Социальная роль личности - значение социальной роли в жизни человека. Понятие социальной роли

Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.

В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей. Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.

Социальная роль включает в себя:

  • Ролевое ожидание
  • Исполнение роли

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.

Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством , и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя. Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих. Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения. И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

  • Масштаб роли
  • Способ получения роли
  • Степень формализации роли
  • Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.

А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена , когда один человек взаимодействует с остальными. Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли. Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по .

Желаем вам успешного самопознания!

Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.

Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).

Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.

Социальная роль

— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.

Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.

Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата. На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным. В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

А какие социальные роли значимы для вас?

В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?

В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?

В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?

Без какой социальной роли ваша жизнь будет неполной?

Жена, мать, бизнес-леди?

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений.

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург - это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность - это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы.

  1. У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций. Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…
  2. Личностно-ролевой конфликт возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности. Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.
  3. Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт . В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно». Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.
  4. Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт . Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.
  5. Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к самоустранению .
    • Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
    • Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

  1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
  2. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
  3. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
  4. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
  5. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  6. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

Социальный статус человека - это социальное положение, которое он занимает в структуре общества . Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах . Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.
  2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.
  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например - возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой - низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой - двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая - это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Понятие социальной роли.

Социальная роль - это комплекс действий , который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус - понятие статичное, а социальная роль - динамичное; как в лингвистике: статус - подлежащее, а роль - сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра - это роль.

Виды социальной роли.

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В структуре социальной роли немаловажный момент - ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.