Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я". Упражнение «Сердитые шарики»

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция.

Я-концепция, в свою очередь, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека.

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет "инсайт-ориентированный" характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Цель программы: Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арт-терапии.

То есть формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностную и предметную рефлексию.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

  1. Создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия.
  2. Обучение способам выражения своих чувств.
  3. Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.
  4. Актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.

Мы ожидаем получить:

  1. Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
  2. Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
  3. Приобретении навыков рефлексии;
  4. Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Общее число занятий: 7, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 3–15 человек.

Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.

При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Тест-опросник самоотношения В.В.Столина. (Приложение 1 )
  2. Тест-опросник “Шкала самоуважения Розенберга”. (Приложение 2 )
  3. Тест двадцати утверждений на самоотношение, разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. (Приложение 3 )

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. Для театрализованных представлений (Перфоманса) могут понадобиться грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.

Диски с музыкой.

Программа тренинговой личностно-ориентированной коррекционной программы по формированию позитивной Я-концепции у старших подростков. (Приложение 4)

Тематический план занятий

Тема Цели, задачи, назначения арт-занятия Наименование форм работы, упражнения
Знакомство. “Затерянный мир – Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.

Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе.

  1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.
  2. Знакомство.
  3. Выработка правил группы.
  4. Упражнение “Каракули”
  5. “Метафорический Автопортрет”.
  6. Рефлексия.
“Цветные звуки моего тела” – Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

– Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

– Обучение способам выражения своих чувств.

  1. Свободное рисование на листе бумаги.
  2. Техника “Цветные звуки моего тела”.
  3. Рефлексия.
“Рисуем имя…” – Исследование личностной идентичности;

– Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

– Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

– Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.

  1. Упражнение “Зеркало”.
  2. Техника “Рисуем имя”
  3. Упражнение “письмо Волшебнику”.
  4. Рефлексия.
“Рисуем маски…” Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Визуализация.
  2. Техника “Рисуем маски…”
  3. Рефлексия.
  4. Упражнение “Два письма”
“Мой герб” Осознание и исследование своей идентичности, актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.
  1. Упражнения для настроя.
  2. Техника “мой герб”
  3. Рефлексия
  4. Релаксация “Водопад”
Коллаж: “ Все грани моего Я” Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Техника “Коллаж”
  2. Упражнения для настроя.
  3. Техника вербализации: “Избавление от комплекса”
  4. Рефлексия
Перформанс Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.
  1. Упражнение “Шанхайцы”
  2. Создание образов и представление их.
  3. Рефлексия.

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ “Я”.
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Правила арт-терапии.

  1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
  2. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
  3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
  4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  5. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  3. Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".
  4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
  5. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
  6. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
  7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике". – Педагогика, 2000.
  8. "Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.
  10. "Хрестоматия. Арт-терапия". Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

Тренинг «Я смогу себя контролировать»

профилактика аутодеструктивного поведения подростков

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»


Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?



Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш одноклассник отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Чистый лист бумаги»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это- вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?




Упражнение «Избавление от страхов»

I. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две колонки. Первую колонку озаглавьте «Страхи» и запишите в нее под номерами все страхи, которые терзают вашу душу. Вторую колонку озаглавьте «Желания» и попытайтесь каждый страх перефразировать в желание, соблюдая следующие два условия: во-первых, желание должно выражаться позитивным утверждением без частицы «не», во-вторых, в формулировках своих желаний по возможности избегайте форм: «Я хочу, чтобы он (она, они)...» Если этих форм избежать не удается, то старайтесь не выходить за пределы трех предложенных фраз: «Я хочу, чтобы он был здоров», «Я хочу, чтобы он был счастлив» и «Я хочу, чтобы у него все было в порядке».

Например, если ваш страх выражается фразой: «Я боюсь, что моя мама снова выйдет замуж», - вы не должны писать: «Я хочу, чтобы моя мама не выходила замуж!», - вам следует писать: «Я хочу, чтобы у моей мамы было все в порядке и у меня тоже!»

ПРИМЕР: СТРАХИ ЖЕЛАНИЯ

Страх

Желание

Я боюсь попасть в армию

Я хочу жить дома

Я боюсь умереть

Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать

Я боюсь, что меня ограбят

Я хочу быть при деньгах

Я боюсь, что он не отдаст мне долг

Я хочу получить назад долг

Я боюсь за здоровье своей мамы

Я хочу, чтобы моя мама была здорова

Я боюсь стать жертвой преступления

Я хочу быть защищенным

Возьмите ножницы и разрежьте этот лист пополам - отделите страхи от желаний. Пол-листа со страхами сомните, положите на блюдце и подожгите. Внимательно смотрите, как ваши страхи горят, как темнеют буквы и как ваши страхи, в конечном счете, вспыхивают и исчезают навсегда с лица земли. Если какая-то часть бумаги отлетела, не догорела, - подожгите ее заново. Пепел киньте в унитаз или в раковину и хорошо смойте водой. Больше у вас НЕТ СТРА-ХОВ - остались только ЖЕЛАНИЯ! Свои желания, освобожденные от страхов, перечитайте еще несколько раз.



Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

Притча «Кем вы были в прошлой жизни»

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?
(Омар Хайям, перевод Германа Плисецкого)

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щёголь в шёлковых шароварах спросил Хайяма:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
– Идём со мной.
Щёголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Щёголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

«Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Образ Я

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Идеализированный образ «Я» Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Образ Я Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Желаемый Я-образ Желаемый Я-образ - это «я, обладающий большим количеством выборов, для которого это нежелательное поведение/реакция - не проблема». Есть ряд элементов, делающих этот образ сильным мотиватором изменения.Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Как возникает образ Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в

Из книги Здравствуй, Душа! [Раздел I] автора Зеленский Валерий Всеволодович

Образ и Душа Не будем забывать, что отправной точкой цивилизации современного западного мира является классическая Греция. Это имеет особенно большое значение для глубинной психологии и, в частности, для юнговской психологии, в которой считается, что психическая жизнь

Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

Символизм физиологизма: образ тела и образ мира Антропоморфный принцип в космогонии представляет человеческий организм и продукты его жизнедеятельности в качестве аллегории структурных компонент мира и законов их функционирования. В некоторых архаических мифах

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Образ солдата В военный госпиталь приехал ансамбль песни и пляски сельской школы, чтобы подбодрить раненых.«Ааа-са… оо-па…» - кричал бодро самый маленький танцор. И так как не все раненые могли встать и выйти в коридор, где происходил концерт, мальчик в папахе вбежал в

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Женский образ Такими увидели представительниц прекрасного пола мужчины: Мечтает быть счастливой. Хочет быть замужем и иметь детей. Ей ужасно, когда она чувствует себя одинокой. Очаг, дом – в ее владении, и от этого она много требует. Ей важно быть ценной и нужной.

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Образ здоровья или образ жизни? На Востоке здоровье всегда было результатом взаимоотношений. Считается, что ни разум, ни тело, ни дух не может рассматриваться как единственная причина или жертва заболевания, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. То, что символ

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Я-образ В этом разделе мы познакомимся со следующей составляющей интеллекта, которая называется: Я-образ.Я-образ – это то, что вы думаете о самом себе. Это единственное, на что вы можете реально повлиять. И это – главный источник вашей силы.Чем лучше и точнее вы себя знаете,

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Я-образ Все, что мы о себе думаем, составляет наш «Я-образ».Я-образ – это не простое восприятия себя как некоторого организма, что свойственно и приматам. Это восприятие себя именно как активного субъекта со своими потребностями, желаниями и целями. Воздействуя на Я-образ,

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

«Я»-образ В самой первой книге по психологии, которую написал американский философ Уильям Джеймс в 1890 году, говорилось, что человек отличается от животных наличием модели «Я».Конечно, такой простой и яркий признак отличия от животных, как образ «Я», одно время был

