Способы расположения к себе собеседника. Психологические приемы расположения к себе собеседника. Невербальная психология человека

4.1. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА Д Зачем это нужно

Первая задача деловой беседы - расположить к себе собеседника [см. 2-4]. Это вытекает, в частности, из правил науки убеждать (см. гл. 1): в силу седьмого правила на убедительность аргументов в значительной степени влияет, нравится собеседнику сам убеждающий или нет, ибо одни и те же аргументы у приятного собеседника воспринимаются как более убедительные, у неприятного - как менее убедительные.

О Барьеры общения

Наибольшее расположение собеседников друг к другу возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.

Однако на пути такого взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оценить.

Преодолеть эти барьеры и помогают приемы, описанию которых посвящена эта глава. 126

? Что для этого нужно

Думается, каждый образованный человек может назвать, что для этого нужно: быть прежде всего хорошим слушателем, проявить уважительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуждаемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положительные эмоции, понравиться внешним видом и манерами, соблюдать правила этики и т.д.

Однако все не так просто, как кажется. И проявляется это при попытке реализовать эти намерения на практике. Потерпев фиаско, часто ищут причину не в своих неумелых, беспомощных действиях, а в личности собеседника, считая, что задача была изначально неразрешимой из-за отрицательных черт характера собеседника. Беседы с такими неудачниками показали, что, владея общими установками, они и не знают, как их реализовать. В то же время можно насчитать (по крайней мере в этой главе) около двух десятков конкретных приемов, из которых слагается умение расположить к себе собеседника.

Вербальные и невербальные средства

Латинское слово "verbalis" означает "устный, словесный". К вербальным средствам относятся прежде всего приемы убеждения, рассмотренные нами в первой главе. Действительно, убедительный своей аргументацией собеседник вызывает уважение и расположение к себе.

К вербальным средствам относятся также: рефлексивное слушание (см. о нем ниже) и комплименты - явные и скрытые.

К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.

Особенно эти приемы эффективны в комплексе, тогда они, дополняя, усиливают друг друга.

Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой важнейшей человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.

Познакомимся с этими приемами подробнее.

4.2. БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ

СЭ Почему мы плохие слушатели

Когда провели опрос на тему: "Что такое хороший собеседник?", то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение собеседника слушать.

И это не случайно. Большинство из нас - плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание - это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит. 128

Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость "говорения" в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

Как иногда бывает

И.Атватер приводит следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: "Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа". - "О, как тебе повезло, дорогая!" - последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Мужчины и женщины

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в 2 раза чаще . В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.

Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора. Мужчина обычно слушает внимательно женщину только 10-15 секунд, после чего начинает "слушать" себя и искать, что бы сказать самому (см. там же).

Таким образом, если говорить обобщенно, в целом мужчины менее внимательные слушатели, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.

Будьте краткими

Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами "ничего интересного я не услышу". Такой вывод мы стремимся


сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых, - быть кратким.

Эффективные приемы слушания

-> Самый главный из них - так называемое "активное слушание". Оно состоит в том, что Вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга. Внешним

130проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном взаимопонимании.

-> Второй прием - задавать уточняющие вопросы. Это оживляет слушание, а сам процесс их формулирования - дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

-» Третий прием - активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу обычно непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что так важно для говорящего.

Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим, о чем мы поговорим ниже.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Латинское слово "reflexus" означает "отраженный".

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник:

горит желанием высказаться;

хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;

испытывает трудности в выражении своих мыслей и проблем;

является человеком, занимающим более высокое положение.

Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника. Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:

предубеждения (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);

многозначность большинства слов (их можно понять по-разному, в зависимости от предварительного ожидания или установки);

неумение точно сформулировать мысль;

"закодированное^" значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;

говорящий далеко не всегда начинает с главного, "ходит вокруг да около"; когда же приходит к главному - слушатель уже потерял интерес к сообщению.

Виды рефлексивного слушания:

-» выяснение ("Что Вы имеете в виду?", "Уточните, пожалуйста" и т.д.);

перефразирование ("Другими словами...", "По Вашему мнению", "Как я понимаю, Вы говорите о..." и т.д.);

_» отражение чувств ("Вероятно, Вы чувствуете...", "Вижу, что Вы этим очень расстроены" и т.п.);

-> резюмирование ("Если подытожить все сказанное, то...").

С\ Роль записей

Во время деловой беседы принято делать записи. Это не только привязывает к процессу слушания, но и является необходимым элементом деловой культуры. В менеджменте [см., например, 2, с. 170-172] есть соответствующие афоризмы на этот счет:

-> Блокнот для делового человека, это все равно, что сеть для рыбака".

-» "Не записанное на бумаге - это пустые мечтания".

И это не случайно:

-> мы забываем 90 % того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим и делаем, то есть лучше запоминаем.

Но даже и это не страхует от забывчивости: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их содержание как абсолютно незнакомое.

Поэтому в управленческой культуре стало аксиомой делать записи во время деловой беседы. А отклонение от этого правила воспринимается уже как неуважение к собеседнику: значит, в его словах нет ничего ценного.

л в редные привычки

Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение откинувшись на спинку стула, мягкое сиденье.

Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.



4.3. СКРЫТЫЕ КОМПЛИМЕНТЫ

Всякое проявление интереса к собеседнику

является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы интерес этот был искренним. Притворный интерес легко разоблачается и последствия этого - самые неприятные.

Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по- человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был. И тогда Ваш интерес будет неподдельным.

Начинайте с того, что интересует

собеседника

Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах.

Посмотрите на интересующий Вас вопрос глазами собеседника и подайте вопрос так, чтобы он отвечал каким-то его интересам.

Многие выдающиеся люди (Ф.Рузвельт, например), чтобы поддержать разговор с собеседником по интересующему того вопросу специально готовились: наводили справки о его интересах и увлечениях, читали соответствующую литературу.

Улыбнитесь человеку

Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки ценою в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.

Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка - это действие, означающее "Я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь, мне хорошо с Вами, я рад(а) Вам". Все это очень приятно сознавать и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное такое же расположение.

Врачи знают о так называемом "лейкоцитозе улыбки": когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка - это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо подсознательно надеются, что и на них сойдет благодать.

Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю; тот, кто с этим встречался, подтвердит, что это очень облегчает решение вопросов. Нередко в офисах висят таблички, обращенные и к клиентам: "Улыбайтесь!"

Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Теперь этому учатся и деловые люди. Оказавшись, например, в США,

Вы будете приятно поражены тем, что, разговаривая с Вами, партнеры обязательно Вам улыбаются, причем улыбкой щирокой, дружелюбной, вызывающей расположение.

Как "сделать" хорошую улыбку

Не всякому нравится его собственная улыбка. Не вс^м Господь дал улыбку в миллион долларов. Как правило, ничего не приходит само по себе, за все надо платить. Не зря же говорится: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Нам приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке?

Находясь перед зеркалом, заставьте себя засмеяться. Не очень получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь "запомните" мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. "Его пример другим



наука!" Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением улыбки, которую обучающиеся, глядя в свое отражение, пытаются воспроизвести.

Одна из женских проблем

Уделим внимание прекрасному полу. Дело в том, что многие женщины стараются не улыбаться, так как, по их мнению, улыбчивость приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто недавними исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин. Оказалось, что при улыбке тренируются как раз те группы мышц, которые препятствуют образованию морщин.

Наблюдением установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит само по себе, да и расположения со стороны окружающих меньше.

Чаще произносите имя

Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.

Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.

Произносить имя - означает проявить уважение к человеку. Многие преуспевающие люди помнят огромное количество имен, ибо то, что запомнил имя (особенно после давнишнего и непродолжительного разговора), - это своеобразный комплимент.

Чтобы помнить большое количество имен, деловые люди выработали надежное средство: они регулярно просматривают записи с именами тех, с кем недавно познакомились. Если нет времени сделать это днем, приходится делать вечером, лучше всего незадолго до сна. Приятней, конечно, почитать на ночь что-нибудь более увлекательное, но искусство (в том числе и общения) требует жертв.

Четыре приема запомнить имя Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:

О сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: "Очень приятно, Иван Васильевич";



© ассоциировать с именами-отчествами известных Вам людей или исторических личностей. Такая визуальная ассоциация помогает даже тогда, когда Вам приходится взять имя одного персонажа, а отчество - другого;

© проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается сказать;

О сделать себе установку на запоминание име- ни-отчества.

4.4. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Невербальные средства уже рассматривались нами. Это нерефлексивное слушание и все, что связано с умением слушать, а также улыбка. Они являются основными, но не исчерпывающими в перечне средств, помогающих расположить к себе собеседника, в чем нетрудно убедиться из дальнейшего.

Визуальный контакт

Он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-пер- вых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию.

Исключение составляют обсуждения неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта, что является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или желание смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40 %).

Встреча взглядами обычно длится несколько секунд - этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего внимания их к самому процессу общения и к деталям - к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению.

Замечено, что дольше взгляд задерживают на тех, кем восхищаются или с кем установились близкие доверительные отношения.

По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд - это означает, что мысль его еще не закончена. Когда остановил свою речь и прямо посмотрел в глаза слушателя - это значит, что он закончил, теперь очередь за собеседником.

Встреча с Р.Кеннеди

Мой давний знакомый, делясь впечатлениями от первого посещения США, как об одном из самых сильных впечатлений рассказал о следующем.

На одном из приемов ему довелось быть представленным сенатору Роберту Кеннеди. Тот так внимательно посмотрел в глаза в момент рукопожатия, что этот взгляд запомнился как взгляд человека, которому ты интересен, и он хочет тебя запечатлеть в своей памяти надолго.

Рассказчик не скрывал, что ему это было очень приятно, и с тех пор он с большим участием следил за деятельностью представителей семейства Кеннеди.

Позы и жесты

Они играют важную роль в создании атмосферы беседы. Слегка наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более разваливается на сиденьи.

Поза непринужденная предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру.

Не скрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют об открытости, доверии, а скрещенные означают защиту, оборону. Руки, закинутые за голову, означают позицию превосходства. Стоящий подбоченясь выражает решимость - либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику.

Значение других распространенных жестов и поз описано нами в главе 1. Все их надо учитывать для достижения цели беседы.

Особенно хочется сказать о кивании головой во время слушания. Это движение благотворно действует на говорящего, ибо в большинстве случаев кивок означает согласие, одобрение. Но даже если этого нет, то кивок означает, по крайней мере: "Я Вас понимаю, пожалуйста, продолжайте".

Замечено, что говорящий больше обращается к тем из слушателей, кто кивает.

Отзеркаливание

Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном соединении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Установлено, что принятие собеседником отличающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания. Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные. Встретившись с недружественными позами, жестами, следует как-то отвлечь от них. Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком и тому подобные отрицательные жесты) - дайте ему документ, который иллюстрирует Ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.



Взаимное расположение в пространстве

Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Таким образом, подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих.

При официальных переговорах, при приеме посетителей более естественно положение напротив друг друга.

В зависимости от пола предпочтения таковы: женщины чаще предпочитают разговаривать, находясь сбоку, мужчины напротив друг друга.

