Содержание парциальной программы в доу. Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Познавательное развитие. На что именно направлены парциальные программы

Парциальная программа - это непонятные слова для любой матери, которая задумывается о том, чем занимается её ребёнок в детском саду. Тем не менее в них нет ничего страшного. Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы.

Что же это такое и какую цель преследует?

Парциальные программы в ДОУ - занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления. В чём отличие парциальной программы. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще воспитатели используют методики, созданные автором или группой авторов. Детское дошкольное образовательное учреждение может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка станет скучной и не наполненной развивающими играми и занятиями, ему не захочет посещать их. Парциальные программы хороши тем, что описывают уже проведенные другими воспитателями методики и отражают их результаты. В некотором роде подобным программам доверяют. Выбор делают руководство и воспитатели детского сада.

В чём смысл парциальной программы?

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и интересные задачи. Приветствуется творческая активность и отдача. В этот уникальный период, когда маленькие дети восприимчивы буквально ко всему в окружающем мире, творческие игры помогут им, как ничто другое. Именно поэтому педагогической деятельности уделяют такое большое внимание. Чем больше знаний о мире ребёнок получит в детском саду, тем больше у него шансов адекватно воспринимать окружающий мир, справляться с нагрузками в школе и в дальнейшей жизни. Но позитивное отношение начинает складываться только с трёх-четырёх лет. Поэтому парциальная программа - это шанс для любого ребёнка. Какими бывают парциальные программы?

Парциальные программы в ДОУ делятся на несколько направлений. Некоторые из них предполагают изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности. Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление. В этот список также можно добавить и театрализованную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства.

Даже среди дошкольников простенький кружок может иметь необыкновенную популярность, если правильно подойти к организации занятий и процесса создания спектаклей. Помимо этого, активность в детском саду направлена и на приобрещение к духовному миру, обучение правилам этикета и вежливости.

Парциальные программы по ФГОС.

Безусловно, деятельность детских садов регулируется федеральными стандартами. Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обеспечения комфортного нахождения в детском саду. Для каждого ребёнка важна индивидуально подобранная парциальная программа. ФГОС же позволяет организовать её по всем правилам. Детское дошкольное образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы, но они должны соответствовать федеральным стандартам.

На что именно направлены парциальные программы?

Принципы парциальных программ просты. Существует несколько направлений воспитания. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта. Ребёнку прививаются, например, представления об обыденной жизни, культуре человеческого жилья, о предметах быта и материалах, из которых они были изготовлены, о цели и назначении каждого предмета. Постепенно возникает не только понимание о его месте в мире, но и желание внести свою лепту и принять самостоятельное активное участие в его изучении

Как подобная активность влияет на детей?

Режим детского сада, как правило, подобран рационально: ребёнок не устаёт, получает время на отдых и игры, не имеющие какой-то определённой цели. Но важно следить за тем, чтобы активные игры и занятия не являлись причиной стресса. Нельзя располагать занятии так, чтобы за одним сразу следовало другое так, что даже не остаётся времени на отдых. Многие родители, занятые воспитанием, порой проявляют излишнюю усердность. Они считают, что детского сада ребёнку недостаточно, а потому водят его на дополнительные занятия. В таком возрасте не нужно насильно навязывать какие-то занятия. Хроническая усталость для ребёнка, который ещё не начал ходить в школу, - это нонсенс, но и это возможно, если перебарщивать с воспитательным процессом.

Могут ли родители помочь?

Ближайшие родственники, мама и папа, принимают различные решения относительно того, сколько времени их ребёнок проводит в детском саду. Если у них достаточно возможностей, чтобы заниматься самостоятельно, то необязательно посещать детский сад. Если согласовать этот вопрос с руководством, можно появляться на занятиях только во второй половине дня или, наоборот, в первой. В остальное же время можно заниматься воспитанием ребёнка самостоятельно.

Парциальная программа - это хорошая возможность и для родителей. Вовсе необязательно становится экспертом в данной области, но необходимо иметь представление о том, какие занятия проводятся в детском саду, чтобы дома не терять прогресс. Это полезно и для детей постарше. Например, конструирование в старшей группе может завлечь не только детей, но и родителей. А что может быть лучше, чем совместная игра? Но даже если в связи с работой нет времени заниматься ребёнком в течение дня, можно посвятить этому пару часов вечером.

С какими проблемами может встретиться семья?

Помимо сложных семейных ситуаций, например отсутствия одного родителя или халатного отношения, воспитанию может помешать и несколько других факторов. Прежде всего, важно помнить о том, что маленькие дети очень впечатлительны. И даже когда они живут в абсолютно адекватной, благополучной семье, у них могут возникнуть проблемы. Например, среди сверстников.

Воспитатели детских садов порой сами становятся жертвами на первый взгляд злобных шуток. Это не обходит стороной и детей. Они способны на аморальные поступки. Если родители замечают, что их ребёнок стал замкнут, не хочет говорить о том, что произошло в детском саду или на прогулке, это может быть признаком того, что с ним кто-то грубо обошёлся. Слова и поступки других детей могут привести к созданию комплексов, которые в буквальном смысле будут мешать жить в старшем возрасте.

Злые воспитатели: миф или реальность?

Помимо этого, ребёнок может испытывать стеснительность или даже боязнь того или иного воспитателя. Персонал детских садов подбирается с присущей тщательностью. Но каждая ситуация индивидуальна. Детское дошкольное образовательное учереждение не должно оставить плохих впечатлений у ребёнка. Разговоры и разбирательства с руководством приведут только к лишним нервам и стрессу. Какими бы хорошими ни были парциальные программы в ДОУ, ребёнку они будут доставлять только неприятные ощущения, если он видит в воспитателе врага или злую ведьму.

по материалам http://fb.ru|

СОГЛАСОВАНО УО

УТВЕРЖДАЮ

г. Оренбурга

Заведующий МБДОУ «Детский сад

____________ ______________

»

(подпись) (Ф.И.О.)

_____________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«____» __________________ 2013 г.

ПРИНЯТО

На педагогическом совете № ____

Протокол №_____ __________2013г.

_________________________________

(Ф.И.О.)

Парциальная программа

«………» (творческое название)

Муниципального дошкольного образовательного

бюджетного учреждения «дЕТСКИЙ САД № 5 «чЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

2013

I . Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………….

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы……………………………………………………………………

1.2. Цель и задачи программы…………………………………….…

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………..…………..

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы………

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………..

1.6. Формы подведения итогов реализации программы……………

II . Содержательный раздел парциальной программы………………….

2.1. Тематическое планирование образовательных отношений………………………………………………………………

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………………………….

2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом…………….

2.4. Содержание парциальной программы………………………….

III . Организационный раздел парциальной программы…………………

3.1. Кадровое обеспечение программы………………………………

3.2. Материально-техническое обеспечение программы………….

3.3. Научно-методическое обеспечение программы……………….

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………………

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………….

IV . Список использованной литературы…………………………………

V . Приложения……………………………………………………………

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Новизна данной образовательной программы заключается в обновлении /дополнении /расширении /обогащении… (форма, содержание, технологии, интеграция…)

Актуальность парциальной программы обусловлена такими современными условиями… (актуальность для государства, родителей, ребенка)

В современных условиях… (актуальность с позиций интересов, потребностей и мотивов детей, членов их семей, общества, государства)

Программа реализуется в рамках образовательной области («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»).

Программа обеспечивает учёт (специфики условий осуществления образовательной деятельности /и-или потребностей и интересов детей /и-или возможностей педагогического коллектива /и-или сложившихся традиций дошкольной образовательной организации /и-или сложившихся традиций группы).

Педагогическая целесообразность программы состоит в….. (отметить, почему именно Вы в конкретной группе своего ДОУ взялись за разработку подобной программы)

1.2. Цель и задачи парциальной программы

Примерные формулировки на основе ФГОС (согласно позициям, отраженным в характеристике образовательной области); формулировка цели должна закончиться специфическим для программы понятием:

Цель : приобщение дошкольников к изобразительному искусству на примере акбулакской игрушки (углубление задачи, поставленной в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Художественное творчество»)

Задачи программы:

Сформировать у воспитанников представления о..; умения…; навыки…

Воспитать

Развивать, совершенствовать

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы (подобрать соответствующие программе принципы из п.1.4 ФГОС ДО, раскрыть принципы с точки зрения содержания программы):

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали (например, системно-деятельностный как…(обоснование); гуманитарный …(обоснование); культурологический …(обоснование))

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на КАКОЙ дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок (ОПИСЫВАЕТСЯ ВОЗРАСТ ИСХОДЯ ИЗ НАПРАВЛЕННОСТИ: ФИЗИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ)

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Повышенный уровень сформированности любознательности и активности в изучении национально-культурных особенностей Оренбургской области; повышенный уровень развития способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; наличие первичных представлений о себе и своей малой родине.

Повышенный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости к окружающим людям.

- развитие артикуляционного аппарата в процессе заучивания и рассказывания фольклорных произведений; развитие мелкой моторики в процессе выполнения поделок, рисунков.

СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Чек-лист для учета работы в центрах

Имена детей

Деятельность детей

Комментарии

двигательная

игровая

коммуникативная

познавательно-исследовательская

восприятие художественной литературы

трудовая

конструирование

изобразительная

музыкальная

Анюта

Борис

Вика

Денис

Женя

Лена

Лист самоанализа

Имя ребенка _______________________________________________

Возраст ___________________________________________________

Месяц ____________________________________________________

дата

деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

и т.д.

1.6. Формы подведения итогов реализации программы

Описываются мероприятия, продукты, процедуры

Наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (можно указать периодичность)

Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.

Организация выставки детских творческих продуктов «Акбулакская игрушка глазами детей» (коллективные выставки? Авторские выставки?)

Создание музея акбулакской игрушки (музейные работники (искусствоведы, экскурсоводы) – дети; музейные зрители – взрослые и дети; журналисты, берущие интервью у авторов, экскурсоводов и зрителей - дети).

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Тематическое планирование образовательных отношений

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1.

1.1

1.2

1.3

1.4

Модуль 2.

2.1

2.2

2.3

2.4

Модуль 3.

3.1

3.2

3.3

3.4

Модуль 4.

4.1

4.2

4.3

4.4

2.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Описывается работа с родителями (педагогическое просвещение, оптимизация детско-родительских отношений, привлечение родителей к реализации образовательного процесса)

2.3. Перспективный план взаимодействия с социумом

Описывается взаимодействие с учреждениями культуры и образования в рамках темы программы (общеобразовательные школы, детские школы искусств музыкальные школы, спортивные секции, станции юных техников, театры, филармонии, эколого-биологические центры, библиотеки, музеи и т.п.).

2.4. Содержание парциальной программы

Модуль 1. Из истории акбулакской игрушки

Тема 1.1. «….»

Зарождение акбулакской игрушки. (Содержание темы формулируется без описания действия воспитателя, то есть не нужно писать Познакомить детей с историей , пишем История)

Зрительный ряд: (видео и иллюстрации )

Музыкальный ряд:

Дополнительное оборудование:

Вид деятельности: (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение )

Интеграция образовательных областей:

Продукт:

III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение

Необходимые специалисты, их роли и функции в программе (только те, которые принимают участие в реализации программы, но не контролирующие ее реализацию)

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Описание необходимого материала для реализации программы, в т.ч. мультимедиа, интерактивного оборудования, пособия, дидактический материал, видео-аудио-библиотека и др.

3.3. Научно-методическое обеспечение Программы

Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ (выходные данные должны быть после 2009 года)

Основная общеобразовательная программа ДОУ (полное название, дата утверждения)

Книги и труды, в программе эту строку не писать

Методические пособия

Книги, на основе которых строится региональное содержание

3.4. Время и сроки реализации Программы

В течении какого времени, в какой половине дня, сколько раз в неделю, объем

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Описание компонентов предметно-развивающей среды (только те развивающие центры, которые необходимы для реализации содержания программы - представление центров, в которых у детей присвоенные знания будут преобразовываться в опыт, чем для этого их необходимо наполнить).

IV . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Краткая презентация программы, ориентированная на то, чтобы заинтересовать родителей

Не переписывать разделы пояснительной записки

Возможности программы для развития детей;

Учет потребностей и интересов детей и родителей в программе;

Особенности построения содержания;

Участие родителей в реализации программы в детском саду и дома;

Развивающая предметно-пространственная среда программы.

IV . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343с.

2. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика. - 1998. - №5.- С. 32-47.

3. Тавстуха, О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография / О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.

Интернет-ресурсы:

1. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.03.2012 г. – http://khutorskoy.ru /be/2012/0302/index.htm - Проверено 29.11.2012 г.

V . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Конспект НОД по теме «Куклы бабушкиного сундучка»

…………………….

Приложение 2.

Консультация для родителей «Как правильно выбирать

детские игрушки»

……………………

Приложение 3.

Сценарий фольклорно-экологического праздника

«Во саду ли, в огороде»

………………………….

Приложение 4.

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Целевой ориентир (согласно отраженным в пояснительной записке)

Описание показателей целевого ориентира на основе содержания программы

Макет разработан А.А. Муратовой, к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ, тьютором стажировочной площадки Оренбургской области

Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Познавательное развитие»

II. Образовательная область «Познавательное развитие "

2.1 Программа «Наш дом – природа»

Возрастной контингент – от 5 до 7 лет.

Цель программы , воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом - природа» - авторская программа , обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» , «Природоведение» . Может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа , присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Программа "Наш дом - природа" уделяет внимание следующим вопросам : – понимание ценности природы; – осознание ребенком себя как части природы ; – воспитание уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий; – понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; – воспитание у детей активной жизненной позиции; – обучение основам элементарной экологической безопасности; – формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) ; – формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка) ; – понимание неповторимости окружающего мира. Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в том, что человек - особая, разумная часть природы , а экология - не просто наука, это целое мировоззрение.

Работая по данной программе , важно показать, что природные компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию

2.2 Программа «Юный эколог»

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволят начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение» , которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания

Задачи программы

Образовательные :

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

На примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные :

развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие :

развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Формирование навыков рационального природоиспользования;

Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

2.3 Программа "Мы"

Программа экологического образования детей

Ядро содержания программы Н . Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять ». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи :

развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями :

Готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

Личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы ;

Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

Построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

Активным участием родителей в воспитательном процессе;

Установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

2.4 Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Возрастной контингент – от 1 до 7 лет.

Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках. В книге представлена авторская программа для детских садов по данному виду деятельности, даны подробные методические рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный, применимых в традиционных ДОО и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях , частных детских садах , ориентированные соответственно на репродуктивный метод обучения и метод обучения, основанный на сотрудничестве детей и взрослых.

Задачи :

Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;

Закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;

Систематически информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях.

Продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие : квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники, клеем;

Продолжать формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; представлять одну тему несколькими постепенно усложняющимися конструкциями (например, 5-6 домиков, 4-5 трамвайчиков и др.) ; организовывать освоение этих конструкций, как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования детьми по заданным условиям;

Учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, а также объединенные общей темой (улица, машины, дома и т. п., подбирая тематику с учетом гендерных интересов детей; планировать процесс возведения постройки и определять, какие детали более всего для неё подходят и как их целесообразнее скомбинировать; преобразовывать свои постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин и др.) ; понимать зависимость структуры конструкции от ее практического использования;

Научить изготавливать простые игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др. с учетом интересов и потребностей девочек и мальчиков; познакомить со способами изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше;

Применять способы конструирования из бумаги при изготовлении простых поделок : складывание квадратного листа бумаги : 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов;

Продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала;

Создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

Символ волшебного цветка «семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка . Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, как первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. В программе отражается отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь. Девиз программы «Семицветик» - «Воспитание через Культуру и Красоту» . Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» предназначены не только для воспитателей дошкольных учреждений, но и для учителей начальных классов. Цель программы : способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

ПРИНЯТА УТВЕРЖАЮ

на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад

протокол №1 от 27.08.2014 г. общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением

деятельности по физическому

развитию детей №50»

_______________

(подпись) (Ф.И.О.)

27.08.2015 г.

Парциальная образовательная программа по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни

дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие» ОП ДО, разработанной учреждением самостоятельно.

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50»

г. Оренбурга

Программа выполнена на основе

федеральных государственных

образовательных стандартов

дошкольного образования

требований к структуре основной

общеобразовательной программы

дошкольного образования (Приказ

Министерства образования и науки

РФ от 17.10.2013 № 1155).

Оренбург, 2015

Паспорт парциальной образовательной программы

Наименование учреждения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга

Режим работы ДОУ

12 часовой

Контингент детей

От 4 до 5 лет.

Наименование Парциальной программы

«ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

Основные разработчики Парциальной программы:

Краснова Ирина Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

« Ч ТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

    Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

      Цели и задачи реализации программы.

1.4. Содержание психолого – педагогической работы.

    1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

      Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

1.7 Планируемые результаты освоения Программы.

    Содержательный раздел.

    1. Учебный план реализации ОПП ДО.

      Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе.

      Формы, способы, методы и средства реализации программы во второй младшей группе.

      Взаимодействие с семьёй, социумом.

2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с

воспитанниками.

2.8. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

    Организационный раздел.

3.1. Оформление предметно – пространственной среды.

3.2. Режим дня, структура ОДД.

3.3. Перечень методических пособий (для реализации основной части и части Доу»).

1.Целевой раздел Программы.

1.1. Пояснительная записка.

Фундамент здоровья необходимо закладывать в дошкольном детстве. Ведь здоровье позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добивается успехов в различной деятельности и с удовольствием принимать участие в жизни группы и семьи. В настоящее время в нашей группе № 10 «Солнышко» 31 ребёнок. Более половины из них, ещё совсем недавно переступили порог детского сада впервые.

(Приложение №1 «Лист здоровья»).

Многие дети не достаточно владеют элементарными КГН: навыками самообслуживания, не умеют, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом - что и помогло в выборе направления Парциальной программы.

Парциальная программа ориентирована на детей младшего возраста 4 - 5 лет.

Парциальная программа выполнена на основе в федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155).

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие». Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей группы общей направленности 4-5лет. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

1.2 Основные цели и задачи основной образовательной программы

Цель:

    гармоничное физическое развитие;

    формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

    Оздоровительные:

    охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;

    повышение работоспособности и закаливание.

    Образовательные:

    формирование двигательных умений и навыков;

    развитие физических качеств;

    овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

    Воспитательные:

    формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

    разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Направления физического развития:

    Способствовать становлению более устойчивого интереса к ценностям здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

    Дидактические:

    систематичность и последовательность;

    развивающее обучение;

    доступность;

    воспитывающее обучение;

    учет индивидуальных и возрастных особенностей;

    сознательность и активность ребенка;

    наглядность.

    Специальные:

    непрерывность;

    последовательность наращивания тренирующих воздействий;

    цикличность.

    Гигиенические:

    сбалансированность нагрузок;

    рациональность чередования деятельности и отдыха;

    возрастная адекватность;

    оздоровительная направленность всего образовательного процесса;

    осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Методы физического развития:

    Наглядные:

    наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

    наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

    тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

    Словесные:

    объяснения, пояснения, указания;

    подача команд, распоряжений, сигналов;

    вопросы к детям;

    образный сюжетный рассказ, беседа;

    словесная инструкция.

    Практические:

    Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

    Проведение упражнений в игровой форме;

    Проведение упражнений в соревновательной форме.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель Парциальной программы:

Задачи:

    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, стремящимися к самостоятельности;

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование основ здорового образа жизни.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

При разработке Парциальной программы «Чтобы быть здоровым» мы опирались на следующие принципы:

    принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

    принцип критериев полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

    принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    принцип, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

Парциальная программа построена на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.4. Содержание психолого-педагогической работы.

В группе мы стараемся создать атмосферу комфорта, внимания к детям, условия для активного накопления представлений детьми о здоровьесберегающем и безопасном поведении.

Организуем наблюдения за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком и т.п. как вести себя на улице и в помещении, чтобы не нанести вреда своему здоровью; организуем деятельность репродуктивного характера (показ – повтор за взрослым, пример сверстников, обсуждение, поощрение). Проводим беседы с привлечением наглядности, рассматриваем с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытьё рук и др.), последовательность режимных моментов. Читаем детям потешки и стихотворения о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случае их возникновения. («Нос умойся») и др. организуем на их основе несложные игры, которые помогут ребёнку умываться следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью. Используем разнообразные и увлекательные игровые приёмы, такие как научи куклу, или «Как мама учила Зайку правильно кушать», «Покажем Мишке, где лежат наши вещи», эмоциональность игрового приёма помогает ребёнку лучше освоить и запомнить образовательное содержание. Вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность, например, задание типа «Найди предметы необходимые для умывания», или, помоги игровому персонажу разобраться. Игры - эксперименты, игры – путешествия таки как «Водичка, водичка», «Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку» проводятся для того чтобы заинтересовать и в процессе экспериментирования или путешествия закреплять КГН и навыки ЗОЖ.

Вовлекаем детей совместно с родителями в простейшую проектную деятельность (например: вместе с мамами и папами принести полезные для здоровья предметы).

1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Приоритет Программы – забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Воспитание свободного, здорового, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в детском саду; понимание того, что всем необходимо выполнять правила здорового образа жизни.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).

Учитывая специфику нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга,

    его географическое положение и благоприятные экологические условия (рядом лес, река),

    удалённость от центральной дороги и промышленных объектов,

    вокруг детского сада насаждения хвойных и лиственных деревьев, декоративного кустарника, цветов и огородных культур,

    недалеко от территории детского сада находится стадион,

    на участке территории детского сада есть специально оборудованная спортивная площадка,

    тропа здоровья (для хождения босиком)

    эстафетная дорожка,

    специально оборудованный спортивный зал, бассейн

есть все условия для реализации Парциальной программы.

1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Отношение ребёнка пятого года жизни к здоровью характеризуются тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием пользуется простейшими умениями и навыками гигиенической культуры, с интересом изучают себя, своё тело, свои возможности, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов и самообслуживание, радуется самостоятельным и совместным действиям, и их результату (чистые руки, хорошее настроение красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда и т.д.) К трём годам ребёнок уже готов самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом, пользоваться носовым платком, расчёской и полотенцем. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

1.7. Планируемые результаты освоения Программы.

Ребенок проявляет:

    интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения,

    желание к выполнению элементарных культурно-гигиенических навыков,

    знания о здоровом образе жизни.

Ребенок имеет представления о доступном предметном мире, назначении предметов, о правилах безопасного поведения.

2.Содержательный раздел.

2.1. Учебный план реализации ОПП ДО в младшей группе.

15 мин

2,5%

20 мин

55 мин

8,5%

600 мин

100%

2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.

Оформлены альбомы:

    «ЗОЖ»,

    «Наши будни»;

Картотеки:

«Пальчиковые игры»

«Гимнастики»

Наглядно дидактические пособия:

    «Здоровей-ка»

    «Предметы личной гигиены».

    Схемы «КГН»

    «Стихи о здоровом питании»;

Игры – эксперименты.

Игры – путешествия.

Предметно пространственная среда оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка; развивают любознательность,

воспитывают чувство прекрасного, способствует формированию начальных представлений о здоровье, ЗОЖ.

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы во второй младшей группе.

Формы организации деятельности

Организованная образовательная деятельность

Игровые упражнения

Подвижные игры

Хороводные игры

Пальчиковые игры

Спортивные упражнения

Физкультминутки в процессе других видов ООД

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утренние и корригирующие гимнастики

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Игровые упражнения

Спортивные упражнения

Динамические паузы

Физкультурные праздники и развлечения

Дни здоровья

Самостоятельная деятельность детей

Подвижные, хороводные, пальчиковые игры

Игровые упражнения

Спортивные упражнения.

2.4. Взаимодействие с семьёй, социумом.

1. «Путешествие в страну знаний продолжается»

Информирование родителей о ходе образовательно процесса:

* родительское собрание на тему: «Чтобы дети росли здоровыми». (Сентябрь).

* индивидуальные и групповые консультации на темы: «Как правильно прививать детям КГН» (Октябрь)

«Навыки самообслуживания» (Ноябрь);

«О детях с ослабленным здоровьем». (Март).

* памятки для родителей по ЗОЖ (Декабрь).

2. Совместная деятельность

* участие в проектной деятельности - сбор коллекции полезных для здоровья вещей (Февраль).

* книги серии «Школа семи гномов» - М: Мозаика – Синтез.2012:

«Быстрее, выше, сильнее», «Я расту здоровым».

* Просмотр мультфильмов из серии «Смешарики».

2.5. Планирование работы с детьми в группе.

Реализация программы осуществляется в образовательной деятельности:

    в ходе режимных моментов;

    самостоятельной деятельности детей;

    совместной деятельности с семьёй.

В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

    инсценировка реальных и сказочных ситуаций с помощью игрушек;

    чтение потешек, заигрышей, закличек, попевок, стихов;

    показ иллюстраций по теме;

    встречи с куклой марионеткой, игрушкой забавой;

    разыгрывание с помощью фланелеграфа сказок, игр – экспериментов;

    организация сюжетных игр с помощью потешек и стихов;

    показ сюжетных иллюстраций по сказкам;

    организация игр путешествий предметного характера;

    подражание сказочным персонажам;

    тематические беседы;

    использование серии сюжетных картин по здоровому образу жизни;

    показ ряда последовательных действий с предметами;

    самостоятельные игры с предметами;

    работа с альбомом сюжетных фотографий (фото детей группы);

2.6. Календарно – тематическое планирование.

1. Игры для детей по воспитанию культурно – гигиенических навыков делятся на три тематических цикла. В них входят игры - экспериментирование и игр путешествия.

1 – й цикл – «Водичка, водичка…».

* «Чистящая вода». Стр.36 (2).

* «Мокрые рукава и полотенце» стр. 36(2).

* «Грязные и чистые руки» стр.36. (2).

* «Мыло. Пускаем мыльные пузыри» стр.37(2).

* Игра «Путешествие в город Предметов личной гигиены» стр.39(2).

2 – цикл – «Я одеваться сам могу».

* «Что отражается в зеркале?» стр.41(2).

* «А варежки последние» стр.41 (2).

3 – цикл – «Так привыкли мы к порядку».

* «Путаница, или Что для чего» стр.42(2).

* «Путешествие в страну Чистоты».

2. В мире опасных предметов.

1.Игра экспериментирование:

«Прозрачная вода» с использованием потешки «Хлюп – хлюп».

2.Чтение стихотворения: «Микроб» (ОБЖ) Игровая ситуация с игрушкой забавой «Серый зайка умывается».

3.Игра «Путешествие в город предметов личной гигиены»

Личная гигиена.

4.Игра – экспериментирование, «Грязные и чистые руки»

Свойства воды, умение и навыки по использованию воды

(стр. 35 В.А.Дергунская)

Что будет если их не мыть?

«Хлюп-хлюп» (Приложение №2)

Приложение№2

Имитация движений.

Обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрят-ность. (стр 39 В.А. Деркунская)

(стр. 36 В.А.Дергунская)

Октябрь

1.Чтение стихотворения Т. Собакина «О пользе овсяной каши».

2. Игровая ситуация: «Как мама учила зайку правильно кушать»

3. Рассматривание иллюстраций с предметами посуды.

Культура питания.

4.Игра – этюд «Вкусная каша»

(Приложение № 2 )

Ложку нужно держать в правой руке, брать пищу губами, откусывать пищу небольшими кусочками.

Закреплять правильное название и назначение.

Чтение и инсценировка стихотворения.

(стр.49 В.А. Деркунская.)

Ноябрь

1.Игра – этюд «Мальчик Петя».

2.Игра – инсценировка «Покажем Мишке, где лежат наши вещи».

3.Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку».

Самообслуживание.

4.Игра – этюд «Я сама».

Дети высказываются: с помощюю движений и мимики изображают Петю (стр. 51.В.А. Деркунская).

Что где лежит.

Доставать из шкафа уличную обувь, одежду последовательно.

Начинаем надевать носки и гольфы с носка. Начинаем застёгивать пуговицы - с верхней. Вставляем пуговицу в петлю, проталкиваем пальчиком. При необходимости вежливо выражаем свою просьбу

Назначение одежды, правила ухода за ней.

Имитация движений по тексту (стр.48 В.А. Деркунская.)

Декабрь

1. .Водичка – водичка

«Игра – экспериментирование – чистящая вода».

Гигиена.

2.Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки».

Личная гигиена.

3.Художественное творчество: «Предметы личной гигиены».

4.Игра «Путешествие в страну одежды».

Самообслуживание

Расширять представлене детей о воде. (Смачивает и ояищает)с рукавами (стр..36.В.А. Деркунская.)

(Приложение №4)

Вопросы к детям.

Что делают дети?

Зачем они хотят помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Развивать художественно творчески способности.

Имитация мытья и вытирания рук.

Назначение одежды и правила ухода за ней. (Приложение№ 3)

Январь

1.Разыгрывание сюжета на фланелеграфе: «Накроем стол для гостей».

2.Расскажем Мишке как надо правильно кушать или игра – эксперимент. Культура питания.

3. Чтение С.Капутикян «Маша обедает».

Культура питания.

Сервируем стол. (Называя предмет и уточняя его назначение).

Есть самостоятельно, прожёвывать тщательно, доедать пищу до конца. Проглатывая пищу, не оставляя за щекой. (Что случится, если кушать не аккуратно? (испачкаешься и др.))

Навыки гостеприимства за столом (как можно пригласить друзей?) Инсценировка фрагментов.

Февраль

1Я одеваться сам могу. Игра – экспериментирование «Что отражается в зеркале». (Свет мой зеркальце скажи…).

2.Игра – этюд «Митя и рубашка».

3.Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Тихо – тихо».

4.Д/и «Укладываем Машу спать».

Самообслуживание.

Знакомимся с понятием отражение, используем зеркало для того, чтобы видеть недостатки внешнего вида (Приложение №3).

Дети как вы думаете, чья это рубашка? (Приложение №2).

Почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Митя и рубашка».

Заучивание

( Приложение №2).

Снимаем сначала одежду, затем обувь колготки, аккуратно вешаем и складываем на стульчик. Укладывая приговариваем потешку.

(Приложение №2).

Март

1.Чистящая вода. Игра – эксперимент «Как моем ладошки»

Личная гигиена.

2.Дидактиеское упражнение «Покажем Винни – Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем».

3.Игра-эксперим. «Делаем мыльные пузыри».

4.Художественное творчество «Помощники Чистоты»

В процессе эксперимента дети узнают, что вода очищает, закрепляют навык - мыть руки через экспериментирование с водой

(Приложение №3)

Имитация движений.

Вопросы к детям: вы вытираетесь все одним полотенцем, или у вас есть личное полотенце?

Можно ли вытираться одним полотенцем?

Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам (Стр.37 В.А. Деркунская).

Рисуем мыльные пузыри - пальчиками. (Используя искусство эмоции с помощью худ слова) «Мыльные пузыри» Э.Фарджен (Приложение №2)

Апрель

1.ОБЖ «Зачем беречь наших помощников» игра - эксперимент.

2..Игра – этюд «Уши»

ОБЖ - Посторонним предметам не место в ушах!

3.Так привыкли мы к порядку. Игра «Путешествие в страну игруше к».

4.Игра «Путешествие в страну Чистоты»

Закрыли глазки – можете ходить? Нужны нам глазки. Как можно им навредить? Нужно их беречь? (то же с ушками, ножками, ручками). Почему мы называем их нашими помощниками?

(Стр. 51 В.А. Деркунская)

Выявляем путём исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определённых действий и должна находиться на своём месте.

(Стр.43 В.А.Деркунская.)

Необходимость соблюдения чистоты и порядка. Знакомые способы создания чистоты.

(Приложение№3)

Май

1.Так привыкли мы к порядку. Игра – путешествие в страну Игрушек»

2.Игра имитация «Что для чего»

3. В мире опасных предметов. Д/и «Найди опасные предметы» «Отгадай загадку по картинке».

Проанализировать, что дети знают о необходимости соблюдения порядка в помещении, необходимости убирать игрушки на место быть бережным в обращении с ними (Стр.43 В.А. Деркунская.)

Для чего нам нужен носовой платок? Имитация. (Прочистим носик, пользуемся своим платком, прикрываем нос, рот при чихании, кашле и др.).

Помочь детям запомнить группу опасных предметов с помощью загадок. (Приложение № 5)

2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

2.8. Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

Образовательная область «Физическое развитие».

Цель Парциальной программы:

    Создание условий для сохранения и укрепления жизни и здоровья детей.

Задачи:

    забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;

    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, стремящимся к самостоятельности;

    максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать познавательные интересы в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников;

    единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Приобщение к ЗОЖ: проведение игр путешествий, игр – имитаций, игр путешествий, игр – экспериментов, встреч с куклами персонажами стало традицией нашей группы. В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, что способствует развитию интереса детей, их познавательных и творческих способностей

3. Организационный раздел.

3.1 Оформление предметно – пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда группы: содержательно – насыщенна, развивающая; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровье сберегающая; эстетически-привлекательная.

1.Набор мячей: резиновые большие и маленькие, пластиковые, кожаные.

2. Наборы: кеглей, серо, скакалки, гантели, гиря, мешочки с песком, «следы» дорожки, обручи, дартс, палки гимнастические, ребристые доски, флажки, мишень.

Карточки подвижных игр, народных, физминуток, релаксации, корригирующей гимнастики, дыхательной гимнастики, серия картинок по ЗОЖ, картотека игр - экспериментов, набор полезных для здоровья предметов.

Дидактические игры: «Я человек», «Витаминка» игры по валеологии и ОБЖ

«Волшебные бутылочки для дыхательных упражнений.

Предметы психологического комфорта: коврик радости, кубик – мирилка.


Мебель соответствует росту и возрасту детей, пространство группы разделено на «центры» развития, оснащённые достаточным количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям, что позволяет им выбирать интересные для себя занятия.

В групповой комнате есть условия для самостоятельной двигательной активности детей небольшая площадь свободная от мебели и игрушек.

Территория участка для прогулок оборудована: беседкой для отдыха и игр по интересам, песочницей, качелями, дорожкой здоровья, игровой площадкой, имеется выносной материал для прогулок в тёплое и холодное время года; все выше перечисленные условия способствуют внедрению в образовательную деятельность здоровьесберегательных технологий.

Воспитатель

    Краснова Ирина Ивановна, первая квалификационная категория, прошла курсы повышения квалификации в объёме 72 академических часа в июле 2013 года.

3.2. Режим дня.

Режим дня в составлен в соответствии СанПиН. Последовательность и длительность проведения режимных процессов в течение дня представлена в двух вариантах для каждого возраста (в теплый, холодный период года) (приложение № 2) .

3.4.3. Перечень программ и технологий.

1. Примерная Общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЫЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М: Мозаика - Синтез 2014 г.

2. Образовательная область «Здоровье». / Под. Ред. В.А. Деркунской. 2013г.

3. Расту здоровым./ Под ред. В.Д Зимониной – М, СТЕФА 2013.

4. Приложение.

    Лист здоровья.

    Режим дня.

    Стихи о здоровом питании. Гигиене.

    Игры – эксперименты.

    5 Игры – путешествия.

    Серия сюжетных картинок по ЗОЖ.

    Альбом сюжетных фото детей группы.

5. Глоссарий.

Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Взрослые - родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.

Единство образовательного пространства обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования - построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Образовательная область - структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Парциальная образовательная программа, программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах и/или культурных практиках

Социальная ситуация развития - сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Федеральные государственные требования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ» (Е. В. Рылеева)

Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования - индивидуализации личностного развития детей двух - шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» — обеспечивают формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа - детский сад», психологам, гувернерам, родителям.

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (Д. И. Воробьева)

Основная идея программы - целостное развитие личности ребенка двух - пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип - многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.

ПРОГРАММА «УМКА» - ТРИЗ (Л. М. Курбатова и др.)

В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех - шести лет на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением. Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Предусматривает развитие у детей фантазии; обогащение предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения и определяет условия, содействующие решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера и др.). Предусматривает широкое использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (охватывает младший, средний, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая поддержка одаренных детей, вариативность использования в системе базового и дополнительного образования. Состоит из трех относительно самостоятельных частей:

  • программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста - «Умка» — ТРИЗ;
  • варианта программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
  • подпрограммы, готовящей педагогов дошкольных образовательных учреждений к реализации программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» - ТРИЗ.

ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духов¬но богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

ПРОГРАММА «КРАСОТА - РАДОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО» (Т. С. Комарова и др.)

Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллек¬туальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.

ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л. В. Куцакова)

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» (Т. А. Копцева)

Программа нацелена на формирование у детей четырех - шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей.
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ - ПРИРОДА» (Н. А. Рыжова)

Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно - научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС»
(Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)

Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «ПАУТИНКА» (Ж. Л. Васякина-Новикова)

Цель программы — формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой)

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ» (К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.)

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ» (М. А. Трубникова)

Цель программы - обучение детей трех - шеста лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

ПРОГРАММА «МАЛЫШ» (В. А. Петрова)

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (О. П. Радынова)

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех - семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой дет кого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.

ПРОГРАММА «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ МАЛОЙ РОДИНЫ» (Е. В. Пчелинцева)

Посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Onределяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка.
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ» (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)

Разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

ПРОГРАММА «ТЕАТР - ТВОРЧЕСТВО - ДЕТИ» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ЭМО» (В. Г. Ражников)

Цель программы - эмоционально-эстетическое развитие дошкольников пяти - шести лет, приобщение ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре: ребенок сможет взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научиться сочинять и исполнять простейшие художественные произведения. В основе программы - освоение детьми художественных настроений, общих для всех эстетических явлений. Эмоционально-эстетическая культура не принужденно осваивается в простейших формах художественной деятельности, доступной практически каждому ребенку. Это ритмо-звуковые импровизации, цветовые импровизации и слоговые поэтические ритмы; в художественных играх ребенок осваивает творческие позиции автора, исполнителя и зрителя (слушателя). В программе предусмотрено параллельное обучение, как ребенка, так и педагога. Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов художественного воспитания, а также родителей.