Принцип здесь и сейчас в гештальт терапии. Здесь и сейчас. И ты бежишь, и ты бежишь, чтобы поймать солнце

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.

С радостью представляем вам наш совместный с Юрием Пузановым проект «Жить здесь и сейчас. Саратов - гештальт».
Проект этот родился из нашей с Юрой безграничной любви к этому неоднозначному городу, ну и естественно, из буквально разрывающей нас обоих тяги к творчеству.

Творчество это или нет- вопрос спорный, а вот любви к Саратову стоит уделить особое внимание.

Примерно год назад, прогуливаясь по пустому утрене-субботнему Саратову, я поймала себя на том, что счастлива без видимой причины и окончательно поняла для себя, что я провинциал. Провинциал в самом классическом смысле этого слова. И более того - не стыжусь этого. Не стыжусь того, что не хочу завоевать мир, не хочу свалить в Москву или за границу, не хочу выйти из зоны комфорта и отправиться в неведомые дали за большой эфемерной мечтой.

Я просто хочу жить здесь, делать этот город, эту страну и этот мир хоть немного лучше теми инструментами, которые мне доступны. И еще считаю, что для того, чтобы выйти в большой мир и развиваться, совершенно не обязательно навсегда уезжать из мира маленького, мира, в котором ты родился и вырос, мира, так наполненного близкими людьми, знакомыми улицами, домами, звуками и запахами.

Ну а про особое отношение к этому городу Юрия Пузанова, думаю, даже не стоит говорить. Его огромная и нереально душевная фотолетопись Саратова и Саратовской области известна практически всем вам, и я уверена, не оставляет равнодушным ни одного думающего и чувствующего человек.

В общем, этот проект просто не мог не родиться, потому что мы, так же как и вы живем в этом непростом городе и каждый день задаем себе вопрос: почему мы еще до сих пор здесь?

В городе с дорогами, которые попросту нельзя назвать дорогами, в городе, в котором снег не чистится в принципе (ведь скоро все равно весна), в городе с круглогодичной грязью, сломанными лавочками и бордюрами, покрашенными прямо на пыль.

В городе с почти миллионом жителей, в котором нет ни одного полноценного торгового-развлекательного комплекса и в котором самой крутой концертной площадкой до сих пор считается цирк, а выступление звезд мировой величины непременно сопровождается запахом конского навоза.

В общем, город наш неоднозначен, но мы все равно его любим и пускаем корни, каждый по своей причине.
Кому-то нравится воздух, кому-то то, что из одного конца города в другой можно при желании дойти пешком, кому-то из-за того, что купание в Волге после летнего рабочего дня для нас обыденность, кому-то потому, что зайдя в любую кофейню, ты встречаешь как минимум 3-х человек, с которыми тебе хочется обняться. А кто-то просто фанатеет от полуразвалившихся и облупленных домов, которыми так богат наш исторический центр.

Мы решили собрать в нашем проекте людей, чей профессионализм, творчество и менталитет уже давно вышел за пределы Саратова, чьи работы признаны не только в России, но и за рубежом, но которые продолжают любить этот город, верить в него и жить здесь. Жить здесь и сейчас.

Мы решили продолжить формат фото-прогулки и позволить нашим персонажам самим вписываться в город, находя каждому свои кармические места и объекты.

Проект наш долгоиграющий, надеемся, что материала нам хватит на несколько месяцев, все материалы со съемок мы будем выкладывать на этой странице, и поэтому, если вы хотите быть в курсе новых историй, подписывайтесь на наши обновления. И конечно же нам очень важно ваше мнение, ваши мысли и идеи. В общем, приглашаем вас всех. Жить здесь и сейчас.

Ну, други, мои, а вот и фототчет о прогулке с Павлом Ерокиным. Если вдруг кто-то не знает, кто такой Павел: fashion designer, основатель брендов Doctor E и Pavel Yerokin, отец троих детей, человек, чьи таланты простираются далеко за пределы его основной профессии. Эссе, которое он написал по нашей просьбе, демонстрация еще одного его таланта - таланта писательского.
Вот что пишет Павел о своем отношении к нашему городу. "Говорят, не место красит человека, а человек место. И да, и нет. Не везде есть возможности для самореализации... С другой стороны, именно люди определяют облик места, где живут. Именно благодаря людям с непотухшими глазами вдруг появляется что-то новое и интересное: кафешка, магазин или новый дом, например, высотка на Предмостовой. Дом-вызов. Он, как выпрямленный средний палец. Интересно, он так и будет торчать один? Или рядом появятся его последователи? Было бы здорово... Вид с Волги был бы сумасшедший. "Саратов-сити"...
Я давно мечусь между Москвой и Саратовом. И, если раньше я подумывал переехать в Москву, то в последнее время вектор предпочтения переместился на Саратов. Сейчас Москва сильно преобразилась. Прекрасные скверы, парки, набережные. Но сколько раз я там гулял? Москва - это выставки, концерты, театры. Но я знаю москвичей, которые ни разу не были в Третьяковке, а в каком году последний раз были в театре не могут вспомнить... И не потому что им это не интересно. Просто некогда...
Живя и там и тут, понимаешь,что маршрут, в основном, у всех один:дом - работа - спортклуб(у меня) - дом. Только в Москве до спорта не всегда доходишь. Либо не успеваешь (пробки), либо выматываешься. МОСКВА ВЫМАТЫВАЕТ... Это город для зарабатывания денег, но дорогой ценой. В Саратове летом я могу поработать, сделать кучу дел и еще вечером
приехать на пляж в Энгельс и поиграть в пляжный волейбол с
людьми, которые это делают каждый день после работы. А зимой вечером, не выезжая из города, можно покататься на сноуборде по освещенным трассам. В Москве куда-нибудь выбраться проблематичнее.
Саратов - особенный город. Когда я говорю тем же москвичам, что у нас прямо в городе аэропорт и мне до него ехать минут 15, они удивляются. Как это - аэропорт в городе?
Саратовские дороги... Это понятие стало нарицательным. Несколько лет назад убрали трамвайные пути с улицы Большая Горная и ее закатали в новый гладкий асфальт. И я, если было по пути, всегда старался по ней проехаться. Это как глоток свежего воздуха... Бесшумное скольжение после тряски по "ямочноремонтным" улицам. Помню, я тогда сказал своей подруге: "Слушай, если я тебя назову "Большая Горная ты моя", не обижайся - это высший балл". Не понимаю людей,которые говорят: "Дергать нужно из этого города!". Во-первых, нужно понимать, что куда бы ты ни уехал, везде ты привезешь в первую очередь себя. И если ты не ладах с самим собой, переезд ничего не изменит. Во-вторых, это типично лузерский подход. Не тот город, не те люди, не те чиновники... Можно начать в Саратове, станет тесно - переезжай, расширяйся. Есть куча примеров наших саратовских старт-апов, которые работают по всей стране. Горжусь, когда вижу в Москве кухни "Мария" или "Тайзер" или "Рубль-Бум". Недавно разговорился с одним знакомым... Оказалось, что он с партнерами (трое молодых ребят, около 30-ти), живя в Саратове, строят по всей России огромные резервуары для нефтепродуктов. Вот с кого пример нужно брать, а не ныть - время не то, город не тот...
Вот еду я по Саратову, по новеньким дорогам, покрытым предвыборным асфальтом, и думаю: "А ведь можно теперь ассортимент комплиментов расширить. Можно, например: "Ты такая гладкая, как Чапаева... "или: "Мне с тобой так легко и приятно, как ехать по Горького."
Кстати, собой я тоже горжусь..)"

Герои нашей прогулки - группа «STEREOЛЮБОВЬ»

Летняя жара, давно запланированные отпуска и аномально высокая рабочая занятость очень сильно влияет на периодичность нашего проекта, но нам с Юрой Пузановым все-таки удалось найти время в своих плотных графиках и графиках наших героев, мы встали в понедельник в 5:30 и все равно попали под лучи саратовского безумного солнца.

Герои нашей прогулки - одна из самых творческих семейных пар нашего города и по чудесному стечению обстоятельств - милейшие люди с удивительно позитивной и умиротворяющей энергетикой.
Они работают по всей России, их музыка попадает в мировые чарты, но каждый раз они возвращаются на саратовскую землю, потому что искренне считают, что не место красит человека, а человек место, и хорошо там, где они есть.

И так, краткое резюме наших героев:
Юлия Андреева: солистка группы «STEREOЛЮБОВЬ»; кандидат социологических наук, доцент Института искусств СГУ имени Н.Г. Чрнышевского; инициатор и член оргкомитетов международных научно-практических конференций «Культурное наследие г.Саратова и Саратовской области», «Развитие личности средствами искусства», «Проблемы теории и практики постановки голоса»; член "Российской Общественной Академии Голоса" (Москва).

Дмитрий Андреев: директор первого светского портала Саратова сайт;
директор МУК "Культурный центр имени П.А. Столыпина"; музыкальный продюсер группы STEREOЛЮБОВЬ. Организатор городской конференции "Памятники истории, культуры и архитектуры города Саратова", соорганизатор международной научно-практической конференции «Культурное наследие г.Саратова и Саратовской области». Культуртрегер.

Прошу любить и жаловать!

“Ты молод, и жизнь длинна – самое время убить сегодняшний день.
И когда проходит десять лет, и кусок жизни уже позади,
Ты понимаешь: никто не сказал тебе, когда бежать,
Ты проворонил выстрел стартового пистолета.
И ты бежишь, и ты бежишь, чтобы поймать солнце,
Но оно заходит…”
Пинк Флойд

“Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило. Есть лишь настоящее” (Ф. Перлз). Этот вопрос поднят в современной психологии сравнительно недавно и считается весьма “актуальным”, хотя существовал на протяжении тысячелетий в индийских религиях и достаточно подробно освещается в христианских схоластических учениях. Его суть: насколько сильно мешают нам жить наши воспоминания и наша привычка планировать будущее. Понимаем ли мы, что наша жизнь – всего лишь сумма маленьких, почти неуловимых слагаемых: “сейчас” + “сейчас” + “сейчас”…

У первобытных племен не существовало понятия времени, как нет его и у детей. Становясь цивилизованным (взрослым), человек стремится отделить себя от окружающего мира, и вот тогда у него возникает потребность “урвать” кусок у будущего, желание обмануть время, спланировать что-либо, так или иначе убежать из настоящего. Желание тщетное. Настоящее всегда с нами.

Мы всегда “здесь и сейчас”. И это настолько очевидно, что мы этого просто не замечаем, и нужно что-то, чтобы заставить нас взглянуть на время беспристрастно. Это, как ньютоново яблоко: до него предметы просто падали вниз, а не стремились к центру земли, не притягивались один к другому. Что бы мы не делали, мы живем в настоящем и ради настоящего, ради актуальных переживаний – хотя бы потому, что переживания всегда актуальны, они могут происходить только здесь и сейчас.

Быть чрезмерно увлеченным своим прошлым (“пилить опилки”) или же пребывать в мечтах о том, что когда-нибудь случится – признак душевного нездоровья. Ибо актуальные переживания по поводу будущего или прошлого – лишь способ заслониться от настоящего. И мучительная ностальгия, и маниловские мечтания – всего лишь самообман, боязнь непредвзято взглянуть на реальность, потеря истинного интереса к жизни. Это так соблазнительно и так легко: я родился не в свое время, не в той стране, этот мир не для меня. А ведь этот мир – самое лучшее место для того, чтобы жить, чтобы быть счастливым. “Там и тогда” – это способ предательства не только настоящего времени, настоящего мира, настоящей жизни, но и настоящего себя. “Неврастеник запродал душу дьяволу в обмен на сияющее воображаемое, он продолжает упорствовать в целесообразности этой сделки. Если человек может понять, как он хоронит истинное “я” именно в данный момент, он может освободиться” (Х. Наранхо).

Главный день – это сегодня. Главный человек – это тот, кто сейчас перед нами.

Тот же Перлз говаривал, что мышление – это репетиция будущего. “Вот пойду в школу, и наступит настоящая жизнь”. “Вот закончу эту мерзкую школу…”. “Вот закончу этот институт…”. “Вот выращу детей…” Жизнь воспринимается, как черновик, проходит в ожидании лучших времен, в “предбаннике”. Но жизнь живется набело. Плохо или хорошо, но набело. Одно из хрестоматийных проявлений такого отношения к себе и к миру – Петя Трофимов из “Вишневого сада”, вечный студент.

Думать о прошлом или о будущем – нормально. Вспоминать и планировать – полезно. Вопрос – зачем и как? Вопрос – что меня пугает в настоящем, чего я хочу? Почему я не говорю с близким человеком о важном, а лишь о том, что кажется важным? Помните в “Том самом Мюнхгаузене”, когда он спрашивает у своей невесты Марты, о чем она думает? “Я люблю тебя!” — “Не то!” – “Я буду тебя ждать!” – “Не то!” – “Они положили сырой порох!” – “Вот!” У этого явления есть термин – “эбаутизм”, от английского about – “о”, “про” что-либо. Это означает говорить о чем-либо, пусть даже важном, но не о том, что волнует здесь и сейчас. От бесконечного повторения слова “халва” слаще не станет.

Кажется, что ощутить себя здесь и теперь легче легкого. Почему же мы это не делаем? Почему предпочитаем злоупотреблять пребыванием в зоне фантазий? Почему забываем о пережитом в детстве опыте наслаждения настоящим, жизнью, как она есть?
Разлад с действительностью начинается с игнорирования трех вопросов:
Что я сейчас чувствую?
Что я сейчас хочу?
Что я сейчас для этого делаю?

Хорошо, когда ответы на эти вопросы согласованы между собой. Чаще же бывает так, что люди едят, когда встревожены, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены и занимаются сексом, когда злы. И результатом бывает хроническое неудовлетворение “по большому счету”. Все это происходит из-за потери чувствительности и неспособности правильно позаботиться о себе. Кроме того, такая легкая на первый взгляд практика как пребывание в настоящем на деле оказывается весьма сложной и пугающей. Видеть очевидное порой невыносимо. Может случиться так, что придется обнаружить внутри себя “запрещенную” симпатию или антипатию, невыносимую леность или тревогу. И поэтому нас тянет в “там-и-тогда”: по крайней мере с этим не столкнешься лицом к лицу.

И тогда воспоминания и мечты служат привычной защитой от актуальных переживаний. Причем мы можем крайне остро “переживать” свое прошлое и требовать к нему уважительного отношения. Чаще всего это обиды на родителей, учителей, тяжелые детские болезни и т.п. “Одного пациента спросили, как он представляет себе свою жизнь, если бы был совершенно здоров, но потерял память. Сначала ему понравилась идея забыть все свои неприятности, но потом он впал в уныние, потому что угодил в собственные силки. Ему стало ясно. Что именно он – тот единственный человек. Для которого его прошлое остается живым. И это действительно так.” (И. Польстер)

За постоянное пребывание не здесь, а там, будучи на самом деле здесь, мы расплачиваемся потерей интереса к жизни.
Что же делать, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым и быть причастным к своему актуальному опыту?

Можно начать с элементарных упражнений на осознавание текущего момента. (Важно отличать осознавание от осознания. Осознание – это интеллектуальное понимание какого-то явления. Нас интересует осознавание как понимание того, что именно ты делаешь в тот момент, когда ты это делаешь.) Причем лучше начинать с осознавания так называемой внешней зоны восприятия. Сюда относятся зрительные образы, звуки. Запахи, ощущения холода или тепла, поступающие из вне. Для этого упражнения очень удобна автобусная остановка или автомобильная пробка, или очередь. Можно по-детски разглядывать людей, их лица, прислушиваться к звучанию их голосов, визуально определять размер ближайшей лужи и степень отражаемости неба в ней…

Следующим шагом будет осознавание внутренней зоны. Это все ощущения, идущие изнутри организма: боль, жжение, зуд, расслабленность или напряжение мышц… Попробуйте почувствовать все свое тело по очереди от макушки до подошвы, ничего не пропуская – вы сможете найти участки пониженной или повышенной чувствительности. Возможно, что вы поймете, из-за чего вы сегодня суетитесь – из-за того, что ремень на брюках слишком слаб или слишком туг.

Выполнение данных упражнений обязательно будут сопровождать отвлечения из средней зоны - зоны фантазий. Это наши мысли (иногда навязчивые), эмоции, мечты и репетиции встреч, внутреннее доказывание кому-то чего-то. пение популярной песни или придумывание фасона пальто. Как правило, длительное пребывание в данной зоне, если оно не намеренное, малосодержательно и банально. А ведь в это время вокруг и внутри вас идет жизнь, она показывает не воспроизводимые дважды фильмы. В Евангелии говорится – не заботься о завтрашнем дне.

Используя тематическое исследование с отключенным клиентом, современный гештальт-терапевт развенчивает мифы, которые остались со времен расцвета Фрица Перлса.

В клинической литературе хорошо известно, что терапевтические отношения имеют ключевое значение. Фокусирование на контакте клиент-терапевт - это полезная линза для любой терапевтической практики, независимо от ориентации.

Но как это разыгрывается в ходе нашей работы, может быть неясно. Легко увязнуть в срочно возникающих проблемах наших клиентов и попытаться «исправить» все, что не так.

Часть сила гештальт терапии заключается в том, что она сосредоточена не на решении проблем и не на том, чтобы заставить людей думать иначе, а скорее,

Гештальт призывает нас внимательно следить за отношениями «здесь и сейчас», создавая встречу, в которой клиент может развить осознание терапевтической встречи - что происходит с ним и между нами в данный момент.

Джим: тематическое исследование

Джим пришел на терапию, потому что он чувствовал себя «застрявшим» в своей жизни. Когда он впервые вошел в мой кабинет, схватил меня за руку и несколько раз пожал. Казалось, он спешит сесть на автобус. Но, несмотря на его энергичное поведение и изысканную внешность, Джим был глубоко несчастен. Сорок один год, разведенный, у Джима было двое детей от предыдущего брака. Он чувствовал, что находится на тупиковой работе в сфере финансов. Он также был недоволен своей способностью иметь глубокие, устойчивые позитивные отношения с женщинами и сверстниками.

В первые две минуты нашей первой сессии, когда я кратко рассказал о том, что я делаю и как я это делаю, Джим прервал меня. «Это действительно хорошо, - сказал он, - но вот то, о чем я хочу поговорить с тобой».

«Джим, позволь мне просто закончить», - ответил я и продолжил то, что говорил.

«Да, да, да, я понял». Затем Джим мчался вперед в мельчайших подробностях - ошеломляющих деталях - объясняя свои опасения.

Когда он закончил свой первый монолог, я попытался внести некоторые мысли о том, что он говорил; Я особенно хотел изучить его отношения с женщинами. Когда я задавал свои вопросы, он перебил меня и продолжил объяснять, что, по его мнению, мне нужно было знать - совершенно не обращая внимания на мысль о том, что я пытаюсь исследовать то, что он только что сказал. Я начал чувствовать разочарование.

Через некоторое время я сказал ему: «Джим, ты в курсе, что каждый раз, когда я хочу что-то сказать тебе, ты меня перебиваешь?»

Но вместо того, чтобы ответить на то, что я сказал, он помчался со своей историей об ужасном первом свидание, на котором он недавно был. Все время, пока он рассказывал свою историю, он не смотрел на меня.

Через несколько минут я снова остановил его и сказал: «Джим, я хочу, чтобы ты заметил, как мы говорим, что происходит. Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на то, что происходит между нами, пока мы разговариваем. Не только на то, что ты говоришь мне, не только идеи, но и то, что происходит между нами.

Он ответил мне взмахом головы. "Ладно ладно. Ну, ты же сказал, что я не даю тебе шанса. Он рассказал мне более подробно содержание некоторых из этих историй, которыми он развлекал эту прекрасную молодую женщину. «Я не могу понять, - сказал он, почему она не хотела снова встречаться со мной!»

Теперь, в ответ на мои неоднократные попытки ответить ему, Джим повысил голос, говорил еще больше быстро и наклонился ко мне, жестко жестикулируя, поскольку он объяснил мне в запутанных деталях, как, будучи настолько интересным в эту встречу, он, не смог привлечь внимание этой женщины.

Несколько минут спустя, когда я готовился что-то сказать, он высоко поднял руки, посмотрел прямо на меня и сказал: «Я знаю, я знаю. Мне нужно позволить тебе поговорить. Но он тут же опустил глаза и снова начал. Очевидно, он заметил, что я делаю, но затем погрузился в очередной порыв рассказа.

На этот раз я решительно вмешался..

«Ты не должен позволять мне говорить», - сказал я. «Я просто пытаюсь помочь тебе заметить, что происходит между нами, когда я пытаюсь вести этот разговор. Очень трудно вставить хоть слово..

Он остановился на минуту. Затем, более низким голосом с оттенком грусти в конце, он сказал: «Знаешь, некоторые женщины, с которыми я встречался, жаловались мне на это».

«Правда?» - криво сказал я с небольшим количеством ложного любопытства.

«Они говорят, что я настолько полон энтузиазма, что никогда не спрашиваю их о себе.

Как ты думаешь, каково это быть в отношениях с кем-то, кто делает это, Джим?»

Он снова сделал паузу. «Ааа... Возможно, не очень.

Знаешь, - сказал он, - то, что ты говоришь, напоминает мне о том, как это было за моим обеденным столом. Все говорили без перерыва, особенно мой отец и мои братья. Сложно было сказать слово. Мы все боролись за микрофона, пытаясь найти кого-то, кто бы нас послушал.

Ну, из того, как ты сейчас выглядишь, очевидно, что ты все еще занимаешься этим, - ответил я.

«Ты прав». Его лицо стало грустным. «Как ты думаешь, это как-то связано с моей проблемой развития близких отношений?»

Конечно, я знаю. Ты уже сказал мне, что люди указывали на это, но ясно, что их указание не оказало на тебя большого влияния.

Он смущенно покачал головой и посмотрел вниз. «Ты прав», повторил он. После этого он начал смотреть на меня с небольшим интересом, с большим уважением и любопытством. Он стал немного больше интересоваться тем, что я должен был сказать, а также замечать свой собственный голос. С точки зрения гештальта, он начал осознавать, как он взаимодействует на сессии. Это, в свою очередь, усилило его понимание своего внутреннего опыта, а также влияние его поведения на меня.

Когда сессия продолжалась, Джим стал больше осознавать не только то, что он говорил, но и то, как он это говорил. К концу он заметил, как часто он перебивал меня. Он казался печальнее, и его монолог замедлился. Когда я посмотрел в его глаза, я увидел легкое помутнение и начало печального взгляда, в отличие от его прежнего дикого, напряженного выражения. Когда он начал успокаиваться, он обратил на меня больше внимания, и в процессе, его печаль начала подниматься внутри него.

В конце сеанса он спросил: «Есть ли что-то, что я могу сделать?»

«Я просто хочу, чтобы ты обратил внимание на разницу между настоящим моментом и в следующий раз, когда мы встретимся, чтобы посмотреть, сможешь ли ты заметить, когда ты почувствуешь, что хочешь прервать кого-либо, прежде чем ты это сделаешь.

Это было действительно полезно, - сказал он, уходя.

Здесь и сейчас: историческая перспектива

В отличие от других форм психотерапии, для меня с Джимом на первом сеансе было важно не понять его историю или его проблемы в деталях. Скорее, с самого начала сессии я обращал внимание на то, как мы были вместе. Для меня важен был характер общения, как мы взаимодействовали друг с другом. В данном случае я сосредоточился на том, что Джим не мог слушать меня, он говорил милю в минуту, он не мог отметить, и тот факт, что он был полуотключен от меня, и того, что я говорил.

Итак, с самого начала сессии я сосредоточился на повышении его осведомленности, помогая ему начать замечать, как он говорит то, что он говорит, а также качество нашего контакта. На протяжении первой сессии я не сосредотачивался на сборе подробностей его жизни, не пытался научить его, как бороться с мыслями в голове,не пытался установить отношения, узнав его. В первую очередь я был заинтересован в том, чтобы помочь ему испытать процесс того, как мы вместе.

Гештальт-подход возник в конце 40-х годов, когда группа нью-йоркских интеллектуалов начала возражать против психоанализа, который они считали строго ограниченным, поскольку он фокусировался на патологии, а не на потенциале. Эти интеллектуалы - Лаура и Фриц Перлз, Пол Гудман и Ральф Хефферлайн, среди прочих - ответили на этот недостаток, создав более открытый, увлеченный, оживленный психотерапевтический опыт, ориентированный на освобождение и рост, который позволил человеческой личности преодолеть ограничения оборонительных сооружений.

Гештальт снял людей с дивана и встретил их лицом к лицу с терапевтом. Вместо интеллектуального анализа, основными инструментами Гештальта были осведомленность и контакт. Сосредоточив внимание на встрече «здесь и сейчас», Гештальт привнес идею опыта клиента в процесс терапии, а также присутствие терапевта во встрече. Это отношения, и терапевтический процесс возникает из отношений.

В первые дни своего существования гештальт был тесно связан с работой Фрица Перлса, который справедливо или неправильно воспринимался как нарциссический, а иногда и бесчувственный. Из-за его агрессивного подхода гештальт получил небезопасную, жестокую, почти групповую репутацию. Но Perls также был невероятно ярким и способным развивать глубокое понимание процессов клиентов. За годы своего существования гештальт сформировался как философско-методологический подход, используемый психотерапевтами во всем мире. Хотя он по-прежнему верен основным основополагающим принципам, изложенным его основателями, гештальт превратился в модель, которая действительно позволяет клиентам испытать себя и использовать свои ресурсы для создания фундаментальных изменений в себе.

Движение вперед

В гештальт-процессе, когда клиент вступает в контакт и начинает ощущать себя в отношениях с другим, его самость становится более видимой для него и для его терапевта. Когда Джим стал больше осознавать, что происходит внутри него, его личность начала проявляться в этот момент. Он начал получать доступ к своему внутреннему миру иначе, чем раньше, и он стал лучше осознавать влияние своего поведения на других.

По мере развития терапии он начал чувствовать и выражать грусть по поводу низкого качества жизни; и когда он почувствовал больше своих чувств, его взаимодействие со мной улучшилось. Вместо того, чтобы говорить со мной, он посмотрел в глаза и рассказал мне о своей грусти и одиночестве, а также о своей неспособности добиться успеха так, как он хотел быть с женщинами и со сверстниками.

Одна из вещей, которые он обнаружил в наших встречах, заключалась в том, что, когда он начал меньше прерывать и больше концентрироваться на том, что я должен был сказать, он стал более тревожным и неуверенным в себе.

Он понял, что много говорить - это попытка ослабить свое беспокойство - он боялся замедлить ход и привлечь людей в более интимной манере. Очевидно, что Джим начал сталкиваться на более глубоком уровне с основными проблемами, которые беспокоили его в его нынешнем существовании.

Оставаясь в настоящем, работая с прошлым

Один из мифов, которые летали в мире терапии в течение многих лет, заключается в том, что Гештальт только о настоящем. Каким-то образом, здесь и сейчас фокус гештальт-подхода создал впечатление, что прошлое никогда не рассматривалось в гештальт-терапии.

Когда я работал с Джимом через наши отношения в данный момент, его прошлое стало складываться историческим путем. Однажды, когда я указал ему, что он никогда не отвечал на то, что я сказал, а скорее говорил мне все, что приходило на ум в ответ на мои слова, некоторые детские воспоминания всплывали. Будучи ребенком, он сказал мне, что его родители всегда говорили ему, что делать, разговаривали с ним, и очень редко слушали его или воспринимали то, что он говорил, и фокусировали разговор. Другими словами, как я указывал на наших сессиях, о том, что происходило в настоящем, прошлое Джима начало проявляться органично.

В другой момент терапии, когда Джим настроился на чувство грусти из-за своего нынешнего отсутствия отношений, он начал говорить о том, насколько трудно было изолировать его семью. У них не было множества друзей в семье, и они не проводили много времени вместе как единое целое. В результате у Джима не было большой практики в построении отношений.

Таким образом, прошлое медленно разматывается и фильтруется в настоящее. Проблемы раннего детства возникают в данный момент и рассматриваются в данный момент, а не вызваны интеллектуально из прошлого..

Когда в гештальт-терапии появляется прошлое, мы часто возвращаем его в настоящее. Например, когда Джим воспитывал свою мать, я часто просил его представить ее в комнате и что-то сказать ей, чтобы он мог ярко ощутить свои чувства из прошлого, в настоящем. В результате он был более способен сталкиваться и изменять влияние прошлого на его поведение сегодня.

Поворот Джима

Джим постепенно стал замечать свою склонность к разговорам со своими мыслями, а не реагировать на то, что говорили другие. Он осознал, что это мешает ему углубить свои отношения. В процессе терапии Джима, он начал не только слушать, но и впервые реагировать на окружающих.

В этот момент он встретил женщину по имени Сара. Интересным моментом для Джима было то, что он встретил ее по пути домой из командировки. Пока он сидел рядом с ней в самолете, у него на плече было то, что он называл “маленькой нормандской птичкой”, которая сказала ему, что ему нужно слушать то, что она должна сказать, вытащить ее и попытаться понять ее перспективу, вместо того, чтобы потчевать ее, как он всегда делал с виньетками из своей жизни.
Он провел время, разговаривая с Сарой, и действительно использовал свои новые навыки. Они попали в то, что он назвал «замечательным разговором». Они так повеселились в самолете, что Сара дала ему свой номер. Он пригласил ее, и она согласилась. Они начали встречаться.

Для Джима было важно совершенно по-новому справиться с процессом знакомства. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы заинтересовать ее в себе и тем самым отогнать ее, он фактически полностью изменил процесс и выслушал; и поскольку он проводил время, узнавая ее, она становилась все более заинтересованной в том, чтобы узнать о нем.

В дополнение к своим перспективным отношениям с Сарой Джим начал лучше работать в своей рабочей среде. Он всегда был полу-успешным в профессиональном плане, но, когда он стал более опытным и способен строить отношения с людьми, его связь с сотрудниками начала процветать. Ранее те, кто докладывал ему на работе, видели в нем только пустозвона и надсмотрщика. Когда он начал меняться, его удовлетворенность сотрудников выросла, и он даже получил повышение по службе, только потому, что его сотрудники стали воспринимать его как более эффективного менеджера и лидера.

Способность Джима жить полной жизнью: цель гештальта

Когда Джим стал более полно участвовать в жизни, активно слушая и реагируя на происходящее вокруг, жизнь, в свою очередь, вознаграждала его. Это одна из самых сильных частей психотерапии, особенно гештальт-терапии. Джим получил больше внимания от женщин, когда они начали чувствовать, что он интересуется ими. Коллеги Джима заметили его новую отзывчивость и относительную легкость в помолвке. Все эти изменения возникли в результате борьбы на встрече.

Конечно, моя работа с Джимом была намного богаче и многограннее, чем это было представлено здесь, но сосредоточение внимания на этом конкретном вопросе иллюстрирует, что происходит в процессе гештальт-терапии и как мир может начать казаться другим для наших клиентов. Он слышал больше. Он был более осведомлен. Он взял на себя больше личной ответственности. Он действительно слышал то, что говорили люди, и это имело большее влияние на него, он мог быть затронут другими. Он получил больше положительных отзывов и поддержки от мира, для своего саморазвития.

В этом и заключается суть гештальт-терапии: помогать нашим клиентам расширять и реализовывать свой потенциал для более полноценной и более полезной жизни, всегда начиная с момента, где бы они ни находились. Для гештальт-терапевтов укрепление терапевтических отношений путем присутствия на контактах здесь и сейчас на сессии - не просто самоцель; скорее, благодаря вниманию к качеству связи в тот момент, клиент учится присутствовать, как на основе своего внутреннего опыта, так и в отношениях с терапевтом. Само это осознание является катализатором перемен, открывая новые возможности для прошлого и будущего.

Норман Шуб

Запись на консультацию, терапию по тел. 8 920 303 20 48, skype sga1978

Гештальт — что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удаётся найти на него правильный ответ. Само слово "гештальт" имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает "структура", "образ", "форма".

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии. Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии "гештальт". Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов работы с клиентом или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество — это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе "Почему это происходит с человеком?" заменяет его следующим: "Что человек сейчас чувствует, и как это можно изменить?". Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними "здесь и сейчас". Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за всё происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений. Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершённой ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершённых гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное. Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершённые формы, контакт, осознанность, "здесь и сейчас".

Важнейший принцип

Человек — это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приёмы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира. Целостный гештальт состоит из личности и окружающего её пространства, при этом взаимно влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она даёт возможность чётко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими. К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие "контакт". Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует — с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями. Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей. Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребёнка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершённом гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее — разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми, и почему они постоянно формируют однотипные незавершённые ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершённого гештальта. Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные "отклонения" связаны именно с незавершёнными "образами", и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца. То есть личность, имеющая незавершённую "структуру", на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершённой ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создаёт для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из неё выход.

Осознавание

Ещё одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своём внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии "здесь и сейчас". Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живёт механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному. Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире. Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается ещё одно полезное для него качество — ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удаётся принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития. Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приёме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути её устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких видов психотерапии, как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога "терапевт-клиент" и усиливают процессы осознавания.

Принцип "здесь и сейчас"

Согласно ему, всё действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не даёт возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить "здесь и сейчас", не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на "проективные" и "диалоговые". Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр. Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и чёткое их разграничение возможно лишь в теории. Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приёма, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент — равноправные партнёры, и последний несёт не меньшую ответственность за результаты проведённой работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

"Горячий стул" и "пустой стул"

Техника "горячий стул" является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. "Горячим стулом" называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали. К основным гештальт-техникам также относится "пустой стул". Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причём не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Ещё одним назначением "пустого стула" является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие внутриличностный конфликт.

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания — внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии "здесь и сейчас", клиент рассказывает специалисту о своём осознавании в данный момент. Например: "Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Моё сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт" . Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним. Ещё одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами "да, но…", терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознаёт своё соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это ещё один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями. Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает представить себя уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью. Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника даёт возможность расширить зону осознавания индивида за счёт включения в неё ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа "здесь и сейчас". Так, клиент должен рассказывать терапевту о своём сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: "Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведённому в этом лесу, и т.д. " . Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон "здесь и сейчас" не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например, "Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д. " . Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от стереотипов мышления и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими.

Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретённый в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за всё то, что в ней происходит.