Герой Советского Союза — наша землячка Мария Васильевна Октябрьская. Танк «Боевая подруга. Экипаж «Боевой подруги»

4 молитвы иконе Божией матери «Всех скорбящих радость»

4.4 (88.42%) 19 голос.

(о здравии собственном, родных и близких, излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби)

Молитва Божией Матери 1-я

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Богородице 2-я

«Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Молитва иконе Божией Матери 3-я

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Богородице 4-я

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде; темже убо, о Мати чадолюбивая вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица, предстоящи Престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити; сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши, се зриши беду нашу и скорбь, яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подажь нам слезы покаяния к очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем к Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем целы и сохранены Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Н. И. Комашко

Богоматерь «Всех скорбящих Радость»


c. 22 ¦ Среди иконографических типов Богоматери, сложившихся в русской иконописи в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, «Всех скорбящих Радость», бесспорно, - самая интересная, многообразная и одновременно загадочная. Так называются иконы, подчас очень мало схожие, между собой, и понять, что же все-таки их всех объединяет, бывает сложно. В процессе своего формирования иконография «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой устойчивой композиционной схемы и существует в виде различных вариантов, в происхождении и особенностях которых мы и попытаемся разобраться. c. 22
c. 23
¦

Одна из самых чтимых Русской Православной церковью святынь - икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» - прославилась в Москве в 1688 году, когда Евфимия Папина, доводившаяся родной сестрой патриарху Иоакиму, получила от нее исцеление: у вдовы была незаживающая рана в боку. Об этом событии подробно повествуется в Сказании об иконе, написанном сразу же после произошедшего чуда, буквально по горячим следам. Новопрославленный образ находился в церкви Спаса-Преображения на Ордынке, прихожанкой которого была Евфимия. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. По-видимому, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена в камне на средства Евдокии Васильевой Акинфовой.

Чудо получило большой резонанс, поскольку произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха. Помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки.

В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие - второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» - и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, - в равной мере почитались как чудотворные.

Икона Натальи Алексеевны, украшенная драгоценным окладом, была поставлена в ее домовом Вознесенском храме за Литейным двором. Затем, после смерти царевны, ее дворец был переустроен под богадельню, к которой отошла и церковь. Позднее она была полностью перестроена и получила название Скорбященской - по находившейся в ней святыне. В советское время, когда храм был закрыт, эта икона исчезла. В Спасо-Преображенском «всей артиллерии» соборе в Санкт-Петербурге сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но это не более чем заблуждение. Сохранилось точное литографированное изображение чудотворного образа царевны, которое не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. В Скорбященском храме был чтимый список со святыни, тоже в драгоценном окладе. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Московская икона благополучно пребывала в храме на Ордынке вплоть до советского времени. Церковь была заново перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году - Осипом Бове. В Москве она более известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская по приделу, c. 23
c. 24
¦ посвященному чудотворному образу. При советской власти церковь была закрыта, а икона изъята. Тот образ, что ныне находится в Скорбященском храме, в годы Великой Отечественной войны подарил патриарх Алексий I при возобновлении в нем службы. Это точный список с московской чудотворной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века.

Несмотря на то, что оба чудотворных образа были утрачены, мы вполне уверенно можем судить о том, как они выглядели, благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Самое удивительное, эти иконы - одна из которых является списком с другой - вовсе не идентичны по своей иконографии. Достаточно серьезные иконографические несовпадения между ними отчасти дают ответ на вопрос, какой же из образов был первоначальным. Скорее всего, им был петербургский, с абсолютно уникальными чертами, свидетельствующими о его оригинальности. И хотя на сохранившемся его изображении образ воспроизведен в окладе, почти полностью закрывающем живопись иконы, можно не сомневаться: рисунок оклада в точности повторял авторскую композицию.

На обеих иконах Богоматерь была изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Ее голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. Первое важное отличие петербургской иконы от московской заключалось в том, что и Богоматерь, и Младенец на ней держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Во-вторых, на петербургской иконе вверху в облаках был изображен Господь Саваоф, а не Троица Новозаветная, как на московской. Такое изображение кажется более правильным еще и потому, что на московском образе Христос оказывается представленным дважды - в небесах и на руках у Богородицы. На петербургской иконе Мария стоит на полумесяце. И, наконец, самое главное отличие - в ней нет изображения страждущих. Трудно представить, что при создании списка с чудотворной иконы по заказу царевны иконописец мог упустить столь важную деталь, которая стала в дальнейшем едва ли не определяющей для иконографии «Всех скорбящих Радости».

На московской иконе, наоборот, - развернутое изображение страждущих по обеим сторонам от Богородицы, которых от Ее лица утешают ангелы. Эта икона тоже по-своему уникальна. Ее особенность - дополнительные святые по обе стороны от Марии с Младенцем, представленные над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение Варлаама Хутынского здесь неслучайно. В Преображенском храме издавна существовал посвященный ему придел. Преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский как самые почитаемые русские святые часто изображались вместе. Что же касается таких редко изображаемых святых, как Федор Сикеот и Григорий Декаполит, то их присутствие можно объяснить только патрональным характером. Из всего этого следует, что московская икона была написана специально для храма на Ордынке c. 24
c. 25
¦ (на что указывает изображение Варлаама) по заказу неизвестного частного лица (ради которого введены изображения редких святых).

Идея создания такого образа могла возникнуть уже после прославления иконы «Всех скорбящих Радости». Оригинал был воспроизведен в развернутом композиционном варианте со страждущими, поскольку само название чудотворной иконы подталкивало к их изображению. Заодно были проигнорированы некоторые откровенно «латинские» детали, такие, как луна под ногами Богородицы и четки в Ее руках и Младенца. Со временем этот список занял место подлинной иконы, увезенной в Петербург. Весьма вероятно, что он тоже стал пользоваться почитанием еще тогда, когда обе иконы находились в одном храме, поскольку точные списки московской иконы с дополнительными святыми стали появляться еще до переезда Натальи Алексеевны в Петербург.

Московская икона в XVIII–XIX веках многократно повторялась в списках, как точных (в том числе с повторением размеров), так и свободных, где произвольно менялся состав дополнительных святых или они отсутствовали вовсе. Эти списки широко расходились по всей России. Распространению московского варианта иконографии способствовали и гравированные листы, выполненные в XVIII веке с чудотворного образа.

Икона Натальи Алексеевны, напротив, не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и, наоборот, наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Откуда же и когда пришла в русскую иконописную практику иконография «Всех скорбящих Радости»? Это, конечно, произошло еще до прославления образа на Ордынке и было связано с мощным потоком хлынувших в Россию различных западноевропейских изобразительных источников. Особую роль в экспорте «латинских» богородичных иконографий играла Польша, ориентация на художественную культуру которой при царском дворе достигла апогея в годы правления царевны Софьи.

«Всех скорбящих Радость» - начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Не случайно его писал не иконописец, а живописец, работавший в европейской стилистике. Такому мастеру легче было воспроизвести западный образец, соблюдая и его нетрадиционную иконографию, и стиль. Есть упоминания о том, что иконы с тем же названием находились до 1688 года в храме подмосковного села Коломенское и Алексеевском монастыре в Арзамасе. Сохранилось даже краткое описание арзамасской иконы, по которому она реконструируется как изображение Богоматери с Младенцем и двумя ангелами по сторонам. Таким образом, икона Натальи Алексеевны, не имевшая изображения страждущих, была не одинока в этом иконографическом ряду. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов - это широко распространенное c. 25
c. 26
¦ в католическом мире изображение «Мадонны во славе» («Gloria»). По-видимому, первые русские образы «Всех скорбящих Радости» восходили именно к этому западноевропейскому типу и никаких страждущих, упоминаемых в названии иконы, на них не было.

На западное происхождение указывают и другие детали петербургской иконы. Так, четки у Богородицы и Младенца - непременная деталь изображения «Rosarium», или видения святого Доминика. Дева Мария явилась ему с Младенцем Христом на руках и вручила четки для чтения особого цикла богородичных молитв, так называемого «Розария». В польской традиции Богоматерь «Розариум» (или «Ружанцова») нередко изображалась без святого Доминика, причем четки порой держала не только Мария, но и Христос. Именно так они представлены на петербургской иконе «Всех скорбящих Радости». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее от нее, соответствуют тексту Апокалипсиса, в котором упомянута «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Апокалипсис 11–1). Начиная с XIV века изображения Девы Марии с Младенцем на руках или без него, стоящей на луне и окруженной сиянием, были широко распространены на Западе, откуда в XVII столетии пришли в Россию, дав начало нескольким богородичным иконографиям, в том числе - «Благодатному Небу» и «Солнечной».

После прославления в 1688 году образа Богоматери «Всех скорбящих Радости» эта иконография обогащается дополнительным изображением страждущих, которое быстро стало едва ли не обязательной ее чертой. К тому времени подобные изображения были хорошо разработаны в других богородичных иконографиях, откуда и перекочевали во «Всех скорбящих Радость». Одна из этих иконографий - Богоматерь «Живоносный источник», заново открытая в России в годы патриаршества Никона уже в развернутом греческом варианте композиционной схемы, включающей изображения всевозможных больных, старых, убогих и т. п. Другая иконография, также имевшая изображение страждущих, - «Образ умиления и посещения в беде страждущим». Этому типу довелось стать своеобразным двойником «Всех скорбящих Радости» и со временем раствориться в этой иконографии.

Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания - 1687 год. Основная черта этой композиции - изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26
c. 27
¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю - фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет.

Конечно, и эта иконографическая схема возникла не без западных влияний. Основой композиции стала Мадонна «Misericordia» («Милующая»), своеобразный западный аналог русского «Покрова Богородицы». В таких изображениях Мария представала с широко разведенными руками, простирая свой плащ над молящимися людьми. Именно эта схема была применена для изображения «Покрова Богородицы» в западных и южнорусских землях после вхождения их в состав России. По смыслу изображение Мадонны «Misericordia» полностью совпадает и со «Всех скорбящих Радостью», выражая заступничество Богородицы за всех страдающих людей, обращающихся к ней за помощью.

На рубеже XVII–XVIII веков в Поволжье особое распространение получили изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим». Там они встречаются не только в иконах, но и стенописях. Такой важный смысловой аспект этой композиции, как райский сад, в них постепенно утратился. Белый фон сменился на цветной, но фантастические цветы по сторонам фигуры Богородицы остались как напоминание о рае.

Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому - большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий.

Иконы такого типа в великом множестве писались в иконописных центрах по всей России. Неравнодушны к нему оказались и старообрядцы. Вообще остается загадкой, как иконография, сложившаяся после патриарха Никона и несущая в себе откровенное влияние «латинства», прижилась в старообрядческой среде. Тем не менее она пользовалась в ней большой популярностью, как в московском варианте, так и в типе «Умиления и посещения». К схеме «Мизерикордии» восходят многочисленные образы «Всех скорбящих Радости», писавшиеся в иконописных мастерских старообрядческого села Ветка в Белоруссии.

Нередко свиток в руке Богородицы заменяли на хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение». Часто повторяли такую заметную деталь, появившуюся еще у Семена Спиридонова Холмогорца, как белый плат на главе Богородицы. В XIX веке одна из подобных икон расхожего письма находилась в часовне при стеклянном заводе близ Санкт-Петербурга, где от нее произошло несколько чудес, прославивших этот образ по всей России. 23 июля 1888 года в часовню во время грозы ударила молния, и она загорелась. После того как пожар был потушен, заметили, что к иконе «Всех скорбящих Радости», упавшей из киота на рассыпавшиеся c. 27
c. 28
¦ из ящика денежные пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В 1890 и 1891 годах от иконы произошло два исцеления - 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

После посещения в 1893 году царской семьей часовни при стеклянном заводе началось строительство храма для вновь прославленного образа. Проект разработали А. И. фон Гоген и А. И. Иванов. Через пять лет строительство завершилось. В 1932 году Скорбященская церковь была разобрана, а образ перенесен в выстроенную по проекту архитектора Николая Львова Троицкую церковь (1785), более известную под названием «Кулич и пасха».

С иконы в конце XIX - начале XX века было создано множество списков, на которых обязательно писались имевшиеся на ней монетки. Иногда это были настоящие медные копейки, которые прикрепляли к изображению. Списки «с монетками» имели широкое хождение по всей России, особенно много их было в Петербургской губернии.

В начале XVIII столетия под именем «Умиления и посещения в беде страждущим» подразумевали, по-видимому, не только иконы типа «Мизерикордии», но вообще любое изображение Богоматери без Младенца, в окружении страждущих. Именно такое название имеет образ начала XVIII века, происходящий из церкви Архангела Михаила в Бронницах и написанный, видимо, царским изографом Тихоном Филатьевым (ЦМиАР). На этой иконе Богородица изображена не с опущенными, а молитвенно сложенными на груди руками. Ее фигура окружена клубящимися облаками и херувимами, парящими в золотистом сиянии. Богородица стоит на полумесяце, в руке жезл, а глава увенчана короной Царицы Небесной. Жест рук Богородицы говорит о том, что это изображение восходит к западному иконографическому типу «Непорочного зачатия Богородицы» («Imaculata»). Это символическое изображение Девы Марии сложилось в католической изобразительной традиции после Тридентского собора (1545–1563), где был выработан догмат, согласно которому Богородица была зачата непорочно. В западных изображениях на этот сюжет Мария, стоя на луне со скрещенными на груди руками, попирает крылатого змея, олицетворяющего первородный грех человечества. На c. 28
c. 29
¦ рубеже XVII–XVIII веков такая деталь как змей казалась, по-видимому, еще слишком смелой для русских иконописцев, но уже к середине XVIII столетия она прочно укоренится в некоторых ростовых иконографиях Богоматери.

Наряду с типами иконографии «Всех скорбящих Радости», о которых уже шла речь, в русской иконописи рубежа XVII–XVIII веков появился еще ряд ее вариантов. Они известны по иконам больших размеров, хранящимся сейчас в различных музейных и церковных собраниях. Все они были созданы мастерами иконописной мастерской Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Иконы схожи между собой по изображению страждущих в нижней части композиции, но различаются тем, как представлена Богородица. Нередко изображение на них дополняется виршами, прославляющими Богоматерь.

Некоторые из этих икон восходят к гравюрам московского гравера Леонтия Бунина, точно повторяя их в деталях. До нас дошли две гравюры Бунина, с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у нее жезл, а левой она поддерживает Младенца. На головах у них - короны, а в руке у Христа - держава. На второй гравюре Богоматерь изображена стоящей. Она поддерживает Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Этот жест рук восходит к древнему образу Богоматери «Salus populi Romani » из церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В русской иконописи рубежа XVII–XVIII века такое изображение в поясном варианте стало известно под названием «Богоматерь Римская».

В связи с чем были выполнены эти гравюры, давшие новые варианты иконографии «Всех скорбящих Радости», и не было ли их больше? Ведь сохранившиеся иконы «Всех скорбящих Радости» начала XVIII века, принадлежащие к иным типам, явно восходят к подобным графическим образцам. Имеющиеся скудные сведения позволяют предположить следующее (эти рассуждения, безусловно, носят характер гипотезы).

После прославления иконы в храме на Ордынке патриарх Адриан замыслил целый ряд деяний, призванных прославить этот образ. Как уже говорилось, были составлены Сказание об иконе, служба ей и отдельные молитвы. Очевидно, что предполагалось также написание Акафиста вновь прославленному образу. Более того, Акафист, вкупе со Сказанием и службой иконе, по-видимому, было задумано издать типографским способом, проиллюстрировав гравюрами Леонтия Бунина. c. 29
c. 30
¦ Издание это по неизвестным причинам тогда не было осуществлено (имеющийся сейчас Акафист Богоматери «Всех скорбящих Радости» был составлен и издан только в XIX веке). Но несколько гравюр Бунин выполнить успел.

Поскольку предполагался цикл иллюстраций, прославляющих чудотворный образ «Всех скорбящих Радости», то Бунин использовал в каждом листе особую композиционную схему в изображении Богоматери. В то же время это была единая серия, где изображение скорбящих присутствовало на каждой гравюре. Очевидно, что их было не две, а больше. Сохранившиеся иконы начала XVIII века, связанные с мастерами Оружейной палаты, дают возможность реконструировать не дошедшие до нас варианты этого гипотетического цикла.


Илл. с. 28.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец XVII - начало XVIII в. Школа Оружейной палаты. ЦМиАР. Тип тронной Богоматери, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Первая половина XVIII в. Частное собрание в Германии. Тип Богоматери Римской, повторяющий гравюру Леонтия Бунина.

Илл. с. 29.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец 1713 г. ЦАК МДА. Тип «Мизерикордии».

Илл. с. 30.
Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Середина XVIII в. Кострома. Ярославский художественный музей. Развернутый вариант типа «Мизерикордии».

Кроме Богоматери тронной и Римской, в него должен был войти лист с изображением «Мизерикордии», но не в варианте Семена Спиридонова Холмогорца, а в настоящей европейской редакции. Эта схема была воспроизведена на иконе 1713 года из Златоустовского монастыря в Москве (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Здесь нет изображения рая, зато Богородица накрывает скорбящих своим плащом.

Не исключено, что в цикле Бунина могло присутствовать изображение Богоматери типа «Мизерикордии», но с ангельскими крыльями. Сохранилась единственная такая икона - небольших размеров, отличающаяся большой тонкостью письма (в том же собрании). Написанная изографом Оружейной палаты, она, по-видимому, первоначально принадлежала одному из членов царской семьи. Гравюра с западным, по своему происхождению, изображением крылатой Богородицы в конце XVII века была издана в типографии Ильинского монастыря в Чернигове и, безусловно, могла быть известна в Москве. Эту схему дополнили страждущими, в результате чего получился еще один вариант «Всех скорбящих Радости».

В западной традиции Мадонна «Мизерикордия» имела и другие иконографические ответвления. Среди них - «Мадонна мореплавателей», также оставившая свой след в русских иконах «Всех скорбящих Радости». В «Мадонне мореплавателей» Мария покрывала своим плащом не только молящихся ей моряков, но и корабли, изображенные плывущими по морским волнам в нижней части композиции. Весьма вероятно, что в России мотив кораблика впервые появился тоже у Бунина. Во всяком случае, именно с начала XVIII века он приходит в иконографию «Всех скорбящих Радости». Помещали кораблик либо внизу, под фигурой Богоматери, либо сбоку от нее. Любопытно, что этот мотив постоянно присутствует в иконах «Всех скорбящих Радости» в тех городах, где жители были тесно связаны с путешествиями по воде, в частности, в Великом Устюге. В этом крупном купеческом городе изображение кораблика c. 30
c. 31
¦ появилось как раз в самом начале XVIII столетия, причем и в тех иконах, где Богоматерь представлена без Младенца, и в тех, где она держит его на руках.

Уже в начале XVIII века встречаются в целом очень редкие изображения, где Богородица изображена стоящей на радуге. Этот мотив присутствует в некоторых западных изображениях «Глории», в которых сияние вокруг Марии образует свернутая в кольцо радуга.

