В чем заключается мораль басни. Что такое метафора. Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси
Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?
Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, совестливость, жадность, хитрость, беспечность, заботливость, доброта, рассудительность, доверчивость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сенюши, какие — Феди? Попробуйте доказать правильность своего выбора.
Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ, без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.
Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.
Придумайте рассказы о том, как мальчики собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.
Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
Можно выбрать один из вариантов ответа. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал однокласснику свою обиду. Ученики чаще выбирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».
Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
Рифмы в этой басне расположены затейливо. Проследите за тем, как это сделано в первой и второй строфах:
«………………………как баранов,
…………………………….в класс,
…………………………..каштанов!»
………………………….не про нас!
……………………………недалеко.
……………………………..высоко:
……………………………… влезть
…………………………..не есть!»
…………………………..догадка!
…………………………..ухватка.
………………………….погоди!
………………………..подсади.
………………………..умудримся
………………………..наедимся».
В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шестая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем параллельная рифмовка.
Во второй строфе строки рифмуются параллельно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая).
…………………………………. ног,
…………………………принялся,
………………………….обливался,
……………………………….. помог.
………………………….приволье:
………………………..раздолье!
………………………….не съесть,
…………………………..перечесть!
………………………….поживиться,
Практическая работа по литературе на тему "Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Развитие умений работы с текстом: понимание морали басни, объяснение ее своими словами, примительно к современной жизни; нахождение и вычленение в тексте художественно-выразительных средств языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
учени_______6 «____» класса ___________________________________________
I вариант
- Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Волк и Кот» и ответьте на поставленный вопрос.
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Всё это ведь за мной».- «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана».-
«Ну, попытайся ж у Демьяна».-
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка».-
«Беги ж, вон там живет Трофим».-
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!» -
«Ну, плохо ж!- Но авось тебя укроет Клим!» -
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» -
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,
Сказал тут Васька Волку:
«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы,- сам себя вини:
Что ты посеял - то и жни».
Вопрос:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу цитатами из очерка «Буран» Т.С. Акскова.
Художественно-выразительные средства | Примеры |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафора | |
Олицетворение |
25.09.2015 ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: Творчество И.А. Крылова и В.А. Жуковского
учени_______6 «____» класса __________________________________________________
(фамилия, имя в родительном падеже)
II вариант
- Внимательно прочитайте басню И.А. Крылова «Лев и Мышь» и ответьте на поставленный вопрос.
У Льва просила Мышь смиренно позволенья
Поблизости его в дупле завесть селенье
И так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,
Ты и могуч и славен;
Хоть в силе Льву никто не равен,
И рев один его на всех наводит страх,
Но будущее кто угадывать возьмется -
Ка́к знать? кому в ком нужда доведется?
И как я ни мала кажусь,
А, может быть, подчас тебе и пригожусь».-
«Ты!» вскрикнул Лев: «Ты, жалкое созданье!
За эти дерзкие слова
Ты стоишь смерти в наказанье.
Прочь, прочь отсель, пока жива -
Иль твоего не будет праху».
Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,
Со всех пустилась ног - простыл ее и след.
Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:
Отправяся искать добычи на обед,
Попался он в тенета.
Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,
Как он ни рвался, ни метался,
Но всё добычею охотника остался,
И в клетке на показ народу увезён.
Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,
Что бы помочь она ему сумела,
Что сеть бы от ее зубов не уцелела,
И что его своя кичливость съела.
Читатель,- истину любя,
Примолвлю к басне я, и то не от себя -
Не по́пусту в народе говорится:
Не плюй в колодезь, пригодится
Воды напиться.
Вопрос: Как вы поняли мораль этой басни? Имеет ли она отношение к нашей современной жизни? Приведите конкретные примеры. Почему имена или прозвища героев басен всегда пишутся с прописной (большой) буквы? Как вы это объясняете?
- Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление ис-пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад-ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
- Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши-те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо-бретательность, сообразительность, ловкость, со-вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за-ботливость, доброта, рассудительность, доверчи-вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню-ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль-ность своего выбора.
- Придумайте рассказы о том, как мальчики со-бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
- Как вы думаете, какой диалог мог бы про-изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
- Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
- Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Фе-дю? Нет ли противоречия между речью и поступка-ми Феди? Ответ аргументируйте.
Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта-нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви-дим, что он изобретателен и находчив, ре-шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня-ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то-варищ, без которого он не смог бы полу-чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.
Сенюша пострадал от жадности и пред-приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до-верчивый, наивный и нерешительный Се-нюша вызывает нашу симпатию, а хит-рый Федя перестает нам нравиться.
Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш-танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда-лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.
Можно выбрать один из вариантов отве-та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно-класснику свою обиду. Ученики чаще вы-бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта-ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».
Рифмы в этой басне расположены за-тейливо. Проследите за тем, как это сде-лано в первой и второй строфах:
«………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!» ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко: ……………………………… влезть …………………………..не есть!» …………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся».В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес-тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал-лельная рифмовка.
Во второй строфе строки рифмуются па-раллельно (первая и вторая, третья и чет-вертая, пятая и шестая).
В этой строфе рифмы расположены пе-рекрестно.
В последней строфе рифмовка парал-лельная:
…………………………….на свете я, …………………………………друзья ………………………………помогали, ……………………………….не видали.Федя быстро придумал поход за кашта-нами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но ког-да он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в оди-ночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще пло-хой товарищ. Сеня же так и не попробо-вал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- обоснование афоризмы басни и.а. крылова два мальчика
- басня эгоист
- "два мальчика" и.а.крылов
- нарисуйте портреты феди и сенюши.
- мораль на басню крылова два мальчика
С самого детства с нами идут по жизни персонажи произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, зачастую помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в трудном случае. Басню как таковую мы читаем с ранних школьных лет! И в нашей с вами памяти хранятся эти яркие образы, которые так и приходят на ум, когда возникает «патовая» ситуация. Скажем, мораль басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора произведений.
Извечные темы
То припомнится Моська, лающая на Слона, тщетно пытающаяся произвести впечатление бесстрашной и храброй. И многие верят!
То перед глазами Обезьяна, насмехающаяся над собой, не узнавшая своего отображения в зеркале.
То Волк объясняет Ягненку, что, дескать, он во всем виноват лишь тем, что Волку кушать хочется...
То Мартышка (и это особенно актуально в наши дни!), не зная ценности очков, разбивает о камень!
Все это — известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, заключается в нескольких емких словах или фразах, зарифмованных автором для пущего запоминания. Да, каждая мораль басни Крылова давно превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли это называть! Крыловское слово остро!
Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал совсем не для детей, и подлинный смысл его басен детям не понятен. Но мораль басни Крылова, почти что каждой, выписана настолько ясно, что это понятно каждому, даже ребенку! И стоит нам услышать: «...мораль сей басни такова...» - Крылов подразумевается моментально!
Крылов и Эзоп
Сопоставим с работами известного греческого литератора — Эзопа (от него и пошло сие выражение «эзопов язык», язык иносказания). По сравнению с баснями Эзопа, жившего в шестом веке до нашей эры, басни Ивана Крылова отличаются персонажей. А также у Крылова сюжеты мастерски зарифмованы, обладают емкими фразами, четко запоминаются читателям. Например, «Муравей и Жук» Эзопа и «Стрекоза и Муравей» Крылова.
«Стрекоза и Муравей» и «Муравей и Жук»
Так что же у этих произведений общего и чем они отличаются?
Общий, без сомнения, сюжет. Персонажи также перекликаются друг с другом. Но у Эзопа Жук будет сочувствовать Муравью, а Муравей, в свою очередь, ограничивается только высказыванием упрека: «Если бы ты работал, то не сидел бы без корма». Позиция русского баснописца гораздо жестче по отношению к бездельникам и тунеядцам: «так пойди же, попляши!»
Стрекоза и Жук чем-то похожи (наверное, тем, что и та и другой — насекомые!), но их поведение и в том и в другом случае обуславливает реакцию Муравья. В случае с Эзопом это более мягкое нравоучение, скорее, пожелание, подразумевающее сочувствие. А в случае с Крыловым мы видим прямой упрек и пожелание «идти плясать» без всякого видимого сочувствия к пострадавшей от стихии Стрекозе.
К тому же у Крылова развитию сюжета помогает рифма — а так басня лучше запоминается на слух! Крылов склонен использовать национальные образы, привязывать сюжет басни к "национальным реалиям", и от этого повествование становится еще ярче, еще весомее.
Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, совестливость, жадность, хитрость, беспечность, заботливость, доброта, рассудительность, доверчивость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сенюши, какие – Феди? Попробуйте доказать правильность своего выбора.
Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ,
без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.
Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.
Придумайте рассказы о том, как мальчики собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: “Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю”. После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя – плохой товарищ.
Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
Можно выбрать один из вариантов ответа. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал однокласснику свою обиду. Ученики чаще выбирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: “Почему ты не принес и мне немного каштанов?”, “Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?”, “Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!”.
Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
Рифмы в этой басне расположены затейливо. Проследите за тем, как это сделано в первой и второй строфах:
“………………………как баранов,
…………………………….в класс,
…………………………..каштанов!”
………………………….не про нас!
……………………………недалеко.
……………………………..высоко:
……………………………… влезть
…………………………..не есть!”
…………………………..догадка!
…………………………..ухватка.
………………………….погоди!
………………………..подсади.
………………………..умудримся
………………………..наедимся”.
В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шестая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем параллельная рифмовка.
Во второй строфе строки рифмуются параллельно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая).
…………………………………. ног,
…………………………принялся,
………………………….обливался,
……………………………….. помог.
………………………….приволье:
………………………..раздолье!
………………………….не съесть,
…………………………..перечесть!
………………………….поживиться,
………………………………..мал:
…………………………………губки;
……………………………….убирал,
…………………………..скорлупки.
В этой строфе рифмы расположены перекрестно.
В последней строфе рифмовка параллельная:
…………………………….на свете я,
…………………………………друзья
………………………………помогали,
……………………………….не видали.
Глоссарий:
- сочинение на тему что осуждается в русских баснях
- мораль басни два мальчика
- что осуждается в русских баснях сочинение
- что осуждается в русских баснях
- сочинение что осуждается в русских баснях
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Два мальчика Два друга решают, не залезть ли им на дерево, чтобы полакомиться каштанами. Предложил эту идею Федюша, однако Сенюша возразил, что дерево очень высокое,...
- На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель...