История памятника пушкину. Памятник пушкину на пушкинской площади

Адрес: Пушкинская площадь

Как добраться до памятника Пушкину: ст. метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская.

Памятник Пушкину в Москве находится в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (бывшая Страстная).

История появления памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве длилась несколько десятилетий. Мысль об установлении монумента в честь выдающегося русского поэта возникла сразу же после его смерти, в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, до сих пор было принято устанавливать памятники исключительно государственным деятелям, а во-вторых - отношение власти к Пушкину было весьма прохладное.

Василий Андреевич Жуковский, ближайший друг и учитель Пушкина, подал Николаю I идею создания народного памятника поэту в Михайловском. В 1855 году 82 чиновника Министерства иностранных дел России, в котором некогда состоял на службе Пушкин, обратились к князю Горчакову за разрешением открыть всероссийскую подписку по сбору средств на сооружение памятника Пушкину в Петербурге. Но князь не стал подписываться пот довольно рискованным проектом, поэтому инициатива служащих ни к чему не привела.

В 1860 году с очередным прошением о создании монумента великому русскому поэту обратились выпускники лицея, в котором учился Пушкин. Ввиду общественного резонанса в обществе, правительство дало разрешение на создание памятника, но при этом не выделило никаких средств. По благотворительной подписке собрали 13 000 рублей - это была лишь малая часть необходимых средств. В 1870 году лицеист Яков Карлович Грот вновь организовал сбор денег на строительство памятника, и уже в 1880 году было собрано 160 575 рублей 10 копеек.

Уже к середине 1870-х годов стало ясно, что идея вполне может воплотиться в реальность. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в котором одержал победу Александр Михайлович Опекушин. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Семенович Богомолов. В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливку статуи заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе, а постамент был изготовлен из темно-красного сердобольского гранита.

Общая высота монумента составляет приблизительно 11 метров. Специалисты отмечают удачное соотношение монумента и скульптурной фигуры, благодаря которому из любой точки памятник выглядит гармонично. Пушкин изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, поэт держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых - четыре светильника.

На пьедестале высечены строки стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" в несколько измененном виде. Дело в том, что по соображениям цензуры Жуковский заменил строки "Что в мой жестокий век восславил я Свободу" на нейтральные "Что прелестью живой стихов я был полезен", в связи с этим для сохранения рифмы нужно было изменить и еще одну строку. Поэтому на постаменте вместо

"И долго буду тем любезен я народу,

можно было прочесть:

"И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал"

Торжественное открытие памятника планировали провести в день открытия Лицея, 19 октября 1879 года, но из-за некоторых повреждений постамента, нанесенных ему при монтаже, установку пришлось отложить. Следующей датой открытия памятника объявили 26 мая 1880 года - день рождения Пушкина, но и на этот раз мероприятие отложили из-за траура по императрице Марии Александровне. Наконец, 6 июня 1880 года при стечении огромного количества людей памятник Пушкину на Страстной площади наконец-то был открыт. Это событие стало одним из самых заметных в культурной и общественной жизни не только Москвы, но и всей России, его называли "вторым рождением" поэта.

Когда в 1936 году СССР и Москва готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить исправленный текст стихотворения на оригинальный. Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной. На тыльной стороне монумента надпись не меняли, поэтому и сегодня можно прочесть слова: "Сооруженъ въ 1880 году".


Поэту появилась сразу же после трагической его гибели в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, в то время было принято устанавливать памятники исключительно государственным деятелям, а во-вторых - отношение власти к Пушкину было весьма прохладное.

В 1860 году бывшие выпускники Царскосельского лицея, где в свое время учился Пушкин, выступили с инициативой о создании памятника. Предложение поддержал родственник императора принц Петр Ольденбургский, бывший в то время попечителем лицея. Он получил согласие Александра II на установку памятника. Был объявлен сбор средств на монумент, который предполагалось поставить в Царском Селе, "в бывшем лицейском саду".

Однако собрать удалось всего 13 тысяч рублей — это была лишь малая часть необходимых средств.

В 1870 году бывший лицеист Яков Грот вновь поднял вопрос о строительстве памятника. Его поддержали другие лицеисты. Из них в феврале 1871 года был создан комитет, главой которого стал принц Петр Ольденбургский. В этот раз местом установки памятника избрали Москву, где родился поэт.

Средства на памятник собирали всем миром. Крестьяне давали последние копейки, чиновники, генералы — от одного рубля до 100, члены царской семьи — 100-150 рублей. Самое большое пожертвование(1000 рублей) сделал сын знаменитого историка Владимир Карамзин. Всего было собрано 83 992 рубля 61 копейка, а вместе с накопившимися процентами от предыдущего сбора средств в распоряжении создателей памятника оказалось 106 575 рублей 10 копеек.

Их хватило не только на монумент, но и для учреждения Пушкинской премии Академии наук за сочинения по изящной словесности и изыскания по русскому языку и литературе (первое присуждение премии состоялось в день лицейской годовщины - 31 октября (19 октября по старому стилю) 1882 года).

В 1872 году комитет объявил конкурс на лучший проект монумента, но ни одну из представленных 15 работ не признали удовлетворяющей требованиям. Был объявлен новый конкурс, по итогам которого в 1875 году лучшей была признана работа Александра Опекушина, изображавшая фигуру размышляющего Пушкина на прогулке и лишенная каких-либо аллегорических украшений.

В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.

Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года - к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.

Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.

Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.

На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок - символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения "Я памятник воздвиг себе нерукотворный…", но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо "Что в мой жестокий век восславил я свободу" тогда написали "Что прелестью живой стихов я был полезен". Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.

В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.

На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.

Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии "Сооруженъ въ 1880 году".

В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

6 июня 1880 года в Москве был торжественно открыт памятник
великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину
История создания

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании "народного памятника" в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.

В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.

Скульптор
Александр Михайлович Опекушин

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину (1838-1923) , талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.

Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.

Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.

После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.

Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.

Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта "Памятник":

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.


Памятник А.С.Пушкину на фоне Страстного монастыря

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом: старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника, исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. "Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…" Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Первоначально памятник Пушкину был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. В 1950 году Пушкинская площадь была реконструирована, и памятник перемещён на нынешнее его место.
Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе. Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов. Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники.
Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника. Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года. (см. подробнее: Суслов И. М. Памятник Пушкину. М., 1983 -- серия "Биография московского памятника").

Страстной 3-го класса необщежительный женский монастырь (построен в 1654 году во имя Страстной иконы Божией Матери) находился на Страстной, ныне (с 1931) Пушкинской площади в Москве. Закрыт большевиками в 1928 году, с 1929 года в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году все здания монастыря были снесены, в их числе главный храм - собор во имя Страстной иконы Божией Матери.

Публикуем очередную подборку фотографий и фактов в рамках нашей периодической рубрики .
В этот раз выпуск оказался особенно интересным.

Сегодня речь пойдет о Пушкинской площади —>


Сразу стоит отметить, что Пушкинская площадь (бывш. Страстная) — одна из наиболее сильно изменившихся площадей 1930-х.
На старой фотографии начала 1930-х видно, что и Пушкин стоит на Тверском бульваре (ПамПуш та Твербуле, как тогда говорили), и Страстной монастырь еще украшает одноименную площадь.
Правда, в советское время в нем располагался антирелигиозный музей, где показывали в том числе нетленные мощи святых и говорили, что их нетленность обусловлена чисто условиями среды, в которых лежали трупы. В доказательство показывали также хорошо сохранившиеся усохшие трупы фальшивомонетчика и крысы.


Сейчас на фундаментах построек и церквей монастыря стоит кинотеатр, фонтаны и раскинулся сквер с перенесенным на противоположную сторону Тверской в 1950 г. памятником Пушкину.


Как-то примерно так стояла надвратная колокольня (обратите внимание: на коллаже под ногами пушкина видна вывеска: «центральный антирелигиозный музей»)


Как и многие другие места Москвы, Пушкинскую площадь «украшают» так называемые фандономаты (от нем. pfand — залог) — автоматизированные приемные комплексы для приема у населения алюминиевых банок и пластиковых бутылок. Устанавливаются эксклюзивно компанией ПрофБизнесТелеком, в 2003 году выигравшая честный тендер Правительства Москвы и получившая целевое финансирование из городского фонда.
Довольно интересную статью про эту историю можно почитать по этой ссылке .

Процитируем лишь один отрывок:

Логично было бы предположить, что средства выделялись в рамках какой-либо городской экологической программы, связанной с переработкой твердых бытовых отходов… Ан нет, организатором конкурса стала городская комиссия по квотированию рабочих мест, а победитель должен был создавать рабочие места для учащихся профтехучилищ. И идея с фандоматами показалась чиновникам более привлекательной именно с этой точки зрения, а не из-за «экологичности». Как говорят в «ПрофБизнесТелекоме», каждый установленный фандомат обеспечивает частичную занятость для одного–двух человек, всего же компания трудоустроила 1 400 подростков: курьеры, осуществляющие выемку тары из автоматов, зарабатывают от трех тысяч рублей в месяц, а техники-программисты, настраивающие аппараты, - до девяти тысяч.
Исходя из заявленной стоимости фандомата, две тысячи аппаратов обошлись приблизительно в 11–12 миллионов евро. Цифра внушительная. «Да на эти деньги я бы безо всяких фандоматов такую сеть приемных пунктов по всему городу организовал, что ни одна пустая банка мимо меня не прошла бы!» - эмоционально прокомментировал один из участников рынка.


Еще одна хорошо знакомая каждому москвичу часть малой архитектуры. Яркие, можно даже сказать нарядные, синие кабинки на многих площадях уже стали доминантами пейзажа. Зачем из делать такого бросающегося в глаза цвета в городе, непонятно.
Опять же решается вопрос трудоустройства: порой даже на одну кабинку, как на фотографии, приходится один «туалетный оператор».
Конечно же, чаще всего одна из кабинок в ряду всегда используется не по назначению, а для устройства быта оператора. Каких только интерьеров они там не устраивают: календари, плакаты, различные стулья, вешалки и прочие функциональные и декоративные элементы! На эту тему можно делать отдельный репортаж.

Подобные синие кабинки производятся в Польше компанией Toyka , которая заявляет о себе как о одной из самых старых компаний, занимающихся изготовлением туалетных кабин из полиэтилена повышенной плотности (компания основана в 1992 г.).

На сайте производителя стоимость одной кабины в стандартной комплектации — 2074 злотых т.е. округленно 20 тыс рублей.

Два года назад в СМИ даже прошла новость что подобные кабины в Москве не брезгуют воровать .

Но вернемся к истории.

Пушкинскую площадь украшает множество фонарей совершенно различных конфигураций.

От раскидистых сталинских (правда, с новыми плафонами)


До дореволюционных, установленных еще вместе с памятником Пушкину и переехавших с ним на противоположную сторону с Тверского бульвара.


Когда Пушкин стоял на Тверском бульваре, то концепция памятника была совершенно логична и понятна: поэт, прогуливаясь по своему любимому бульвару выходит на Страстную площадь и склоняет голову перед Страстным монастырем, снимая шляпу.


Шляпа, кстати, у Пушкина довольно примечательная


И он довольно хорошо в ней выглядел.


А мог и модно набекрень носить порой


Конечно же, постоянным головным убором нынешнему Пушкину служат голуби, что даже вошло в московских фольклор во множестве вариаций анекдотической истории.
Приведем лишь один вариант:

Ночью идет милиционер мимо памятника Пушкину и вдруг слышит:
— Господин полицмейстер, а, господин полицмейстер.
Оборочивается, а это с ним Пушкин разговаривает.
— Будьте любезны, не могли бы вы вместо меня часок здесь постоять?
Милиционер, забирается на постамент, делает задумчивое лицо, стоит час,
два, нет Пушкина. Уже светает, милиционеру надоело стоять, пошел искать Пушкина.
Встречает дворничиху:
— Пушкина не видела?
— А, видела. Они с Гоголем вон в той подворотне голубей ловят и на головы им
гадят.


Памятник сооружен в 1880 году. Сзади надпись в старой дореволюционной орфографии.

Но по бокам постамента цитаты из Пушкина уже в современной орфографии…


Обе боковые плиты с цитатами пушкинского «Памятника» обновили в 1937 г., когда помпезно праздновали столетний юбилей со дня смерти поэта. Кто-то даже неудачно пошутил, что если бы Пушкин жил не в XIX веке, а в XX, он все равно погиб бы в том же 37 году.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

На противоположной стороне строфы также были в старой орфографии.


А здесь, в начале Тверского булвара, памятник стоял до 1950 г. Окруженная скамейками площадка до сих пор смотрится пустой.


Вид на Пушкина с прежнего места


Когда будете на Пушкинской площади обязательно обратите внимание на панно при спусках в переход:
это несколько упрощенные, но все же более-менее достоверные старые виды площади

При этом виды четко ориентированы: каждое панно показывает какой вид открывался именно в эту сторону.
На данном панно видно еще ненадстроенное здание, где ныне располагается Галерея «Актер», а также несохранившуюся церковь Дмитрия Солунского.


До с конца 1930-х до 1950-х башенка углового дома не была такой обрубленной — на ней стояла балерина с серпом и молотом, которую демонтировали из-за опасности обрушения.
Однако уже редкие старожилы района до сих пор называют дом «домом под юбкой».
Когда Пушкин стоял еще на Тверском бульваре, по Москве ходил следующий стишок:
Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног.

Дом с башенкой стоит на месте церкви Дмитрия Солунского. Также часто его называют домом с магазином «Армения», который уже тоже не функицонирует.


В угловом доме жил герой советского союза Алексей Маресьев , прототип героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

В соседнем доме проживала целая плеяда замечательных советских актеров, в том числе Любовь Орлова и Михаил Ульянов, которому совсем недавно в виде исключения досрочно повесили мемориальную доску.

В центральном (не боковом со стороны площади) входе МакДональдса постоянно работает выставка фотографий о том, как открывался этот ресторан.

На стойке — флаги стран, где есть МакДональдс. До сих пор среди прочих гордо красуется советское знамя.
Рядом крупно выделен канадский флаг, потому что в СССР Макдональдс пришел даже не из США, а именно из Канады.

Дом бывшей типографии Сытина, ныне завешенный рекламой мобильных телефонов, в свое время стал последним передвинутым домом.

Его передвинули вдоль улицы на 33 метра в 1979 г. для того, чтобы освободить пространство перед новым зданием «Известий». Ничего хорошего, как видно, на освободившемся месте не построили.

И напоследок пара судьбоносных фотографий площади:


Ориентировочно 1937 г. Начинается демонтаж Страстного монастыря.


Монастырь полностью снесен, идет расчистка площади.


А тем временем Пушкину на голову сел еще один голубь…

Настройте свой Интернет на нашу волну!

Вконтакте

Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская).

В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Описание

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением.

Львова Анастасия , CC BY-SA 3.0

Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, - шляпа.

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру - 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

История создания

Инициатива и подписки

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.

Конкурс и выбор архитектора

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский.

Изготовление и монтаж

Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж.

Даты открытия

Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены.

Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне.

6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале , где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.

неизвестен , Public Domain

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».

В. Катаев. «Алмазный мой венец».

Фотогалерея

Полезная информация

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Пушкинской площади

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

Адрес и контакты

Москва, Пушкинская площадь

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы). Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

«И долго буду тем народу я любезен,

вместо написанного Пушкиным

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык»

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».