Информатизация дошкольного и начального образования. Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об информатизации системы дошкольного
образования в России


Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению детьми алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразование России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5 : "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

В настоящее время Минобразование России недостаточно информировано о состоянии дел по информатизации дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, не располагает имеющимся опытом по данному направлению и поэтому рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации по возможности изучить состояние этого вопроса в своем регионе и информировать Минобразование России до 15.09.2001. Желательно было бы получить информацию, содержащую следующие сведения:

- количество детских садов, использующих компьютеры:

а) для совершенствования системы управления детским садом;

б) для работы с детьми;

- компьютерные программы и системы, используемые в работе с детьми;

- компьютерные программы и системы для ДОУ, созданные в регионе;

- интересный опыт работы детских садов в данном направлении;

- как решается вопрос обслуживания компьютеров.

Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев

Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 29, 2001 год

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, и др.).

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Марина Власова
Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ»

Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

Власова М. М., заведующий МБДОУ «Детский сад «Звёздочка», г. Рославль

Актуальность проекта.

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

Постановка проблемы. В связи с этим перед нами встаёт проблема – недостаточное владение педагогами информационными – коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется ФГОС. Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимо, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Это хранение и передача большого объёма информации, электронный документооборот, ведение мониторинга образования, работа с родителями и много другое. Поэтому мы решили разработать и реализовать проект «Информатизация образовательного пространства»

Цель проекта:

Создание единой системы использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Задачи:

иного информационного пространства ДОУ;

Подготовка кадров к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам;

Интеграция ИКТ в процессе управления, воспитания, образования и обучения;

Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ;

Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками;

повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ;

Вид проекта : инновационный

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2014-2015гг.)

Участники проекта:

1) Заведующий Власова М. М. – организация работы по реализации проекта: обеспечение стратегии взаимодействия ДОУ, родителей и других учреждений города, координация действий управленческих и педагогических структур;

2) Заместитель заведующего по воспитательной работе Борисова Т. А – разработка проекта, прогноз потребности в новых видах образовательных услуг, программно – методическое обеспечение;

3) Творческая инициативная группа (педагоги детского сада) – создание мультимедийных презентаций, слайд – шоу, видеофрагментов для использования в организованной образовательной деятельности, создание новых средств передачи информации для развития детей.

Соискатели проекта - совет родительской общественности – способствование установления доверительных контактов между родителями и ДОУ; обеспечение создания единого образовательного пространства семья – ДОУ; осуществление педагогической пропаганды и обмена опытом семейного и общественного воспитания:

МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» г. Десногорск –

для педагогов - это обмен профессиональным опытом, для детей гармоничное вовлечение в новые технологии.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение эффективности процесса обучения.

Активизация познавательной деятельности детей.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

Реализация личностно - профессионального роста педагогов.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Повышение педагогической культуры родителей.

Поэтапный план реализации проекта:

1 этап – Организационный: Разработка нормативно-правовой базы;

Создание творческой группы в ДОУ.

Работа с педагогами:

1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;

2. Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ;

3. Формирование банка методических идей по теме проекта;

4. Проведение анкетирования педагогов с целью анализа уровня знаний работы с ИКТ.

Работа с родителями:

1. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении дошкольников»

2. Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок»

2 этап - Внедренческий: апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Работа с педагогами: 1. Познакомить педагогов с мультимедийным обеспечением.

2. Организовать консультации по проблемным вопросам.

3. Повысить компьютерную грамотность;научить использовать педагогов мультимедийное оборудование.

4. Продолжить обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

5. Организовать исследовательскую и проектную деятельность. Создание проектов «Онлайн-экскурсии».

6. Создать личное портфолио воспитателя, портфолио группы, портфолио каждого ребёнка. Научить разрабатывать презентации на ПК в программе Microsoft Power Point, презентовать личный проект.

7. Применять в работе программу Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото - материала, звука, видео. Создать видеоролик «Фильм, посвящённый Дню культуре»

Работа с родителями:

1. Организовать консультации по проблемным вопросам.

2. Повысить компьютерную грамотность.

3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ, с его структурой, правилами размещения информации, фотоматериалов жизни своих детей.