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Идеальный образ Идеальный образ личности закрывает возможности для сотрудничества. Мы смотрим вокруг и видим, насколько наша природа разумна. Нам трудно представить, что все это лишь результат биологической случайности. Именно поэтому мы всерьез сомневаемся, что живем

Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

Теологический образ Бога и психологический образ человека Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

Образ врага Пришла ко мне на занятия как-то одна супружеская пара. На индивидуальную консультацию времени у меня не было, поэтому я попросила их прийти в другой раз. Но дама была настойчива в своих требованиях – ей хотелось всего сразу и сейчас! Ну я и выдала ей весь

Из книги автора

5. Ваш телесный образ Если первый взгляд или рукопожатие способны разоблачить, то и ваша манера общения в целом оказывает определенное воздействие на окружающих. В разные моменты жизни каждому из нас приходится то брать на себя инициативу, то поневоле принимать

То, что мы будем рассматривать в этой главе, вам может ничего нового про вас не сказать, но одно вы должны увидеть точно: вы увидите то, как вы себя видите. И когда вы это увидите, вы сможете понять кое-что про себя. Мы уже много говорили про отождествление. Про то, что есть ощущение себя, чувство Я и есть его отождествление с разными формами: с ролью, с телом, с образом и т.д. И мы выяснили, что ощущение Я и выполняемая нами роль — не одно и то же, что ощущение Я и наше тело — не одно и то же. Получается, что есть чувство Я, а есть масса образов, ролей и форм, с которыми мы себя отождествляем. Давайте попробуем обобщить все наши знания про самих себя и понять, кем и чем мы себя считаем, и является ли это действительно истиной про нас.

Но начнем мы наше исследование, пожалуй, с несколько иного ракурса: то, как мы видим себя, и то, как нас видят другие. Я уже неоднократно в предыдущих главах делал акцент на то, что у нас есть свой внутренний мир, к которому другие люди доступа не имеют. Это мир наших эмоций, ощущений, мыслей. Есть также внешний мир, который доступен остальным людям. Как вы думаете, где находится ваше ощущение себя: во внешнем мире или во внутреннем? Акцентирую внимание на том, что я имею в виду именно ощущение себя, чувство Я, о котором мы говорили в предыдущих главах. Очевидно, что ощущение Я находится в вашем внутреннем мире. Разве вы можете его кому-то показать? Когда вы смотрите на мир, вы его видите, как бы из головы (или даже из глаз), или из сердца, кому как ближе. При этом примерно туда (в голову или в сердце) вы условно помещаете свое ощущение себя.

Когда вы говорите «Я» вы обычно имеете в виду именно себя как чувство Я. И это, однозначно, субъективное ощущение. Однако, как на вас смотрят окружающие? Они точно не осознают это ваше ощущение себя. Все, что они могут о вас сказать, может касаться только ваших внешних проявлений. Они видят только ваше тело и его проявления: как оно выглядит, ваше внешнее поведение, характер, голос, и т.д. Это все относится к внешней реальности, т.к. только её вы можете разделить с другими.

Вот и выходит, что вы, когда говорите «Я», имеете ввиду одно — внутреннее чувство Я. Другие люди, когда говорят о вас имеют ввиду совсем иное — ваши внешние проявления. Пока вы смотрите на то, что происходит в вашем внутреннем мире, т.е. ваши мысли, образы, сны, чувства, другие люди наблюдают ваши внешние проявления, т.е. поведение вашего тела, ваши поступки, внешнее проявление ваших эмоций и т.д. Как, получается, люди вас оценивают? Кем они вас считают? Они считают, что вы — это ваше тело. И это естественно, т.к. только так они вас и знают.

