Библиотека царя ассирии ашшурбанипала. Самая древняя библиотека. Как винный погреб

08.09.2014 0 7284


Какие мировые библиотеки прошлого и настоящего можно отнести к самым крупным сокровищницам человеческой мысли? За все время существования нашей цивилизации их было не так уж много — и самые знаменитые из них канули в Лету.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Самыми древними библиотеками принято называть хранилища глиняных табличек ассиро-вавилонской цивилизации. Им более четырех с половиной тысяч лет. Первое хранилище книг-папирусов появилось только спустя 12 веков. Им стала библиотека Древнего Египта, основанная во времена правления фараона Рамзеса II. Еще одно не менее известное "древнее книгохранилище связано с именем Александра Македонского. Император основал в дельте Нила город и назвал своим именем.

Позднее там была построена библиотека, которая получила название Александрийской. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Кстати, именно при Каллимахе в ней впервые в истории был создан каталог имеющихся рукописей, позднее регулярно пополнявшийся. Благодаря этому она стала первым прообразом привычной нам, современной библиотеки. По различным оценкам в ней насчитывалось от 100 до 700 тыс. томов.

Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу, имелись книги на восточных языках. Немало из них было переведено на греческий. Таким образом происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Библиотеку посещали древнегреческие математики и философы, в частности Евклид и Эратосфен.

В те времена она затмила даже одно из признанных чудес света — Фаросский маяк, расположенный там же, в Александрии. К несчастью, библиотека не сохранилась. Часть погибла в огне еще в 48 году до нашей эры, во время захвата города Юлием Цезарем. Окончательно она была уничтожена в 646 году нашей эры, во времена арабского халифа Омара-победителя, захватившего Египет. Именно ему приписывают слова: «Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет, то они вредны».

Однако есть обнадеживающая версия, что фонды Александрийской библиотеки не были уничтожены, а ими завладели арабы на правах победителей. Неслучайно в настоящее время ЮНЕСКО разработало план восстановления Александрийской библиотеки, в первую очередь — периода Античности и раннего христианства. Для этого будет осуществляться сбор и копирование сохранившихся манускриптов из прилегающих стран.

КТО СОЗДАЛ БИБЛИОТЕКУ ИВАНА ГРОЗНОГО?

Исчезнувшая библиотека Ивана IV Грозного, известная также под названием «Либерия» (от латинского liber — «книга»), до сих пор не дает покоя историкам, исследователям старины и всяким авантюристам. Уже несколько веков она является источником многочисленных слухов и спекуляций. Интересно и то, что хоть собрание редких книг называется именем Ивана Грозного, но попало оно в Москву задолго до рождения царя. Напротив — при Грозном бесценное сокровище было утеряно и, возможно, навсегда.

До попадания на Русь владельцем книжного собрания был византийский император Константин XI. После захвата Константинополя турками император с племянницей, принцессой Софьей Палеолог, бежал в Рим. Одновременно туда же была вывезена на судне основная часть библиотеки, включавшая в себя фолианты на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках. В Москву же библиотека, собиравшаяся по крупицам целые тысячелетия, прибыла в качестве приданого Софьи, выданной замуж за великого князя московского Ивана III (деда Ивана Грозного).

Помимо книг, относящихся к духовной и церковной тематике, немалое место в ней занимали научные трактаты и поэмы древних классиков. По слухам, «Либерия» содержала книги по магии и колдовским практикам. Особняком же стояли бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на Земле.

Многие исследователи полагают, что основой главного книжного собрания Древней Руси стала как раз часть погибшей Александрийской библиотеки. Источники сообщают, что еще при великом князе московском Василии III — сыне Ивана III и Софьи Палеолог и будущем отце Ивана Грозного — все манускрипты были переведены на русский язык.

Те же источники указывают, что сделал это ученый афонский монах Максим Грек (1470-1556) — известный публицист и переводчик того времени. Он был выписан из Константинополя с конкретной целью: перевести книги с неизвестных на Руси языков на церковнославянский, чем он и занимался долгие годы. А дабы не мог никому рассказать о виденном, его более никогда из Руси не отпустили.

