Кто такой аристофан и чем занимался. Аристофан биография

АРИСТОФАН (комедиограф) АРИСТОФАН (комедиограф)

АРИСТОФА́Н (лат. Aristophanes, греч. Аристофа́нис) (ок. 445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий поэт-комедиограф. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к индивидуалистической философии софистов (см. СОФИСТЫ) («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа - в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»). В древности Аристофан получил прозвище «отца комедии», из сорока написанных им комедий дошли одиннадцать пьес целиком и несколько десятков отрывков.
Аристофан родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином, происходил из афинского дема Кидафина. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Большинство комедий Аристофана было впервые представлено в годы Пелепонесской войны (431-404) и отличались политической остротой, присущей школе античной комедии, отражали кризис афинской демократии.
Под чужим именем была представлена и первая комедия Аристофана «Пирующие» (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и «модную» философию. В 426 на Великих Дионисиях (см. ДИОНИСИИ) поставил комедию «Вавилоняне», посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.
Комедии Аристофана первых лет его творчества («Ахарняне», 425; «Всадники», 424; «Осы», 422; «Мир», 421) отображают взгляды крестьянства Аттики, которое особенно страдало от военных действий. Протест против войны сочетается у комедиографа с критикой афинских правителей. В значительной степени благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», означавшее «предводитель народа» приобрело современное одиозное значение.
Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА) , на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.
Теме «войны и мира» - основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени - посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне» (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и «Мир» (421). Сюжет комедии «Лисистрата» (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают Акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен.
В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).
Главные действующие лица комедии «Осы» (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в «Осах» - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, «врага демократии» и «сторонника тирании» Бдилеклеона.
Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида (см. ЕВРИПИД) ), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» (423) он выводит Сократа (см. СОКРАТ) . Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.
На Великих Дионисиях 411 года Аристофан ставит «Женщин на празднике Фесмофорий», где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида «Елена» и «Андромеда». Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий.
В 405 на Ленеях была поставлена комедия «Лягушки», которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, - судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом (см. ЭСХИЛ) , во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду (см. АИД) и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.
К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В «Женщинах в народном собрании» афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы «Богатство» и «Женщины в народном собрании» сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром.
Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: экспозиционный пролог завершает выступление хора, в дальнейшем действие развивается в чередовании речевых партий (эписодиев) и хоровых, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от имени автора. Особое место занимает агон, где сталкиваются позиции спорящих сторон. Дальнейшие эписодии должны либо подтвердить правоту победителя в споре, либо показать иллюзорность его воззрений в применении к реальной жизни. В более поздних комедиях Аристофан отходит от традиционной структуры: парабаса теряет самостоятельное значение, сильно сокращается роль хора в развитии сюжета. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решение политических и нравственных проблем своего времени, а также яркий и выразительный язык. В мировой драматургии он считается отцом комедии.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • АРИСТОКСЕН из Тарента
  • АРИСТОФАН Византийский

Смотреть что такое "АРИСТОФАН (комедиограф)" в других словарях:

    АРИСТОФАН - (ок. 445 ок. 385 до н. э.) древнегреческий поэт комедиограф, отец комедии. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к… … Большой Энциклопедический словарь

    Аристофан - (ок. 445 ок. 385 гг. до н.э.) поэт комедиограф Прекрасная вещь общение с мудрецом. От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека. Не корми словами вместо хлеба. У короткого ума длинный язык. Тот истинный мудрец, кто многое сказать… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Аристофан - (ок. 450 ок. 385 до христ. эры) виднейший древнегреческий драматург, самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти неизвестны. Родившись, повидимому, в Афинах, А. жил в эпоху самого… … Литературная энциклопедия

    Аристофан - Аристофан. Аристофан. Аристофан (. 445 ок. 385 гг. до н.э.) древнегреческий поэт комедиограф, главный представитель древнеаттической комедии. Родился и жил в Афинах. Аристофан впервые выступил на афинской сцене в 427 г., а последнее () относится… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Аристофан - Аристофан, Aristophanes, ок. 445 ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале… … Античные писатели

    АРИСТОФАН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    АРИСТОФАН - (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока – одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической… … Список древнегреческих имен

Аристофан (др.-греч.) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю: Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Аристофан - «отец комедии»: биография, общий характер творчества.

Многие детали биографии Аристофана (446/445-388 гг. до н.э.) до сих пор не прояснены. Известно, что его отец был состоятельным землевладельцем в Аттике: это объясняет, почему сын, ставший комедиографом, хорошо знал быт и труд крестьян, близко к сердцу принимал их чаяния и проблемы, усугубленные разорительной Пелопоннесской войной (431 - 404 гг. до н.э.). Первую комедию Аристофан написал и поставил в 427 г. до н.э.; всего он сочинил 44 комедии, до нас дошли тексты 11-ти: «Ахар- няне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»). По античным меркам это немало! Тематика его комедий, содержащиеся в них общественные, политические, бытовые реалии убеждают: Аристофан пребывал в гуще общественных идеологических конфликтов, споров своего времени. Центральным событием, получившим прямой отклик в его комедиях, была Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.).

Комедии Аристофана - сатирическое зеркало афинской действительности на рубеже V-IV вв. до н.э. Их автор выставлял на всеобщее обозрение сутяг, демагогов, лжеученых и др.; вторгался в сферу судопроизводства, включался в литературную полемику и дискуссии о роли женщины в обществе. В политическом плане он был сторонником умеренной демократии, свободной как от радикальных крайностей, так и от власти олигархии, т.е. господства немногих знатных и богатых родов и семейств.

«Лисистрата»: бунт женщин. Антивоенная тема в творчестве Аристофана - одна из главенствующих. Среди трех комедий, прямых откликов на Пелопоннесскую войну («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), последняя - наиболее оригинальная, популярная и имеющая богатую сценическую историю.

Главная героиня - молодая энергичная женщина по имени Лисистрата распускающая войско» или «прекращающая войны») решает с помощью подруг положить конец вооруженному конфликту между Афинами и Спартой, когда «копья в землю все воткнут копейщики». Замысел Лисистраты прост и рационален. Женщины договариваются отказывать мужьям в ласках до тех пор, пока тс не заключат мир. По настоянию Лисистраты ее единомышленницы произносят клятву: «При муже буду жить невинной девушкой». После этого женщины скрываются в Акрополе и накрепко запирают ее на засовы. Лисистрата провозглашает: «Они в Акрополь не добудут доступа, пока того, чего хотим, не сделают». В уста Лисистраты вложены принципиальной важности рассуждения о горестной женской участи:

Знай, для женщин война - это слезы вдвойне!

Для того ль сыновей мы рожаем,

Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей.

Сюжет выстроен как цепь комических, не лишенных фривольности эпизодов, в основе которых - неудачные попытки истосковавшихся мужчин захватить Акрополь. Впрочем, забастовка женщин тягостна и для ее инициаторов. Иные изобретают разные предлоги, чтобы уйти из Акрополя. Лисистрате приходится следить за тем, чтобы женщины не «расползались». Например, когда одна из них ссылается на беременность, Лисистрата разоблачает уловку, обнаружив, что неожиданно выросший у нее живот - это всего лишь спрятанный под платьем воинский шлем.

Комичен эпизод, когда афиняиии Кинессий приходит к своей жене Миррине и, распаленный ее ласками, соглашается заключить сепаратный мир и выйти из войны. Наконец, Вестник из Спарты прибывает с сообщением, что и спартанка Лампито подвигла своих подруг на аналогичный бунт. В конце концов, мужчины обеих воюющих сторон капитулируют, заключают мир. Финал комедии, как это бывает у Аристофана, - всеобщее веселье и пирушка. Лисистрата призывает навсегда покончить с кровопролитием. Так с помощью остроумного сюжета комедиограф утверждал: женщины могут играть весомую роль в антивоенных акциях.

