Формирование первого впечатления о человеке психология. Формирование первого впечатления. Факторы формирования первого впечатления

Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».

Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина. Это древний сегмент мозга, сформировавшийся у животных намного раньше префронтальной коры, которая содержит центры интеллектуальной активности. Поэтому люди всегда судят о других по первому впечатлению; именно оно формирует отношение к другому человеку или явлению. Конечно, первоначальное впечатление впоследствии может измениться (особенно если оно было не совсем таким, как нам хотелось бы), но для этого потребуется продолжительное личное общение.

Какие же аспекты формируют первое впечатление? По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 50% зависит от его внешности и манер, на 30% – от того, как он говорит, и лишь на 20% – от того, что он говорит.

Первое впечатление может формироваться осознанно и неосознанно . Осознанное впечатление формируется при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции. Неосознанное составление впечатления происходит подсознательно, автоматически, при отсутствии специальных усилий в этой связи.

Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления : фактор привлекательности , фактор превосходства и фактор отношения . Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.

Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.

Физическая привлекательность, как показывают многочисленные исследования, производит «сдвиг» в оценках не только характера своего носителя. Даже когда оценивается конкретный поступок или результат деятельности, красивые люди часто получают от окружающих завышенную оценку. В психологии и художественной литературе собрано много доказательств того, как «эффект красоты» влияет на первое впечатление.

Специальные усилия и детали внешности, которые соответствуют социально одобряемому образу личности, называются «знаками привлекательности ». Для первого впечатления они должны быть хорошо продуманы и организованы. Достигнутый при этом результат окупит усилия, затраченные на создание знаков привлекательности.

Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.

Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.

Психологи и имиджмейкеры выделяют три основных аспекта первого впечатления :

1. Доступность , т.е. готовность, расположенность к знакомству. Об этом говорят взгляд, осанка, манеры, настроение человека.

2. Интерес к окружающим , т.е. внимание и доброжелательность к другим. Это отражается в визуальном контакте, готовности слушать и общаться, в открытости позы, позиции, которую человек занимает по отношению к потенциальным участникам общения.

3. Половая привлекательность, или степень интереса, который вызывает человек у противоположного пола (игривость взглядов, манер и поз, их пассивность либо агрессивность, детали одежды, аксессуары, косметика).

Таким образом, исключительную роль при первом впечатлении играют внешние данные человека. Существуют также элементы, которые имиджмейкеры называют информационными показателями (или фактором личной привлекательности). Основные из них: физическая привлекательность , самопрезентация , стиль одежды и эмоциональное состояние .

Физическая привлекательность уже была представлена выше. Привлекательным считается человек с красивым лицом. Однако это связано не столько с красотой самого лица, сколько с его выразительностью. Если мимика человека доброжелательна, вызывает расположение, то в подавляющем большинстве случаев он будет воспринят окружающими положительно.

Важную роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и достоинством, плохая воспринимается как проявление неуверенности, а зачастую – зависимости и подчиненности.

Самопрезентация – это искусство преподнести, подать себя окружающим. Суть этого умения состоит в способности сконцентрировать внимание на своих достоинствах и увести от недостатков.

Самоподача привлекательности – умение представить себя окружающим в выгодном свете. Психологи отмечают, что привлекательность связана не только и не столько с внешностью, сколько с внутренним обаянием. Ведь есть люди, которые «светят, но не греют», а есть люди, «притягивающие, как магнит» – с такими людьми легко и просто общаться, они буквально с первых секунд знакомства завоевывают сердца.

Самоподача превосходства, или демонстрация своих достоинств в необидной для окружающих форме. Для этого не надо проводить параллели и сравнения, ведь каждый человек в чем-то уникален. Самоподача должна быть основана на объективных заслугах и достижениях (это особенно актуально для профессии менеджера).

Самоподача отношения – искреннее доброжелательное и заинтересованное отношение к собеседнику. Такая позиция, как правило, вызывает ответные симпатии при первом же знакомстве.

Стиль одежды является важнейшим компонентом оформления внешности. Выбор стиля одежды свидетельствует о том, что человек представляет, какой у него образ собственного «Я» и его социальный статус. Одежда должна соответствовать случаю, положению и возрасту человека. Любое несоответствие вызовет отрицательное восприятие. Например, недопустимо приходить на серьезные деловые переговоры в спортивной одежде.

Эмоциональное состояние способно сильно повлиять па формирование первого впечатления. Сильные эмоции провоцируют т.н. «психологическое заражение», когда эмоции и чувства одного человека проецируются на окружающих, вызывая ответную реакцию («зеркальный эффект»). Поэтому хорошее настроение может помочь в создании положительного первого впечатления.

Специальные исследования психологов свидетельствуют, что люди видят то, что хотят увидеть, и слышат то, что хотят услышать. Иными словами, вся информация, поступающая из внешнего мира, субъективно «просеивается» каждым человеком. Такие своеобразные «фильтры» зависят от образования, воспитания, жизненного опыта, характера человека, его образа жизни, окружения, системы ценностей и т.д. Таким образом, реальность и ее восприятие зачастую не только не совпадают, но и отличаются друг от друга. В зависимости от личности воспринимающего по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты и поступки другого человека.

Исходя из закономерностей восприятия людьми друг друга, можно влиять на воспринимающего, сознательно формировать в его представлении желаемый образ. Это особенно актуально для формирования первого впечатления.

При возникновении первого впечатления возникают следующие ошибки – эффекты ореола, стереотипа, проецирования, снисходительности, чужого мнения, психического состояния, доминирующей потребности, упрощения, гала-эффект, эффект плацебо , а также преднамеренный обман . Ниже они рассмотрены более подробно.

Эффект ореола заключается в том, что получаемая в момент знакомства зрительная и слуховая информация накладывается на некий образ, который уже был заранее создан. Этот образ-ореол мешает увидеть истинные черты нового знакомого.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Формирование первого впечатления – процесс восприятия человека в новом обществе в первые 2-3 минуты. Ученые установили, что именно за это время складывается первое впечатление о человеке. Хотя, зачастую бывает так, что первое впечатление о человеке обманчиво, следует уделить этому внимание. При ведении переговоров следует знать и использовать формирование первого впечатления.

На первое впечатление о человеке влияют следующие факты:

1) Внешний вид: прическа, одежда, стиль.
2) Осанка.
3) Поведение человека.
4) Эмоциональное состояние человека.
5) Поставленная речь.

На формирование первого впечатления существенная роль отведена внешнему виду. Это очевидно, чем опрятнее одет человек, тем приятней с ним разговаривать, особенно при формировании первого впечатления. Это легко объясняется. Если человек хорошо выглядит, значит, он ухаживает за собой, основательно готовился к встрече. Это свидетельствует о его и сильном характере.

Осанка человека – важнейшая характеристика, которая оказывает значительное влияние на формирование первого впечатления. Хорошая осанка, как и внешний вид, показывает характер личности, а именно, уверенность и целеустремленность. Плохая осанка воспринимается человеком как слабость характера, неуверенности и подчиненности персоны.

Чтобы произвести первое впечатление необходимо овладеть искусством самопрезентации и уменьем преподнести себя окружающим. Первое впечатление может внести огромный вклад в развитие бизнеса, а именно при ведении переговоров.

Так же на формирование первого впечатления влияют следующие факторы:

1) Фактор превосходства. Когда собеседник понимает, что его превосходят по его сильным сторонам личности и происходит личностная переоценка личности, что может по-разному сказаться на исход встречи.

2) Привлекательность. Чем привлекательней внешность человека, тем его способности будут очевидно завышены. Внешность – залог успеха сделки.

3) Отношение к собеседнику. Человек, который дружелюбно относится как к собеседнику, так и к окружающим, а так же соблюдает меры этикета, будет оценен выше по всем позициям. При оценке первого впечатления люди будут ссылаться на положительные качества персоны.

Для того чтобы произвести первое впечатление необходимо прислушаться к вышеизложенным советам, которые помогут при формировании первого впечатления. «По одежке встречают, а по уму провожают ». Не забывайте эту цитату. Даже при условии, что вы окажете сильное первое впечатление, но при ведении переговоров вы будете вести себя неадекватно, то все пойдет зря. Чтобы оказать достойное первое впечатление – готовьтесь к нему и все в ваших руках.

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

Проектное задание

Особенности формирования первого впечатления.

Выполнила студентка 2 курса 3 гр.

Емельянова Марина

Ростов - на - Дону

Как формируется первое впечатление?

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждый человек встречает новых для себя людей. Во многих случаях на основе одного только кратковременного восприятия мы оцениваем этих людей и выбираем кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность.

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Исследования разных ученых говорят о том, что для формирования первого впечатления человеку достаточно от нескольких секунд(40сек) до нескольких минут(2-4мин). Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым, мы часто судим по нему других людей.

На формирование первого впечатления часть влияют несколько факторов:

Характеристика внешнего облика человека.Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

Экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния).

Поведение.

Предполагаемые качества личности.

Некоторые психологические личностные особенности воспринимающего человека.

Сложившиеся стереотипы и эталоны относительно идеалов внешности и поведения;

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ведущую роль в формировании первого впечатления о человеке играют внешний облик и поведение. Видя красивую «обложку», человек подсознательно приписывает ей наличие достойного содержания.

Особенности личности воспринимающего человека

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается»

Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.

Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.

Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

внешне привлекательные люди кажутся уверенными в себе, доброжелательными, успешными, энергичными, уравновешенными и счастливыми. Как бы это ни было во многих случаях несправедливо, но красивых людей считают также утонченными и более богатыми духовно, чем некрасивых. (Так, даже один и тот же почерк признается более красивым, при условии, что он принадлежит привлекательному человеку). Необъективность суждений приводит к тому, что симпатичным детям намного чаще прощают шалости и «просто не могут на них сердиться» по сравнению с обычными детьми.

Полнота делает человека в глазах окружающих более зрелым, худоба – более молодым.

Большую роль играют выражение лица, взгляд. Так, если человек смотрит прямым, долгим и открытым взглядом, ему приписывают уверенность в себе, склонность к лидерству. При этом, если таким взглядом наделена женщина, ее склонны считать внимательной к другим людям.

Если же человек смотрит на других мельком, искоса, быстро переводя взгляд, воспринимающие его оценивают как стеснительного, неуверенного в себе человека.

Безусловно, при оценке человека исследуются и его пантомимика, различные характеристики голоса, запахи

Проецирование

Исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Заключение.

Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным. Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом, и привычное его отношение к людям.

Ддля того, чтобы казаться в глазах людей человеком, обладающим большим набором положительных качеств, можно использовать при самопредставлении и самопреподнесении такие техники, как самоподача превосходства (уверенность в себе), самоподача привлекательности, самоподача отношения (рекомендуется пользоваться «Золотым правилом» морали, самоподача актуального состояния и причин поведения «Я не виноват…», «Так уж получилось…», «Я должна была…» - эти и подобные выражения пытаются привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

Если вы хотите лучше понять собеседника, нельзя не учитывать то, как он старается преподнести себя. Одежда, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялась, самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.

Весьма часто о людях судят по первому впечатлению. Оно формируется в течение первых нескольких минут знакомства. Создание такого впечатления – сложный процесс. Его психологической сущностью является межличностное оценивание, на основе которого строится образ человека, с которым предстоит общение или совместная деятельность, выявляются признаки, отражающие его характерологические особенности и эмоциональные состояния, прогнозируется его поведение и последовательность действий.

Структура первого впечатления, в основном, складывается из нескольких компонентов. В новом человеке последовательно воспринимаются: физический облик; осанка; оформление внешности (в том числе и стиль одежды); экспрессивность, переживаемые эмоциональные состояния; особенности поведения и действий; манера общения; предполагаемые (прогнозируемые, угадываемые) качества личности.

Существенное влияние на восприятие нового знакомого оказывает его физическая привлекательность. Во все времена у разных народов отмечается устойчивая закономерность – «что красиво, то и хорошо». При этом, в первую очередь, обращается внимание на лицо. Привлекательным считают человека с выразительным лицом. Как правило, лицо воспринимается позитивно и в том случае, если на нем лежит печать спокойствия и доброжелательности. Привлекательным людям даже без особого на то основания приписывают положительные черты характера и нравственные качества. Нередко они (особенно женщины) быстро улавливают эту психологическую закономерность и пользуются ею.

Важную роль в формировании первого впечатления о человеке играет его осанка. Замечено, что хорошая осанка ассоциируется с твердостью и уверенностью, внутренней силой и достоинством. Плохая осанка отражает неуверенность, зависимость и подчиненность. Она воспринимается негативно, особенно при установлении деловых контактов.

Еще один компонент – оформление внешности. Его важнейшим показателем является стиль одежды. «По одежке встречают» – эта пословица метко характеризует роль одежды в формировании первого впечатления. Выбор стиля обычно рассматривается как показатель того, что человек собой представляет, какой у него образ «Я» (как он сам себя представляет). При оценке стиля одежды, в первую очередь, обращается внимание на то, насколько она соответствует случаю, возрасту и статусу человека. Несомненно, привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление. Бедно, но опрятно одетый человек может вызвать сочувствие, желание помочь, а бедно и неряшливо – брезгливость. В восприятии стиля одежды имеются весьма устойчивые стереотипы. Для представителей деловых кругов и руководителей высокого ранга предпочтителен так называемый консервативный стиль одежды – как для мужчин, так и для женщин.


Важную роль в формировании первого благоприятного впечатления играет поведенческая и речевая самопрезентация, т. е. умение себя «преподнести». Она заключается в способности привлекать внимание окружающих к своим достоинствам и «камуфлировать» недостатки. При умелом самовыражении человек воспринимается как привлекательный. Самопрезентация связана также с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом.

Существенное значение при первоначальной оценке имеет также заданная психологическая установка на воспринимаемого человека. Если его уже охарактеризовали с положительной стороны, то первое впечатление от личного контакта обычно бывает таким же. Напротив, он может восприниматься негативно, если о нем уже было высказано отрицательное мнение.

При формировании первого впечатления почти всегда присутствует психологический феномен проецирования, т. е. «вкладывания» своих эмоций и состояний в другую личность. Например, если у человека сильный эмоциональный стресс или высокая степень тревожности и неуверенности, от тех, с кем происходят встречи, он будет ожидать недружественных действий, а к их предложениям будет относиться с недоверием и подозрительностью. Уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним.

На точность восприятия малознакомого человека влияет также и профессия того, кто оценивает. Точнее оценивают незнакомого человека представители тех профессий, которые постоянно контактируют с людьми (юристы, врачи, педагоги). Менее точно – те, чья повседневная деятельность связана с техникой или документами (представители точных наук – физики, математики, программисты и т. п.)

Важную роль в межличностном оценивании играет стереотипизация. Под стереотипами понимаются социальные и эмоционально-эстетические обобщенные эталоны восприятия. У любого человека под влиянием его опыта, социального окружения, профессиональной деятельности формируются такие эталоны в отношении других людей. Они могут и не осознаваться, но, тем не менее, серьезно влияют на процесс и результат оценки. В психологии выделено несколько возможных классов стереотипов: физические (антропологические), эмоциональные и социальные. Последние, в свою очередь, можно условно разделить на профессиональные, социально-групповые и этнические (национальные).

Физический стереотип отражает представление о связи психических качеств человека с элементами его внешнего облика. Такое представление может быть далеко не точным, но оно существует и влияет на восприятие и оценку нового знакомого (по жестким волосам делают вывод о непокорности характера, по форме губ и подбородка – о чувственности и воле, по высоте лба – об интеллекте, по низкому росту – о властолюбии и т. п.).

Эмоциональные стереотипы связаны с положительным или негативным отношением, складывающимся под влиянием прошлого опыта общения с людьми. Если партнер, которого видят впервые, напоминает другого, к которому уже имеется устойчивое отрицательное отношение, то подобные чувства могут возникнуть и к новому знакомому и повлиять на последующее развитие контакта с ним. Напротив, "похожесть" на того, с кем ранее складывались хорошие личные отношения, в положительном плане влияет и на формирование контакта с новым знакомым.

Немалую роль в межличностном оценивании играет профессиональная принадлежность воспринимаемого человека. Например, лица, посвятившие себя воинской службе, будут восприниматься как организованные, пунктуальные, с лаконичной четкой речью и конкретным складом ума. Если же становится известным, что будущий знакомый по профессии – художник, он будет восприниматься лицом с богатым внутренним миром, живущим в мире образов. Дипломат оценивается как человек с гибким характером, "психологически закрытый", т. е. нацеленный на получение информации у другого, но не на ее выдачу ("дипломату язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли").

На оценку партнера влияют и социально-групповые стереотипные представления о людях, относящихся к другим социальным группам. Чем более удалены в социальном плане эти группы, чем меньше опыт взаимного общения их представителей, тем менее точными будут и их суждения друг о друге. Вероятность ошибки при социально-психологической оценке партнеров при этом возрастает.

На восприятие в межнациональных контактах существенное влияние оказывает национальность человека. Этнокультурные стереотипы оказывают также весьма существенное влияние на восприятие другого. Устойчивое отношение воспринимающего субъекта (положительное или негативное) к той этнической группе, представителем которой является новый знакомый, соответственно переносится и на объект.

Перечисленные психологические факторы являются основой формирования первого впечатления о другом человеке, его обобщенного образа. Остальные черты его лишь прогнозируются. В дальнейшем они уточняются, корректируются, а сам образ нового знакомого достраивается по мере продолжения общения с ним.

Первое впечатление о новом знакомом очень часто играет решающую роль. Если же говорить о формировании первого впечатления в деловом общении, то, как правило, запускаются три основные схемы формирования первого впечатления. И если в процессе многолетнего общения отношения между людьми приобретают личный характер, основываются на множестве факторов, то на первичное общение влияют наши стереотипы и жизненные установки. Как же произвести на человека неизгладимое впечатление? Ведь зачастую именно от этого зависит положительный исход подавляющего большинства всех начинаний.

Схемы формирования первого впечатления не отличаются особым разнообразием. Первая схема начинает действовать в ситуации неравенства общающихся. В этом случае один из партнеров понимает, что второй его превосходит по ряду значимых для него показателей: интеллект, внешние данные, финансовое положение или статус. И чем глубже производится такая переоценка, тем меньше времени необходимо на то, чтобы схема заработала.

Вторая схема основана на принятии партнера с учетом его внешних данных. Чем больше нам симпатизирует человек, тем большими достоинствами мы его наделяем и зачастую переоцениваем его качества и возможности. Понятно, что люди, которые нам нравятся, будут в нашем сознании оценены намного выше, чем малосимпатичные собеседники.

Формирование первого впечатления в общении, основанного на действии третьей схемы, происходит на основании отношения собеседника к нам. Так, мы ставим более высокую оценку тому, кто разделяет наши убеждения и принципы, не допускает в наш адрес критики и небрежности.

В основе всех этих трех схем восприятия лежат наши стереотипы. И как бы нам не хотелось поменять такие внутренние «настройки», стереотипное мышление отражается на нашем приятии или неприятии партнера и собеседника. При этом стереотипы начинают действовать максимально продуктивно тогда, когда вырабатываются отрицательные ожидания.

Существует несколько основных причин, побуждающих нашего собеседника возражать и делать нам замечания. Если партнер не понимает или не принимает наших доводов и аргументов и возражает, возникает защитная реакция. Как правило, такая реакция является свидетельством того, что человек сопротивляется новой информации, которая должна кардинально изменить его мнение. Так называемая «спортивная позиция» говорит о том, что партнер проверяет наши способности, «прощупывая» наш потенциал. Эта позиция соперничества. Если человек не согласен с нами или имеет другое мнение, значит ему необходимы дополнительные, более веские аргументы или пояснения по ряду вопросов.

Формирование первого впечатления в общении – важнейший момент в любом деле. Именно от этого фактора, казалось бы, незначительного и мимолетного, зачастую зависит успех многих начинаний и дел. Воспользовавшись этими простыми советами, Вы без труда сможете произвести на любого собеседника только хорошее впечатление.