Архитектор норман фостер его проекты. Норман Фостер – Британский архитектор, зарубежный почётный член Российской академии художеств. Имя, прогремевшее на весь мир

Целительная сила

01.09.16 16:30

Центр Мэгги при манчестерской Больнице Кристи - не самая масштабная, но едва ли не самая значимая постройка среди новых объектов Нормана Фостера.

Онкологические центры имени Мэгги Кесвик-Дженкс (Maggie’s Cancer Care Center) возводятся при лечебных учреждениях в разных городах Великобритании и за ее пределами. В первую очередь они направлены на оказание психологической помощи пациентам, страдающим тяжелым заболеванием. К проектированию зданий приглашаются лучшие архитекторы мира. В их числе - Стивен Холл, Заха Хадид, Ричард Роджерс.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Норману Фостеру выпала честь построить такой центр в Манчестере, городе, где он родился и вырос. Но не только это обстоятельство придает данному объекту особую ценность. Его автор не понаслышке знаком с переживаниями больных, которым предназначено это сооружение. Он сам перенес и победил рак. «Мы старались создать приветливый, наполненный светом и окруженный зеленью дом. Чтобы в нем ничто не напоминало о больнице или каких-то стандартных оздоровительных учреждениях. Это пространство с теплой, доверительной атмосферой, где люди со схожими проблемами могут разделить их, поговорить, попить чай или просто посидеть и поразмышлять в одиночестве, созерцая природу, в которой мы постарались растворить это здание. Ведь природа обладает невероятной целительной силой», - говорит Норман Фостер.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Прямоугольное в плане здание (один этаж, плюс мезонин под гребнем кровли) размещено на солнечной стороне и одновременно утопает в зелени сада Больницы Кристи. Невысокий, «стелющийся» по земле объем сомасштабен соседним сооружениям.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Несущая конструкция представляет собой систему наклонных балок и стоек, «прошитых» крестиками реек. Опоры также визуально разделяют функциональные зоны. Структуру крыши формирует любимая Фостером решетка-диагрид. В известных образцах его хайтека она обычно выполнена из стали и заполнена стеклом. Здесь тоже много стекла, но каркас - деревянный. Более всего это здание терапевтического назначения напоминает оранжерею.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

С западной стороны балки выходят за теплый контур и поддерживают свес кровли, защищающий веранду под ним от дождя. Стеклянные стены раздвигаются, соединяя интерьер и сад, спроектированный Dan Pearson Studio.

С восточной стороны расположены процедурные и психотерапевтические комнаты, и каждая имеет выход в свой отдельный зеленый дворик. Сердце Центра - кухня с большим столом. Домашнего уюта добавляют тактильно приятные материалы теплых, натуральных оттенков. Персонал всегда находится по близости, но при этом его присутствие практически незаметно. Административные помещения обустроены в мезонине над центральной осью с функциональным блоком, в котором спрятаны технические и подсобные помещения.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

На юге здание перетекает в настоящую оранжерею, обращенную к открытым грядкам и клумбам прозрачным заостренным выступом из треугольных граней. Здесь пациенты сами могут выращивать цветы, ухаживать за растениями или просто любоваться ими, отвлекаясь от грустных мыслей. Ребра кровельной конструкции, расходящиеся на две стороны от многогранника, согласно авторскому замыслу, в скором времени скроются в листьях винограда и других вьющихся растений, окончательно сращивая визуально легкую и открытую архитектуру с природой.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

fosterandpartners.com

Городская площадь в аквариуме

12.03.15 10:14

Музей морских наук и технологий, строительство которого началось в феврале в Килунге, по мнению авторов, архитекторов бюро Foster+Partners, закладывает новые стандарты проектирования центров, демонстрирующих и изучающих подводный мир.

Фото Foster+Partners

Килунг расположен на севере Тайваня, известен вторым по величине портом на острове и дождливым климатом. Местные власти надеются, что музей (National museum of marine science and technology (NMMST)) притянет в город, находящийся всего в 25 км от столичного Тайбэя, больше туристов и будет пользоваться популярностью у местных жителей как интересное общественное пространство, где можно проводить время и в непогоду. О высоком национальном значении объекта говорит и мировое имя бюро, которому доверили проект, и присутствие на церемонии закладки фундамента министра образования Китая.

Фото Foster+Partners

Удивительно, но, судя по рендерам, во внешней архитектуре обошлось без спецэффектов. Здание обращено к заливу. Его форма проста, как контейнер для морских грузоперевозок, собственно, его и напоминает. Видимо, заказчики и архитекторы оказались единодушны в том, что поразительного здесь достаточно внутри — в разнокалиберных, открытых и закрытых резервуарах с обитателями подводного мира. Помимо них, посетителей должны привлекать ресторан, кафе, магазины, расположенные в центральной части «контейнера». Это коммуникационный узел, подобный городской площади, только окруженный гигантскими аквариумами.

Фото Foster+Partners

В пресс-релизе подчеркивается, что идея самого центра и здания базируется на принципах устойчивости, понимании специфики места, климата и заботе о сохранении локальной морской фауны. Перспектива обедов и ужинов с видом на ее представителей в этом контексте выглядит несколько двусмысленно, особенно, если в меню предлагаются дары моря, но, очевидно, рефлексия подобного рода здесь - лишнее.

Фото Foster+Partners

Особое внимание в просветительской программе музея уделено кальмарам - специальные видеофильмы на больших экранах расскажут о значении головоногих моллюсков в культуре Килунга и необходимости спасения их исчезающих видов. Предполагается, что жизнь в аквариуме будет кипеть 7 дней в неделю, а через благоустройство прилегающей территории улучшиться выход к воде старых рыбацких кварталов, примыкающих к участку с восточной стороны.

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Под крылом беркута

30.11.14 15:26

Международный аэропорт Мехико станет одним из самых больших в мире. Проект интернациональной команды в составе Foster + Partners, Fernando Romero Enterprise (FR-EE) и Netherlands Airport Consultants (NACO) был выбран по конкурсу, и Лорд Норман Фостер, уже не в первый раз, нацелен совершить революцию в аэропортостроении.

Наверное, трудно найти среди архитекторов более опытного «специалиста по аэропортам», чем Лорд Норман Фостер. Сам он объясняет это своей службой в королевских военно-воздушных силах Великобритании и возникшей уже тогда настоящей страстью к полетам и авиации.

Фото Foster + Partners

Международный аэропорт Мехико станет одним из самых больших в мире — 470 000 кв.м и три взлетно-посадочные полосы (в перспективе расширение до шести полос). При этом архитекторы решили сломать традиционную систему терминалов со сложными переходами и внутренним транспортом. Единое и довольно компактное пространство, даже не разбитое на этажи или уровни в традиционном понимании этого слова, по их мнению, существенно упростит навигацию, ускорит перемещение и позволит повысить пассажиропоток. За счет Х-образной формы постройки по периметру удастся разместить сразу 95 выходов к самолетам.

Фото dbox / Foster + Partners

Внутреннее пространство перекрыто стальной остекленной конструкцией, выполняющей роль и крыши и стен. Длина ее пролетов составит больше 100 метров, а самого большого — целых 170 м. Сама конструкция очень легкая (вес критически важен для местной почвы), недорогая и собирается довольно быстро без возведения лесов. В центре светлого просторного терминала разместится круглая многофункциональная сцена. И, конечно же, предусмотрены магазины, рестораны и кафе.

Проект Фостера претендует на экологический сертификат LEED Platinum. На строительство огромного терминала уйдет меньше материалов и потреблять он будет меньше энергии, чем обычный городской квартал. Инженеры постарались максимально использовать специфику местного климата и большую часть года для создания комфортной температуры будет использоваться внешнее тепло. Стеклянное «покрывало» и обеспечивает естественное освещение, и позволяет защититься от жесткого солнца, а так же задействовано в системе отопления и даже используется для сбора дождевой воды. Все трубы и коммуникации при этом будут проведены под землей и не нарушат целостности образа.

Фото dbox / Foster + Partners

На гербе Мексики изображен сидящий на кактусе беркут, пожирающий змею. И эта символика почти буквально повторена в проекте. Уже на подъезде к аэропорту расположится сад кактусов, который, как змея, «обовьет» дорога, а над ним «раскроет крылья» собственно терминал.

По предварительной оценке реализация проекта займет всего около четырех лет. Новый транспортный узел создаст большое количество рабочих мест. Особо отмечается, что проект будет реализован при помощи местных конструкторов и строителей, хорошо знающих специфику почвы и климата. Но и в процессе эксплуатации потребность в высококвалифицированных сотрудниках будет высока, что существенно повысит уровень жизни в близлежащих районах, улучшит их инфраструктуру.

fosterandpartners.com , fr-ee.org

Маневры Фостера

25.08.14 12:00

К вековому юбилею Первой мировой войны бюро Foster + Partners завершило начальный этап реконструкции Имперского военного музея в Лондоне.

Масштабный проект призван повысить качество экспозиционных пространств исторического здания и связать внутренние помещения с окружающим парком. Архитекторы полностью переосмыслили внутреннее устройство музея, который через три года также будет праздновать столетие.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Здание бывшей Королевской больницы, которое музей занимает с 30-ых годов прошлого века, было полностью «очищено» от поздних пристроек и дополнений и внимательно отреставрировано. Дальнейшие шаги архитекторов превратили не слишком отвечающие потребностям современного музея помещения в динамичное, «живое» общественное пространство.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Внизу, ближе к входу, расположен сувенирный магазин и кафе с открытой террасой, которое доступно не только в часы работы музея. Заложенные нижние окна западного фасада раскрыли, обеспечив прекрасные виды на парк. Сама же экспозиция организована по хронологическому принципу. На нижнем этаже находятся залы посвященные истории Первой Мировой Войны (их интерьерами занималась компания Casson Mann).

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Подвешенный под цилиндрическим сводом дополнительный верхний этаж займет экспозиция о вооруженных конфликтах нашего времени. Между ними два яруса собственно выставочных пространств, соединенных сложной системой лестничных пролетов.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Центром обновленного музея стал просторный, сужающийся к верху атриум. В нем нашлось место для самых крупных и знаковых экспонатов коллекции: первого в мире реактивного самолета с вертикальным взлетом Harrier, знаменитого британского истребителя Spitfire, немецкой баллистической ракеты V-2 и других.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Выставочные залы открываются в атриум видовыми площадками, разделенными массивными бетонными «ребрами». Такая компоновка позволяет изучить самолеты и ракеты с близкого расстояния и с наиболее интересных точек. Причем высота и место подвески выбраны еще и так, чтобы связать экспонат с залом, посвященным соответствующему периоду истории.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Постепенно расширяющиеся кверху и жестко структурирующие атриум «ребра» становятся еще и своеобразным обрамлением для экспонатов. А дополнительный этаж под самым сводом защищает их от прямых солнечных лучей.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Пол атриума был специально понижен до уровня земли и окружающего здание парка. Дело в том, что дальнейшая реконструкция подразумевает демонтаж временного портика с лестницей и создание перед музеем овальной площади. И архитекторам очень важно показать самую тесную, непосредственную связь между сердцем исторического здания и открытой общественной зоной.

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Дом-корабль

07.07.14 14:04

Норман Фостер построил в Монако яхт-клуб, имитирующий гигантскую яхту, вечно стоящую на приколе: у здания есть и палуба, и корма, и мачты, и даже паруса.

Площадка находится у восточного края гавани Монако. Новая марина с 26 «машиноместами» для гигантских яхт и пирсами для обычных яхт и парусных лодок, построенная одновременно со зданием клуба, служит продолжением старой гавани.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Вдоль всего фасада, обращённого к морю, протянуты широкие террасы, похожие на прогулочные палубы корабля (кстати, этажи в этом здании называются палубами, а не этажами). Террасы предназначены для зрителей, наблюдающих за регатами. От солнца их защищают тенты, которые в случае надобности натягивают на мачтах и реях, напоминающих корабельные, а затем убирают, как паруса.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Набор функций необычно сложен для такого небольшого здания. На первом этаже — магазины, которые выходят витринами на набережную, и детские школы гребли и парусного спорта, где занимаются почти все юные граждане этого маленького государства. На втором этаже, куда имеют доступ только члены клуба — гостиная, ресторан и бассейн. Выше — административные помещения клуба и комнаты, где могут переночевать гости; а на самом верху — помещения для праздников и вечеринок.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

И, конечно, тут есть любимые «фишки» Фостера — энергосберегающие системы. Здание использует для обогрева солнечное тепло, для охлаждения — морскую воду; на крыше — солнечные батареи.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Соседи с претензией

08.05.14 16:34

Проект квартала рядом с электростанцией «Баттерси» в Лондоне, разработанный Фрэнком Гери и Норманом Фостером.

Бывшая электростанция «Баттерси» на берегу Темзы обладает узнаваемым и, можно даже сказать, культовым силуэтом. Она прекрасно расположена: почти в центре города, напротив большого общественного парка «Баттерси» и внутри развивающейся транспортной сети. Но непосредственно к электростанции примыкают пустующие промышленные площади (более 743 тыс. кв. м.), преобразование которых было неизбежным. Здесь собираются построить новый городской центр, жилой квартал с офисами, пространствами торговли и искусства. Ставится цель создать место с уникальной городской средой и архитектурой. Генплан регенерации территории разработало американское бюро Rafael Viñoly Architects. Он делится на три части, и недавно были опубликованы материалы третьей, завершающей стадии проекта, за которую отвечают Фрэнк Гери и Норман Фостер. Речь идет о территории, примыкающей к электростанции с юго-востока. Этот участок, согласно генплану, соединит электростанцию с будущей станцией метро с помощью главной артерии The Electric Boulevard.

Проект третьей стадии включает в себя более чем 1300 жилых единиц, гостиницу, коммерческие и рекреационные пространства. Его условно можно разделить на две части: располагающийся восточнее от The Electric Boulevard комплекс Prospect Place, стиль которого легко выдает своего автора - Фрэнка Гери, и здание, расположенное западнее от бульвара под названием The Skyline, спроектированное бюро Нормана Фостера.

«С самого начала мы ставили цель создать район, соединенный с исторической тканью Лондона, но который все же имеет свою идентичность и целостность. Мы попытались сформировать гуманную среду, в которой приятно и жить и быть гостем», - говорит Фрэнк Гери. Prospect Place, спроектированный его бюро, включает в себя пять общественных объемов и примерно половину от общего количества жилья на территории. Одно из зданий, своего рода доминанта комплекса, в плане похоже на цветок. Первые этажи зданий двойной высоты отданы под коммерческие функции, которые будут стимулировать жизнь и активность вокруг, так же как парк и многофункциональный общественный центр, расположенные между основными строениями.

The Skyline - волнистое длинное здание, закрывающее собой весь новый район от прилегающего шоссе. Проект Нормана Фостера включает в себя доступное жилье, медицинский центр и гостиницу на 160 номеров. Первые два этажа с восточной стороны - коммерческие пространства. А на крыше, по всей длине дома, разбьют сад, самый большой сад на крыше в Лондоне, откуда будет открываться прекрасный вид на электростанцию «Баттерси».

Весь комплекс планируемых вокруг электростанции трансформаций формально безупречен, как и интенции строительства, но во всем генплане регенерации территории чувствуется какое-то противоречие, которое является, скорее, стилистическим. Иконическая строгость электростанции «Баттерси», ее масштаб, ее историческая ценность формируют определенную мелодию, ритм, которые новое строительство не поддерживает, а, скорее, пытается переиграть.

Смысловая насыщенность легендарной промышленной территории и ее роль доминанты уже подразумевают то, что окружающим новостройкам следовало бы стать контекстом, изящным фоном. Но проект, планируемый сейчас к реализации, - это скорее слишком яркий занавес, который отвлекает внимание от главного героя.

Официальные сайты архитектурных бюро: fosterandpartners.com , foga.com

Восток на Западе: павильон-симулякр от Foster + Partners

13.03.14 19:13

В 2015 году в Милане пройдет выставка «Экспо-2015». Заявлена актуальная тема: «Пища для планеты» (Feeding the Planet). Национальный павильон Объединенных Арабских Эмиратов проектирует бюро Нормана Фостера. Знаменитый архитектор планирует перенести в Европу компактный, характерный для Востока древний город «рабат».

Довольно узкий участок заключен между парой пешеходных зон выставки. «Город» сформирован за 12-метровыми волнистыми струящимися стенами, выполненными во всех оттенках песка. Внутри поднимается «декаманус», узкая, затененная улица, ориентированная с севера на юг, с выставочными галереями, ресторанами восточной кухни и зрительным залом. Вдоль улицы появятся озелененные участки, орошаемые традиционными для Эмиратов акведуками. В проекте, где внедрены новейшие технологии энергоэффективности (аккумуляция энергии с помощью солнечных батарей, сбор дождевой воды), Фостер переосмысляет собственный мастер-план Масдар-Сити, экологического города-чуда, первая очередь которого будет запущена в строй в 2018 году неподалеку от АбуДаби. Главный объем павильона, в основе представляющий собой стальной каркас, по окончании выставки планируется разобрать, перенести на постоянное жительство в ОАЭ и адаптировать к жаркому климату этой страны.

Фото Foster + Partners

Фото Foster + Partners

Фото Foster + Partners

Фото Foster + Partners

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Фостер постарался для альма-матер

16.01.14 19:19

В Йельском университете торжественно открыли здание факультета менеджмента. Проект Foster+Partners символизирует одновременную ясность и комплексность современных подходов к образованию.

Фото Chuck Choi

В начале января Норман Фостер выступил в зале Эдварда Эванса Йельского университета (Нью-Хейвен, США), факультет архитектуры которого он в свое время закончил. Поводом послужило открытие нового здания Школы менеджмента Йеля, спроектированного бюро Foster+Partners. Как заявил именитый архитектор, для него большая честь - сделать что-то для альма-матер. Он подчеркнул, что дух лидерства и взаимопомощи, царящий в учебном заведении, а также навыки кропотливого труда, прививаемые здесь, помогли ему добиться успеха в профессии.

Фото Chuck Choi

Здание символизирует прозрачность, ясность, и вместе с тем сложность подходов к современному образованию. Это прямоугольный объем высотой 5 этажей с зеленым двориком в центре. Благодаря сплошному остеклению пространство внутреннего двора просматривается насквозь из любой точки кампуса. Таким образом архитекторы решили проблему визуальной связи нового объекта с другими постройками студенческого городка.

Фото Chuck Choi

Здание включает в себя несколько ограждающих периметров. Наружный - это ряд симметрично расположенных изящных металлических колонн, поддерживающих павильонную кровлю. Следующий периметр - полотно фасадного остекления. Со стороны внутреннего двора оно имеет волнообразно изогнутую форму. Наконец, внутренний периметр представляет собой ряд двухуровневых цилиндрических объемов синего стекла (внутри них оборудованы учебные аудитории), сгруппированных по сторонам озелененного дворика. Несколько цилиндров, выступая за плоскость фасада, служат его продолжением и обогащают архитектурный облик постройки. Всего таких объемов 16.

Фото Chuck Choi

На первом этаже факультета расположены кафе, библиотека и лаунж. Все пространство этажа можно назвать большой общественной коммуникативной площадкой. На втором этаже находится просторная терраса, связанная с конференц-залом и комнатами администрации. Большая часть оставшихся помещений предназначена для занятий. Впрочем, как и территория двора, защищенная свесами кровли от дождя и солнца.

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Выпукло-вогнутый

15.08.13 18:05

По проекту бюро Foster + Partners в центре Калгари построили офисный небоскреб, форма которого стала результатом изучения особенностей местного климата.

Небоскреб высотой 237 м, насчитывающий 58 этажей, называется Bow, что можно перевести как «изогнутый». Точнее, он выпукло-вогнутый. Южный фасад вогнут для того, чтобы «захватить» как можно больше солнца, а северный выпуклый потому, что должен противостоять сильным ветрам. К слову, подобная форма позволила снизить ветровую нагрузку на конструкции и благодаря этому уменьшить количество стали при строительстве. Но даже тогда на возведение офисной высотки потребовалось 39 000 тонн стали и 84 000 кв. м стекла.

Общая площадь здания почти 200 000 кв.м. Это крупнейший девелоперский проект в районе главной улицы Калгари Сентер-стрит. Первый и второй этажи небоскреба решены в виде публичного пространства с магазинами, ресторанами и кафе. Вестибюль сообщается с большой площадью, в центре которой расположена работа испанского скульптора Жауме Пленсы (Jaume Plensa).

Наружный каркас, или «экзоскелет» диагрид, состоящий из диагональных балок, разрезающих плоскость фасада на треугольники, зрительно уменьшает общий объем, «снижает массу» постройки. Диагональная решетка делится на вертикальные секции высотой по 6 этажей. В двух точках Bow соединен с соседними зданиями крытыми и частично остекленными переходами.

За вогнутым фасадом запроектирована серия скругленных атриумов. Это воздушная подушка небоскреба, позволяющая снизить общее потребление электроэнергии. Официально она называется климатической буферной зоной. На уровне 24-го, 42-го и 54-го этажей разбиты настоящие сады с обильной зеленью. Авторы проекта называют эти рукотворные оазисы зонами социального взаимодействия офисных работников.

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

Обновленный музей в доме Франца фон Ленбаха в Мюнхене

13.06.13 19:00

Реконструкция по проекту Foster + Partners шла четыре года и обошлась городу в 59 миллионов евро. Старинная вилла срослась с новым крылом, сияющим золотыми фасадами.

Построенная в 1890 году частная вилла после смерти художника была выкуплена у его семьи городскими властями и за годы существования в ней музея претерпела уже две перестройки — в конце 20-х и в конце 60-х годов XX века. Проект бюро Foster + Partners предусматривал очистку памятника от позднейших наслоений и его тщательную реставрацию. Одновременно, необходимо было объединить разрозненные разновременные объемы, сформировать привлекательные общественные зоны и пристроить новое просторное крыло для демонстрации главной жемчужины музея — коллекции работ художников объединения «Синий всадник».

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Вход в комплекс перенесли на небольшую пешеходную площадь. Здесь же расположили ресторан, открытый не только в часы работы музея.
Новое крыло, вместившее 55 различных выставочных пространств, магазин, лекционный зал и учебный центр, архитекторы по их собственному определению трактовали как «шкатулку с драгоценностями». Фактурный фасад выложен трубами из особого сплава меди и алюминия. Их уникальный «золотой» цвет удачно сочетается с теплыми желтыми фасадами виллы. Более того, фрагменты исторических стен буквально, как настоящие экспонаты, помещены внутрь первого этажа корпуса-галереи.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Центральный атриум вмещает кассы, информационный центр и консольную лестницу на второй этаж. Световой фонарь закрыт инсталляцией, созданной специально для этого проекта датским художником Олафуром Элиассоном. Сложная массивная конструкция из прозрачных цветных «осколков» получила название Wirbelwerk (Wirbel можно перевести как «водоворот» или «вихрь»). С ее помощью в солнечный день гладкие белые стены атриума становятся идеальным полем для игры света и цвета.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Выставочные залы второго этажа так же имеют матовые световые фонари — ведь рассеянное естественное освещение наиболее выгодно для экспонирования. Но кроме этого, во всех помещениях комплекса, была внедрена управляемая светодиодная подсветка. Сложное и дорогое решение (его стоимость составила 4,3 миллиона евро) позволяет создавать индивидуальную среду для любого произведения искусства.

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Фото Nigel Young / Foster + Partners

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpartners.com

На острие полумесяца

04.04.13 18:29

В Лондоне открылся люксовый отель ME, спроектированный от начала и до конца архитектурным бюро Нормана Фостера. Фасады его более традиционны и включают элементы эдвардианской архитектуры, интерьер же отличается современными дизайнерскими решениями.

Здание расположено в нескольких минутах ходьбы от Трафальгарской площади, оно замыкает полумесяц улицы Элдвич, которая обоими концами упирается в оживленный Стрэнд. На углу, под консолью изящной башни с овальным сечением, расположен парадный вход в гостиницу, защищенный прозрачным козырьком. Стеклянное навершие башни - аллюзия на купольную кровлю, широко использовавшуюся в эдвардианской архитектуре. В верхней части этого необычного сооружения находится единственный в отеле пентхаус с панорамным обзором.

К гостинице примыкает фасад известного дома Маркони постройки 1904 года. Проектируя здание, архитекторы старались учесть своеобразие архитектурного окружения. Так, ME высотой, масштабом и материалами (портлендский камень) соответствует дому Маркони. У новостройки вместо обычных окон установлены такие же регулярные призмовидные фонари, защищенные изнутри раздвижными панелями полупрозрачного стекла. Сдвинутые к центру здания открытые террасы повторяют очертания кровли Маркони-хаус.

Проект примечателен еще и потому, что ME - первый реализованный отель на территории Великобритании в портфолио бюро Foster + Partners. Причем, архитекторы проектировали все: от внешней оболочки до водопроводных кранов. В гостинице имеется 157 номеров, 16 сьютов и упоминавшийся уже пентхаус.

Ядро внутреннего пространства - девятиэтажный атриум, облицованный белым мрамором. Коридоры, огибающие его, наоборот, отделаны черным мрамором, то есть посетитель движется «из тьмы на свет». Сдержанная монохромная гамма придает интерьеру минималистский вид. В отделке комнат использованы дорогостоящие материалы, такие как натуральная кожа, черное лакированное дерево, оникс.

Официальный сайт архитектурного бюро: fosterandpatners.com

Под бетонными тентами: аэропорт в Иордании от Foster + Partners

28.03.13 14:32

На днях в Аммане открылся новый терминал самого большого аэропорта в стране, названного в честь королевы Алии. Благодаря специфической конструкции к главному зданию нового терминала международного аэропорта, спроектированного архитекторами Foster + Partners при участии местной фирмы Maisam - Dar Al-Omran JV, можно будет пристроить новые модули и увеличить к 2030 году пассажиропоток с 3,5 млн. до 12 млн. человек в год.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Комплекс состоит из трех блоков. В главном, имеющем Y-образную форму, запроектированы зона регистрации, таможенный терминал, магазины, залы ожидания и рестораны. В боковых объемах находятся залы ожидания check-in и выходы на посадку. В пространстве между тремя зданиями обустроены открытые озелененные дворы с искусственными водоемами. И это не единственный традиционный для Иордании архитектурный элемент.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Авторы постарались как можно полнее отразить локальные традиции в дизайне. Например, купольные элементы, из которых состоит крыша терминала, сверху напоминают тенты бедуинских палаток. А снизу, с изнаночной стороны, они похожи на листья местной пальмы. В самом расположении куполов прочитывается ритмичный арабский декоративный узор. При строительстве использовался гравий и щебень из близлежащих карьеров, поэтому цветом здание похоже на иорданскую пустыню. Климатические особенности также были учтены архитекторами. В Аммане значительный разрыв между ночной и дневной температурой воздуха. Главным материалом стал монолитный железобетон, который ночью остывает, накапливает холод и не дает перегреваться интерьеру в течение жаркого дня.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Терминал остеклен со всех сторон. От прямых солнечных лучей он защищен горизонтальными экранами на фасадах и навесом из бетонных полусфер, выдвинутым далеко вперед от главного входа на массивных опорах. Каждый купол - это модульный элемент, который соединен с соседними. В пространствах между ними сделаны каплевидные световые люки. Колонны увенчаны «коронами» - конструктивными деталями, имитирующими прилистники черешка древесного листа. Стыки железобетонных балок образуют сеть жилок, как у настоящих пальмовых листьев.

Фото Foster + Partners

По замыслу авторов, здание со стальным наружным каркасом будет состоять из трех ярусов, отделенных друг от друга открытыми террасами с видами на Центральный парк. Площадь каждого верхнего яруса меньше, чем площадь нижнего. Таким образом, получается конусообразная структура, нижняя часть которой опирается на столбы и нависает над тротуаром. Ожидается, что это перекрытое пространство станет общественным, сольется с фойе небоскреба, и здесь будут демонстрировать произведения современного искусства на радость жителям города и гостям. Фасады офисного здания оборудуют архитектурной подсветкой.

Фото Foster + Partners

Заказчик проекта офисной башни в лице компаний L&L и Lehman Brothers Holdings Inc. утвердил данную концепцию в качестве основы для детальной проработки, которая, как ожидается, займет около двух лет. Строительство должно начаться не позднее 2015 года, а завершить его планируют к 2017 году.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Всего в доме насчитывается 50 апартаментов разной площади. Архитектурно-дизайнерские решения Фостера и его коллег учитывают особенности культуры и менталитета аргентинцев, проводящих много времени под открытым небом. Так, в каждой квартире есть глубокая крытая терраса, балкон либо двухуровневое патио (на верхних этажах). С помощью этих элементов устанавливается и поддерживается связь внутреннего пространства с окружающей средой. Террасы защищены от прямых солнечных лучей деревянными мобильными экранами.

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Фото Nigel Young / Foster and Partners

Предполагается, что фонды публичной библиотеки будут перемещены в подземное хранилище, расположенное под Брайант-парком и построенное в 1989 году. Там поддерживается определенная влажность и температура и создан микроклимат, необходимый для хранения ценных манускриптов. Тринадцать тысяч стеллажных модулей заменят встроенной конструкцией из стали, облицованной натуральным камнем, отделанной деревом и бронзой. С внутренних балконов и галерей атриума откроются виды на парк сквозь величественные окна западного фасада.

Фото dbox_Foster + Partners

Резюмируя логику архитектурных преобразований, можно сказать, что Фостер планирует создать огромное по размерам общественное пространство внутри здания. Площадь его составит почти 9500 кв. м: подобного в Нью-Йорке просто нет. Здесь откроется зал абонемента, сюда перевезут собрания Библиотеки Среднего Манхэттена и Библиотеки науки, промышленности и бизнеса. «Мы не ставим перед собой задачу изменить характер здания. Атмосфера, детали, материалы, освещение - все это дает нам возможность безошибочно определить функциональное предназначение интерьера, - говорит лорд Фостер , - Мы лишь хотим, чтобы большая часть пространства была доступна всем жителям и гостям города. Это соответствует принципам, исходя из которых и была создана библиотека».

Фото dbox_Foster + Partners

Доводы сторонников реновации понятны. Действительно, условия хранения ценных рукописей и книг не соответствуют современным нормам и правилам пожарной безопасности. Однако не все согласны с тем, что библиотека нуждается в реконструкции. Авторитетный архитектурный критик The Wall Street Journal Ада Луиза Хакстейбл (Ada Louise Huxtable) опубликовала под названием Undertaking Its Destruction. В основе заголовка игра слов, но приблизительно его можно перевести как «Разрушительное строительство». Несколько американских писателей также выступили с призывом к общественности сохранить для будущих поколений в неизменном виде здание 1911 года постройки.

Судя по всему, реконструкция с бюджетом 300 млн. долларов США все же будет осуществлена к 2018 году. Речь лишь может идти о внесении некоторых изменений в проект бюро Фостера.

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.

Талантливый английский архитектор и руководитель собственной компании «Foster +Partners », барон Норман Фостер — единственный из архитекторов, кто смог попасть в престижный Rich List (причём неоднократно). Не секрет, что профессия архитектора не ассоциируется с огромными доходами, но сэр Норман Фостер смог построить успешную компанию, как в финансовом отношении, так и в отношении продуктивности. Работы бюро можно встретить по всему миру, а знаменитый «огурец» Нормана Фостера или небоскрёб Мэри-Экс стал современным символом Лондона. Имея 13 офисов в разных странах, компания создает огромное количество проектов, а сам архитектор несмотря на солидный возраст (он уже перешагнул за 80) до сих пор полон оригинальных новаторских идей. Он направляет финансирование на исследования, связанные с 3D- принтерами, а также всерьез увлекся космической темой. Похоже, что на нашей планете уже не осталось места, достойного его работ, поэтому сейчас компания занимается концептами по заселению Луны и Марса. И кто знает, может они совсем скоро станут реальными проектами.

Это кажется невероятным и подтверждает основной девиз Нормана Фостера: «Как архитектор, я создаю для настоящего, с оглядкой на прошлое для непредсказуемого будущего». Сейчас архитектор может себе позволить заниматься тем, что ему интересно, как бы невероятно это не выглядело. К тому же, единомышленники всегда найдутся. В работе над роботом, который печатает бетоном, архитектору помогает шведская компания Skanska. А сотрудничество с компанией Nissan может в скором времени изменить структуру наших улиц на «умную» среду для электрокаров.

Благодаря развитой структуре компании «Foster +partners », её руководитель имеет возможность заниматься амбициозными проектами, а также не запускать реальные проекты, которых очень много. Для тех, кто слышит имя сэра Нормана Фостера впервые, расскажем, что кроме уже упомянутого небоскрёба, архитектор создал целый ряд знаковых зданий и сооружений. Особенно хочется отметить купол на здании Рейхстага в Берлине, Сити-холл в Лондоне и ряд знаковых мостов. Несмотря на то, что в портфолио архитектора присутствуют и прямолинейные сооружения, узнаваемым стилем мастера все-таки являются криволинейные сферические формы и использование большого количества остекленных поверхностей.

Внушительные конструкции неизменно вызывают у прохожих определенный вопрос, который архитектор сделал ключевым для себя. Этот вопрос стал названием фильма о Нормане Фостере – «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?» Известно, что этот вопрос задал другой архитектор во время прогулки мастеров, но вот ответ так и остался загадкой. Да это и не важно, ведь даже такие большие элементы, как конструкции мостов, господин Фостер делает настолько изящными, что возникает ощущение их невесомой легкости. Талант архитектора помогает ему создавать удивительную гармонию сооружений, что и является главным ключом к популярности. Конечно, есть и те, кто не разделяет философию мастера и считает, что излишне современные формы в исторических кварталах Лондона портят вид. Но количество ежегодно строящихся проектов бюро говорит о том, что противники в явном меньшинстве. Некоторые застройщики так стараются привлечь внимание, воспользовавшись громким именем архитектора, что возникают казусы, как с отелем «MRIYA resort & spa». В этой темной истории всё так же не понятно, есть ли авторство Нормана Фостера. Предпосылкой стало то, что архитектор имеет опыт создания проектов для стран постсоветского пространства. Бюро реализовало проект центра «Хан-Шатыр» в Астане, были созданы интереснейшие концепты небоскрёбов в Москва-сити и Санкт-Петербурге.

– популярный британский архитектор, имеющий множество наград. Главные из них: рыцарский Орден Заслуг (Великобритания), Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», Императорская и Притцкеровская премии. С 1999 года почетный обладатель звания барона (Baron Foster of Thames Bank ). Все эти заслуги архитектор получил за свой вклад в развитие архитектуры и духовное обогащение всего мирового сообщества.

Родился Фостер 1 июня 1935 года в городе Реддиш, муниципальный район Стокпорта, Великобритания. После службы в Королевских военно-воздушных силах (1953-1955 годы), оканчивает обучение в Школе архитектуры Манчестерского университета в 1961 году. Затем Н. Форестер едет в США, чтобы получить степень магистра архитектуры в Йельском университете.

В 1963 году, по возвращению в Англию, он совместно с Ричардом Роджерсом создает мастерскую под названием «Team-4». Результатом их плодотворной работы стало создание нового стиля «хай-тек» в 1966 году. Новое течение сразу же нашло своих поклонников, но также появились и противники – консервативно настроенная часть общества.

Годом позднее Фостер создал собственное агентство Foster Associates, которое занималось широким спектром услуг от организации дизайна различных помещений до проектирования сооружений государственного значения. Это событие сблизило его с Ричардом Бакминстером Фуллером, инженером из Америки. Их сотрудничество способствует созданию множества новых работ, одной из которых является главный офис Willis Faber & Dumas. На воплощение проекта в жизнь потребовалось 4 года — с 1971 по 1975 г.

Его неординарные работы являются очень смелыми и интригующими. В списке его шедевров находятся такие проекты как: аэропорт в Эссексе и новый корпус академии искусств в Англии, здание CITIC Bank в Китае, нереализованный проект Хрустального острова на Юге Москвы и множество других.

Одной из особенностей стиля выдающегося архитектора является акцент на экологичности и энергосбережении. Например, Шанхайский банк в Гонконге выстой в 43 этажа, оборудован зеркалами, которые используют солнечный свет. Умная система «ловит» солнечные лучи и направляет их свет вниз, что позволяет сэкономить на электроэнергии. Панорамные окна, широкие пространства и передовые технологии – это отличительные штрихи творчества великого Н. Фостера. Поиск свежих инженерных решений в этом направлении вдохновляли зодчего на новые планы по созданию сооружений с использованием бесконечных природных ресурсов: воздуха и света.

Сити-холл в городе Лондон, Великобритания (2002 г)

Сити-холл – это сооружение, выполняющее роль штаб квартиры администрации Большого Лондона и здания городской мэрии в одном лице. Расположено оно в центре города, на берегу Темзы, неподалеку от знаменитой достопримечательности города – Тауэрского моста. Дизайн постройки напоминает стеклянное яйцо, а стиль и внешний вид контрастирует с исторической архитектурой моста.

Но такая форма Сити-холла выбрана не спроста. Верхние этажи сделаны меньше нижних ярусов, поэтому свет попадает на все уровни равномерно. Таким образом, уменьшается и площадь здания, что позволяет в зимнее время экономить на отоплении. В администрации 10 этажей, общая высота которых составляет 45 метров.

Школа менеджмента Йельского университета в городе Нью-Хейвен, Америка (2014 г)

Здание с широкими панорамными окнами, имеющими волнообразную форму, символизирует ясность и открытость школы управления. Пятиэтажный корпус выстроен прямоугольником, в середине которого имеется небольшой зеленый дворик. Там расположены столики и лавки для того, чтобы студенты могли перевести дух и отдохнуть между занятиями.

На первом этаже располагается главный холл, библиотека и кафе. Прозрачность и открытость этих зон обусловлена необходимостью облегчения связи между студентами. Второй этаж включает в себя конференц-зал и кабинеты администрации. Оставшиеся этажи предназначены для занятий, там находятся аудитории, залы для лекций и так далее.

В жаркое время окна закрываются специальными экранами, что позволяет уменьшить нагрузку на кондиционеры. А от дождя здание защищает навес, который опирается на металлические колоны, установленные по всему периметру сооружения.

Мост Миллениум в городе Лондон, Британия (2000 г)

Это пешеходный мост, соединяющий два берега реки Темза. Он был построен в честь третьего тысячелетия, отсюда и получил такое название «Millenium» – тысячелетие. Хотя местные жители называют его «wobbly bridge» – шаткий мост. В день открытия по нему прошло большое количество людей, и было обнаружено, что он покачивается. После реконструкции этот дефект был исправлен.

Благодаря интересной задумке Н. Фостера, конструкция выглядит как висячий мост. Но, на самом деле, мост Тысячелетия держится на двух опорах, которые связаны между собой стальными канатами. Имеются еще четыре балки по обе стороны, которые поддерживают сооружение.

Отель Dolder Grand Hotel в городе Цюрих, Швейцария (2008 г)

Dolder Grand – роскошный отель, расположенный за городом. Изначально он был задуман, как центр для оздоровления, но превратился в прекрасный курорт. Замок располагается в 5 минутах езды от Цюриха.
Особенностью отеля является его расположение на склоне холма Адлисберг, высотой в 701 метр. Он состоит из нескольких частей: главное здание в несколько этажей и два современных корпуса с номерами для отдыхающих. Норман Фостер занимался как раз этими корпусами и проектированием подземных этажей.

Небоскреб Мэри-Экс в городе Лондон, Великобритания (2004 г)

За свой внешний вид и резкое отличие от эстетики окружающего ландшафта, критики прозвали здание «огурцом». Его внешняя решетчатая структура и зеленоватый оттенок стекол действительно напоминает данный овощ. Но, несмотря на всю критику, 40-этажная башня является самой экологичной среди всех существующих небоскребов.

В наше время здесь расположена официальная штаб-квартира компании Swiss Re. Первые этажи и смотровая площадка на высоте 180 метров открыты для всех желающих, на остальных этажах расположены офисные кабинеты и другие помещения подобного характера.

В этом проекте архитектор использовал природную вентиляцию и солнечное освещение. Небоскреб оказался в несколько раз экономнее среди похожих ему зданий.

Небоскреб Херста в городе Нью-Йорк, Америка (2006 г)

Еще одно гениальное творение Фореста – Башня «Херст-тауэр», в основе которой заложены эко-новации. В 30-х годах на этом месте было начато возведение другого здания, но из-за кризиса в стране стройка была заморожена. Архитектор продумал строение башни, чтобы оставить в основе уже выполненную часть сооружения. Здесь располагается штаб-квартира «Hearst Corporation».

Под руководством гениального зодчего инженерами Foster Associates была придумана особая технология для вентиляционных систем. Вода после дождя собиралась в специальных отсеках для функционирования этих систем, а для большей эффективности была продумана система вентиляции внутренних помещений, путем управления воздушными потоками.

Ультрасовременная башня выполнена на основе сетчатой ромбовидной металлической конструкции. Применение этой методики сократило стоимость сооружения на 20%. Небоскреб оснащен «умными лифтами» без традиционных кнопок. Перед входом в лифт есть компьютер, где, указав необходимый этаж, программа выдает номер лифта, на котором быстрее всего можно добраться до нужного уровня. Он учитывает движение и остановки всех кабинок и вычисляет самый оптимальный маршрут.

Высота сооружения – 46 этажей или 182 метра. Каждый перекрестный блок конструкции вмещает по 4 этажа, а высота главного холла достигает 20-ти метров. Из этого места идет разветвление в разные помещения небоскреба.

Мост виадук Мийо в городе Мийо, Франция (2004 г)

Мостовое сооружение вантовой системы представляет собой скоростную автомобильную трассу, общей длинной 2460 метров. Проектированием этого шедевра Норман Фостер занимался совместно с французским инженером Мишелем Вирложо, который до этого занимался постройкой моста Нормандии.

Виадук соединяет два плато и пересекает долину реки Тарн в самой низкой ее точке. Его появление решило множественные проблемы пробок, которые образовывались на трассе из Парижа в город Безье. Подвесной мост спроектирован с заботой об удобстве водителей. Дело в том, что конструкция имеет уклон в 3,025 % по направлению с юга на север и кривизну дороги в 20 км, чтобы улучшить обзор. Ширина моста в 32 метра позволяет водителям передвигаться по всему участку дороги без каких-либо затруднений.

Высота подвесного моста составляет 341 метр, что дает ему право называться самым высоким транспортным мостом с точки зрения конструктива. Он на 17 метров выше знаменитой Эйфелевой башни и, имея вес 36 тыс. тонн, в 4 раза тяжелее этой достопримечательности Франции. Виадук держится на 7 опорах, которые представляют собой пилоны, от которых расходятся 11 пар вант, крепящихся к полотну моста. Все ванты получили тройную защиту от коррозии: гальванизация, покрытие защитным воском и экструдированной полиэтиленовой оболочкой.

У моста есть специальный компьютер, который следит за малейшим сдвигом конструкции. Точность показаний гарантирует тот факт, что за секунду программа совершает сто замеров.

Величественный и прекрасный виадук Мийо по сей день притягивает туристов своими масштабами и элегантностью.

Реконструкция Рейхстага в городе Берлин, Германия (1999)

Фостер занимался четвертой по счету реставрацией Рейхстага и получил за свои труды достойную награду – орден «За заслуги» и Притцкеровскую премию. Купол, который архитектор спроектировал над германским парламентом, имеет диаметр 40 метров, а высоту 23,5 метра.

Стеклянный купол пользуется большой популярностью у туристов. Еще бы, ведь наличие смотровой площадки открывает посетителям чудесный вид на панораму Берлина. От верхней части купола до самого низа тянется воронка, уменьшающаяся в диаметре сверху вниз. На ней установлено 360 зеркал, которые отражают солнечный свет. Уникальность этой детали конструкции заключается в наличии компьютера и датчиков в этих зеркалах, которые, в зависимости от времени года, регулируют количество пропускаемых солнечных лучей. Но и на этом не заканчивается практическое использование воронки, скрытое за ее эстетической формой. В ее середине находится вентиляционная шахта, которая ведет в пленарный зал.

Внешний фасад изменен не был, но внутри изменения стали кардинальными. Были удалены определенные части стен, которые заменили более легкие конструкции из стали, декорированные современными природными материалами. Пленарный зал и другие помещения для заседаний «омолодились» и осовременились не меньше.

Форест с пониманием отнесся к стене памяти, где расположены записи солдат, дошедших до Берлина в 1945 г. Хотя позже вокруг этого разгорелся большой скандал, потому что местные жители уже давно хотят избавиться от этих «автографов».

Хан-Шатыр в городе Астана, Казахстан (2010 г)

Проект по созданию общественного центра в Астане доверили Н. Фостеру. Архитектор превзошел все ожидания и воплотил свои самые смелые идеи. Автор решил построить здание, которое обязательно заслужит свой мировой рекорд. Впрочем, так и случилось – торгово-развлекательный центр является крупнейшим шатром во всем мире.

Его общая площадь составляет целых 127 тыс. м 2 . На этой территории находятся спа-центры, кафе и рестораны, магазины, семейный парк, спортивные залы, кинотеатры, офисные и служебные помещения. Прозрачность шатра в который раз напоминает, что архитектор работает в стиле «хай-тек» с упором на экологичность зданий. По версии журнала Forbes Style «Хан Шатыр» вошел в ТОП-10 лучших мировых экозданий.

Главная особенность ТРК Хан-Шатыр – пляжный курорт, который работает круглый год. Благодаря инновационным технологиям там поддерживается постоянная температура +35 o C. Настоящие тропические растения и песок, привезенный с Мальдив, создают ощущение присутствия на настоящем курорте.

Крыша центра выполнена в виде несимметричного конуса с определенным наклоном. Под разными углами к ней прикреплены тросы, для поддержания конструкции.

В данной статье представлена лишь малая часть работ этого гениального творца. Норман Фостер является автором большого количества шедевральных творений, которые радуют глаз своей органичностью и эстетичностью, совмещая в себе красоту и новейшие экотехнологии.

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.