Основные формы взаимодействия общества и природы. Причины загрязнения, истощения и разрушения

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы - 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы - до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

Бюджет на 2019-2020 годы

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы - 16,38 трлн руб., дефицит - 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов - 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Приоритеты бюджета

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд руб.), "Русгидро" (1 млрд руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд руб.).

Займы и доходы

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. - в 2019-м и 1,34 трлн руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м - 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м - 13 млрд руб., в 2019-м - 12,2 млрд руб., в 2020 году - 11,4 млрд руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Основные формы взаимодействия общества и природы. Окружающая природная среда является условием существования человека и других живых организмов, участок территории, на которой он проживает, пространственный предел существующей государственной власти, место размещения экономического хозяйственного комплекса. Окружающая природная среда представляет собой сложное понятие, в состав которого входят взаимодействие общества человека и природы, состоящее из двух форм. Первая форма - потребление природы человеком, использование для удовлетворения материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия.

Вторая форма взаимодействия - охрана окружающей среды, с целью обеспечения сохранения жизни на земле, естественной среды обитания - экологическая форма.

Человек воздействует на окружающую природную среду не только потребляя ресурсы, но и изменяя природную среду для своих конкретных практических и хозяйственных целей. В связи с этим хозяйственная деятельность оказывает большое влияние на природу, подвергая ее изменениям, которые в свою очередь влияют на самого человека. В настоящее время из недр земли ежегодно извлекается 100 млрд. т руды, топлива, строительных материалов, в том числе 4 млрд. т нефти и природного газа, 2 млрд. т угля. На поля рассеивается 92 млн.т минеральных удобрений и 2 млн. т ядохимикатов.

В атмосферу выбрасывается более 200 млн. т окиси углерода, 50 млн. т углеводородов, 146 млн. т диоксида серы, 53 млн. т оксидов азота, 250 млн. т пыли. В водоемы сбрасывается 32 млрд. м3 неочищенных вод. В Мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. т нефти.

Ежегодно становится непригодным для земледелия 6-7 млн. га почвы. Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в трех формах загрязнение окружающей среды истощение природных ресурсов разрушение уничтожение природной среды. Загрязнение окружающей среды - это физико-химическое изменение состава природного вещества почвы, воздуха, воды, которое угрожает нормальному функционированию жизни, живых организмов, сообществ, в том числе и человека.

Загрязнение бывает космическое -естественное, получаемое из космоса и в вулканической деятельности и антропогенное - совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека. Антропогенное загрязнение - любое загрязнение природной среды, вызванное деятельностью человека - это прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным, региональным или генерализованным ее изменениям. Антропогенное загрязнение природы подразделяется на несколько видов - пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое изменение температуры воды. В городах наибольший удельный вес в загрязнении дает транспорт, примерно 70-80. В промышленности наиболее агрессивной считается металлургия и машиностроение, затем идет энергетика, химическая, нефтяная и газовая отрасли.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя земли, основная функция которого состоит в охране жизни человека и других живых существ земли от губительного воздействия космического ультрафиолетового излучения.

Не менее важным объектом загрязнения являются воды республики, водоемы, реки, озера, подземные воды. Неблагоприятная обстановка складывается с подземными водами, большая их часть загрязняется в районах промышленных предприятий, крупных животноводческих комплексов, активного применения минеральных удобрений и ядохимикатов. Активно влияющим источником на изменение окружающей природной среды является сельское хозяйство, в частности применение минеральных удобрений и ядохимикатов, стимуляторов роста.

Истощение и разрушение окружающей среды В процессе хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, расход тех природных ресурсов, которые являются для человека источником его экономической деятельности. 3.Экологические функции государства. Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы.

Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Государственная экологическая стратегия РФ обеспечение экологической безопасности, охрана Среды обитания, оздоровление восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем. 4.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Концепция взаимодействия общества и природы

Все это значительно приближает мир к самоуничтожению.Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о.. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.В.. Под термином охрана окружающей среды понимаются все экономические, правовые, социально политические и организационно..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Таким образом, сложились две формы взаимодействия общества и природы:

а) экономическая - использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;

б) экологическая - охрана окружающей природной среды (ОПС) с целью сохранения человека и его естественной среды обитания.

Негативная деятельность человека проявляется в трех формах: загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоемы, почвы. Концентрация двуокиси серы в окислах азота порождает кислотные дожди .

Парниковый эффект.

За все предшествующие годы доля СО 2 в атмосфере увеличилось на 20%. Прогноз 2010 года - увеличение СО 2 на 30-40%. Такое физико-химическое изменение атмосферы может привести к усилению парникового эффекта . Суть его в том, что накопление углекислоты в верхних слоях атмосферы будет препятствовать теплообмену между Землей и космосом. Парниковый эффект выражается в повышении температуры, изменении погоды и климата.

При современных антропогенных нагрузках каждые 10 лет температура повышается на 0,5 0 , а это ведет к повышению уровня Мирового океана и затоплению части суши. За 100 лет уровень океана повышается на 10-12см, но при парниковом эффекте этот подъем может быть ускорен в 10 раз. Другим последствием парникового эффекта является опустынивание земель. Уже сейчас ежегодно 6 млн. га земель обращаются в пустыню.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя Земли, функция которого состоит в защите природной среды от ультрафиолетового излучения Солнца. Под воздействием озоноразрушающих веществ - флерона, фреона, хлора, углерода идет постепенное разрушение этого слоя, что ведет к росту заболеваемости рака кожи у людей.

Кислород в атмосфере пополняется за счет двух источников - растительности (около 40%) и Мирового океана (около 60%). В Мировом океане кислород вырабатывается мельчайшими организмами - планктоном .

Гибель планктона под нефтяной пленкой уменьшает запасы кислорода в атмосфере. В результате нефтяного заражения океана наблюдается такое негативное явление, как размножение одноклеточной золотистой водоросли, которая в процессе своего развития поглощает О 2 и выделяет СО 2 . Она очень плодовита и развивается молниеносными темпами. Обычно её полоса бывает шириной до 10км и толщиной 35м, скорость движения - 25км в сутки. В процессе движения эта масса водорослей уничтожает всю живую жизнь в океане - и растительную, и животную. Такие явления наблюдаются в Северном море, на юге Скандинавии.


Причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды .

Причины антропогенного воздействия:

а) предельные способности земной природы к самоочищению и саморегуляции;

До определенного времени земная природа перерабатывает, очищает отходы человеческого производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия, но возможности природы ограничены.

б) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых расходуются и перестают существовать. Необходимо изыскивать альтернативные источники энергии.

в) безотходность производства в природе и отходность человеческого производства.

Подсчитано, что для жизнедеятельности одного человека необходимо ежегодно не менее 20 тонн природных ресурсов. Из них - 5-10% идут на продукцию, а 90-95% поступают в отходы.

г) познание и использование человеком законов развития природы происходит только путем накопления собственного опыта.

Именно через свой печальный опыт человечество познает пагубные последствия своей деятельности. Загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на здоровье будущих поколений. Так нынешнее молодое поколение может ощущать на себе результаты загрязнения 90годов, когда это поколение формировалось, рождалось, росло. Это подтверждают данные о нервных заболеваниях, увеличение процента рождаемости дефективных людей (с 4% увеличилось до 11%).

Человек родился и вырос на потребительской психологии по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу, прежде всего как ресурс, а не как объект его забот и охраны.

ТЕМА №1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1. Формы взаимодействия общества и природы.
2. Понятие, предмет и метод экологического права.
3. Принципы экологического права.
4. Система экологического права.
5. Соотношение экологического права со смежными отраслями права.
6. Экологические функции государства и права. Экологизация норм права.

Формы взаимодействия общества и природы

Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей.

Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности.

На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы:
1. Использование природных объектов и природных ресурсов – она выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (экономическая).

Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды.
2. Охрана окружающей среды – выражает экологические интересы общественного развития, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей среды. Она включает в себя рациональное природопользование, экологическую безопасность, функции восстановительных мер (экологическая).
3. Эколого-экономическая (смешанная) – выражает рациональное, эффективное использование природы в сочетании с требованиями по охране окружающей среды. Она осуществляется по следующим направлениям:

Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
Природопользование – использование человеком окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурных и иных интересов.
Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – система мер, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природной среды, которая включает рациональное природопользование, экологическую безопасность и систему восстановительных мер.



№ 2. Понятие, предмет и метод экологического права .

Исторически система правового регулирования взаимодействия общества и природы подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Хотя главную роль в системе регулирования «общество - природа» всегда выполняло земельное право, так как именно оно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.

Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права. По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права - лесное, водное, горное. Появляется Природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере роста отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая область права - природоохранительное право.

Таким образом, такой исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и природноресурсового отраслей права.
экологическое право - специфическая самостоятельная отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха). Иногда в литературе формулируют также право особо охраняемых природных территорий.



Понятие «экологическое право» имеет три основных значения:
отрасль науки,
отрасли права,
учебная дисциплина.

ЭП как отрасль науки – наука о правовой охране окружающей среды. Предметом науки ЭП являются: методы научных исследований, законодательство, правоприменительную и правотворческую практику, историю развития ЭП, источники ЭП, экологические правоотношения, управление, контроль и т.д.

ЭП как отрасль права – совокупность правовых норм (законодательство), регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Она включает общие нормы и самостоятельные отрасли права (земельное, горное (недр), водное, лесное, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

ЭП как учебная дисциплина - система знаний, которая охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призванные обеспечить понимание теоретических основ и реализация на практике правовых норм.

Предмет экологического права – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды.

К предмету ЭП относятся 4 группы отношений:
1. собственности на природные объекты и ресурсы
2. управления (деятельность государственных органов в данной области)
3. по природопользованию
4. охранительные отношения

Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.
В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой, но в системе белорусского права выделено более 10 отраслей права. Это значит, что большинство отраслей, в том числе и экологическое, не имеют собственного метода правового регулирования.

Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права. В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями.