Урок по географии "Изображение неровностей земной поверхности. Виды высот". Измерение природных объектов

Поверхность нашей планеты - невероятно разнообразная. Нам остается лишь поблагодарить матушку-природу за то, что мы имеем возможность наслаждаться различными формами рельефа. Их существует огромное множество! И в этой статье мы попробуем ответить на ряд вопросов. Чем отличается гора от холма? Что такое возвышенность, а что называют сопкой?

Гора, холм, возвышенность, сопка - разбираемся в понятиях

Итак, для начала нужно дать определение основным понятиям:

  • гора - резкое и обособленное поднятие местности, с крутыми склонами и ярко выраженным подножием;
  • холм - незначительное поднятие земной коры округлой формы, с пологими склонами и слабо выраженным подножием.

Уже из этих определений видно, чем горы отличаются от холмов. Однако есть и другие схожие формы рельефа, о которых стоит упомянуть.

  • возвышенность - это приподнятый и достаточно большой по своей площади участок земной поверхности;
  • сопка - общее название для невысоких гор или холмов с пологими склонами, происходит от русского глагола «сыпать», «насыпать»;
  • террикон - это холм искусственного происхождения, терриконы распространены в местах массовой добычи угля промышленным способом и состоят из пустых пород или же продуктов сгорания топлива.

Чем гора отличается от холма?

И холм, и гора являются позитивными формами рельефа. Это значит, что они всегда возвышаются над окружающей местностью. Этим горы и холмы похожи. Чем же они отличаются? Можно выделить три главных отличия:

  1. Высота.
  2. Генезис (происхождение).
  3. Характер склонов.

Итак, главным критерием отличия служат размеры. Высота холмов очень редко превышает 200 метров. А вот «рост» отдельных гор может достигать 5-8 тысяч метров.

Другое важное отличие кроется в происхождении обеих форм рельефа. Так, формирование гор всегда связано с активными внутренними (эндогенными) процессами, происходящими в недрах нашей планеты. А вот холмы нередко формируются в результате внешних (экзогенных) факторов. Например, в северных регионах Евразии распространены холмы ледникового происхождения - так называемые камы и морены.

Чем гора отличается от холма еще, так это характером склонов. У гор они крутые, обрывистые и часто скалистые, а у холма, как правило, пологие. На горных склонах может не быть никакой растительности (особенно на больших высотах). А вот поверхность холма практически всегда покрыта толстым слоем почвы, на котором отлично себя чувствуют деревья, травы и кустарники.

Самая высокая гора планеты

Говоря о горах, сложно не рассказать об Эвересте. Это наивысшая точка нашей планеты (абсолютная высота - 8848 метров над уровнем моря). Другие названия этой вершины - Сагарматха, Шэнмуфэн, Джомолунгма. Достаточно взглянуть на фото этой горы, чтобы убедиться в ее величии и великолепии.

Разумеется, Эверест привлекает к себе большое внимание профессиональных альпинистов. Первыми эту гору покорили в 1953 году два человека - новозеландец Эдмунд Хиллари и непалец Норгей Тенцинг. Советские альпинисты впервые взошли на Эверест лишь в 1982 году. Удивительный подвиг совершил в 2001 году американец Эрик Вейхенмайер. Он покорил Джомолунгму, будучи незрячим!

Почти все альпинисты поднимаются на Эверест в кислородных масках. На высоте в 6-8 километров воздух становится очень разреженным, и дышать без маски невероятно трудно. В среднем восхождение на вершину занимает два месяца, включая время на акклиматизацию и установку промежуточных лагерей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»

Слет юных географов – краеведов

Измерение природных объектов

Памятка составлена,

методист МОУ ДОД «ЦДЮТиЭ»

Старый Оскол

2011 г .

Определение ширины реки

Ширина небольшой реки определяется при помощи веревки или шнура, который натягивают от уреза воды одного берега до другого. Длина шнура затем измеряется рулеткой. Ширина реки также может быть определена при помощи несложных геометрических построений. Например, можно использовать теорему подобия треугольников или несложные тригонометрические вычисления.

Для измерения ширины реки вы становитесь на краю в точке А, отмечаете ее колышком и выбираете на противоположном берегу (краю) какой-нибудь хорошо заметный ориентир D (дерево, куст, камень и т. д.). После чего, идя в направлении, перпендикулярном к линии AD, переходите в точку B, удаленную от точки А больше, чем предполагаемая ширина реки. В точке B устанавливаете колышек и, идя в том же направлении, переходите в точку С, которая находится от точки В на таком же расстоянии, как и точка В от точки А (рис. 1).

Затем от точки С идите под прямым углом к линии АС до точки F, находящейся на одной прямой с колышком в точке В и ориентиром D на противоположном берегу.

Из равенства треугольников ВСF = BAD видно, что отрезок CF = AD

Рис. 1 Определение ширины реки

Определение скорости течения реки

Скорость течения представляет собой путь, пройденный частицами воды за единицу времени, и измеряется в метрах за одну секунду (м/с). Знать скорость течения необходимо для вычисления расхода воды.

Для измерения скорости используются поплавки и гидрометрические вертушки. Поплавками можно измерять скорость как в поверхностном слое, так и на различных глубинах. Поэтому поплавки бывают поверхностные и глубинные.

Поверхностные поплавки могут иметь вид кружков диаметром 10-15 см и толщиной 3-5 см, отпиленных от бревна. Поверхностными поплавками могут быть также бутылки, частично наполненные кодой: и закупоренные пробкой с цветным флажком (рис. 2). Размер и фор­му поплавков следует подбирать так, чтобы они не обладили большой парусностью, т. е. как можно меньше возвышались над водой, и в то же время хорошо были видны с берега. Для лучшей видимости поплавки окрашивают в белый или красный (оранже­вый) цвет. Ограничиваются, как правило, 3-5 поплавками.

Измерение скорости течения поверхност­ными поплавками рекомендуется проводить при безветренной погоде. Выбирается пря­мой участок реки и разбивается на створы. Необходимо иметь четыре створа: пусковой, верхний, главный и нижний. На каждом из створов устанавливают по 4 вехи, попарно на каждом берегу. Каждая пара вех должна

https://pandia.ru/text/78/650/images/image004_58.jpg" width="192" height="128">
Рис. 2. Бутылочный поплавок

Рис. 3. Расположение створов

быть поставлена перпендикулярно к направлению течения реки. Рас­стояние между вехами у всех пар берется одинаковым (например, 5 м).

Створы также должны находиться на равном расстоянии друг от друга, составляющем 1-3 ширины реки каждое (рис. 3). Поплавки набрасываются с пускового створа последовательно: сначала ближе к левому берегу, потом на середине реки, затем ближе к правому берегу. Каждый последующий поплавок запускается после того, как предыду­щий прошел все три створа. Время прохождения поплавков через низовой и верховой створы от­мечается на секундомере по сигналам, подаваемым наблюдателями, 1-гоящими на каждом створе. Для определения скорости поплавка его путь делится на время его движения.

Измерение расхода воды поплавками

№ поплавков

Место прохождения через средний

створ от пост. начала, м

Отсчет времени прохода поплавков через створ

прохождения

поплавков,

Примечание

Расстояние между створами:
Верхним и средним м;

Средним и нижним__________ м;

Верхним и нижним__________ м;

Общая длина пути__________ м.

Средняя скорость вычисляется сложением скорости всех поплавков и делением на их количество. Результаты записываются в журнал измерения поверхностных скоростей течения реки.

Образец журнала измерения поверхностных скоростей течения реки

№ поплавка

Расстояние, м

Скорость течения, м/с

Средняя скорость, м/с

Для измерения скорости течения на разных глубинах используй двойные поплавки. В качестве глубинных поплавков могут быть использованы две бутылки. Бутылки привязывают одну к другой верев­кой, длина которой зависит от глубины измерения скорости. Нижняя бутылка наполняется водой и закупоривается пробкой. В верхнюю бутылку насыпается песок в таком количестве, чтобы верхняя ее часть находилась над водой, и она тоже закупоривается пробкой (рис. 4). Скорость движения верхней бутылки указывает на среднюю скорость обеих бутылок. Чтобы определить скорость на определенной глубине например на 0,2h (h - глубина реки), нужно знать поверхностную скорость (Vпов) и среднюю скорость двух бутылок (Vср), из которых нижняя опускается на глубину 0,2 h. Тогда скорость на этой глубине определяется по формуле: V0,2h = 2 Vср - Vпов.

https://pandia.ru/text/78/650/images/image006_44.jpg" align="left" width="264" height="202 src=">

Н = n Т + Т - Ь или Н = (п+1) Т - Ь

При высоте нивелира 150 см, формула для вычисления выглядит так:

