Социальная готовность первоклассника. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению. сформировал представление о своём Я, своей роли и роли других людей в жизненной ср

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Личностная и психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Задание. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Что в школе интересного?

3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание. Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы

сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с

тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Задание. Проведите тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие дети". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности , связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Задание. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом - рисовать, лепить, мастерить и т.д.

Наиболее эффективны занятия конструированием для совершенствования системы произвольной саморегуляции. Начать конструирование можно по образцу: например, ребенок должен воспроизвести из деталей реально построенный дом. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме и цвету.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему следует собрать самостоятельно по образцу.

Проведите наблюдение по плану:

1. Характер и последовательность строительства дома.

2. Соблюдается ли определенная последовательность сборки?

3. Удерживает ли заданную цель (предложенный образец)?

4. Выдержано ли соответствие постройки по размеру, цвету, форме блоков конструкции?

5. Как часто сверяет свои действия и их результат с эталоном?

По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание. Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел и т.п.

Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант.

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку. Он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Такою работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

Задание. У ребенка должно быть произвольное (управляемое) поведение. Он должен уметь подчинять свое поведение воле, а не чувствам . Ему непросто следовать как чужой, так и своей воле. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.

а) Игра "Да и Нет не говорить"

Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.

Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.

- "Ты девочка?" и т.п.

Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.

б) Режим и порядок

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.

В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

в) Донесение

Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

МЕТОДИКА 1. (определение мотивов обучения)

Стоит провести этот тест с дошкольником, для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе и чего можно ожидать от него после 1-го сентября. Также, если возникают проблемы с уже первоклассниками, посредством этой методики можно понять истоки этих проблем.

Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:

1. учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности (хочу все знать!)

2. социальный, основанный на социальной необходимости обучения (все учатся и я хочу! Это нужно для будущего)

3. «позиционный», стремление занять новое положение в отношениях с окружающими (я взрослый, я уже школьник!)

4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (мне мама сказала, что пора учиться, папа хочет чтобы я учился)

5. игровой мотив, неадекватный, перенесенный в школьную сферу (возможно ребенка отдали в школу слишком рано, стоит и можно было еще подождать)

6. мотив получения высокой отметки (обучение не ради знаний, а ради оценки)

Сядьте вместе с ребенком, чтобы вас ничто не отвлекало. Прочитайте ему инструкцию. После прочтения каждого абзаца, покажите ребенку рисунок, соответствующий содержанию.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ

Мальчики или Девочки (говорите о детях того же пола, какого ваш ребенок) разговаривали про школу.

1. Внешний мотив.

Первый мальчик сказал: « Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил», покажите или выложите рисунок 1.

2. Учебный мотив.

Второй мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все равно учился», покажите или выложите рисунок 2.

3. Игровой мотив.

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми весело играть.», покажите или выложите рисунок 3.

4. Позиционный мотив.

Четвертый мальчик сказал « Я хожу в школу, потому что хочу быть большим, когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а раньше я был маленьким», покажите или выложите рисунок 4.

5. Социальный мотив.

Пятый мальчик сказал: я ходу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься, можешь стать кем захочешь», покажите или выложите рисунок 5.

6. Мотив получения высокой отметки.

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки», покажите или выложите рисунок 6.

После прочтения рассказа, задайте ребенку следующие вопросы:

Кто из ребят, по-твоему, прав? Почему?

С кем бы из них ты хотел бы поиграть? Почему?

С кем бы ты из них хотел бы вместе учиться? Почему?

Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание ответа поступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

После выбора и ответов ребенка на вопросы, попробуйте проанализировать ответы, и понять его мотивы обучения. Это поможет вам лучше узнать ребенка, помочь ему в чем-то, или понять, нужна ли консультация психолога относительно настоящей или будущей учебы в школе. Не пугайтесь, психолог – это не врач, это человек, который помогает людям, детям и им родителям правильно построить свои отношения и отношение к какой-либо проблемной сфере жизни.

Например, ребенок, отвечая на вопросы, выбирает одну и ту же карточку с мальчиком или девочкой. Например, ребенок выбирает карточку 5 (социальный мотив) отвечая на все вопросы. То есть он считает, что ребенок, который учится для того, чтобы много знать, чтобы впоследствии стать кем-то в жизни, много зарабатывать, прав. Он бы хотел с ним же и играть, и учиться. Скорей всего ребенком в обучении двигает именно социальный мотив.

Если же ребенок выбирает, например, правым ребенка с внешним мотивом (1), играть бы хотел с ребенком с игровым мотивом, а учиться с ребенком с мотивацией к высокой оценкой, то скорей всего, ваш ребенок не готов идти в школу. Он воспринимает школу как то место, куда его водят родители, но интереса к учебе у него нет. Он хотел бы играть, а не ходить в то место, которое ему неинтересно. А если все-таки ему приходится или придется идти в школу, по желанию матери или отца, то он хочет, чтобы его там замечали и ставили хорошие оценки. В таком случае, стоит больше уделить внимания ребенку, может быть вместе заняться чем-нибудь, изучить что-нибудь (английский язык, породы собак, кошек, окружающую природу и т.п). Показать, что учеба это не прихоть родителя, а очень интересный, нужный, познавательный процесс. Чтобы ребенок в будущем не ждал всегда отличной оценки, хвалите его только в тех случаях, когда он действительно заслуживает похвалы. Пусть ребенок поймет, что хорошую оценку можно получить только за хорошие знания.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление и поддержание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в класс-ном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перера-батывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет тотчас говорить или спрашивать, то возникнет хаос и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы другому договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в данном случае класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, служат различные правила общей жизни.

Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, но в том, как они решаются. Особенно в последнее время участились сообщения о жестоком обращении детей друг с другом, о случаях физического и психологического насилия. Дети таскают друг друга за волосы, бьют, кусаются, царапаются, швыряют друг в друга камнями, дразнят и обижают друг друга и т.д. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

Социальная готовность к школе включает в себя:

Умение слушать;

Чувствовать себя членом группы;

Понимать значение правил и умение соблюдать их;

Конструктивно решать конфликтные ситуации.

Первый год в школе для ребенка достаточно сложный и переходный момент в жизни. Меняется его распорядок дня, уклад жизни, растет нагрузка и психологическая, и эмоциональная. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями.

Современная действительность предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. Здесь очень важна правильная подготовка малыша к школе. Раньше считали, что дети должны получать знания и умения только с первого класса. Однако сейчас все стало сложнее. Современные школы набирают детей только после проведения с ними предварительного собеседования, а также тестирования. Они помогают учителям и психологам узнать способности и умения будущих первоклассников. Сейчас ребенок, поступая в школу обязательно должен уметь читать по слогам и писать, но печатными буквами. Уметь знать цифры и считать до десяти, иметь представления об окружающем мире. Также в школах проверяю логическое мышление ребенка, память и внимание. Прохождение тестирования становится стрессом для семьи. И конечно обязательно необходимо готовить к этому ребенка заранее.

Но это является только одной стороны. При поступлении ребенка в первый класс учитывается социальная, психологическая и коммуникативная готовность ребенка к учебному заведению. Усложняющиеся с каждым годом программы и школьное обучение меняет жизнь ребенка кардинально. Меняется самооценка ребенка и отношения как к взрослым, так и к сверстникам.

Первый год обучения требует от ребенка требуется напряженного умственного труда, сосредоточенная работа на уроках. Ребенок сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками, учителем, выполнять требования дисциплины. Опыт показывает, к этому готовые не все дети. Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу адаптироваться к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому отношению к себе, окружающему миру. Если ребенок перед приходом в школу не посещал детский сад и его общение сводилось только к общению с родителями он, конечно же, не будет знаком с правилами общения со сверстниками. Такой ребенок может сразу же стать изгоем в классе. Здесь задача социального развития заключается в формирование коммуникативных навыков посредством игры, учебы, бытовых ситуаций.

Ребенок в первую очередь должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию. Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и воздержаться от собственных мыслей. Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Социальная готовность к школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться друг с другом.

Жизнь класса не проходит без конфликтов. Здесь очень важно научить детей решать эти конфликтные ситуации. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения и др.

Формирование у ребенка принятия позиции школьника считается психологической подготовкой к школе. Психологическая готовность к школе в свою очередь обязывает занять особое положение в обществе. Такая готовность выражается в особом отношении ребенка, во-первых, к школе, затем к учителю и учебе, к сверстникам, родителям и близким, а также к себе. Особое отношение к учебному заведению включает в себя следование правилам школьного режима, то есть вовремя приходить на занятия, тщательно выполнять все школьные задания и домашнюю работу. Правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль.

Психологи выделяют следующие типы психологической готовности малыша к школе — это личностная готовность и интеллектуальная. В интеллектуальном плане будущий школьник должен быть подготовлен к изменению социальной позиции, иметь определенный уровень интересов, а также желание учиться. Ребенок может с огромной радостью посещать школу, но это не будет означать, что у него появилось желание учиться. Необходимо научить ребенка таким навыкам и умениям, как доводить дело до логического конца, преодолевать различные трудности.

Очень важны для школы и такие аналитические навыки, как умение обобщать, анализировать и делать выводы, сравнивать, сопоставлять. Нужно приучать ребенка к анализу. Например, прочитав книгу он должен попытаться ее пересказать своими словами. Для будущего первоклассника очень важны такие качества, как внимание, память, любознательность, сосредоточенность, усидчивость, умение регулировать поведение и др.

Достаточно важной предпосылкой готовности детей считается коммуникативная готовность ребенка к школе, то есть способность ученика общаться с учителем на осознанном уровне.

Первые задатки поведения ребенок получает в семье. Ведь именно родители учат детей искусству общения. Ведь взрослые могут научить детей общению на собственном примере. Например, если в семье принято в корректной форме просить о помощи, а также предлагать ее, то и ребенок будет демонстрировать это в соответствующих условиях. Он как бы впитывает в себя все это. Если взрослые часто рассказывают в семье о своих интересах и увлечениях, проблемах, а также внимательно выслушивают собеседника, то ребенок естественно научится этим навыкам, которые станут неотъемлемой частью индивидуального коммуникативного стиля ребенка.

Очень важным моментом считается и отношение в семье к ребенку. Если ему постоянно говорят, чтобы он не вмешивался тогда, когда говорят взрослые, то навряд ли ребенок будет в общении с учителем проявлять большую инициативу. Но должна быть исключена и такая крайность, когда ребенок постоянно перебивает взрослых, и не относится с уважением к родителям.

Несколько советов родителям, готовящимся отдать ребенка в школу. Очень важным является психологическая подготовка ребенка. Было бы правильно перед началом первого учебного года вместе с ребенком посетить будущую школу, показать ему, как и где проходят занятия, перемены, где находится буфет. Ребенок должен знать, что школа — это не только постоянные уроки, но еще и разнообразные веселые игры, новые друзья. Также психологи советуют родителям показать малышу свои школьные фотографии и рассказать ему увлекательные истории, связанные со школой.

Постоянное общение с ребенком поможет ему преодолеть стрессовые ситуации, которые появятся в первые дни обучения. Обязательно внушайте ребенку, что он всегда может положиться на взрослых, ему всегда будет оказана помощь и поддержка. Стоит отметить, что не будет лишним обратиться перед школой обратиться за помощью к соответствующим специалистам, если вдруг у ребенка имеются какие-либо хронические заболевания. Необходимо в первые месяцы, когда ребенок в школе, понаблюдать за ним. Возможно, он станет агрессивным, плаксивым и вспыльчивым. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то в этом должен помочь школьный психолог.

Подготовка к школе требует от родителей массу сил, нервов и времени. Желательно, чтобы ребенок не замечал всей этой суеты. Пусть поход в первый класс станет для ребенка естественным процессом, но не событием мирового масштаба. Также не стоит угрожать ребенку школой. Не стоит также пугать его наказанием, если он будет плохо учиться. Родителям нужно всегда помнить, что окончательные итоги в первом классе являются чаще всего не показателями успеваемости или неуспеваемости малыша, а результат родительской работы, проведенной по его подготовке к школе. Соблюдение режима, забота о его здоровье, психологический настрой ребенка, а также родительская любовь помогут вашему ребенку тогда, когда он пойдет в первый класс.

Важно помнить, что детям нужно будет привыкнуть к новому статусу, ведь у них теперь новый статус школьника, куда включены более строгие правила поведения, соблюдение новых требований, выполнение новых обязанностей. Учителям необходимо привыкнуть к новым детям, в их обязанности входит выстраивание отношений с каждым ребенком, и отношений между детьми, которое требует необходимого времени. Родителям же нужно изменить требования к ребенку, относится к ним по-взрослому. Быть готовыми, что детям быстро надоест школа, научиться выслушивать проблемы и справляться с ними. Родителя просто необходимо набраться терпения, никогда не спешить, не давать малышу таких заданий, которые превышают его интеллектуальный уровень.

Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, если он устал. Важно постараться увеличивать длительность занятий постепенно с каждым разом и предоставить ребенку возможность заниматься любимым занятием. Необходимо избегать неодобрения, находить слова поддержки, хвалить ребенка, поощрять. Не стоит подчеркивать его слабости и сравнивать с другими детьми. Ребенок должен быть всегда уверен в своих силах. И самое главное, не нужно воспринимать как тяжелый труд занятия с ребенком. Необходимо всегда радоваться и получать удовольствие от общения с ним. Важно сохранять чувство юмора.

Конечно, на первый взгляд, все очень сложно. Однако родители должны помнить, что на эту подготовку выделяется целых семь лет. Фактически все семь лет он развивается и живет для того, чтобы пойти в школу, а школа в свою очередь считается специальной подготовкой к институту и взрослой жизни.

В заключении можно сказать, что важно верить в возможности своего ребенка и в себя. Ребенок очень быстро адаптируется к новым условиям. Главное, соблюдать терпение и понимание, правильно отреагировав на любую ситуацию.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников . Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания . Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение . Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Что такое готовность ребёнка к школе?

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного возрастного этапа к другому, и степень «кризисности» зависит от того, насколько человек подготовлен к следующему возрастному этапу, к тем требованиям которые предъявит ему жизнь в этот период. Более подготовленные люди (системой воспитания, состояния здоровья, развития способностей, в т.ч. коммуникативных и интеллектуальных, социальных и профессиональных навыков и др.) переживают возрастные кризисы (трёхлеток, подростковый, среднего возраста, пенсионный) мягче, спокойнее, жизнерадостнее. И напротив, чем более накоплено (не решено) проблем, тем критичнее произойдёт переход из одной возрастной группы в другую.

Это всецело относится и к периоду начала обучения ребёнка в школе, перехода из дошкольного в младший школьный возраст, когда в корне меняется жизнь ребёнка и в физиологической, и в психологической, и в социальной сфере. Подавляющее большинство детей оказывается готовым к новым требованиям жизни,изменению нагрузок (социальных, интеллектуальных, психологических и физических) к 7-ми годам. Некоторая часть детей, исожалению, она увеличивается в силу ряда причин в последнее время, только к 8-ми годам. И никто (!) из детей, с учётом комплекса всех (!) их возможностей, а не только физических и интеллектуальных не оказывается способным безболезненно и успешно адаптироваться к школе (в её нынешнем варианте) в 6 лет. Речь идёт не о первых неделях или месяцах обучения в школе, а о том, насколько успешным учеником ребёнок будет на протяжениишкольных лет.

Что же определяет успешность ученика? Будем отталкиваться от тех конкретных требований, которые обрушатся на ребёнка с первых дней в школе. Понятно, что

1. физически здоровый и выносливый , приученный к здоровому режиму дня и ночи, к здоровому образу жизни;

2. интеллектуально способный , умеющий считать, читать, понимающий прочитанное и способный его пересказать своими словами, с хорошей памятью и вниманием ребёнок больших затруднений в школе в первое время испытывать не будет, да и в дальнейшем не будет, но только в том случае, если окажется

3. способным управлять своим эмоциональным состоянием и общаться в рабочем, а не игровом режиме с достаточно большим количеством детей и взрослых (учителей), которые совершенно по-разному в силу своихличностныхособенностей будут от него ожидать и требовать определённых усилий и результатов;

4. способным взять на себя ответственность за эти усилия и результаты, принять факт, что как мама с папой должны работать, так и я должен учиться, а не руководствоваться своими «хочу/не хочу», «могу/не могу», «нравится/не нравится», «получается/не получается» и т.п.

Как показывает опыт, обозначенные в п.п. 3 и 4 эмоциональные, коммуникативные и личностные качества ребёнка могут играть решающую роль в адаптации ребёнка в школе: при их адекватном развитии они могут даже компенсировать недостаточность физического здоровья и интеллектуальных способностей иизначально много не обещающий ребёнок, может оказаться хорошим учеником и отличным специалистом в профессии, и наоборот, при недоразвитии этих качеств, даже при хороших интеллектуальных и физических показателях, ребёнок может оказаться неуспешным в учебной и дальнейшей трудовой деятельности.

Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных , физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей . Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:

1. Интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле интеллектуально готовый ребёнок – это в первую очередь ребёнок, обладающий любознательностью и пытливым умом.Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

2. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе.

Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы. - Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива. Как правило, эти навыки присущи детям, посещавшим детский сад или воспитывающимся в большой семье. В социальную готовность также входитумение налаживать отношения со взрослыми . Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.

3. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни. иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».

-способность к адекватной самооценке.

Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.

-умение соподчинять мотивы поведения.

Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть в солдатиков, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым. Он формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

Для того чтобы ребёнок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.
Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребёнка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Если у ребёнка хорошо развита речь, то есть онв принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развиты коммуникативные навыки - важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться. Оказывается, что для того, чтобы речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни, необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильно-стью, развитием воли (с умением преодолеть свою неуверенность, страх), должна быть также сформирована потребность выражать свои мысли и чувства.

Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят, и может адекватно и понятно выражать свои мысли. Но тем не менее он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям – вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли)коммуникативной компетентности , являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни.

Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребёнок в семье и других социальных группах. Она развивается не путём специальных занятий, а непрямым образом – через «участие в жизни».

Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребёнку школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребёнок, то их можно сгруппировать в четыре большие группы.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе.

Понятно, что не со всеми заданиями и ситуа-циями ребёнок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребёнка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться.Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности.

Когда ребёнок что--то знает, хочет показать свои знания и тянет руку, то, естественно, не всегда получается так, что его действительно вызывают. Когда учитель вызывает другого, а ребёнок хочет непременно показать свои знания, это может стать сильным разочарованием. Ребёнок может подумать: «Если меня не вызывают, то и стараться не стоит» – и перестать активно принимать участие на уроках. В школьной жизни существуют самые разные ситуации, в которых ему приходится испытывать разочарования. На эти ситуации ребёнок может реагировать пассивностью или агрессией. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними еще одна сторона эмоциональной компетентности.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего это сообщество класса. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребёнок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что--то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтомуспособность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения – класса. Учитель не может обращаться к каждому ребёнку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтомучувствовать себя членом группы это еще одно важное свойство социальной компетент-ности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтомук социальной готовности к школе относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д.Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребёнка к школе.

Моторная готовность к школе . Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребёнка с самого начала мелкого письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом – карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребёнок может поступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответ-ствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев.Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребёнок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения – это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения). Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребёнок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребёнок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребёнку общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними важная составная часть моторной готовности ребёнка к школе.

Когнитивная готовность к школе , которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль.

Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой--либо задаче и выполнять ее. Это не так--то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода. Это шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие--либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения . Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь.

Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтомуспособность к краткосрочной аудитивной (слуховой) и визуальной (зрительной) памяти, позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение тоже должны быть хорошо развиты.

Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает учитель, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, проблем не возникает. Когда же им неинтересно, они часто просто ничего не делают, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Однако требовать от учителя, чтобы он предлагал детям только интересные для них темы, интересные всегда и для всех, совершенно нереально. Что-то для одних детей интересно, для других же нет. Невозможно, да и неправильно строить все преподавание исключительно на основе интереса ребёнка. Поэтому школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что--то, что им неинтересно и скучно, по крайней мере сначала. Предпосылкой того, что ребёнок будет заниматься содержанием, которое для него поначалу чуждо, является общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому.Такое любопытство, любознательность, желание учиться и чему-то научиться является важной предпосылкой успешного обучения.

Учение – это в значительной мере систематическое накопление знаний. Такое накопление может протекать по-разному. Одно дело, когда я запоминаю отдельные элементы информации, не связывая их между собой, не пропуская их через индивидуальное понимание. Это ведет к механическому заучиванию. Такая стратегия обучения опасна, так как может стать привычкой. К сожалению, приходится констатировать, что в последние годы увеличилось количество студентов вузов, понимающих обучение именно так – как механическое воспроизведение непонятого материала, определений, схем и конструкций без всякой взаимосвязи, в отрыве от отношения к реальности. Такое «знание» не служит развитию мышления и личности в целом, быстро забывается.

Причина этого – неправильные привычки учения, закрепленные школьным обучением. Стратегия зубрежки (механического заучивания) устанавливается тогда, когда ребёнку предлагается материал, который он еще не может понять, или в результате непродуманной методики, не учитывающей актуального уровня развития ребёнка. Важно, чтобы знания, которые ребёнок получает в школе и вне школы, складывались в разветвленную сеть взаимосвязанных элементов, пропущенных через индивидуальное понимание. В этом случае знание служит развитию и может быть применено в естественных ситуациях. Такое знание является непременной составной частью компетентности – умения успешно справляться с проблемами в различных ситуациях жизни. Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в процессе школьного обучения, но и из многообразной информации и опыта, получаемого ребёнком вне стен школы.

Для того чтобы ребёнок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел начатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому что»). При этом речь идет не о каких--то специальных «научных» понятиях, а о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности. Если мы утром видим, что на улице лужи, то естественно заключить, что ночью шел дождь или рано утром улицу полила поливальная машина. Когда мы слышим или читаем какую-то историю (сказку, рассказ, слышим сообщение о событии), то в этой истории отдельные высказывания (предложения) выстраиваются во взаимосвязанную нить благодаря языку. Язык сам по себе логичен.

И, наконец, наши повседневные действия, употребление простых орудий в домашнем хозяйстве тоже подчиняются логической закономерности: для того чтобы налить воду в чашку, мы ставим чашку дном вниз, а не вверх и т.д. Логические связи в природных явлениях, языке и повседневных действиях являются согласно современной логике и психологии основанием логических законов и их понимания. Поэтомуспособность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей на уровне обыденной жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребёнка к обучению.

Представим теперь все названные нами элементы в виде общей таблицы «базовых компетентностей» готовности к школе.

Возникает вопрос: должен ли ребёнок обладать всеми этими качествами в полной мере, чтобы быть «готовым к школе»? Детей, которые бы полностью соответствовали всем описанным характеристикам, практически не бывает. Но готовность ребёнка к школе все--таки можно определить.

