Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция. Как подготовить публичное выступление Подготовка к выступлению и выступление

Перед публичными выступлениями нервничают и экстраверты, и интроверты. Это объяснимо с биологической точки зрения: в животном мире стоять на возвышенном и хорошо освещённом месте при условии, что из-за кустов на вас смотрят несколько десятков пар глаз, может быть крайне опасно. Выступления в школе, которые призваны научить высказываться на публике, часто, наоборот, закрепляют страх перед аудиторией.

Часто экстраверты больше переживают перед выступлением, но, как только начинают говорить, вживаются в роль - и страх отступает, а вот пик переживания интроверта может наступить прямо на сцене. Может быть, интровертам просто не стоит выступать?

Погружённые в любимое дело целиком, без остатка, интроверты лучше разбираются в деталях, могут увидеть что-то новое в знакомом объекте, и часто им приходят в голову неожиданные идеи. Поэтому, если вы интроверт и хотите, чтобы будущие инвесторы, коллеги или клиенты поняли всё наилучшим образом, нужно брать микрофон в свои руки. Многие рекомендации о том, как готовиться к публичным выступлениям, не подходят интровертам по той причине, что интроверсия - базовая врождённая характеристика, а не привычка к определённому стилю взаимодействия, не то, что нужно побороть. Можно оставаться интровертом и быть убедительным на презентации одновременно. Например, один из самых известных интровертов - Уоррен Баффетт - прошел специальный курс у Дейла Карнеги и преодолел свой страх перед выступлениями.

Накопите энергию

Главное отличие экстравертов от интровертов в том, что экстраверты получают энергию извне, именно поэтому после вечеринки они чувствуют себя отдохнувшими, а после выступления - окрылёнными. Среди интровертов много изобретателей и писателей и мало любителей вечеринок, ведь интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира, а на публичное общение энергия, напротив, расходуется. Поэтому в период подготовки к выступлению или презентации важно заняться накоплением энергии. Хорошо, если сама идея вдохновляет вас настолько, что приготовление слайдов превратится в приятное занятие. Разговаривайте о своей идее с друзьями и близкими, читайте, делайте то, что даёт вам силы и ощущение отдыха.

Проанализируйте выступления интровертов

Сильной чертой интровертов является умение слушать и вникать. Поэтому начать можно с просмотров выступлений интровертов. Например, Билла Гейтса Джоан Ролинг или Сьюзан Кейн, автора книги «Интроверты. Как использовать особенности своего характера». Её выступление на TED уже собрало 11,5 млн просмотров, оно совершенно не похоже на Comedy Club, но смотрится на одном дыхании.

Как интроверты успокаиваются во время выступлений? Они не стесняются пауз, кто-то держит на столе стакан воды, кто-то использует жесты, связанные со спокойствием и уверенностью (например, куполообразный жест в выступлении Билла Гейтса). Сьюзан Кейн советует принимать свой страх и бросать ему вызов. Даже Леди Гага начинает свой день с короткой воодушевляющей фразы: «Эй, ты же леди Гага! - говорит она себе. - Вылезай из кровати и покажи им!»

Подготовьте план

В своих выступлениях интроверты используют много заранее подготовленного материала: слайдов, картинок, шуток, историй. Во-первых, потому что в момент волнения выступающему будет на что «опереться», во-вторых, хорошая презентация половину информации скажет за вас, а в-третьих, истории и шутки объединяют рассказчика и аудиторию общими эмоциями, и вы уже не будете чувствовать себя противопоставленными слушателям. Лучшая импровизация - это заранее подготовленная импровизация. Продумайте сюжет вашего выступления, каждый пункт плана, все примеры и шутки. Мэтт Хоги, основатель MetaFilter, начинает готовиться к большим выступлениям за 3 месяца. Вот его обычный план:

1. За три месяца он продумывает название презентации, основной тезис, начинает накидывать схему в Google Docs, добавляя пункты и подпункты в течение пары недель. Он также использует систему Beyond Bullet Points, описанную в книге Клиффа Аткинсона. 2. За два месяца Мэтт переводит свои наброски в слайды презентации - это приятный этап, потому что есть возможность найти красивые иллюстрации, идеально подходящие по смыслу к выступлению. В это же время он начинает проговаривать выступление про себя, внося правки и корректировки. 3. За месяц Мэтт начинает обсуждать своё выступление с женой и друзьями.

В итоге выступления интровертов получаются, возможно, менее зажигательными, но более убедительными, чем выступления экстравертов.

Порепетируйте

Этот совет пригодится и интровертам, и экстравертам. Одним нужно привыкнуть к ситуации повышенного внимания, а другим - понять, что их уверенность в себе бывает излишней и не всегда можно выкрутиться в неловкой ситуации. И если у экстравертов есть риск перегореть в случае многократного повторения одного и того же, то интроверты, возможно, увидят новые грани содержания своего выступления.

Аллан Пиз, конечно, экстраверт: будучи подростком, он уже подрабатывал коммивояжёром, позже, став знаменитым психологом, он обучил немало интровертов держаться на публике. Основной тезис Аллана Пиза - мы производим 90% впечатления не за счёт того, что мы говорим, а за счёт того - как. Поэтому как бы вам ни хотелось закрыться от аудитории, сложив руки на груди, - не нужно, лучше заранее выбрать открытую позу, в которой вам будет комфортно.

Репетировать лучше не в одиночку, а с тем, кому вы доверяете (жена, муж, близкий друг), - запрашивайте обратную связь от ваших слушателей. Их замечания и пожелания помогут вам изменить выступление в лучшую сторону. Можно также использовать видеозапись.

Найдите друга в зале

Есть приём, которым часто пользуются комики: они видят человека в зале, который больше всего смеётся над их шутками, и конец репризы всегда рассказывают, глядя на него. Вы тоже, когда начнёте выступать, увидите, кто реагирует лучше, а кто хуже. «Старайтесь смотреть на доброжелательное лицо чаще и дольше, это позволит немного обмануть ваш мозг, создать впечатление, что вы ведёте диалог один на один, а не выступаете перед публикой», - считает тренер делового общения Нэнси Энковиц.

Кроме того, не забывайте улыбаться, можете даже написать себе это на стикере рядом с планом выступления. Мы устроены таким образом, что улыбка вызывает желание улыбнуться в ответ, и тогда количество «друзей» в зале будет увеличиваться.

Теория ораторского искусства подразумевает четыре способа публичных выступлений:
- экспромт – выступление, когда вы не готовитесь вовсе, а полагаетесь на свое знание темы.
- план-конспект. Вы составляете четкий план, расписываете все пункты и высказываете тезисы.
- текст выступления. Составляется текст, который зачитывается с листа.
- чтение наизусть. То же самое, только текст нужно еще и заучить!

Иногда способы комбинируются. Например, если вы читаете доклад по поэзии серебряного века, логично будет зачитать стихотворений, заучив их наизусть, а само выступление может опираться на тезисы.

В большинстве случаев, для подготовки к выступлению рекомендуется делать подробный план-конспект и хотя бы один раз прорепетировать его перед зеркалом или друзьями. Такой способ позволит вам, с одной стороны, не упустить ничего лишнего и не сбиться с мысли, а с другой, сделает ваше выступление живым и интересным.

Подготовка конспекта

Чтобы конспект был хорошим, делайте его, руководствуясь некоторыми правилами. Во-первых, используйте в подтверждение своих тезисов факты. Во-вторых, вычлените главное. Какие-то тезисы, возможно, не совсем подходят к теме выступления. Теперь проверьте, не нужно ли добавить чего-то, чтобы полнее раскрыть тему. В третьих, проследите, чтобы все тезисы были подкреплены фактами. Если вы не очень опытны в публичных выступлениях, записывайте тезисы и факты в виде законченных предложений, чтобы не искать слова на сцене.

Обязательно прорепетируйте выступление. В идеале, следует сделать это не менее двух раз: один раз прочитать речь самому себе, а второй – людям, например, вашим друзьям. Вообще, полезно обдумывать речь несколько дней до произнесения, это поможет найти нужные слова или вспомнить полезные факты и придумать остроумные повороты.

Перед выступлением

Постарайтесь не есть хотя бы за 2 часа до выступления. Также за 2 часа до выступления уже не начинайте новых дел, вообще, не беритесь ни за что, что бы отвлекло ваше внимание от речи и настроило бы на другие мысли.

Постарайтесь не бояться слушателей. В конечном итоге, даже если вы плохо выступите, ничего ужасного не случится. Сконцентрируйтесь на содержании своей речи, ведь главное – донести свои идеи.

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.