Поэт николай рубцов биография. Николай рубцов. Флот, трудовые годы

Во многом предопределило судьбу страны и оказало основополагающее влияние на ее культуру. Биографии князя, его грехам, ошибкам, а также политическим, дипломатическим и полководческим достижениям посвящена эта статья.

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

Бегство и возвращение

Осознав грозящую ему опасность, Владимир Святославич отправился «за море», к варягам в Скандинавию. Так Ярополк стал единолично править Русью.

Тем временем Владимир готовился к возвращению в свою вотчину. В 978 году он вместе с войском, в котором большинство составляли варяжские воины, смог отбить Новгород и двинулся завоевывать земли древлян. Местное население, горевавшее об убитом Олеге, с восторгом встретило нового князя.

Сватовство

Направляясь в Киев, князь Владимир Святославич посватался к полоцкой княжне Рогнеде. Девушка заявила, что не хочет быть женой сына рабыни, и высмеяла его при всем народе. Тогда оскорбленный Владимир осадил Полоцк. Разрушив город, князь изнасиловал несостоявшуюся невесту на глазах у родителей, а затем приказал их умертвить. Саму же Рогнеду он сделал своей женой против ее воли.

Захват власти

Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду. Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата — бывшая греческая монахиня. Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.

Восхождение на киевский престол

Дружинники Ярополка перешли под командование князя Владимира Святославича. Таким образом у него образовалось довольно большое войско. Владимир понимал, что ему пора расстаться с варяжскими наемниками, так как он не хотел разграбления Киева. Перед тем как туда направиться, князь отправил остальных в Константинополь, на службу к византийскому императору, обещав «золотые горы». Сделка была удачной для обеих сторон, так как в Царьграде нуждались в воинах для защиты от внешних и внутренних врагов.

Укрепление власти

Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.

Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.

Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия. Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Внутренняя и внешняя политика

При Владимире Святославиче были отчеканены первые русские монеты из золота и серебра. Для защиты государства он построил несколько городов-крепостей и назначил в них правителями своих сыновей.

Завоевательных походов в последнее десятилетие своей жизни он почти не совершал и периодически брался за оружие лишь для того, чтобы отражать бесконечные набеги печенегов.

Сыновья Владимира Святославича

Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.

Память

За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.

Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.

Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.

РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936–1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень – о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк Архангельской области - 19 января 1971, Вологда) - русский советский лирический поэт.

Николай родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец, Михаил Андреянович Рубцов (1900-1962), ушел на фронт и, как считали дети, погиб в уже в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем с 1952 по 1953 работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста «Севрыба», с 1953 по 1955 учился в горно-химическом техникуме Минхимпрома в г. Кировск (Мурманская область) (интересно, что здесь в то же время заканчивал школу другой детдомовец и будущий известный писатель - Венедикт Ерофеев). С марта 1955 Рубцов был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.

В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру.

Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук женщины, которую собирался назвать своей женой - Людмилы Дербиной (Грановской), которая не собиралась его убивать, но не выдержала его алкогольного дебоширства. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников).

РУБЦОВ Николай Михайлович (3.01.1936-19.01.1971), русский поэт. Дипломная работа в Литинституте - знаменитая в последствии книга "Звезда полей" (1967). В сборниках стихов "Душа хранит" (1969) и "Сосен шум" (1970) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. Обостренным чувством Родины и критическим отношением к так называемому прогрессу (который "может быть крушеньем") Рубцов близок к творчеству В. Распутина и В. Белова. Выбитые на его надгробии строки "Россия, Русь! Храни себя, храни!" выражают главную духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемственницей творчества Есенина, объединяя ее со стихами Тютчева, Фета, Бунина. "До конца, до тихого креста. Пусть душа останется чиста" - главная заповедь коренного русского человека.

О. Платонов

Рубцов Николай Михайлович (1936 - 1971), поэт. Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".

Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живет в Ленинграде - рабочим, в Москве - студентом Литературного института им. М.Горького, совершает поездку в Сибирь.

В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В.Соколовым, С.Куняевым, В.Кожиновым и другими литераторами, чье дружеско участие не раз помогало ему и в творчестве, и в дела по изданию своих стихов.

Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сбор ники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (19691 "Сосен шум" (1970). Готовившиеся к печати "Зеленые цветы" появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.

Рубцов Николай Михайлович родился пятого (5-го) января 1936 года в посёлке Емец Архангельской области. Детство его пришлось на тяжёлое время. Когда ему исполнилось пять лет, началась Великая Отечественная война. После ухода отца на фронт тяжело заболела и умерла мать.

Шестилетний Николай, как и многие дети того времени, попал в детский дом, который находился в селе Никольском на берегу реки Толшмы. Там собрались способные ребята: некоторые писали стихи, а Николай еще и рисовал, хорошо играл на гармони и балалайке.

Один из учителей детского дома вспоминал: «Доброты в нём было через край, а доверчивости было ещё больше: простота, не знающая границ...» Человек благодарный, Рубцов до последних дней боготворил какую-то няню Шуру за ласку, за её заботливые руки, ведь детям в детдоме этого так не хватало.

После детдома Николай Михайлович учился в Тотемском лесотехническом техникуме, потом уехал в Ленинград, где работал на заводе. Через полгода его призвали в армию. Службу он проходил на эсминце Северного флота.

Осенью 1959 года Рубцов возвратился в Ленинград и устроился работать на Кировский завод. Первые его стихи были опубликованы в сборнике, выпущеным литературным объединением при заводской газете.

В 1962 году Рубцова без конкурса зачисляют на очное отделение Литературного института имени Горького в Москве. Здесь он заново перечитывает стихи Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Начинает много писать сам, читать свои стихи и даже напевать под гитару или гармонику.

Когда поэту было 26 лет, он уехал в глухую деревню детдомовского детства и там наконец-то обрел поэтичискую родину. В 1970-м году он переезжает в Вологду, где покупает себе дом. Именно Вологда с её садами, храмами, старинными домами стала поэтической музой поэта.

Начиная с 1967 года одна за другой выходят книги Рубцова «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум».

Коротка и непроста была жизнь русского поэта Рубцова. Да и сам он был очень непростым человеком. Как вспоминают все, кто знали его, доверчивость и открытость души сочитались в нем с тяжелой замкнутостью, а порой и болезненной подозрительностью; чувство одиночества почти не оставляло его. Жизнь поэта была неустроенной. В целом ряде стихотворений звучит предчуствие смерти:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы....

Именем Рубцова названа улица в Вологде. В родном его городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник.

Рубцов Николай Михайлович

(3. 01. 1936, пос. Емецк Архангельской обл. - 19. 01. 1971, Вологда)

Отец Рубцова был начальником ОРСа леспромхоза, мать, Александра Михайловна, - домохозяйкой. В семье росло шестеро детей. Во время военных бедствий в Вологде умерли две сестры и мать будущего поэта, следы отца затерялись (долгое время Рубцов считал его погибшим на фронте, но в 950-х гг. они встретились; умер Михаил Андрианович в 1962 г. в Вологде). В 1942 г. Рубцов попал в детский дом под Вологдой, а в 1943 г. – в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области, где находился до четырнадцати лет. Село Никольское стало малой родиной поэта: «Здесь для души моей родина!» – признавался он в письме к А. Яшину. В 1950 г. Рубцов окончил семилетку, «учился в нескольких техникумах, но ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте» (из автобиографии). С 1959 по 1962 г. Рубцов живет в Ленинграде, работает на Кировском заводе, участвует в литературной жизни города. Летом 1962 г. другом поэта, литератором Борисом Тайгиным, была выпущена первая машинописная поэтическая книга Рубцова – «Волны и скалы» (переиздана в 1998 г. там же, в Ленинграде). Осенью 1962 г., закончив экстерном среднюю школу, Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве, позднее переводится на заочное отделение, живет в основном в Вологде и в с. Никольском. В 1964 г. в журнале «Октябрь» появилась подборка его стихотворений, замеченная критикой подлинную известность принесла Рубцову первая московская книга «Звезда полей» (1967). Всего при жизни поэта были опубликованы четыре сборника стихотворений: «Лирика» (Архангельск, 1865), «Звезда полей» (М., 1967), «Душа хранит» (Архангельск, 1969) и «Сосен шум» (М., 1970). Окончательно Рубцов поселился в Вологде в 1967 г. Он трагически погиб в ночь на Крещение. Дату своей гибели поэт предсказал в стихотворении «Я умру в крещенские морозы...».

Личная сиротская судьба Рубцова его трагическое восприятие жизни совпали в своих основных чертах с народным мироощущением. В центре его поэзии – раскол в современном мире, сиротство личности и ее трагическая судьба. Устойчивые мотивы сиротства и странничества в поэзии Рубцова дополняют друг друга. Основой образности его стихотворений стала традиционная символика лирической народной песни. Большое место поэт также отводит религиозной символике (ставя ее в один ряд с природной) и символике образа России. Родина для Рубцова – это идеал святости, идеал неизменный. Ценностно-смысловая ориентация в его художественном мире, его «тема души» направлены на современность, которая является лишь «мгновением вечности» во всей жизни Родины.

В художественном мире Рубцова душа имеет разные значения в своей взаимосвязанности с миром. Но наиболее определенно высказана его этическая и эстетическая позиция в программном стихотворении «Душа» («Философские стихи»), В нем поэт, отталкиваясь от православно-христианской традиции этического интеллектуализма видеть в разуме высшую часть души («Соединясь, рассудок и душа Даруют нам светильник жизни – разум.»), выражает свою самую сокровенную мысль: душа – это не только эстетическая ценность, но и одновременно – цель:

Но я пойду! Я знаю наперед,

Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто все пройдет, когда душа ведет,

И выше счастья в жизни не бывает!

Оригинальность Рубцова заключается в том, что он сумел традиционные стилевые формы объединить с языком и мышлением своего времени, придал современному языку классическую простоту в ее сложнейшей внутренней гармонии. Поэтические мотивы в лирике Рубцова включены в сложную систему ассоциативных связей: фольклорных, литературных, общеупотребительных, контекстуальных (в тексте отдельных стихотворений, в их цикле, во всем творчестве поэта, в его литературном окружении и т. д.), в том числе и связей интуитивно-мистических.

Многие строки поэта вошли в русский язык, стали крылатыми, в них сконцентрирован нравственный опыт народа.

Общая, объединяющая тема рубцовской философской лирики вовсе не оригинальна: смысл человеческой жизни... Поиск этого смысла, духовное странствование по Руси нынешней и минувшей – вот подлинное содержание поэзии Рубцова.

Новаторство его творчества проявилось в отношении к традиции, в восстановлении ее и несовпадении с нею. Этическая и эстетическая насыщенность, совершенно сознательно создаваемая поэтом, трагедийность вызывают неповторимый художественный эффект. Можно сказать, что Николай Рубцов пришел к сердцу читателя не броскостью внешней стороны стиха; он знал, чем живет это сердце, в чем его боль...

Но не в уходе, не в прощании, не в оплакивании прошлого истинность Рубцовской поэзии, а в восстановлении и утверждении народных идеалов. «Цель художества есть идеал», – писал А. С. Пушкин.

Духовная высота Рубцова – человеческая душа, не замутненная «философией» практицизма. «Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно такого поэта, чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной поэзии вновь с христианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова, и зажегся в нем свет величавого распева и молитвенной исповеди» (А. Романов).

Именем поэта названы одна из малых планет, улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в с. Никольском создан музей Рубцова, памятники ему открыты в городах Тотьме, Вологде, Череповце, в Емецке. На доме № 3 по улице Яшина, где жил и погиб поэт, установлена памятная доска. Ежегодно присуждается Всероссийская литературная премия «Звезда полей» им. Николая Рубцова, действуют Рубцовские центры в Вологде, Санкт-Петербурге, Москве, Дзержинске, Сургуте и других городах, проводятся Рубцовские дни и научные конференции..

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк Архангельской области - 19 января 1971, Вологда) - русский советский лирический поэт.

Биография

Николай Рубцов родился 3 января 1936 в селе Емецк Архангельской области. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец, Михаил Андреянович Рубцов (1900-1962), ушел на фронт и, как считали дети, погиб в уже в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй… священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем два года работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста "Севрыба" и еще два года - разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

С 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живет поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

В 1962 Рубцов поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и познакомился с В. Соколовым, С. Ю. Куняевым, В. В. Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.

В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру.

Рубцов погиб в семейной ссоре 19 января 1971 в своем вологодском доме, от рук своей жены Людмилы Дербиной. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора В. Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Н. Овчинников).

Творчество

Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970). Готовившиеся к печати "Зелёные цветы" появились уже после смерти поэта.

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Особенной известностью пользуются песни на его стихи "В горнице моей светло", "Я буду долго гнать велосипед", "В минуты музыки печальной".

Издания

  • "Лирика" (1965),

  • "Звезда полей" (1967),

  • "Душа хранит" (1969),

  • "Сосен шум" (1970),

  • "Стихотворения. 1953-1971" (опубликованы в 1977),

  • "Зелёные цветы", М., 1971,

  • "Последний пароход", М., 1973,

  • "Избранная лирика", Вологда, 1974,

  • "Подорожники", М., 1975.

Николай Михайлович Рубцов краткая биография русского поэта изложена в этой статье.

Николай Рубцов краткая биография для детей

Николай Рубцов родился 3 января в 1936 году в селе Емецк, Архангельская область. Очень рано мальчик стал сиротой, поэтому свои детские годы он провел в Никольском детдоме в Вологодчине. Она стала его музой в будущем, подарив основную тему для творчества — русскую, старинную самобытность.

В период с 1950 по 1952 года будущий поэт обучался в лесотехническом Тотемском техникуме. После него 2 года отработал в Архангеле на траловом флоте треста под названием «Севрыба» на должности кочегара, а потом еще 2 на военном опытном полигоне в Ленинграде на должности разнорабочего.

С октября 1955 года по октябрь 1959 года проходил срочную службу дальномерщиком на эсминце «Острый» Северного флота, где Николай Михайлович получил звание матроса, а потом старшего матроса. Когда его демобилизовали, он поселился в Ленинграде. Сменил много профессий, от слесаря и кочегара до шихтовщика. Но все же он решил посвятить свою жизнь поэзии.

Николай Рубцов поступает в 1962 году в Москве в Литературный институт им. М. Горького. В институте он знакомится с такими литераторами — В. В. Кожиновым, С. Ю. Куняевым, В. Соколовым. Они давали ему советы по написанию стихов и помогали их издать.

В 1962 году вышел первый сборник «Волны и скалы», а вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.

Статья посвящена краткой биографии Николая Рубцова - известного русского поэта, жизнь которого была очень непростой и закончилась крайне трагически.

Биография Рубцова: основные этапы жизни

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в Архангельской области. В годы войны потерял мать. Отца призвали на фронт, и Рубцов воспитывался в детском доме, выделяясь среди воспитанников своим стремлением к учебе. Современники вспоминают, что Николай был очень добрым и ранимым ребенком, остро реагирующим на плохое отношение. Воспоминания детства связаны у поэта со своей малой родиной - с. Никольским. Эти воспоминания легли в основу всего творчества Рубцова. В его душе навсегда утвердилось ощущение самобытности и своеобразия жизни русской деревни.
После окончания средней школы начинал учиться в нескольких техникумах, но нигде не прошел обучения до конца. В это время Рубцов начинает поиски отца. Отец нашелся, но у него уже была другая семья. Николай понял, что отец не хочет продолжать отношения с прежними детьми.
С 1955 г. жил в Ленинграде и работал на разных заводах. Служил во флоте. Невзгоды армейской службы переносились Рубцовым легко, в чем помогало его детдомовское прошлое. За отличное несение службы ему было позволено посещать литературный кружок при местной газете. За это время будущий поэт заново открыл для себя Есенина и прочитал о нем все, что смог найти.
В 1962 г. Рубцов поступил в Литературный институт в Москве, представив на конкурс свои стихотворения. Творчество поэта в этот период расценивалось крайне неоднозначно. Одни видели в нем великое будущее, другие считали посредственным поэтом, третьи откровенно признавали в нем бездарность. Друзья поэта вспоминали, что он был очень впечатлительным и мнимым человеком, верил в различные приметы, которые могут предсказать несчастье. В институте с Николаем произошла история, которая имеет не один вариант пересказа. Его отчислили якобы за пьяную драку. По другой версии Рубцов вступился во время общего собрания за честь неупомянутого в числе известных советских поэтов Есенина. Так или иначе, ректор рассмотрел подробности дела и принял решение о восстановлении Рубцова.
Судьба поэта напоминала жизнь любимого и почитаемого им Есенина. Он постоянно попадал в какие-то скандальные истории, заканчивающиеся вмешательством милиции. Судя по всему, в большинстве случаев поэт не был явным виновником всех скандалов, просто его действительно преследовал какой-то злой рок.
Еще одной проблемой в жизни Рубцова была семейная жизнь. Он уже давно был женат и имел дочь. Поначалу все складывалось достаточно благополучно, но постепенно истории, в которые постоянно впутывался поэт, и его частое безденежное положение значительно обострили отношения. Очень негативно относилась к Рубцову его теща, которая в конце концов настроила дочь с ребенком против поэта. Он не стал обострять отношения и ушел из семьи.
Рубцов перевелся на заочное отделение, проживая попеременно в с. Никольском и в Вологде. В 1969 г. поэт закончил обучение и устроился на работу в вологодскую газету.

Биография Рубцова: творчество

Первый сборник поэта вышел в 1965 г. (по некоторым данным в 1962 г.). Впоследствии были изданы еще три сборника стихотворений. Для творчества Рубцова характерно преклонение перед красотой русской природы, любовь к народному творчеству. Центральный образ поэта - символ России, который выражен в простой деревенской жизни. Большое место в творчестве поэта занимает религиозная символика, которую Рубцов считает неотъемлемой частью России. Для поэта характерны мотивы странничества, одиночества, неудовлетворенности жизнью.
Основная тема творчества Рубцова - поиск смысла человеческой жизни. Поиск этот связан со страданиями души. Поэт возродил утраченные христианские традиции в русском поэтическом творчестве.
Рубцов умер в январе 1971 г. в результате несчастного случая, произошедшего во время бытовой ссоры. Предположительно был задушен своей возлюбленной, которая была осуждена, но не признала своей вины.
Смерть поэта была неожиданной и произвела большое впечатление на современников. Мотивы трагичности и одиночества в его творчестве нашли подтверждение в печальной судьбе Рубцова. Особо подчеркивалось, что поэт сам предсказал свою смерть в стихотворении "Я умру в крещенские морозы".