Давайте посмотрим на этот процесс с двух сторон: со стороны сторонних людей, и со стороны вашего субъективного взгляда на мир. Вот смотрите, у родителей рождается ребенок. Они его называют, например, Коля. Они знают, что Коля — мальчик, т.к. у него присутствуют мужские половые признаки. Они знают, сколько Коля весит, каково здоровье Коли, какой цвет его глаз, и на кого он больше похож — на маму или на папу. Они это все знают потому, что они уже взрослые и умеют различать такие признаки у ребенка. Кроме того, и это самое главное, Коля для них — это вот это вот тельце, которое они перед собой видят. И, когда они обращаются они в нему, они, по сути, обращаются к этому тельцу. Даже имя Коля они дали именно телу новорожденного.

Я не хочу сказать, что родители относятся к ребенку, как просто к телу. Конечно, они видят в нем живую душу, живого человека, который, хоть и маленький, но осознает этот мир, имеет свой характер и свои особенности проявления. Конечно, они понимают, что он сознательный, и что у него есть такой же субъективный мир, как и у них, но непосредственно этого они не видят, поэтому обращаются к тому, что видно — в телу ребенка.

Итак, ребенок растет. У него появляются особенности поведения, выкристаллизовывается характер. Его тело постепенно начинает принимать более конкретные формы: он становится или полным или худым, или здоровым или болезненным, или блондином или брюнетом, или смышленым или глуповатым. Все это родители ребенка видят, непосредственно наблюдая за его поведением. Все эти особенности родители выделяют в нем потому, что в их культуре, где они выросли, научились выделять именно такие признаки. И они это делают только на основании своего субъективного мнения. Например, ум ребенка — достаточно широкое понятие. Он может быть несмышленым в раскладывании фигурок по кучкам по цвету, но может быть смышленым в умении общаться с другими людьми. Какой он, в таком случае, умный или глупый? Очевидно, что ни то, ни другое. Несмотря на это, родители на основании своей субъективной оценки дают ребенку ту или иную оценку — глупый или умный. То же самое касается и других признаков. Полнота, например, тоже субъективная оценка. Для одного человека ты — худой, для другого — полный. Еще пример. Одному из родителей может показаться, что у ребенка кривоватые ножки. Так это или нет — судить врачу, но родитель делает свое заключение и считает, что его ребенок кривоногий. Это так же субъективное заключение.

Часть характеристик и оценок ребенка родителями субъективна. Например: ум, сила, нормальность, красота, и др. Другая часть характеристик достаточно объективна. Например: вес, рост, цвет глаз, пол и т.д. Как бы там ни было, родители дают характеристики и оценки ребенку на основании того, что они видят и на основании своего взгляда на вещи, какими они должны быть. Повторюсь еще раз: эти все их оценки происходят только на основании того, как проявляет себя тело ребенка.

Давайте теперь посмотрим на все эти процессы со стороны ребенка, точнее, со стороны того, как он воспринимает мир. Возьмем вас. Как вы воспринимаете мир? Как бы из своего тела, из своей головы. Оттуда вы за всем наблюдаете. Так же, естественно, и у ребенка. Итак, что же видит и осознает ребенок? Здесь достаточно сложно судить, т.к. это внутренний опыт ребенка. Сложно представить, что же происходило в раннем детстве в сознании ребенка. Однако мы попробуем это представить исходя из того, как устроен наш личный субъективный опыт. Представьте, что вы маленький ребенок, который о себе ничего не знает. Все, что вы знаете о себе, так это ваше ощущение себя, своего присутствия. В это время вы отождествлены со своим ощущением себя. Естественно, вы видите и чувствуете свое тело, а также слышите голоса родителей, которые к вам обращаются. И вот родители, видя вас как ваше тело, показывают на ваше тело и говорят, что это вы. Они говорят вам, что вы — Коля, что вы мальчик, полненький, азарной и красивый. Они говорят, что у вас таланты к рисованию. Соседка тетя Глаша сказала, что вы несколько глуповаты. А тетя Зоя сказала, что у вас мамины глаза. Конечно, они все это говорят про ваше тело и ваше поведение, но при этом обращаются к вам и говорят что это именно ВЫ такой. Так как вы понятия не имеете, кто вы такой, то принимаете все это на веру.

Вы постоянно находитесь в обществе взрослых и, естественно, постепенно перенимаете их взгляд на мир. В том числе вы принимаете их представление о вас. Вы перестаете верить своим ощущениям, тому, что вы — это ваше ощущение присутствия, ваше чувство Я. Авторитет взрослых достаточно силен, чтобы вы начали считать себя тем, что о вас говорят эти большие и авторитетные люди. Постепенно вы все больше начинаете считать себя этим телом с именем Коля. Также вы узнаете, что вы мальчик, полненький, азарной, красивый. Вы принимаете на веру, что у вас есть талант к рисованию, что вы глуповаты, и что у вас мамины глаза. Вы начинаете считать собой все то, что о вас говорят.

Так формируется в уме человека абстрактный образ под названием «Я». Почему это абстрактный образ? Потому что все, что ребёнку говорят о нем взрослые, это все только информация. В уме создается некий образ «Я» , и все, что человек про себя узнает от окружающих, добавляется к этому образу в виде дополнительной информации. Впоследствии человек узнает, что он — Овен, что у него холерический характер, что он русский и что принадлежит знатному роду. Постепенно этот образ себя у человека расширяется за счёт новой информации. Часть знаний о себе он узнает от окружающих, часть — просто наблюдая за собой. Например, ребёнок пытается залезть на высокое дерево, как это делают его ровесники, но у него ничего не получается. После ряда неудачных попыток он заключает, что он не умеет лазить по деревьям. Это убеждение добавляется к его образу себя. Теперь, зная это, он в будущем даже не будет пытаться залезть на дерево, хотя физически он уже достаточно для этого развился.

Вот так вырастает мальчик Коля и его образ себя заполняется примерно такой информацией: его зовут Николай Лыжин, он из семьи шахтеров, он мальчик, ему 10 лет, он украинец, он умеет хорошо играть в футбол, ему плохо даются точные науки, но хорошо дается русская литература, и т.д. Как вы понимаете, то, что я перечислил про мальчика Колю — капля в море той информации, которую имеет этот ребёнок про себя. И вся эта информация входит в его образ Я .

Если спросить этого ребёнка в более-менее взрослом возрасте, кто он, то он, скорее всего, начнёт перечислять что-то из этого списка, входящий в его образ Я. Однако, как мы говорили ранее, когда мы говорим слово «Я» у нас возникает особое чувство или ощущение, которое мы выше назвали чувством Я, или ощущением себя. Получается, что в сознании взрослого человека есть, как бы, два объекта, которые называются Я: чувство Я и образ Я . Когда человек говорит «Я хочу есть» то он имеет в виду своё чувство Я. Когда человек говорит «Я умею хорошо готовить», то он имеет в виду свой образ Я. Однако, чаще всего, человек думает о себе именно как об образе Я, при этом полагая, что он и есть этот образ Я. При этом человек редко задумывается о своём чувстве Я, редко обращает на него внимание. Так происходит замещение его изначального ощущения себя на образ себя. А образ себя — это абстрактный образ в его уме. Мы уже в предыдущих главах этот процесс описывали. Это и есть отождествление себя с образом Я.

Как мы видим, наш образ себя содержит очень много информации. Давайте попробуем перечислить все то, что может входить в этот образ. Т.к. пунктов очень много мы их разделим на группы. Итак, что входит в образ Я?

  1. Физическое тело
    1. Пол . Мужской, женский. Пример : Я — мужчина.
    2. Внешний вид . Цвет глаз, цвет волос, стройность, рост, телосложение и все остальные особенности тела человека. Пример : Я брюнет; у меня голубые глаза; я в меру упитанный; мой рост 1,76 метра; у меня длинные волосы; на левой ноге у меня рубец от пореза и т.д.
    3. Возраст . Пример : Мне 28 лет.
    4. Состояние здоровья . Общий физический тонус, хронические болезни, подверженность заболеваниям и др. Пример : Я, в общем-то, здоровый человек; У меня хронический гастрит и плоскостопие; Я легко простужаюсь.
  2. Отношения с людьми
    1. Семья и отношения с семьей . Сюда входят все люди, которых я считаю своими родственниками. Особый круг составляют близкие люди: родители, братья, сестры, дети и все остальные, кого я считаю своей семьей. Сюда же стоит добавить все особенности моих отношений с каждым из членов моей семьи. Пример . Моя мать — Белоусова Мария Филипповна. У меня с ней дружеские отношения, правда, иногда мы ссоримся по поводу моей профессии. Мой брат — Белоусов Кирилл Потапович. У меня с ним натянутые отношения. Мой дед — Белоусов Захар Семенович. Он ветеран войны и имеет медаль за отвагу, которую ему вручил сам Сталин. И т.д.
    2. Род . Пример : мы — род Белоусовых, мы — аристократы, мой прапрадед имел поместье в Ростовской губернии.
    3. Друзья и отношения с друзьями . Пример : У меня 5 друзей. Один из них — полковник спецслужб. Они ко мне относятся замечательно, я к нему тоже. С одним из них у меня общий бизнес.
    4. Коллеги и отношения с коллегами . Пример : Я работаю в офисе. Я общаюсь с десятью коллегами. С одним из них у меня постоянная вражда. С двумя другими я дружу. С остальными у меня формальное общение. Шеф у меня замечательный. Он признает мои достижения и относится с пониманием к своим сотрудникам.
    5. Общее отношение людей ко мне . Пример . В принципе основная масса людей, которых я знаю, относятся ко мне уважительно. Многие из них даже любят меня и считают очень веселым человеком.
  3. Положение в обществе
    1. Имя . Пример : Меня зовут Белоусов Иван Потапович. Родственники меня зовут просто Ваней. Друзья меня зовут Ванек.
    2. Образование и профессия . Пример : Я имею высшее образование по специальности системотехника.
    3. Работа и должность . Пример : Я работаю на фирме “Рога и копыта” старшим инженером.
    4. Уровень дохода . Пример : Я получаю 1000 долларов в месяц.
  4. Принадлежность социальной группе
    1. Национальность . Пример : Я — русский.
    2. Раса . Пример : Я — белый.
    3. Вероисповедание . Пример : Я — буддист.
    4. Социальный класс . Пример : Я отношусь к элите общества.
    5. И др.
  5. Собственность
    1. Место жительства . Пример : Я живу в элитном районе в центре Москвы в пятикомнатной квартире.
    2. Личная собственность . Все, чем я владею. Пример : У меня есть магнитофон, паяльник, люстра, штаны из Китая, кепка, телефон IPhone, дом на Рублевке, две фирмы по производству мебели, автомобиль Ауди и т.д.
  6. Личные особенности
    1. Характеристики себя . Т.е. какой я. Пример : Я — смелый, сильный, разносторонний, жадный, красивый, злой, доверчивый и т.д.
    2. Типичное поведение . Особенности моего поведения в разных ситуациях. Пример : при девушках я робею; если меня задеть, то я дам сдачи; я спокойно отношусь к увлечениям моего сына; я всегда стараюсь прийти на помощь человеку; и т.д.
    3. Знания . Пример : я знаю, как устроен телевизор, как выиграть в рулетку, как правильно инвестировать деньги; я хорошо знаю школьный курс физики; у меня диплом по вязанию крючком; и т.д.
    4. Умения . Пример : Я умею хорошо ловить рыбу, играть в шахматы, строить дома, знакомиться с девушками, плавать, играть в нарды и т.д.
    5. Интересы . Что мне интересно и не интересно. Пример : мне интересно все, что связано с миром моды; мне интересно читать детективы; мне интересно играть с сыном; мне не интересно ходить по магазинам; мне не интересно играть в футбол; и т.д.
    6. Предпочтения . Пример : мой любимый цвет — синий; мне нравится джаз; я люблю хризантемы; мне нравятся девушки с мягким характером и красивыми ножками; я не приветствую грубость; я уважаю людей со своей точкой зрения; и т.д.
  7. Профессиональные качества
    1. Мастерство . Пример : я — мастер спорта по биатлону.
    2. Таланты . Пример : я очень хорошо умею рисовать; я талантливый руководитель; мне легко даются точные науки; и т.д.
  8. Линия жизни
    1. Личная история . Вся история моей жизни. Биография. Пример . Я родился в Воронеже. В три года я заболел скарлатиной. В пять лет наша семья переехала в Москву. В школе я учился плохо. В девятом классе я подрался с одноклассником. После школы я поступил в институт. И т.д., все то, что я про себя помню.
    2. Видимое будущее . Планы на будущее — близкие и дальние. Ожидания, опасения. Пример . Я собираюсь через год переехать в Ашхабад. А этим летом я думаю поехать отдохнуть на Мальдивы. В перспективе я хочу поменять профессию и род деятельности. Хочу стать летчиком.

