Урок значение дыхания органы дыхания строение легких. Конспект урока по биологии на тему "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы (8 класс)

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

Цель:раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие

понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить

функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с некоторыми

гигиеническими правилами.

Оборудование:таблицы с изображением органов дыхательной системы.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

1.Сосуд, несущий кровь в капилляры (артерия )

2.Омертвление ткани участка сердца (инфаркт )

3.Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены (сердце )

4.Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям (желудочек )

5.Кровоизлияние в мозг (инсульт)

6.Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности (жгут)

7.Омертвление участка ткани (некроз)

8.Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

(автоматизм)

9.Сосуд, в котором происходит обмен газов (капилляр)

10.Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу (вена)

11.Мышечный слой сердечной стенки (миокард)

12.Прибор для измерения давления (тонометр)

13.Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения (предсердие)

14.Магистральная артерия, большого круга кровообращения (аорта)

15.Заболевание, связанное со стойким повышением давления (гипертония)

16.В левой части сердца находится богатая кислородом и бедная углекислым газом

(артериальная кровь)

17.Берёт начало в левом желудочке, доставляет артериальную кровь, обогащенную

кислородом ко всем тканям организма и заканчивается в правом предсердии. (Большой

круг системы кровообращения)

18.Непрерывный ток крови по сосудам называется (кровообращением) .

19.Полый мышечный орган, расположенный в грудной клетки (сердце)

20.Мощные толстостенные камеры, изгоняющие кровь в сосуды во время сокращения

(желудочки)

21.Клапаны, препятствующие движению крови из аорты обратно в предсердия (полулунные

22.Период от одного сокращения до другого называют (сердечным циклом) .

23.Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта

стадия сокращения называется (систолой предсердия)

24.Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в этой момент

расслаблены. Это состояние желудочков называют (диастолой желудочков.)

25.Давление крови внутри артерий (артериальное давление)

26.Наибольшее давление в момент систолы сердца называется (систолическим) .

27.Истечение крови из кровеносных сосудов вследствие повреждения их целостности

(кровотечения)

28.Кровотечения, при которых кожные покровы остаются целыми, и кровь изливается в

полости организма (внутренние)

29.Кровотечение, возникающее при повреждении вен (венозное)

30.Мелкие артерии (артериолы)

3. Введение в тему.

Воздух (точнее, кислород) –основа всех жизненных процессов нашего организма, построенных

на окислении. Значит, без кислорода невозможна и сама жизнь.

На этом уроке вы узнаете, как устроена дыхательная система, поставляющая кислород в наш

организм. Кроме того, вы познакомитесь с механизмом образования голоса

4. Изучение нового материала.

КИСЛОРОД –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Живые клетки организмов, как правило, получают энергию в результате окисления и распада

органических веществ, поэтомук ним постоянно должен поступать кислород. Например, из

имеющейся в организме глюкозы под действием кислорода образуется углекислый газ и вода и

выделяется энергия. Этот процесс происходит в митохондриях . (органеллы животных и

растительных клеток)

Таким образом, нормальная жизнедеятельность клеток возможна лишь при условии постоянного

поступления кислорода и удаления углекислого газа. Кислород расходуется, а углекислый газ

расходуется так быстро, что необходимо постоянное накопление одного и удаление накоплений

другого.

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ

Обмен газами между клетками и окружающей средой называется дыханием . (совокупность

процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа)

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в обмен веществ, и удаление

углекислого газа можно разделить на 4 этапа.

Первый этап –вентиляция лёгких . (поступление из окружающей среды в лёгкие воздуха, богатого

кислородом и удаление из лёгких во внешнюю среду воздуха, богатого углекислым газом)

Второй этап –газообмен между воздухом легких и кровью. Это происходит в капиллярной сети

Третий этап –транспорт газов кровью к тканям и от них.

Первый и второй этапы –называются лёгочным дыханием . (газообмен между воздухом в лёгких и

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Система дыхания состоит из лёгких (органы дыхания человека, наземных позвоночных и

некоторых рыб. В лёгких кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода из крови в

воздух.), которые находятся в грудной полости, воздухоносных путей – носовой полости

(полость, в которой у человека находятся органы обоняния) , носоглотки (отдел дыхательных

путей, верхняя часть глотки) , глотки, гортани (начальный хрящевой отдел дыхательной

системы, расположен между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и обратно. Участвует в

гортанью и бронхами впереди пищевода), бронхов (ответвление трахеи в лёгких) и бронхиол

(мельчайшие бронхи).