Еще один, очень своеобразный извод «Всех скорбящих Радости», появившийся в то время, известен по нескольким иконам, первая из которых, видимо, была написана мастером Оружейной палаты Алексеем Квашниным в 1707 году (ГТГ). Нижняя часть композиции достаточно традиционна для «Всех скорбящих Радости» - ангелы утешают страждущих, но в центре этой группы изображено здание, вероятно, храм итальянизирующих архитектурных форм. Фигура Богоматери здесь не выделена композиционно. Она изображена в верхней части иконы, как бы обращающейся к восседающему на престоле Христу. Вокруг них представлены силы небесные. Между горним и дольним мирами мастер поместил символическое изображение неба со звездами и планетами на своих орбитах. Это так называемые «беги небесные» - любимая тема росписей потолков в покоях царских дворцов. Среди звезд и планет изображено множество ангелов, слетающих вниз на помощь страждущим людям.

Этот оригинальный и сложный по композиции образ несколько раз повторялся в иконах в начале XVIII века, причем как с «бегами небесными», так и без них. Очевидно, похожая композиция была сначала использована в одной из гравюр, с которой, собственно, и была написана первая икона. Трудно сказать, каким конкретным изобразительным источником воспользовался русский мастер при создании этого извода. Их, очевидно, было несколько, и все они были тоже западного происхождения. Интересно проследить эволюцию форм храма от иконы к иконе. Если у Квашнина это c. 31
c. 32
¦ здание - европейских ренессансных форм, то в последующих иконах оно эволюционирует через античные руины (очевидно, символ храма Соломона) к типичному украинскому фасаду храма конца XVII - начала XVIII века, напоминающему перестроенный к тому времени Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Основная смысловая часть композиции иконы - восходящая на небеса Богоматерь. Такое восхождение на небеса в близкой иконографической схеме использовалось в русской иконописи в иллюстрации Слова об Успении Богоматери и прямо восходило к гравюре голландца Иеронима Вирикса. Вероятно, эта гравюра и была трансформирована применительно к иной теме: Богородица восходит на небеса к своему сыну, которого молит помиловать страждущих на земле.

Все эти многочисленные оригинальные варианты, возникшие в русской иконописи в начале XVIII века под общим названием «Всех скорбящих Радость», в большинстве своем не получили широкого распространения. Лишь некоторые из них дали довольно продолжительную иконографическую традицию, в том числе «Мизерикордия» европейского типа. На протяжении XVIII–XIX веков встречаются и образы с Богоматерью, восседающей на престоле. Остальные изводы, зародившиеся при царском дворе после прославления чудотворной иконы, встречаются лишь в единичных памятниках.

Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, в Новое время оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим». В то же время в иконе, ориентированной на живописную стилистику, напротив, возникают совершенно новые изобразительные схемы, лишь отчасти связанные со старыми изводами. Изображение страждущих в них может сильно варьироваться по численности персонажей, с тяготением к их сокращению. Поза и жесты Богородицы и Младенца обычно свободны от каких-либо жестких схем, поэтому живописные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости» практически невозможно классифицировать с точки зрения устойчивой иконографии. Зато они весьма зависимы от господствующего стиля. Если во второй половине XVIII века это - барочные иконы, то в XIX веке они писались в духе академической живописи, а на рубеже столетий - в неорусском стиле.

В то же время в традиционной иконе утрачивались важные иконографические особенности первообразцов. Уже в московском чудотворном образе Богоматерь была изображена с приложенной к груди, а не опущенной рукой (на петербургском чудотворном образе она, как мы помним, держала в ней четки). Но порой жест опущенной руки встречается и позднее, причем, чтобы оправдать его, в ладонь Богородицы вкладывали свиток.

То, что Богоматерь «Всех скорбящих Радость» в типе, восходящем к «Мизерикордии», по композиции и смыслу была очень близка иконографии Покрова Богородицы, стало причиной появления своеобразных иконографических гибридов. Богородицу, например, могли c. 32
c. 33
¦ написать с покрывалом в разведенных руках, как в Покрове, но внизу изобразить страждущих, как во «Всех скорбящих Радости».

Постоянному дроблению и расщеплению иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом способствовало то обстоятельство, что образ был чрезвычайно популярным, - по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием. Каждый из них рождал собственную иконографическую традицию, будучи повторенным в списках, которые, в свою очередь, также могли отличаться от оригинала деталями. К сожалению, в большинстве случаев у нас нет сведений о том, как выглядели разбросанные по многочисленным российским храмам чудотворные иконы «Всех скорбящих Радости». Сохранилось изображение лишь малой их части. А между тем знание композиционных особенностей чтимых икон могло бы стать сегодня хорошей базой для атрибуции множества памятников этой иконографии.

Упомянем о некоторых иконах «Всех скорбящих Радости», некогда почитавшихся в России, - тех, чьи иконографические особенности нам отчасти известны.

Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца в типе «Мизерикордии». В их числе - икона из Воскресенской церкви в Тобольске (XVIII век), списки с которой находились во всех тобольских храмах; образ из села Осипово Ярославской губернии (XVIII век), поля которого были украшены необычным орнаментом; икона в Троицком Ахтырском монастыре Харьковской губернии (XVIII век). Любопытной особенностью такого образа из церкви Варлаама Хутынского в Пскове (до 1763 года) было изображение цветущей ветви в левой руке Богородицы, позаимствованной из иконографии «Неувядаемый Цвет», а на иконе из Воскресенского собора в Вологде (середина XVIII века) в левой руке она держит хоругвь (икона сохранилась). Редкой особенностью вологодской иконы было изображение над Богоматерью образа Нерукотворного Спаса - вместо Саваофа или Новозаветной Троицы. Легко узнаваемыми индивидуальными особенностями обладала икона этого типа из Сретенской церкви в Киеве: страждущие на ней изображены строго по сторонам Богоматери в три ряда, икона имела скругленный верх, а также изображения дополнительных святых - Кирика и Улиты, очевидно, соименных заказчикам образа. К типу «Мизерикордии» относилась и выполненная в академическом стиле икона в селе Старь Орловской губернии, которой со временем добавили изображение Младенца по типу Знамения. Икона эта сама была списком с чудотворного образа из села Людинова Калужской губернии.

Второй широко распространенный тип - это изображения Богоматери с Младенцем, восходящие к чудотворному образу. В этой группе выделяются точные списки с московского образа, такие, как иконы из кафедрального собора в Тамбове, Богоявленского собора в Елохове (сохранилась), в селе Вердеревщина Тамбовской губернии (1824), Введенской церкви в Воронеже, Успенского собора в Полтаве. Последняя икона была c. 33
c. 34
¦ одним из многочисленных списков, созданных в 1888 году в Москве в связи с празднованием 200-летия прославления иконы. Вообще, по-видимому, многие иконы «Всех скорбящих Радости» пользовались на местах почитанием только в силу того, что были точными списками московской. Среди них и ранние - икона из Благовещенского монастыря в Нежине, подаренная ему в 1716 году Стефаном Яворским, и образ в Вознесенском монастыре Московского Кремля (1732). Кремлевская икона, в отличие от образа из храма на Ордынке, имела изображение не шести, а двенадцати групп страждущих.

Вольной интерпретацией московской иконографии были чтимые иконы из Богословской церкви в Воронеже, тюремной церкви в Вологде (XVIII век), а также икона из села Майкор Пермской губернии. Особенность этой иконы - изображение под ногами Богоматери радуги, обращенной концами вверх. Майкорский образ был написан в 1823 году, но, несомненно, восходил к более древнему образцу. Нечто подобное на большой доске раннего XVIII века, но под ужасающей записью XX столетия, автору статьи довелось увидеть в тех же краях - в Богословской церкви в Чердыни Пермской области.

У петербургской иконы «с монетками» тоже были чтимые списки. Такой образ был в селе Рохлино Смоленской губернии.

В XIX веке иконам, исполненным в академическом стиле, название «Всех скорбящих Радости» нередко присваивалось произвольно. Под этим названием известна, в частности, икона из Успенского Драндского монастыря близ Сухуми, найденная при возобновлении обители в 1885 году. Богоматерь была на ней изображена в облаках без Младенца, без страждущих, с двумя ангелами по сторонам. Первоначально ее не относили к типу «Всех скорбящих Радости», это имя она обрела с легкой руки авторов изданий, посвященных чудотворным иконам Богоматери.

Перечисленными нами образами далеко не исчерпывается число почитавшихся в России икон Богоматери «Всех скорбящих Радости». Этот список можно продолжать еще долго, но сказать что-либо о том, как они выглядели, мы, к сожалению, не можем.

Таким образом, нельзя не признать, что иконография «Всех скорбящих Радости» была своеобразной творческой лабораторией по восприятию и адаптации западноевропейских новшеств на русской почве. Этот тип формировался под влиянием нескольких «латинских» иконографий, которые параллельно могли порождать и другие изводы, существовавшие в России под собственным названием и более устойчивые композиционно. Всеядность этой иконографии, обусловленная, по-видимому, конкретными историческими обстоятельствами, связанными с несостоявшимся изданием Акафиста иконе, стала причиной того, что процесс формирования нового извода так и не был логически завершен. Это иконографическое древо дало множество разнообразных побегов, существующих под единым названием «Всех скорбящих Радости». c. 34
¦


ТОМСК, 14 апр - РИА Новости. Историю Героя Советского Союза Марии Октябрьской, которая во время войны сумела купить танк и отправилась на нем из Томска на фронт, чтобы отомстить за гибель мужа, знает каждый ученик и выпускник томской гимназии №24, получившей имя легендарной женщины.

Школе присуждали это имя дважды: в советское время, но затем, после присвоения статуса гимназии, оно было утрачено и лишь в марте этого года присвоено вновь. Тем не менее, с 70-го года здесь действует музей, а несколькими годами ранее у крыльца школы был поставлен памятник, деньги на который заработали дети. Подробности жизни женщины-танкистки можно узнать и в краеведческом музее. Но школьный музей 24-ой томской гимназии считается одним из лучших в области.

По мнению самих школьников, занимающихся сегодня в музейном кружке, поступок Марии Октябрьской потрясает. Жена военного, которая не захотела отсиживаться в эвакуации в Томске, и после того, как получила похоронку на мужа, пошла сама на фронт. Ее танк "Боевая подруга" был подбит в Витебской области, сама Мария от полученных ран умерла в госпитале еще до окончания войны.

"Мы делаем свой, пусть и небольшой, вклад в историю... Изучаем материалы, рассказываем другим ученикам, кто такая была Мария Октябрьская. В прошлом году мы ездили в Смоленскую область, по местам боевой славы женщины-танкиста. Узнали много нового", - рассказывает одна из учениц школы.

Командирская жена

Мария Октябрьская (в девичестве Гарагуля) родилась в Крыму, в многодетной крестьянской семье. По окончании шести классов Мария работала сначала на консервном заводе, затем на телефонной станции. В 1925 году в Симферополе она познакомилась с курсантом кавалерийской школы Ильей Рядненко. Через несколько месяцев они поженились, при регистрации брака взяли себе фамилию Октябрьские.

"Она очень любила своего мужа и была человеком, который действительно встретил свою половинку. Как жена военного она ездила по всем военным городкам, и в Крыму, и в Молдавии. Приезжая в воинские части, она организовывала художественную самодеятельность, курсы вышивки - она была удивительной рукодельницей. В Томском областном краеведческом музее хранится ковер, вышитый руками Марии Васильевны", - рассказывает заместитель директора Томского областного краеведческого музея Светлана Зоркольцева.

Мария хотела полностью соответствовать мужу: научилась водить автомобиль, неплохо стреляла из винтовки, пулемета, метала гранаты. Получила знак "Ворошиловский стрелок".

При этом оставалась очаровательной женщиной. С довоенных фотографий на нас смотрит красивая женщина, одета по последней моде тех лет.

Муж Марии Васильевны перед войной служил в Кишиневе. Именно там и застала война семью Октябрьских.

Вышивала салфетки, чтобы... купить танк

Илья Октябрьский с первых дней был командирован в Москву на курсы и оттуда сразу попал на фронт. Мария Васильевна с сестрой была эвакуирована в Сибирь. Больше они не виделись.

В конце лета 1941 года пришла похоронка: "Полковой комиссар 206-ой стрелковой дивизии Илья Федотович Октябрьский пал смертью храбрых под Киевом 9 августа 1941 года".

Смерть мужа подкосила, но не сломала сильную духом женщину. На съезде женщин в Новосибирске, куда Октябрьская поехала делегатом от Томска, она познакомилась с матерями и женами тех, кто погиб на фронте. Они рассказали как осваивают тяжелые мужские профессии, как справляются со своим горем. Именно там, на съезде Мария Васильевна принимает решение - ее место в рядах защитников Родины.

Сначала Мария обратилась в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Несколько раз ей отказывали: из-за перенесенной болезни (в молодости у нее был туберкулез) и возраста (на тот момент ей было почти 40 лет).

Тогда Октябрьская избрала иной путь, она решила купить танк.

"В течение нескольких дней ее сестра торговала на рынках Томска, распродавая все имущество Октябрьских, которое удалось вывезти в эвакуацию. Платья, чулки, посуду. Но денег не хватало. Мария Васильевна стала зарабатывать вышивкой", - рассказывает Светлана Зоркольцева.

Долгие месяцы она просиживала над салфетками, скатертями и платками. Наконец, нужная сумма - а это 50 тысяч рублей - была собрана. Деньги на тот момент действительно огромные. При условии, что зарплата рабочего на заводе - около 200 рублей в месяц, а ведро картошки стоило 400 рублей.

Собрав нужную сумму, она внесла ее Госбанк, и отправила телеграмму Сталину: "В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои сбережения - 50 тысяч рублей. Танк прошу назвать "Боевая подруга" и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь Ворошиловским стрелком..."

Вскоре был получен короткий ответ: "Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Иосиф Сталин".

Смертельное ранение

Мария Октябрьская направляется в Омское танковое училище. Все экзамены она сдала на "отлично" и получила свидетельство механика-водителя. На Урале, прямо с заводского конвейера, рабочие вручили ей танк, на броне которого было выведено "Боевая подруга".

Экипаж танка в составе командира - младшего лейтенанта Петра Чеботько, башенного стрелка - сержанта Геннадия Ясько, стрелка-радиста - Михаила Галкина и водителя-механика - сержанта Марии Октябрьской, был зачислен состав 26-ой Ельнинской гвардейской танковой бригады Западного фронта.

Боевое крещение Мария Васильевна приняла неподалеку от могилы мужа. В первом же бою она убедилась в отличных качествах своей машины. Командир батальона поблагодарил по радио экипаж "Боевой подруги", поздравил их с успешным выполнением боевой задачи.

В средине января 1944 года состоялся бой в районе совхоза Крынка Витебской области. Мария Васильевна на своем танке прорвала оборону противника, но танк был подбит. Под шквальным огнем противника, будучи раненой, она смогла отремонтировать танк и вернуться в часть.

На самолете Марию Васильевну доставили в Смоленск, где хирург осмотрел рану. Сделать что-либо было трудно: осколок, пробив глаз, коснулся большого полушария мозга.

"Большая потеря крови. Общее состояние слабое", - отметила в карточке медицинская сестра. После операции Марию Васильевну перенесли в палату.

16 февраля 1944 года проведать Октябрьскую пришли все члены экипажа ее танка, а вместе с ними начальник политотдела бригады гвардии полковник Николай Гетман, который вручил Марии Васильевне орден Отечественной войны I степени.

Состояние здоровья Октябрьской резко ухудшилось, все чаще наступали провалы в памяти, сильная головная боль, жар, бред. На рассвете, 15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская умерла. Похоронили ее в Смоленском кремле, на Кутузовском кладбище, рядом с героями Отечественной войны 1812 года.

Боевая подруга "дожила" до Победы

Название сгоревшей "тридцатьчетверки" - "Боевая подруга" - впоследствии унаследовала другая машина, затем третья, четвертая. Таким образом это имя, напоминающее о гвардии сержанте Марии Октябрьской, дожило до Победы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года гвардии сержанту Октябрьской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Занесена в списки части.

В школьном музее бережно хранятся реликвии, связанные с этой легендарной женщиной.

"Две даты - 65 лет Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и 40 лет нашему музею - переплетаются очень тесно", - рассказывает завуч томской гимназии Наталья Прохорова.

По ее словам, ученики уже десять лет участвуют в городской программе "Память", в прошлом году они ездили в Смоленск (к месту захоронения Октябрьской).

"Там люди, на самом деле, мало знали об Октябрьской. И все, что им рассказали наши дети, вызывало у них искренне удивление и восхищение. В нашей школе на свой первый классный час первоклашки приходят в музей, где им рассказывают, почему гимназия, в которой они учатся, носит имя этой великой женщины", - отмечает педагог.

Принадлежность СССР СССР Род войск бронетанковые и механизированные войска Годы службы 1943-1944 Звание Часть 26-я гвардейская танковая бригада
2-го гвардейского танкового корпуса Сражения/войны Великая Отечественная война Награды и премии Мария Васильевна Октябрьская на Викискладе

Биография

Ранние годы

Детские и юношеские годы Марии прошли в Севастополе . В 1921 году она переехала сначала в Джанкой , где окончила 6 классов, а затем в Симферополь .

Работала на консервном заводе в Симферополе , телефонисткой на городской телефонной станции. В 1925 году вышла замуж за курсанта кавалерийской школы Илью Федотовича Рядненко, супруги взяли фамилию Октябрьские. В связи с изменением места службы мужа переезжала в разные населённые пункты Украины. Вела активную общественную работу, избиралась в женские советы частей, окончила курсы медицинской помощи, шофёров, освоила стрельбу из пулемёта . Среди жён командного состава славилась изысканным вкусом в одежде, убранстве жилища, была искусной рукодельницей .

Начало Великой Отечественной войны

На следующий день после начала войны , 23 июня 1941 года , М. В. Октябрьская вместе с сестрой и другими членами семей красных командиров была отправлена в эвакуацию и в августе прибыла в Томск , где работала телефонисткой в эвакуированном из Ленинграда артиллерийском училище .

Тогда она решила пойти другим путём. В то время в СССР шёл сбор народных средств в фонд обороны. Продав вместе с сестрой все вещи и ценности и несколько месяцев занимаясь вышиванием, она внесла 50 тысяч рублей на строительство танка Т-34 . После чего направила в Кремль следующую телеграмму :

Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.

Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения - 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины.

ОКТЯБРЬСКАЯ Мария Васильевна.
г. Томск , Белинского , 31

Последний бой

2 августа 1944 года М. В. Октябрьской было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) . В заключении наградного листа, подписанного командиром 26-й гвардейской танковой бригады гвардии полковником С. К. Нестеровым , отмечалось: «В период боевых операций и в период формирования бригады тов. Октябрьская с любовью заботливо относилась к боевой машине. Её танк не имел вынужденных остановок и поломок. Тов. Октябрьская на приобретённом ею танке за наличный расчёт отомстила фашистам за смерть своего мужа. Тов. Октябрьская - смелый, бесстрашный воин» .

Семья

Отец и мать Марии Октябрьской умерли рано,младший брат был раскулачен и сослан в 1930-х годах на Урал , проживал в посёлке Баяновка Свердловской области . Забота о братьях и сестрах легла на Марию. Всего в семье украинского крестьянина было 10 детей, жили бедно . Младший брат - Гарагуля Ефрем Васильевич (1912-1997) , младшая сестра - Щёлкова Евдокия Яковлевна [значимость? ] .

Со своим мужем Ильей Фёдоровичем Рядненко (1900-1941) Мария познакомилась в Симферополе, в 1925 году они поженились, взяв фамилию Октябрьских. И. Ф. Октябрьский - участник советско-финской войны (1939-1940), присоединения Бессарабии и Северной Буковины к СССР (1940) и Великой Отечественной войны , полковой комиссар, военком 206-й стрелковой дивизии . Погиб в бою 9 августа 1941 года под Киевом в районе дачи Совнаркома (вблизи станции Киев-Волынский) .

Двоюродный внук - Сергей Александрович Серов, автор биографии М. В. Октябрьской на сайте «Герои страны » .

Награды и звания

Память

Внешние изображения
Надгробная плита у крепостной стены в Сквере памяти Героев в Смоленске.
Памятная доска на улице Марии Октябрьской в Смоленске.

Имя Марии Васильевны Октябрьской носит Томская гимназия № 24 (улица Белозерская , д. 12/1). Перед входом в гимназию ей сооружён памятник, выполненный скульптором Сергеем Данилиным, а в музее школы хранятся немногочисленные реликвии и материалы об отважной женщине . Текст на мемориальной доске гласит: «На этом месте стоял дом, в котором в 1941-1943 годах жила Мария Октябрьская - Герой Советского Союза, сержант, механик-водитель танка „Боевая подруга“, построенного на её личные сбережения. Погибла в боях за Родину в 1944 году» .

В марте - в традиционном для России «женском» месяце - в музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34» проводится ежегодная мини-выставка «Женщины и танки», часть экспозиции которой посвящена М. В. Октябрьской . Украинский скульптор Оксана Супрун создала скульптурный портрет Октябрьской . Название «Боевая подруга» носит женский ансамбль ветеранов Великой Отечественной войны города Смоленска .

Танк «Боевая подруга»

Внешние изображения
Фотокорреспондент ТАСС Е. А. Халдей (в центре) у Бранденбургских ворот (Берлин). На заднем плане ИС-2 7-й гвардейской танковой бригады - один из трёх (№№ 414, 432, 434 «Боевая подруга») (неопр.) .
«Боевая подруга» № 434 (неопр.) .
«Боевая подруга» № 414 (неопр.) .
Передача танка «Боевая подруга» (2-й) танкистам 93-й тбр. Зима 1944 года (неопр.) .

Танк «Боевая подруга» со своей бригадой дошёл до Кёнигсберга . Танки с этим именем подбивали три раза, но танкисты присваивали имя «Боевая подруга» новым танкам в память о своей «маме», как они называли Марию Октябрьскую. Второй танк после освобождения Минска был сдан в ремонт, была получена новая машина, которая также получила название «Боевая подруга». Третья машина погибла под прусским городом Гумбинен . Четвёртая машина «Боевая подруга» и её экипаж во главе П. И. Чеботько закончили боевой путь под Кёнигсбергом .

Кроме того, существовали и другие танки с таким именем. Так, женский коллектив Свердловского хлебомакаронного комбината на свои сбережения купил танк Т-34 , также назвав его «Боевая подруга». Женщины вручали свой танк прямо на заводском дворе лейтенанту К. И. Байде (93-я танковая бригада) со словами: «Бейте ненавистного врага». Танк участвовал во многих боях, пока осенью 1943 года не сгорел в Курской битве . Однако экипаж остался жив, и работницы комбината снова собрали деньги и купили новый танк. Снова назвали его «Боевая подруга» и передали его командиру экипажа К. И. Байда, который прошёл с боями всю правобережную Украину. Так, 20-21 июля 1944 года в боях за город Львов его экипаж уничтожил 11 танков и до двух батальонов пехоты противника. 30 июля 1944 года танк был подбит у села Лютовиско в Карпатах , командир танка К. И. Байда погиб . В послевоенные годы в 68-м гвардейском танковом полку традиция называть танки именем «Боевая подруга» продолжилась .


Другие женщины-танкисты

Гвардии сержант М. В. Октябрьская - не единственная в России женщина-танкист, участник Великой Отечественной войны . Например, в Москве известна фронтовичка-танкист полковник Людмила Ивановна Калинина , в Самаре тоже есть своя женщина-танкист - это механик-водитель Т-34 Александра Митрофановна Ращупкина . Всего в танковых войсках было менее 20 женщин-танкистов, участников Великой Отечественной войны. Окончивших же танковые училища женщин было всего три. Бывшая санинструктор И. Н. Левченко - в 1943 году окончила ускоренный курс Сталинградского танкового училища и служила офицером связи 41-й гвардейской танковой бригады, командовала группой лёгких танков Т-60 . Младший техник-лейтенант А. Л. Бойко (Моришева) - в 1943 году окончила Челябинское танковое училище и воевала на тяжёлом танке ИС-2 . Дочь С. М. Кирова гвардии капитан Е. С. Кострикова после окончания Казанского танкового училища командовала танковым взводом, а в конце войны - танковой ротой .

См. также: Женщины-танкисты

Примечания

  1. Ныне Красногвардейский район Крыма .
  2. Информация из донесения о безвозвратных потерях в электронном банке документов ОБД «Мемориал» ..
  3. Павлов М. Танкист по имени Мария (неопр.) . Газета “Запад-Восток” (7 мая 2007). Проверено 11 июня 2014.
  4. Октябрьская Мария Васильевна (неопр.) . Герои страны. Проверено 24 января 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  5. Бортаковский Т. В. Октябрьская Мария Васильевна (неопр.) . Культурное наследие земли Смоленской (2005). Проверено 11 июня 2014.
  6. Н. М. Дмитриенко (ред.). Томск от А до Я: краткая энциклопедия города. - Томск: Издательство НТЛ, 2004. - 440 с. - 3000 экз. - ISBN 5-89503-211-7 .
  7. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , д. 3838 , л. 52 ).
  8. Газета «Красное знамя» от 5 марта 1943 года.