Эмоциональная готовность к школе:

· Способность выдерживать нагрузки;

· Способность выдерживать разочарования;

· Не бояться новых ситуаций;

· Уверенность в себе и своих силах

Социальная готовность к школе:

· Умение слушать;

· Чувствовать себя членом группы;

· Понимать значение правил и умение соблюдать их;

· Конструктивно решать конфликтные ситуации

Моторная готовность к школе:

· Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;

· Способность проявлять собственную инициативу и активность;

· Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;

· Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

Когнитивная готовность к школе:

· Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;

· Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;

· Любознательность и интерес к учению;

· Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности

Главное – это психологическая готов-ность ребёнка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо-сылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си-стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб-разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

>Функциональная готовность ребёнка свидетель-ствует об уровне общего развития, его глазомера, про-странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки.

>Интеллектуальная готовность предполагает приобре-тение ребёнком определенного запаса конкретных зна-ний, понимание общих связей, принципов, закономер-ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе-матического мышления, творческого воображения, на-личие основных представлений о природе и социаль-ных явлениях.

>Оценка готовности к школе по уровню интеллекту-ального развития наиболее распространенная ошибка родителей. Старание родителей направляет-ся на "запихивание" в ребёнка всевозможной инфор-мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле-ний. Желательно развивать способность слушать, по-нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан-ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы-ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин-терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас-пект – формирование у ребёнка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб-ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де-ятельности.

К 6 годам происходит постепенное оформление ос-новных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен-ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по-ведение и процессы торможения слабы. Сознатель-ное управление собственным поведением дается по-ка ребёнку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формирова-нии у детей умения преодолевать трудности, в вы-сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя-зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме-нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис-пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни-мание на определенной деятельности в течение дли-тельного времени.

>Волевая готовность к школе позволит первокласс-нику включиться в общую деятельность, принять си-стему школьных требований, выполнять новые для него правила.

>Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые зна-ния, желание занять позицию школьника. Интерес де-тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ-ление и сохранение положительных взаимоотноше-ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са-моутверждение – все это возможные варианты мо-тивации учения, порождающие в детях стремление за-ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте – познавательная потребность. Уровень ее раз-вития – один из показателей психологической готов-ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен-но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребёнка игровой или житейской си-туацией.

>Социально-психологическая готовность к школе озна-чает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребёнка со сверст-никами. Умеет ли он договариваться с другими деть-ми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельность деятельность коллективная , а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребёнка представляется особенным. Оно связано с от-ношением к самому себе, к своим возможностям и спо-собностям, к своей деятельности и ее результатам.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи-тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу-дут поощрять в ребёнке желание учиться.

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).

От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения. Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

Но и вам, уважаемые родители, это серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, – помогите ему! Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом, вы улучшите готовность к школе своего ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения! И ещё: Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. Удачи вам, терпения и чуткости!

Вопросник для наблюдений.

Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.

Развитие тела – движение и восприятие

Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?0 1 2 3

Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?0 1 2 3

Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?0 1 2 3

Может ли он бросать мяч в цель?0 1 2 3

Может ли он ловить мяч, брошенный ему?0 1 2 3

Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается?0 1 2 3

Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?0 1 2 3

Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы?0 1 2 3

Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи?0 1 2 3

Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры:0 1 2 3

Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?0 1 2 3

Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?0 1 2 3

Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)?0 1 2 3

Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.

Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?0 1 2 3

Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи?0 1 2 3

Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы?0 1 2 3

Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?0 1 2 3

Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?0 1 2 3

Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?0 1 2 3

Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?0 1 2 3

Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается?0 1 2 3

В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца?0 1 2 3

Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?0 1 2 3

Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует?0 1 2 3

Эмоции и социальность

Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям?0 1 2 3

Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?0 1 2 3

Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость?0 1 2 3

Может ли он ждать исполнения желаемого?0 1 2 3

Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?0 1 2 3

Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации?0 1 2 3

Рад ли он, что скоро пойдет в школу?0 1 2 3

Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации?0 1 2 3

Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?0 1 2 3

Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?0 1 2 3

Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их?0 1 2 3

Подведение итогов наблюдений

Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.

Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.

Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.