Что заставляет людей воевать в современном мире. Почему люди воюют друг с другом? Мы не можем не достраивать своё общество в рамках ежедневных практических действий, которые совершаем

Этим вопросом задавались сотни мыслителей и ученых на протяжении всей истории человечества, но так и не пришли к единому мнению.

Законы природы

Существует гипотеза, что война – это один из природных механизмов, регулирующих человеческую популяцию. Определенная логика в данном утверждении есть, ведь человечество давно научилось эффективно защищаться от хищников и многих других природных напастей. Следовательно, как говорил в одном из своих выступлений известный в Интернете персонаж Mr Freeman, нас становится многовато.

Перенаселение

Исходя из предыдущей теории, можно вывести следующую: в связи с тем, что население планеты с каждым годом увеличивается, а территории пригодные для жизни, запасы пищи, воды и полезных ископаемых, напротив, стремительно уменьшаются, военные конфликты становятся неизбежными.
Томас Мальтус полагал, что война - неизбежный результат роста населения в условиях ограниченного доступа к ресурсам.

Амбиции королей

К сожалению, зачастую мирное население мало что решает в политических играх «больших боссов». Таким образом, народы иногда становятся лишь пешками, удовлетворяющими манию власти к захвату новых территорий и сфер влияния на мировой арене.

Древние инстинкты

Некоторые исследователи полагают, что человек стремиться воевать из-за непобежденных животных инстинктов. То есть не потому, что ему действительно нужна данная территория или ресурс, а из-за непреодолимой тяги защищать «свое», даже если оно таковым не является.

Политика и ничего больше

Многие социологи сходятся на мысли, что корни и причины военных конфликтов не стоит искать в психологии и биологии, скорее, уверены они, это всего лишь один из политических маневров, никак не связанных с природой человека. Война в этом случае не многим отличается от прочих инструментах в политических взаимоотношениях между странами.
Дэн Рейтер писал, что войну не следует воспринимать как отказ от дипломатии, это продолжение торговых отношений другими средствами.

Истоки в религии

Если заглянуть в учебник истории, можно проследить интересную закономерность: все войны, так или иначе, связанны с религиозными предпочтениями людей. Так, например, верили, что только воин может попасть в желанную загробную жизнь. Христиане и вели войны с «неверными», желая навязать свою веру другим народам. И даже в новейшей истории мы можем увидеть манипуляцию людьми посредством давления на их религиозные чувства.

Какими бы не были реальные причины возникновения военных конфликтов, современный человек обязан понимать их последствия и стараться избегать разжигания новых войн.

Это одна из главных проблем, к которым обращается В.М. Богомолов в предложенном для анализа тексте. Действительно, порой самоотверженность человека, его готовность пожертвовать собственной жизнью во имя великой цели и благородного стремления поражает самое смелое воображение.

Так, автор обращается к «такому случаю», повествуя о бесстрашной команде парохода «Ласточка», что переправлял боеприпасы во время войны. Один из вражеских снарядов – пишет Богомолов – попадает в баржу, но бойцы и экипаж баркаса не перерубают трос, не бросают оружие, «спасаясь бегством». Наоборот, ««Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей», а люди тут же бросились тушить огонь, ведь в этой ситуации для каждого была первостепенна не жизнь, не желание добраться до берега невредимым, а спасение боеприпасов, так нужных для отражения утренней атаки противника.

Команда «Ласточки» совершает настоящий подвиг, не думая, «что каждое мгновение любой ящик может взорваться». Идут эти люди, смотря в лицо смертельной опасности, не жалея сил ради триумфа над врагом, и так естествен для них этот шаг, так очевидна необходимость спасти припасы во что бы то ни стало, что ни у кого не возникает даже мысли об отступлении: «Бойцы поснимали шинели…накрывают ими языки пламени», ведь они знают, как неоценимо мужество, что «прокладывает путь» к победе.

