Где находится малая земля на карте ссср. Десант на Малую землю: зацепиться и отстоять. Оборона Малой земли

А вот другой десант имел успех. Под командованием майора Цезаря Куникова, используя дымовую завесу, с катеров высадилось 275 бойцов с лёгким вооружением в районе Станички, у Суджукской косы. Первоначально это должен был быть ложный десант, но именно он имел успех и стал основным. Участвовали в десанте добровольцы, которые прошли достаточную подготовку. Более месяца тренировались десантники, изучали различное вооружение. В час ночи катера 4-го дивизиона сторожевых катеров были готовы высадить десант. Десять минут длилась артподготовка, по участку между мысом Любви и Суджукской косой, и началась высадка. Быстрота и натиск позволили быстро выбить противника с берега, захватить оружие врага и обеспечить высадку подкрепления. Потери при высадке десанта Куникова были минимальны для такой операции и составили несколько человек убитыми и ранеными. Надо отметить, что оборону держали немецкие части совместно с румынскими и румыны были более лёгким противником. Собравшись с силами противник отчаянно пытался сбросить десант в море, но десантники смогли сохранить позиции. Опешивший от натиска враг оставил на берегу артиллерийские орудия с боезапасом, что обеспечило десант артиллерией. Памятная надпись героическому десанту на " Малую землю " С моря десант поддерживал огнём реактивной артиллерии тральщик (КАТЩ-606) "Скумбрия". Это был мобилизованный рыбацкий сейнер, с экипажем из бывших рыбаков под командованием главного старшины В.С.Жолудева, на котором смонтировали 12 8-ми зарядных 82-мм реактивных установок. Тихоходный тральщик с реактивным вооружением с трудом выделили для отвлекающей операции. Дымовую завесу ставили два торпедных катера. При высадки один из катеров был потоплен огнём врага и экипаж присоединился к десанту. Остальные катера вернулись в Геленджик за второй партией десантников. Близилось утро и надо было спешить, а кроме того сильно поднималось волнение моря. К утру в Станичке было высажено 870 бойцов и командиров. В восьмом часу утра катера ушли из Цемесской бухты, прикрываясь дымовыми завесами. Флагманский катер командира дивизиона Сипягина вернулся в Геленджик последним. Позже на этот плацдарм пробились оставшиеся силы основного десанта (некоторые источники называют цифру всего в пять человек). Используя подкрепления, плацдарм удалось существенно расширить. К 10 февраля десант занял населённый пункт Мысхако и несколько кварталов Новороссийска. Однако, существенно осложняло положение десанта то, что все господствующие высоты занимал противник и позиции десанта были, как на ладони, что вело к большим потерям. Десантники вынуждены были постоянно вгрызаться в скальный грунт побережья.

, армии) под командованием генерала Петрова.

11 января 1943 года план был утверждён. По приказу Ставки, его реализация должна была начаться немедленно, поэтому реализация плана «Горы» началась уже на следующий день. Наступление проходило тяжело, но в этой части увенчалось успехом: к 23 января была прорвана оборона немцев южнее Краснодара, и путь вывода немецких войск с Северного Кавказа был отрезан. В ходе боёв, продолжавшихся до начала февраля, советские войска вышли к Азовскому морю и взяли Майкоп . Наступило время для начала морской фазы операции .

Подготовка

С ноября 1942 года, вне связи с планом «Море», разрабатывался план десантной операции в районе Новороссийска. Места и порядок проведения операции были определены: основной десант высаживался с кораблей в районе Южной Озерейки, отвлекающий - в районе Станички. Второй десант должен был дезориентировать противника, создав впечатление десантной операции на широком фронте.

С ноября 1942 года шла подготовка войск: проводились регулярные тренировки, в ходе которых отрабатывалась высадка с техникой на необорудованный берег и взаимодействие десанта с кораблями огневой поддержки.

Основная группа десанта под командованием полковника Гордеева состояла из 83-й и 255-й бригад морской пехоты, 165-й стрелковой бригады, отдельного фронтового авиадесантного полка, отдельного пулемётного батальона, 563-го танкового батальона, 29-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Вспомогательный десант под командованием майора Куникова состоял из 275 бойцов морской пехоты без тяжёлого вооружения.

План предусматривал высадку десанта сразу после прорыва фронта под Новороссийском силами 47-й армии Черноморской группы. Десант должен был высадиться под прикрытием огня кораблей поддержки и авиационной бомбардировки, подавить сопротивление противника на берегу, соединиться с высадившимися воздушными десантниками, после чего прорваться к Новороссийску, соединиться с основными силами, обеспечить блокирование и последующий захват города.

Можно отметить, что предварительная подготовка личного состава и отработка собственно действий десанта была проведена вполне качественно. Однако, как показали последующие трагические события, организация доставки десанта, согласования действий различных участвующих в операции формирований оказались недостаточно отработанными. Так, например, десантные группы находились в трёх разных портах, что не могло не создать дополнительные сложности с синхронной доставкой их в точки десантирования. Средства десантирования двигались к точке высадки своим ходом, соответственно, группа кораблей десанта была вынуждена равняться в своём движении по самым тихоходным из них.

Начало операции

Оборона Малой земли

Между тем, с точки зрения противника, они такими отнюдь не выглядели. Пауль Карель так описал советский десант: «все шло не так… Царила полная неразбериха. Никто не знал, что произошло… Бойцы Куникова окопались поодиночке или маленькими группами и так бешено отовсюду стреляли, что у непосвященных складывалось впечатление, будто высадилась целая дивизия. Абсолютное незнание ситуации лишало немецкое командование твёрдости» .

Малая земля в культуре и искусстве

Очень часто Малая земля упоминалась в некоторых отечественных кинофильмах.

См. также

Напишите отзыв о статье "Малая земля"

Примечания

Литература и источники

  • Леселидзе, К. Н. . «Боец РККА». Ежедневная красноармейская газета закавказского фронта (26 октября 1943). - «Героический гарнизон «Малой земли» все дни штурма вел упорные бои и непрерывно атаковал позиции немцев. Тем самым он оттягивал на себя большие силы и способствовал прорыву немецкой обороны в районе цемзавода.» Проверено 9 февраля 2014.
  • Авторский коллектив: М. И. Повалий (руководитель), Ю. В. Плотников (заместитель руководителя), И. М. Ананьев, А. В. Басов, В. А. Голиков, Е. П. Елисеев, А. Н. Копенкин, В. А. Марамзин, А. П. Марфин, С. С. Пахомов, В. Б. Сеоев, П. Ф. Шкорубский, Н. И. Яковлев. В подготовке книги принимал участие М. Х. Калашник. Восемнадцатая в сражениях за Родину: Боевой путь 18-й армии. - М.: Воениздат, 1982. - 528 с., ил.
  • Давид Ортенберг. Фронтовые поездки. - М ., 1983.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Малая земля

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.

Против отряда десантников немцы бросили все силы — танки, авиацию, пехоту. 260 бойцов сражались, будто целый полк. 4 февраля 1943 года десантный отряд Цезаря Куникова высадился на укрепленном побережье Мысхако, так называемой Малой земле. Героическая оборона продолжалась 225 дней и завершилась полным освобождением Новороссийска.

В начале 1943 года советское командование запланировало операцию по освобождению Новороссийска. Для создания плацдарма в юго-западной части города должны будут высадиться два десанта: основной — в районе села Южная Озереевка и вспомогательный — у пригородного поселка Станичка (мыс Мысхако).

Главной задачей вспомогательной группы было дезориентировать нацистское командование и отвлечь врага от основного театра действий, а дальше либо прорываться к основным силам, либо эвакуироваться.

Отряд специального назначения для высадки в районе мыса Мысхако было поручено возглавить майору Цезарю Куникову.

За плечами Куникова были бои под Ростовом, оборона Керчи и Темрюка. Отважный и целеустремленный он умел решать сложнейшие задачи при минимальных потерях. На подготовку к операции, назначенной на 4 февраля 1943 года, майору дали 25 суток. Он же получил право сформировать сам отряд.

В группу вошли лучшие бойцы-добровольцы, имевшие внушительный боевой опыт. Предвидя сложности предстоящей операции, Куников ежедневно проводил усиленные многочасовые тренировки.

Защитники учились не только высадке на берег в ночное время в зимних условиях, но и стрельбе из различных видов оружия, включая трофейное, метанию гранат и ножей из различного положения, определению минных полей, приемам рукопашного боя, скалолазанию и оказанию медицинской помощи.

И вот, в ночь на 4 февраля отряд из 260 морских пехотинцев подошел к мысу Мысхако. Стремительным ударом бойцы выбили нацистов с побережья и закрепились на захваченном плацдарме.

Майор Куников отправил командованию донесение: «Полк высадился успешно, действую по плану. Жду последующие эшелоны». Радиограмма была умышленно отправлена открыто — десантник был уверен, что ее перехватят немцы.

Сообщение о высадке на окраине Новороссийска целого полка советских бойцов приведет врага в замешательство и отвлечет от удара основных сил.

К утру, когда нацисты пошли в наступление, отряд Куникова уже взял под контроль около 3 километров железной дороги и несколько кварталов поселка Станичка. Танки, авиация, пехота — враг бросил в атаку все силы. Но, несмотря на многократное превосходство, ни отрезать десантников от побережья, ни вклиниться в их оборону немцам не удалось.

Враг, считая огромные потери, не сомневался — ему противостоит целый полк…

Лишь за первые сутки защитники отбили 18 мощнейших атак. Все это время майор Куников не только руководил боем — он вел бойцов вперед, вдохновляя своим примером.

Боеприпасы таяли с каждой минутой. Положение ухудшалось. Тогда Цезарь Куников сделал то, чего враг ожидал меньше всего — он повел отряд прямо на артиллерийскую батарею гитлеровцев.

Внезапная атака имела успех, и бойцы, завладев немецкими боеприпасами и пушками, повернули орудия против атакующих.

Так было до подхода основных сил. Из-за неудачи отряда основного десанта у Южной Озереевки вспомогательный плацдарм, захваченный куниковцами, стал основным. Они ежедневно отбивали яростные атаки врага, зачищали многоэтажные здания и немало продвинулись вперед.

Плацдарм, отвоеванный у немцев на Мысхако, десантники назвали Малой землей. Советское командование назначило майора Куникова старшим командиром плацдарма. Теперь в его обязанности входила охрана морского побережья, прием и разгрузка судов, эвакуация раненых.

Выполняя эти обязанности, в ночь на 12 февраля Куников получил ранение осколком мины. Командира доставили в госпиталь в Геленджик, где врачи двое суток боролись за его жизнь. Но безуспешно — 14 февраля Цезарь Куников скончался.

В апреле 1943-го ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Плацдарм, завоеванный Куниковым и его десантниками, видел еще немало боев. Героическая оборона Малой земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября 1943 года полным освобождением Новороссийска.

Ансамбль-мемориал «Малая земля» находится в Новороссийске, на побережье Черного моря набережной Адмирала Серебрякова. Он является частью комплекса мемориала «Героям Великой отечественной и гражданской войн 1941-1945 года».
Памятник по своей форме напоминает переднюю часть носа боевого корабля, вырвавшего на полном ходу из моря на берег. Состоит памятник из двух опор, одна закреплена в море, другая на суше, на высоте 22 метров они пересекаются вместе и в общем виде образуют что то похожее на треугольную арку под наклоном.
На борту уходящем в море, на камне изображен многофигурный рельеф с бойцами готовящимися ринуться в атаку. На противоположном - скульптура изготовленная из бронзы высотой 9 метров, на половину находящаяся на весу без стандартного пьедестала, который обычно используется для поддержания. Бронзовая скульптура представляет группу десанта в числе которого: моряк, пехотинец, девушка-санинструктор и командир. Они как будто в ожидании момента высадки, полны мужества и решительности оказаться в очень холодной воде. Мемориал «Малая земля» - этоуникальный памятник, который не имеет аналогов нигде в мире.

С внутренней стороны памятника написана клятва которую дал отряд Куникова:
«Волю свою силы свои и кровь свою капля за каплей мы отдадим за счастье народа за тебя, горячо любимая родина. Клянемся своими знаменами, именем наших жен и детей, именем нашей любимой родины. Клянемся выстоять в предстоящих схватках с врагом перемолоть его силы.»

Вокруг этого памятника, на окраине города, находится зона заповедника, здесь до сих пор можно увидеть следы отголосков войны 1943 года: поросшие травой окопы и траншеи. Кроме этого, недалеко от мемориала желающие могут посетить музей-выставку боевой техники и оружия времен Великой Отечественной войны .

История мемориала Малая земля в Новороссийске

Мемориал Малая земля открыли в 1982 году 16 сентября. Его авторы: Цигаль В.Е., (занимался разработкой скульптур), Хавин В.И., Белопольский Я.Б., Кананин Р.Г. (архитекторы). Памятник Малая земля посвящен отряду морской пехоты, которая провела десантную операцию в ночь на 14 февраля 1943 года под командованием майора Куникова Ц.Л.

225 дней длилась оборона этого маленького участка земли, а завершилась ранним утром 16 сентября, днем освобождения всего Новороссийска. В честь этого великого события были высажены тополя в количестве 225 саженцев, обрамляющие пешеходные дорожки выходящие на главный памятник Малой земли - корабль мемориал, который некоторые местные жители в наше время по простому еще называют «Утюг». Так же за проявленную отвагу и мужество 21 войн удостоился награды высшего звания в СССР - Герой Советского Союза. После открытия памятника, он стал главным символов Новороссийска. Его в обязательном порядке посещают практически все делегации пребывающие в город, большое количество туристов и выездных экскурсий.

Музей Малая земля Новороссийск

Внутри памятника Малая земля находится музей, называемый галерея боевой славы. Поднимаясь по длинной лестнице вверх, Вас сопровождает драматичная музыка, с обеих сторон на плитах из заполированного гранита красной породы вымощены бронзовыми буквами названия соединений и частей которые здесь сражались за Малую землю, также размещены изображения портретов Героев Советского Союза - участвовавших в бою за город Новороссийск и саму Малую землю.

Дойдя до центральной, самой верхней части музея мемориала, на Вас произведет большое впечатление скульптурная композиция «Сердце». В стене, словно разорванной снарядом артиллерийской пушки, выбита пробоина в форме плацдарма Малая земля. В ней позолоченное сердце, в виде скульптурного изображения. На нем выдавленная надпись: «В памяти, в сердце - навеки», которую можно хорошо прочитать на фото, в данной галерее. Внутри же самого сердца, хранится капсула-гильза, с перечнем списка погибших за Новороссийск в боях. И ежегодно 8 мая, проводится операция под названием «Память», в этот день при торжественной обстановке, дозакладывают в капсулу список новых обнаруженных фамилий умерших бойцов. Внутри ниши, на стене из мелкой мозаичной плитки, словно запекшейся кровью рубиновым стеклом выложена клятва, данная бойцами перед десантом.