Н = (п+1)150см-Ь

Измерить высоту холма, склона оврага, долины можно также сле­дующим приемом. Заготовить две рейки длиной по 2 м, разделенные на сантиметры, и обыкновенный плотницкий ватерпас. Вешками или колышками, ветками, камнями обозначают направление, по которому предстоит делать измерения (рис. 5). У подножия склона в исходной точке ста­вят вертикально рейку с делениями, а другую устанавливают горизон­тально между первой рейкой и склоном. Вертикальность положения рейки определяется при помощи ватерпаса. По первой рейке отсчиты­вают высоту, на которой оказалась верхняя поверхность горизонталь­ной рейки, а по второй - то расстояние, которое образовалось между рейкой и склоном холма. Результаты записывают. Затем вертикаль­ную рейку переносят выше по склону и ставят в той точке склона, ко­торой касалась горизонтальная рейка. Вторую рейку вновь устанавли­вают горизонтально между вертикальной рейкой и склоном, и такие измерения продолжают необходимое количество раз, поднимаясь по склону все выше и выше.

https://pandia.ru/text/78/650/images/image008_28.jpg" width="274" height="179">
Для измерения крутизны склона труб­ка должна занять положение, параллель­ное склону, при этом отвес покажет некую величину β (рис. 3). Для вычисления уг­ла α следует вычесть из 90о эту, полученную путем измерения, величину b. α=90о-β

Определение расстояний

Определение расстояний при проведении исследовательских работ в природе имеет огромное значение. Но если небольшие расстояния можно измерить без всякого труда при помощи линейки, рулетки или другого измерительного инструмента, то определение больших расстояний таким способом весьма затруднительно, а иногда просто невозможно.

Далеко не всегда можно воспользоваться непосредственными измерениями, и в таких случаях измерительными «приборами» будут служить шаги, уровень глаз (расстояние от земли до глаз) или любые подходящие для этого предметы, находящиеся «под рукой». А размечать местность можно колышками

Высота дерева (холма)

а) Определение высоты дерева по длине тени, падающей от него

Так как лучи солнца можно считать практически параллельными, то тень от дерева во столько же раз длиннее тени от шеста известной вам длины а, во сколько раз дерево выше шеста. Поэтому, определив отношение длины тени от дерева к длине тени от шеста к, можно вы­числить высоту дерева Ка.

б) Определение высоты дерева при помощи шеста

Установив вертикальный шест на некотором расстоянии от дерева,

нужно встать в такую точку, из которой верхний конец шеста загораживает верхушку дерева (рис. 8). Тогда, если высота части шеста над уровнем глаз равна а, а расстояния от глаз по горизонтали до шеста и до дерева рав­ны b и у соответственно, то из подобия треугольников можно най­ти высоту дерева х над уровнем глаз. Наконец, зная свой рост h до уровня глаз, получаем полную высоту дерева Н:


х = уа / b

Рис. 8 Определение высоты дерева (холма)

при помощи шеста

Н = h + х = h+уа/b

Вычисления и измерения можно упростить, если добиться равенст­ва b = а, которое достигается выбором места установки шеста. Кроме того, можно лечь на землю, что позволит считать h = 0, и в результате высота дерева окажется равной х = у.

Измерение высоты дерева (народным методом) Измерение проводится двумя и более человек. Из точки А на расстояниим. от дерева замеряем его высоту с помощью любого удлиненной формы предмета, в вытянутой руке на уровне глаз. Затем направляем руку с зафиксированным результатом в пространство недалеко от дерева. Кто-либо из команды идет в данном направлении до тех пор (точка С), пока высота его фигуры (h) условно не станет равной зафиксированной высоте дерева. Пройденное расстояние АС можно измерить (шагами, рулеткой, сантиметром и т. д.). Зная рост и длину АС определяем высоту дерева по формуле АС: h.

Каждый из нас видел горы в действительности или на картинке. Эти природные массивы восхищают и поэтов. Пушкин и Лермонтов с восторгом их описывали в своих стихах. Спустя триста лет о горах пел Владимир Высоцкий. Но давайте подойдем к проблеме гор и холмов не с творческой точки зрения, а с научной. Поверхность нашей планеты имеет самый разнообразный рельеф. Среди ее поверхностей встречаются равнины, холмы и горы. Виды на все эти возвышенности создают прекрасные пейзажи. Но далеко не все знают, чем отличается гора от холма. Давайте вместе разбираться.

Определение слова «гора»

С термином «гора» каждый ученик встречается в школе на уроке географии. Как правило, в 5 или 6 классе, в зависимости от программы обучения. Итак, гора - это выступающий нарост рельефа над Землей, характерен нарост резким возвышением местности. Но понять, чем холм отличается от горы и скалы, можно лишь тогда, когда увидишь воочию эти природные объекты.