Зачастую во время войны человек отбрасывает всякий эгоизм в условиях общенародной беды, думает в первую очередь о других, а значит, даже может пожертвовать собой во имя спасения многих, даже совсем чужих ему людей. Так, Сотников – главный герой одноименного произведения В.В. Быкова – даже под пытками отказывается давать показания полицаю, а перед «ликвидацией» пытается спасти людей ценой собственной жизни, объявляя себя и виновным в ранении одного из немецких офицеров, и признавая себя партизаном. Мы видим, что для человека смелого, готового идти на подвиг, первостепенно не собственное спасение, а любовь к Родине, к людям.

Героизм – черта сильных людей, ведь именно он заставляет человека сражаться до победы, не отступать перед болью, отчаянием и любыми трудностями. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Что движет людьми, которые совершают героические поступки? (по тексту А.Н.Кузнецова.)

Так, герой повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексей Мересьев, будучи сбитым в бою над оккупированной территорией, с поврежденными ступнями пробирался сквозь лес многие километры. Потеряв обе ноги, герой снова садится за штурвал, желая как можно больше сделать для своей страны. Именно внутренняя сила заставляет человека принимать решение ни за что не сдаваться во имя борьбы за общее дело, во имя «святого» долга.

Подводя итог, стоит отметить, что ответ на вопрос, поднятый Владимиром Максимовичем Богомоловым, очевиден. Человек, обладающий несокрушимой силой воли, может показать себя истинным героем, ведь он наделен чувством глубокой любви и уважения к Отечеству, искренним желанием сделать все, что в его силах, чтобы помочь своему народу справиться с общей трагедией.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

0 Доклад: Почему люди воюют?

Россия, Пермский край, г. Пермь, пос. Новые Ляды

МАОУ "СОШ №129"

Учителю начальных классов

Порохницкая Г.Г.

Введение

Основная часть

Глава 1. Что такое война

Глава 2. Почему люди воюют

Глава 3. Когда же на земле закончатся войны

Практическая часть: опрос школьников и анализ полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

У меня есть маленькая сестренка, ей один годик. Я часто с удовольствием с ней играю. Она очень милая. Мама и папа говорят, что все в детстве такие милые и славные. Почему же с возрастом люди меняются? Откуда возникают в них злоба, агрессия, ненависть?... Недавно мы с папой я посмотрели фильм «300 спартанцев», и меня поразил их метод воспитания маленьких детей. В детях с детства воспитывали воинов. Зачем? Я спросил об этом у папы, а он сказал, что вся история человечества – это история войн, сколько люди есть, столько они и воюют, а победители потом переписывают историю. Его ответ очень удивил меня, и я решил разобраться в этом непростом вопросе - почему люди воюют?

Гипотеза: люди воюют, потому что им чего-то не хватает.

Цель моей работы : установить причины возникновения войн на Земле

Задачи: узнать

​ что такое война

​ почему люди воюют

​ как можно предотвратить войны

​ почему мы должны знать о войнах и помнить о них

​ провести анкетирование, проанализировать и сделать выводы

Глава 1. Что такое война

Соперники в искусстве брани

Не знайте мира меж собой;

Несите мрачной славе дани,

И упивайтеся враждой!

Пусть мир пред Вами цепенеет,

Дивяся грозным торжествам

Никто о Вас не пожалеет,

Никто не помешает Вам.

А.С. Пушкин

Война - это вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Война между людьми практически означает то же самое, что и поединки между животными: силовое разрешение соперничества, в котором выигрывает сильнейший. Правда, он не всегда оказывается прав. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. (Слайд 2)

Холодная война – политика, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях между странами.

Война нервов – об обоюдном нервном напряжении кого-либо.

Война – конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме военных(боевых) действий между их вооружёнными силами. Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война – это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей.(Слайд 3)

Тотальная война – это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.(Википедия).(Слайд 4)

Глава 2. Почему люди воюют

Почему люди воюют? Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за Родину, за веру, за идею, из-за религии, за свободу, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать. (Слайд 5)

Из-за религии – крестовые походы, арабо-израильски е войны

за природные ресурсы за счастье

за дешевую рабочую силу люди воюют за власть

за богатства за Родину

(СССР против фашистской Германии)

(1941-1945гг.)

за территории

(фашистская Германия против стран антигерманской коалиции 1939-1945гг.)

Войны существуют почти столько же, сколько на Земле существует человек. Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Вначале люди воевали, чтобы захватить чужую территорию или имущество. (Слайд 6)

Руководители страны или племени обычно начинают войны, как только осознают, что кто-то им угрожает. Как и животные, люди охраняют свою территорию, свои семьи и запасы еды. Цивилизованные народы сегодня живут на территориях, которые завоевали когда-то их предки.

Иногда происходило и так, что солдаты сражались друг с другом, не отдавая себе четкого отчёта в том, почему они это делают. Они просто подчинялись вышестоящему начальству, которое в свою очередь подчинялось ещё кому-то. (Слайд 7)

Человек часто подражает животным. Он угрожает, прежде чем действовать. Конечно, он не издаёт воинственный клич и не воет, но все это с успехом заменяют запугивания по радио, в газетах или по телевидению.

Часто происходит другое - враги не сражаются, а стараются устрашить друг друга, создавая огромные армии и накапливая запасы оружия. Если они и переходят к военным действиям, то это делается руками маленьких племен и группировок. Они получают оружие и начинают чувствовать себя сильными, после чего и начинают сражаться между собой. (Слайд 8)

Разница в психологии

Люди обратили внимание на то, что одни народности не как не могут ужиться с другими. Степняки беспрестанно воюют с людьми леса, горцы – с жителями равнин, бедные и горячие южане – с богатыми и флегматичными северянами. Разница в психологии между горцами и равнинниками видна. Горцы более импульсивны, менее сдержанны, более «дикие». С точки зрения цивилизованного человека, равнинные жители более спокойны и терпеливы. (слайд 9)

Только на равнине могла родиться поговорка «один в поле не воин». В горах и один воин: тропинки узкие, вдвоем с трудом разойдешься. При удачном стечении обстоятельств, какие-то 300 спартанцев в ущелье, могут закрыть путь многотысячной персидской армии. В горах с флангов не обойдешь. И это обстоятельство не могло не отразиться на менталитете горных народов. Горец – прямой и неувертливый в психологическом плане человек. (Слайд 10)

Разница в психологиях (как, в общем-то, и любое другое различие – в цвете кожи, например) порождает «психологическую разность потенциалов», которая чревата пробоем. Поэтому «искрит» между горцами и равнинниками постоянно. (Слайд 11)

Например: тибетцы в Китае, чеченцы в России. Очень ярко это проявилось в бывшей Югославии. Там 2/3 территории – горы. Боснийцы и косовцы – в основном горные жители, а вот сербы в основном живут на равнине. (Слайд 12)

Вероисповедание у горных и равнинных жителей тоже разное, что придает этимконфликтам межрелигиозный оттенок. (Слайд 13)

Чтобы как то решить проблему горцев и равнинников, при Сталине, например, применялся особый способ усмирять горцев – насильственное переселение горцев на равнину. Оторванные от гор горцы становились более спокойными, по крайней мере, внешне. (Слайд 14)

Чтобы избегать войн надо все- таки уметь договариваться!

Войны – следствие напряжения земной коры (Слайд 15)

По данным института химической физики считаются, что дело в тектонике плит, на которую влияют процессы на солнце. В горах возникают магнитные аномалии. Эти аномалии усиливаются перед землетрясениями. Магнитные колебания влияют на скорость прохождения химических реакций в водных растворах, человек на 70% состоит из воды, а его мозг на 90%! Проявляются магнитные аномалии наиболее ярко в поведенческих реакциях. Например, у саранчи повышается плодовитость. У людей повышается агрессивность, появляются всплески гениальности. В годы повышенной магнитной активности рождается больше всего произведений искусства.

Как правило, происходит это обычно так: сначала возникает какая- нибудь межнациональная резня, а потом собственно землетрясение. После которого все сразу успокаивается. Точно так было в Карабахе, в Спитаке, в Чечне, Румынии. (Слайд 16)

Всему виной климат (Слайд 17)

По данным Московского энергетического института на формирование менталитета народности влияет изменения климата. Например, в холодный период создается больше произведений искусства, религий, философий. Это как бы взлет духовности цивилизации.

По расчетам данного института, в России будет эпицентр глобального изменения климата, прогнозируется очень сильное потепление. В отдельных районах (Таймыр, Ямал, Новая Земля) примерно через 25 лет на 6 – 8 градусов вырастет среднегодовая температура.

В связи с потеплением, возможно, изменится и менталитет людей, в россиянах станет больше черт южан – вспыльчивости, повышенной возбудимости.

Глава 3. Когда же на земле закончатся войны

Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокой ненависти! (Слайд 18)

Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень четко написано в Библии, в пророчестве Исайи: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись вместе с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Видимо когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны».

Каждый здравый человек понимает, сколько горя приносит война! Люди хотят жить в мире и согласии, хотят строить дома, засевать поля, растить детей и быть уверенными в завтрашнем дне. Мы – жители мирной страны! Но если враги нападут на нашу землю, каждый встанет на защиту Отечества! .. (Слайд 19)

В пословицах русский народ выразил своё отношение к войне:

Береги Землю любимую, как мать родимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Мир строит, а война разрушает.

Умелый воин не дрогнет в бою.

Худой мир лучше доброй ссоры.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Свет победит тьму, а мир войну.

Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

Мир-добродетель цивилизации, война - ее преступление.

«Придёт день, когда ложь исчезнет с лица земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых, будут знать цену жизни, и будут оберегать её». (Слайд 20)

Практическая часть

Мною была разработана анкета, с целью изучения причин ссор детей, школьного возраста, и путей выхода из конфликтных ситуаций. В анкетировании приняли участие учащиеся 2в, 3а, 4а классов в количестве 64 человек. В ходе моего исследования выяснились следующее: (Слайд 21)

* все дети хоть раз в своей жизни ссорятся, при этом 60% испытывают обиду,

* всем опрошенным – 100% нравится дружить,

* только 20% ссор заканчиваются настоящей дракой,

* в 80% случаев ссора приводит к последующему перемирию, а еще в 70% к дружбе,

* только 10% ссор длятся больше одного дня,

* постоянных врагов имеют уже 50% младших школьников,

* улыбаться любят все школьники, при этом без повода – 60%,

* 100% детей хотят дружить, а не ссориться.(Слайд 22)

Вывод: На основании приведенных цифр, я делаю вывод, что ссоры и обиды – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Но, выпустив "пар", - негативную энергию, мы снова ищем дружбу и хорошие отношения.

Анкета

(Выбери ответ)

1.Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?(да, нет)

2.Что являлось причиной ссоры? (личное оскорбление, материальные ценности, не знаю)

3.Что ты чувствовал при этом? (обиду, ненависть, разочарование)

4.Чем заканчиваются обычно твои ссоры? (перемирием, дружбой, дракой)

5.Как долго длятся твои ссоры? (несколько минут, несколько дней, долго)

6.Как долго ты хранишь обиду? (забываю сразу, несколько дней, помню всегда, записываю)

7.Как часто ты пускаешь в дело кулаки? (никогда, иногда, постоянно)

8.Часто ли ты решаешь дело мирным путем? (всегда, иногда, никогда)

9.Часто ли ты улыбаешься окружающим? (всегда, зависит от настроения, никогда)

10.Есть ли у тебя враги? (да, нет, не знаю)

11.Что тебе больше нравиться дружить или ссориться? (дружить, ссориться)

Анализ анкетных данных:

вопросы

1.​ Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?

Да

100%

нет

2. Что являлось причиной ссоры?

Личн. оскарбление

Матер. ценности

Не знаю

3. Что ты чувствовал при этом?

обиду

ненависть

1.​ Разоч разочарование

4. Чем заканчиваются обычно твои ссоры?

Перемирием

дружбой

1.​ Драко дракой

5. Как долго длятся твои ссоры?

несколько минут

несколько дней

долго

6. Как долго ты хранишь обиду?

забываю сразу

несколько дней

помню всегда

записываю

7. Как часто ты пускаешь в дело кулаки?

никогда

иногда

постоянно

8. Часто ли ты решаешь дело мирным путем?

