Психологическое консультирование рассматривается как. Психологическое консультирование. Задача психологического консультирования

  • 1.1.2. Поведенческое направление
  • 1.1.2.1. Необихевиоризм
  • 1.1.2.2. Когнитивный подход
  • Когнитивная терапия а. Бека
  • Рационально-эмоциональная терапия а. Эллиса
  • 1.1.3. Гуманистическое направление
  • Клиент-центрированная терапия к. Роджерса
  • 1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования
  • 1.2.1. Психотерапия
  • 1.2.2. Психотерапевтическое вмешательство
  • 1.2.3. Психологическая коррекция
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.
  • 1.2.5. Интеграция в консультировании и психотерапии
  • Глава 2. Теория консультирования
  • 2.1. Философия консультирования
  • 2.1.1. Безусловное и безоценочное принятие клиента
  • 2.1.2. Дозированная эмпатия
  • 2.1.3. Жизненный опыт, жизненная философия и работа над собой
  • 2.1.4. Клиническое консультирование
  • 2.2. Методология консультирования
  • Принцип детерминизма применительно к природе человека
  • Уважение свободы личности
  • Принцип индивидуальности
  • 2.2.4. Целостность подхода
  • 2.3. Цели психологического консультирования
  • 2.3.1. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках когнитивного направления
  • 2.3.2. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках рационально-эмоционально-поведенческого направления психологического воздействия
  • 2.3.3. Цели и задачи психологического консультирования в отечественной психологии
  • 2.3.4. Ориентиры психологического консультирования
  • 2.3.5. Норма и патология
  • Глава 3. Практика консультирования
  • 3.1. Принципы психологического консультирования
  • 6). Включенность клиента в процесс консультирования
  • Условия проведения консультирования
  • 3.2. Модель консультативного интервью
  • 3.3. Клиент
  • 3.4. Консультант
  • Глава 4. Консультативная помощь родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (доу)
  • 4.1. Рекомендации по оказанию психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста
  • 4.2. Основные причины обращения родителей к психологу-консультанту
  • 4.2.1. Нарушения сна
  • 4.2.2. Плач
  • 4.2.3. Упрямство
  • 4.2.4. Детские страхи
  • 4.2.5. Локальные проблемы в умственном развитии
  • 4.2.6. Повышенная тревожность
  • 4.2.7. Сниженное настроение
  • 4.2.8. Гипертрофированная демонстративность
  • 4.2.9. Локальные поведенческие проблемы
  • 4.3. Рекомендации воспитателям детских образовательных учреждений по использованию игр для коррекции поведения
  • 4.3.1. Основные принципы игровой коррекции поведения
  • 4.3.2. Игровая коррекция страхов
  • Глава 5. Направления и тактика консультативной помощи людям с синдромом «эмоционального выгорания» (сэв)
  • 5.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
  • 5.2. Психологические модели «выгорания»
  • 5.3. Фазы и содержание синдрома «эмоционального выгорания»
  • 5.4. Профилактика и консультативная помощь при сэв
  • 5.5. Методы саморегуляции психических состояний
  • 5.6. Профилактика сэв
  • Глава 6. Дистантная форма оказания психологической помощи
  • 6.1. Телефоны экстренной психологической помощи («телефоны доверия»)
  • 6.1.1.Особенности психологического консультирования на «телефоне доверия»
  • 6.1.2. Основные нормы и требования при оказании экстренной психологической помощи
  • 6.1.3. Структура и классификации контингента лиц, обращающихся за психологической помощью
  • II. Эндогенные проблемы (человек сам с собой)
  • III. Непосредственное использование тд клиентом.
  • 6.1.4. Основные кризисные состояния в практике службы телефона доверия
  • Шкала выраженности психотравмирующих воздействий
  • 6.2. Методика работы. Правила и техника телефонного консультирования
  • 6.2.1. Основные правила проведения телефонной беседы
  • 6.2.2. Ролевые позиции консультанта телефона доверия
  • 6.2.3. Оформление результатов телефонной беседы
  • 6.3. Скриботерапия, как форма дистантного консультирования
  • 6.4. Суицидальное поведение в практике дистантного консультирования
  • 6.4.1. Суицид как форма девиантного поведения
  • 6.4.2. Самоубийство как проявление личностной дезадаптации
  • 6.4.3. Типологии суицидов
  • 6.4.4. Виды и стадии суицидального поведения
  • 6.4.5.Общие черты суицидентов
  • 6.4.6. Основные задачи и тактика телефонного консультанта в общении с абонентом-суицидентом
  • 6.5. Насилие в практике дистантного консультирования
  • 6.5.1. Виды насилия
  • 6.5.2. Помощь жертвам насилия, обращающимся на телефоны доверия
  • Приложения
  • Сравнительные особенности поведения во время консультации «успешного» и «неуспешного» психолога-консультанта
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с гиперактивными детьми
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с детьми, испытывающими страхи
  • Рекомендации воспитателям и родителям по рисованию детских страхов
  • Сократический диалог
  • Методики релаксации
  • «Пассивная мышечная релаксация»
  • Дыхательные упражнения
  • Психотерапия по электронной почте
  • Истории из практики службы телефона доверия Суицид
  • Физическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.

    Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Елизаров А.Н.).

    Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. При этом в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями. Эти лица становятся пациентами для консультанта, если они предъявляют проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1998), пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом и заключается основное отличие психологического консультирования от психотерапии.

    Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций (Немов, 1999). Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы, возможности и жизненный опыт. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом и заключается основная задача психологического консультирования, считает Немов (1999).

    Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.

    Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении В.Д.Менделевича. Под психологическим консультированием, пишет автор, подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич, 1998). Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В.Д., 1998).

    В качестве пациентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование в этом случае отличается нейтральной позицией консультанта. Широкий круг проблем, которые невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии, проблем, связанных с трудностями формирования, развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных взаимоотношений, социальными девиациями, возрастными кризисами, составляет в этой связи предмет психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

    Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины: 1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; 2) Консультирование помогает обучаться новому поведению; 3) Консультирование способствует развитию личности; 4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента; 5) Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии. К основным принципам этой философии относятся следующие три положения: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

    Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно, в соответствии с собственными ценностями и целями, потребностями и стремлениями, решать свои проблемы. В широком смысле, в консультировании принимается тезис о том, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение для кардинальных целей оказания психологической помощи таких ключевых психологических терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), о,кейность (Берн, Харрис).

    Существует точка зрения, в соответствии с которой психологическое консультирование проводится и в отношении соматически или психически больных. Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющими какие-либо психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с отдельными клиентами или с группами клиентов, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. При этом имеется в виду, что при наличии какого-либо психического расстройства личность, страдающая таким расстройством, может параллельно испытывать определенные психологические трудности, иметь определенные психологические проблемы, которые могут быть связаны или не связаны с сопутствующим психическим заболеванием. Консультирование адресуется не патопсихологической или психопатологической симптоматике, а личности, которая может иметь эту симптоматику. Цель консультирования в этом случае состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

    При этом психологическое воздействие, не затрагивая непосредственно патологический процесс, направлено на изменение психологических установок, отношения к заболеванию. По мнению Елизарова, спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Автор полагает, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения, в то время как термин «Психологическая коррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Елизаров А.Н. считает также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция – на решение внутренних проблем клиента.

    Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

    Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, преимущественная обращенность к проблемам психически здоровых людей . Психологическое консультирование, в частности, стало широко использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

      Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

      Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

      Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

      Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

      Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

      Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии (Елизаров А.Н.).

    Таким образом, в самом общем виде, выделяются следующие специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано преимущественно на клинически здоровую личность; в качестве консультируемых выступают лица, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также лица, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на убеждении в том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, чем на их прошлое; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимоотношениях личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание клиентам его ценностей; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:

        Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

        Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.

        Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

        Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

        Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

        Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя (Алешина Ю.Е.,1994).

    По определению Роберта Семеновича Немова психологическое консультирование – сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый человек физически и психически здоровый, в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

    Именно убежденность в том, что в каждом человеке заложен потенциал для решения его проблемы – фундамент психологического консультирования. Здесь в отличие от большинства рассмотренных выше подходов реализуется контакт не в формате “врач-пациент”, а в позициях “равный-равный” или “психолог-клиент”, и в этом заключается принципиальное отличие психологического консультирования.

    Предметное поле психологического консультирования очень широко. Психологическое консультирование рассматривается как:

    l совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);

    l отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;

    l профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера;

    l процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);

    l помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина );

    l восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова ).

    В таблице 1 представлены различия психологического консультирования и психотерапии по основным категориям.

    Таблица 1. Психотерапия и психологическое консультирование в сравнении



    Психотерапия Психологическое консультирование
    Ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека Ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его отношений с людьми, миром и собой
    Репертуар воздействий Отношения помощи, информирование, объяснение
    Акцент на изменении в личности Акцент на использовании имеющихся у клиента ресурсов
    Локус жалоб: жалобы на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, а также некоторые формы поведения Локус жалоб: подчеркивание негативной роли других людей в возникших неприятностях и проблемах
    Долгосрочное – десятки, сотни встреч Краткосрочное – от 5 до 15 встреч

    Основные приемы психологического консультирования: беседа, интервью, активное слушание, наблюдение, эмпатическое слушание и т.д.

    Различие используемых приемов объясняется различными существующими на сегодняшний теориями личности, которые лежат в основеметода , т.е. совокупности психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий.


    Глава 2. Психодинамические концепции

    Как было отмечено в главе 1, в основе концепций и методов психологического помощи лежат теории человеческой личности, предлагаемые на различных этапах развития психологической науки и практики. Любая теория - это некая модель человеческой личности, причем модель достаточно удачная, поскольку если она закрепилась в психологической науке, была подтверждена десятками лет практики, все это говорит о том, что сама жизнь доказала ее право на существование. Однако всегда следует помнить, что любая теория - это всего лишь модель, которая с определенной погрешностью, в определенном приближении пытается объяснить нам действительность, в данном случае – природу человеческой личности.

    Каждая теория выполняет 4 основные функции:

    1. Обобщает накопленную информацию

    2. Делает более понятными сложные явления, т.е. оформляет их форме модели

    3. Предсказывает последствия разных обстоятельств.

    Это очень важная отличительная особенность теории, поскольку научная теория, если она - действительно научная, обеспечивает повторяемость результатов. Если модель такую повторяемость может обеспечить и, исходя из предпосылок, предсказать с достаточно большой вероятностью ход развития событий, то данная модель может называться научной теорией.

    4. Способствует поиску новых фактов исходя из тех закономерностей, которые мы наблюдаем, и которые подтверждаются.

    Отчего же зависит выбор теоретической ориентации каждого специалиста? Конечно от личностных особенностей специалиста, от его взгляда на мир, от его личностной позиции, и от его ответов на 5 главных вопросов

    1. Что есть человек?

    2. Какие врожденные тенденции ему свойственны?

    3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или предопределен?

    4. Влияют ли на поведение человека наследственность и события прошлого?

    5. Существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

    Стоит напомнить, что для специалиста-психолога не имеет принципиального значения, какую психологическую ориентацию он выберет, опираясь на какие концепции личности будет работать, будет он психоаналитиком или логотерапевтом, так как любая выбранная теория разными путем приводит к одному и тому же результату – помощи клиенту. Решающее значение имеют два других фактора:

    1) зрелость личности консультанта (которой, во многом, способствует прохождение личной терапии и работа с супервизором)

    2) высокая профессиональная подготовка (которая складывается из теоретических знаний и из той практики, которую вы приобретаете разными способами).

    В последнее время большую популярность приобретает так называемое эклектичное консультирование, при котором специалисты интегрируют в своей практике подходы различных школ и концепций личности, что в конечном итоге, позволяет специалисту быть максимально конгруэнтным и дает высокий результат. Можно сказать, что профессиональная зрелость консультанта – это создание своего индивидуального стиля консультирования, то есть того эклектичного стиля работы, который в итоге приводит Вас к успешному результату во взаимодействии с клиентом.

    Для того чтобы расширить спектр своей консультативной деятельности, иметь возможность сочетать различные техники и методики, необходимо их более подробно изучить. В настоящей главе будут рассмотрены те теории, которые появились в мировой психологической практике в начале XX века, и начнем наше рассмотрение с психоаналитического подхода.


    1 вопрос

      • Что такое психологическое консультирование

    Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

    Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

    Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

    Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

    Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

    Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

    У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

    Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

    У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

      • Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

    Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

    Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

    Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

    душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

    Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым - это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

    Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

    2 вопрос

    §1 Особенности подросткового возраста

    Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

    В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

    В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

    Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

    В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне .

    Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

    Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

    Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

    Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

    Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды .

    Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

    Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста .

    В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

    Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

    Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Психологическое консультирование - это работа психолога со своим клиентом. Сегодня мы будем говорить с вами о том, в чем заключается его суть, какое оно бывает, чем отличается, какие задачи решает и как выглядит его структура.

    Если вы практикующий психолог или просто хотите узнать больше об этом, то вам не обойтись без книги Римантаса Кочюнаса «Психологическое консультирование. Учебное пособие ». Данная работа поможет понять как лучше войти в консультацию, наладить контакт с клиентом, структурировать и правильно выйти из консультации.

    Что такое психологическое консультирование

    Данный вид работы психолога и клиента является относительно молодой практикой. Появилось это направление в ответ на потребность психически здорового человека в помощи .

    Здесь мы говорим о людях, которые не могут самостоятельно справиться с такими проблемами, как трудности на работе, проблемы в личной жизни, конфликты с окружающими и так далее. Как вы можете заметить, речь идет о психически здоровых людях, которые столкнулись с проблемами в повседневной жизни.

    Определений термина «психологическое консультирование» на сегодняшний день существует большое количество, в зависимости от вида, особенностей работы и задач, которые ставит клиент. Я предлагаю остановиться на следующем определении: это профессиональная помощь специалиста человеку в разрешении нынешних проблем, содействие в , своих целей и выбор наилучшей тактики поведения для .

    Процесс консультации включает в себя несколько основ: специалист направляет человека, но не выбирает за него; происходит трансформация поведенческих моделей; данный процесс направлен на личностное развитие человека; клиент считается независимым, ответственным индивидуумом, который самостоятельно принимает решения и делает выбор.

    Таким образом, мы видим что подход консультанта к клиенту основывается на том, что каждая личность имеет право собственного выбора, каждый заслуживает доверия и уважения, человек сам несет за себя ответственность.

    Задача психологического консультирования

    Однозначно определить какая задача должна быть решена во время консультирования не вдаваясь в подробности сложно. Это зависит от целей самого человека и ориентированности специалиста.

    Есть несколько основных задач, которые в той или иной мере присутствуют в любом консультировании.

    1. Специалист помогает человеку сформировать такую тактику поведения, которая будет направлена на .
    2. Научить справляться с трудностями, которые могут встретиться в дальнейшем.
    3. Умение принимать эффективные решения (сюда входит анализ своих поступков, оценка последствий, риск при определенном выборе, грамотное , управление временными ресурсами и так далее).
    4. Развитие . Сюда входит и завязывание новых отношений, и поддержание уже имеющихся.
    5. Сегодня многие люди сталкиваются с проблемами в общении, поэтому задача консультанта научить человека бороться со своими и налаживать межличностные отношения.
    6. Специалист учит раскрывать весь потенциал и помогает с реализацией.

    Помимо этого, задача психолога может быть связана и с его направлением работы. Так например, психолог, работающий в психоаналитическом направлении, будет стремиться перевести бессознательный материл в сознательный. терапевт будет работать со свободой человека и его осознанием собственных .

    Более того, задача консультации зависит и оттого, с какой проблемой обратился клиент. Здесь мы сталкиваемся с возрастной терапией, например, работа с подростками. Или семейная психотерапия, задача которой - налаживание контакта между супругами и решение их межличностных проблем.

    Чаще всего специалист выбирает для себя определенное направление и работает именно в этой сфере. Психолог, который работает только с родителями и детьми. Или специалист, который занимается исключительно индивидуальным консультированием и не работает с группами.

    Другие предпочитают решать проблемы в сфере бизнеса. Карьерный рост, профессиональное ориентирование, налаживание атмосферы в коллективе. И у каждого направления существуют свои методы и техники работы с клиентами.

    Структура психологического консультирования

    Как и любой другой рабочий процесс, психологическая консультация имеет свою структуру и этапы. Нельзя утверждать, что каждая консультация будет проходить именно по такому сценарию, ведь все зависит от проблемы, с которой пришел человек, от методов и техник, с которыми предпочитает работать специалист, от самого процесса работы и так далее.

    Однако, мы можем выделить несколько стадий, которые входят в системную модель психологического консультирования.

    1. Знакомство. На этом этапе психолог узнает клиента и наоборот. Между ними развивается доверие и понимание. Именно в начале работы должен установиться контакт между специалистом и клиентом, иначе дальнейшая работа будет невозможна.
    2. Определение проблемы. Здесь консультант должен четко сформулировать проблемы, которые есть у клиента. Основная задача этого этапа - достичь одинакового понимания. И психолог и клиент должны четко понимать какие проблемы они будут пытаться решить.
    3. Возможные решения. В момент беседы консультант подсказывает и подталкивает человека к самостоятельному поиску решений. Задача психолога - побудить консультируемого самому называть варианты.
    4. Планирование. Данный этап предназначен для более детального анализа имеющихся вариантов решения проблемы. Здесь рассматривается предыдущий опыт человека, его стандартные модели поведения, которые мешают реализации желаемого. Кроме того, именно на этом этапе консультант помогает клиенту понять, что некоторые задачи не могут быть решены быстро и просто, требуют много времени и ресурсов.
    5. Реализация. В этот период специалист помогает клиенту выстраивать новое поведение. На этапе реализации для психолога крайне важно помочь человеку справиться с неудачей, если таковая последует. Специалисту важно показать, что мелкая неудача - это не повод все бросать. Нужно сконцентрироваться на конечной цели и продолжать действовать в рамках ее реализации.
    6. Рефлексия. На последнем этапе психолог и клиент оценивают проделанную работу, решена ли была задача и в какой мере, обобщаются результаты, делаются выводы. Клиент дает обратную связь психологу.

    Как показывает практика, никогда не может быть двух одинаковых консультаций. Даже если два человека придут со схожими задачами. Ведь проблема может только снаружи казаться одинаковой, а в своей основе иметь разные причины появления и как следствие, разные варианты решения.

    Поскольку часто путают такие понятия, как психологическое консультирование и психотерапия, то я бы хотела рассказать об отличиях.

    • Во-первых, консультация предназначена только для психически здорового человека. Здесь мы говорим про клиента, который в повседневной жизни столкнулся с трудностями и не может самостоятельно выйти из затруднительной ситуации.
    • Во-вторых, это направление работает в большей степени с настоящим и будущим человека и не продолжается более 15-20 встреч.
    • В-третьих, консультирование ставит своей задачей помощь в изменении деструктивных моделей поведения человека, которые мешают его личностному развитию.

    Надеюсь, что теперь вы имеете полное представление о том, что такое психологическое консультирование. Если у вас остались вопросы, то обязательно напишите о них в комментариях и мы вместе будем разбираться дальше.

    Желаю вам быть счастливым и довольным своей жизнью.
    Удачи!

    Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.

    Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

    Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за собственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объективных обстоятельств.

    Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, большинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экспертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультирования . Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения проблемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в формулировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.

    В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой структуры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способности (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее усвоенных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента между собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологической теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнесли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затруднений является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.

    Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военнослужащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консультирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.

    Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

    Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.

    В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:

    1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);

    2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы);

    3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .

    В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.

    Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).

    Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента - деловая, рентная, игровая) или самим психологом (советчик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».

    Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему:

    Субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

    Основная цель консультирования - не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

    Главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

    Консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. .

    Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).

    Рис. 1.21.

    Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями

    Психики человека

    В ходе консультирования решаются следующие основные задачи:

    Оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;

    1 в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

    Информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;

    Изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

    Повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц;

    Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

    Выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

    Развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;

    Повышение стрессовой и кризисной толерантности;

    Повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира.

    Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.

    Консультативная беседа - это основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультативной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции.

    Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Важная задача для психолога - найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллективе - о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.

    Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).

    1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.

    2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговориться, понять свою роль в возникновении проблемы.

    3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в проблемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.

    4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.

    5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости - определение домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о необходимости обращения и к другим специалистам.

    Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для психолога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разрешить психологическую проблему значит - избавиться от гнета имеющихся трудностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта - найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

    Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

    Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью.

    Вторая {терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.

    Психологическое консультирование основано на следующих принципах:

    Равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;

    Безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности;

    Формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем;

    Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

    Разграничение личных и профессиональных отношений;

    Воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].

    Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор психолога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических единиц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.

    Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирования, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой .

    Таблица 1.8

    Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истинного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выделение психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия - ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».

    Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описание которых приведено ниже .

    1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изложения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомнения люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование - это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.

    2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

    Перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма - в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость - плоскость проблемной сфокусированности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщаемой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;

    Реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, физическим изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфликтом, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;

    Расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой человек подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается;

    Переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собственных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-настоящему начинает понимать себя и других.

    3. Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться «в лоб» с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. В этом случае известная поговорка: «запретный плод - сладок» может подсказать более тонкий вариант психологического воздействия. Речь идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект.

    4. Освобождение от психологических условностей и,ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы. К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки. Важнейшим терапевтическим фактором здесь может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.

    5. Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Коррекционный эффект такой ситуации, когда психолог провоцирует сильные эмоциональные переживания клиента, направлен на превентивное «обнажение» им своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличиостный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.

    6. Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

    7. Поддержка положительной «Я-концепции». Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей .

    В заключение остановимся на некоторых правилах, касающихся поведения консультанта во время беседы, а также на его типичных ошибках и мерах по их профилактике.

    Правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами, касаются следующих аспектов поведения консультанта :

    А) речь: должна быть ограничена по времени; не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное; топ высказываний психолога должен быть доброжелательным; выдерживать паузу после каждого высказывания клиента;

    Б) невербальный контакт: в процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника; психолог не должен выдавать своей растерянности; невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта;

    В) быть самим собой: стремление казаться непогрешимым и всезнающим инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость;

    Г) признание ограниченности своих возможностей: недопустимо обманывать клиента, «кормить» его нереальными обещаниями; стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии;

    Д) не надеяться на быстрые результаты: надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы;

    Е) не растворяться в проблемах клиентов: увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.

    Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования, представлены на схеме (табл. 1.9), показывающей также и пути их профилактики .

    Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.