Позже царская библиотека постоянно пополнялась Иваном Грозным — он самолично покупал книги, привезенные со всех концов света. Существует гипотеза, что царь смог заполучить и легендарное книжное собрание Ярослава Мудрого, хранившееся несколько веков в подземельях Софийского собора в Киеве.

Впрочем, некоторые специалисты высказывают сомнения в научной ценности утерянной библиотеки Ивана Грозного. Так, академик Д. С. Лихачев, один из крупнейших в мире знатоков Древней Руси, считал, что ее значение сильно преувеличено, так как «значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своем родном языке». Академик также считал, что нам важнее было бы спасать книжные сокровища, которые гибнут в наши дни.

850 КИЛОМЕТРОВ ПОЛОК

Одна из самых знаменитых библиотек современности — Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Ее размеры действительно грандиозны: общая длина книжных полок составляет 850 км! На них (по состоянию на 2003 год) находится свыше 130 млн единиц хранения (книги, рукописи, газеты, карты, фотографии, звукозаписи и микрофильмы). Ежегодный прирост фонда составляет от 1 до 3 млн единиц.

Эта библиотека является самой большой в мире за всю историю человечества. Рождение книгохранилища относят к 24 января 1800 года, когда по инициативе президента США Джона Адамса Конгресс выделил 5 тыс. долларов на ее комплектацию. Примечательно, что в русском фонде библиотеки собрано свыше 200 тысяч книг и более 10 тысяч различных журналов. Здесь хранится огромное количество русских печатных изданий за период с 1708 по 1800 год, а также множество произведений русской художественной литературы XIX века.

Там же находится и знаменитая библиотека красноярского купца Г. В. Юдина. В нее входят книги по истории, этнографии, археологии, рукописные тексты по исследованию Сибири, все прижизненные издания Пушкина и даже полное собрание русских журналов XVIII века! Свою уникальную книжно-журнальную коллекцию купец продал Библиотеке Конгресса в 1907 году.

ПЯТАЯ В МИРЕ

Сегодня ЮНЕСКО считает крупными библиотеки с фондами, превышающими 14 млн единиц хранения. Такому условию соответствуют 24 книгохранилища мира. В этом почетном списке Россия представлена шестью книжными храмами — три таких библиотеки находятся в Москве, две в Санкт-Петербурге и одна в Новосибирске.

Основу самой большой в стране Российской государственной библиотеки заложила знаменитая частная коллекция государственного канцлера графа Н. П. Румянцева. Указом Николая I от 23 марта 1828 года с входящей в него библиотекой перешел в ведение государства. В 1831 году в Санкт-Петербурге состоялось его открытие как публичного учреждения. А через 30 лет музей был перевезен из Петербурга в Москву и начал работать в соответствии с утвержденным Александром II «Положением о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме».

ХРАНИЛИЩЕ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ

Огромный интерес представляет и старейшая в мире Ватиканская апостольская библиотека. Она была основана в XV веке папой Николаем V. Сегодня ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей. В библиотеке Ватикана находится и богатейшее собрание рукописей эпохи Возрождения.

Ее не без основания считают хранилищем тайных знаний человечества. В библиотеке есть помещения, куда не пускают ни журналистов, ни историков, ни специалистов по другим наукам, хотя огромное количество древних и средневековых рукописей делает ее самой привлекательной для историков всех времен.

Александр ВОРОБЬЕВ

Ковалик И.В., педагог-библиотекарь

МОУ гимназия «Мариинская», г.Таганрог.

Библиотеки Древнего мира.

Библиотечный урок для 5-х классов.

Цели урока :

    Расширить знания об истории создания основных источников информации в прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).

    Дать представления о библиотеках древнего мира, их значении для человечества.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация.

«Есть только одно действительно неистощимое

сокровище - это большая библиотека».

Пьер Буаст

БИБЛИОТЕКИ называют «столпами цивилизации». Они всегда играли ключевую роль в развитии науки и культуры. А немецкий поэт Гёте назвал их памятью человечества.

Какие библиотеки можно поставить в ряд «столпов цивилизации»? Чтобы ответить на первый вопрос, давайте перенесемся в глубь истории и посетим древнейшие библиотеки мира. История не сохранила подробных сведений о древних библиотеках, но по тем небольшим отрывкам, которыми располагают современные ученые, можно составить представление о древнейших книжных собраниях.

Наше путешествие во времени охватит огромный период человеческой истории с 4 тысячелетия до нашей эры до 4 века нашей эры.

Библиотеки Древнего Египта

Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов. Расцвет библиотек был во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах, храмах, и также в своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни». Для письма использовался папирус, книги из него хранились в ящиках, глиняных кувшинах или в специальных футлярах. До наших дней дошло несколько каталогов, высеченных на стенах книгохранилищ. Здесь религиозные сочинения, тексты по математике, навигации, ирригации, астрономии, астрологии. Обычно при храме вместе с библиотекой располагались школы писцов и мастерские по переписке книг.

Библиотеки считались средоточием мудрости. Над входом в знаменитую библиотеку храма Рамессеум, который построил фараон Рамзес II, была высечена надпись «Аптека для души». Храмовые библиотеки часто являлись одновременно и школами; лучшие классические тексты служили учебными материалами, а многие из них стали известны нам именно потому, что переписывались учениками в тетради. Должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».

Библиотеки Древнего Междуречья

При раскопках на месте древнейших городов Месопотамии, были найдены клинописные таблички, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни, хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов и произведения художественной литературы.

Урук находился в Месопотамии, в нижнем течении Евфрата, на границе между степью и пустыней (ныне это территория Ирака). Задолго до Рима и Афин, даже задолго до Вавилона, он был цветущим городом. При раскопках в Уруке были найдены несколько личных библиотек. В одном из частных домов, часть которого была приспособлена для школьных занятий, было найдено несколько сотен табличек с религиозными и историческими текстами, таблицами умножения.

Большая библиотека была найдена при раскопках города Ниппура (территория современного Ирака) - древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о «фондах» и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории. Были найдены тексты, содержащие сведения о религиозных мифах и тексты гимнов божествам, легенды о возникновении земледелия и цивилизации, сборники басен, поговорок и пословиц.

В храмовой библиотеке хранились сборники законов, географические, исторические, ботанические, филологические, астрономические и другие трактаты древних шумеров. Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.

В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который построил библиотеку в Борсиппе.

Персеполь -древний персидский город, основанный Дарием I Великим (правил в 522–486 до н.э.), куда он перенес столицу Ахеменидов из Пасаргад, столицы Кира Великого, основателя Персидского государства. На месте раскопок найдены надписи ахеменидских царей и тысячи глиняных табличек с текстами на эламском языке, содержащие данные о строительстве города и хозяйстве округи.

Поразительное открытие было сделано в 1906-1907 гг. в Богазкёе, небольшой турецкой деревушке, когда немецкий профессор Гуго Винклер раскопал архивы хеттских царей - тысячи глиняных табличек с клинописными текстами. Древний город у Богазкёя, оказывается, был столицей хеттов и назывался Хаттусас. Таблички помогли ученым проникнуть в историю древних хеттов, узнать о жизни и быте этого народа.

Владельцем самой большой и богатой библиотеки Древнего Междуречья был царь Ашшурбанипал. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней собраны сотни глиняных книг. Они состояли из многих “листов” – табличек одинакового размера. Книг было так много, что Ашшурбанипал часть из них хранил во дворце своего деда, а большую часть в Львином зале, названном так потому, что на его стенах были изображены сцены царской охоты на львов.

На книгах выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” – совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки, и составляли каталог книг.

При входе в библиотеку была надпись: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране», - такое предостережение должно было повергнуть в состояние страха каждого, кто лишь подумает похитить книгу из царской библиотеки в Ниневии. О том, что это царское имущество говорила другая надпись: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Набу и богиня Тамзита дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных».

В этой библиотеке, крупнейшей для своего времени, были собраны книги, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.
Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания народов Междуречья. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о Гильгамеше. Таблички с текстами поэмы встречались при раскопках библиотек в Уруке, но самая точная копия принадлежала Ашшурбанипалу.

В библиотеке были составлены первые словари шумеро-вавилонские, шумеро-вавилоно-хеттские. Современные ученые с помощью этих словарей смогли перевести древние тексты.