всегда

иногда

никогда

9. Часто ли ты улыбаешься окружающим?

Всегда

зависит от настроения

никогда

10. Есть ли у тебя враги?

Да

Нет

Не знаю

11. Что тебе больше нравиться дружить или ссориться?

Дружить

ссориться

100%

100%

100%

Заключение

Значимость проведённой мною работы состоит в том, что мне удалось узнать о том, что такое война, понять, что причины возникновения войн разные.

В дискуссии с одноклассниками были найдены разные способы предотвращения драк и ссор, ведь они тоже являются причинами возникновения войн. (Слайд 23)

Анкетирование, которое я провёл, показало какие разные по характеру люди, и что в каждом есть доброта. Какое это замечательное качество! Ведь добрый человек никогда не начнёт войну! (Слайд 24)

Подбирая пословицы о войне, я ещё раз убедился в том, какой мудрый русский народ!

Я также понял, что всем людям нужно знать и помнить о том, что война – это зло, и нужно делать всё, чтобы не допустить развязывания войн.

Я думаю, что каждый человек должен понимать, что жить в мире – это счастье! (Слайд 24)

Список литературы

1. А.С. Пушкин, сборник стихов.

2. Библия.

3. Большая детская энциклопедия (военные тайны). Москва 2005г.

4. Всемирная история, энциклопедия. Москва 2007г.

5. Журнал «Огонек», 1999г. №24.

6. Интернет-ресурсы

Сколько бы заботливые родители и пожилые учителя не говорили, что всё это блажь, а думать надо о детях и работе, человек по всему миру вновь и вновь обнаруживает поразительный интерес к идеям, даже в век интернет-гипермаркетов. Люди выходят на улицы, дерутся с полицией, едут воевать в горячие точки, подрывают себя в автобусах, и вообще ведут себя не так, как им положено нормами безопасного общежития.

Что же заставляет человека отстаивать свои убеждения, порой рискуя спокойствием и даже безопасностью? Почему такая, казалось бы, абстракция, как идеи, защищается с той эмоциональной вовлечённостью, которую каждый из нас имел возможность наблюдать?

Французский социолог Мишель Маффесоли в книге «Человек постмодерна» связывает потребность к отстаиванию убеждений с феноменом неотрайболизма и формированием « новых городских племён» - групп, в которых объединение личностей происходит не только по принципу единства территории, характерному для социального устройства предыдущих эпох, но и по принципу единства взглядов и вкусов. В основе любого объединения, по Маффесоли, лежит потребность в чувстве принадлежности. Это чувство заставляет человека защищать то сообщество, которое он считает «своим» и, соответственно, в первую очередь защищать то, что составляет его сущностное ядро - взгляды, этим сообществом разделяемые. Но только ли в этом причина? Чтобы разобраться в данном вопросе, мы обратились к специалистам - психологу, биологу, социологу и философу.

Что же заставляет человека отстаивать свои убеждения, порой рискуя спокойствием и даже безопасностью?

Мария Максимова

кандидат психологических наук,
МГУ

Почему у человека есть потребность отстаивать свои убеждения? Убеждения входят в состав идентичности человека. Идентичность - ядро личности, ощущение собственной непрерывности и самотождественности. Это совокупность самоопределений человека, принятых им относительно себя и своей жизни. По сути, это ответ на вопрос «Кто я?». Отстаивая свои убеждения, мы косвенно отвечаем на этот вопрос, поддерживаем свою идентичность. Чем больше мы вкладываемся, чтобы отстаивать свою точку зрения, тем ближе идентичность к полюсу «достигнутая» в противовес «диффузной». Достигнутая идентичность - характеристика зрелой личности, прошедшей через кризис. Основными источниками убеждений считаются воспитание, личный опыт, социальные стереотипы, авторитеты, а также искусство, наука и религия. Убеждения связаны с понятием социализации, взаимодействия с другими людьми. Убеждения, так же как и установки и многие другие социально-психологические феномены, имеют трёхкомпонентную структуру, три элемента: когнитивный (осознание, содержание, знания), эмоциональный (оценка, отношение, чувства) и поведенческий (что я делаю исходя из своих убеждений).

