Стимулирование конфликта предполагает. Предупреждение и стимулирование конфликтов. Основные термины и понятия

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону человеческих отношений. Естественно, что такая деятельность представляет собой активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс отношений людей, их взаимоотношений в различных сферах жизни.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытие проблемы. Эта мыслительная операция включает описание событийного ряда, то есть совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий - логики процесса. Описание событийного ряда и анализ логики изменение существующей ситуации (развития противоречия, раскрытие проблемы) позволяет очертить облик вступающих в противостояние субъектов и предметов его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также другие условия.

На основе изложенного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс формирования влияет ряд трудно учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы корректным ни был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации.

Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов.

Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.

Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта управления.

Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие формы проявления конструктивных конфликтов. Всяко новое зарождение в недрах старого, любое инновационное действие встречает противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, то есть перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных.

Многие исследователи считают, что в процессе взаимодействия, общения следователя с участвующими в деле лицами могут возникать как бесконфликтные, так и конфликтные ситуации.

Если рассматривать конфликт, например, как реальное соперничество, как процессуальную и тактическую борьбу (но не войну!) с обвиняемым или другими лицами, то это явление налицо в уголовном процессе не только в стадии предварительного расследования, но и в других стадиях, так как принцип состязательности и построен на таком понимании конфликта.

Для полноты психологической характеристики профессиональной деятельности и личности следователя необходимо учитывать, что в процессе этой деятельности у следователя могут возникать как внешние («открытые»), так и внутренние («закрытые») конфликты, то есть противоречия, достигающие такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» (проявляются) противоположные позиции, точки зрения, мотивы или убеждения. К внутренним конфликтам личности, приводящим к разладу с самим собой, у следователя можно отнести борьбу мотивов; личностные конфликты между моральными чувствами (например, чувством ненависти к преступлениям) и рассудком, между нравственным профессиональным долгом и непрофессиональными личными желаниями, стремлениями, возможностями и т. д.

Все указанные внутренние конфликты относятся к так называемым внутриролевым, ибо они связаны с исполнением человеком только одной социальной роли - роли следователя. Однако ввиду специфики следственной деятельности (перегрузки, большая занятость и т. п.) у следователя могут возникать и межролевые конфликты, например, между социальной ролью профессионала и социальными ролями мужа (жены), отца (матери) и т. д.

Ролевые (внутриролевые и межролевые) конфликты по своему существу являются моральными. Сложность некоторых внутренних («закрытых») ролевых конфликтов, возникающих у следователя, заключается не в том, что нужно сделать выбор между нравственным и безнравственным, а в том, что необходимо выбрать одну из однопорядковых, но неравнозначных (в конкретной ситуации) ценностей. Все это, естественно, повышает экстремальность профессиональной деятельности и делает возможным правильный выбор только тогда, когда следователь обладает высокими личностными качествами.

Внутренний («закрытый») конфликт может быть порожден не только своеобразием исполнения социальных ролей, но и несовпадением отдельных представлений, знаний, понятий («когниций»), что приводит к так называемому «когнитивному диссонансу». Когнитивный диссонанс может возникать у следователя в силу часто имеющегося в следственной деятельности недостатка или избытка информации, что само по себе психологи уже относят к экстремальным условиям.

Внешние («открытые») конфликты чаще всего встречаются при взаимоотношениях следователя с недобросовестными свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми или обвиняемыми, как виновными, так и невиновными.

Стимулирование конфликта его формы и средства

Стимулирование конфликта- это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям Гришина Н. В. О природе социально-производственных конфликтов. /Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.- М, 1974. С. 69..

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению Цветков В.Л., Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009..

Технологии регулирования конфликта

Возникает вопрос, насколько корректно совмещение понятий «предупреждение» и «стимулирование» конфликтов, противоположных по своему смыслу и

назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной работе концепции конфликта как явления закономерного в

общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понимание конфликта как негативного явления обусловливает

необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, источником ее

изменения и развития - позволяет говорить о проблеме стимулирования конфликтов.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или

иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или

обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком

случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее

появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и

практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция

данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную

проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на

пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция

включает описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной

последовательности и взаимосвязи событий - логики общественного процесса.

Описание событийного ряда и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) позволяет очертить облик

вступающих в противостояние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает

включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также

социально-экономических, политических, идеологических и социально-психологических условий.

На основе изложенного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед

конфликтологом встает задача формулирования прогностической модели и оценка ее достоверности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ

логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно

учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким

бы корректным ни был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной

ситуации.

Попытаемся проиллюстрировать описанное содержание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.

Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за последние четыре

года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и институтов, что выразилось в

замене старой политической системы новой (либерально-демократической), и негативной тенденции - обострения социально-политических противоречий в

обществе, роста недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно,

проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильственную форму. В ходе выборов в законодательные органы власти в декабре 1993 и 1995 гг.

противоречие между большинством избирателей и правящим режимом канализировалось в голосовании значительной части избирателей против

проправительствен-ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли формирование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в

Государственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?

Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Сохраняется

раскол общества на антагонистические (противоречивые) группы. В процессе предвыборной кампании правящая элита и официальные средства массовой

информации неустанно подчеркивали свое враждебное отношение к коммунистически настроенным массам населения и выражающим эти взгляды

избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установке - на формирование в обществе

атмосферы согласия и стабильности. Политическое противоречие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную

дифференциацию общества, когда более третьей части населения проживает за чертой бедности.

Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьскому (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее

развитие и противостоящие субъекты: правящая элита и так называемые реформаторские демократические партии и блоки, с одной стороны, и

прокоммунистически настроенные, ориентированные на социалистический путь модернизации страны массы и соответствующие партии, с другой стороны.

Реакция первых на результаты декабрьских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обострение политической

и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это противоборство в демократическое

русло, если, конечно, ни правящий режим, ни оппозиция не предпримут каких-то акций, которые бы придали политическому процессу взрывную

антагонистическую форму.

Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре-форматорско-демократического лагеря могут предложить

иной сценарий - динамичного формирования политического согласия в обществе на основе удовлетворенности большинством населения проводимым

правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением влияния левой оппозиции, опасность глобального

социально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой достаточных оснований.

Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать невозможность предупреждения всякого конфликта. И к

этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в период перехода

к рыночной системе экономики можно избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безработицы,

забастовочных движений. Руководящие органы общества тем не менее имеют целью не допустить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы

подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.

Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых

взаимоотношений общественных субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего

разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его

негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса

детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих

интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и

интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.

Обратимся к национально-этническому конфликту. Его при определенных условиях можно упредить, не допустив межнациональной конфронтации. А если

таковая возникает, то затормозить ее развитие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой конфликт факторов,

разумное политическое руководство действует последовательно, устраняя одну причину грядущего конфликта за другой. Так, если недовольство,

напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливостью, допущенной по отношению к одной из национальных групп (скажем,

ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыражения), то необходима определенная компенсация со стороны государства за

нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.

Предотвращение социальных конфликтов возможно при наличии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социальных, идеологических,

правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность возникновения острого забастовочного движения, то она требует

достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, улучшения его условий. Кроме того,

разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая забастовочное движение трудовым законодательством, исключая его

проявление в незаконных формах.

Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня выявления

несогласия между субъектами по значимым для них вопросам или, по крайней мере, с обнаружения элементов напряженности. На этапе же развития

непримиримости в отношениях, враждебного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое качество -

урегулирование либо разрешение.

Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки

ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации

принципа толерантности.

Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому

используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных -

постоянным, текущих - перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец,

целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. В случае назревающего столкновения между работодателем и трудовым коллективом

предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптимальный вариант предупреждения столкновения - найти удовлетворяющую всех

меру сочетания этих интересов, при которой бы ни один интерес не ущемлялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые

формы взаимодействия противоречивых интересов. Это позволяет находить компромисс и сгладить напряженность.

Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных

коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет

известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.

Уже отмечалось, что не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование

конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную

сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что, обычно,

практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими

элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или

иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта

социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса:

классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические революции, освободительные войны. Процесс социального управления в

разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных

конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие

формы проявления конструктивных конфликтов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию.

Всякое новое зарождается в недрах старого, любое инновационное действие встречает противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации

всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и

нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Например,

инициируя борьбу за научно-технический прогресс, руководство трудового коллектива способствует его сплочению и предупреждает возникновение

конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования

производства, государство тем самым ограничивает возможность конфликта между спросом и предложением, создает условия для полного удовлетворения

интересов массового потребителя.

Управление процессом протекания конфликта (управление конфликтом) - это целенаправленное воздействие на ход его разрешения с целью развития или разрушения отношений между отдельными индивидами, группами, а также развития или разрушения социально-экономической системы, в которой происходит конфликт. Управление процессом протекания конфликта, как правило, осуществляет либо одна из конфликтующих сторон, либо третья сторона - посредник 2 .

Основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

Предупреждение или стимулирование конфликта;

Регулирование конфликта;

Разрешение конфликта.

Характеристика видов управления конфликтом на каждом этапе его развития

Этап конфликта

Возникновение и развитие конфликтной ситуации

Прогнозирование, предупреждение (стимулирование)

2 Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия Предупреждение (стимулирование)
3 Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование
4 Развитие открытого конфликта Регулирование
5 Завершение конфликта Разрешение

1. Прогнозирование конфликта - это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основным источником прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологический климат, лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

2. Предупреждение конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

Постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

Подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

Соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

3. Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

4. Регулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

Этапы регулирования конфликта

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами

II этап. Легитимизация конфликта - достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

Завершение конфликта - это заключительный этап управления конфликтом.

Особую сложность для менеджера составляет нахождение способов завершения конфликтов. Здесь необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта.

Цена конфликта (Ц к) для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:

1) затраты (3) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;

2) ущерб (Д), наносимый недружелюбными действиями другой стороны;

3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон и несогласованности их усилий, беспорядок, утрата общественного престижа и т. д.):

Ц к - 3 + Д + С.

Цену конфликта в принципе можно перевести в денежное выражение, но обычно она выступает как интуитивное понятие.

Цена выхода из конфликта (Ц вк) -.это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне и т. п.), и приобретениями (П), которые даст выход (освобождение сил для другого поля деятельности, открытие новых возможностей и пр.):

Если приобретения (П) больше, чем утраты (У), то выгода от прекращения конфликта очевидна. Если Ц к меньше Ц вк, то есть выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл. Если же Ц к больше Ц вк, то,

наоборот, дешевле прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение.

Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его цены, или же выгоднее прекратить его.

Выделяют следующие возможные способы завершения конфликта.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

Истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

Потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

Переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Устранение конфликта - такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

Изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал, увольнение с работы);

Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т. п.);

Устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

Исходами конфликта могут быть:

Устранение одной или обеих сторон;

Приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

Победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

Деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

Соглашение о правилах совместного использования объекта;

Равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

Отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последействием конфликта. Это последействие может быть деструктивным, негативным, отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности конфликтантов, сообществ или организаций, членами которых они были во время конфликта, а может быть и конструктивным, позитивным, способствующим перемене дел к лучшему, введению полезных инноваций, выявлению и разрешению существенных проблем, ранее остававшихся в тени. Чаще всего, однако, последействия конфликта бывают одновременно и теми и другими. В зависимости от того, какого рода последствия преобладают, конфликт в целом называют деструктивным либо конструктивным (хотя на практике далеко не всегда легко определить, что в его последствиях преобладает).

Возникает вопрос, насколько корректно совмеще­ние понятий «предупреждение» и «стимулирова­ние» конфликтов, противоположных по своему смыслу и назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной ра­боте концепции конфликта как явления закономер­ного в общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понима­ние конфликта как негативного явления обусловли­вает необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, ис­точником ее изменения и развития - позволяет го­ворить о проблеме стимулирования конфликтов.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторо­ну, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-

Основы конфликтологии 362

ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход про­цесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза воз­можной конфликтной ситуации нельзя и предупре­дить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. На­учная и практическая ценность прогноза определя­ется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экст­раполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего дан­ную проблемную ситуацию, которая может поро­дить конфликт. Противоречие, выражаемое в про­блеме, суть причина возможного конфликта. Сле­дующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание собы­тийного ряда, т.е. совокупности событий, проявля­ющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последователь­ности и взаимосвязи событий - логики обществен­ного процесса. Описание событийного ряда и ана­лиз логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) пр.-

363 Лекция 9

зволяет очертить облик вступающих в противостоя­ние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследо­вание развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ прин­ципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного фак­торов ее изменения, а также социально-экономичес­ких, политических, идеологических и социально-пси­хологических условий.

На основе изложенного исследования склады­ваются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом встает задача формулиро вания прогностической модели и оценка ее досто­верности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуа­ции не позволяют однозначно предсказать воз­можный конфликт, так как на процесс его форми­рования влияет ряд трудно учитываемых в иссле­довании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы кор­ректным ни был научный анализ событий, их ло­гики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфлик­тной ситуации.

Попытаемся проиллюстрировать описанное со­держание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.

Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за после­дние четыре года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и инсти-

Основы конфликтологии

тутов, что выразилось в замене старой полити­ ческой системы новой (либерально-демократичес­кой), и негативной тенденции - обострения соци­ ально-политических противоречий в обществе, рос­ та недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно, проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильствен­ ную форму. В ходе выборов в законодательные орга­ ны власти в декабре 1993 и 1995 гг. противоречие между большинством избирателей и правящим ре­жимом канализировалось в голосовании значитель­ной части избирателей против проправительствен- ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли форми­ рование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в Государ­ ственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?

Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Со­ храняется раскол общества на антагонистичес­ кие (противоречивые) группы. В процессе предвы­ борной кампании правящая элита и официальные средства массовой информации неустанно подчер­кивали свое враждебное отношение к коммунисти­ чески настроенным массам населения и выражаю­ щим эти взгляды избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установ­ ке - на формирование в обществе атмосферы со­гласия и стабильности. Политическое противоре­ чие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную дифференциацию общества, когда более третьей части населения

365 ________Лекция 9

проживает за чертой бедности. Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьско­ му (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее раз­ витие и противостоящие субъекты: правящая эли­ та и так называемые реформаторские демокра­ тические партии и блоки, с одной стороны, и прокоммунистически настроенные, ориентирован­ ные на социалистический путь модернизации стра­ ны массы и соответствующие партии, с другой стороны. Реакция первых на результаты декабрь­ ских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обо­ стрение политической и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это проти­ воборство в демократическое русло, если, конеч­ но, ни правящий режим, ни оппозиция не предпри­ мут каких-то акций, которые бы придали поли­ тическому процессу взрывную антагонистическую форму.

Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре- форматорско-демократического лагеря могут предложить иной сценарий - динамичного форми­ рования политического согласия в обществе на ос­ нове удовлетворенности большинством населения проводимым правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением вли­ яния левой оппозиции, опасность глобального соци­ ально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой до­статочных оснований.

Прогнозирование конфликта - лишь предпосыл­ка его предотвращения. Следует также учитывать

Основы конфликтологии 366

невозможность предупреждения всякого конфлик­та. И к этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в пе­риод перехода к рыночной системе экономики мож­но избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безрабо­тицы, забастовочных движений. Руководящие орга­ны общества тем не менее имеют целью не допус­тить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.

Стратегия предотвращения конфликтов включа­ет систему деятельности, совокупность этапов и ме­тодов управления конкретным процессом противо­речивых взаимоотношений общественных субъек­тов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреж­дения и упреждающего разрешения. Частичное пре­дотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Страте­гия полного предотвращения предполагает нейтра­лизацию действия всего комплекса детерминирую­щих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудниче­ства во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их соци­ального единства, согласия по более важным воп­росам общественной жизни.

Лекция 9

Обратимся к национально-этническому конфлик­ту. Его при определенных условиях можно упре­дить, не допустив межнациональной конфронтации. А если таковая возникает, то затормозить ее разви­тие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой кон­фликт факторов, разумное политическое руковод­ство действует последовательно, устраняя одну при­чину грядущего конфликта за другой. Так, если не­довольство, напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливос­тью, допущенной по отношению к одной из нацио­нальных групп (скажем, ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыраже­ния), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.

Предотвращение социальных конфликтов воз­можно при наличии соответствующих ресурсов: эко­номических, политических, социальных, идеологи­ческих, правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность воз­никновения острого забастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повы­шения уровня оплаты труда, улучшения его усло­вий. Кроме того, разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая за­бастовочное движение трудовым законодатель­ством, исключая его проявление в незаконных фор­мах.

Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня вы­явления несогласия между субъектами по значи-

Основы конфликтологии 368

мым для них вопросам или, по крайней мере, с об­наружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношениях, враждеб­ного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое ка­чество - урегулирование либо разрешение.

Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они ста­нут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласо­ванию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализа­ции принципа толерантности.

Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвра­щения конфликта интересов: определенное их соче­тание, подчинение неглавных интересов главным, временных - постоянным, текущих - перспектив­ным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разве­дения противоречивых интересов. В случае назре­вающего столкновения между работодателем и тру­довым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптималь­ный вариант предупреждения столкновения - най­ти удовлетворяющую всех меру сочетания этих ин­тересов, при которой бы ни один интерес не ущем­лялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы вза­имодействия противоречивых интересов. Это позво­ляет находить компромисс и сгладить напряжен­ность.

369 _____________Лекция 9

Стратегия предупреждения конфликта предус­матривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению воз­можных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конф­ликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.

Уже отмечалось, что не любые конфликты обще­ственные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигате­лем прогрессивных изменений, модернизации обще­ственной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаж­дении враждебности в обществе, что, обычно, прак­тикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфлик­тов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и тру­довых коллективах. Стратегия стимулирования кон­фликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при реше­нии жизненно важных проблем, стратегия разви­тия позитивной инициативы, достижения оптималь­ного эффекта социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конф­ликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, про­мышленная и научно-технические революции, осво­бодительные войны. Процесс социального управле­ния в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных

Основы конфликтологии 37О

конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые об­щие формы проявления конструктивных конфлик­тов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствова­нию и развитию. Всякое новое зарождается в не­драх старого, любое инновационное действие встре­чает противодействие. Стимулирование нового, осу­ществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в со­знательно регулируемое русло, в процесс, подчи­ненный определенным правилам и нормам, обес­печивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зача­стую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Напри­мер, инициируя борьбу за научно-технический про­гресс, руководство трудового коллектива способству­ет его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования произ­водства, государство тем самым ограничивает воз­можность конфликта между спросом и предложе­нием, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя.