Характеристика поставлены звуки на этапе автоматизации. Начальные этапы автоматизации звуков. Этап дифференциации звуков речи

Консультация для воспитателей «Игровые приемы при автоматизации звуков»

-Учитель-логопед МДОУ №31 Матвеева Ю.Н.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Я часто задаю себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и процесс автоматизации звуков в речи детей.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков я веду поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Наиболее сложной в работе с детьми является автоматизация слога. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. По моему мнению, использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно подружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков я провожу сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую:

“Волшебную палочку”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

“Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.

Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

“Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р),

“Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш),

“Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л),

“Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж),

“Украсим ёлочку”,

“Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),

«Живое слово» - где дети - это звуки, и найти пропавший звук намного легче.

“Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.

“Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.

“Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.

Я заметила, что очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

“Разноцветные прищепки” На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” . На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна!

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Список литературы

  1. Епифанова О.В. Автоматизация звуков: учебно – игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2011. – с.3 – 16
  2. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с.74 – 77
  3. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – с.8 – 11
  4. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 96 - 99

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, тогда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука мною используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой, и сама создать игры по автоматизации звуков по типу знакомых и любимых детьми: домино, лото. В играх использовала предметные картинки из детских книг, журналов. Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщений), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.

При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме и с каким удовольствием играют дети. При этом автоматизация оставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определенных слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов.

Эти игры используются и воспитателями детского сада, и родителями при закреплении соответствующих навыков.

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр.).

На этом этапе работы для привлечения интереса детей я практикую такие игры: «Игра на пианино», «Песенка саксофона», «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки».

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаю задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са – ас, со – ос).

На этом этапе работы я использую такие игры: «Разрезные картинки», «Пианино», «Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звуков использую приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же использую задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук, придумывание слов с заданным звуком. На занятиях по автоматизации звуков в словах я не ограничиваюсь только тренировкой звуков в словах, а ввожу в занятие творческие упражнения и игры, от произнесения отдельных слов перехожу к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.

При автоматизации звуков в словах детям очень нравятся игры «Рыбалка», «Собери цветок», «Напои куклу чаем», «Построй домик», «Собери бусы», «Украсим елочку», «Что под листочком».

Для развития фонематического восприятия звуков использую игру со Звукоедом, который «похищает» звук, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаю предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложения». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации к нам на занятия «приходят» гости, которые становятся героями игр – путешествий, игр – драматизаций и т.д.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы использую различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы – драматизации, стихи – драматизации.

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения.

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли.

Игры, представленные в опыте работы, дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 "Умка" комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы автоматизации звуков

в логопедическом сопровождении дошкольников »

подготовила учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы :

I. Подготовительный этап

Цель : подготовка к постановке и автоматизации звуков речи .

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

II. Этап постановки звука

Цель : формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

III. Этап автоматизации звука

Цель : закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Задачи :

Введение звука в слоги .

Введение звука в слова и фразы .

Введение звука в связную речь .

Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель : дифференцировать звуки речи друг от друга .

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации . Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук . Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается , ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах , не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед . На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов . Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям , нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги : А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой .

Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач :

Снизить утомляемость;

Повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

Побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков ;

Повысить работоспособность детей;

Активизировать психические процессы : концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

Вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

Быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения ;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков .

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения , можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста , логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации .

В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям , были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы .

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят :

Сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

Дидактическая игрушка «Каркуша» ;

Иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

Наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как :

Картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков ;

Символы звуков ;

- игровые задания в виде звукоподражаний : «Шумелочки» , «Свистелочки» , «Звенелочки» , «Гуделочки» , «Рычалочки» , «Жужжалочки» );

- «Звуковые дорожки » ;

- «Волшебные ниточки» , «Клубочки» , «Разноцветные верёвочки» ;

Всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж» , «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р» , «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з» , «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч» , «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ» , «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц» , «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с» , «Змейка – ш-ш-ш» , «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л» , «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д. Основной целью этих игр является : на одном выдохе длительно произнести заданный звук .