4. Создавать фото презентации на разные праздники, концерты, учувствовать в различных конкурсах, применяя ИКТ.

Работа с детьми: 1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

2. Начать развивать компьютерную грамотность. Организация работы кружка «Весёлая информатика» (в рамках дополнительного образования дошкольников).

3. Продолжать учить решать пространственные и логические задачи.

4. Собрать картотеку мультемидийных детских рисунков;

5. Создать чёрно-белые макеты для раскрасок.

3 этап – Результативный: анализ результатов, реализации ИКТ в ДОУ, корректировка содержания, обобщение опыта работы перспективы на будущее.

Работа с педагогами:

1. Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ;

2. Создать банк конспектов ООД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;

3. Разработать креативную идею создания инновационного проекта «Виртуальный музей «Русская изба»

Работа с родителями: Создание портфолио дошкольника.

Работа с детьми: Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей:

Игровой деятельности;

Познавательной активности;

Внимания;

Работоспособности;

Логического мышления; речи.

Вывод:

Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей, заведующего, бухгалтерии, кадров без ИКТ. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования и много другое.

В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией.

Но компьютер не ставится для нашего ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.

Одним из направлений информатизации ДОУ является информатизация как техническое оснащение ДОУ.

Несколько лет назад, когда процесс информатизации ещё только начинался, его рассматривали, как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (число компьютеров, подключение к Интернету и т.д.) Наличие техники выглядит как свидетельство благополучия ДОУ, его администрации, педагогического коллектива, воспитанников.

С одной стороны, это верно: без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры говорить об её информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе, а была ориентирована на решение организационных вопросов, ведение автоматизированного документооборота.

Значительным фактором компьютеризации является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер ДОУ как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты .

Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и цифрового ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии .

Цифровой микроскоп - микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т.д.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видеоотрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения .

Необходимым условием реализации всех перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы:

Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в кабинетах и группах;

Обеспечение технических условий для выхода в Интернет .

Следующее направление, которое предусматривается информатизацией ДОУ - это использование ИКТ в управленческой деятельности. Известно, если руководитель заинтересован в применении современных образовательных технологий, то в ДОУ они будут использоваться.

Сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, введение книги приказов по кадрам, тарификации);

· воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль воспитанности и обученности, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

· расписание занятий (автоматизированное составление вариантов расписания занятий с возможностью выбора оптимального);

· библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеке);

· медицинский кабинет (введение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

· бухгалтерия (учет финансовых документов, введение финансово-хозяйственной и статистической отчетности) .

Одним наиболее основным направлением информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Использование современных информационных в качестве инструментов учения и управлением учебно-воспитательным процессом показывает дефициты традиционных школьных практик. Функции принятия информации, ее копирования, хранения воспроизведения, как и решение задач по однажды описанному алгоритму компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, аналитику, проектирование, задачи организации социальных условий получения и использования полученных результатов. Управление информацией и управление на основе ее квалифицированного использования становится актуальным для администрации ДОУ, педагогов и детей. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков - это условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

Использование средств микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого вида становится необходимой частью культуры людей, условием социализации, качества жизни. Информационно-коммуникативные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной методической информации. В органах управления образования и в ДОУ появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных средств, каждый сегмент которого обеспечивается ресурсами, объединенных интересов к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экстернатов, работающих в разных коллективов.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства .

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях .

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности .

Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем .

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы .

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

· Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

· Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

· В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

· Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

Повышение эффективности воспитания, образования;

Развитие информационной культуры.

Развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ:

Информатизация как техническое оснащение ДОУ;

Информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания;

Информатизация управленческой деятельности ДОУ.

информатизация дошкольный компьютерный педагогический

Информатизация дошкольного образования в России

Особенности общения ребёнка с компьютером

Презентацию подготовила

Воспитатель МБДОУ № 102

Ботова С.В.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 мая 2001 года N 753/23-16 Об информатизации системы дошкольного образования в России

  • Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
  • Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил.

Оказывается, трудности , возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.


Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций.

Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.


Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовать все свои знания и навыки.

Дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.

Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует, прежде всего, помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.


Вывод:

В целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.