Этот список — просто первое приближение того, что может входить в наш образ себя. Естественно, он не полный, и его можно пополнять и пополнять. Но и этого достаточно, чтобы вы могли оценить, как много мы вкладываем в понятие себя. В детстве наш образ себя еще не настолько расширен. Однако, с каждым годом это список пополняется и изменяется. Да и мы сами, в общем, очень много времени своей жизни уделяем тому, чтобы сделать этот список таким, чтобы мы могли собой гордиться. Часть пунктов из этого списка нам нравятся и мы их, при возможности, пытаемся показать другим. Часть пунктов мы пытаемся скрыть, т.к. нам кажется, что они нас не красят. И, если посмотреть правде в глаза, мы носимся с этим списком, как с писаной торбой. Мы тратим уйму времени и усилий в своей жизни на то, чтобы как-то подправить и украсить новыми весомыми пунктами этот список. Мы идем в спортзал и занимаемся своим телом. Мы получаем образование. Мы удачно выходим замуж и рожаем детей. Мы идем на тренинги, чтобы стать более уверенным в себе. Мы создаем себе карьеру. Мы покупаем дорогие игрушки: машину, двухэтажную виллу, IPhone последней модели. Мы пытаемся как-то повысить свои доходы. Мы хвастаемся перед другими своими достижениями и своей собственностью. А все для чего? Чтобы мы могли впоследствии сказать: «Со мной все в порядке», или “Какой же я классный!”

Как вы думаете, почему мы так много времени и усилий уделяем тому, чтобы сделать из своего образа Я конфетку? Потому, что мы стали в свое время думать, что мы — это наш образ Я. Мы отождествили себя с этим списком пунктов, который входит в наш образ Я. А раз я — это то, что я о себе знаю (образ Я), то возникает естественное желание стать больше и лучше. А как это сделать? За счет увеличения и коррекции образа Я. Однако, это очень приближенное объяснение причин нашего поведения. Более полно по этому поводу мы поговорим с вами в отдельной книге, посвященной, как раз, нашим устремлениям и чаяниям, нашему поиску счастья, и причинам нашего несчастья. Здесь же мы уделим внимание тому, как на нас влияет это отождествление со своим образом Я.

Это влияние мы уже частично рассматривали, когда говорили об отождествлении чувства Я с той или иной формой : физическим телом, ролью, образом и т.д. На самом деле, то, кем мы себя считаем и что считаем своим — это все входит в наш образ себя. “Я — доктор”, “Я — мать”, “Я — это мое тело”, “Я — женщина”, “Я — человек” — это все части образа себя. “Я имею машину BMW бизнес класса”, “Я владею компанией по производству кирпичей”, “У меня лучшие друзья”, “Я имею знакомство с главой Роснефти” — это все, что я считаю своим, и это все входит в мой образ себя.

