Как проверить гласную в суффиксе причастий. Тема урока "гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.

Упр. 127. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик; б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

Упр. 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Еще по теме § 89. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени:

  1. СУФФИКСЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
  2. ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИИ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
  3. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИИ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
  4. Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Елабужского муниципального района

Открытый урок

На тему:

Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

7 класс

Урок подготовила:

Учитель

Русского языка и литературы

Дашина Ю. В.

Г. Елабуга, 2012

Цель урока:

Обучающие:

  1. Повторить сведения о причастии как о части речи.
  2. Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми.
  3. Ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий.
  4. Закрепить условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  5. Учить образовывать страдательные причастия настоящего времени от глаголов I и II спряжения.
  6. Учить правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
  7. Учить графически выделять орфограмму и условия её выбора.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. продолжить развивать навыки связной монологической речи.

Воспитательные:

  1. продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского языка;
  2. продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  3. осознать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

  1. компьютер,
  2. проектор,
  3. экран,
  4. раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. Систематизация сведений о причастии, видах причастия и причастном обороте.
  3. Игра-корректор.
  4. Изучение нового материала.
  1. Образование страдательных причастий настоящего времени, схема;
  1. Закрепление изученного материала.
  1. образование причастий от глаголов.
  2. слова-исключения.
  1. Физкультминутка.
  2. Самостоятельная работа по картине.
  3. Домашнее задание
  4. Подведение итогов урока, выставление оценок. Анализ, оценка

и коррекция знаний учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (Слайд 1, 2):

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

  1. -Проверим домашнее задание (Слайд 3). Что мы изучали на прошлом уроке? Дома вы образовывали от глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени . Два ученика выходят к доске и образуют причастия.

Таять Тающий- таявший; сеять сеющий-сеявший; стелить стелющий-стеливший; строить строящий-строивший; дышать дышащий-дышавший бороться борющийся-боровшийся; считать считающий-считавший; решать решающий-решавший; слышать слышащий-слышавший; читать читающий-читавший; видеть видящий- видевший; играть играющий-игравший

  1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (Слайд 4) .

1) Что такое причастие? Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию, отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Глагола и прилагательного.

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? Причастие, как глагол, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными. (Слайд 5)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? Как прилагательное, причастие, изменяется по падежам, по числам, по родам.

5) Какие причастия называются действительными? (Слайд 6) Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действия (растущий).

6) Какие причастия называются страдательными? Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (утомленный).

7) Какие суффиксы у действительных причастий?

Суффиксальная карусель (Слайд 7)

Распределите суффиксы причастий по домикам.

Ющ-, -ущ-, -ащ-, -ящ- - ДПНВ

Вш-, -ш- - ДППВ

Проверим, какие причастия образовали ребята у доски. (Слайд 3)

Спасибо. Садитесь.

8) Что называется причастным оборотом? (Слайд 8) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.

9) Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте? (Слайд 8) Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то причастный оборот выделяется запятыми. Если причастный оборот перед определяемым словом, то запятые не ставим (Слайд 8).

Ребята, дома вы должны были исправить ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Игра – корректор (Слайд 9, 10)

  1. Повесть, поливаемая садовником, известна всем. Повесть, редактируемая корректором, известна всем.
  2. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
  3. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Цветы, поливаемые садовником, красивы.
  4. Попугай, редактируемый корректором, оказался говорящим. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим.
  1. Изучение нового материала.

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего времени (Слайд 11).

- Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов - ем -, -ом - - от глаголов 1 спряжения; - им - - от глаг. 2 спр.

1) вспомним спряжение глагола (Слайд 12).

На - ить – 2 спряжение + 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные: на - еть, - ать, - оть, - уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение

2) Какие глаголы называются переходными? (Слайд 13) Переходные глаголы употребляются с существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.

3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.? Что делать.

5. Закрепление.

1)Рассуждайте так (Слайд 14)

  1. оберега..мый – причастие оберега..мый образовано от глагола оберег ать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберега е мый.

вид..мые – причастие вид..мые образовано от глагола вид еть II спряжения , значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: вид и мые.

2) Потренируемся (Слайд 15)

  1. Образуйте страд. причастия наст. вр. от глаголов: Переводить-переводимый прикрывать-прикрываемый решать-решаемый различать-различаемый возводить-возводимый уважать-уважаемый сооружать-сооружаемый изучать-изучаемый оберегать-оберегаемый рекомендовать-рекомендуемый видеть-видимый освещать-освещаемый ранить-ранимый нарушать-нарушаемый прерывать-прерываемый читать-читаемый кричать
  1. От глагола кричать страдательное причастие настоящего времени не образуется

Запомните ещё несколько глаголов, от которых СПНВ не образуется: Есть, быть, петь, жевать, кричать, жать, бить, держать, косить, мести, писать, резать, шить. (Слайд 16)

Иначе образуется причастие движ им ый от глагола двигать (1 спр.)

6. Физкультминутка (Слайд 17)

Ребята, устали? Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Ваша задача – из названных сказок нужно выбрать: а) сказку, в названии которой есть причастие; (хлопать в ладоши) б) сказку, в названии которой есть прилагательное (поднимать руки вверх).

  1. Снежная королева (руки вверх) (Слайд 18-23)
  2. Спящая царевна (хлоп.)
  3. Василиса Прекрасная (руки в.)
  4. Заколдованная королевна (хлоп.)
  5. Волшебная дудочка (руки в.)
  6. Говорящий сверток (хлоп.)

7. Самостоятельная работа. Работа по картине. (Слайд 24)

1)-Ну что, ребята, отдохнули? А где вы любите отдыхать в выходные с семьей? На природе. В Елабуге есть много живописных мест, которые изображал И. И. Шишкин на своих полотнах. Давайте мысленно перенесемся в такой уголок природы, попытаемся его описать. Посмотрим на картину И. И. Шишкина «Рожь». (Слайд 25)

Скажите, дети, что вы видите на этой картине? Мы видим уходящую вдаль дорогу, золотое поле созревающей ржи и высокие прямые сосны, тянущиеся к голубому небу.

2) – У вас есть карточки с заданием, подпишите их. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Расставьте запятые, обозначьте границы причастного оборота:

1. В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся д..рога едва улов..мая в..глядом. 2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю. 3. Ш..л..стит ржаное море колебл..мое ветром. 4. Вд..ли виднеет(?)ся поч(?)ти невид..мый лес. 5. М..гучие сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу.

Сдайте, пожалуйста, карточки на проверку.

3) Выберите Е или И (Слайд 27)

Дети, перед вами сигнальные карточки с гласными. Вы должны показать верную букву:

  1. Освеща..мая вид..мый слыш..мый уважа..мый замеча..мый терп..мый перевод..мый склоня..мый

4)Составьте новое слово (Слайд 28)

Устно составьте новое слово, взяв из данных слов указанные значимые части.

  1. Пре красный о писать дол я потч ева ть бор ющ егося колющ ий

Получилось слово ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ .

5) Составьте из слов предложение с причастным оборотом (Слайд 29).

Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может добиться.

Посмотрим, что у вас получилось: Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться.

8. Вывод (Слайд 30)

При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

9. Итог урока. Домашнее задание. Оценки (Слайд 31, 32).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

§ 1 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Рассмотрим правила, определяющие постановку гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Давайте вспомним, каким образом образуются такие причастия. Формы действительных причастий настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

Следует запомнить, что суффиксы -ущ- и -ющ- присоединяются к основе настоящего времени глаголов 1 спряжения, суффикс -ущ- присоединяется к основе на твёрдый согласный, -ющ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Суффиксы -ащ- и -ящ- присоединятся к основе настоящего времени глаголов 2 спряжения, суффикс -ащ- к основе на твёрдый согласный, суффикс -ящ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Легко заметить, что правильная постановка гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени требует знания спряжений глаголов.

Глаголы в русском языке имеют два спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения представлены в таблице.

Итак, если личное окончание глагола ударное, то нам очень легко определить спряжение, причём спряжение у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по форме 3 лица мн.числа, как форме, наименее допускающей чередования:

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени глагола суффикса -ущ-, потому что перед нами глагол I спряжения и основа заканчивается на твёрдый согласный;

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени суффикса -ящ-, так как перед нами глагол II спряжения и основа заканчивается на мягкий согласный.

Если личные окончания глагола безударные, то произносятся они одинаково

но в окончании произносится один и тот же звук, поэтому определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями необходимо по неопределённой форме глагола. Следует помнить, что ко II спряжению относятся:

Соответственно к данным глаголам при образовании действительных причастий настоящего времени мы присоединяем суффиксы -ащ- или -ящ- в зависимости от основы.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению, соответственно к ним при образовании форм действительных причастий прибавляем суффиксы -ущ-, -ющ- в зависимости от основы.

Следует обратить внимание на наличие в русском языке разноспрягаемых глаголов:

так как именно сосуществование у них личных окончаний I и II спряжения создаёт трудности для образования причастий. В данном случае нам следует помнить, что мы образуем действительное причастие настоящего времени от формы глагола 3 лица множественного числа. Несмотря на наличие у глагола ХОТЕТЬ личных окончаний I спряжения в единственном числе форма 3 лица мн.числа: хот-ят, поэтому действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -ЯЩ-: хотящий. Хотя в современном русском языке имеется тенденция избегать данной формы. От глагола БЕЖАТЬ, несмотря на наличие во всех формах личных окончаний IIспряжения, кроме 3 лица мн.ч.: БЕГ-УТ, действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -УЩ-: Бегущий. От глагола БРЕЗЖИТЬ при наличии личных окончаний 2 спряжения форма 3 лица мн.ч.: БРЕЗЖ-УТ, соответственно действительное причастие настоящего времени: брезжущий.

§ 2 Краткие итоги оп теме урока

Таким образом, для правильного образования действительных причастий настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида необходимо знать типы спряжения глаголов. При образовании таких причастий от глаголов I спряжения к их основе присоединяются суффиксы -ущ- и -ющ-, от глаголов II спряжения - -ащ- и -ящ-

Список использованной литературы:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: 10-11 классы.: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2013.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебное пособие. - М.: Русское слово, 2013.
  4. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2010.

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

    Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

    Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

    Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока : урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение :

И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц: Слайд 2

строят (II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь (1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить

Слайд 3

Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

Задание одно? А как выполнили? (выполнили по-разному)

Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

Какие гласные пишутся в суффиксах причастий.)

Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать , какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Поиск решения проблемы Слайд 6

Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

Читают два столбика слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий

клеящий

лечащий

гонящий

Что заметили?

Выделяем суффиксы.

В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)

Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола ….(Дают определение.)

Появилась новая гипотеза? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ- (Решающая гипотеза.)

Как проверить эту гипотезу?

Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

Сформулируйте правило - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление . Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка . Я называю действительные причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся, чувству.Ю.щий,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

( для слабых – упр. , параграф -)

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  1. От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?
  2. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
  4. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спряжения).

106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. В каких словах есть чередование согласных?

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.

Применяя данное правило, рассуждайте так: в голубе..щем просторе - причастие голубе..щем образовано от глагола голубеть I спряжения, значит, в суффиксе причастия надо писать букву ю : в голубеющ ем просторе ; крас..щее вещество - причастие крас..щее образовано от глагола красить II спряжения, значит, в суффиксе надо писать букву я : красящ ее вещество .

107. Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

В ни..ко стел..щемся туман.., при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися движениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

108. Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Обозначьте и объясните условия выбора изучаемой орфограммы. Какого вида причастия вы образовали?

1. Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. 2. Те, кто торопятся; гонят; зависят. 3. Тот, кто улыбается; любит.

109. Спишите, заменяя заключённые в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы и окончания причастий.

1. Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками. 2. На фон.. (меркнуть) неба показались два с..луэта - два вальдшнепа. 3. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 4. (Бледнеть) высь зазв..нела песнями. 5. Для сп..сения оставалась лишь одна надежда - это свои (идти) позади к..рабли. 6. И не медля ни м..нуты, он полез в (гореть) погреб. 7. Там, в солнечных лучах, мерещился Толбухин м..як, (показывать) курс м..рякам.

(А. Новиков-Прибой)

110. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты. К каким существительным могут относиться прилагательные, помещённые в рамке?

поразительный
острый
тонкий
чуткий
изощрённый

Зрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было поразительно острое. Стоило ему только вглядет(?)ся в даль, чтобы увидеть лисицу зайца дрохву или другое какое(нибудь) животное держащ..е себя подальше от людей. Немудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они (не)бегут (не)пряч..тся и (не)глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л играющих лисиц зайцев умывающихся лапками дрохв расправляющих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Васи был ещё другой мир, свой собстве(н, нн)ый, (ни)кому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было (не)завид..вать ему.

(А. Чехов)