Межличностное расстояние

Более заинтересованные садятся поближе к собеседнику, менее заинтересованные - подальше. Однако слишком близкое расположение (до 0,5 м) воспринимается как интимное; расстояние от 0,5 до 1,2 м - для разговора друзей; "социальное" расстояние - 1,2-3,7 м - для деловых отношений; "публичное" расстояние (более 3,7 м) - для того, чтобы обменяться в лучшем случае несколькими словами.

Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Однако некоторая корректировка его с учетом вышесказанного позволит использовать и этот ресурс, ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и об удобстве партнера, и о придании разговору нужной тональности.

Женщинам комфортнее несколько более близкое расположение собеседников, чем мужчинам. Люди пожилые и дети также предпочитают держаться поближе, нежели люди средних лет, молодежь, подростки.

Собеседникам равного статуса комфортно более близкое расположение по сравнению со случаем, когда разговариваем с лицом более высокого положения.

Паузы

Паузы в разговоре совершенно необходимы, не нужно их бояться. Они позволяют собеседникам обдумать услышанное и предоставляют каждому решить, кому лучше высказаться. Пауза в речи позволяет подчеркнуть значимость высказанной мысли. Главное, чтобы продолжительность паузы не превышала 5-6 секунд, иначе она станет тягостной.

Гимн паузе как сильнейшему выразительному средству воздействия на собеседника читатель может услышать из уст главной героини романа С.Моэма "Театр", к которому мы с удовольствием отсылаем читателя.



Внешний вид

Не зря говорят - "встречают по одежке". Первое впечатление обычно влияет на все последующее восприятие, и именно внешний вид - первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.

80 % визуальной информации о человеке получают, видя его лицо. Всякий сразу отметит, чисто ли выбрит мужчина, продумана ли косметика у женщины, как причесан собеседник, какие запахи он источает.

Плохое впечатление производит любая неопрятность во внешнем виде. Мятый костюм, грязные, или давно нечищенные, или стоптанные ботинки. Старомодный костюм, обувь или галстук также понижают имидж, ибо могут служить указанием на невосприимчивость ко всему новому. Все эти недостатки мигом отмечают женщины: мужчины менее к ним чувствительны, но подсознательно это отрицательно влияет и на их мнение о собеседнике.

Определенные ассоциации вызывает человек, носящий очки. В сознании большинства сложился стереотип, что человек в очках (обычных, не затемненных), возможно, более начитан и, следовательно, более образован, что способствует положительному восприятию.

Наоборот, темные очки во время беседы могут раздражать собеседника, ибо мешают видеть глаза, что затрудняет полноценное общение.

Пунктуальность

"Точность - вежливость королей" - этот афоризм как нельзя лучше раскрывает роль пунктуальности. Нет ничего хуже, чем опоздать к началу встречи. Еще великий Шекспир сказал: "Лучше прийти на 2 часа раньше, чем опоздать хотя бы на 2 минуты". Справедливость этого легко понять, если речь идет об опоздании на поезд. Но отношения между людьми не менее важны, чем потери от сорвавшейся поездки.

К сожалению, в нашем обществе опоздания - повсеместное явление. Но организованность - важнейшее условие успеха в жизни любого человека, поэтому стоит ее развивать. Узнать свои резервы в этом плане поможет помещенный в главе 7 тест "Организованный ли Вы человек?"

? Не беритесь советовать...

Пока об этом Вас не попросят. Не зря по поводу советов есть множество шуток типа: "Легче дать 100 советов, чем выполнить один из них"; "К этим бы советам, да еще совет, как их выполнить"; "Кто умеет делать, тот делает, а кто не умеет - тот учит".

Такое отношение объясняется тем, что совет есть пристройка сверху, позиция "Родитель" (см. главу 3). Но пристройка сверху - это конфликто- ген (см. главы 1, 2), а конфликтоген разрушает доброжелательность общения.

В тех случаях, когда у Вас действительно просят совета, нужно быть крайне осмотрительным, ибо плохой совет может навсегда испортить отношения. Однако нередко люди спрашивают совета только чтобы утвердиться в уже выбранном решении. Поэтому, прежде чем советовать, необходимо получше разобраться в ситуации, для чего целесообразно применить приемы рефлексивного слушания.

сз Не перебивайте собеседника

Большинство из нас грешит этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители перебивают чаще - и не только в общении с подчиненными, айв быту. Внимательно слушая, мы как бы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Наоборот, перебивая, мы как бы говорим: "Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю".

Если все же перебить пришлось, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный Вами.

4.5. ИСКУССТВО КОМПЛИМЕНТА

О Универсальный прием

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда

удается расположить к себе собеседника, -

это сказать ему хороший комплимент.

Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека - потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.

Речь идет, конечно же, о настоящих комплиментах, но ни в коем случае не о пародиях на них.

д что такое комплимент

Разобраться в том, что такое хороший комплимент, поможет, прежде всего, точное определение этого понятия.

* Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе.

Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: " Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и " Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает.

Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Слова "Не люблю комплиментов! " относятся не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею. В этой главе будут сформулированы правила, выполнение которых обеспечит успех комплимента.

Комплимент и похвала не одно и то же. При похвале осуществляется так называемая пристройка сверху (см. 3.2). Действительно, похвала - это положительная оценка. Ясно, что оценку нижестоящему производит вышестоящее лицо (старший по должности или положению), а не наоборот.

При комплименте же в отличие от похвалы происходит пристройка снизу, собеседник как бы возвышается вами над собой.

? Самый эффективный комплимент

Из предыдущего следует, что самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне антикомплимента себе, ибо пристройка снизу делается более ощутимой, если, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех.

Пример. Один начальник отдела говорит другому: "Как тебе удается говорить с шефом? Я вчера час его уговаривал и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил". Хороший комплимент коллеге на фоне антикомплимента себе.

Мы все живем в обществе, каждый день нам приходится знакомиться с новыми людьми. Иногда бывает очень важно при знакомстве произвести хорошее впечатление и расположить к себе собеседника. Ситуации бывают разные: новые коллеги на работе, новый человек в компании, знакомство с родителями будущего мужа.
Существует несколько простых способов, соблюдая которые, можно с легкостью находить общий язык с разными людьми.

Обращайтесь к человеку по имени

Имя дается человеку при рождении, и он им дорожит. Идеальным вариантом будет, если перед знакомством Вы у общих друзей поинтересуетесь, как зовут Вашего нового знакомого. Это будет означать, что к нему проявили должное внимание и как к личности, выразили интерес.
Помните, в разговоре, обращаясь к человеку по имени, бессознательно происходит положительное расположение собеседника к Вам.

Соблюдайте правила этики

При разговоре не стоит задавать неприличных вопросов, касающихся материального обеспечения («А какая у Вас ?»); личных параметров («А какой у Вас рост, вес?»); перенесенных болезнях («А свинкой в детстве Вы не болели?»). Не рекомендую читателям МирСоветов критиковать родственников собеседника и его близких людей – это верный способ нажить себе врага, а не друга. Помните старую пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму». Действуйте, ориентируясь на ситуацию, к примеру, знакомясь с родителями будущего мужа, не стоит приходить в прозрачной блузке, чулках и мини-юбке.
Будьте вежливы, не скупитесь на , но в то же время будьте осторожны, не «переборщите», не наигрывайте. Говорите внятно, не повышайте голос. Большое значение имеет тон речи, с помощью которого передаются чувства и эмоции. Следует работать над постановкой голоса, его тембром, говорить с нормальной громкостью, чтобы о Вас не подумали как о робком или, наоборот, резком и агрессивном человеке.

Говорите о том, что интересно Вашему собеседнику

Узнав, что Вашему собеседнику категорически не нравится футбол и все, что с ним связано, не стоит вдаваться в глубокую дискуссию по поводу того, какой рьяный Вы болельщик, сколько раз за последний год посетили матчей и сколько еще собираетесь посетить. Разговор будет односторонним, собеседнику станет . Говорите о том, что интересно ему! О его увлечениях, хобби, жизненных интересах и приоритетах.
Мы все очень разные, но в чем-то всегда бываем похожи. В разговоре акцентируйте внимание на том, что между Вами общего («У меня тоже маленький ребенок, как и у Вас, девочка», «Мы с Вами закончили одну школу/институт», «Я тоже люблю выращивать цветы!»). Это позволит протекать Вашему разговору без напряжения, без лишних пауз, свободно и легко, появятся новые темы для обсуждения.

Не критикуйте мнение собеседника

Наверняка в ходе разговора появятся моменты, с которыми Вы не согласны со своим собеседником: методы воспитания детей, значение образования в жизни и многое другое. Но мы все разные и у нас разные точки зрения на многие вопросы. Собеседник имеет право на свое мнение, не надо его оспаривать! Не критикуйте! Если хотите указать на что-то, делайте это мягко и непринужденно, не навязывая своего мнения.

Будьте не только хорошим рассказчиком, но и слушателем

Умение быть хорошим и внимательным слушателем очень важно и этому стоит научиться! Разговаривая, обращайте внимание на то, чтобы диалог не превращался в монолог о Вашей жизни, интересах, увлечениях. Люди любят говорить о себе, о том, что их интересует, поэтому советую читателям МирСоветов позволять и своему собеседнику поведать о своих достижениях. При этом дополнения и вопросы к его рассказу должны быть уместны и без лишней лести. Лесть и лицемерие видно за версту, это настораживает и отпугивает.
Как-то раз мою подругу знакомили с одним симпатичным молодым человеком. Но после общения с ним она не захотела продолжения их знакомства и дружбы. Причина была как раз в том, что он не смог быть хорошим слушателем, несмотря на то, что говорила преимущественно девушка! Но, говорила, видимо не ему, а окружающему воздуху, так как в разговоре он спрашивал вещи, о которых уже было сказано ранее, или добавлял что-то постороннее, не относящееся к теме.
Поэтому умейте слушать, слушать внимательно, проявляя интерес, не перебивайте. Это, безусловно, оценят!

Уделяйте внимание позе и жестам

Каменное лицо и недоброжелательный взгляд еще никогда не располагали к задушевной беседе, это верный способ добиться негативного мнения о Вас. Улыбкой Вы даете собеседнику понять, что он Вам нравится и Вам приятно с ним общаться. Поэтому улыбайтесь, будьте рады знакомству!
Поза должна быть непринужденной, обращенной к собеседнику, корпус слегка наклонен. Установите визуальный контакт, обменивайтесь взглядом, в знак одобрения кивайте головой. Кисти рук должны быть расслаблены, раскрытые вверх означают искренность и открытость. Постарайтесь избегать скрещивания рук на груди (оборонительная поза).
Также по смене поз и по Вашего собеседника, Вы можете понять, насколько комфортно ему с Вами общаться, разговоры о чем ему нравятся, а какие настораживают. Отсюда, чтобы максимально расположить человека к общению, уже сами сможете выбирать наиболее подходящую .

Показывайте собеседнику его значимость

Мы все ставим перед собой цели на будущее и стараемся воплотить их в реальность. Ваш собеседник добился чего-то в определенной сфере жизни: окончил институт с красным дипломом, сделал успешную карьеру, получил черный пояс в карате, собрал коллекцию кактусов и прочее. Выражайте свое искреннее восхищение, порадуйтесь за него. Человеку очень приятно, когда его оценивают по заслугам.
Показать человеку его значимость, можно, разделяя его эмоции и переживания, спрашивая его мнение по интересующему Вас жизненному вопросу, рассказав что-то личное о себе.

Хочу сказать читателям МирСоветов, что перечисленные способы универсальны и во многом взаимосвязаны, однако применять их нужно с учетом конкретной ситуации. У людей, которые нас окружают и встречаются на жизненном пути, разные характеры и , кто-то любит поговорить, а кто-то выслушать и т.д., и об этом важно помнить, чтобы заслужить их расположение. Умея разбираться в людях, с каждым из них при желании можно найти общий язык. Нужно быть открытым и доброжелательным, проявлять интерес к разговору и Вашему собеседнику.
Приятного Вам общения и новых друзей!

Инструкция

Не менее важно при разговоре приветливо улыбаться. Это необходимо, чтобы вызвать . Улыбка должна быть уместной по ходу беседы: приветственной, ободряющей, сочувственной.

Особое место в принадлежит комплименту. Это универсальный и действенный для того, чтобы расположить собеседника к себе . К комплементам все относятся благосклонно, так как приятно услышать о себе хорошее. Не путайте комплимент с . Льстец способен сильно преувеличивать достоинства собеседника . На комплимент обязательно вам улыбнется. Важно, чтобы комплимент не противоречил действительности слишком сильно. Например, больной не может выглядеть прекрасно. Желание его можно выразить нейтральными словами.

Следующее, что поможет вам расположить к себе собеседника – это умение слушать. Слушающий человек всегда окажется в более выигрышном положении, так как может влиять на процесс в дальнейшем. Ваша способность слушать , возможно, благоприятно отразится на вашем бизнесе. Слушая собеседника , старайтесь не отвлекаться.

Важный элемент, помогающий достигнуть расположения к себе – ваш взгляд. Говорите и слушайте собеседника , глядя ему в глаза. Отвлекаться на другой предмет взором можно каждые десять секунд, через две-три секунды снова направляя внимание на визави.

Во время беседы вас будут лучше воспринимать, если вы находитесь рядом и немного сбоку.
Воспользуйтесь данными методами и ваша цель – расположить к себе собеседника , будет достигнута.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • приемы расположения к себе в 2019

Наряду со смертной казнью изоляцию в одиночной камере считают одним из жесточайших наказаний. Еще хуже, когда являющийся свободным человек по каким-то причинам не может выстроить отношения с другими людьми. Независимо от того, какие цели преследует индивид, их достаточно просто достигнуть, если соблюдать несколько нехитрых правил.

Каждый из нас когда-то имел дело с людьми, которые буквально притягивают к себе внимание и кажутся на редкость убедительными и удачливыми. Бесспорно, кто-то обладает такими способностями от рождения, но не стоит пылать завистью - если немного постараться, можно выработать в себе все эти качества.

Важность первого впечатления

На формирование первого впечатления у человека уходит всего 40 секунд. Вне зависимости от того, было ли ошибочным первое впечатление или оказалось верным, оно надолго отпечатывается в подсознании и практически не поддается изменениям. Поэтому, даже встав не с той ноги, стоит сделать над собой усилие и постараться выглядеть доброжелательно хотя бы в первые минуты знакомства. Говорить о внешнем виде и вовсе не стоит, тот факт, что "встречают по одежке" давно всем известен и даже успел приестся.

Построение речи и манера говорить

Самое главное, глубокое впечатление о человеке складывается исключительно по тому, как он говорит, насколько грамотно и ясно выражает свои мысли. Поэтому чтобы совершенствовать свою манеру речи, стоит преимущественно общаться с людьми, у которых навык говорить развит хорошо. Полезно даже просто слушать их и учиться. Немаловажно читать книги, хотя бы 10 страниц ежедневно. Еще лучше делать это вслух.

Манера держаться в обществе

Будьте уверены в том, что вы делаете или говорите, или хотя бы сделайте вид. Не принимайте закрытые позы, поработайте над мимикой и жестикуляцией.

Давно известно, что самые важные принципы удачного общения это:

Быть позитивным, никто не любит неудачников и нытиков. Все интуитивно тянутся к успешным и счастливым людям, потому что сами хотят быть таковыми.

Показать собеседнику свою заинтересованность и не бояться задавать вопросы.

Находить сходства между собой и собеседником.

Если соблюдать все эти нехитрые принципы и совершенствовать свои навыки общения, в скором времени можно заметить, что глаза собеседников так и горят искорками заинтересованности и внимания.

Наиболее действенные способы расположения к себе собеседника.

В данной статье будут представлены наиболее действенные и надежные способы расположения к себе собеседника. Все они являются психологическими приемами , направленными на добродушное воздействие, которое не влечет за собой оскорбление, унижение или же подавление индивида.

Основная цель использования приведенных ниже способов – это научиться располагать к себе людей, помочь им начать доверять вам и постепенно подвести к необходимому вам поступку, действию или решению. Далее рассмотрим несколько наиболее распространенных и действенных приемов, которые наверняка позволят вам расположить к себе собеседника.

1. Просьба о помощи или одолжении.

В случае обращения за помощью или одолжением к человеку, вы даете ему понять, что если какая либо необходимость возникнет у него самого, то он смело сможет к вам обратиться. Из этого следует, что он поступит так, как хотел бы, чтобы поступили и вы в ответ на его просьбу. Оказав вам помощь один раз, человек будет гораздо более расположен к вам, чем тот, кому однажды сделали одолжение вы и он ощущает себя обязанным.

Впервые на этот психологический фактор обратил внимание . Для того, чтобы войти в контакт с человеком , настроенным к нему негативно и расположить его к себе, Франклин решил подойти к нему с просьбой дать на время очень редкую и дорогую книгу. Он сформулировал свою просьбу весьма вежливо и корректно, а еще большую вежливость высказал в благодарности за то, что человек ему не отказал. Это произвело ожидаемый эффект, и, спустя некоторое время человек, который был негативно настроен к Франклину, стал его другом. С тех пор, этот психологический прием получил название эффект Бенджамина Франклина.

2. Преувеличивайте просьбу.

Если вы хотите и в то же время подвести его к выполнению определенного действия, необходимо слегка преувеличить действительную просьбу. Суть заключается вот в чем: попросив человека о том, чего он не сможет или не захочет выполнить, вы заставите его отказать вам. Отказав, собеседник будет чувствовать себя неловко и ощущать дискомфорт, по причине того, что отказал вам в помощи. Спустя некоторые время, обратитесь с той просьбой, которая была для вас изначально интересна, и с большой вероятностью человек согласиться выполнить ее, так как будет ощущать чувство вины за предыдущий отказ.

3. Используйте имя и статус в общении.

Всемирно известный психолог давно считается профессионалом в умении , он написал множество книг на эту тему и достиг больших успехов в данной области. В своих работах он советует уделять большое внимание статусу, титулу и имени человека. Ни для кого не секрет, что каждый человек в той или иной мере любит себя и свое имя, ведь именно оно всю жизнь, как бы обозначает для человека самого себя и является наиболее благозвучным и приятным словом. И, следовательно, человек, который произносит это слово становиться приятным и положительным собеседником.

Такой же эффект оказывает и использование звания, должности или социального статуса человека. Это одна из причин, почему в структурах правопорядка, военных структурах принято использовать при обращении к старшим изначально звание, а потом, при необходимости, имя. С помощью такого оборота регулируется дисциплина и уважение к старшим по званию.

Если вы хотите дружить с человеком, чаще называйте его своим другом в разговоре. Это непременно повлияет на его отношение к вам, и ускорит установку дружеского контакта. Обращаясь к собеседнику « » или же « », значительно увеличит ваши шансы работать на него в скором времени.

4. Лесть, как способ расположить к себе людей.

Ни для кого не секрет, что лесть практически всегда имеет место в случае, если человек хочет понравиться собеседнику. Это наиболее очевидный и, на первый взгляд, надежный способ оставить положительное впечатление о себе. Однако, существует два нюанса использования инструментов лести, на которые следует обратить внимание, чтобы эффект не оказался отрицательным. Во-первых , искренность. Если собеседник почувствует, что вы говорите не искренне, то вполне возможно, он сделает вывод, что вы склонны к обману, и мнение о вас останется негативным. Во-вторых , необходимо изучить человека, которому вы льстите. Если перед вами, с высокой самооценкой, то для него лесть будет выглядеть как подтверждение собственного мнения о себе. Если же собеседник имеет заниженную самооценку, комплексы, то лесть может привести к отрицательным эмоциям, так как ваше мнение будет расходиться с его собственными взглядами. Естественно, это не значит, что такого собеседника нужно унизить – вполне подойдет легкий комплимент.

5. Используйте манеру собеседника.

Техника использования жестов, поведения и манеры ведения разговора оппонента в науке получила название мимикрия. Человек склонен использовать данную технику даже на подсознательном уровне, совершенно не стараясь скопировать чьи-либо повадки или же манеру общаться. Но многие обращаются к этим методам сознательно, с целью располагать к себе людей .

Эта техника имеет успех по той же причине, что и методика Дейла Карнеги в случаи с использованием имени, титула или социального статуса. Человек любит себя, и видеть себя со стороны доставляет ему положительные эмоции, а то, что оппонент отражает его, заставляет почувствовать себя личностью. Эти ощущения поднимают настроение человека, поэтому, даже спустя некоторое время, общение с другими людьми также принесет больше положительных эмоций для того, кто недавно общался с подражающим ему собеседником. Мы намного лучше относимся к тем, кто схож с нами, чем к нашим антиподам.

6. Усталость собеседника – как гарант обещание выполнить просьбу.

Уставший собеседник всегда будет стремиться быстрее завершить диалог и не захочет выполнять сейчас же какие-либо просьбы или же принимать решения. Человек, в случае, когда ощущает себя уставшим физически, также чувствует и моральную усталость, снижается уровень физической и психической энергии, повышается восприимчивость к чужим словам и обращениям. Из этого следует, что наиболее вероятный ответ, который вы получите на свою просьбу, от уставшего собеседника – гарантия выполнить вашу просьбу завтра. А на следующий день, так как слово было уже дано, оппонент, скорее всего, сделает то, что обещал – ведь никто из нас не хочет показать себя, как ненадежного человека, который не держит своего слова.

7. Начните с малого.

Данная методика является полностью противоположной той, которая была представлена во втором пункте. Проверка эффективности ее использования была проведена в сфере маркетинговой деятельности. Изначально маркетинговая компания обратилась к людям с просьбой выразить свою поддержку кампании по защите окружающей среды путем голосования в социальных сетях. После того, как люди поддержали эту идею, к ним обратились с просьбой купить определенный товар, гарантируя, что все средства будут направлены на реализацию этого же проекта по защите природы. И большая часть людей откликнулись и на эту просьбу, купив товар.

Этот эксперимент указывает на то, что если вы попросили человека о какой-либо мелкой услуге, и он её оказал вам, то намного вероятнее он выполнит и более весомую просьбу. Но стоит учесть, что со следующей просьбой к человеку обращаться надо не сразу же после того, как он выполнил незначительную услугу, а спустя пару дней.

8. Выслушайте собеседника.

Довольно часто встречаются ситуации, когда человек, не дослушав своего оппонента, перебивает его и начинает доказывать, что тот не прав. Конечно же, такое поведение не только не располагает собеседника, но и заставляет его вступать с вами в спор, что вполне вероятно, дальше может перерасти в крупную ссору. , вступая с ними в ссору и показывая неуважение к их мнению? Такая ситуация скорее будет иметь обратный эффект и вы расстанетесь с собеседником врагами. Поэтому в первую очередь, необходимо дослушать собеседника до конца, даже если вы не разделяете его точки зрения, задавайте интересующие вас вопросы, старайтесь понять и прочувствовать идею собеседника. Ведь что-то же заставило его думать именно так. Возможно, вы найдете схожие позиции, или же выделите для себя те моменты рассуждения собеседника, которые вам близки и ясны. Не начинайте сразу переубеждать – изначально согласитесь с оппонентом, людям интереснее вести диалог с теми, кто поддерживает их идею.

9. Используйте фразы собеседника

Методика рефлективного слушания часто используется как в повседневном общении, так и в практической психологии. Часто, когда психотерапевт старается расположить к себе пациента и установить с ним связь, он обращается именно к методике рефлекторного слушания. Пациент начинает больше рассказывать о себе, охотнее делится своими переживаниями, что позволяет сделать его лечение более эффективным. Такая методика заключается в том, чтобы выслушав внимательно собеседника, выбрать какую-либо фразу из его разговора и перефразировав, возможно выстроив в вопрос, повторить снова, обращая ее к нему.

Психология человека такова, что услышав от вас такой вопрос или же просто повтор его фразы, он сделает вывод, что вы внимательно слушаете его, заинтересованы в диалоге, а, следовательно, начнет больше доверять вам и прислушиваться к вашим советам и вашему мнению в целом.

10. Подтверждайте правоту.

Каждый собеседник заинтересован в том, чтоб оппонент был согласен с его мнением и старается убедить его в своей правоте. Хотите расположить к себе собеседника – кивайте в то время, как слушаете его. Люди на уровне подсознания воспринимают кивание – как поддержку идеи и согласие с ней, так человек будет видеть, что вы поддерживаете его мнение. Если человек видит, что на протяжении всего диалога вы были с ним согласны, то после это облегчит вам задачу переубедить его и поверить в правильность вашей точки зрения.

Для того чтобы правильно подобрать способы расположения к себе собеседника, необходимо в первую очередь понять, какой человек находится перед вами, его основные психологические особенности и черты характера, и, только сделав определенные выводы, следует использовать психологические инструменты воздействия.

Напоследок видео, для закрепления основных способов расположения к себе собеседника:

Во время общения с партнером на наши органы чувств, поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Напри­мер, вы беседуете с человеком, но не можете, закрыв глаза, на­звать цвет его галстука. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не был зафиксирован, может и исчезнуть для вас бесследно, а может и не исчезнуть. Все зависит от того, на­сколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе достаточный эмоциональный заряд для нее. Минуя сознание, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмо­ционального отношения.

Если в процессе общения послать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для парт­нера достаточное эмоциональное значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-третьих, чтобы партнер не осознавал этот сигнал, то возникает такой эффект: партнер по общению будет утверждать, что «чем-то это общение было прият­ным», «что-то в нем есть располагающее». Если же повторить это не один раз, то у партнера будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив таким образом к себе человека, можно с большей вероятностью добиться принятия им своей позиции, его внутрен­него согласия с ней.

С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собе­седника.

Прием «имя собственное».

Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Тому есть несколько причин:

1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.

2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных слу­жебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом про­износят его имя (а имя - символ личности), то вольно или неволь­но, показывают внимание к его личности.

3. Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем.

4. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положитель­ными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он не­вольно притягивает к себе, располагает.

Встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавив к фразе «доброе утро» (психологически более приятной, чем слово «здравствуйте») имя-отчество каждого из них, можно вызвать к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени следует обращаться к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к слу­чаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.

Прием «зеркало отношения».

В арсенале данного приема есть два инструмента - улыбка и комплементы.

Легкая улыбка невольно притягивают людей, поскольку:

1. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.

2. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выра­жение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего, это сиг­нал: «Я - ваш друг».

3. Друг в прямом смысле этого слова - это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах.

4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает эту защи­щенность, т.е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей.

5. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлет­ворения.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает положительные, эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Следует заметить, что эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положитель­ные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.

Комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличе­ние достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов форми­рования аттракции в деловых отношениях.

Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное - пусть и неболь­шое, но все же преувеличение.

Если человеку часто, повторять: «Вы же умница» или «Вы же великолепно с этим справляетесь», хотя на самом деле это не совсем так, то через некоторое время он дей­ствительно поверит в свои способности и будет стремить­ся реализовать имеющийся потенциал.

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании ка­кой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет пол­ностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлет­ворения, появление на этой почве положительных эмоций.

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит не­большое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.

Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмыслен­ных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплимен­те, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начи­нается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него.

Прием «терпеливый слушатель».

Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собесед­ника, нужно немалое время, т.к. не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать выс­казывания, которые не относятся к делу. Если вы все-таки выслуша­ете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. По­скольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам «возвращены» в виде небольшого усиления симпатии к вам.

Прием «личная жизнь».

У каждого человека наряду со служебны­ми интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного инте­реса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Деловое общение

Тема понятие общения его типология характеристика делового общения.. понятие общения виды потребностей в.. типология общения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие общения. Виды потребностей в общении
Общаться - значит уметь разби­раться в людях и на этой основе строить свои взаимоотноше­ния с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обме

Виды потребностей в общении
Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них - потребность в безопасности. Потребность в безопасности, снятии напря

Типология общения
Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим еготипологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения. Неп

Невербальное поведение. Этикет жестов
Общение между собеседниками происходит по трем основным каналам: вербальному, звуковому и визуальному. Эти каналы обладают различной эффек­тивностью по воздействию на собеседника. При­близительно 1

Проксемические особенности невербального общения
Пространство также выступает в качестве особой зна­ковой системы и несет смысловую нагрузку. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способ­ствует возникновению контакта, символизируе

Прикосновения
Люди в некоторых уголках мира, особенно в Азии, очень пристрастно относятся к прикосновениям. За­блуждение, что с японцами нужно здороваться двумя руками – это не так. Нельзя хвататься за запястье

Международный этикет языка жестов
На первый взгляд присущие нам знакомые и безобид­ные жесты могут обидеть окружающих и навлечь неп­риятности во время деловых визитов и путеше­ствий за границей. Жесты используются для подчерки­вани

Сущность деловой беседы
В широком смысле деловая беседа - это разговор заинтересованных лиц по поводу «дела». Деловые беседы путают с деловыми переговорами. Деловая беседа предполагает о

Прямой отказ
Прежде всего,отказ должен быть юридически обоснован. Иначе в глазах клиента он бу­дет выглядеть неубедительным и незаконным. Ссылка на инст­рукции, правила, правовые нор­мы являетс

Косвенный отказ
Обеспечить вежливость мож­но, используя технику «кос­венного отказа». В этикетной культуре многих народов она получила самое широкое рас­пространение. Так, английский этикет в ситуации отказа не пр

Перманентный отказ
Иногда приходится иметь дело с людьми, которые, добиваясь своего, буквально идут напролом. Они шантажируют, уг­рожают жалобами. В таких случаях вежливость должна сочетаться с твердостью и

Разработка плана переговоров
Важным элементом подготовки к переговорам является разработка плана действий. Он должен быть прост, конкретен и вместе с тем гибок. План должен быть достаточно прост, чтобы переговорщик по­стоянно

Стратегия сотрудничества
Основным видом стратегии является стратегия сотрудничества, нацеленная на то, чтобы путем взаимодействия получить оптимальные для обеих сторон результаты. Не менее важно и то, что стратегия сотруд­

Стратегия борьбы
Элементы борьбы присущи любой страте­гии. В данном случае имеется в виду стратегия, которая целиком сосредоточена на борьбе как средстве достижения цели. В таких переговорах ставка делается на полн

Приемы, применяемые на деловых переговорах, и методы противодействия им.
Прием «вне протокола». Партнер предлагает обсудить отдельные вопросы «вне протокола». Цель - получить больше информации. Метод противодействия - если есть целесообразность

Национальные особенности стиля переговоров
Хотя в последнее время отмечается тенденция к интернационализации и стандартизации стиля и процедуры международных деловых перегово­ров, осо­бенности национальной культуры все еще ска­зываются на п

Сущность и виды деловых совещаний
Деловое совещание - собрание заинтересованных лиц с целью обсуждения заранее определенных вопросов, обмена информацией, либо выработки совместного решения по конкретным проблемам. Рассмотр

Организация и проведение делового совещания
· Для начала необходимо определиться: нужно ли вообще проводить совещание. Может быть, самые важные решения могут принять 2-3 высших руководителя. Выносить на обсуждение нужно только те вопросы, ко

Роль председателя (ведущего) делового совещания
Особое значение на деловом совещании имеет председатель (ведущий). Ведущий совещания вначале должен высказать надежду, что совещание будет носить деловой и конструктивный характер, в течен

Правила поведения на совещании
Эффективность делового совещания значительно повыситься, если участники заранее проинструктированы о правилах поведения на совещании. Кратко их можно свести к следующим положениям:

Обобщенные параметры делового совещания
Организационные условия делового совещания: · Оптимальное количество участников совещания - от 7 до 15 че­ловек. Если присутствует более 20-25 человек, возникает опас­ност

Подготовка выступления перед аудиторией. Виды внимания аудитории
Удачливый политик или руководитель во многом обязан сво­им успехам умению выступать перед аудиторией. К выступлениям необходимо хо­рошо готовиться. О своих слушателях надо постараться за­р

Методы преодоления волнения перед выступлением
Избыточная эмоциональность является одним из основных факторов, мешающих человеку сосредоточиться на выступлении и приводящих к возможным ошибкам во время речи. При этом конкретные эмоции, охватыва

Аргументирование речи. Методы аргументирования
Излагаемые выступающим тезисы должны быть хорошо аргументированы. В этом может помочь метод сильных аргументов (см. тему «Психологические аспекты проведения деловой беседы»).

Трудности, возникающие при выступлении и методы их преодоления
1. Выступающий потерял нить рассуждения Если вы вдруг потеряете нить рассуждения или забудете какое-то слово, не паникуйте. Попытайтесь использовать специальные приемы для того, что

Конфликт. Виды конфликтов
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или не­скольких людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречив

Причины конструктивных и деструктивных конфликтов
Причины конструктивных конфликтов. Обычно это недостатки в организации и управлении. Перечислим те недостатки, кото­рые наиболее часто приводят к конфликтам: - неблагоприятные условия труд

Стратегии поведения в конкретных ситуациях
Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать опре­деленный стиль поведения, учитывая при этом ваш собствен­ный стиль, стиль других, вовлече

Контроль собственного раздражения и страха в конфликтной ситуации
Чувства гнева и страха легко могут создать конфликтную ситуацию. Они могут возникнуть в любом конфликте и в даль­нейшем служить для него питательной средой. Но одно дело подумать о том, что вам сле

Дополнительная
1. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с. 2. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004