции, рассчитанные на эффект отражения в зеркале воды. Правильное решение этой задачи зависит от размещения водоема, пространственного соотношения уровня воды и отражающегося объекта.

Эффект отражения связан и с закономерностями восприятия размеров водоемов. Так, поляны у водоема зрительно расширяют его площадь, в зеркале воды отражается небо, он получает много света и кажется более обширным. И наоборот, высокие откосы, обрывы и насаждения, близко подступающие к береговой полосе, отражаются в водном зеркале, затеняют его, часто создают так называемый эффект «черной (темной) воды», или «черного (темного) зеркала», и зрительно сокращают пространство.

Реки и ручьи отличаются от прудов и озер текучестью воды. Это свойство при умелом использовании становится таким же достоинством, как и неподвижность водного зеркала в прудах. Быстрота течения и его направление зависят от рельефа. В условиях горного рельефа русло более прямолинейное, реки быстрые, порожистые, иногда с водопадами. Они, как правило, настолько живописны, что без существенных изменений включаются в структуру парка. Например, р. Агура в Сочинском национальном парке. Работа заключалась в прокладке маршрутов, охватывающих наиболее интересные участки, выявлении видовых точек, ориентирующих на водопады, скалистые обрывы, интересные насаждения.

На территориях с небольшим уклоном реки образуют изгибающуюся ленту русла (меандируют), имеют острова и старицы. Эти свойства учитываются при обработке рек и ручьев в парке. Иногда используется сочетание неподвижной и текучей воды.

Так, в парке Софиевка на небольшой р. Каменке создана уникальная водная система с прудами, речной долиной, подземной рекой, фонтанами и водопадами. Перепад рельефа составляет 22 м. Мастерским сочетанием различных водных сооружений, каменных глыб, выходов горных пород, грандиозных водопадов и фонтанов создан героический парковый ландшафт, т. е. ландшафт, имеющий свой художественный образ.

Реки и ручьи - это линейные планировочные элементы парка. К этой группе относятся и каналы. Каналы - важные композиционные элементы регулярного парка. В современном паркостроении каналы - спортивные сооружения прямоугольной формы.

Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепада рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определяется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каждую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но всегда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениях дорог.

При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учитывать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.

Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопление.

Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных береговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.

Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы водоема.

Древесные породы, выносящие затопление (по А. Колесникову):

1-й прием. Массивы насаждений, расположенные по периметру водного зеркала, ограничивают и замыкают ландшафт, скрывая особенности рельефа или способствуя увеличению высоты берега. Водоемы в данном случае воспринимаются глубокими. Характер сомкнутости и сумрачности пейзажа усиливается при небольшом, вытянутом зеркале воды.

Для создания эффекта неожиданности или просто разнообразия массивы прорезаются просеками, в обзор включаются сооружения, устройства типа водопада и др. Массивы насаждений могут иметь прямолинейный контур или рельефный, повторяющий очертания береговой линии (мыс, бухта).

Художественные качества закрытого пространства определяются структурой массива, составом пород, ориентацией и конфигурацией береговой линии. Можно сравнить зрительное восприятие обрамления Черного и Белого озер в парках Гатчины (Приоратский и Дворцовый парки).

2-й прием. Членение береговой полосы кулисами - наиболее сложный прием, организующий последовательность и направление обзора, многоплановость построения, иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала.

Данный прием типичен для крупных водоемов с живописным эффектом освещенного берега, глубокими падающими тенями от деревьев. Например, большая поляна северо-западного берега Большого озера в Екатерининском парке, разделенная кулисами на 3 части, на которую раскрываются главные перспективы от Большого озера, Камероновой галереи и террасы Руска.

Устройство водного лабиринта в парках XVIII в. традиционно. Он создает иллюзию бесконечного пространства с неожиданными эффектами, четкими силуэтами насаждений на островах, например Сокольники, Гатчина, Екатерининский парк, Ораниенбаум (Верхний парк). Кулисность насаждений способствует чередованию света и тени, перерезающих водную плоскость перспективы, и объединяет право- и левобережные ландшафты, создавая эффект бесконечности далей.

Применяемые типы композиций насаждений (массивы и группы) размещаются параллельно береговой линии или поперек склона берега, при этом образуется как бы веер перспектив, просматриваемых с видовой площадки мыса берега или моста. Они создают интересные осевые или асимметричные парковые картины.

3-й прием. Открытые водоемы с плоскими берегами отражают много света и неба, благодаря чему создается впечатление широкого и светлого водного пространства.

Чередование открытых и закрытых участков не должно создавать пестроты и беспокойства, оно должно отвечать масштабу водоема и парка в целом. Поляны могут быть широкими, примыкающими к водоему, или узкими, рассекающими береговой массив. Они должны быть чистыми, покрытыми луговой растительностью, цветами, с отдельно стоящими деревьями или группами, в обрамлении массива. Для создания более живописной композиции в оформление водоема рекомендуется включение «приводных» (осока, кипрей болотный, ирис сибирский) и водяных растений (кувшинки, нимфеи, лотосы, аир болотный, стрелолист обыкновенный, ирис водяной и др.). Заводи и заливы с ослабленным течением и глубиной 45-60 см используются для посадки водяных растений (для нимфеи 1,5- 1,8 м).

При устройстве маршрута у водоема следует избегать прокладки дорог, вплотную обрамляющих берег. Не рекомендуется устройство дорог, идущих вдоль берега на одинаковом расстоянии от воды. Местами они должны отходить от водоема, идти по открытому пространству полян, среди групп и в массиве, чтобы потом опять выйти к воде.


1 - массив на участке выхода к мосту, 2 - насаждения на вогнутой линии берега, 3 - насаждения на выступающем в воду берегу, 4 - чередование массива и лужайки с 2 сторон дорожки, 5 - расположение группы на оконечности мыса, 6 - аллея проведена через массив насаждений и ориентирована в сторону водоема (Гатчинский парк), 7 - в сторону водоема от аллеи расположен открытый берег с группами и одиночными деревьями (парк Тростянец), 8 - аллея отделена от водоема массивом насаждений, с другой стороны открытое пространство (парк Троснянец), 9 - раскрытие вида в обрамлении насаждений, 10 - аллея проведена по узкой полосе острова, в обе стороны виден водоем (Гатчинский парк)


Прибрежная полоса, а также более отдаленные места парка, включающие в обзор водоем, являются важнейшими участками для формирования пейзажных картин. Через видовые точки, с которых воспринимаются эти картины, и следует проектировать маршрут. Если водоем имеет вытянутую форму, наиболее выигрышными и интересными являются виды, открывающиеся по его длинной оси. Именно здесь следует формировать основные пейзажи, прокладывать обзорные маршруты, размещать видовые площадки.

Архитектурные сооружения водоемов в первую очередь подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы. В парках они получают разнообразное архитектурное оформление, которое вместе с другими сооружениями - беседками, павильонами завершает формирование ансамбля пейзажей, где доминирующей остается тема воды.

В каждой климатической зоне рационально использовать преимущественно местные виды деревьев, кустарников и многолетних цветочных растений. При этом важен правильный подбор растений в соответствии с их биологическими особенностями.

Архитектоника растений имеет большое значение при озеленении береговой линии. Контрасты горизонтальной поверхности воды и вертикалей падающих, склоненных ветвей ив, берез, остроконечных листьев ирисов и лилейников, крупных травянистых многолетних растений с большими листовыми пластинками, таких, как борщевики, ревень, легулярия и другие, значительно усиливают декоративный эффект.

Использовать водные объекты в ландшафтном дизайне можно с разными целями:

  • коррекция характеристик участка. При переувлажненности, поступлении больших количеств воды из-за границ территории искусственный пруд, озеро или помогает сбалансировать увлажнение участка, аккумулировать избыток воды. При неровном рельефе, большом уклоне, наличии впадин, ям и.т.п. обустройство водоема компенсирует такие особенности, превращает их в достоинства;
  • формирование нестандартной экосистемы. Растения некоторых видов можно выращивать только на воде или на береговой линии. Если важно использовать их в озеленении, обустройство пруда или озера поможет создать оптимальные условия для их роста;
  • коррекция микроклимата. У воды влажность воздуха всегда выше, а температура - ниже. Берег становится отличным местом для отдыха в жаркую, засушливую погоду. Такая коррекция важна не только для более комфортного отдыха, но и для состояния растений на участке. При высокой влажности воздуха они легче переносят летнюю жару;
  • создание площадки для отдыха. Искусственный пруд, каскад или фонтан улучшает панораму, обзор с основных видовых точек. На берегу можно построить беседку, обустроить площадку для барбекю, открытую террасу. Другой вариант - устройство купальни с заходом в воду с берега или с мостков. Для этого необязательна большая площадь или глубина, но важна регулярная ;
  • разведение декоративных рыб. Лучше выбирать неприхотливые, способные зимовать подо льдом виды. Если планируется разведение рыб, дополнительно устанавливают системы биологической очистки, фильтрации, выполняют озеленение пруда или озера так, чтобы создать устойчивую, требующую минимального ухода экосистему.

Компания «ПозитивПроект» выполняет обустройство искусственных прудов, озер, фонтанов. У нас можно заказать их проектирование, обустройство котлована, дна, береговой линии, озеленение, декоративное оформление береговой зоны, водной поверхности, подбор насосного, фонтанного, фильтрационного оборудования, обустройство зоны отдыха на берегу, уход за водоемом и прилегающей к нему территорией.

Мы выполняем:

  • ландшафтное проектирование территорий с водоемами, разработку проектной документации для улучшения существующих объектов, обустройства новых на уже используемых участках. Проект разрабатывается на основе исследований, изысканий на территории, оценки гидрологических условий;
  • работы по устройству водоема: подготовку котлованов, русел с использованием собственной спецтехники, обустройство дна (укладка изоляционного слоя, отсыпка, мощение), озеленение с использованием водных и влаголюбивых растений, формирование береговой линии или бортиков, парапетов для приподнятых водных оъектов;
  • обслуживание, уход: очистку дна, береговой линии, уход за растениями, контроль характеристик воды и т.п.