Герой Советского Союза Октябрьская Мария Васильевна обессмертила свое имя несколькими подвигами во время Великой Отечественной войны. Она стала механиком-водителем танка Т-34, собранного на ее деньги и названного «Боевой подругой». Образ Марии Октябрьской остается одним из самых знаменитых в череде имен героев и героинь времен войны против нацистов.

Ранние годы

Родилась Октябрьская Мария Васильевна 16 августа 1905 года в Крыму. Ее родители были крестьянами. В 30-е их раскулачили и отправили на Урал. Мария осталась в Крыму. Жила и работа в Симферополе. Была телефонистской на городской станции.

В 1925 году девушка вышла замуж за курсанта-кавалериста Илью Рядненко. В ЗАГСе супруги решили взять новую фамилию Октябрьские в честь Социалистической Революции. Муж был военным, а это означало, что семье нужно было регулярно менять адрес проживания - вместе с частями, где проходила служба.

Октябрьская Мария Васильевна старалась не отставать от своего супруга. Она была членом женских советов военных частей. Кроме того, девушка научилась оказывать медицинскую помощь, пройдя соответствующие курсы. Мария также стала шофером и пулеметчицей. В 1940 году Советский Союз присоединил Бессарабию. После этого семья Октябрьских переехала в Кишинев, где дислоцировался полк мужа.

В эвакуации

А следующим летом началась Великая Отечественная война. Вермахт без предупреждения вторгся в Советский Союз, надеясь застать неприятеля врасплох, и к осени оказаться в Москве. В СССР началась спешная мобилизация всех способных держать оружие.

Муж Марии Октябрьской, как кадровый военный, оказался на фронте в первые же дни конфликта. Его супруга вместе со своей сестрой оказалась в эвакуации в Томске. В этом сибирском городе Октябрьская Мария Васильевна по старой привычке работала телефонистской в артиллерийском училище, которое переехало в тыл из Ленинграда.

Гибель мужа

Илья Октябрьский погиб на фронте 9 августа 1941 года. Жене пришла похоронка, в которой сообщалось, что ее супруг попал под пулеметную очередь в бою недалеко от Киева. Новость была ошеломляющей, но неудивительной. Красная Армия всю войну несла огромные потери, а в первые месяцы немецкого наступления эти цифры были особенно высоки.

Весь 1941 год тыловые военкоматы были полны людьми, желавшими попасть на фронт. Оказалась среди них и Мария Октябрьская. (награда была приписана ей посмертно) хотела как можно быстрее отправиться в бой. Однако военкомат отказал женщине. Ей было 35 лет, и до этого она перенесла туберкулез. Казалось, что оказаться на фронте Октябрьской уже не суждено. Однако Мария решилась на самые удивительные меры, лишь бы только попасть в армию.

«Боевая подруга»

Октябрьская вместе со своей сестрой продала все свое имущество. Кроме того, она еще несколько месяцев дополнительно проработала швеей. Все это было необходимо для того, чтобы набрать сумму, достаточную на сбор нового танка. С началом войны в Советском Союзе был открыт фонд обороны, куда шли народные пожертвования. Средства, собранные таким способом, шли на новую технику армии.

Так в фонде оказались 50 тысяч рублей, которые единолично внесла Октябрьская Мария Васильевна. Биография этой женщины являет собой пример множества самоотверженных поступков ради спасения Родины.

Однако внести деньги в фонд обороны было еще недостаточно, чтобы оказаться в бою. Мария написала телеграмму в Кремль на имя Сталина. В своем послании женщина рассказала о гибели мужа и желании мстить нацистам. Она попросила главнокомандующего назвать собранный на ее деньги танк «Боевой подругой». Также Октябрьская обратилась с просьбой предоставить ей место водителя в этой боевой машине. Сталин ответил на удивительную телеграмму женщины, рвавшейся из тыла на фронт, и дал свое согласие.

На фронте

В мае 1943 года в Омское танковое училище поступили новые курсанты, которым суждено было стать частью танковых экипажей. Была среди них и Октябрьская Мария Васильевна. Награды и слава первой женщины-танкиста (случай действительно был уникальным) ее не интересовали. Все, чего хотела женщина, это помочь родной стране в ее борьбе против немецких агрессоров.

Обучение продолжалась несколько месяцев. В октябре 1943 года Мария наконец попала на Западный фронт, где шли самые ожесточенные бои. Она участвовала в нескольких наступательных операциях Красной армии. В это время Советский Союз уже перехватил стратегическую инициативу у Вермахта. Один за другим освобождались города, занятые в ходе немецкого блицкрига.

18 ноября красноармейцы наблюдали по-настоящему героический подвиг М. В. Октябрьской. Она на своем танке ворвалась в оборонительные ряды немецких частей. Стрельбой была уничтожена вражеская пушка и еще около 50 солдат Третьего рейха. «Боевая подруга» была подбита. Октябрьская получила ранение, однако оставалась в своей машине и еще два дня отражала вражеские атаки до тех пор, пока ее танк не эвакуировали.

Благодаря подвигу Октябрьской и ее экипажа был уничтожен целый немецкий взвод. Это случилось в бою в Витебской области Белоруссии. Героиня отправилась на лечение в медсанвзвод, а ее поступок ставили в пример всем однополчанам.

Последний подвиг

Уже через несколько недель Октябрьская вернулась в строй. 18 января 1944 года она вступила в свой последний бой. «Боевая подруга» раздавила три немецкие пулеметные точки. Под колесами танка погибло около двадцати солдат Вермахта. По машине был открыт интенсивный огонь. Вражеский снаряд попал в танк и значительно его повредил.

Октябрьская принялась устранять поломку. В это время поблизости разорвалась мина, осколок которой попал Марии в глаз. Она была тяжело ранена и эвакуирована с поля боя. В танкистке сделали сложную операцию. Однако ее состояние оставалось тяжелым. Тогда Октябрьскую отправили в Смоленск, где врачи планировали продолжить лечение. Тем временем 28 января 1944 года женщина получила второй степени, а позже ту же награду первой степени.

Смерть и память

Осколок задел мозг. Из-за этой тяжелой травмы Октябрьская не могла оправиться даже в госпитале. Врачи оказались бессильны. 15 марта 1944 года знаменитая танкистка скончалась в Смоленске. Женщину похоронили в местном Сквере памяти героев.

Уже после смерти власти сделали все, чтобы соотечественники не забыли о таком выдающемся солдате, как Октябрьская Мария Васильевна. Герой Советского Союза - именно такое звание она получила посмертно 2 августа 1944 года. Сегодня именем танкистки названы улицы во многих российских городах.