События в период правления олега вещего

Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Это сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

Сражения и победы

  Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

По версии ПВЛ, Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (не случайно он был прозван «Вещим», т. е. предугадывающим будущее). В 879–882 гг. после смерти Рюрика Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912–945).

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) – принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее, в 909 г., Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным, в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце X в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX вв. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным, город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859–862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

   Князь Олег и Игорь. Художник И. Глазунов

Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи – Новгородской, до княжения Владимира (980–1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X–XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлось большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хрониках, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А. А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I, в 945 г. И Игорь, и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т. к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с именем Олега.

По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 годом состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех русов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909–910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли русов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913–914 гг. («…это было после 300 хиджры», – писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котором видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.


Заморские гости. Художник Н. Рерих

Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать за персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибли 30 тысяч русов, остальные отступили вверх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками, булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» – это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, и неверно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в X в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т. к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может, служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

По названному хазарскому сообщению, Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.


Князь Олег и волхв. Пророчество о смерти Олега.

От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской – во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII–XVII вв., первых русских историков и, конечно, А. С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IX столетием истории.

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой…

Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

  «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В. М. Васнецова

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви Святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришел из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».


Призвание варягов. Худ. В. М. Васнецов

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т. е. к 922-му от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т. е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – не важно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков – и русистов, и византологов – не сомневаются, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

Миниатюра Радзивилловской летописи

Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начале X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельская хроника» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г.) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названные зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км к востоку от Константинополя, у некой Черной реки. По «Венецианской хронике», набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Диякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси ».


Византийский патриарх Фотий описал первоначальный успех русов и огромную добычу, ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то, очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать… Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия… город не взят по их милости, и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т. е. варварами) и «россами», народом северного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

Известный отечественный историк Б. А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л. Н. Гумилев.

из книги серии «Великие полководцы России» (2014)

Древняя Русь в конце IX века представляла собой обширную территорию Восточной Европы, населенную славянскими племенами, проживавшими по соседству с финно-угорскими, летто-литовскими и западно-балтскими.

Князь Олег начал править Новгородской землей в 879 году после смерти легендарного варяга Рюрика , установившего мир и порядок среди населявших Приладожье племен ильменских словен, мери, чуди и веси. Олег был ближайшим соратником и родичем Рюрика. Прибыв на Русь в составе варяжской дружины он участвовал в военных походах, направленных на расширение пределов Новгородского княжества. Олег принял бразды правления Северной Русью как «старший в роде».

В Восточной Европе IX века Новгородская земля была лишь одним из крупных политических центров славянских племен. Наряду с ней, в среднем течении Днепра существовало Киевское княжество, управляемое бывшими дружинниками Рюрика Аскольдом и Диром . Князь Олег поставил себе целью завоевание Киева и объединение Севера и Юга в единую державу. Олег начал целенаправленно продвигаться к Поднепровью, присоединяя земли покоренных им племен к новгородским владениям. На завоеванных территориях он устанавливал государственный порядок и накладывал на аборигенов дань. Пойдя на хитрость, он расправился с правителями Киева и объявил его своей столицей, «матерью городов русских».

Так на карте Восточной Европы возникло древнерусское государство, которое стало вести активную внешнюю политику. В союзных договорах с Византией, оно впервые выступило как член международного сообщества, князь Олег укрепил Киевскую Русь, подчинил ей соседние племена древлян , северян и радимичей . Ранее они находились в зависимости от Хазарского каганата , с которым киевскому правителю пришлось вступить в войну. К концу своего длительного правления князь Олег включил в состав древнерусского государства значительную часть восточнославянских земель. За свою мудрость и способность предвидеть воинскую удачу получил от современников прозвище Вещий.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.

  879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.

  882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.

  882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.

  882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.

  Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.

  Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.

  883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.

  884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.

  885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.

  885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.

  Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.

  886 г. Началось правление византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) (886-912 гг). Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией.

  898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.

  Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.

  X-XII вв. Складывание древнерусской народности.

  903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.

  907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.

Олега Новгородского обычно начинают отчислять становление древнерусской державы. Фигура его действительно знаковая, поскольку определила начало новой эпохи, новой эры. Его жизнь, как и смерть, имеет много загадок для историков. Но все же князь Олег Вещий, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, - личность довольно интересная для исследователей и обычных любителей старины.

Появление на Руси

Биография которого нам известна лишь вкратце, считается основателем Древнерусского государства. Он являлся родственником легендарного варяга Рюрика, то есть был братом Ефанды - жены полководца. Есть мнение, что был он обычным воеводой, которому викинг безмерно доверял. Иначе разве поручил бы ему увезти своего малолетнего сына? Стоит полагать, что Олег действовал по соглашению с Рюриком, а может, и имел определенную свободу. Так или иначе, но довольно быстро он завладел Смоленском и Любечем, а затем и Киевом. К слову, златоверхий город был им захвачен хитростью: варяг выманил из-за стен (которые также вероятно были викингами) и убил их, объявив себя князем.

Достижения и успехи

Князь Олег, биография которого рассматривается в данной статье, укрепил власть то ли заручившись поддержкой соседних с Киевом племен славян, то ли покорив их. Он установил для них дань, которая не сильно тяготила людей. Но его воинские успехи были действительно впечатляющими. Походы против хазар избавили русские земли от необходимости платить каганату полюдье. Пал великий Царьград, на вратах которого, согласно летописи, князь прибил свой щит. В результате русские купцы могли без пошлин торговать с Византией, получать от нее всяческую поддержку. Таким образом, князь Олег Вещий, краткая биография которого рассмотрена выше, имеет больше заслуг перед Русью, чем Рюрик. Тем более, что о родоначальнике княжеской династии практически ничего не известно.

Поход на Царьград

Князь Олег, краткая биография которого освещена в Повести временных лет, - личность незаурядная. Он организовал знаменитый поход на Константинополь, после которого получил свое прозвище - Вещий. Летопись гласит, что он отправил в город огромное войско на двух тысячах ладьях. В каждой лодке помещалось по четыре десятка дружинников. Император велел закрыть ворота столицы, оставив на растерзание врагам пригороды и деревни. Но киевский князь велел прицепить к кораблям колеса, на которых войско дошло до ворот Царьграда. Византийцы были в недоумении, поэтому сдались, предлагая Олегу щедрую дань и мир.

А был ли поход?

Князь Олег, краткая биография которого найдется практически в каждом учебнике истории, - фигура противоречивая. У исследователей есть больше вопросов, нежели ответов о его жизни. Например, факт похода на Византию кажется недостоверным. Все потому, что авторы из Константинополя детально описывали все нападения на их страну, но о походе Олега они не упоминают. Кроме того, возвращение из Царьграда Олега и Владимира Великого очень похожи. Возможно, это описание одного и того же события. В то же время после Олега в южный город ходил и Игорь, который также одержал победу. Об этом заявляют и европейские авторы, которые вели хроники тех лет.

Была ли змея?

Олег, биография которого известна еще и с уроков литературы, умер так же загадочно, как и появился на Руси. В той же описывается, что когда-то волхв предрек ему смерть от любимого коня. Варяг был суеверным, поэтому сел на другое животное, а любимца поручил слугам, приказывая заботиться о нем до его смерти. Вспомнил правитель о нем во время пира, но оказалось, что лошадь давно погибла. Печалясь о любимце и злясь, что поверил волхвам, князь отправился к костям. Но когда он наступил на череп, увидел змею, которая тут же ужалила его в ногу. Олег скончался от яда.

Князь Олег, биография которого давно изучена, мог погибнуть другой смертью. А сказание о лошади и змее, возможно, позаимствовано из саги об Орварде Одде. Хотя некоторые ученые считают, что герой скандинавских сказаний и Вещий Олег являются одним и тем же лицом. Но есть несколько фактов, которые позволяют задуматься о том, мог ли быть сюжет о гибели князя правдивым. Среди них следующие:

Могла ли змея прокусить кожаный сапог, который носили на Руси? Скорее всего, нет, или Олег пришел на гору к костям коня босым?

А что если змея прыгнула и укусила князя выше голенища сапог? Но на территории Украины в таких гадюк нет!

Как правило, змея, прежде чем ужалить, шипит и пытается уползти. Мог ли это не заметить Олег или его приближенные?

Как вариант, князь погиб от яда, но змею ему подсунули нарочно либо отравили Олега заранее. Установить, где истина, к сожалению, невозможно.

Еще несколько интересных фактов

Русский князь Олег, биография которого читателю уже известна, упоминается не только в летописях Киева и Новгорода. Аль-Масуди (арабский автор) говорит о неудачном походе русов (500 кораблей!) на челе с Олвангом и Ал-диром на Персию. Часть добычи они отдали хазарам, но последние предали их и перебили всех. Там погибло около тридцати тысяч дружинников, а кто отступил за Каспий, были перебиты волжскими булгарами. Таким образом, легендарный князь погиб в походе, как и подобает отважному варягу.

Вот такой он, умный и воинственный князь Олег. Биография его полна белых пятен, из-за которых вокруг этой фигуры сохраняется ореол загадочности и таинственности. Возможно, время найдет ответы на все вопросы.

Точная дата рождения князя Олега не известна. В Новгороде Олег начал княжить с 879 года . После этого он смог убить правителей Киева Дира и Аскольда. И с 892 года уже полноправно управлял Киевом. Так как княжил он в Киеве, то соответственно и столицу он перенес туда же. Некоторые летописцы считают, что именно с того времени начинается образование Древнерусского государства.

Русский Князь Вещий Олег был постоянным предводителем походов. Одним из самых судьбоносных был его поход на Византию. С тех самых пор он и получил свое прозвище «Вещий», что означало «видящей будущее».

Смерть князя Олега от коня (змеи).

Погиб князь в 912 году. Легенда гласит, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного коня. Коня увели по приказу князя. Через четыре года Олег вспомнил о предсказании, посмеялся над ним и захотел проверить останки коня. Олег встал ногой на череп коня и произнёс фразу «Его ли мне бояться?». Однако в черепе коня была ядовитая змея, которая и нанесла смертельный укус князю.

Правление князя Олега.

Внешняя политика князя Олега. Поход на Византию.

Благодаря своей силе князь Олег смог присоединить к своим землям (к Киевской руси) такие племена, как северяне, древляне, кривичи, поляне, радимичи. Все эти народы, до вхождения в состав Киевской Руси платили дань хазарам.

В 907 году состоялся легендарный поход на Византию, который приобрел новый поворот во внешней политике князя Олега. Оснащенный, по тем временам приличным вооружением, Олег направился на захват Византии. Император Византии не смог противостоять армии вещего Олега и позволил ему разграбить Константинополь.

В поход Олег направлялся на кораблях, но будучи провидцем, он велел прикрутить к кораблям колеса. Благодаря этому он смог беспрепятственно проникнуть в столицу Византии по земле и с развивающимися парусами. После захвата Византии Олег велел выплатить дань на каждого своего воина и на все русские города. Грекам пришлось согласиться. Так же он потребовал для русских купцов свободной торговли, то есть без пошлинных обязательств.

Внутренняя политика князя Олега.

Так как князь Олег отличался своей захватнической деятельностью и за времена его правления многие города были покорены, то его целью было укрепление этих новых границ. Строились оборонительные крепости.

Внутренняя политика князя в основном была направлена на сбор постоянной подати с захваченных им племен. Он регулярно объезжал свою вотчину и собирал дань.

Предшественник: Аскольд и Дир Преемник: Игорь Рюрикович Вероисповедание: язычник Смерть: Похоронен: Киев или Ладога

Оле́г (Ве́щий Оле́г , др.-русск. Ольгъ , ум. или г.) - варяг , князь новгородский (с ) и киевский (с ). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства .

Происхождение Олега

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет» , и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.

Начало правления. Захват Киева

Поход на Византию

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года , где Олег именуется великим князем русским , но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге "другии сказывают, будто ушёл он за море… .

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w , который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа» , захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь . Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 , а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века , а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге , но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века . Вот как погиб Орвар Одд:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем .

Историография по Вещему Олегу

Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение - - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к году (см. выше), дата становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Источники

Ссылки

  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. - 659 с. //«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛЂТОПИСЕЙ. Томъ 2. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ. Изданіе второе.С.-ПЕТЕРБУРГЪ.Типографія Александрова.1908//«Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Об Олеге и Одде - статья Е. А. Рыдзевской
  • Карамзин Н. М. Олег Правитель

Wikimedia Foundation . 2010 .