Владивосток — Хасан — п-ов Песчаный

Через лето нам удалось собраться в поход.

Прошлый — состоялся два года назад по полуострову Краббе. Все были довольны.

С тех пор два года думали, как повторить подобный заезд на велосипедах.

Это лето оказалось прекрасным по погоде. И как-то чаще стали собираться вместе. Поход постепенно стал сам по себе организовываться.

На этот раз решили отправиться на Хасан, побродить по взморью близ границы с Кореей.

Правда несколько пугала мысль об обилии болотистых водоемов и комаров в столь жаркую погоду, но очень хотелось посмотреть те места.

Подготовку провели быстро. Практически за день в совместной поездке по магазинам оснастились всем необходимым. Осталось подготовить кое-какие мелочи, и это каждый делал уже сам. Затем еще разок собрались вместе для распределения инвентаря и продуктов между собой для равномерности веса, что в прошлые разы как-то не делали. Похоже, становимся «профессионалами», или просто стареем, и теперь приходится беречь себя.

День первый

Паром на Славянку отходил днем, и меня несколько озадачивало, как добраться до причала со Второй Речки. Электричка имеет обыкновение опаздывать, своим ходом по городу я уже как-то давно не катаюсь, на своем авто не получалось. Пришлось попросить друга.

Когда мы подъехали к причалу, первое что я услышал по спикеру временного морского вокзала — это «Все билеты на паром до острова Попов проданы». Тут немного я и напрягся потому, как Женя предполагал трудности с билетами в воскресный день. Когда же увидел красный байк Маннера, уныло стоящий у стены, стало немного легче. Женя Маннер приехал раньше всех и уже занял очередь в кассы. На причале кипела страшная толчея. А билетов на Славянку оказалось вполне достаточно. Хмелики (Виктор Хмелик и его сын Антон) приехали вовремя, потому как, нам надо было срочно перемещаться на Первый причал. Подъехав к калитке с контролером, удивились, что после толчеи на Тридцать шестом причале здесь народу было немного.

Погода стояла прекрасная. Солнце сияло, небо с легкими перистыми облачками радовало глаза, море призывно пахло. Свершилось. Мы двинулись в поход.

Подняв груженные велосипеды на второй этаж парома, осмотрели свою технику. Пришлось вспоминать школьный курс геометрии, чтобы выставить на новеньком компьютере Антона нужный коэффициент одометра. Так за разговорами незаметно прибыли в Славянку. Старые знакомые таксисты нас уже ждали. Один на микроавтобусе, другой – на маленьком грузовике. Уложившись по-быстрому, едем дальше, пока испытывая лишь удовольствие от свершившегося. На этот отрезок понадобилось около 50 минут.

В Краскино заезжаем на самую южную оконечность поселка, остановка у магазина. Доверили Хмелику — младшему вести все финансовые расчеты, вот он и рассчитывался с водителями. Потом засылаем Антона за свежим хлебом и водой. Заправившись, наконец-то начинаем собственно велопоход, попутно, дав коротенькое «интервьё» местным пацанам по стоимости и крутизне своих байков. Удрученных и расстроенных оставляем их подумать о смысле сущего.

Погода идеальная. Душа поет. Дорога на трассе прекрасная, не считая коровьих лепешек. Едем, также не забывая любоваться по сторонам. Слева все время залив Экспедиции. Рельеф плоский. Для разминки то, что надо.

На виду все время мыс Низкий и за ним мыс Андреева. С дороги пока не ясно как туда попасть. Решили просто ехать, пока не увидим. Усталости особой нет. Единственная проблема – отсутствие багажника у Жени. Его станковый рюкзак нещадно давит и на плечи и на поясницу и на седалище. Стараемся держать темп благоприятный для всех. Хотя, есть легкий дискомфорт от такого неравенства. Мне эта тема близка по первой поездке двенадцатилетней давности на Хасан. Тогда у меня еще не было ни багажника, ни велорюкзака. Был только новенький горный велик. А так как я привык в те времена ходить в пешие походы со «станком», нагрузился по полной. Не помню насчет двуручной пилы, но крупный тяжелый топор точно был. У меня на второй день той поездки и отнялась одна нога. Просто не двигалась, хоть отпиливай. Ну, и раз в этом походе, я опять на двухколесном, значит, тогда все обошлось. Женя стойко ехал со своим станком на себе, загребая встречный поток, было явно нелегко. Так потихоньку добрались до брошенных военными построек Маячного у самого мыса Низкий. Берег весь зарос камышом, и мы захотели добраться до морской воды, где есть ветерок. Дорога вела к частному хозяйству с хорошим забором. Надеясь на свое обаяние, смело двинули к калитке. Ворота заперты и никого не видно. Покричали-пошумели. Подняли собак. Прибежали детишки. С любопытством посмотрели на нас. Пришлось вызывать кого-нибудь постарше. Пришедший мужчина спокойно сказал, что хозяина нет, пустить нас он не может. Воду, которую мы, в конце концов, попросили, налили в свободные бутылки и отправились искать ночлега в другом месте. Благо было еще светло.

Двинулись на мыс Андреева. На удобном месте уже стояли люди, и нам пришлось проехать немного дальше. Когда спустились к морю, заметили, что полоса суши довольно узкая и с обилием морской травы. Что ж, больше места нет и мы стали устраиваться на ночевку. Женя заметил небольшую лужицу, которая оказалась пресной. Это был маленький ключик. Сначала показалось, что вода с водомерками стоячая, но потом оценили эту находку по достоинству. После купания посибаритствовали и ополоснулись пресной водой.

Еду приготовили так же на пресной воде из источника. Пока готовилась каша на газовой печке, занялись палатками. Хмелики легко справились со своей, а мы с Маннером стали изучать конструкцию арендованной им якобы «одноместки». Слету понять, что к чему не смогли. Хорошо, что схема нашлась. Еще провозились какое-то время. Выяснилось что это двухместная палатка. Уже стало смеркаться. Со своей палаткой тоже пришлось немного провозиться. В первый раз я ее ставил на природе. Тут и выяснилось, что колышки из комплекта никуда не годны по своим размерам. Для основных растяжек я использовал большие камни.

Поспела еда. Аппетит-то уже неслабый нагулялся. Поели с огромным удовольствием. При распитии чая обратили внимание на темнеющее на западе небо. У самого горизонта висел неопознанный объект довольно большой яркости. Ясное дело, мы подумали, что это НЛО. Кто-то даже заметил треугольную форму этого летательного аппарата. Позже рядом обнаружились еще две яркие звездочки, теперь составляющие вместе вытянутый горизонтально треугольник. Поняли: все – мы попали! Фантазии разыгрались не на шутку.

Когда совсем стемнело, хорошо было видно множество звезд и, конечно, Млечный путь. Я провел ребятам, надеюсь, ненавязчивый ликбез по звездному небу, обнаружив при этом, что сам-то давненько не смотрю в небо. Надо обязательно сказать, уже дома выяснилось из интернета о параде планет, который мы как раз и наблюдали в походе. Эти яркие звездочки были Венера, Марс и Сатурн. Если бы мы знали, могли увидеть еще левее и выше Плутон, а правее ниже Меркурий. Еще правее — Юпитер и Уран. Вот такое космическое событие сопровождало нас в эту ночь!

Спалось немного беспокойно. Мне чудилось, будто море ворчит на нас недовольно. Парни тоже нервничали поначалу, как бы приливом их не смыло.

День второй

Утро было волшебным. Ясное небо, тишина!

Как ни странно, раньше всех встал почему-то я. Палатка показала себя неплохо. Пока ребята спали, потихоньку поставил на «газ» готовиться кашу. Чуть позже из палаток стали появляться лица радостные и немного припухшие. Искупавшись, поели и собрались дальше. Все было великолепно. Все были здоровы и счастливы. Техника была в порядке.

Мы поднялись на сопочку, и нам открылась прекрасная панорама всей бухты Экспедиция. Был виден и Посьет, и коса Назимова, и за ней Краббе. Коса Назимова поблескивала на солнце стеклами автомобилей. Трава по дороге блестела уже несколько сухим глянцем. Лето перевалило середину.

Мы добрались до трассы и поехали к косе Назимова. Солнце уже припекало. На мосту через залив Лебединый, который выглядел совсем как река, сделали привал. Стали любоваться налево и направо. Тут издали увидели несущийся автомобиль. Он резко остановился и из него выскочил пожилой мужчина. Глаза горят, лицо красное и потное. Бежит к нам. Естественно, мы напряглись в недоумении. Дед, подскочив к нам, стал спрашивать о наших зоологических познаниях. Думаем, это экспресс-экзамен. Хоть бы выдержать. Оказалось, только что он голыми руками поймал крупную рыбину. Кровь рыбака кипела. Оставалось только выяснить о практической пользе этой удачи. Осмотрев улов, Женя авторитетно сказал, что это змееголов и он вполне съедобен и даже вкусен, чем несказанно обрадовал везунчика. И немедленно …уехал: рыбак унесся в Краскино. Только лишь удивило, что немолодой местный житель еще не познал вкус этой рыбы.

Пока мы мечтали о том, как бы сделать тарзанку на мосту, солнце стало припекать всерьез. Надо двигаться дальше. Быстро добрались до перекрестка трассы и дороги, ведущей на косу Назимова. Перекурили, посмотрели, и почитали дизайнерские перлы в виде указательных щитов. Турбаза «Анкор-ПаМада» не входила в наши планы, но она находится на нашем пути. Решили осмотреться на месте. По бокам дороги до самого начала косы буйно растет сплошная трава, потому даже немного душно, как в поле. Когда въехали на косу, я поразился густой заселенности Назимова. Двенадцать лет назад здесь была пустыня. Не помню ни одного строения. Теперь же весь берег заставлен непрерывной линией домиков. Тут и дизеля работали, и кондиционеры, и душевые, и магазины. Жизнь кипела. Но, нам-то этого ничего не нужно. Мы жаждем дикой природы.

Едем прямо к назимовскому маяку. Он огорожен забором с колючей проволокой. Подъехали непосредственно к границе маяка. Здесь же на берегу нашли свободный пятачок с травой и песочком. То, что надо. Пока есть не хотелось, решили собрать щепок и, если повезет, дровишек для ночного костра. По нашему старому методу все взяли по мешку и разбрелись по косе. Щепки, на удивление, попадались. Еще не все было сожжено. Постепенно набрали по мешку и заметно удалились от места привала.

Это наши дрова! Положь на место! – вдруг раздался душераздирающий вопль откуда-то из-под навеса. Оказалось, что Витя увидел кучу досок, как бы в стороне от всех биваков, стал радостно и с песнями их собирать. Но неожиданно наше идиллическое настроение разрушили суровые собственнички. Что делать? Пришлось ретироваться. Битва за дрова не входила в нашу программу, по крайней мере, сегодня.

Покупавшись, стали готовить еду и расставлять палатки. Благо времени до темноты было с запасом.

Вечерком решили сходить на маяк. Но по нашим наблюдениям, отдыхающие вели себя достаточно бесцеремонно. Они большими группами проходили на территорию маяка, хотя на калитке висела предупреждающая табличка от МО. Деловито сновали прямо меж маячных построек как у себя на даче. Это заметно злило маячника. Тогда он выкрикнул, видимо проверенные, магические слова: Змеи, там много змей! Расслабленный любопытствующий народец резко напрягся и стал резво гуськом покидать, огороженную забором, «терра инкогнито». Вот мы и не стали ломиться к маяку, понимая, что уже чисто по фэн-шую не получится посмотреть сам маяк.

Во время нашего ужина по берегу пробежали несколько собак. Среди них была крупная и явно сторожевая. Она увязалась за приезжими красотками-суками, и сбежала из дому. За нею пробежал, матерясь и покрикивая, сам маячник. Мы решили воспользоваться благоприятной ситуацией, и попроситься непосредственно у хозяина маяка. И когда собаку, уже на привязи, водворяли в свои владения, мы изловчились и поговорили с хозяином собаки и маяка. Маячник, в уже хорошем настроении, пообещал назавтра нам потайную экскурсию. Все получилось так, как мы и хотели.

Море было потрясающе теплым и ласковым. Но что нас удивляло, так это сильное течение между косой и полуостровом Краббе. Еще мы заметили, что у самого дна вода была очень холодная, как будто там били ключи.

Спалось этим вечером хорошо, кажется, всем. Море не беспокоило, а лишь баюкало нас.

День третий

На утро небо было слегка облачным. Пока купались, отдыхали, Женя заметил, что по берегу ходит множество людей с мешками и собирают щепки, ну точно, как мы это делали вчера. Народ у нас, как известно, обучаемый.

Потом мы мелкими перебежками пробрались за колючую проволоку маячной зоны. Хозяйка немного всполошилась такой наглости, но потом по условному знаку, нас пустили осмотреть маяк. Приходилось пригибаться и всячески прятаться, чтобы весь наш, быстрообучаемый и страждущий развлечений, народ с многокилометрового пляжа, не ринулся за нами.

Вернувшись с маяка, счастливые и довольные, стали собираться дальше. Упаковались очень быстро. Я решил настроить переключалки, подтянуть троссики. Ну и конечно, как водится, потерял гайку в траве. Немного затянул с ремонтом. Хорошо у Вити оказалась нужная деталька.

Все. Едем на Хасан!

Погода стояла лучше не бывает. Солнце пряталось, щадя нас, за легкими облачками. Рюкзаки стали легче. Цель была ясна.

Подъемы были местами затяжные. Стало припекать. Ну, ничего, все хорошо. На перевалах перекуривали-любовались природой. Благо машин было очень мало. Но вот одна выделилась своим нездешним видом.

Ярчайше зеленого цвета кабриолет, радостно сигналя, пронесся мимо нас. Самодельный кабриолет. Но не Антилопа Гну. Старенький, но свежеокрашенный москвич со срезанной крышей. На нем ехали четверо загорелых парней абсолютно пиратского вида: в разных наколках на мускулах голых торсов. Некоторые из них щерились отсутствующими зубами. Все ну очень счастлииивые!

На подъезде к самому Хасану остановились у озера Лотос. Внимательно приглядевшись, увидели цветущие одноименные цветы. От берега в метрах пятидесяти. Хмелики решили голяком сплавать к ним. Дно, как оказалось, было сильно заилено. В воде росла жесткая острая и колючая трава. Хорошо еще черепахи, которые там водятся, не покусали наших пловцов за всякие отростки. Говорят, они путают рыбу со всем, что болтается в воде.

Пока парни совершали заплыв, по дороге мимо нас медленно-медленно проехали несколько мотоциклов с коляской, автомобиль с сильно затемненными стеклами. Наверно, это был местный дозор. К нам никто не подходил, и мы решили, что все в порядке.

Едем дальше в сам поселок. Добрались окольными путями до станции. Когда стали узнавать расписание поездов, начальница станции беспокойно стала выяснять, кто мы и с какой целью здесь. Потом она честно предупредила, что должна сообщить соответствующим службам о нашем вторжении в Хасан. Мы не восприняли эти слова и спокойно поехали к магазину. Тут то, нас и накрыли. Подъехал автомобиль с пограничниками. Офицер потребовал наши документы. Паспорт оказался у одного Жени. У меня – водительское. Хмелики, в запарке, вообще без бумажек поехали в поход. Мое водительское удостоверение вызвало какие то подозрения у капитана. Он его долго анализировал. Потом я еще заметил, как, просматривая Женькин паспорт, пограничник незаметно косил на меня, оглядывая с ног до головы. Что-то ему явно не нравилось… Ах, да-да-да, за поход совсем забыл, как я выгляжу. Я же очень похож на китайца или на корейца. Но я калмык. Наш, российский. Давненько не смотрелся в зеркало.

Засим, нас предупредили, что через десять минут в Хасане не должно быть никаких приезжих велосипедистов. Сказали, что как заехали, так и выехали. Строго за десять минут. Мы, как водится у нас в России, поканючили немного. Потом испросили разрешение закупить необходимой еды в магазине. Немного потянули время. К этому времени у магазина собралась небольшая группка местных женщин. Они охотно общались с нами. Кто то, говорил, что не бойтесь никого, мол, езжайте куда хотите. Кто-то же, сказал, что начальство понаехало в связи с приближением годовщины хасанских событий. Потому, мол, и зверствуют погранцы. Прикинули мы все фишки. На такой серьезной станции на поезд все равно нам не попасть без паспортов. На море – рискованно. И решили рвануть из последних сил обратно на косу Назимова.

Долетели неожиданно быстро. Бросили вещи у самого начала косы. Еще было светло. Резко поставили палатки, начали готовить еду. Искупались в море. Здесь вода заметно теплее, да и очень мелко. Долго надо шагать по колено в воде, чтобы занырнуть. Потом решили ополоснуться в пресной воде, и стали голяком выходить из воды. За эту вольность нам даже сделали замечание. Сосед по биваку, приехавший из Новосибирска, попросил ради малых детишек не практиковать тут эксгибиционизм.

День четвертый

На следующее утро, которое было хмурым, решили ехать в Лебединое. Времени было ну очень много, и мы спокойно упражняли ничегонеделание. Вечером двинули к железной дороге. Когда подъезжали к хуторку, по дороге обогнали местных жителей, ходивших по грибы. Лица их были простые и открытые. Я спросил, как урожай нынче. Сказали, что не плохо. И, правда, ведра их были полны.

Добравшись до ближайших домов, попросили воды. Пообщались с хозяином. Узнали, чем здесь люди спасаются в течение года. В основном это рыбалка.

Когда ехали непосредственно к железной дороге, опять увидали веселый Зеленый Кабриолет. Парни-пираты явно наслаждались скоростью и свободой.

На платформе, которая была как в чистом поле города Зеро, никого не было. Абсолютно пустынное место. Даже удивительно, что вокруг недавно попилили кусты и деревца. Так сказать, наводили порядок. Сваленные в кучи ветки, как нельзя, кстати, пригодились нам для костра. Тем временем погода сильно испортилась. Мы уже подумывали прятаться под платформой от дождя. Пока готовили еду из всех пакетиков с супом, достали дождевики. Как сказал Женя, стали выглядеть, как группа странствующих проктологов. Супчик оказался в самый раз, хотелось пить. Правда, Витя по неосторожному сибаритству, отравился йогуртом еще в Хасане, и есть с нами не смог.

Поезда ждали долго. Версий была масса. Придет, не придет. Может раньше, может позже. Уже в полной темноте, мы развлекались, как могли, музыкой Аквариума из телефонных динамиков.

А вот и яркий луч прожектора забегал по низким облакам. Шел вместе с дождем долгожданный поезд. Мы изготовились не пропустить его. Нам местные сказали, что он стоит буквально минутку. Но оказалось, проводники без всякой нервотрепки забрали нас всех вместе с велосипедами.

Вагон сразу шибанул по носу нерусским духом. Это были северные корейцы. Рабочие-новобранцы с любопытством выглядывали из своих купе. Мы, должно быть, вызывали интерес как первые представители России. И почему то эти представители были с великами. Похоже, не только им такое было в новинку.

Взяв, на удивление бесплатно, кипятку, попили чаю, ну и завалились вздремнуть. Эта ночь должна быть короткой.

Платформа номер 69 встретила хорошим освещением, но плохой погодой. Шел мелкий дождь. Собрав свои байки, одев дождевики и нацепив на головы припасенные фонари, потихоньку поехали в Береговое. Зрелище было фантастическим. Что-то бесформенное в голубом катится на колесах в космической темноте, и при этом, где то сверху горит звезда, отбрасывая блуждающий луч света. Точно космос. Только, к сожалению, небольшие и многочисленные лунки по пути напоминали о земной твердыне. В поселке набрали воды из колонки, перекурили, послушали лай собак. Затем продолжили путь. Так всего проехали в темноте медленно-медленно целых 25 километров. Уже немного посветлело, когда мы въехали в сам Песчаный. Проехали к пирсу. Немного побродив около заборов, поискали расписание катера. Эту нужную информацию «заботливый и вдумчивый» турист аккуратненько вырезал себе на память. Оставшись в неведении, решили испить чайку. Голова уже была тяжелой после короткой, но беспокойной ночи.

День пятый

Совсем просветлело. Но не в голове. Свет, но не внутренний, облегчил поиск нужного нам двора. Забор высокий и глухой встретил как то неприветливо. Долго стучались, пытаясь проникнуть вовнутрь. Но, все же, нас услышали. Ура!

Во дворе стояла огромная палатка, где нам и разрешили остановиться. Вместе с велосипедами мы забрались в такое нужное теперь убежище. Усталость заставила быстро разобраться со спальными местами. Наконец-то можно лечь, вытянув ноги.

Проспали долго. Погода была пасмурной, и это придавало сил спать еще и еще. Но надо вставать! Не спать же мы ехали сюда.

Проснулся. Оглядевшись вокруг, приятно удивился виду со двора прямо на море. Море шумело волной. Барашки пенились по всему заливу. Небо низко нависало над головой. Штормило хорошо. Делать было нечего.

Позже, чтобы хоть как то развлечься, пошли гулять вдоль берега. Помаленьку собрали дров для костерка. Посидели у огня до самой темноты.

День шестой

Утром без суеты собрались, и осталось время помочь по двору хозяину, пообщаться со сторожем. Немного погодя поехали на катер. Мы с Женькой уехали вперед, а Хмелики где-то тормознули.

Когда подошел катер, он долго швартовался из-за волнения. Выходящие пассажиры очень осторожно проходили по ненадежному трапу. Ожидающие, как водится, — нетерпеливо толпились на входе, мешая выходу. Тут я увидел врезающегося в толпу ожидающих Витю. Бросив в толпу свой байк, он метнулся помогать прибывшим. Быстро и четко организовал высадку. Ну, теперь все в порядке. Все будут целы и счастливы! Вот мы и вернулись в городскую суету. Вот мы и дома!



Туда нам надо…

Хасанский район, юго-юго-запад Приморья

Расположение

Расстояние от Владивостока по автодороге, км: 298

География

Озеро Хасан, небольшое по размерам, пресноводное, находится в Хасанском районе Приморья. Водоем располагается юго-западнее залива Посьета, вблизи границы Российской Федерации и КНДР. Озеро Хасан – одно из самых известных озер Приморского края и всего Дальнего Востока.

Площадь акватории озера Хасан 2,23 квадратных километра.

История

Между озером Хасан и рекой Туманной (Тумень-Ула, Туманган) находятся сопки Заозерная и Безымянная. Озеро Хасан хорошо известно благодаря военной операции в этом районе, в ходе которой в августе 1938 года советские войска разгромили вторгшиеся на территорию СССР боевые части Японии. Территория вблизи советско-манчжурской границы на холмах Чан Фу-Кен считалась спорной, и после начала строительства военных укреплений вдоль границы с советской стороны здесь, в районе озера Хасан, произошли столкновения с японцами. В течение военных действий в период 29 июля - 11 августа 1938 года японцы продвинулись на территорию Советского Союза на 6 км, но затем были вытеснены войсками Красной Армии.

Природа

Озеро Хасан имеет вытянутую форму, его берега укрыты лиственным лесом, оно богато рыбой. В озере водится 18 видов рыб, здесь ловится рыба чебак. Дно озера илистое, берега озера галечные.

Озеро находится в умеренном климатическом поясе, климат района муссонный. Среднегодовая температура в этом районе +5 °С. В зимний период в районе озера Хасан средняя температура января около −9 °С, зима малоснежная, преобладают сильные ветра. В летние месяцы здесь выпадает примерно 70 процентов годовой нормы осадков.

В районе озера часто проходят тайфуны и циклоны.

С запада озеро Хасан ограничивает горный хребет, высота которого достигает 1000 метров; в южной части озера располагается обширная морская терраса, ландшафты этого участка очень красивы.

Уже давно мы планировали совместную поездку, было много разных вариантов и все они были в Хасанском районе Приморского края. В какой-то момент в инстаграм наткнулся на шикарные фото вблизи границ РФ-Китай-Северная Корея. Очень мало информации, в том числе и в интернете, больше на уровне сарафанного радио. \\r\\nБез сомнений решили отправляться туда…огромный песчаный пляж, большое количество озер, болот, красивейший п-ов Фальшивый и конечно присутствие у самой границы добавляло нашей поездке особую атмосферу. Уже не помню как и кто мне рекомендовал сделать туда пропуск, территория закрытая и вроде как без пропуска не попасть. Но где и как это сделать никто не знает. Через справочную нашел телефон Пограничного управления ФСБ России по ПК(Светланская 67), там мне сказали что действительно нужен пропуск и без него туда не ногой. К заявлению на пропуск приложили копию паспорта и копию СОР(на автомобиль), срок на проверку и изготовление пропуска 28 дней. Документы мы сдали 10.06 и указали дату поездки 25 июня(понадеялись что рассмотрят быстрее), говорят чудес не бывает … уже 17го мы их получили. Кстати был очень приятно удивлен вежливостью сотрудников ФСБ! Пропуск выдается на один год, ничего не стоит кроме потраченного времени на заполнение заявления. Из-за плохой погоды и семейных обстоятельств приходилось несколько раз переносить поездку и так мы приблизились к 7му июля.

Набрали в дорогу кучу нужного и не нужного))) основным конечно была питьевая вода 80литров, каждый взял по две 20л канистры под бензин(это было лишним), дрова (тож были лишними т.к. там дров ввиде разбитых лодок предостаточно). Протяженность маршрута составила примерно 300км из них 225 по асфальту, 44 км до поселка Хасан великолепной грунтовки(можно держать 100-120км/ч) и примерно 30км убитой грунтовки и дороги через поля и болота(нам повезло, дорога была сухой). Проезжая п. Хасан и въезжая в пограничную зону, допустили ошибку что не предупредили на заставе о своем прибывании, уже позже почти у реки Туманганг нас задержала оперативная группа погранвойск. Конечно по незнанию мы допустили такую оплошность, но к счастью у нас были пропуска и разбирательство продлилось не долго. Кстати кроме щитов предупреждающих о въезде в погранзону и колючки вдоль которой мы ехали по полю, не было никаких постов, столбов и щитов запрещающих проезд. Перед берегом колючка заканчивается и дальше едь куда хочешь… никаких знаков ограничивающих проезд. Мы обезумев от увиденной красоты и наверное потеряв голову двинулись на юг к устью реки Туманганг и на против выброшенного баркаса я(был первый в колонне) увидел двух пограничников уже перезарежающих свои АКашки. Оказалось, движение вправо от локатора (или на юг к Тумангану) ЗАПРЕЩЕНО. Процедура проверки не заняла у нас больше получаса, за это время мы пообщались с северокорейскими моряками разбирающими на метал выброшенное судно и прослушали лекцию от служивых))) Само место фантастическое! Где еще можно увидеть пляж местами шириной около 100м и протяженностью 20км(чистого песка и барханов), с другой стороны береговую линию с сушей разделяют соленые озера и болота и на всей этой территории мы были одни. Большое количество выброшенных штормом или арестованных лодок придает особый шарм этому месту. Мы даже нашли лодку с полным провиантом, полными баками топлива и новым дизельгенератором и большим количеством личных предметов. Берег настолько ровный что можно ехать около 130км/ч (свыше возникает эффект подобный аквапланированию). За считанные минуты мы добрались до п-ова Фальшивый (это биосферный заповедник), к сожалению смотрители не разрешили разбить лагерь у скал полуострова. Остановились перед косой на полуостров Фальшивый. Там пробыли два дня, правда погода нас не очень радовала и отправились на полуостров Краббе.

Краббе красивейший полуостров расположенный между пос. Посьет и пос. Зарубино, большое количество бухт, зеленых лугов и скал. Поднявшись на отметку 180м, перед нами открылись все красоты этого полуострова, а также бухты Китовая и Посьет. Здесь мы отлично провели время, катались на сапах, ныряли с маской (красивейшее и богатое растительностью морское дно с большим количеством ежей, мидий и трепанга). К сожалению, рано ли поздно приходится возвращаться домой, как бы это не было грустно. Но впереди у нас еще много не исследованного)))

Техническая часть:

Благодаря участкам дорог с разным покрытием мне удалось в полной мере проверить работу подвески автомобиля, не смотря на то что машина была перегружена находится и управлять ей было очень комфортно(для меня это главный аспект). На асфальтированных участках, все же хочется получить большую жесткость в работе амортизаторов, но как только попадаешь на грунт поездка становится комфортной и плавной(без посторонних шумов). На гравийке (правда по качеству не уступающей асфальту) автомобиль отлично управляется на скорости 100 км/ч, четко держит дорогу(кстати здесь еще заслуга резины NITTO). Но когда мы вышли на финальный участок от пос. Хасан (там убитая дорога) задние аморты быстро перегрелись и часто чувствовались удары в отбойник(перегруз конечно играет здесь не маловажную роль). В целом я не жалею в выборе амортизаторов и пружин.

На обратном пути я подключил скангейдж, для мониторинга температуры в автомате. Здесь выявилась интересная зависимость от качества дорожного покрытия: если на асфальте при скорости 100км/ч температура в гт(гидротрансформаторе) держится от 75 до 90гр(на подъемах), то на грунтовой дороге с той же скоростью температура держится 85-103гр(на подъемах). Застряв в песке и самостоятельно выбравшись, температура поднялась до 80гр. Если ехать по песку со скоростью 100км/ч температура держится 75-90гр(на пониженной передаче), в обычном режиме сразу подскакивает до 100гр.

Я рад что успел сделать спальник до отъезда, теперь сплю с комфортом.

Из потерь, только фреон в кондиционере. Нужно наверное дозаправить и вообще проверить всю систему, сейчас он работает только минуту, потом перестает охлаждать.

Спасибо за внимание, удачи на дорогах!


Заправились и готовы отправится в дорогу....

Саша, Леша и Я


За Краскино, остановились отведать Сашин Пуэр


От п. Краскино до п. Хасан очень пыльная но ровная грунтовка


Въезжаем в Пограничную зону


дорога вдоль границы РФ


Море уже совсем рядом


Не смотря на отсутствие информационных столбиков или щитов, на право без согласования с начальником Погранзаставы вход и въезд запрещен, но у нас как всегда)))


Обсуждаем маршрут


На горизонте виднеется полуостров Фальшивый


Гигантских размеров пляж уходящий в горизонт (очень напоминает сюжет из фильма \"Белое Солнце пустыни\"


Там Туманганг


Приехали проверили, позвонили, провели лекцию, пожали руки и отправили нас назад в сторону Фальшивого


Северокорейское судно, выброшено штормом

задержавшие нас

Сказал что он Капитан судна, сейчас они его пилят на метал


Брат Алеша


панорамный вид на пляж разбитых лодок


Двигаемся к Фальшивому


Коса к п-ов Фальшивый


очень старый железный баркас


Собственной персоной)))


Одно из мест в Приморье, в которое мне очень хотелось посетить ещё в предыдущий раз, это самый краешек России, единственное место, где она граничит с Корейской Народно-Демократической республикой. Это посёлок городского типа Хасан

Хасан - действительно очень труднодобираемое место. Находится он вот здесь
http://maps.google.ru/?ie=UTF8&ll=42.421429,130.628815&spn=0.358874,0.617294&t=h&z=11
Живёт в нём 745 человек, автобусов туда не ходит, а ходит только пассажирский поезд раз в день из Уссурийска, а также периодически пара местных до Гвоздево.

Компанию мне составил Дима do88 (который упорно преувеличивал значение Хасана, называя его краем света, хотя по мне так "свет" не ограничивается одной Россией). Был расчёт доехать туда автостопом, потусоваться до 12 часов, а потом уехать на вышеуказанном поезде в Уссурийск.
Несмотря на то, что было до Хасана всего то километров 200, добрались мы до него только вечером (что ещё можно хотеть от трассы, которая ведёт в 0,7-тысячный посёлок). Ну ладно, в принципе бы нам для осмотра всего желаемого хватило бы и пары часов до темноты, но событиям было пойти угодно в другом направлении.

Дело в том, что вот уже 2 года как посёлок Хасан с прилегающими территориями считается погранзоной, и для его посещения необходимо оформлять пропуск. Мы конечно видели таблички об этом на въезде, но мало ли чего написано на них - вдруг с советских времён остались. Да и сколько народа сюда ездило, все без проблем возвращались. Ну видимо, нам пришлось первым испытать неудачный опыт посещения сего места.. Да нет, ничего страшного не произошло, просто на вокзале нас остановил мент. Увидев отсутствие у нас пропусков, он тут же вызывал пограничников, которые забрали нас в своё пограничное управление. Зная, чем это всё заканчивается, я особо не напрягался, мне было интересно, чем всё это кончится. А вот Дима, судя по его взгляду, перепугался здорово, поскольку никогда в такие ситуации раньше не попадал.

Ну в общем то дальше было всё стандартно. Долгие унылые распросы: кто, откуда, где работаете, чего сюда приехали, видели табличку, откуда узнали про ПГТ Хасан (этот вопрос нас больше всего порадовал). Потом заполнение протокола об административном правонарушении, растянувшееся на 2,5 часа. Впрочем, надо отдать должное погранцам, которые в отличие от многих своих коллег не производили впечатление особо безнадёжных имбицилов, а общались с нами довольно интелллигентно и адекватно, даже ни одного нецензурного слова от них услышано не было. Один из них постоянно сыпал законами и правилами (было видно, что в юриспруденции хорошо разбирается и хочет, чтобы мы убедились полностью, что нарушение имеет место быть), другой нам рассказывал про интернет и Google maps, что из-за обилия фотографий пограничных вышек и сделали Хасан погранзоной. Под финал в качестве психологической разгрузки нам показали музей, посвящённый Хасанским событиям (вторжение Японии в конце 30-х годов), а также напоили кофем с вкусными печеньями. Выписав протокол с наказанием в виде штрафа в 100 рублей, погранцы нас отпустили, пожелав удачи, и посоветов не высовываться слишком дальше станции, чтобы случайно не перейти границу, в случае чего бы они стали нас обрабатывать по другой статье.

Сложно описать состояние, в котором мы пребывали, когда покинули погранзаставу. С одной стороны это было первое наше незаконное проникновение в погранзону, получение подобного опыта было в чём то интересным. К тому же в общем то удачное, общение с пограничниками не оставило негатива, повторюсь, людьми они были адекватными. С другой стороны уже наступили конкретные сумерки, и было обидно, что мы так Северную Корею то и не увидели. Меня всегда безумно впечатляют места, где начинается одна страна и кончается другая, куда больше впечатляют, чем всякие заезженные достопримечательности. Помню в прошлую дальневосточную поездку одним из самых сильных впечатлений была набережная Благовещенска - вот как просто, тут мы, а вот в 300 м от нас эта огромная и чуждая нам страна. И спокойно себе можно купаться в Амуре. Или граница Ирана с Нахичеванью и Арменией, вдоль которой идёт дорога от Джульфы - едешь себе на одном берегу Аракса, а на другом - прямо перед тобой бывший Советский Союз. Ну я уж не говорю про Акабский залив, из любой точки которого наблюдабельны аж четыре страны! А тут редкая страна, в которую так фиг попадёшь..

Но делать было нечего, в условиях сильных сумерек мы сходили на виадук в конце станции, с которого по словам местных видна Северная Корея. Представили, что те холмы, что ещё видны в отдалении, и есть Северная Корея, и спустились обратно на вокзал. Так бы тут дальше могли быть фотографии северо-корейских земель, но увы, не будет их. Впрочем, Дима был и так доволен совершившимся приключением, а также отмечанием в одной из крайних точек России, ему никакая КНДР не была нужна. Для моего же успокоения, через некоторое время на станцию завалилась группа северокорейцев из приграничного к России города Тумангана, работающих здесь. Да, особо отличившиеся граждане могут покидать страну, работая в России, при этом, естественно, весь их заработок уходит в казну государства. Обрадовавшись, что есть возможность лицезреть живых настоящих северокорейцев, я сразу полез пытаться с ними общаться. Через какое-то время нашёлся русско-говорящий товарищ со значком Ким Ир Сена, с ним можно было даже поговорить и сфотографироваться

Кстати, вокзал Хасана весь двуязычный, таблички на русском и корейском языках


Северокорейцы остались ночевать в специальной предназначенной для них резервации, а мы сели на поезд и укатили в Уссурийск. Утром оказалось, что и в нём тоже водятся северокорейцы

Я даже подумал, что может это и китайцы, но обилие значков с Ким Ир Сеном не оставляло никаких сомнений.

Ну вот так вот, если кто соберётся в Хасан, имейте в виду, что это погранзона. Озаботьтесь пропуском заранее, или не попадайтесь ментам и пограничникам.

На этом можно было бы рассказ и закончить, если бы он писался полтора месяца назад. Однако история имела неожиданное продолжение.

Решив не наживать себе лишних проблем, я пошёл и честно оплатил штраф в Сбербанке. Мне некоторые друзья советовали обратиться в суд на том основании, что закон о погранзонах нарушает статью №27 Конституции РФ, гарантирующую свободу перемещения граждан по территории Российской Федерации. Но я не решился этим заниматься, во-первых из-за отсутствия времени, во-вторых из-за отсутствия хорошей юридической подкованности. Ну и потом, об этом же я и заявил ещё тогда задержавшему нас пограничнику. На что мне было отвечено, что мол, нифига не противоречит. Потому как никто не запрещает нам ездить в эти погранзоны, но просто для этого всего навсего нужно сделать пропуск.

Ну да ладно, отвлёкся. Пошёл и честно оплатил 100 рублей, послал пограничникам копию квитанции и благополучно забыл об этом. Однако через пару недель я нахожу у себя в почтовом ящике письмо со знакомым адресом из ПГТ Хасан. Ну, думаю, наверное пишут, что всё ништяк, квитанцию получили, никаких проблем. Однако внутри, была бумага следующего содержания:


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФСБ РФ)

Служба в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю

Гражданину Красникову Георгию Евгеньевичу

ПОВЕСТКА
о вызове


В соответствиии со ст. 30 Закона Российской Федерации "О Государственой границе Российской Федерации", ч. 4, ч.4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вам надлежит прибыть 14 ноября 2009 года к 15 часам 00 минут в отдел пгт Хасан Службы в пгт Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Хасан, отдел в пгт. Хасан к начальнику отдела в пгт. Хасан подполковнику Ласточкину А.Н., для составления протокола об административном правонарушениии по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "неуплата административного штрафав срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации административных правонарушениях".

При себе иметь паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность.
...

В конверте также лежал зачем то и бланк заказного письма с наклеенными марками, заполненным адресом отдела ПГТ Хасан, адресованный подполковнику Ласточкину. Я даже сначала повеселился, представил, как я всё бросаю, покупаю билет на самолёт и еду в Хасан:) Собственно всё банально просто - посланная мной квитанция не дошла вовремя, они мне эту повестку и послали. Пришлось звонить, разруливать ситуацию, в итоге конечно же квитанция нашлась.
Но суть в том, насколько же всё в России глобально организовано через жопу. Ну вот нарушил человек закон. Можно было просто выписать ему быстро квитанцию, он бы пошёл оплатил, и было бы всё базе. Так нет, сначала нужно выписать постановление о нарушении, протокол на несколько листов, потом со всем этим хозяйством пойти в Сбербанк, самостоятельно вписывать все БИКи, КБК и т.д. (каждый из которых по 9000 цифр содержит, не дай Бог в одной ошибёшься), потом ещё 3% Сбербанку заплатить (ну это ещё ладно), потом поперется на почту, купить конверт и эту же квитанцию им послать, и в итоге самостоятельно выяснять, что чего это она не пришла, и ты не верблюд, а всё честно оплатил.
Зачем нужны такие огромные бланки для постановлений и протоколов, съедающих время, как у ментов/погранцов, так и у нарушителей, и на которых чуть ли не всю биографию нужно указать? Почему нельзя готовые корешки квитанций выдавать (как за свет и воду приходят), чтобы не надо было все БИКи и номера счетов в ручную выводить? Ну и самый идиотизм в том, что оплатив штраф, ты ещё должен доказать, что ты оплатил. Вот зачем это надо, если я оплатил что-то, это же как то должно фиксироваться в какой-то базе, это же как то можно посмотреть, проверить. Или, похоже, что вся эта система через такой капитальный анус организована, что деньги куда-то падают, а что туда упало и откуда, увидеть действительно невозможно. Вот так то вот.

С другой стороны может и стоило воспользоваться подобным "приглашением". Ведь это же такая уникальная возможность попасть в Хасан, не делая пропуска в погранзону.

Географическое положение

Посёлок - единственный российский населённый пункт на границе с КНДР . Вблизи посёлка расположено знаменитое озеро Хасан и пограничная река Туманная (Туманган). Граница между КНДР и Россией проходит по фарватеру реки, однако русло Туманной меняется после разлива в сторону России, тем самым уменьшая территорию страны и создавая угрозу наводнения в посёлке Хасан и на пограничной заставе Песчаная. С лета 2003 года возле посёлка ведутся работы по засыпке скальным грунтом для защиты от напора воды.

Расстояние до административного центра, посёлка Славянка , составляет 105 км .

Климат

Климат посёлка муссонный. Среднегодовое количество осадков достигает 880 мм. Снег выпадает в начале декабря, сходит в течение 1-2 недель. Среднегодовая температура воздуха равна 7 °C.

В посёлке часто облачность, туман и гололёд.

История

Население

Численность населения
1989 2002 2005 2007 2009 2010 2012
1187 ↘ 795 ↘ 753 ↘ 748 ↗ 757 ↘ 742 ↘ 709
2013 2014 2015 2016
↘ 690 ↘ 675 ↘ 660 → 660

Транспорт

ОАО «РЖД» , железнодорожными ведомствами Северной и Южной Кореи прорабатывается вопрос об открытии движения по Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб . Проект стоимостью около 250 миллионов долларов продвигается медленно. На 2006 год запланирован пилотный проект по началу перевозок на 40-километровом участке Хасан - Расон . В октябре 2011 года по реконструированному участку прошёл пробный поезд.

Напишите отзыв о статье "Хасан (Приморский край)"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. . 11 сентября 2006 г.
  3. . 20 февраля 2008 г.
  4. . 26 февраля г.
  5. . .
  6. . .
  7. www.zspk.gov.ru/municipal/info/sbornik.html Сборник «Муниципальные образования Приморского края»
  8. . Проверено 2 января 2014. .
  9. . Проверено 31 августа 2013. .
  10. . Проверено 31 мая 2014. .
  11. . Проверено 16 ноября 2013. .
  12. . Проверено 2 августа 2014. .
  13. . Проверено 6 августа 2015. .
  14. . 11 сентября 2006 г.

Отрывок, характеризующий Хасан (Приморский край)

Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?