Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". Изображение народа в поэме некрасова "кому на руси жить хорошо"

НАРОД - ГЕРОЙ ПОЭМЫ НЕКРАСОВА. Многие предшественники и современники Некрасова пи­сали о народе. Их произведения помогали развитию обществен­ного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые созда­ет произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это многолетний труд Некра­сова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бес­правие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия гово­рят сами за себя; Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разу ­той и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угне­тателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»-- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусско­го», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского на­рода. Вместе с другими крестьянами он отказывается пла­тить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, соба­чий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавид­ную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, перено­сит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства.

Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и став­ших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Ги­рин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли про­тив растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ни а? счастлив своим холоисюш положением. Зах­лебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах образа, называя его «князюшной», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чув­ствительный» .

Ненависть к холопству, к рабскому терпению -- одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демекратов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про хо­лопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузинатак говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда… Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

В поэме совершенно ясно сказано о том, что делает кресть­янина бунтарем и какой силы может достичь его возмущение и бунт: «У каждого крестьянина душа что туча черная - гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям…»

Некрасов свято верит в «силу народную - силу могучую», в славное будущее народа: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь!» Поэт хочет вселить эту веру в других, вдохновить своих современников не отворачи­ваться от людей простого звания: «Такая почва добрая - душа народа русского… О сеятель, приди!..»

А ведь действительно, наш народ выстоял, выдержал и войны, и революции кровавые. Выдюжил, не согнулся, оста­лись работящие и умные, жадные до знаний люди. Я верю, что Россия превратится в могучую, цветущую державу, какой и должно ей быть. Мы ведь русские..

Творчество Николая Алексеевича Некрасова связано со вторым периодом русского освободительного движения. В своих произведениях он рассматривает истоки социальных бедствий и средства их преодоления. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. В ней решается основной вопрос послереформен- ной России: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Некрасов показывает путь, ведущий к народному счастью, путь борьбы.
В центре произведения - образ народа. Описывая его, автор пользуется простым русским языком, употребляя фольклор, пословицы. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, в душе которых уже зреет протест. Другая категория крестьян - люди, отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке обращают на себя внимание говорящие названия, подчеркивающие страх, забитость жителей. И если крестьяне таких мест взбунтовались, то чаша народного терпения переполнилась!
Среди других особенно выделяется Яким Нагой. Он защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые нарастают в крестьянской массе. Рисуя портрет Якима, Николай Алексеевич подчеркивает его близость земле, на которой он родился, жил, трудился:
И сам на землю-матушку
Похож он...
Грамотный мужик Яким Нагой долго думал о судьбах своих собратьев, многое сумел понять на собственном опыте. Он говорит о народе с любовью, с гневом - о поработителях:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
Образ грозовой тучи - это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи!..
Во многом похож на Якима Нагого Савелий. Старик видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя («высоко Бог, далеко царь»). Дед понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю. Савелий осознает богатырскую мощь народа, но с болью видит, что все силы крестьян уходят на бесконечное терпение. Некрасов раскрывает и противоречивость народного сознания, и борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом.
Из рассказа о Матрене Тимофеевне мы глубже понимаем, что и в женщине, самом забитом и обездоленном существе, зреет душевная гроза. Вера в народ, в его душевное пробуждение выражена в словах поэта:
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Автор не идеализировал крестьян, ведь многие из них превратились в холопов. Об этой части народа он говорит с горечью и презрением. Лакей Ипат (глава «Последыш») счастлив своим холопским званием, слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «князюш- кой», а себя «рабом последним». Некрасов дает Ипату меткую оценку: «холуй чувствительный». Но есть среди рабов и такие люди, как Яков. Не выдержав издевательств, он своей смертью отомстил барину. Поэт понимает, что причиной всех народных бедствий является крепостное право.
С сарказмом он рисует образы помещиков. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту...
В крестьянской речи часто звучит издевка над крепостниками:
Мы, барщинные, выросли
Под рылом у помещика...
Николай Алексеевич создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. Кем бы он ни был, чем бы ни занимался, он стремился быть полезным мужику, помочь ему, защитить его.
Тип интеллигента-демократа воплощен в Грише Добросклонове. Гриша мечтает о народном счастье больше, чем о собственном. Любовь к бедной и измученной матери постепенно переходит у него в любовь к родине. Добросклонов сознательно выбирает дорогу, по которой идут «души сильные, любвеобильные». Его образ типичен для «народного заступника». Характерной для Гриши является тяга к учению. Он верит в будущее счастье народа.
Песни Добросклонова содержат надежду и оптимизм. Песня «Русь» заканчивается строками:
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ - то солнце, вокруг которого вращается все, лучи которого ложатся на весь мир, созданный в поэме. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, и тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергаются в поэме сомнению. Дедушка Савелий посвящает целую речь русскому «богатырству», последнее определение Руси в песне Гриши Добросклонова - «всесильная».

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Это и есть портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в народе, искупают его убожество, забитость, непреодоленное рабство, и именно эти силы и должны привести народ к «счастью».

Народная правда. В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются особые представления о сущностных вопросах бытия - в первую очередь о праведности и грехе - заметно отличающиеся от традиционных, выработанных христианской культурой.

Почему, например, народный любимец Ермил Гирин готов повеситься? He потому, что совершил просто бесчестный поступок - «повыгородил» из рекрутчины младшего брата Митрия. Духовное родство с крестьянством стоит выше родства по крови. В конце концов Ермил Гирин сознает свой поступок как грех против всего мира, против своего же брата-крестьянина. Ведь вместо Митрия на службу вне очереди должен идти сын Ненилы Власьевны. Вот почему раскаяние Гирина так глубоко.

В рассказе странника Ионушки «О двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение. Ho не после тяжкого, многолетнего подвига (долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба), а лишь убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что «мучит, пытает и вешает» своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа - дуб рушится. В той же главе «Пир -- на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, - его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека. Глеб предает народ, который в поэме помещен в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и народными интересами.

Массовые сцены. Образ народа в поэме обладает внутренней цельностью и вместе с тем распадается на множество лиц. Массовые сцены в поэме оттеняют единство народа, его готовность собраться, объединиться, задышать одним дыханием. С исключительной выразительностью Некрасов описывает, как весь крестьянский мир помогает своему любимцу Ермилу Гирину расплатиться за мельницу:

И чудо сотворилося -
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Нa сельской «ярмонке», в пьяную ночь (Первая часть поэмы), на покосе в «Последыше» народ также описывается как единое целое, как одно существо. Между прочим, и странники легко вливаются в общий строй - берутся за косы во время покоса, обещают сжать рожь Матрене Тимофеевне, подхватывают песни, которые она поет. Все это тоже подчеркивает, что перед нами единый организм; странники и крестьяне, которых они встречают по пути, живут одной жизнью.

Совсем не обязательно народ сливается в целое в общем благородном порыве, во время песни или сенокоса - роль объединяющего начала может сыграть и жестокое пьянство (глава «Пьяная ночь»), и избиение человека. В главе «Пир - на весь мир» есть страшноватый эпизод с Егоркой Шутовым, которого весь мир осудил бить, все послушно следуют приговору, хотя некоторые даже не знают, в чем провинность Егорки. Когда странники выражают удивление по этому поводу - «Чудной народ! / Бьют сонного, / За что, про что не знаючи...» - в ответ они слышат резкий окрик: «Коли всем миром велено: / Бей! - стало есть за что!» Воля мира не обсуждается, мир всегда прав. Готовность народа к слиянию, к единству оказывается для Некрасова гораздо важнее того, ради чего это объединение произошло и куда будут направлены объединенные силы.

«Люди холопского звания» . В массовых сценах различия между крестьянами стерты. Вместе с тем народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов - праведники, правдоискатели, странники, солдатики, труженики, балаганные артисты, народные заступники... Всей этой пестрой и разнообразной среде противостоит группа дворовых. Нравственный облик дворовых, то есть крестьян, оторванных от земли и живущих при помещике, искажен, дворовые прониклись холопством, духом нерассуждающего рабства и слепого подчинения барину. Дворовый князя Переметьева, появляющийся в главе «Счастливые», Ипат, «холуй чувствительный» из «Последыша», староста Глеб и Яков, «холоп примерный» из главы «Пир - на весь мир» - каждый из них на свой лад представляет уродливые лики рабства. Один гордится тем, что болен «болезнью благородною» и допивал из господских рюмок иностранные вина, другой с умилением вспоминает, как барин купал его зимой в двух прорубях, третий скрывает от крестьян вольную. Лишь четвертый, Яков, «холоп примерный», решает отомстить барину за несправедливое обращение - вешается на его глазах.

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья - оно невозможно не только при внешнем, но и при внутреннем, духовном рабстве.

Народ и помещики. Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков, бывших хозяев крестьян. В поэме дано несколько помещичьих типов. Первый из них - Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев, к которому мужики обращаются с вопросом о счастье. Фамилия помещика, сгущение вокруг его образа уменьшительноласкательных суффиксов заранее компрометируют его.

Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.

Все, что будет исходить от этого «усатенького, пузатенького» барина, изначально лишается основательности, делается несерьезным и незначительным.