Что произойдет, если вдруг у меня нарушится дружба с главой Роснефти? Очевидно, я расстроюсь. Ведь до того я был аж другом этого высокопоставленного человека, а теперь я им не являюсь. Мой образ Я потерпел урон. Я слыл радушным и добрым человеком среди людей, но вчера меня мой знакомый довел до белого каления, и я его ударил. Мой образ меня теперь “запачкался”, и я уже не такой хороший, как был раньше. Но сегодня мне друзья подарили уникальную вещь: копье, принадлежавшее индейцам племени Чероки. Теперь я гордый и единственный владелец такого копья в нашем городе. Мой образ себя пополнился новый приятным мне пунктом. А еще, вчера моя дочь стала чемпионкой мира по гимнастике. Я — гордый родитель. Мой образ себя стал больше на один важный и весомый пункт. Однако у меня до сих пор нет собственной яхты, как у моих друзей. И это меня сильно расстраивает. Поэтому я буду сильно стараться, чтобы накопить денег на такую яхту, которую я бы мог показать своим друзьям и знакомым. И тогда я стану счастлив.

Наше отождествление со своим образом Я создает нашу сильную привязку ко всему тому, что входит в наш образ себя. После того, как появился этот образ в нашем сознании, он стал постепенно нарастать новыми знаниями и себе, которые мы получали, как от окружающих людей, так и от себя. Отождествляя себя с этим образом себя, мы начали принимать в его построении активное участие. Мы стали пытаться исправить те стороны этого образа, которые нас не устраивали, и одновременно мы работали над тем, чтобы пополнить его новыми пунктами, которыми бы мы гордились. Так мы начали, фактически, строить себя. Для нас это называется ростом, развитием. Однако, как бы мы ни старались, жизнь — непредсказуемая штука, и она периодически портит некоторые составляющие нашего образа себя. То машина поломается, то жена изменит с другим, то проблемы на фирме, то заболеете чем-то. И мы, получая вот такие вот неприятности, стараемся их исправить и вернуть в целое состояние. Конечно, жизнь не только забирает, но и преподносит приятные сюрпризы. Встреча с любимым человеком, выигрыш в лото, неожиданное повышение по карьерной лестнице, появление детей. Жизнь как берет, так и дает. А мы, как можем, своими руками выстраиваем из всего этого то, что мы бы хотели видеть в качестве своей жизни, в качестве себя. Но, как бы мы ни старались, наш человеческий век ограничен. Постепенно уходит молодость. Здоровье становится не таким крепким. Дети «вылетают из гнезда». Вы выходите на пенсию. Постепенно уходят близкие вам люди. Ваш образ себя постепенно все больше и больше сходит на нет. И в старости вы, возможно, начинаете понимать, что все, с чем вы о себе знали, было лишь вашим отождествлением, и когда вы умрете, исчезнет все, абсолютно все, что вы считали собой. Исчезнет ваш образ Я. А что же остается, когда исчезает образ Я, но вы все еще живы? Только чувство Я, которое всегда было с вами, но на которое вы почти никогда не обращали внимание.

Конспект занятия по психологии « Образ моего « Я» »
для учащихся 5 -6 классов
Подготовила и провела: педагог-психолог МБОУ Бекасовской сош Ж.С.Вылиток
Цель: - исследование качеств личности
- совершенствование своего « Я»
- построение плана развития и приобретения положительных качеств личности
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Основная часть.
2.1 Обучение навыкам самоанализа.
а) вступительная беседа.
- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.
Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?
Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.
Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.
Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –
(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).
Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.
Обсуждение результатов.
Вопросы: Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?
Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)
Вопросы:
-Что такое цель?
- Какую цель поставил для себя орел?
- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
- Какие качества развивает стремление к высокой цели?
- Что нужно для реализации цели?
Вывод: Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .
а) Упражнение « Разминка»
б)Упражнение « Анаграммы»
в) Упражнение « Найди имя»
г)Упражнение «Запомни»
д) Головоломка

3.Заключительная часть.
Вывод. Упражнение « Комплименты»
находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность
забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность
обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!