Если рассуждать в терминах гештальт-терапии, убеждения могут состоять из интроектов - принятых в себя чужих взглядов и суждений, «непережёванных» кусков опыта других людей. Или же убеждения могут представлять собой результат осмысления и интеграции опыта, и тогда это показатель зрелости и осознанности.

Борьба за убеждения вносит вклад, поддерживает самооценку, позволяет ощутить свою значимость.

Так или иначе убеждения - это ткань идентичности, а потребность их отстаивать - поиск опоры и определение своих координат в изменяющемся мире.

Мне вспоминаются слова моего учителя по гештальт-терапии: «Что бы человек ни делал, это его способ поддерживать свою самооценку». Безусловно, борьба за убеждения вносит вклад, поддерживает самооценку, позволяет ощутить свою значимость, и, если соотносить это с основными потребностями, это ближе к потребности в уважении и признании. По результатам гендерных исследований, удовлетворение потребностей этого порядка особенно значимо для мужчин.

С другой стороны, убеждения - действительно довольно абстрактная вещь, которая напрямую не затрагивают базовые потребности. Они, скорее, актуализируют потребности высшего порядка - стремление к самореализации и самоосуществлению. И даже когда человек изо всех сил пытается доказать другим простые вещи или парадоксы, например, что любовь - есть, мир - хороший, а небо - зелёное, в этот момент его главная потребность - появиться, быть увиденным и услышанным и просто быть».

Александр Панчин

кандидат биологических наук, старший
научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН

Я думаю, что это сами убеждения используют уязвимости нашего мозга, чтобы эффективней распространяться. Вот как вирусы могут заставлять клетки производить свои собственные копии (даже в ущерб самой клетке), так и некоторые идеи (например, религиозные) могут заставлять человека даже жертвовать собой ради своего распространения. Те идеи, которые склоняют человека к такому поведению, будут захватывать всё больше и больше умов, пока не появится способ защититься от такого зомбирования.

Полина Колозариди

исследователь, НИУ ВШЭ

Почему людям важно отстаивать свои убеждения?

Если вам скажут, что ваш сосед, допустим, Павел, рискует своей безопасностью ради какой-то идеи или ценности, вы, скорее всего, вообразите фантастическую картину. В ней будет Павел, сражающийся с ОМОНом, потому что нельзя жить далее во лжи. Павел, спасающий детей далёкой страны, где идёт война, потому что нет чужих детей. Или хотя бы Павел, который подписывает коллективное письмо, зная, что его уволят из-за этого с работы. Мотивация Павла становится вам понятой. Если его героизм вам симпатичен, вы скажете, что сосед принадлежит к тем людям, которым их групповая вера (или, шире говоря, идентичность) важнее частного благополучия. Если идеи Павла вам не близки, вы сочтёте, что он движим жаждой славы и социального одобрения. То есть вы, конечно, скажете не так, вы отметите его храбрость или альтруизм или, наоборот, заклеймите за избыточное рвение и жажду внимания.

В любом случае в вашей оценке будет признание того, что Павел движим какими-то общественно важными мотивами. Коллективное становится важнее частного. Дальше можно предложить много интерпретаций. Например, что выживают не самые сильные, а самые приспособленные к коллективной жизни, как рассказывают эволюционисты. Или, более того, что это происходит, потому что в эволюции главное - не индивиды, а гены, как говорит Ричард Докинз. Или что альтруизм - это выгодно, как пишет философ Питер Сингер. Или что риск ради коллективных ценностей искупается возможным благом в будущем. А на миру и смерть красна, скажет вам соседка, сочувственно глядя на Павла.

Но главное - другое. Сам факт того, что мы противопоставляем ценности обычной жизни и неких идей - это очень подвижный факт. Мы привыкли к стабильной жизни, в которой собственная безопасность - это константа, как будто неотделимая от человека. А борьба за идеалы - что-то абстрактное, как будто отделённое от нас. Но давайте посмотрим на это иначе. Если сосед Павел - дальнобойщик, то его нужда в безопасности связана с идеей освобождения от диктата государства кровно и неделимо. Павел в таком случае вообще не согласится с вами, что он-де за идею. «Семью кормить надо», - скажет он. И будет прав, потому что люди идут отстаивать свои убеждения, когда они становятся материальными и неотделимыми от самой жизни.