«Всадники»: против демагогов. В этой комедии антивоенная тема соединилась с другой, не менее злободневной - изобличением бесстыдных политиканов, демагогов, дурачащих наивных сограждан и прибегающих разнообразными способами к обману и лести. Поводом к написанию послужил реальный эпизод, когда два стратега, Демосфен и Никий , осуществили удачные военные операции, однако лавры достались политику и демагогу Клеону .

В комедии Клеон действует под именем раба, имя которого переводится то как Пафлагонец , то как Кожевник. В сущности это «говорящее» имя, неологизм, буквально означающий «кожебрызжущий». Зрителям в Афинах было ясно, что перед ними известный политик Клеон, сын владельца кожевенной мастерской. Клеон снискал недобрую славу тем, что запугивал людей ложными доносами, обманывал граждан, вымогал взятки, был замешан в казнокрадстве, а произнося речи, кричал, ругался, брызгал слюной (отсюда и его комическое имя: кожебрызжущий).

В комедии действие разворачивалось перед домом старика Демоса (народа афинского). Власть над ним забрал пронырливый раб Кожевник. В итоге Демос совершенно «потерял рассудок». Раб Никий находит способ ограничить влияние Кожевника. Новый раб Агоракрит (колбасник) намеревается стать фаворитом у Демоса и «сразить» Кожевника. Старые рабы, знающие нрав Колбасника, так его аттестуют: «Буян, горлан, как мельница, грохочущий». Его извещают о новом назначении: он станет владыкой Афин, но Колбаснику, малограмотному, некультурному, трудно в это поверить. Демосфен призывает Колбасника смело браться за дело, ведь он «рожден быть демагогом».

Центральный эпизод комедии - знаменитый спор (агон) между Пафлагонцем и Колбасником. Оба извергают друг на друга поток ругательств, желчных обвинений, грубостей, стараясь преуспеть в похвальбе и оскорблениях. Оба раба наперебой потчуют Демоса разными яствами: лепешкой, похлебкой, вырезкой, пирогом. Но Демосу захотелось зайца. Колбасник ворует его и зажаривает. После этого Парод велит Пафлагонцу снять венок и передать его Колбаснику в знак победы.

В финальной сцене (эксоде) Колбасник сообщает, что сварил Демоса и сделал безобразного старика моложе на целых шестьдесят лет. Таким образом он вернул его к временам победы над персами при Марафоне, т.е. к поре расцвета демократии.

«Облака»: против лженауки. Это одна из самых остроумных комедий Аристофана. Ее тема - критика модной философской системы - софистики.

Софистами, или мудрецами, называют представителей влиятельного направления в древнегреческой философии, популярной в аристофановскую эпоху, в V- IV вв. до и.э. Одним из ее представителей был Протагор , утверждавший, что «человек есть мера всех вещей», что каждый предмет можно характеризовать двояким образом, в зависимости от способа аргументации. Значительное внимание софисты уделяли преподавательской деятельности, в частности риторике. В условиях демократической системы, возросшей роли судов софисты учили искусству выступать на процессах, аргументировать свою точку зрения. Вместе с тем среди тех, кто учил красноречию, встречались крючкотворы и шарлатаны, откровенно дурачившие своих клиентов. Именно они и стали объектом сатиры у Аристофана.

В «Облаках» осмеянию подверглась широко известная личность - близкий к софистам философ Сократ (470-399 гг. до н.э.). Одна из ярких фигур своего времени, мыслитель, он не оставил после себя сочинений; они переданы в изложении его учеников, среди которых был и великий Платон.

Сократ призывал к самопознанию, самоуглублению, постижению внутренней сущности. Один из его афоризмов - «Познай самого себя». Человек нс без странностей, Сократ был любим своими учениками, но и имел немало недругов. Когда Пелопоннесская война закончилась поражением афинян, враги избрали его козлом отпущения. Ему вменяли безбожие и критику многих сторон афинской жизни, что якобы вызвало гнев богов, наказавших афинян поражением. Против Сократа был затеян судебный процесс; его обвинили в том, что он сотворил из себя «божество», «совращая молодежь», слушал голос «демона». Большинством голосов (280 против 220) он был признан виновным и приговорен к смерти. Суд над Сократом (это было уже после выхода комедии) показал, что далеко не всегда большинство, сложившееся в результате демократического голосования, право. Когда Сократ находился в тюрьме, его навещали ученики, предлагали план побега. Сократ отказался и мужественно выпил чашу с ядом.

В комедии Аристофана не исторический Сократ, а карикатура на философа.

Бывший крестьянин Стрепсиад, переехавший в город, страдает от того, что его сын Филиппид, подражая «золотой молодежи», увлекся дорогостоящим конным спортом, залез в долги, а старика-отца одолевают кредиторы. Стрепсиад не знает, как от них отбиться, и сын посылает родителя в «мыслильню» Сократа, где ловкие крючкотворы научат доказывать, что черное - это белое. Мыслильня - странное заведение. Сократ висит в корзине, «паря в пространстве», размышляя о «судьбе света». О нем и его учениках Филиппид отзывается так: «Негодяи бледнорожие, бахвалы, плуты, нечисть босоногая, дурак Сократ и Херсфонт помешанный». В мыслильне Стрепсиад наблюдает, как Херефопт ставит эксперимент, изучая длину прыжка блохи, и решает вопрос о «комарином пенье»: «Трубит комар гортанью или задницей».

Исполнен комизма процесс обучения Стрепсиада Сократом. Аристофан представляет в пародийном виде схоластическую «аргументацию» философа, которую никак не может уразуметь Стрепсиад.

В итоге Сократ изгоняет своего горе-ученика, «старикашку, бестолкового и забывчивого». Вернувшись домой, Стрепсиад посылает в мыслильню своего отпрыска, который оказывается более восприимчивым к искусству «правду делать кривдой». Он применяет эти «знания» в общении с явившимися к нему кредиторами, которые «отчаливают носом», так и не получив долгов. Вскоре после этого между отцом и сыном вспыхивает спор на литературную тему, Филиппид оказывается противником Эсхила, зато восхваляет Еврипида, который, естественно, не нравится Стрепсиаду, приверженцу старины.

Полемика между стариком и сыном завершается потасовкой, во время которой Филиппид начинает «душить, давить, тискать» Стрепсиада. Когда же отец упрекает Филиппида за то, что тот поднял руку на него, сын заявляет, что имеет право побить также и собственную мать.

Нс в силах вытерпеть такого Стрепсиад заявляет, что их обоих «попутали» мерзостные Хсрсфонт и Сократ. Решив «подкалить безбожников», Стрепсиад поджигает мыслильню Сократа, призывая слугу «колоть, рубить тех, кто богов бесчестили».

В комедии отразились идейные дискуссии аристофановской эпохи, столкновения приверженцев старых и новых воззрений. Что до Сократа, отношение к которому у его современников было разноречивым, от поклонения до неприязни, то для автора комедии он - не реальная историческая фигура, а персонификация типа лжеученого. Значение комедии шире, чем критика софистов. Это сатира на лженауку и псевдоученых, которые не перевелись. В этом актуальность комедии.

«Лягушки»: спор о природе театра. Аристофан - автор первого сатирического произведения, посвященного проблемам драматического искусства и эстетики, - комедии «Лягушки», написанной в печальном 406 г. до н.э., когда афинская сцена потеряла двух великих трагиков: сначала Еврипида, затем Софокла.

В комедии отчетливо выделяются две части: в первой - путешествие Диониса в загробный мир, чтобы вернуть на землю своего любимца Еврипида. Во второй - полемика оказавшихся в Аиде Эсхила и Еврипида. Еврипид заявляет о своем праве быть первым на поэтическом троне. В их полемике, в которой Дионис выступает в роли арбитра, отразились художественные вкусы того времени. Заметно, что Аристофан симпатизирует Эсхилу: упреки, высказанные Еврипиду, характерны для отношения афинян к автору «Медеи».

Первым в словесный бой ввязывается Еврипид. Он укоряет Эсхила за тяжеловесность, за то, что он вывел на сцену молчаливых героев, «трагических чучел». Себе в заслугу Еврипид ставит то, что он поэзию Эсхила «подсушил», приблизил трагедию к жизни, позволил высказаться представителям всех слоев общества, и «женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». Но сердцевина - назначение поэзии, т.е. драмы. В широком плане взгляды драматургов, в сущности, близки. На вопрос Эсхила: «За что почитать мы должны и венчать похвалою поэтов?», - Еврипид отвечает:

За правдивые речи, за добрый совет И за то, что разумней и лучше Они делают граждан родимой земли.

Но если они исповедают общие цели, то методы воздействия на граждан, ими провозглашаемые, различны. Эсхил - сторонник искусства возвышенного, героического. Он бросает обвинение Еврипиду в том, что тот подтачивал общественную мораль, изображал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», «изменявших мужьям». Эсхил, относивший себя к наследникам «Гомера богоравного», прославлял возвышенные идеалы: «Воинский подвиг; оружье, мужей». «О прекрасном должны мы всегда говорить», - утверждает Эсхил. Конечно, изображение Еврипидом негативных явлений в быту, - отнюдь не свидетельство безнравственности драматурга.

В финале Дионис предлагает обоим спорящим читать свои стихи, а потом бросить их па весы. Стихи автора «Орестеи» - весомей, Дионис забирает Эсхила на землю, а тот на драматургическом троне оставляет своим заместителем Софокла.

Таким образом, в комедии Аристофан утверждает высокую воспитательную роль, которую играл в Афинах и во всей Элладе театр.

Поэтика Аристофана: палитра сатирических приемов. Автор «Лиси- страты» - классик, стоящий у истоков как античной, так и западноевропейской сатиры. Аристофан аккумулировал все богатство комических приемов и форм, заложенных в народной Смеховой культуре: гротеск, фантастику, шарж, карикатуру, гиперболу. Он с успехом использует сказочный сюжет, «перелицовывает» миф, из фольклора берет таких «массовидных» персонажей, как «хвастун», «глупец», «шарлатан».

Аристофан умел воплотить абстрактную идею в конкретном образе. Метафора туманной философии софистов - это бегущие к небу, меняющие форму облака, которые ассоциируются с белыми развевающимися одеждами хора. Выразительны и говорящие фамилии: в комедии «Осы» протагонист-сутяга носит фамилию Филоклеон (т.е. «любитель Клеона»); его сына, носителя здравого смысла, зовут Бдиклеон (т.е. «ненавидящий Клеона»); Филиппид означает «любитель коней». Комедии Аристофана имеют немалое познавательное значение. Когда знаменитый философ Платон находился у сицилийского правителя Дионисия, а тот попросил у него текст конституции Афин, Платон подарил ему том комедий Аристофана.

Язык Аристофана богат и колоритен. Он прибегает к «сплаву» литературного стиля с «низким» (вульгаризмами и просторечием). Важный элемент стиля - пародия, комическое обыгрывание языка высокой трагедии или ученой дискуссии.

В истории мировой литературы Аристофан - пример художника слова, открыто тенденциозного, «политизированного», отважно вторгающегося своими произведениями в обсуждение жгучих проблем, волнующих людей. Многие мастера сатиры, начиная с Рабле, Мольера, Свифта, вплоть до художников XX в., таких, как Брехт, Оруэлл, Воннегут и другие, обращались к художественному опыту Аристофана - «отца комедии» и «отца сатиры».

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.
Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.
Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.
Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.
Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 385 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.
Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин, Гейне, Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Аристофан (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии».

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, он называет его «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного и не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (???????), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium ). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.