Продолжаем разбираться дальше, чем отличается гора от холма. Гора имеет ярко выраженные подножье и склоны. Кроме того, у горы есть вершина. У гор могут быть как пикообразные, так и платообразные вершины. Кроме этой классификации геологи разработали еще одну. Она основана на теории происхождения природных объектов. По этой теории горы бывают вулканическими, а также целиковыми, складчатыми и сводчатыми. Но сухие строки из учебника не всегда понятны детям. Они подходят к родителям и говорят: «Пап, объясни, чем холм отличается от горы?».

Определение слова «холм»

С этим словом все гораздо проще. В своей структуре возвышенность имеет все те же составляющие, что и гора. Но есть ряд признаков, составляющие заметные различия.

Чем отличается гора от холма

Самый главный признак, по которому различают холм от горы, это их высота. Горой называют рельефное образование высотой более двухсот метров. Все что ниже - это уже холмы.

Есть еще один критерий, по которому можно понять, чем отличается гора от холма. Это характеристика склонов. У гор они крутые, могут иметь достаточно резкие выступы. У холмов склоны пологие, постепенно снижающиеся, а также с мягкими очертаниями. Холмы имеют округлую или овальную форму благодаря плавным линиям. Относительно подножья следует отметить, что у холма эта часть слабо выражена. Гора, в свою очередь, визуально отделяется от равнины яркой линией подножья. Следует знать, что горы имеют участки каменных отложений - это горные породы. Растительность тут редко присутствует. А холм покрыт почвой и растительностью.

Все вышеописанные критерии помогут вам понять, чем отличается гора от холма.

Цели урока:

  • Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали.
  • Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточка с терминами: берг-штрих, горизонталь, абсолютная высота; схематические изображения холма и ямы, с разной крутизной склонов, атласы, учебник.

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по вариантам.

Определите азимуты на предметы.

Изучение нового материала.

Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

В тетрадь число и тема урока.

Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.

Рисунок на доске:

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом )

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 21 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

На доске рисунок.

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

У западного склона высота - 3м, у восточного - 2м.

Какая же высота у данного холма?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 21 (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом)

Взгляните на доску.

  • Определите абсолютную высоту холма (159,3м)
  • Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
  • Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
  • Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
  • Относительная высота – относительно его подошвы.

Определите абсолютную высоту точки А.(дети затрудняются ответить на этот вопрос)

Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии)

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

На доске изображения холма и ямы:

Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

домашнее задание: §6, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.

закрепление.

  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)
  • Какова абсолютная высота? (49м)
  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)
  • Определите относительную высоту склона (39м)
  • Какой склон более крутой? (северо – восточный)

Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.

Холм представляет собой естественную или искусственную возвышенность. Холмы принципиально отличаются от гор. В первую очередь, они не такие высокие. Высота самого большого холма не может превышать несколько сотен метров. Кроме того, холмами называются отдельно стоящие возвышенности или цепь таких возвышенностей. Они находятся на удалении от горных массивов и не могут является предгорьями.

Как называется самое высокое место холма

Чтобы понять, как называется самое высокое место холма, необходимо разобраться с подобными понятиями. Все они связаны с наименованием наиболее высоких точек тех или иных географических объектов:

  • пик. Указанное понятие относится исключительно к самым высоким местам гор. Пик означает именно такую точку. Но применительно к холму, употреблять слово «пик» будет некорректно. Слово «пик» используется только для высоких гор. Например, Эверест можно называть пиком. Или любое высокое место горы, имеющее заостренную форму, можно называть пиком. Но никак не холм;
  • высота также не подойдет. Это понятие означает расстояние от уровня моря до верхней точки того или иного объекта. Поэтому, высота холма, это результат его измерения;
  • правильным ответом будет вершина. Данный термин применим к невысоким горам или к холмам. Поэтому, именно вершина является верным ответом на вопрос о верхней точке холма.

Таким образом, самое высокое место холма называет вершиной.

Как образовались холмы

Они могут образовываться по естественным причинам. Например, в результате геологических процессов. Землетрясения способны уничтожать высокие горы. Они разрушаются и становятся холмами, имеющими меньшую высоту, чем горы.

Нередко, холмы создаются человеком. Например, при выработке полезных ископаемых образовываются высокие отвалы грунта. Со временем, они обрастают травой, кустарниками и становятся холмами. Некоторые холмы являются погребальными курганами. Такие курганы насыпались над могилами древних правителей. Многие из них исчезли, сравнявшись с уровнем земли. Но многие продолжают удивлять своими размерами.