Оболт-Оболдуев живет воспоминаниями о благословенных прошлых временах, когда он чувствовал себя настоящим барином, задававшим шумные праздники, ездившим на охоту, вершащим расправу над своими крепостными. Его речь завершается похоронным звоном: в селе Кузьминском был убит крестьянин, но Оболт-Оболдуев придает звучанию колоколов символическое значение.

Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!..

Печать тления, смерти лежит в поэме не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.

Князь Утятин прозван Последышем (последыш - самый младший в семье). И хотя у Утятина есть наследники, он младший в семье помещиков. Если Оболт-Оболдуев сожалеет об ушедшей эпохе, то Утятин не желает расставаться с ней и живет в иллюзорном мире, созданном для него окружающими. Признаки вырождения помещичьего сословия в Утятине налицо. Это старик, выживший из ума, не желающий признавать очевидных вещей, не способный смириться с отменой крепостного права.

Право суда над помещиком отдано в поэме крестьянину. Скептическое замечание семи странников: «Колом сбивал их, что ли, ты / Молиться в барский дом?» - немедленно разрушает нарисованную Оболтом-Оболдуевым благополучную картину «духовного родства» барина и его крестьян. В «Последыше» крестьяне и вовсе потешаются над своим бывшим хозяином.

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! -

говорит Оболт-Оболдуев. Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад. Однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика - туманное, но великое будущее.

Рисуя многочисленные образы крестьян, Некрасов изображает различные характеры, разделяет их на два лагеря: рабов и борцов. Поэт изображает крестьян, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" автор рассказывает о дворовом человеке, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Он гордится тем, что тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Не менее выразительным является образ холопа князя Утятина. Игнат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного -- Якова верного". Несмотря на жестокое обращение, верный раб до самой старости берег ублажал своего господина. Сам поэт не верит, что добрый господин может избавить крестьян от страданий. Некрасов убежден, что лишь сами крестьяне могут и должны бороться за свое счастье.

Осуждая покорность, Некрасов симпатизирует крестьянам-борцам, чьи образы он раскрывает в поэме "Кому на Руси жить хорошо". В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Но даже понимая безысходность своей жизни, Яким Нагой не черствеет душой, он любит и понимает красоту. Яким украшает свою избу картинками, употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким -- крестьянин нового типа. Он уже побывал в отхожем промысле и понял, к сожалению для себя, что тяготы жизни не всегда приводят крестьян к борьбе, а в большинстве случаев заглушаются вином:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная --

Гневна, грозна -- и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождем,

А все вином кончается.

Сочувствует поэт и Ермиле Гирину. Он сельский староста, умный и честный человек, пользующийся любовью и уважением крестьян. А они, в свою очередь, в трудную минуту помогают Ермилу сохранить мельницу. Вот, оказывается, несмотря на свою забитость, крестьяне способны объединиться для хорошего дела и действовать всем миром. Ермил же, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда "бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова" должны были наказать. Ермил Гирин выступил как защитник крестьянских интересов и потому с полным правом мог сказать о себе: "Клейменый, да не раб!" В поэме он показан как потенциальный борец с несправедливостью:

Наши топоры

Лежали -- до поры!

О пассивных крестьянах Гирин говорит презрительно, называя их "погибели-пропащие". Другого героя этой поэмы, Савелия, Некрасов называет богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляя его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Савелий не случайно изображен в одной главе с Матреной Тимофеевной, ибо это и есть два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось исполнять рабский труд, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Тяжело переживает она смерть сына Демушки, преследования господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты жизни она проявляла настойчивость и твердость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.

В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя - народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.

Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее "Пролог", из сказок заимствован зачин ("В каком году - рассчитывай..."), встречаются и сказочные формулы:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли...

Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.

Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.

Так создает Некрасов "стиль, отвечающий теме" - теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян - люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.

Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:

Слыхал ли кто из вас,

Как бунтовалась вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревни Столбняки?..

В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.

В легенде "О двух великих грешниках" выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он - защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким - плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет - портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет - Босово.

Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима "пьяненьким", "убогоньким", но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная -

Гневна, грозна, - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи!..

Во многом похож на Якима Нагого Савелий - богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий - своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать - на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла! -

Тоскует Савелий.

В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы... И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть.

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

Говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не "тупое терпенье", а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые...

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.

И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми "крестьяне надрожалися". Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.

Лакей Ипат из главы "Последыш" счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его "князюшкой", а себя "рабом последним". Автор дает Ипату меткую и злую оценку: "холуй чувствительный".

Такого же раба встречаем мы и в главе "Счастливые". Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина "любимым рабом", болел "благородною болезнью" - подагрой, лизал барские тарелки.

Ненависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе "Про холопа примерного - Якова верного" дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания.

Тем им милей господа.

Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то "всему виною крепь": крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.