Развитие дикции ребенка с помощью скороговорок. Роль скороговорок в развитии речи детей Заучивание скороговорки цель

Роль скороговорок в развитии речи детей

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы он вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Но так же, как необходимо развивать ребенка физически, необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.

В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста. Но в силах родителей предупредить появление многих нарушений, и это не потребует дополнительного обучения, не займет много времени, но доставит массу радости и удовольствия и взрослым и детям. И пользу все получат колоссальную. Наиболее доступным, интересным и занятным способом, на мой взгляд, является использование фольклора в развитии речи детей. А именно – скороговорок.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.»

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого (например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.

Можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе.

Желательно каждый день читать ребёнку скороговорки и повторять их вместе с ним. Можно уделять время проговариванию скороговорок, когда вы одеваетесь на прогулку, стрижёте ребёнку ногти, купаете его и так далее. Всего несколько минут в день – и речь ребёнка вскоре значительно улучшится.

Совет родителям : если ваш ребенок не произносит какой–либо звук, постарайтесь подобрать скороговорку, в которой нарушенный звук отсутствует, чтобы не закреплять неверное его произношение. И, наоборот, если необходимо закрепить какой-либо звук в речи ребенка, разучите с ним скороговорку насыщенную данным звуком.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитмровать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Предлагаю подборку детских скороговорок :

Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)

1. У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.
2. Оса боса и без пояса.
3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
8. Евсей, Евсей, муку просей.
9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)

1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

2. У Маши на кармашке маки и ромашки.

3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей.
 2 мыши поплоше несли по 2 гроша.

4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.

5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Скороговорки на звуки Р, РЬ:

1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

2. Карл у Клары украл кораллы,
 Клара у Карла украла кларнет.

3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.

6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!

Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

1. Булку, баранку, батон и буханку 
пекарь испек спозаранку.

2. Фаня в гостях у Вани.
 У Вани в гостях Фаня.

3. Водовоз вез воду из-под водопровода.

4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит

Скороговорки для отработки Л, ЛЬ

1 Вы малину мыли ли? 
Мыли, но не мылили.

2. Коля колья колет.
 Поля поле полет.

3. У елки иголки колки. 
Иголки колки у елки.

4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»

5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, -искала булавку весь день.

С самыми маленькими детьми лучше всего учить смешные скороговорки в стихотворной форме.

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

Существует раздел простых и сложных скороговорок для общего развития речи детей от 6 лет.

1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

2. Осип охрип, а Архип осип.

3. Поезд мчится, скрежеща: «Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ».

4. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

5. Белый снег. Белый мел.
 Белый сахар тоже бел.
 А вот белка не бела. 
Белой даже не была.

6. Мыла Мила мишку мылом,
 Мила мыло уронила.
 Уронила Мила мыло,
 Мишку мылом не домыла.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное!

Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

Учитель-логопед Васильева Е. А.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Картотека скороговорок для детей старшего возраста

Область: речевое развитие

Воспитатель:

Калиш Татьяна Владимировна

Санкт - Петербург

2017

Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.

Цель:

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по

Артикуляции звуков.

2. Развивать чёткую, правильную дикцию.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

I.Скороговорки на произношение парных согласных.

1.Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2.В поле Фрося полет просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено граблями, краб, грабь.

4.Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей.

5.Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

6.В пруду у Поликарпа

Три карася и три карпа.

7.Гроза грозна, грозна гроза.

II.Скороговорки на сонорные согласные:

1.Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.

Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.

2.Стоит гора, в горе- нора.

3.В норе зверёк, зовут сурок.

4.Рубанок в руки взял мастак,

Встал спозоранок за верстак:

Тарасу, Рустику, Марусе

Строгает на салазки брусья.

5.На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

6.Маланья – болтунья молоко болтала,

Выбалтывала, не выболтала.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию. Видели Лидию.

7.Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

8.Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

9.Пошла Поля полоть в поле.

10.Не бывает улова у ленивого рыболова.

12.Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

13.Свинья тупорыла, белорыла

Весь двор перерыла.

Вырыла полрыла,

До норы дорыла.

14.Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

15.Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

16.Корили Кирилла: «Не дразни гориллу».

Корили гориллу: «Не дразни Кирилла».

17.Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

18.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

19.Перепёлка перепелят прятала от ребят.

20.Проворонила ворона воронёнка.

21.У ёлки иголки колки.

III.Скороговорки на шипящие и свистящие согласные.

1.Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.

Санки вбок, Сенька с ног,

Сонька с Санькой в сугроб.

2.Косил косой косой косой.

3.Течёт речка, печёт печка.

