В чем заключается мораль басни. Что такое метафора. Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?

Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.

Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, со­вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за­ботливость, доброта, рассудительность, доверчи­вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню­ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль­ность своего выбора.

Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта­нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви­дим, что он изобретателен и находчив, ре­шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня­ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ, без которого он не смог бы полу­чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

Сенюша пострадал от жадности и пред­приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до­верчивый, наивный и нерешительный Се­нюша вызывает нашу симпатию, а хит­рый Федя перестает нам нравиться.

Придумайте рассказы о том, как мальчики со­бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?

Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш­танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда­лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

Как вы думаете, какой диалог мог бы про­изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?

Можно выбрать один из вариантов отве­та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно­класснику свою обиду. Ученики чаще вы­бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта­ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

Найдите рифмы в стихотворных строках басни.

Рифмы в этой басне расположены за­тейливо. Проследите за тем, как это сде­лано в первой и второй строфах:

«………………………как баранов,

…………………………….в класс,

…………………………..каштанов!»

………………………….не про нас!

……………………………недалеко.

……………………………..высоко:

……………………………… влезть

…………………………..не есть!»

…………………………..догадка!

…………………………..ухватка.

………………………….погоди!

………………………..подсади.

………………………..умудримся

………………………..наедимся».

В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес­тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал­лельная рифмовка.

Во второй строфе строки рифмуются па­раллельно (первая и вторая, третья и чет­вертая, пятая и шестая).

…………………………………. ног,

…………………………принялся,

………………………….обливался,

……………………………….. помог.

………………………….приволье:

………………………..раздолье!

………………………….не съесть,

…………………………..перечесть!

………………………….поживиться,

Практическая работа по литературе на тему "Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Развитие умений работы с текстом: понимание морали басни, объяснение ее своими словами, примительно к современной жизни; нахождение и вычленение в тексте художественно-выразительных средств языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

учени_______6 «____» класса ___________________________________________

I вариант

  1. Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Волк и Кот» и ответьте на поставленный вопрос.

Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Всё это ведь за мной».- «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана».-
«Ну, попытайся ж у Демьяна».-
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка».-
«Беги ж, вон там живет Трофим».-
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!» -
«Ну, плохо ж!- Но авось тебя укроет Клим!» -
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» -
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,
Сказал тут Васька Волку:
«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?

Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы,- сам себя вини:
Что ты посеял - то и жни».

Вопрос:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу цитатами из очерка «Буран» Т.С. Акскова.

Художественно-выразительные средства

Примеры

Сравнение

Эпитет

Метафора

Олицетворение

25.09.2015 ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского

учени_______6 «____» класса __________________________________________________

(фамилия, имя в родительном падеже)

II вариант

  1. Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Лев и Мышь» и ответьте на поставленный вопрос.

У Льва просила Мышь смиренно позволенья
Поблизости его в дупле завесть селенье
И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,
Ты и могуч и славен;
Хоть в силе Льву никто не равен,
И рев один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмется -
Ка́к знать? кому в ком нужда доведется?
И как я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь».-
«Ты!» вскрикнул Лев: «Ты, жалкое созданье!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказанье.
Прочь, прочь отсель, пока жива -
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног - простыл ее и след.
Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:
Отправяся искать добычи на обед,
Попался он в тенета.
Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но всё добычею охотника остался,
И в клетке на показ народу увезён.

Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от ее зубов не уцелела,
И что его своя кичливость съела.

Читатель,- истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя -
Не по́пусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.

Вопрос: Как вы поняли мораль этой басни? Имеет ли она отношение к нашей современной жизни? Приведите конкретные примеры. Почему имена или прозвища героев басен всегда пишутся с прописной (большой) буквы? Как вы это объясняете?

  1. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?
  2. Басня осуждает эгоизм, стремление ис-пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад-ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
  3. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши-те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо-бретательность, сообразительность, ловкость, со-вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за-ботливость, доброта, рассудительность, доверчи-вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню-ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль-ность своего выбора.
  4. Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта-нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви-дим, что он изобретателен и находчив, ре-шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня-ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то-варищ, без которого он не смог бы полу-чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

    Сенюша пострадал от жадности и пред-приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до-верчивый, наивный и нерешительный Се-нюша вызывает нашу симпатию, а хит-рый Федя перестает нам нравиться.

  5. Придумайте рассказы о том, как мальчики со-бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
  6. Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш-танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда-лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

  7. Как вы думаете, какой диалог мог бы про-изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
  8. Можно выбрать один из вариантов отве-та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно-класснику свою обиду. Ученики чаще вы-бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта-ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

  9. Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
  10. Рифмы в этой басне расположены за-тейливо. Проследите за тем, как это сде-лано в первой и второй строфах:

    «………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!» ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко: ……………………………… влезть …………………………..не есть!» …………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся».

    В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес-тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал-лельная рифмовка.

    Во второй строфе строки рифмуются па-раллельно (первая и вторая, третья и чет-вертая, пятая и шестая).

    В этой строфе рифмы расположены пе-рекрестно.

    В последней строфе рифмовка парал-лельная:

    …………………………….на свете я, …………………………………друзья ………………………………помогали, ……………………………….не видали.
  11. Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Фе-дю? Нет ли противоречия между речью и поступка-ми Феди? Ответ аргументируйте.
  12. Федя быстро придумал поход за кашта-нами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но ког-да он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в оди-ночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще пло-хой товарищ. Сеня же так и не попробо-вал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обоснование афоризмы басни и.а. крылова два мальчика
  • басня эгоист
  • "два мальчика" и.а.крылов
  • нарисуйте портреты феди и сенюши.
  • мораль на басню крылова два мальчика

С самого детства с нами идут по жизни персонажи произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, зачастую помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в трудном случае. Басню как таковую мы читаем с ранних школьных лет! И в нашей с вами памяти хранятся эти яркие образы, которые так и приходят на ум, когда возникает «патовая» ситуация. Скажем, мораль басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора произведений.

Извечные темы

То припомнится Моська, лающая на Слона, тщетно пытающаяся произвести впечатление бесстрашной и храброй. И многие верят!

То перед глазами Обезьяна, насмехающаяся над собой, не узнавшая своего отображения в зеркале.

То Волк объясняет Ягненку, что, дескать, он во всем виноват лишь тем, что Волку кушать хочется...

То Мартышка (и это особенно актуально в наши дни!), не зная ценности очков, разбивает о камень!

Все это — известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, заключается в нескольких емких словах или фразах, зарифмованных автором для пущего запоминания. Да, каждая мораль басни Крылова давно превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли это называть! Крыловское слово остро!

Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал совсем не для детей, и подлинный смысл его басен детям не понятен. Но мораль басни Крылова, почти что каждой, выписана настолько ясно, что это понятно каждому, даже ребенку! И стоит нам услышать: «...мораль сей басни такова...» - Крылов подразумевается моментально!

Крылов и Эзоп

Сопоставим с работами известного греческого литератора — Эзопа (от него и пошло сие выражение «эзопов язык», язык иносказания). По сравнению с баснями Эзопа, жившего в шестом веке до нашей эры, басни Ивана Крылова отличаются персонажей. А также у Крылова сюжеты мастерски зарифмованы, обладают емкими фразами, четко запоминаются читателям. Например, «Муравей и Жук» Эзопа и «Стрекоза и Муравей» Крылова.

«Стрекоза и Муравей» и «Муравей и Жук»

Так что же у этих произведений общего и чем они отличаются?

Общий, без сомнения, сюжет. Персонажи также перекликаются друг с другом. Но у Эзопа Жук будет сочувствовать Муравью, а Муравей, в свою очередь, ограничивается только высказыванием упрека: «Если бы ты работал, то не сидел бы без корма». Позиция русского баснописца гораздо жестче по отношению к бездельникам и тунеядцам: «так пойди же, попляши!»

Стрекоза и Жук чем-то похожи (наверное, тем, что и та и другой — насекомые!), но их поведение и в том и в другом случае обуславливает реакцию Муравья. В случае с Эзопом это более мягкое нравоучение, скорее, пожелание, подразумевающее сочувствие. А в случае с Крыловым мы видим прямой упрек и пожелание «идти плясать» без всякого видимого сочувствия к пострадавшей от стихии Стрекозе.

К тому же у Крылова развитию сюжета помогает рифма — а так басня лучше запоминается на слух! Крылов склонен использовать национальные образы, привязывать сюжет басни к "национальным реалиям", и от этого повествование становится еще ярче, еще весомее.

Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.

Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, со­вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за­ботливость, доброта, рассудительность, доверчи­вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню­ши, какие – Феди? Попробуйте доказать правиль­ность своего выбора.

Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта­нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви­дим, что он изобретателен и находчив, ре­шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня­ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ,

без которого он не смог бы полу­чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

Сенюша пострадал от жадности и пред­приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до­верчивый, наивный и нерешительный Се­нюша вызывает нашу симпатию, а хит­рый Федя перестает нам нравиться.

Придумайте рассказы о том, как мальчики со­бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?

Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: “Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш­танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю”. После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда­лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя – плохой товарищ.

Как вы думаете, какой диалог мог бы про­изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?

Можно выбрать один из вариантов отве­та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно­класснику свою обиду. Ученики чаще вы­бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: “Почему ты не принес и мне немного каштанов?”, “Где же те кашта­ны, которые ты сорвал для меня?”, “Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!”.

Найдите рифмы в стихотворных строках басни.

Рифмы в этой басне расположены за­тейливо. Проследите за тем, как это сде­лано в первой и второй строфах:

“………………………как баранов,

…………………………….в класс,

…………………………..каштанов!”

………………………….не про нас!

……………………………недалеко.

……………………………..высоко:

……………………………… влезть

…………………………..не есть!”

…………………………..догадка!

…………………………..ухватка.

………………………….погоди!

………………………..подсади.

………………………..умудримся

………………………..наедимся”.

В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес­тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал­лельная рифмовка.

Во второй строфе строки рифмуются па­раллельно (первая и вторая, третья и чет­вертая, пятая и шестая).

…………………………………. ног,

…………………………принялся,

………………………….обливался,

……………………………….. помог.

………………………….приволье:

………………………..раздолье!

………………………….не съесть,

…………………………..перечесть!

………………………….поживиться,

………………………………..мал:

…………………………………губки;

……………………………….убирал,

…………………………..скорлупки.

В этой строфе рифмы расположены пе­рекрестно.

В последней строфе рифмовка парал­лельная:

…………………………….на свете я,

…………………………………друзья

………………………………помогали,

……………………………….не видали.

Глоссарий:

  • сочинение на тему что осуждается в русских баснях
  • мораль басни два мальчика
  • что осуждается в русских баснях сочинение
  • что осуждается в русских баснях
  • сочинение что осуждается в русских баснях

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Два мальчика Два друга решают, не залезть ли им на дерево, чтобы полакомиться каштанами. Предложил эту идею Федюша, однако Сенюша возразил, что дерево очень высокое,...
  2. На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель...