Катаев дудочка и кувшинчик читательский дневник. Отзыв о сказке В.Катаева «Дудочка и кувшинчик

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит - у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

Мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

А ты хорошо искала?

Хорошо. Там ни одной ягоды, одни только листики.

А под листики ты заглядывала?

Не заглядывала.

Вот видишь! Надо заглядывать.

А почему Павлик не заглядывает?

Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

Хорошо, - сказала Женя. - Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, - думает. - Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок - даже дно ещё не закрыто.

«Ну, - думает, - так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

Здравствуй, девочка, - говорит.

Здравствуй, дяденька.

Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

Обидели меня, дедушка, ягоды.

Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:

Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился.

Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше - одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые - крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

Играй, дудочка, играй! - закричала Женя. - Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше - так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» - подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

У, глупая дудка! - сердито закричала девочка. - Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

Хорошо, - отвечает старик боровик, коренной лесовик, - я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно - одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть - дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

Главная героиня сказки В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» — девочка Женя. Вместе с папой, мамой и младшим братом Павликом она отправилась в лес за земляникой. В семье было объявлено соревнование – кто первым соберет ягоды в свою посуду. У папы в руках была кружка, мама держала чашку, у Жени был кувшинчик, а Павлику дали блюдечко.

На полянке, куда мама привела Женю, ягод было не видно, хотя мама сказала, что здесь их много. Женя походила, поискала землянику, да ни одной ягодки не нашла. Она вернулась к родителям, и те ей объяснили, что ягодки прячутся под листиками. Надо нагибаться, поднимать листочки и тогда можно увидеть ягоды.

Женя вернулась на полянку и, заглянув под листики, увидела много ягод. Она начала собирать их в кувшинчик, но быстро устала. Тогда Женя решила найти место, где ягоды не прячутся, и их можно будет легко собрать.

Она долго искала такое место, и присела на пенек отдохнуть. При этом она подумала о том, чтобы ей кто-нибудь помог собрать ягоды. И тут из-под пенька вылез маленький старичок. Это был боровик, который командовал всеми грибами и ягодами. Узнав о Жениной проблеме, старичок предложил ей чудесную дудочку, которая своей игрой заставляла ягодки показываться из-под листиков.

Но дудочку старичок просто так подарить не мог. Он предложил обменять ее на Женин кувшинчик. Девочка согласилась и, взяв дудочку, побежала на свою полянку. Там она приказала дудочке играть, и тут же все ягоды оказались на виду. Но только Женя приготовилась их собирать, как поняла, что кувшинчик она отдала старичку и класть ягоды не во что.

Женя побежала обратно к старичку и потребовала вернуть ей кувшинчик. Старичок сказал, что может вернуть кувшинчик только в обмен на дудочку. Девочка заупрямилась и сказала, что ей нужен и кувшинчик и дудочка. Старичок поинтересовался, зачем ей нужны оба эти предмета одновременно? Девочка сказал, что без дудочки боится устать, собирая ягоды. Тогда старичок рассердился на Женю, назвал ее лентяйкой и, вернув кувшинчик, забрал у нее дудочку.

Пришлось Жене вернуться на полянку и собирать ягоды так, как ее научили родители. Она приседала перед каждым кустиком и, поднимая листики, рвала ягоды. Вскоре кувшинчик был наполнен, и девочка вернулась к родителям. Вся семья отправилась домой.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Дудочка и кувшинчик» заключается в том, что для достижения любого результата требуется прилагать определенные усилия. Женя хотела иметь и дудочку и кувшинчик, чтобы собирать ягоды, не особо напрягаясь. Но старичок не допустил этого.

Сказка В.Катаева учит быть трудолюбивым и терпеливым, не бояться усталости.

В сказке «Дудочка и кувшинчик» мне понравился папа Жени, который рассказал девочке веселую считалку, помогающую собирать ягоды.

Какие пословицы подходят к сказке «Дудочка и кувшинчик»?

Сладка ягода, да низко растет.
Ради земляники земле поклонишься не раз.
Есть терпение – будет и умение.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- строить свой жизненный путь.Какие принципы лягут в основу этого выбора- честность или ложь, труд или желание жить за счет других- в этом мы должны помочь разобраться детям.

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Образовательные области: "Художественная литература", "Социализация", "Коммуникация","Музыка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦРР МКДОУ д/с №10

Конспект

интегрированного занятия

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной (логопедической) группе

По сказке В. Катаева « Дудочка и кувшинчик»

Воспитатель ВКК - Копцева Е.Н.

Россошь. 2013г.

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Предварительная работа: чтение сказок В.Катаева « Цветик- семицветик», « Пень», « Голубок».Чтение сказок с открытым сюжетом- Дж. Родари « Сказка, у которой три конца». Анализ ситуаций и ресурсов знакомых сказок.(Приемы ТРИЗ)

Подготовка. Запись р.н. мелодии на дудочке. Старичок-боровичок (кукла).

Карты Проппа.

Организация НОД.

1. Вхождение в тему.

Пом. воспитателя вносит в группу небольшой мешочек, стянутый веревкой и спрашивает у детей, не знают ли они, чей это мешок, то ли рюкзак? Он лежал в раздевалке…

Дети подходят, осматривают, но не знают чей. «Какой-то он странный, ни у кого такого не видели»

В: - Как же найти хозяина? (Предположения детей, кому он может принадлежать?)Дети предлагают заглянуть внутрь, что там?

В: - А разве можно открывать и рассматривать чужие вещи? (Нет, это не этично и небезопасно).

В: Я, кажется, знаю чей это мешочек. Попробуйте и вы догадаться. для этого нужно расшифровать имя владельца, которое спрятано в картинках. Давайте попробуем взять первую букву каждого слова и выложить из них слово, которое получится.

Д/игра «Расшифруй слово»

картинки: солнце, топор, арбуз, рыба, игла, карандаш. (с-т-а-р-и-к) 2) картинки - люстра, ель, солнце (лес.) , (пень,гриб,ягоды- слова отгадки)

Дети предполагают, что это Старик –лесовик из сказки.

В.:- Давайте поищем его, может, он где- то здесь прячется?(находят за картиной, изображающей лес.)

Старичок-Лесовичок:-.Кхе-кхе, здесь так много людей, что я растерялся, потерял свою котомку. (Дети отдают.)

2. Проблема . Старик: -Я пришел поведать вам одну историю (дает книжку)

Я в затруднительной ситуации и не знаю, как поступить. Меня озадачила одна девочка, может, вы мне поможете разобраться?

2) Восп: - Кого –то он мне напоминает, из какой же истории этот Старичок-Боровичок? Я сейчас прочитаю вам начало, может и вы, ребята, вспомните?

Чтение начала сказки. Дети должны узнать сказку по началу.

В: Ребята, это сказка или рассказ? Спор с доказательством. - О ком эта история?

Давайте представим, как собирают землянику.

Физминутка 1) пальчиковая игра «1.2.3.4.5- в лес пошли мы погулять…»

2)»Корзиночки», 3) логоритмика «Мы шли, шли,шли- земляничку нашли…»

В. - Сказка нам знакома, давайте вспомним, как развивались события дальше, а чтобы не забыть и не перепутать, будем отмечать картами- символами (карты Проппа).

1.- Цель (задача) (пересказ детей)

2.Неудача (Пересказ детей)

3.Помощь папы (Инструкция) пересказ детей, словарная работа.

4. Результат минимальный

Словарная работа (лексика)

(видимо- невидимо,

глаза разбегаются)

5.Встреча с дарителем.

(инсценировка)

6.Волшебный дар (Чтение воспитателя)

7. выбор

8. Чем закончилось? (Прерывает чтение, рассказ)

Воспит. –Молодцы, выстроили содержание с помощью карточек- быстро и удобно.

Анализ произведения В. –Вам понравились герои сказки?

В. - Чем понравилась главная героиня сказки – девочка Женя?.(называют полож.стороны- она любит своих родителей, братика, она хочет поучаствовать в общем деле. Она вежлива, хотя в минуты гнева забывает об этом и громко кричит на дудочку.Она наивна - доверчива, бесхитростна.

Что не понравилось в поведении девочки? (она нетерпелива, ленива, . не хочет думать, как сделать свой труд более продуктивным- ей подсказал папа, ищет легкие пути- другие полянки)

Физминутка .-Изобразите чувства и эмоции Жени в разных ситуациях. (Этюды на выражение эмоций: досада, удивление, восхищение, негодование, гнев и т.д.

В. –Почему Женя хотела и дудочку и кувшинчик? (чтобы не напрягаться, легко) Давайте проверим!

Понравился вам Старичок –боровичок? (он мудрый, добрый, симпатичный, но хитрый)

Почему он не хотел отдать и дудочку и кувшинчик?

Легко ли Жене было сделать выбор? Какая борьба была в ее душе? (вывод: выбор делать всегда нелегко, и от правильности выбора зависит успех в жизни или можно все потерять)

А как вы поступили бы на месте Жени? Что бы вы предпочли?

П/ игра «Дудочка или кувшинчик»? (часть детей собирают ягоды(шарики) с завязанными глазами в кувшинчик. Другая часть с открытыми глазами, но без кувшинчика, в руки. Много ли собрали?

Решение проблемы (методы ТРИЗ)В. – Давайте попробуем решить проблему –как сделать, чтобы была и дудочка и кувшинчик -т.е. найти заменители, ускорители и т.п.

Давайте обыграем сцену встречи Жени с Старичком-Боровичком и придумайте свой конец этой сказки.

Какие варианты могут Быть?

Дети называют 1) старик дал и дудочку и кувшинчик

2) Не дал дудочку, рассердился.

3)не дал дудочку, но что-то посоветовал

4) Женя завладела дудочкой (обманом, силой, угрозой, выкрала- т.е. безнравственными способами)

5)Женя купила дудочку

6) Старик дал дудочку, но за это потребовал какую-то услугу(жертву)

Воспитатель читает конец сказки, кто же из детей угадал конец?

Чему нас учит эта сказка? (нужно трудиться, думать, действовать в изменившейся обстановке, делать правильный выбор в жизненных ситуациях).

В заключение Старик –Боровик дарит детям дудочку. Муз. игра « Передай дудочку».

Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит - у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

А ты хорошенько искала?

Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

А под листики ты заглядывала?

Не заглядывала.

Вот видишь! Надо заглядывать.

А почему Павлик не заглядывает?

Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

Хорошо, - сказала Женя. - Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

Хватит с меня, - думает. - Я уж и так, наверное, много набрала.

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок - даже дно ещё не закрыто.

Ну, - думает, - так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

Здравствуй, девочка, - говорит.

Здравствуй, дяденька.

Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

Обидели меня, дедушка, ягоды.

Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:

Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился.

Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше - одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые - крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

Играй, дудочка, играй! - закричала Женя. - Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше - так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

Вот теперь-то я начну собирать!" - подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

У, глупая дудка! - сердито закричала девочка. - Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

Хорошо, - отвечает старик боровик, коренной лесовик, - я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно - одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть - дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

Не обойдусь, дедушка.

А как же другие-то люди обходятся?

Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Ах, вот как! - сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. - Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится...

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

Вот умница, - сказал Жене папа, - полный кувшинчик принесла! Небось устала?

Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

Поспела в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
- Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит - у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
- Мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
- А ты хорошо искала?
- Хорошо. Там ни одной ягоды, одни только листики.
- А под листики ты заглядывала?
- Не заглядывала.
- Вот видишь! Надо заглядывать.
- А почему Павлик не заглядывает?
- Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит:
- Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
- Хорошо, - сказала Женя. - Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
- Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.
«Хватит с меня, - думает. - Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.
Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
- Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок - даже дно ещё не закрыто.
«Ну, - думает, - так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».
Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
- Здравствуй, девочка, - говорит.
- Здравствуй, дяденька.
- Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
- Обидели меня, дедушка, ягоды.
- Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
- Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
- Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
- Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
- Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались.
Обрадовалась Женя:
- Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
- Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился.
- Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
- Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше - одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые - крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
- Играй, дудочка, играй! - закричала Женя. - Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше - так много, что под ними совсем не стало видно листиков.
Но Женя не унималась:
- Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
«Вот теперь-то я начну собирать!» - подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
- У, глупая дудка! - сердито закричала девочка. - Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
- Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
- Хорошо, - отвечает старик боровик, коренной лесовик, - я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно - одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть - дудочки не хватает. Как тут быть?
Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.
Приходит и говорит:
- Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
- Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
- Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
- Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась:
- Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
- Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
- Не обойдусь, дедушка.
- А как же другие-то люди обходятся?
- Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
- Ах, вот как! - сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. - Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.
С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
- Вот умница, - сказал Жене папа, - полный кувшинчик принесла! Небось устала?
- Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

По сказке Катаева "Дудочка и кувшинчик" снят обноимённый мультфильм