Воздухоносные пути подводят воздух к альвеолам легких - мельчайшим воздушным мешочкам,

где собственно происходит и газообмен. Кислород, попадая в альвеолы, переносится в капилляры

и разносится кровью к клеткам организма.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Воздухоносные пути(каналы, по которым осуществляется транспортировка вдыхаемого воздуха

из окружающей среды в лёгкие, а выдыхаемого –в обратном направлении) разделят на верхние и

нижниедыхательные пути.

Рассмотрим строение верхних дыхательных путей.

Через ноздри воздух поступает в носовую полость. Она разделена хрящевой перегородкой на

правую и левую половину. В каждой из них идут извилистые ходы. Они увеличивают

внутреннюю поверхность носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная

кровь движется по этим сосудам навстречу холодному вдыхаемому воздуху и согревает его,

предохраняя лёгкие от переохлаждения.

Как вы уже знаете, в задней части носовой полости находится орган обоняния. Появление резкого

запаха ведёт к непроизвольной задержке дыхания.

ФУНКЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ

При прохождении через носовую полость воздух увлажняется и очищается. Слизистая оболочка

сильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Благодаря этому она улавливает мелкие частицы, пыль, бактерии. Слизь содержит вещества,

губительно влияющие на микроорганизмы. Одно из них –лизоцим. Кроме того, вслизистой

оболочке носовой полости много лимфоцитов.

Люди, постоянно дышащие через рот, более подвержены воспалительным заболеваниям

дыхательных путей, так как вдыхаемый воздух минует одну из стадий эффективной очистки.

МИНДАЛИНЫ

Из носовой полости воздухпоступает в носоглотку через внутренние ноздри – хоаны . Затем

воздух поступает в гортань. Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (органы

лимфатической системы, участвуют в защите организма от болезнетворных микроорганизмов, в

выработке иммунитета). Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в

лимфатических узлах.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Спереди и боков

гортань образована щитовидным хрящом. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя

кадык. Вход в гортань может закрываться хрящевым надгортанником (хрящ, закрывающий вход в

гортань при глотании пищи).

Вход в гортань находится рядом с пищеводом. Иногда (при разговоре во время еды) надгортанник

не успевает прикрытьвход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. При

воздержаться от разговоров во время еды.

В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара связок участвует в

правому и левому –черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут

сближаться и натягиваться.

Приспокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире,

чтобы не мешать движению воздуха. Когда человек разговаривает, связки смыкаются, оставляя

лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издаютзвук.

повредиться и от частых воспалений дыхательных путей, курения, злоупотребления алкоголем.

РЕЗОНАТОРЫ ЗВУКА

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются воздушными полостями костей черепа. Эти полости

называются пазухами . В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной кости –

гайморова пазуха. Они служат резонаторами –усиливают звук и придают ему дополнительные

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

формируются в ротовой и носовой полостях. Они зависят от положения языка, зубов, губ,

челюстей и распределения воздушных потоков между ними. Процесс формирования речи

называется артикуляцией .

Из гортани воздух попадает в трахею. Очевидно, что трахея всегда должна быть открыта для тока

воздуха. Для того, чтобы стенки трахеи не спадались, она укреплена хрящевыми полукольцами.

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона расположена к пищеводу. При

прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 3- документ Microsoft Office Word ).

Цель урока (флипчарт, страница 2) :

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В. , ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

II .Актуализация знаний:

III . Мотивация

I IV . Изучение н/м:

V . Закрепле

ние

VI . Выводы

VII . Подведе

ние итогов урока.

VIII . Д/З:

VIII .

Рефлексия:

Урок – интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет.

Решение биологической задачи (флипчарт, страница 3) :

(Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает биологическую задачу).

А) Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему?

Б). Римский поэт Овидий писал : "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.
В). Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

(флипчарт, страница 4).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.

(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).

Учитель: люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

(флипчарт, страница 5).

После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:

    Но для чего мы дышим?

    Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».

Цели урока: (флипчарт, страница 6).

1. А знаете ли вы …(флипчарт, страница 7).

что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок - около двух (примерно 400 мл). У взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.

2. Работа с терминами (флипчарт, страница 8).

Основные термины и понятия на уроке.

Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.

3. Значение дыхания (флипчарт, страница 9).

используя материал на стр. 163 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

Образование и удаление СО 2

Обеспечение организма

кислородом


Значение дыхания


Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности


Беседа с классом:

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия

Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?

Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.

Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


4). Строение и функции дыхательной системы (флипчарт, страница 10).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.

А). Биологическая задача:

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ.

Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).


Б). Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 11).

В). Задание:

По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы постараемся, заполните таблицу. Перечертите её, пожалуйста.

(Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это время урока).

Таблица «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции


Г). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка

а). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 12).

«Без носа человек чёрт знает что

птица не птица, гражданин не гражданин,

Просто возьми да и вышвырни за окошко!»

Н.В.Гоголь.

А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:

    Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

(Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания).

    Какие функции выполняет нос?

(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участие в речи и мимики).

Это интересно…

    Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.

    Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.

    У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.

б). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 13).

Видеофрагмент «Чихание и кашель».

в). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

(флипчарт, страница 14).

Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами , а затем в глотку , с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.

г). Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Д)) Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 15).

а). Строение гортани.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 164 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

    Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).

    Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).

    Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).

Учитель: гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.

б). Наблюдения (флипчарт, страница 16).

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

1.Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

2. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).


в). Образование звука (флипчарт, страница 17).

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

    Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

    Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Проблемный вопрос : Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).

Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Запись крика Тарзана

    Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек).

    При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

    Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.

а). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 19).

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха ( от греч. «бронхос » - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками , в которых происходит газообмен.

б). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).

    Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

    При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

флипчарт, страница 21).

    Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 24).

Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания... ... при выдыхании воздуха возникает... . ... голоса зависит от длины ... ... . У женщин они..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда... .

    Проверь себя (флипчарт, страницы 22,23).

(флипчарт, страница 24).

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.

2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

(Оценивание учащихся за урок, за тест).

флипчарт, страница 25).

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание:

В каких случаях затрудняется дыхание? Каковы последствия этого нарушения?

Разработайте свод правил по гигиене дыхания.

флипчарт, страницы 26.

    Кто сегодня получил отметку «5»?

    Кто получил «4»?

    Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

    Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют с амоанализ деятельности на уроке и самооценк у

Литература и интернет- ресурсы.

ПП

ЧП

ПП

НО

ИП

ЧП

ЧП

ПП

НО

ИП

ИП

ИП

ПП

НО

НО

ИП

ПП

ИП

НО

ПП

ПП

НО

ИП

Коллек

Работа в группах

Работа в парах

Работа в парах

Коллект

Работа в группах

Работа в группах

Фронтал

Работа в парах

Индивид

Работа в группах

Коллект

Индивид

Работа в парах

Индивид

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Коллект

Работа в парах

Работа в парах

Индивид

Коллект

Индивид

Индивид

Индивид

Приложение из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» (ISBN 978-601-7438-01-2),

Таблица «Строение и функции органов дыхания».

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание

вдыхаемого воздуха,

задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса : верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

    легочная плевра

    пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при

дыхании

Список использованных источников

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

Интернет - ресурсы:

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www . yandex . ru -поиск -картинки

3. www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4. www . kiwi . kz < http :// www . kiwi . kz > - видео файлы

5.< http :// mirbiologii . ru /8- klass >

6.< http :// www . uchportal . ru >

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

2. Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха , а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

ВЫВОДЫ

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Итоги урока.

Докучаева Елена Ивановна

учитель биологии


ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Урок по биологии и английскому языку на тему:

"Органы дыхания: строение и функции"

Цели урока:

    Образовательные:

      изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

      раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

      научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)

      развить навыки монологической речи

      отработка конструкции «I have …»

      изучить, как дышать правильно.

    Развивающие:

      продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

      развивать память, внимание, мышление;

    Воспитательные:

      воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

      провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)

      научить работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя биологии:

1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

    Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)

    Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пут и Дыхательная часть

    Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

3. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

4. Бронхи

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

    Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха .

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]

["brɔŋkaɪ]

["lærɪŋks]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

      The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

      Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

      Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.

      Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

    группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.

    группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

    группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

      Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

XI . Домашнее задание

Выучить слова, практиковать полное дыхание

О рганы дыхания (organs of respiratory system)

Воздухоносные пути Орган дыхания

    Нос легкие

a nasal cavity lungs

(a nose)

    Гортань

a larynx

(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)

    Трахея

a trachea

    Бронхи

bronchi ( a bronchus )

    Ротовая полость – an oral cavity

[" br ɔŋ ka ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ l ʌŋ z ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

1 группа:

the

nose

we

must

through

breathe

moistens

in

a

cavity

cleans

nasal

the

air

and

warms

    группа :

    группа:

for

is

lungs

dangerous

smoking

4 группа:

throat

the

vocal

in

codes

there

are

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Урок по окружающему миру. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Цели: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания, предупредить о вреде курения; формировать навык сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте; развивать воображение, умение находить аналогии; воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
Оборудование: иллюстрации (растения, животные, человек); кроссворд «Спорт», таблица «Органы дыхания».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Животные, растения, человек.)
– Что мы не видим ни на этих картинках, ни в реальной жизни? А между тем это непременное условие жизни и растений, и животных, и человека? (Воздух.)
– Все живое дышит. Дышат растения, животные и человек.
Ребенок появился на свет. Раздался первый крик нового человека – это первый вдох, значит, он будет жить. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.
Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4–7 минут! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде? (Потому что в организме нет запаса кислорода.)
– О чем мы сегодня будем говорить?
– Тема урока: «Органы дыхания». Мы узнаем, для чего необходимы органы дыхания.
– С помощью чего мы дышим?
– Как мы дышим?
– Чем дышим?
– Что опасно для органов дыхания?
II. Проверка домашнего задания.
Ответы на кроссворд (задание 11).
1. Плечо. 2. Вода. 3. Борец. 4. Сила. 5. Скорость. 6. Болтовня. 7. Кость. 8. Выносливость. 9. Кощей. 10. Волокно. 11. Сухожилие. 12. Ловкость. 13. Смекалка. 14. Смех. 15. Спорт. 16. Бицепс. 17. Шахматист. 18. Тренировка.
Вопросы (учебник, ч. 2, с. 19, 20).
– Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие». Как вы понимаете смысл высказывания? (Ответы детей.)
Кроссворд «Спорт»
1. Упражнение для развития физической силы и ловкости.
2. Человек крепкого телосложения и большой силы.
3. Спорт на воде.
4. Прыжок через голову.
5. Добывание диких зверей и птиц.
6. Потеря боксером сознания в результате полученного удара.
7. Физические упражнения и игры, укрепляющие организм.
8. Дорожка для велосипедных гонок.
9. Спортивная игра с мячом.
10. Бег по пересеченной местности.
Ответы: 1. Гимнастика. 2. Атлет. 3. Плавание. 4. Сальто. 5. Охота. 6. Нокаут. 7. Спорт. 8. Трек. 9. Баскетбол. 10. Кросс.
III. Изучение нового материала.
Зачем, как и с помощью чего человек дышит
– Зачем мы дышим? (Питаем мозг кислородом, иначе он становится вялым и начинает гибнуть.)
– Что называется дыханием? (Ответы детей.) Сравните свои ответы с определением в учебнике (ч. 2, с. 21).
– Давайте посмотрим, какие органы осуществляют процесс дыхания.

– Рассмотрите рисунок. (Можно использовать плакат.) Назовите органы дыхания.
– Отгадайте загадку:
На лице твоем
Домик есть.
Два оконца в нем:
Они воздух пропускают
И запахи различают. (Нос, ноздри.)
– Начнем наше «путешествие» с воздушным пузырьком. Из носа в легкие. Для чего человеку нос? (Нос нужен человеку для дыхания и обоняния.)
– Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма? Самостоятельно найдите ответ на этот вопрос в учебнике (ч. 2, с. 21). (Ответы детей.)
– Как правильно дышать, через нос или рот? Почему?
– Куда дальше пойдет воздушный пузырек? (Через гортань в трахею.)
– Прощупайте ее в передней части шеи – это жесткая и ребристая трубка. По-другому трахею называют дыхательным горлом. В стенках трахеи расположены с-образные поперечные полоски из прочного хряща, чтобы дыхательное горло всегда было раскрыто.
«…Мы несемся вниз по воздушной трубе к легким. Смотри, какая красота кругом! Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу, как будто ковыльное поле колышется. Но это не ковыль, а малюсенькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают наружу прорвавшуюся сюда через все барьеры пыль. Без этих маленьких ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.
– О-го-го! Значит, легкие – это мешки такие?
– Не совсем, хотя внутри у них «триста миллионов крохотных наполненных воздухом мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы». (Юдин Г.)
– Почему легкие можно сравнить с «виноградными деревьями»? (По внешнему виду: состоят их легочных пузырьков.)
В легких находится около 300 млн легочных пузырьков – альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы человека, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Огромна и общая поверхность альвеол.
– Чем соединяются легкие с трахеей? (Бронхами.)
Работа по тетради № 2 (задание 14, с. 7).
– Мы ответили на вопрос, с помощью чего мы дышим. Как мы дышим?
– Встаньте. Положите руки себе на грудную клетку и проследите, из чего складывается процесс дыхания? (Вдох и выдох.)
– Разрешите спор двух учеников. Один считает, что при вдохе легкие расширяются и потому в них входит воздух. Другой – что воздух входит в легкие, вызывая их расширение. Кто из учеников прав?
Работа по рисунку учебника (ч. 2, с. 21).
– Рассмотрите рисунки. (Вдох, выдох.)
Красная пластинка на рисунке – это диафрагма. Диафрагма – куполообразная пластина, расположенная под легкими. Вместе с реберными мышцами она обеспечивает дыхательные движения. Сокращаясь, диафрагма позволяет легким расшириться – происходит вдох. Для выдоха диафрагма должна расслабиться.
– Дышит ли человек через кожу? (Да.)
– Как дышат разные животные? (Легочное дыхание, жаберное дыхание, трахейное (у насекомых).)
– Какие группы животных дышат легкими? (Млекопитающие, птицы, земноводные, человек.) (См. с. 22 для любознательных.)
– Сделайте глотательное движение. Дыхание в этот момент прекращается. Почему это происходит? (Воздух не попадает в легкие, так как закрывается вход в носовую полость маленьким язычком мягкого нёба, преграждается вход в трахею.)
– Чем мы дышим?
– Почему органы дыхания часто называют воздушными воротами в организм? (Через них в организм поступают воздух, кислород.)
– Мы всегда окружены невидимым облаком пыли, дыма и других вредных веществ. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии, микробы. Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса на начало занятий 2600 микробов, а к концу занятий их количество 13 500.
– Как сохранить воздух в помещении (классе) чистым и свежим? (Проветривать, влажная уборка.)
Работа в тетради № 2 (задание 13, с. 7).
– Рассмотрим, какова потребность человека в кислороде.
Записано на доске:
Сон – 20 л.
Ходьба – 40 л.
Легкая работа – 60 л.
Тяжелая работа – 120 л.
Бегущему человеку необходимо 70 л воздуха в минуту.
Вывод: чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить интенсивно работающие мышцы.
– Кому требуется больше кислорода, детям или взрослым? (Детям, так как они больше двигаются и чаще дышат.)
– Известно, что нетренированные люди даже при небольшой физической нагрузке начинают учащенно дышать. Тренированные люди дышат ровно и глубоко даже тогда, когда совершают тяжелую физическую работу. Объясните, почему это происходит.
Для любознательных.
У спортсменов емкость легких больше нормы на 1–1,5 л, а с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, реже становятся дыхательные движения. Они совершаются до 6–10 раз в минуту против 14–18 движений у людей, не занимающимся спортом.
Лучше всего умеют дышать певцы, музыканты, спортсмены, йоги. От правильного дыхания зависит здоровье.
Физкультминутка
А вы, наверное, устали? Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
– Что опасно для органов дыхания? (Ответы детей.)
Мы с вами поговорим подробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
– Вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? (Человек худеет, цвет лица у него становится некрасивым, волосы – тусклыми.)
– Как изменяется кожа у курящего человека? (Кожа становится тонкой и сухой, морщинистой, цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.)
– Что происходит с волосами? (Волосы не блестят – становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.)
– Как выглядят глаза курильщика? (Под глазами – темные круги, глаза воспаленные, покрасневшие.)
– Что происходит с зубами? (Зубы желтеют, начинают портиться, изо рта у курящих всегда идет неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.)
– Как пахнет одежда курящих? (Запах неприятный. Пахнет кислым табачным дымом.)
– Что же делает табакокурение с человеком? (Оно его отравляет и делает больным.)
– Это действительно так: человек заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкуривать ежедневно все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
– Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими? Расскажите, что вы ощущали.
Выслушиваются наблюдения двух-трех детей.
– Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате. Потому что табачный дым неприятен. Он обдирает горло.)
– Табачный дым вреден всем!
– Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие.)
– Как вы думаете, такой дым полезен человеку? (Нет, он загрязняет легкие. Он мешает чистому воздуху поступать в легкие.)
Учитель прикрепляет на доску плакаты «Легкие курящего человека» из серии «Курить – здоровью вредить».
– Рассмотрите первый плакат. Как изменились легкие у курящего человека? (Они почернели.)
– Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все, кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить!».
Учитель на доске вывешивает плакат с изображением знака.
– На какой знак он похож?
– В каких местах вы встречали такой знак? Перед вами знак «Место для курения». Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить? (Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.)
Курение как зло
Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и опасна тем, что многие не принимают курение всерьез.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 23–24).
– Чем опасно курение?
– Что вы узнали о табачном дыме?
– Нужно ли пробовать курить?
– Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
Послушайте одну притчу.
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...
– Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
IV. Закрепление и обобщение.
– Отразите в тетрадях и на доске путь воздушного шарика по нашему организму.
Нос > трахея > бронхи > легкие.
Кроссворд «Органы дыхания»
По горизонтали:
2. Верхний отдел туловища.
3. То, чем мы дышим.
5. Составная часть воздуха.
7. Растение, в листьях которого содержится никотин.
8. Часть дыхательных путей, которую можно прощупать на шее.
10. Органы дыхания, находящиеся в грудной клетке.
По вертикали:
1, 3. Составные части дыхания.
2. Углекислый…
4. Болезнетворный микроорганизм.
6. Процесс, при котором воздух поступает в организм.
9. Вещество, опасное для организма (общее понятие).
Ответы. По горизонтали: 2. Грудь. 3. Воздух. 5. Кислород. 7. Табак. 8. Трахея. 10. Легкие.
По вертикали: 1. Вдох. 2. Газ. 3. Выдох. 4. Микроб. 6. Дыхание. 9. Яд.
V. Итог урока.
– Долго ли человек может не дышать? (1–1,5 мин.)
– Весь ли воздух пригоден для дыхания? Ученые проделали такой опыт: под большой стеклянный колпак сажали мышь. Некоторое время она там бегала, а потом погибала. Почему?
(Для дыхания нужен кислород. Мышь под колпаком израсходовала на дыхание весь кислород. А затем погибла, ей нечем было дышать.)
Загадка:Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают. (Легкие.)
– Дыхание человека состоит из двух частей: наружного – когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, и внутреннего – когда кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани красными кровяными клетками.
Это интересно!
У человека при чихании скорость передвижения воздуха свыше 160 км/ч.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 12), использовать рисунки в учебнике (ч. 2, с. 23). Учебник (с. 21–24).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Органы дыхания подвержены заболеваниям от простых до сложных и опасных. Их много. Вот некоторые из них:
1. Переохлаждение носа и части дыхательного горла – воспаление слизистой оболочки носа (насморк).
2. Воспаление слизистой оболочки носа болезнетворными микробами – грипп.
3. Переохлаждение бронхов – кашель.
4. Переохлаждение легких – воспаление легких.
5. Туберкулез – опасное заболевание, вызывается микробами, вылечить болезнь очень сложно, в запущенном состоянии невозможно. Раньше его называли чахоткой.
6. Рак. Почти не поддается лечению. Он не ощущается в начале болезни, а когда человек почувствует, что болен, бывает уже поздно.