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков , но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

Автоматизация звуков в слогах :

При автоматизации звука в слогах , когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком , для привлечения интереса детей я практикую использование :

- «Пианино» ;

- «Гусеничка» ;

- «Слоговые песенки » (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

- «Кнопочки» ;

- «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах) »;

- «Скажи громко-тихо» ;

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма :

- «Переложи бусинки» , «Собери разноцветные бусы» , «Волшебные палочки» , «Построй заборчик» , «Цветные камешки» , «Су-Джок» и колечки», «Молоточек» , «Весёлые звоночки» ; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки» , «Топотушки» , «Повтори, не ошибись» - ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» - сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов ;

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

Автоматизация звуков в словах , словосочетаниях и предложениях :

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах , можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными :

- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо» , «Чего не стало?» , «Вспомни и назови» , «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови» , «Доскажи словечко» , «Назови всё живое» , «Всё, что растёт» , «Цепочка слов» ;

- «Логопедическое домино » , «Лото» ;

- «Положи в кармашки» , «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

- «Ходилки» ;

- «Сложи пирамидку» , «Собери бусы» , «Собери букет» ;

- «Рыбалка» ;

- «Весёлый поезд» , «Собери урожай» , «Сложи в корзинку» ;

- «Трафаретики» , «Назови какого цвета…» .

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Автоматизация в связной и самостоятельной речи :

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую :

Пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

Пересказы-драматизации, стихи-драматизации;

Заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Очень эффективно в период автоматизации звука , требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале : от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» , «Заюшкина избушка» ). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов» . Уже один вид «весёлого человечка » вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой , не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям , тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков , а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников . Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: ООО «АСТ : Астрель» , 2008.

2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков . – Волгоград : «Учитель» , 2011.

3. Лебедева И. Л. Трудный звук , ты наш друг! – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» , 2010.

4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр . Играем со звуками , словами и фразами. – М.: ООО «АСТ : Астрель» , 2010.

В логопедической практике часто вызывает затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей, имеющих проявления дизартрии разной степени, ЗПР. Период автоматизации бывает трудным и долгим, т. к. на начальном этапе положение органов артикуляции ещё неустойчивое, и требуется время на поиск нужного артикуляционного уклада. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах. Возникает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах.

Предлагаемые приёмы логопедической работы по автоматизации звуков в слогах основаны на методе наглядного моделирования. Предлагаются задания на воспроизведение звука изолированно, в слогах, слоговых рядах с опорой на символы. Такие задания позволяют разнообразить занятия по автоматизации, повысить мотивацию к логопедическим занятиям и активность речи ребёнка во время занятий, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью. Ребёнок может самостоятельно воспроизводить речевой материал после запоминания символов.

Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, предмет или существо, издающий похожий звук: “тигр” – обозначает звук [р], “пароход” –звук [л], “змея” – звук [ш], “жук” –звук [ж] и др.

При произнесении поставленного звука изолированно символ рисуется столько раз, сколько требуется произнести данный звук (сколько раз получается у ребёнка воспроизвести этот звук правильно). Переходя к автоматизации поставленного звука в слогах, добавляем к имеющемуся символу согласного, который ребёнок уже запомнил, символы гласных звуков. Символы гласных звуков имеют сходство с их оральным образом и наглядно показывают, какой звук следует произносить после тренируемого: например, шар круглый – звук А, шар овальной формы – звук О, дудочка – звук У, кусок сыра – звук Ы. (Рисунок 1)

Через 1-2 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка, предложить повторять слоговые ряды до 4 одинаковых слогов в каждом ряду по моделям. (Рисунок 2) Модели можно зарисовать в тетради ребёнка или заготовить карточку, которую можно использовать для работы с другими детьми.

Когда ребёнок хорошо запомнил модели слогов, можно переходить к другим заданиям. Предлагаемые упражнения:

1. Произнесение слоговых рядов, состоящих из трёх разных слогов (по моделям). (Рисунок 3)

Здесь уже можно обойтись и без называния слогов взрослым. Каждую модель слога можно выполнить на отдельной карточке и из этих карточек составлять разные слоговые ряды, комбинируя карточки со слогами. Слоговой ряд может составлять логопед, родитель дома или сам ребёнок. Возможность самому себе составлять задания повышает интерес ребёнка к упражнениям и его активность.

2. Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй слог в паре меняется по очерёдности (очерёдность даётся в самом начале при воспроизведении слогов по моделям по одному слогу на Рисунке 1).

Первые варианты пар даются с опорой на модели, по которым получаются такие пары слогов: (на Рисунке 4 показаны модели)

Или так (Рисунок 5):

Сколько вариантов пар предложить на одном занятии, зависит от возможностей ребёнка. Ребёнку можно предложить самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Эти пары также можно выкладывать из отдельных карточек с изображёнными моделями слогов. При этом карточек должно хватить на весь вариант. Первые варианты пар ребёнок воспроизводит по моделям, а когда поймёт закономерность, можно предложить называть пары слогов по представлению, сначала добавляя второй слог в третьем и четвёртом ряду третьего варианта (например, отрабатывая звук [л], это будут слоги лу-лу, лу-лы), а в четвёртом варианте можно предложить договорить второй слог в каждой паре: лы-…(ла), лы– …(ло), лы – ...(лу), лы – …(лы). Такие упражнения способствуют формированию навыков самоконтроля за правильным произношением.

К тому же модель слога позволяет ребёнку усвоить состав слога-слияния, ведь слияние трудно расчленить на составляющие его звуки, а данная модель наглядно это представляет. Заменяя символ согласного звука в моделях слогов при автоматизации следующего поставленного звука, ребёнок чувствует и наглядно представляет наличие гласного звука, что способствует профилактике пропуска гласных при письме. А сам символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема-артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о-у, а-о, профилактике замен на письме соответствующих букв.

В зависимости от возможностей и желания ребёнка, при автоматизации следующих поставленных звуков, для разнообразия можно предложить поменять и символы гласных звуков, которые также будут напоминать оральный образ гласного звука: мяч, солнышко или ромашка – звук А, овал – звук О, маленький кружок (вишенка) – звук У, дыня или грибок с широкой шляпкой – звук Ы.

Сколько получается упражнений на автоматизацию звука в слогах! И не скучно, и можно закрепить произношение поставленного звука в слогах и тем самым подготовить к произнесению звука в словах.

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
  2. Обучаем читать и писать без ошибок. М., Аркти, 2007 г.
  3. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.
  4. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед для ДОУ. Сборник материалов. М., 2005 г.
  5. Новоторцева Н.В.
  6. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з"], [ц] (Логопедическая тетрадь). Ярославль, Академия развития. 1996 г.

Распространенность речевых нарушений среди дошкольников настолько велика, что открытие логопедических пунктов для детей с неправильным произношением звуков в дошкольных образовательных учреждениях очень актуально. Такой подход позволяет охватить логопедической помощью значительное число детей с различными нарушениями речи.

Поскольку основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков), мы предлагаем рассмотреть особенности содержания этапов логопедических занятий по автоматизации звуков.

Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях, в следующей последовательности: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в связной, в спонтанной речи.

Автоматизация звуков осуществляется параллельно с развитием навыков фонематического восприятия. При анализе, синтезе и подборе слов или картинок используется весь речевой материал предыдущего этапа, используются все звуки, введенные в речь дошкольников

Речевой материал по автоматизации звуков учитывается при подборе лексикона и при усвоении детьми грамматических закономерностей родного языка.

На этапе формирования коммуникативных произносительных умений и навыков у ребенка воспитываются умения актуализировать все произносительные умения, знания, полученные ранее. Большое значение приобретает заучивание стихов на определенные лексические темы. Эти тексты обязательно включают все поставленные на логопедических занятиях звуки речи.

Как писал М. Е. Хватцев: «При автоматизации звуков путем длительной и разнообразной тренировки в связной речи в коре больших полушарий между определенными между определенными пунктами раздражений устанавливается прочная связь. Тогда звуковые рефлексы могут удерживаться в течение месяца ряда лет без дальнейшей тренировки и подкреплений».

Вместе с тем, произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения музыкальных и спортивных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов детского сада (воспитателя, музыкального руководителя и педагога по физической культуре).

Для нормального звукопроизношения ребенку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием и иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата. Ему необходимо использовать фонемы с учетом различных фонетических условий.

При подборе лингвистического материала для коррекции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать многообразный неязыковой и, прежде всего, языковой контекст .

Под фонетическим (языковым) контекстом понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно:

  1. Положение звука в слове (его абсолютном начале, конце или середине;
  2. Нахождение его в «сильной» или «слабой» позиции в слове;
  3. В соседстве с определенными звуками (место и ряд образования);
  4. В определенном типе слога (например: СГ, ГС, ССГ и др.);
  5. В словах «длинных» или «коротких».

В процессе автоматизации у детей вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ. А затем переходить к структуре «гласный — согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [л], [ц], [р], [рь]) допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатывается в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.

Порядок автоматизации звука в словах

Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах:

  • В начале слова,
  • В конце слова (если согласный глухой),
  • В середине слова,
  • В словах со стечением согласных.

В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова». «в конце». «в середине», а наоборот, поскольку эти фрикативные (а в конце слов они фрикативные) часто усваиваются лучше, чем дрожащие. От фрикативных же [р], [рь] успешно переходят к произнесению их основных – дрожащих вариантов.

В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть, формируемый звук находится под ударением, а согласный перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется).

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

В связи с вышесказанным, мы предлагаем следующую структуру логопедического занятия на этапе автоматизации звука:

Тема : Звук …

Цели занятия :

Оборудование :

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Объявление темы занятия.
  4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
  5. Анализ артикуляции по плану.
  6. Характеристика звука.
  7. Связь звука с буквой.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
  10. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов с графической записью.
  11. Закрепление звука в предложении. Его графический анализ.
  12. Закрепление звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итоги занятия.
  15. Оценка работы детей.

В зависимости от этапа автоматизации звука можно варьировать структурными элементами предложенной схемы занятия.
Необходимо помнить, что занятия должны быть увлекательными: они должны быть тематическими, с присутствием сюрпризных моментов, наполнены различным красочным наглядным, дидактическим материалом. И не забывать об игре, ведь игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Приведем пример логопедического занятия , соответствующего предложенной структуре.

Тема : Автоматизация звука [р].

Цели занятия : закрепить четкое произношение звука [р] и умение давать характеристику звука, развивать фонематическаие процессы, мелкую моторику, память.

Оборудование : конверты, рисунок «Яблоня», предметные картинки, разрезная азбука, схемы слов и предложений, схема артикуляционного уклада звука [р], скрепки, карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Сегодня у нас с тобой будут гости, но чтобы узнать кто они – мы с тобой должны отгадать загадки. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать, если не получится – я тебе подскажу:

Чик – чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей.
Живу во дворе,
Это … (воробей)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(сорока)

Окраской — сероватая
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто она? (ворона)

Да, к нам в гости прилетели: воробей, ворона и сорока. Повтори еще раз громко и красиво названия этих птиц.

Какой одинаковый звук ты слышишь в названиях этих птиц? Правильно! Сегодня мы будем повторять звук [р]. Произнеси этот звук правильно и красиво.

Давай поиграем с язычком, а наши гости будут за нами повторять.

Упражнения: «Грибок», «Лошадка», «Кучер», «Болтушка».

Когда произносим звук [р], в каком положении у нас находятся губы, зубки, язычок?

Звук [р] гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий?

Выложи букву Р из скрепок.

2. Птицы прилетели с нами поиграть и принесли нам какие – то конверты, но когда они садились на дерево растеряли свои конверты. Давай поможем добраться каждой птичке до своего конверта. Какой птичке первой ты поможешь добраться до конверта? Воробей будет прыгать с яблочка на яблочко, а ты будешь произносить слоги:

Ра – ра – ра ро-ро-ра
Ро – ра – ро ро-ро-ро

И так с каждой птицей.

3. Посмотри, какой по цвету конверт нам принес воробей? (коричневый). А сорока? (оранжевый). И ворона? (разноцветный)

4. Давай посмотрим, что нам принесли в конвертах птички. Возьмем конвертик воробья: что там есть? (картинки). Доставай по одной картинке и называй их.

Выбери любые пять картинок, разложи их в линейку. Назови, какие картинки ты выбрал? Посмотри еще раз на картинки и попробуй их запомнить. Игра «Чего не стало?»

А еще нам воробей принес «пирамидку»: на верхнюю ступеньку пирамидки поставь картинки, названии которых три звука; на вторую ступеньку – картинки из четырех звуков; на нижнюю ступеньку помести картинки, в названии которых пять звуков.

5. Давай посмотрим, что нам принесла ворона. Игра «Словесная цепочка». Выбери любое слово из предложенных вороной, и выложи его из букв. Составь к нему схему.

6. Сорока предлагает нам показать ей, как ты красиво умеешь произносить звук [р]. Внимательно слушай и повторяй за мной:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – у мышонка дом – нора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – у ореха есть ядро.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – дым

7. Еще наша белобока, хочет, чтобы ты научил ее грамотно разговаривать. Пока она к нам летела — уронила свой конвертик, в котором лежали предложения. Слова в этом предложении перемешались. Давай поможем сороке расставить все слова по местам.

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).

Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.

Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Для эффективности подобной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно.

Продолжительность занятий – 3-5 минут.

Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.

Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада . Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Этап автоматизации звука

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

    автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.

Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове . Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Ш и Ж.

Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.

Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?

Произносить слоги.

ша-жа аша-ажа

шо-жо ошо-ожо

шу-жу ушу-ужу

ше-же аше-аже

ши-жи иши-ижи

Произносить слова.

шить - жить

шаль - жаль

шалить - жалить

шутка - жутко

житьё - шитье

жито - шито

лежа - Леша

мажут - машут

наживка - нашивка

жаба - шапка

ежата - мышата

лежать - мешать

ложа - лошадь

лужа - Луша

кожа - ноша

лужок - пушок

дружок - вершок

рожок - горшок

пирожок - порошок

дружок - петушок

Женя - шея

ложечка - кошечка

бумажечка - букашечка

пружинка - пушинка

ужин - уши

лыжи - мыши

Произносить предложения.

Луша обходит лужу.

Ты бежать мне не мешай.

Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.

Летит снежок, легкий, как пушок.

Мой дружок от земли вершок.

Малыши встали на лыжи.

Сереже подарили карандаши.

Без этой пружины не поедет машина.

Произносить тексты.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.

Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.