4.Прекрасен зрелый, твёрдый сыр.

Незрелый сыр невкусен, сыр.

5.У ежа ежата, а у ужа ужата.

6.Сшила Саше Маша шапку.

7.У Сени и Саши дома хлеб да каша.

8.Купила бабуся бусы Марусе.

9.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10.Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

11.Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

12.Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Две мыши поплоше несли по две гроши.

13.Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

От груза арбузов развалился кузов.

14.Шалит и машет Сашка

Игрушечною шашкой,

А на кушетке в шашки

Играют Яшка с Пашкой.

15.Стакан сметаны съел Софрон,

Сосиску с соусом - Самсон.

Ставридку – Стас, салатик – Стелла.

Сусанна сайку с маслом съела.

16.К арбузу на грядку пришёл карапуз.

Крупней карапуза огромный арбуз.

17.Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?»

«Свежа!»

И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась

Два ежа.

18.Летят три пичужки через

Три пустых избушки.

19.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

20.Наступила сороконожка сороке на ножку.

IV.Скороговорки на отдельные звуки.

1.Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

2.Кефаль не кафель,

А кафель не кефаль.

3.Архип осип, Осип охрип.

4.Дед Додон в дуду дудел.

Димку дед дудой задел.

5.Добр бобр до бобрят.

6.От топота копыт пыль по полю летит.


План - конспект занятия по теме «Скороговорки»

Составитель: Алхасова Афина Уразалиевна

Педагог дополнительного образования

Цель занятия: Формирование представления о скороговорках - как основы развития дикции.

Задачи:

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

Возраст детей – 8-9 лет.

Количество учащихся - 12

Форма проведения : занятие – игра

Оборудование для педагога :

Компьютер;

Фонограммы для музыкального сопровождения

Оборудование для детей :

карточки с текстом для упражнения «диктор;

карточки со скороговорками, разбитыми на части;

индивидуальные папки с речевым и песенным материалом; рабочие тетради «Театр. 4 класс» И. Генераловой.

Структура занятия

I. Вводная часть. Организационный момент: приветствие. Игра «Слушай хлопки »: создание положительного эмоционального настроя, активизация слухового внимания. Знакомство учащихся с темой занятия. II. Основная часть занятия: формирование представления о хорошей дикции с помощью скороговорок. 1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений. 2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в сценической речи. Тренировка «фиксированного выдоха», «длинного выдоха». Объяснение способов выполнения упражнений комплекса. 3.Освоение комплекса артикуляционной гимнастики, включающее упражнения для языка, губ, челюстей. 4. Голосообразование - формирование свободного течения звука (полётности), интонационной выразительности и силы голоса. ∆ Пение гласных звуков, «Чудо-лесенка»- пение звукоряда по ступеням вверх; Песенка «Козёл и коза» (украинская шуточная народная песня) исполняется приемом отстроченного пения - канон, по группам. Речевое упражнение «Озорные барабанщики» - развитие ритма, артикуляции и дикции. 5. Формирование представления о дикции на материале скороговорок. Упражнение «Стенка на стенку», «Сказочное телевидение». 6. Задание - Собрать 9 скороговорок. Формирование навыков коллективной работы, закрепление изученного материала на занятии. III. Заключительная часть – рефлексия. Проверка реализации поставленных задач и достижения цели с помощью: устного опроса; текущего наблюдения.

Ход занятия

«Приветствие»

Послушайте, как мы сегодня будем приветствовать друг друга.

Здравствуйте, ребята! (Произношу нараспев, мелодично. Дети поют в ответ: Добрый день!)

Рада вас видеть, надеюсь, у всех хорошее настроение.

Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я попрошу вас быть предельно внимательными. Упражнение «Слушай хлопки»

Повторяйте за мной ритмический рисунок (по группам, хлопками). Молодцы, все справились.

Теперь я могу сообщить тему нашего сегодняшнего занятия: «Скороговорки».

(произношу название темы неразборчиво).- Я надеюсь, что вы меня поняли…. Почему? (дети подсказывают, что я говорила с плохой дикцией).

А что такое дикция? (ответ: дикция - это чёткое, ясное произношение слов, фраз).

Нельзя себе представить хорошего актера с плохой дикцией. Каждый человек, который хочет быть успешным, должен обладать хорошей дикцией. Поэтому мы сегодня изучаем скороговорки, так как- это лучший способ развить сценическую речь (К.Станиславский). (Вывожу тему занятия на экран)

Скороговорка - это короткая фраза со сложной артикуляцией для тренировки дикции и произношения.

А начнем мы с разминки, ведь разминая мышцы, мы «будим» свой голос.

Разминк а под ритмичную музыку.

Разогреваем суставы. Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

«Потолок – пол». Опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад.

«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно.

«Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз, сбрасываем пиджак рывками. Движения в обратном порядке – надеваем пиджак.

Дыхание . - От того, как дышит актёр, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, мелодичность голоса. Упражнение «Пушинки». Сделать 3 коротких выдоха «пф», «пф», «пф», а затем длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика. -Для произнесения долгой фразы мы будем пользоваться дыханием на диафрагме: вдох- руки через стороны вверх, выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два –Егорка, три – Егорка, …» до счета 15. Артикуляционная гимнастика. - Невозможно четко говорить вялыми губами или малоподвижным языком. Начнем артикуляционную гимнастику (под музыку): 1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки» - Отлично! Вот теперь я уверена, что ваш голос зазвучит выразительно, объемно, звонко! Переходим к голосовым упражнениям. Упражнения для развития голоса : стр. 10 (рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс).

Произнесите гласные звуки И - Э – А – О– У – Ы с разной интонацией и ударением по группам.

«Чудо-лесенка»,- споем по цепочке; аккуратно «поднимаемся по лесенке, не спотыкаясь». Песенка-канон «Козёл и коза»- пение по группам.

Речевое упражнение «Озорные барабанщики» - цифры 1 и 2 – по группам, а цифру 3 – единым «ансамблем барабанщиков».

Работа над скороговорками.

Как правильно учить скороговорку? (ответы детей)

шаг 1:

шаг 2:

Шаг 3: Произнесите текст четко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5:

Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата». Выучиваем пошагово, затем работаем по группам: 1 группа говорит первую половину скороговорки, 2 группа – вторую половину, по цепочке.

Нужно говорить четко и без ошибок, передавая мяч. Определяем победителя.

Скороговорка «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ». Работаем в группах.Дети делятся на две группы, скороговорка также разбивается на две части. Детям предлагается произнести скороговорку «в предлагаемых обстоятельствах» с разной интонацией: по секрету - равнодушно, ругать - оправдываться, просить - не разрешать, с соответствующей мимикой.

- подберите нужную интонацию голоса. диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках… глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. .. сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп- кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп…

Сейчас мы проверим, кто лучше знает скороговорки. Они у меня в руках, но только в «разобранном виде».

Упражнение «Кто быстрее соберет скороговорки?». Оценка выполнения задания (по 9 знакомых скороговорок) каждой группой.

Итоги занятия. 1. Как добиться хорошей дикции? 2.Расскажите, как правильно учить скороговорку. 3. Почему изучение скороговорок необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?

Дидактический материал к занятию

Упражнение «Слушай хлопки»

Детям предлагается повторить за педагогом определённый ритм, с постепенным усложнением ритмического рисунка.

Разминка.

Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

«Потолок – пол». Очень медленно опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад. Всего 8 раз. «Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно. Всего 8 движений. «Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз – надеваем пиджак. По 8 движений.

Упражнение «Пушинки». Выдох делается коротким - «пф», «пф», «пф», а затем произвольно длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика. Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки...» На вдох – поднять руки через стороны вверх, на выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка, …» до счета 15.

Артикуляционная гимнастика. Выполняется под ритмичную музыку или счёт по 8 раз:

1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки»

1. Гласные звуки с переходом ударения (стр. 10 рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс)

2.Чудо-лесенка – петь звукоряд в пределах интервала октава:

Чудо - лесенкой шагаю. Высоту я набираю. Шаг на горы, шаг на тучи. А подъем все выше, круче. Не робею, петь хочу я. Прямо к солнцу полечу я.

«Козёл и коза» украинская шуточная народная песня – исполнять по группам приёмом «канон»: Шел козёл воды напиться. А коза пошла топиться, Да как прыгнет через мостик, А козёл ее за хвостик Цап, и поймал!

3. «Озорные барабанщики» - подражание звучанию барабанных ритмов. Произносить неторопливо, но с чёткой артикуляцией, создавая напряжение губ, подчеркивая голосом выделенные слоги: 1 и 2 цифру – по группам, а 3 – единым «ансамблем барабанщиков» (на последующих занятиях темп постепенно ускоряется):

1. Дум – дам - дам, дум - ба - дам, дум – дам - дам, дум - ба – дам Дум - дам-дам, дум - ба- дам, дум – дам - дам, даб .

2. Дум - дам-дам, дим -би-да-би-ди, дум -би-да-би-ди, дам -би-да-би-ди дум -дам-дам, дим -би-да-би-ди, дум -би-да-би-ди , даб.

3. Даб - даб-даб, да биди, дабиди, даб -даб-даб, да биди, дабиди даб -даб-даб, да биди, дабиди, даб -даб-даб, даб.

Работа над скороговорками. На экране – пошаговая инструкция для правильного выучивания скороговорок.

шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.

шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.

Шаг 3: Произнесите текст чётко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и чётко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.

Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата» выполняется с одновременной передачей мяча. Участник, допустивший ошибку в речи – выбывает. Побеждает команда с большим количеством участников.

Упражнение «Стенка на стенку»

Выполняется на материале скороговорки «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ». Дети делятся на две группы, скороговорка также разбивается на две части. Детям предлагается произнести скороговорку «в предлагаемых обстоятельствах» с разной интонацией, т.е. по секрету - равнодушно, ругать - оправдываться, просить - не разрешать, с соответствующей мимикой.

Упражнение «Сказочное телевидение» - предлагается индивидуально, по предложениям. Оценивается речь каждого ученика. Диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт, скороговорками так и сыплет: мол, было три дерева, три тетерева, и на каждом дереве по одному тетереву, а два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят и спорят, что у осы не усы, а усики. Глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. Тут трое трубачей затрубили в трубы, и пошли три попа, три Прокопия - попа, три Прокопьевича. А говорят-то они про попа, про Прокопия – попа, про Прокопьевича. Сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. А около колодца вода льётся! Так и прыгали на языке скороговорки, как караси на сковородке!

Упражнение «Собери скороговорку»

Дети разбиваются на две группы. Перед ними по 9 скороговорок, разбитых на части. Задача команд - - правильно и быстро собрать скороговорки и произнести их.

Список использованной литературы:

1.Поварова И. А.Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. «Союз», 1999. 2.Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. 3.Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. ГИТИС, 2011. 4. Козлянинова И.П., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание. Учебное пособие М: Просвещение, 1985. 5..Бруссер А.М. Основы дикции. М: Просвещение, 2003. 6. Бандина А., Попов В. Школа хорового пения. «Музыка» 1981. 7.Собственная методическая разработка – речевое упражнение «Озорные барабанщики».


Республика Татарстан

Тукаевский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнесуыксинкая СОШ»

Методический материал по русскому языку.

«Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.

2011 год

Методический материал

Цель: творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    воспитание любви к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п , ], буквы Пп» использую скороговорку

Пётр Петров Пошёл погулять, Поймал перепёлку, Пошёл продавать. Просил полтинник, Получил подзатыльник.

Или при изучении темы «Звук [щ , ], буквы Щщ»использую скороговорку

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи. В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.

Фрагменты уроков

Урок № 3 Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора. Задачи:
    научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать внимание, память, логическое мышление.
    Организационный момент Проверка домашнего задания Постановка цели урока
Учитель: - Прочитайте эти слова снизу вверх

Учащиеся: Добры бобры идут в боры

Учитель:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

Догадались что это такое?

Учащиеся:

Скороговорки

Учитель:

Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки на усмотрение учителя)

4.Работа по теме урока

Учитель:

Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)

Учащиеся:

Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

Чтение скороговорок с доски.

Учитель:

Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся:

Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Урок № 84

Тема: Скороговорки

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    формирование техники беглого чтения;

    воспитание умения работать в группе.

Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)

Конкурсы:

    Закончи скороговорку;

    За определённое время разучить и рассказать скороговорку;

    Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;

    Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;

    Узнать скороговорку по рисунку.

Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.

Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.

Используемая литература:

    Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.

    Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.

СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!

Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль . Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

  • Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
  • Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

  • Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
  • После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все тоже, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  • Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  • Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
  • Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]:
Белые бараны били в барабаны.
Для звука [п]:
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Для звука [в]:
Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [р]:
Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звука [д]:
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звуков [с], [с’]:
Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров) .
Для звука [ж]:
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Отработка звука [т]:
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звуков [з], [з’]:
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [ц]:
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [к]:
Около кола колокола.
Для звука [ч]:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [г]:
Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [ш]:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [х]:
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [щ]:
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока .
Для звука [л]:
Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.

Самые известные скороговорки

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

Ткёт ткач ткани на платки Тане

Осип охрип, Архип осип.

. ***

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец - пиpoжочек.

***

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека - в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

***

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

***

Вoт так Еpмак - пoсeял мак,

Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!

Пoжал мак, смoлoтил мак,

Продал мак - вот так Еpмак!

***

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

***

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

***

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

***

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй - косец домой.

***

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

***

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

***

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

***

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

***

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

***

Пoлосатые паласы

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлоскала, полоскала –

Пoлосатой речка стала.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Учитель-логопед Фоломкина Е.А.