Читатель мог легко ориентироваться в библиотеке царя Ашшурбанипала благодаря четко выработанной системе. На каждой глиняной книге внизу было название, номер, первые слова произведения. Если книга состояла из нескольких страниц-таблеток, то последняя строка глиняной «страницы» ставилась в начале следующей таблетки. Обычно такая «многостраничная» книга заключалась целиком в специальный деревянный ящик, имела такой своеобразный переплет.

Книги хранились на стеллажах по отделам. К стеллажу прикреплялась глиняная этикетка с наименованием отрасли знаний, к которой относится данная группа книг. Множество и других ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов сохранила для нас библиотека Ашшурбанипала. И все это было написано на глиняных табличках!

Но широта информации и огромное число документов позволили библиотеке Ашшурбанипала заслужить, согласно одному исследованию, репутацию «величайшей библиотеки древнего мира».

Библиотеки Древнего Китая

При дворах китайских правителей уже более 3 тысяч лет назад были специальные чиновники, в обязанности которых входило собирать и хранить литературные произведения и архив. Но когда император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. объединил Китай, он объявил, что право на существование имеют лишь книги по истории династии Цинь, а также по сельскому хозяйству, медицинские и гадательные – остальные же приказал сжечь. И еще более полувека императоры следующей, Ханьской, династии по-прежнему запрещали создавать библиотеки. Потом запрет был отменен. А спустя еще несколько десятилетий император У-ди, введший в практику систему государственных экзаменов на замещение административных постов, учредил государственную библиотеку. При нем также появились люди, которые занимались перепиской и поиском утерянных ранее книг. В 26 г. до н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг. Специально назначенные люди искали книги по всей стране – и в результате был составлен первый в истории Китая каталог, который является одним из самых древних каталогов в мире.

Библиотеки Древней Греции

Само слово «библиотека» – греческого происхождения. «Библос» означает «книга» (отсюда – «Библия»), «теке» – «склад, хранилище» (этот же корень в словах «аптека», «картотека», «фонотека», «дискотека»). Самые ранние данные об античных библиотеках относятся ко II тыс. до н.э. В VI–IV вв. до н.э. библиотеки были у правителей, у философов и ученых, например у Пифагора. Афинская библиотека помещалась в Акрополе – вместе с государственными службами, казной, картинной галереей. Греческий ученый-математик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения» – своего рода рекомендательный библиографический указатель.
Библиотека Аристотеля в Ликее (районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции) насчитывала десятки тысяч свитков. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля. После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа. Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок.

Библиотека античной Греции становится учреждением, которое не только может сделать копию имеющегося в ее фонде документа, но и гарантирует подлинность текста в этой копии. Так распространялись и подлинные тексты великих греческих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида, и научные тексты; именно библиотека обеспечивала жизнеспособность системы образования.

Известнейшая библиотека древности была основана при Александрийском мусейоне (храм или святилище). Не сохранилось точных данных о количестве книг в библиотеке, их число по разным сведениям колеблется от 40.000 до 700.000. Библиотека состояла из двух отделений: главное (при Мусейоне) и филиал (при храме Сераписа).

Ее библиотекари стремились собрать рукописи большинства известных текстов со всей ойкумены, или обитаемой земли. Принято считать, что именно в Александрии приблизительно 70 ученых перевели первую часть Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. Позднее она была названа Септуагинтой и широко использовалась ранними христианами. Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений.

Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.

Хозяева библиотеки Египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам.

Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы.

В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация - вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами.

Первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. За этот труд Каллимаха называют отцом библиографии.

В разные годы хранителями библиотеки были:

Эратосфен (III в. до н.э.) считается одним из выдающихся ученых и писателей эллинистического мира. С 235 г. Эратосфен – глава Александрийской библиотеки и остается им свыше 40 лет, одновременно занимаясь науками – филологией, хронологией, математикой, астрономией. Он был также воспитателем наследника престола.

Клавдий Птолемей Во II в. н.э. в течение многих лет был библиотекарем Александрийской библиотеки Это ученый, создавший систему мира, которая почти без изменений просуществовала около 13 столетий.

Судьба Александрийской библиотеки трагична. В 48 году до н.э., часть её погибла в огне. Пострадала библиотека во время гражданской войны в Египте в III веке. Остатки были уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого султана. Когда султану доложили о существовании этой библиотеки, он сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет – то они вредны”. И бесценное собрание было уничтожено.

Большие библиотеки существовали и в ряде других греческих городов - в Антиохи, Эфесе, а также в Пергаме, где находилась библиотека, которая по количеству и ценности хранившихся в ней книг немногим уступала Александрийской.

Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Евменом II. Археологи нашли место, где располагалась библиотека и часть здания - круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал.
Небезынтересно отметить, что здание библиотеки, было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. Окнами на восток была обращена и библиотека в городе Эфесе, от которой сохранились не только двухэтажная постройка, но и широкая, ведущая к книгохранилищу мраморная лестница, украшенная статуями и барельефами.

Массовое производство пергамента началось в Пергаме специально для нужд Пергамской библиотеки. Изобретение пергамента стало результатом соперничества в собрании книг между царём Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом II. Птолемей запретил вывоз папируса из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг.

С появлением пергамена рукописи стали напоминать современную книгу. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э. Любопытно, что обложки книг натирали кедровым маслом - для предохранения от порчи насекомыми; библиотечные шкафы предпочитали делать также из кедра.

В библиотеке имелось хранилище рукописей, Большой и малый читальный зал. В мраморных стенах устроены выложенные кедром ниши. Книги были самые разнообразные, но больше всего – медицинских. При библиотеке были переписчики, переводчики, люди, следившие за сохранностью рукописей.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон) находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Библиотеки Древнего Рима

Не менее важную роль в истории библиотек сыграл Рим, на развитие культуры которого большое влияние оказали греки. Именно греки привили римлянам любовь к книгам и научили ценить их дороже золота.

Все образованные римляне знали греческий язык и читали в подлиннике Аристотеля. Именно в Риме книга получает широкое распространение, и появляется издательское дело - крупные мастерские по переписке книг. Появляются книжные лавки.

Однако в течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников. Гай Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки, но его убийство помешало ему осуществиться.

Первая общественная библиотека в Риме была открыта лишь в 39 году до н.э. Она разместилась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.

В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские императоры, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Император Август основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую. Веспасиан в честь одной из военных побед открыл «Библиотеку мира».

Но самой значительной, самой крупной в Древнем Риме стала библиотека, основанная императором Траяном. Располагалась она на форуме, носящем его имя. Форум Траяна со всеми его сооружениями строился под руководством выдающегося архитектора Аполлодора Дамасского. Этот самый большой и роскошный из императорских форумов был выстроен за шесть лет (107 - 113 гг.). Входом служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор с портиками. Двор замыкала базилика Ульпия. За ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек - латинской и греческой. Вместе они назывались библиотекой Ульпия (Ульпий - одно из имен императора Траяна). Ее мраморные стены, похожие на соты, были пробуравлены тысячами глубоких квадратных ниш. В них хранились свитки папируса и пергамента. Ниши отделялись одна от другой, перед ними стояли колонны, а вся библиотека была украшена бюстами тех, «кто служил империи своим пером...». Знаменитая колонна Траяна сохранилась до наших дней.

Через сто лет книги из этой библиотеки по приказу императора Каракаллы перенесли в термы (бани). Площадь терм составляла 12 гектаров, а открыто это грандиозное сооружение было в 216 году. В огромном главном здании - залы с бассейном, теплые, холодные и горячие бани, залы для отдыха. Главное здание окружал парк, в глубине которого симметрично расположились два корпуса - библиотеки. Колоннады вокруг них были местом философских споров и ученых бесед.
Читая произведения римских авторов конца периода республики и первых двух столетий империи, убеждаешься, что в то время библиотеки уже прочно вошли в римскую жизнь, и римляне не мыслили своего существования без них. К концу III столетия нашей эры только в Риме насчитывалось уже 28 публичных библиотек.
Заведование библиотеками поручалось так называемым «прокураторам», которыми, как правило, были известные ученые и поэты. Остальной персонал библиотек составляли вольноотпущенники и рабы, называвшиеся «либрариями» («книжниками»). Они наблюдали за сохранностью книг, подклеивали и даже переписывали обветшавшие рукописи, следили за порядком в библиотечных помещениях. Любопытно, что в 1935 году во время раскопок на месте, где раньше находилась библиотека, обнаружили мраморную плиту. На ней греческими буквами были высечены слова: «Ни одна книга не должна быть унесена. Мы на это дали присягу».

Книги изготовляли, как и в Греции, из папируса. Переписанный свиток приклеивали к палке и навертывали на нее; читая, его постепенно развертывали. Концы палки обычно украшали шариками из металла или слоновой кости - умбиликами. Часто весь том помещали в футляр из пергамента - мембрану. Название книги писали на футляре или на особой табличке, прикрепленной к умбилику.

О том, какими были библиотеки в Древнем Риме, мы знаем из произведений древних авторов. Сохранились сочинения, посвященные собиранию книг и устройству библиотек. До наших дней сохранились сочинения Телефоса из Пергама «Три книги о значении книг, в которых указывается, какие книги достойны приобретения» и Герения Филона из Библоса «О приобретении и отборе книг».

Узнать историю книжного дела и библиотек Древнего Рима нам помогают и археологические раскопки.

В августе 79 г. н.э. в результате извержения Везувия погибли три города, находившиеся у его подножия: Помпеи, Геркуланум и Стабий. Во время раскопок Геркуланума, лежавшего под слоем грязевых потоков, в 1752 году на глубине 27 метров было обнаружено помещение, из которого извлекли 1750 обуглившихся свитков. Дом, где они были найдены, получил название «Вилла свитков». Все книги лежали в том же порядке, как в день катастрофы, - в небольшой комнате, на полках-нишах. Среди них произведения ученых и писателей Греции и Рима, многие из которых были до того времени неизвестны.

Все древнеримские библиотеки имели ряд общих черт. Во всех библиотеках, как правило, было два отделения: одно для греческих книг и другое для латинских. В каждой библиотеке - зал для чтения и книгохранилище. При больших библиотеках было несколько залов для публичных чтений. Написанные на папирусе и пергаменте сочинения в книгохранилищах помещались или в нишах, или в шкафах. В шкафах книги подразделялись по отраслям наук: география, медицина, история, философия. Особое место отводилось поэзии. Пол в читальном зале был устлан плитами из темного мрамора, а потолки лишены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. Удобные кресла, статуи муз и бюсты известных писателей - все это создавало атмосферу подлинного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.


Библиотека Цельсия в Эфесе.

Хранила 12 тысяч древних свитков и служила могилой для великого Цельсия. Библиотека является довольно необычным местом для гробницы - захоронение здесь было особой честью для Цельсия. Это вторая по величине библиотека Древнего Мира после библиотеки в Александрии. Здание известно, как одно из немногих сохранившихся образцов древней римской библиотеки и доказывает, что публичные библиотеки были построены не только в Риме непосредственно, но и всюду по Римской империи.

Библиотека была построена во время правления для Тиберия Юлия Цельсия его сыном, Тиберием Юлием Аквилой. Библиотека строилась с 114 по135 год. Аквила завещал большую сумму средств на приобретение и содержание библиотеки. Во 2-й половине столетия во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена , который однако пощадил здания.

На руки книг тогда не выдавали, поэтому большую часть эфесской библиотеки занимал читальный зал. Свитки лежали тут же, аккуратно сложенные в нишах; посредине огромной комнаты стояли столы с лавками, читателей обслуживали специально подготовленные рабы, многие из которых были весьма сведущи в науках и литературе.

К сожалению, библиотека не выдержала ударов времени и погибла во время нападения готов.

Большой урон библиотекам наносили не только варвары, но и римские кесари. Они, как и китайские императоры использовали книги для борьбы с инакомыслием. Массовое сожжение книг первым начал практиковать Октавиан Август. Книги опального Овидия были изъяты из всех библиотек империи, а «Метаморфозы» поэт уничтожил сам. Нерон, приговорив к изгнанию Фабриция Вейентона, велел сжечь написанное им «Завещание». Император Домициан приказал уничтожить все не понравившиеся ему сочинения.

С ослаблением римской империи ослабевало влияние и значение библиотек в обществе, они приходили в упадок и запустение, расхищались, гибли от пожаров и уничтожались варварами. По словам историка Аммиана Марцеллина, постепенно превращались в «наглухо закрытые гробницы».

С падением Римской империи погибли и эти «гробницы» - библиотеки были разграблены, разрушены, сожжены.

Начиналась эпоха Средневековья. Но это уже совсем другая история.

Список литературы:

Бергер А.К. Александрийская библиотека// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 81-82

Глухов А.А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира.- М.: Книга, 1971 .- 112 с.

Данталова М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала // Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия. Т.8. –М.: Педагогика, 1975.- с. 36-38

История книги /под. ред. А.А.Говорова, Т.Г. Куприянова.- М.: Светотон, 2001.- 400 с.

Малов В.И. Книга.- М.: Слово, 2002.- 48 с.- (Что есть что)

Павлов И.П. Про твою книгу.- М.: Просвещение, 1991.- 113 с. – (Знай и умей)

Ратке И. История письменности. Выпуск 4.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 20 с.

Рубинштейн Р.И. О чем рассказывают памятники Древнего Востока: Книга для чтения.- М.: Просвещение, 1965.- 184 с.

Библиотеки давно стали неотъемлемой частью культуры каждого народа. А ведь когда-то собраниями книг владели только самые богатые и влиятельные люди и в хранилища допускались лишь избранные читатели. Какую же библиотеку можно назвать древнейшей в мире? Историки считают ею огромное собрание глиняных книг, которое принадлежало жившему более 2,5 тысячи лет назад ассирийскому царю Ашшурбанипалу — ведь там все экземпляры уже были рассортированы и занесены в каталоги.

Крылатые быки понравились больше

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

В 1872 году переводчик Джордж Смит объявил, что на одной из табличек записан отрывок из повествования о Всемирном потопе. Газета «Дейли телеграф» выделила ему средства для отдельной экспедиции в Ниневию с целью отыскать недостающие части книги — и Смит успешно сделал это. Последующие лингвистические исследования доказали, что это копия с древнейшей книги, написанной в шумерском городе Уруке (в Библии он назван Эрех) почти три тысячи лет назад, — еще одно подтверждение того, что Всемирный потоп был реальным событием.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной , которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Николай Михайлов

Еще до того, как появились первые книги в переплете, уже существовали библиотеки. В городах по всему миру эти храмы знаний не только служили в качестве складских помещений для хранения глиняных табличек и свитков, но и использовались как центры культуры и образования. Ниже вы найдете интересные факты о восьми самых великолепных библиотеках Древнего мира.

Самая старая известная библиотека в мире была основана где-то в 7 веке до н. э. для «королевского созерцания» ассирийского правителя Ашурбанипала. Расположенная в Ниневии (современный Ирак), она включала около 30000 клинописных табличек, организованных в соответствии с темами. Большинство этих табличек были архивными документами, религиозными заговорами и научными текстами, но также здесь было размещено несколько произведений литературы, включая 4000-летний «Эпос о Гильгамеше». Любитель книг Ашурбанипал создал большую часть своей библиотеки, забирая работы из Вавилонии и других территорий, которые он завоевал. Археологи наткнулись на руины этой библиотеки в середине 19-го века, а большая часть ее фонда в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Интересно отметить, что хотя Ашурбанипал получил многие клинописные таблички путем грабежа, он, кажется, был особенно обеспокоен кражами. Надпись на одном из текстов предупреждает, что если кто-либо решится на кражу табличек, боги «повергнут его» и «сотрут его имя, семя его на земле».

Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. контролировать Египет начал его бывший генерал Птолемей I Сотер, который стремился создать центр обучения в городе Александрии. Результатом стала Александрийская библиотека, которая в конечном итоге стала интеллектуальным украшением древнего мира. Мало что известно о физической компоновке этого места, но на пике своего развития библиотека могла включать более 500 тысяч папирусных свитков, содержащих произведения литературы и тексты по истории, праву, математике и естественным наукам. Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья. Многие из них жили на ее территории и получали государственные стипендии, когда проводили исследования и копировали ее содержимое. В разное время Страбон, Евклид и Архимед были среди ученых этой библиотеки.

Конец этой великой библиотеки традиционно датируется 48 г. до н. э., когда она якобы сгорела после того, как Юлий Цезарь случайно поджог гавани Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII. Но хотя пламя, возможно, повредило библиотеку, большинство историков теперь полагает, что она продолжала существовать в той или иной форме в течение еще нескольких столетий. Некоторые ученые утверждают, что библиотека окончательно исчезла в 270 г. во время правления римского императора Аврелиана, в то время как другие считают, что это произошло еще позже – в четвертом веке.

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталид, библиотека Пергама, расположенная в нынешней Турции, когда-то была домом для 200 тысяч свитков. Библиотека находилась в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат. В трех комнатах хранились собственно книги, а четвертая служила в качестве конференц-зала для проведения банкетов и научных конференций. Согласно древнему летописцу Плинию Старшему, библиотека Пергама со временем стала настолько известной, что конкурировала с Александрийской. Обе библиотеки стремились собрать наиболее полные коллекции текстов, и в них развивались конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что птолемеи Египта остановили поставки папируса в Пергам в надежде замедлить развитие библиотеки. В результате город позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

«Вилла папирусов»

Хотя она и не была самой большой библиотекой античности, так называемая «Вилла папирусов» является единственной, чья коллекция сохранилась до наших дней. Около 1800 ее свитков были расположены в римском городе Геркулануме на вилле, которая была, скорее всего, построена тестем Юлия Цезаря – Пизоном. Когда в 79 году нашей эры поблизости произошло извержение Везувия, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического материала, который и стал причиной ее сохранности. Почерневшие и обугленные свитки были вновь открыты в 18 веке, и современные исследователи использовали все возможные инструменты, от мультиспектральных изображений до рентгеновских лучей, чтобы попытаться прочитать их. Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейца-философа и поэта по имени Филодей.

Библиотеки форума Траяна

Где-то около 112 г. н. э. император Траян завершил строительство многофункционального комплекса зданий в центре Рима. Этот форум имел площади, рынки и религиозные храмы, но в него также входила одна из самых известных библиотек Римской империи. Библиотека технически имела две отдельные комнаты: одна — для работ на латинском языке, вторая — для работ на греческом. Комнаты были расположены на противоположных сторонах портика, где размещалась колонна Траяна – большой памятник, построенный в честь военных успехов императора. Обе комнаты были изготовлены из бетона, мрамора и гранита и включали в себя большие центральные камеры для чтения и два уровня полочных ниш, содержащих приблизительно 20000 свитков. Историки не уверены в том, когда двойная библиотека Траяна прекратила свое существование. Сохранились письменные упоминания о ней в конце пятого века нашей эры, и это наводит на мысль, что она существовала по меньшей мере 300 лет.

Библиотека Цельса

Во время имперской эпохи в Риме существовало более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где располагались великолепные коллекции литературы. Где-то около 120 г. н. э. сын римского консула Цельс завершил строительство мемориальной библиотеки для своего отца в городе Эфесе (современная Турция). Декоративный фасад здания стоит до сих пор, и имеются мраморная лестница и колонны, а также четыре статуи, представляющие мудрость, добродетель, разум и знания. Интерьер состоял из прямоугольной камеры и ряда небольших ниш, содержащих книжные шкафы. Библиотека содержала около 12000 свитков, но наиболее характерной чертой оказался, безо всяких сомнений, сам Цельс, который был погребен внутри в декоративном саркофаге.

Императорская библиотека Константинополя

Императорская библиотека появилась в четвертом веке нашей эры во время правления Константина Великого, но она оставалась относительно небольшой до пятого века, когда ее коллекция выросла до 120 тысяч свитков и кодексов. Тем не менее фонды Императорской библиотеки начали таять, а сама она пришла в упадок в течение следующих нескольких столетий из-за пренебрежения и частых пожаров. Самый сокрушительный удар она перенесла после того, как войско крестоносцев захватило Константинополь в 1204 г. Тем не менее ее книжники и ученые переписывали бесчисленные кусочки древней греческой и римской литературы, делая копии поврежденных папирусных свитков.

Дом Мудрости

Иракский город Багдад был одним из мировых центров образования и культуры. Возможно, ни один из институтов не был более значимым для его развития, чем Дом Мудрости. Создан он был в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов и был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Книги привлекали ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом Мудрости, чтобы изучить тексты и перевести их на арабский язык. В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель аль-Кинди, которого часто называют «арабским философом». Дом Мудрости оставался интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет, но встретил ужасный конец в 1258 году, когда монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много книг, что ее воды потемнели от чернил.

Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.

После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.


Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, - о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.

Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.