Зарубежный опыт использования портфолио. История портфолио-технологии

Манакова Ирина Павловна,студентка группы НТ103мИТфм, НТГСПИ, г. Нижний Тагил[email protected]

Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов

Аннотация. Наравне с другими инновационными технологиями (такими как, ИКТтехнологии, ТРИЗ, проектная технология и др.) в школах и вузах нашей страны вводится интерактивная технология «Портфолио». Данная технология обеспечивает перенос акцента с оценки на самооценку, что делает ее незаменимым помощником ученика (студента)и педагога в процессе самоорганизации и саморазвития. В данной работе была проведена попытка осмыслить данную технологию с точки зрения накопленного научноисследовательского опыта специалистов нашей страны.Ключевые слова:портфолио, епортфолио, электронное портфолио, компетенция, саморазвитие, самоорганизация.

1. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»Технология «Портфолио» появилась в практике Российского образования сравнительно недавно. Стоит отметить, что еще пол века назад и в зарубежных странах под «портфолио» впервую очередь понимался «чемоданчик, обычно кожаный, для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков и т.д.» и лишь в начале 90х в словаре английского языка и культуры появились еще два значения данного слова: «коллекция рисунков или других бумаг, содержащихся в нем»и «собрание разнообразных деловых вкладов, которыми владеет конкретная личность или компания» . Именно в это время шло интенсивное внедрение портфолио в теорию и практику образования.Как указывает А.И. Кукуев в : «портфолио во многих странах является документом, позволяющим подтвердить конкурентоспособность работника на рынке труда». В нашей стране данная технология оценки процесса и результата образования только начала развиваться и вводиться на разных этапах образовательного процесса. А.И. Кукуев обратился к источникам, опубликованным в Великобритании и США. Проведенный им анализ показал, что «в обеих странах портфолио как методика работы с разными категориями обучающихся начала развиваться практически одновременно. Исследования усилились в период реформирования системы образования в США в 1986 г., а в Великобритании в 1988 г.» . Согласно утверждениям, приведенным в работе А.И.Кукуева в Великобритании ключевым фактором применения портфолио для оценки учения является движение к «оценке, основанной на компетентности». В США таким фактором стало длительное движение к «аутентичной оценке» или «оценке основанной на действии», т.е. на выполнении действия или на оценке качества выполнения действия. Здесь же отмечается, что портфолио как технология оценки процесса и результата образования (согласно имеющемуся международному опыту) «может включать самые различные рубрики в зависимости от поставленной цели и может отражать определенные умения и компетенции, а также опыт практическойдеятельности. В зарубежной практике образования взрослых активно применяется с целью оценивания и демонстрации достижений обучающихся как в области образования, так и в сфере профессиональной деятельности». На протяжении периода становления портфолио как технологии активного обучения, были выделены такие его виды, как :Портфолио Документов или «Рабочий» портфолио (Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какойлибо учебной сфере)Портфолио процесса (отражает все фазы и этапы обучения)Показательный (презентационный) портфолио (включает в себя только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом).Портфолио развития (примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов)Портфолио для планирования (составляется учителем, например, по итогам всего класса)Портфолио подготовленности (портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску, отбор работ по определенному направлению)Портфолиодля поступления в вуз (дипломы олимпиад разного уровня, дипломы конкурсов исследовательских работ, дипломы конкурсов проектных работ, документальные свидетельства спортивных достижений, документальные свидетельства достижений в системе дополнительного образования, документы по результатам образовательных тестирований).Кроме того в литературе выделяют такие виды портфолио, как «Рефлексивный портфолио», «Тематический портфолио», «Проблемноисследовательский портфолио», «Отчетный портфолио», «Методический портфолио», «Комбинированный (обобщенное) портфолио». В работе М.А. Пинской приводятся «Портфолио достижений» выпускника, предложенная И.П. Волковым «Творческая книжка школьника», «Тетрадьпаспорт».В ходе анализа современной литературы по проблеме использования технологии «Портфолио» в образовательном процессе, были выделены три основные направления, в рамках которых портфолио активно развивается:Портфолио ученика (студента), как метод самоорганизации и саморазвития;Портфолио педагога, как метод повышения квалификации специалиста;Электронное портфолио, как методика организации достижений педагога.Рассмотрим каждое из приведенных направлений, чтобы выделить общие аспекты использования технологии «Портфолио», ее назначение, состав и структуру современных портфолио.

2. ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА(СТУДЕНТА) КАК МЕТОД САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯПервым витком развития технологии «Портфолио», пожалуй, стало ее внедрение в общеобразовательных школах. Ведь «папка достижений» и по сей день является неплохим инструментом для организации результатов деятельности учеников, результатов их роста. Потом тенденцию использования портфолио подхватили вузы. Сейчас все больше научных работ посвящается анализу и внедрению технологии «Портфолио» не только как инструмента для сбора результатов обучения, но и для развития определенных качеств у обучающихся.Так, Л.В. Шкерина и Е.Н. Юшипицына в показывают, что каждая компетенция, входящая в образовательные стандарты высшего образования, состоит из трех компонентов: когнитивный,праксиологический, аксиологический. Необходимым условием формирования и развития любой компетенции учащегося является реализация им соответствующего вида деятельности. По уровню освоения студентом этой деятельности и ее результатам можно идентифицировать и оценить его компетенции . Авторы считают, что технология портфолио позволяет сформировать у студентов необходимые компетенции. Среди основных задач использования портфолио авторы выделяют:накопление и систематизация информации о деятельности, реализуемой студентом, и ее результатах;выявление и фиксация данных об отношении студента к проводимой деятельности, ее предмету и результату.Другими словами, портфолио должно включать в себя не только результаты деятельности (выполненные работы), но и оценку результатов (дипломы, сертификаты, отзывы, рецензии, бланк оценок по дисциплинам курса и др.), а также самооценку результатов (анализ достигнутых результатов, ошибок, формирование новых целей и задач). Исходя из сформированных компонентов определены требования к портфолио :полнота представления видов деятельности в структуре портфолио (учебная, исследовательская, проектная, профессиональная);цели, предмет, методы, способы и приемы, реализуемые студентом в рамках деятельности, должны соответствовать структурным элементам формируемой компетенции;вариативность накопления портфолио студентом (создание для студентов условий для проявления своих интересов, мотивов и отношений к тому или иному виду деятельности);обеспечение условий для оценки и самооценки продуктов деятельности и их личной значимости. Таким образом портфолио с одной стороны должно отражать всю полноту знаний студентов (школьников) по разделам курса, с другой –не должно ограничивать студента (школьника) в выборе деятельности и загонять в жесткие рамки. О том что, необходимые компетенции формируются в результате активной деятельности подчеркивает и В.В. Щетинина, которая считает, что основной философией проектируемой технологии «портфолио» служат позиции, согласно которым деятельность специалиста складывается только в результате активной деятельности студента во время обучения . Педагогическая идея технологии портфолио согласно В.В. Щетининой это :смешение акцента с недостатков знаний и умений студентов на конкретные достижения по учебному предмету;документирование достижений, а затем оценивание их;интеграция количественных и качественных оценок;установление оптимального соотношения самооценки и внешней оценки.Поэтому технологию «Портфолио» необходимо рассматривать с нескольких точекзрения : портфолио –это процесс, портфолио –это папка достижений, портфолио –это альтернативный метод оценки и самооценки.Таким образом автор подчеркивает три аспекта, которые необходимо учитывать при разработке портфолио: 1.Портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;2.Портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.3.Портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся.В ходе формирования портфолионеизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Важно с первых лет пребывания ученика в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений –ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится человеку на протяжении всей жизни .Это идея подчеркивает еще одно важное назначение портфолио –оно помогает не только смотреть вперед, но и оглянуться назад, чтобы вспомнить себя и переосмыслить текущее состояние дел. Портфолио может развивать не только профессиональные компетенции, как это было указано ранее, но и социокультурные. В работе О.Г. Смоляниковой, О.А. Имановой, В.В.Трофимовой были выявлены четыре группы социальных компетенций: «ценностносмысловые», «предметнодеятельностные», «коммуникативные», «межличностноотношенческие». С точки зрения системы «обучение в течении всей жизни» развитие данных составляющих социальной компетенции должно осуществляться с начала и на протяжении всего периода обучения, в том числе и в процессе обучения в вузе. С точки зрения авторов статьи,использование технологии епортфолио (электронное портфолио)способствует развитию и оценке социальных компетенций студента, формирует особую социокультурную среду, создающую условия для всестороннего развития и социализации личности, способствует усилению воспитательного компонента образовательного процесса . Рассматривая технологию «Портфолио» как активный метод развития способностей учащихся, другие авторы доказывают, что метод портфолио активизирует учебную деятельность школьников, развивает самообразовательную деятельность, социокультурные навыки, является способом оценки учебных, научных и профессиональных достижений . Поэтому интерес к данной технологии с каждым годом только возрастает. Однако на данный момент нет единого представления каким должно быть портфолио ученика и студента, что должно включать, какие умения и знания (компетенции) должно развивать в первую очередь. Поэтому каждое учебное заведение, которое внедряет в учебный процесс технологию «Портфолио» предлагает свои пути развития. Так С.З. Кунсбаев и А.Н.Арсланова предлагают следующуюструктуру портфолио студента : 1.Раздел 1. Общие сведения о выпускнике. Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики.2.Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности по специальности формируется с учетом требований образовательного стандарта по соответствующей специальности среднегопрофессионального образования. 3.Раздел 3. Результаты учебной и производственной практики.4.Раздел 4. Достижения в учебноисследовательской деятельности.5.Раздел 5. Дополнительные личные достижения формируется в период всего обучения студента.Таким образом, портфолио из папки достижений становится папкой карьерного продвижения и представляет собой специально оформленный пакет документов, который отражает учебные, профессиональные и личные достижения, удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство сформированных общих и профессиональных компетенций, фиксирует процесс управления и самоуправления, профессиональной карьерой, являясь технологией личностного и профессионального развития .Как инструмент «личного и профессионального развития» портфолио может использоваться учеником при поступлении в вуз, а выпускником института –визитной карточкой для приема на работу.В диссертационной работе Д.В. Шестаковой отмечается, что анализ исследований, посвященных использованию портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, показывает, что его создание и использование не рассматривается как средство формирования конкурентоспособности молодого специалиста, в то время как полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность . Поэтому важным направлением автор считает исследование влияния создания и применения в организационнопедагогической деятельности вуза целенаправленно выстроенного портфолио, обеспечивающего формирование конкурентоспособности будущего специалиста вуза. Несомненно, достаточно развернутое портфолио, отражающее всю полноту профессиональной деятельности ученика, студента, а затем и выпускника вуза, является обобщением опыта будущего специалиста, полученного на протяжении всего процесса обучения. Поэтому оно может стать «визитной карточкой» при приеме на работу. И, ведя портфолио, специалист в первую очередь повышает свои навыки и свою компетентность, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Исходя из идеи «портфолио как инструмент формирования конкурентоспособности будущего специалиста» Шестакова Д.В. предлагает три обязательные составляющие портфолио : 1.Раздел, отражающий достижения когнитивнопрофессионального компонента конкурентоспособности: достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; освоению профессионального опыта; развитию способностей решать различные профессиональные задачи, проектировать свой профессиональный рост.2.Раздел, отражающий достижения индивидуальноличностного компонента конкурентоспособности: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. 3.Раздел, отражающий достижения социального компонента конкурентоспособности: проведение благотворительных акций, концертов, реализация проектов для социально незащищенных групп населения, волонтерская работа, создание различных форм предприятий и др.Проведенные Д.В. Шестаковой исследования показали, что для студентов, ориентирующих свое портфолио на приведенные выше компоненты конкурентоспособности, установлена динамика индивидуальноличностного компонента : четкость целей и ценностных ориентации, творческая активность, психологическая пластичность и тенденция к лидерству, независимость и способность к риску, толерантность, трудолюбие, непрерывное саморазвитие и профессиональный рост, конгруэнтность, стрессоустойчивость. Также положительная динамика была выявлена и в социальной компоненте: активность в общественной деятельности, участие в социально значимых проектах, волонтерская работа, деятельность в реальноигровом профессиональном пространстве, сотрудничество с общественными организациями.Что еще раз подчеркивает важность применения данной технологии, как инструмента самоорганизации и саморазвития, повышения уровня грамотности, профессиональных компетенций специалистов. Поэтому портфолио –одна из перспективных технологий, которая может использоваться в системе образования для формирования личностных и профессиональных качеств сначала школьников, потом студентов, затем –квалифицированных специалистов.

3. ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАОб использовании технологии «Портфолио» специалистами разных профессий для личностного роста и повышения квалификации написано не так много, как о внедрении портфолио в системе образования. Вероятно, это вызвано тем, что на данной ступени, когда человек уже приобрел необходимые навыки и имеет работу, специалистстановится некой «замкнутой системой» и его результаты саморазвития сложнее проследить.Однако, есть определенные сферы труда, где портфолио получило свое признание и широко используется для мониторинга развития профессиональных компетенций специалистов. В первую очередь это система образования. В оценке качества образованияважной составляющей является качество профессиональной подготовки персонала образовательных учреждений, так как профессиональное и личностное развитие преподавателя существенно влияютна образовательный результат. Одним из эффективных способов управлять процессом образования, обеспечивая повышение его качества, является использование профессионального портфолио, призванного дать содержательное представление о профессиональном развитии преподавателя в процессе подготовки к выполнению профессиональных функций в постоянно меняющихся условиях .Педагогам в школах, техникумах и детских клубах, а также преподавателям вузов необходимо проходить аттестацию. Поэтому так или иначе каждый педагог должен ежегодно повышать свою квалификацию и предоставлять отчет о своем профессиональном росте.Согласно Г.Н. Скударевой в последние годы отмечается, что научные представления ряда современных ученых связаны с переносом акцентов с деятельности учащихся на деятельность молодых учителей с целью самооценки, фиксирования, систематизации их индивидуального профессионального опыта, а также общественной оценки их профессиональных достижений в виде портфолио. Особую актуальность данная проблема приобретает сегодня в связи с прогрессирующей нехваткой и старением педагогических кадров в школах. Особую значимость рассматриваемому вопросу в контексте обозначенной темы придает и новое Положение об аттестации педагогических кадров, в соответствии с которым уже через два года с начала практической педагогической деятельности молодой учитель должен пройти процедуру аттестации и подтвердить свой профессиональный уровень, соответствующий определенной квалификационной категории. Одним из условий прохождения аттестацииявляется экспертиза индивидуального педагогического опыта, который оптимально и всесторонне может быть представлен в форме портфолио. В работе приводятся следующие функции, которые должно выполнять портфолио: репрезентативную (представляет преподавателя как уникального и неповторимого), коммуникативную (является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами), рефлексивную (даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт), оценочную (позволяет как самому преподавателю оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам), развивающую (необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию), селективную (позволяет преподавателю выбратьдеятельность по своим способностям).Данные функции могут лечь в основу разработки методических рекомендаций по созданию портфолио. Помимо методических рекомендации по организации портфолио и самих технологий составления портфолио, важным аспектом также является разработка методик оценки портфолио. Ведь, как уже было сказано ранее, на данный момент нет единого представления о том, что должно включать в себя портфолио, поэтому нет единого способа оценки результатов деятельности, организованных в виде портфолио.Как указывает Г.Н. Скударева внешняя оценка результатов деятельности молодого учителя сопряжена с проведением независимой экспертизы . Автор считает, что при экспертизе материалов портфолио на данный момент целесообразно опираться на комплекс критериев и показателей, учитывающих наиболее общие достижения молодого учителя :1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся. 2.Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.3.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных технологий и технологий здоровьесбережения в процессе обучения предмету и внеурочной деятельности.4.Изучение и обобщение собственного педагогического опыта.5.Участие в профессиональных конкурсах.6.Общественнопедагогическая деятельность.При этом, важно помнить, что при разработке портфолио возникает необходимость определения временных рамок для систематизации материалов. Как показывает практика, для представления реальных достижений молодого учителя необходим период не менее двух лет. Поэтому каждый отдельный помещенный в портфолио материал должен датироваться. Учет указанных моментов при составлении портфолио, по мнению Г.Н. Скударевой,способствует повышению авторитета учителя у родительской общественности (что очень важно) и в профессиональнопедагогической среде.Кроме тогопортфолио помогает молодым педагогам соответствовать современным требованиям времени и демонстрировать свои достижения на различных информационных уровнях .Об профессиональной компетентности учителя (преподавателя) говорят и те технологии, которые он выбирает для ведения своего портфолио. Так, наиболее перспективной технологией на данный момент является «Епортфолио» (электронное портфолио).

4. ТЕХНОЛОГИЯ ЕПОРТФОЛИО

КАК МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГАНа данный момент активно используются три метода организации портфолио:бумажное портфолио в виде папки достижений;электронное портфолио на диске (флешкарте) в виде набора файлов;портфолиосайт (или личная страница специалиста), постоянно размещенный в сети Интернет.Наиболее перспективным представляется третий вид организации портфолио. В данном случае вся необходимая информация о владельце портфолио общедоступна и может быть показана с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Важность перехода от бумажного портфолио к электронному (епортфолио) подчеркивают в своей работе и О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина . В статье приводятся результаты анкетирования по вопросам возможности использования электронного портфолио для трудоустройства и профессионального развития. Как указано в работе в ходе опроса использовались онлайн анкета из 38 вопросов. В опросе приняли участие 60 человек, представляющие средние, высшие и средние специальные учебные заведения г. Красноярска. Респонденты мужчины –13 человек, женщины –47 человек. Возрастные группы: 2030 лет (18 человек), 3140 лет (23 человека), 4150 лет (11 человек), 5160 лет (8 человек). В результате анкетирования были получены следующие результаты:1.Каждый из анкетируемых педагогов имеет персональный компьютер, который использует ежедневно.2.84,7% респондентов используют социальные сети.3.Технологию епортфолио на момент анкетирования использовало 12 человек. У 72,8% респондентов мотивирующим фактором к созданию собственного епортфолио явилось требование организации, и только 27,2% сделали это по собственной инициативе. Из оставшихся 48 участников анкетирования 27 человек (56%) не знали о таком инструменте оценивания, 18 (38%) выбрали ответ «В организации приняты другие форматы оценивания профессиональных компетенций», 3 респондентам не нравятся предлагаемые технологии электронного портфолио.4.Из 12 педагогов, ранее использовавших епортфолио, 10 (83%) выбрали программное обеспечение, предложенное организацией.5.Если педагоги использовали епортфолио для профессионального развития (67%), то в качестве инструмента трудоустройства его не использовал никто. Однако, по мнению анкетируемых, епортфолио как инструмент трудоустройства может быть эффективным в будущем (100% респондентов).6.По мнению анкетируемых педагогов, в структуре епортфолио должны находиться следующие разделы (значимые различия по биноминальному критерию): Резюме; Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.); Примеры проектов/работ; Обратная связь. Не обязательно (нетзначимых различий): Видеорезюме; Карьерные планы; Рекомендации предыдущих работодателей; Социальная деятельность; Условия работы; Мобильность.7.Все анкетируемые отметили, что для создания епортфолио должны использоваться системы, опирающиеся на русский язык.8.64% респондентов отметили, что в будущем портфолио будет играть ведущую роль в процессе трудоустройства. 36% ответили, что нет. Это означает, что пока российские педагоги не видят епортфолио в качестве эффективного инструмента для трудоустройства.Проведенное анкетирование (несмотря на его небольшой охват) показало, что педагоги готовы к использованию новых информационных технологий, в том числе и к созданию персональных электронных портфолио. Однако, для них важно, чтобы был предложен доступный и интуитивнопонятный инструмент по организации подобных отчетов о профессиональной деятельности. Также исходя из проведенного анкетирования можно сделать вывод о важности тех или иных разделов портфолио по мнению педагогов, что немаловажно при разработке собственного решения. Как указывает А.С.Тикуркина преимущество электронного портфолио перед традиционным на бумажных носителях обусловлено :1.Широким внедрением в учебный процесс новых информационных и коммуникационных технологий, что позволило осуществлять достаточно большой объем учебной работы с обучающимися в сети Интернет. Понять и оценить достижения учителя в области сетевого обучения можно исключительно в сети Интернет.2.Сетевой доступ к портфолио позволит значительно большему количеству людей познакомиться с достижениями конкретного учителя. Для родителей учеников электронное портфолио –это легкодоступная визитная карточка учителя.3.Электронное портфолио постоянно находится в состоянии готовности и при его систематическом дополнении и обновлении не будет требовать временных затрат для очередного предоставления.Принимая во внимание специфику электронного формата портфолио, А.С.Тикуркина выделяет следующие структурные компоненты или разделы портфолио учителя :1.Документы, регламентирующие работу учителя; 2.Учебные материалы, созданные учителем для использования в учебном процессе (в электронном виде);3.Научные достижения учителя; 4.Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности учителя; 5.Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений; 6.Отзывы коллег, родителей и учащихся, благодарственные письма, грамоты, сертификаты, подтверждающие участие педагога в общественных, научных и других мероприятиях;7.Мультимедийная библиотека; 8.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.Указанные разделы (на наш взгляд) могут быть воплощены в портфолио любого «учителяпредметника», методиста, руководителя кружка, воспитателя и др. специалистов. Поэтому их можно использовать при разработке своего персонального портфолио как для аттестации, так и для повышения имиджа в лице коллег, учащихся и их родителей. В том числе и с точки зрения разработки электронного портфолио специалиста, воплощенного, например, в виде вебсайта, постоянно размещенного в сети Интернет с регулярной актуализацией материалов по результатам профессиональной деятельности.Стоит отметить, что в портфолио преподавателя должны присутствовать не только личные заслуги педагога, но и результаты его учеников. Это обуславливается тем, что по росту учащихся можно судить о работе преподавателя, т.е. о его профессиональной компетентности.

5. ВЫВОДЫИсходя из проведенного анализа работ, посвященных внедрению технологии портфолио в образовательный процесс, можно сделать следующиевыводы. Основные функции портфолио:репрезентативная –представляет владельца портфолио как уникального и неповторимого;коммуникативная –является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами;рефлексивная –даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт;оценочная –позволяет как самому владельцу портфолио оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам;развивающая –необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию;селективная –позволяет владельцу портфолио выбрать деятельность по своим способностям.При разработке портфолио необходимо учитывать, что: портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся;портфолио это взгляд в прошлое (каким я был), в настоящее (чего я достиг и что имею) и в будущее (что я должен сделать для дальнейшего саморазвития).Разделами портфолио могут стать такие пункты, как:Общие сведения об авторе портфолио (год рождения,стаж работы, увлечения, повышение квалификации и др.).Достижения в профессиональной деятельности. Достижения в учебноисследовательской деятельности.Научные достижения.Достижения в социокультурной сфере.Дополнительные личные достижения формируется в период профессионального роста.Документы, регламентирующие работу автора портфолио (дипломы о среднем, среднеспециализированном и высшем образовании, дипломы о повышении квалификации и др.). Отзывы коллег, ученых, организаций.Мультимедийная библиотека и разные ссылки.Достижения подопечных (если, к примеру, речь идет о портфолио учителя или руководителя проекта).Личные разработки (учебноматериальная база, книги, программы, документы, фотоматериалы, чертежи и др.).Приведенные в работе утверждения подтверждают, что технология «Портфолио» может использоваться в системе образования как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов.

Ссылки на источники1.Кукуев А. И. Портфолио в зарубежном опыте образования взрослых. [Текст] /А.И. Кукуев. //Вестник непрерывного образования. №34: научный журнал. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 3134.2.Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование технологии епортфолио в высшем образовании в Российской Федерации. Сибирский педагогический журнал, №9. 2011. С. 6577.3.Шкерина Л.В., Юшипицына Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио. Высшее образованиие сегодня, №7. 2012. С. 1927.4.Щетинина В.В. Технология «Портфолио» подготовки студентов к преподавательской деятельности в педагогических колледжах. Вектор науки ТГУ. No4(11). 2012. С. 339342.5.Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Начальная школа. 2012, №8. С. 2325.6.Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Трофимова В.В. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средставами епортфолио. Современные проблемы науки и образования, №1. 2014. С.35.7.Кашкорова Г.П. Исследовательское портфолио как форма организации научной работы студентов. Сибирский педагогический журнал, №9. 2008. С.367375.8.Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов. Педагогическое образование в России. №2. 2014. С.22289.Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Портфолио студента колледжа в условиях реализации ФГОС. Научный поиск, №2.3. 2014. С. 5457.10.Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шестакова Дари Викторовна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота].Калининград, 2012.168 с.: ил. 11.Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 154 (кн. 6). 2012. С. 280287.12.Скударева Г.Н. Портфолио молодого учителя как инструмент самооценки и общественной оценки его профессиональных достижений [Текст] / Г. Н. Скударева // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1. С. 143150.13.Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г. Анализ возможностей иперспектив использования электронного портфолио педагогами (по материалам онлайнанкетирования). Современные проблемы науки и образования, №2. 2014. С.179.14.Тикуркина А.С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка. Вестник ТГУ, выпуск 1 (117), 2013. С 137141.

Монография посвящена методологии и практике использования технологии электронного портфолио в образовании. Представлен российский и зарубежный опыт применения портфолио на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений и продвижения на рынке труда. Описаны модели и механизмы внедрения технологии электронного портфолио в высшей школе.
Для аспирантов и магистров направления «Образование», преподавателей вузов, учителей, административно-управленческих работников образовательной сферы. Может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. слушателям в системе повышения педагогической квалификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОНЯТИИ «.Е-ПОРТФОЛИО».
В связи с популярностью использования этого термина в настоящее время существует множество определений понятия «е-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги . В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижения и уровень компетентности .

Проведем ретроспективный анализ наиболее удачных, по нашему мнению, определений.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл (1991) определяют портфолио как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим его усилия либо достижения в одной или более областях. Согласно С. Мейселс и Д. Стил (1991). портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы: отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Зарубежные исследователи о понятии «е-портфолио»
1.2. Российские исследователи о феноменологии портфолио в образовательной практике
1.3. Модели и технологии использования электронного портфолио в XXI в
Список литературы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Американский опыт использования технологии е-портфолио в высшей школе
2.2. Европейский опыт использования технологии е-портфолио
Список литературы
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Теория и практика использования е-портфолио в средней общеобразовательной школе
3.2. Использование е-портфолио в системе среднего профессионального образования Российской Федерации
3.3. Анализ опыта использования е-портфолио в высшей школе Российской Федерации
3.4. Опыт использования технологии е-портфолио в Сибирском федеральном университете
Список литературы
ГЛАВА 4. МОДЕЛИ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО
4.1. Электронный портфолио в системе профессионального развития и оценке качества персонала Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
4.2. Социологические исследования по использованию технологии е-портфолио в учебном процессе университета
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология электронного портфолио в образовании, Российский и зарубежный опыт, Монография, Смолянинова О.Г., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессионально-ориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. В российских учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

  • - Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
  • - В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.
  • - Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, которые используются в зарубежном образовании (см. Таблица 1).

Таблица 1. Типы портфолио, используемые в зарубежном образовании

Тип портфолио

Характеристика

1) Портфолио документации

Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата

2) Портфолио процесса

При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки

3) Портфолио показательный

Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ

4) Оценочный портфолио

Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения

В зарубежных странах в большинстве случаев различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений при координации профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, производится из средств федерального бюджета.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:

  • - развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
  • - сформированность умения решать задачи;
  • - сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
  • - развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
  • - сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

В России в начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению. В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Модель позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

В отечественном образовании заметно лишь обращение к опыту использования портфолио в общеобразовательной школе. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся (см. Таблица 2).

Таблица 2. Виды портфолио учащихся, применяемых в отечественном образовании: их преимущества и ограничения

Виды портфолио

Преимущества

Ограничения

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей

Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей

Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления

Сложность формализации и учёта собранной информации.

Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее

В настоящее время в отечественном образовании диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования - от начальной до высшей школы.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.

Несмотря на это, при использовании портфолио российские студенты могут встретиться с проблемами, связанными с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания обучаемым собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности и основанная на компетентностном подходе технология обучения.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что портфолио-технология находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.

Технология портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора учителей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Определения портфолио (по материалам американских исследований):

1. Коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося.

4. Выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый педагогом и обучающимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио. Ниже перечислены виды портфолио, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.

Таблица 20

Виды портфолио

Вид портфолио

Цель создания

Портфолио

документации

Создать набор документов , необходимых в работе

Портфолио

показательное

(презентационное)

Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам

Портфолио оценочное

Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность

Портфолио работ

(рабочее)

Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы, модели…)

Портфолио процесса

Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей

Портфолио проблемное, тематическое

Показать процесс и результат (или динамику) работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме

Функции портфолио:

    Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

    Целеполагания – поддерживает учебные цели.

    Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.

    Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся: копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.