Владимир Картавцев

кандидат философских наук,
Университет Манчестера

Итак, если нас интересует то, почему людям свойственно действовать в согласии со своими убеждениями, а не как-то иначе, мы можем спросить о следующем.

Во-первых, что это за «люди»? К счастью, наша дисциплина не занимается людьми. Социологов интересует другое - как возможен тот социальный порядок, в рамках которого люди обитают. Это означает, в числе прочего, что конкретные действия людей (или их групп) являются следствием конкретных конфигураций элементов этого порядка.

Во-вторых, что означает «действовать»? Макс Вебер ответил бы, что социальным является такое действие, которое по своему смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Вся соль здесь в слове «смысл» - мы вполне можем совершать какие-то действия, находясь наедине с собой, но они всё равно будут социальными; главное в том, чтобы этот смысл придать - например, своим переживаниям. Так мы соотносим себя с миром, формулируя определённый набор ценностей. Путь от ценностей, разделяемых нами, до наших же убеждений сокращается.

Мы не можем не достраивать своё общество в рамках ежедневных практических действий, которые совершаем.

В-третьих, что значит «действовать в согласии со своими убеждениями»? Можем ли мы в полной мере считать наши убеждения «своими»? Отчасти ответ на этот вопрос уже был дан - если общество предпослано нам, если оно существует до всякого «я» (а, скорее всего, это именно так), то и наши убеждения - это не то, что мы изобретаем, а то, что мы усваиваем. В целом, набор тех устойчивых схем действия и мышления, который мы усваиваем по мере социализации, может быть обозначен при помощи термина «габитус», которым пользовался Пьер Бурдьё.

Наконец, в-четвёртых, мы вправе спросить себя (и других) о том, что это вообще такое - убеждения? Может быть, наши убеждения - не более чем артефакт той или иной традиции (национальной, религиозной, политической), который мы всего лишь некритически воспроизводим. С другой стороны, может быть и так, что наши убеждения - результат хитрой подмены, которую марксистские теоретики обозначили термином «ложное сознание». Это тот случай, когда наши убеждения существуют таким образом, что маскируют истинное положение дел. Например, вы можете оправдывать существование такого политического строя (искренне исходя из своих «убеждений»), устройство которого приносит вам одни несчастья, однако причина этих несчастий остаётся для вас неразличима.

Говоря короче, можно с большими оговорками утверждать, что людям важно отстаивать свои убеждения потому, что именно так мы выстраиваем наше социальное «я»: мы не можем жить вне того мира, который нам предпослан, мы не можем действовать исключительно аффективно (ведь мы ещё и рациональны), мы не можем не достраивать своё общество в рамках ежедневных практических действий, которые совершаем.

"-Дядя Юра,а вы шпион?-Видишь ли,Павлик..."ВИКИПЕДИЯ:"В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме (по некоторым данным, французские дети направились не в Иерусалим, а в Париж ко двору Филиппа Августа, где некий проповедник обещал представить королю письмо от Иисуса Христа и сотворить чудеса; Филипп приказал распустить детей по домам).

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».

Во Франции в мае того же года у пастушка Стефана из Клуа произошло видение: ему «явился» Иисус в образе белого монаха, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем Божьим на устах освободить Иерусалим. Возможно, идея крестового похода детей была связана со «святостью» и «непорочностью» юных душ, а также суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. Местом сбора «святого войска» был объявлен Вандом, в котором к середине лета по оценкам собрались более 30000 подростков. Стефан почитался чудотворцем. В июле они с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю, но о кораблях никто заранее не думал. К воинству часто присоединялись преступники; играя роль участников, они живились за счёт подаяний благочестивых католиков.

Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.

25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».

20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.

Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе. Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца - Гуго Ферреус и Гийом Поркус - «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю. Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами."