Чем известен юстиниан. Святой император юстиниан и его эпоха. Правление Юстина Старшего

Власть византийских императоров не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. В 518 г., после смерти Анастасия, в результате интриги, на трон взошёл начальник гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Уроженец Македонии Юстиниан по приглашению своего дяди юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером. И с 518 по 527 гг. он фактически правил от имени Юстина. А после смерти Юстина, последовавшей в 527 г., он стал единственным правителем Византии.

Юстиниан был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства

Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира.

Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. При Юстиниане территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи. Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья. Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе.

Созданный при Юстиниане «Свод гражданского права» - вершина византийской юридической мысли. В «Своде» нашли отражение изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой.

При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Он наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице. в Константинополе в 525 г. Папа Иоанн - первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим.

Формально по отношению к Церкви Юстиниан соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства

Человек верующий и убежденный в том, что правит благодатью Божьей, он придавал существенное значение духовно-нравственному руководству своими подданными. Он хотел, чтобы в единой империи, в которой установлен был им единый закон, существовала единая вера и единая духовная власть, именно его вера и его воля. Он очень любил богословские рассуждения, считал себя замечательным теологом, верил, что Бог глаголет его устами, - и объявил себя «учителем веры и главой церкви», готовым охранять церковь от ее собственных заблуждений и от нападений противников. Всегда и неизменно он предоставлял себе право диктовать церкви догматы, дисциплину, право, обязанности, словом, превращал ее в орган своей высшей (святейшей) власти.

Законодательные его акты полны постановлений о церковном устройстве, регламентирующих все его мелочи. Вместе с тем Юстиниан стремится благодетельствовать церкви щедрыми пожалованиями, украшением и постройкой храмов. Чтобы лучше подчеркнуть свое благочестивое усердие, он сурово преследовал еретиков, в 529 г. приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников.

Помимо этого он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, которыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей свою волю, откровенно называя себя «императором и священником».

Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи. Император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы Это он сказал, что «источником всех богатств церкви является щедрость императора».

При Юстиниане чины церковной иерархии получили много прав и преимуществ. Епископам было поручено не только руководительство делами благотворительности: они поставлены были исправителями злоупотреблений в светской администрации и суде. Иногда они перерешали дело сами, иногда вступали в соглашение с должностным лицом, на которое заявлялась претензия, иногда доводили дело до сведения самого императора. Клирики были изъяты от подчинения обыкновенным судам; священников судили епископы, епископов - соборы, в важных случаях - сам император.

Особой опорой и советником для Юстиниана в его деятельности была его жена императрица Феодора

Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, модная актриса, заставила Юстиниана жениться на себе и вместе с ним вступила на трон.

Несомненно, что пока она была жива - Феодора умерла в 548 г., - она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей. Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки - она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, - эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами - энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг.

В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. Политика единения и веротерпимости, которую советовала Феодора, была, без сомнения, осторожной и разумной.

Будучи императором, Юстиниан неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Для успеха своих западных предприятий ему было необходимо сохранять установленное согласие с папством; чтобы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения этих противоречий.

Постепенно, в угоду Риму, он позволил Константинопольскому собору 536 г. предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537–538), напал на их цитадель - Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г. добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора.

Рост богатства империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная роль Церкви, унизительные церемонии поклонения императору-христианину, достойные скорее языческих царей, не могли не сказаться на нравах тогдашнего общества.

Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: «Богородица, дай нам победу!» Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней; выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность.

Парадоксально, но распущенность нравов уживалась в Византии с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, «в Византии было больше богословов, чем христиан».

Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара. Приближаясь к старости, Юстиниан терял энергию и энтузиазм. Смерть Феодоры (548 г.) лишила его важной опоры, источника твердости и вдохновения. Ему уже тогда было около 65 лет, но он процарствовал до 82-летнего возраста, склоняя понемногу голову перед преградами, которые жизнь ставила его целям. Погружаясь в апатию, он почти равнодушно смотрел, как управление все более расстраивалось, бедствия и недовольство все более росли. Корипп рассказывает, что в эти последние годы «старец-император ни о чем не заботился. Как бы уже окоченелый, он весь погружался в ожидание вечной жизни; дух его был уже на небе». Юстиниан умер в ноябре 565 г., не назначив себе преемника (Феодора оставила его бездетным)..

Александр А. Соколовский

Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , М., 1884., Chronographia , , Bonnae, 1831:
    • см. малую часть на http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых , М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма , Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век.»:
    • Who was a Christian in the Holy Land Юстина и Савве Освященном The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History

      В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

После распада Римской империи и падения Рима Византия смогла устоять перед натиском варваров и продолжила свое существование как независимое государство. Пика своего могущества она достигла при императоре Юстиниане.

Византийская империя при Юстиниане

Византийский император взошел на трон 1 августа 527 года. Территория империи на тот момент включала в себя Балканы, Египет, побережье Триполи, полуостров Малая Азия, Ближний Восток и все острова восточной части Средиземного моря.

Рис. 1. Территория Византии в начале правления Юстиниана

Роль императора в государстве была необычайно огромной. Ему принадлежала абсолютная власть, однако она опиралась на чиновничий аппарат.

Основу своей внутренней политики басилевс (так именовали византийских правителей) строил на фундаменте, заложенном Диоклетианом, который трудился при Феодосии I. Им был сформирован специальный документ, где перечислялись все гражданские и военные государственные чины Византии. Так, военная сфера была разделена сразу между пятью крупнейшими военачальниками, двое из которых находились при дворе, а остальные во Фракии, на востоке империи и в Иллирии. Ниже в военной иерархии стояли дуки, управляющие вверенными им военными округами.

Во внутренней политике басилевс опирал свою власть на министров. Самым могущественным был министр, управляющей самой большой префектурой - восточной. Он имел наибольшее влияние на написание законов, общественное управление, судебную систему и распределение финансов. Ниже его находился префект города, который управлял столицей. В государстве также имелись начальники различных служб, казначеи, начальники милиции и, наконец, сенаторы - члены императорского совета.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Важная дата в жизни империи - 529 год. Именно тогда Юстиниан создал свой знаменитый кодекс - свод законов, базировавшийся на римском праве. Это был лучший юридический документ своего времени, включающий в себя законы империи.

Рис. 2. Фреска с изображением Юстиниана.

Важнейшие государственные реформы, проводимые Юстинианом:

  • соединение гражданских и военных должностей;
  • запрет чиновникам приобретать землю в местах их службы;
  • запрещение платы за должности и повышение окладов чиновникам, что проводилось в рамках борьбы с коррупцией.

Наивысшей заслугой Юстиниана в культурной сфере стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе - величайшего христианского храма своего времени.

В 532 году в Константинополе возникает крупнейший бунт в его истории - восстание «Ника». Более 35 тысяч человек, недовольные высокими налогами и церковной политикой, вышли на улицы города. Только благодаря верности личной гвардии императора и супруге Юстиниан не бежал из столицы и лично подавил мятеж.

Видную роль в жизни императора играла его супруга - Феодора. Она не была аристократкой, зарабатывая до брака в театрах Константинополя. Однако, она оказалась тонким политиком, умеющим играть на чувствах людей и строить сложные интриги.

Внешняя политика при Юстиниане

В истории молодой империи не было другого периода, когда бы она переживала подобный расцвет. Рассматривая правление Юстиниана в Византийской империи, нельзя не сказать о бесконечных войнах и завоеваниях, которые он вел. Юстиниан был единственным византийским императором, который мечтал возродить Римскую империю в прежних границах.

Любимым военачальником Юстиниана был Велизарий. Он принимал участие во многих войнах как на востоке с персами, так и на западе - с вандалами в Северной Африке, в Испании с вестготами и в Италии с остготами. Даже меньшими силами ему удавалось добиваться побед, а наивысшим успехом считается взятие Рима

Рассматривая этот вопрос кратко, следует отметить следующие достижения ромейской армии:

  • бесконечные войны на востоке с персами не позволили последним занять ближний восток;
  • покорено королевство Вандалов в Северной Африке;
  • южная Испания на 20 лет освобождена от вестготов;
  • Италия вместе с Римом и Неаполем была возвращена под власть ромеев.

4.4 . Всего получено оценок: 217.


В 518 г., после смерти Анастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поисках счастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Уроженец Македонии подобно Юстину - романтическая традиция, делающая из него славянина, возникла в значительно более позднее время и не имеет никакой исторической ценности, - Юстиниан по приглашению своего дяди еще юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером - всем необходимым, чтобы стать помощником нового владыки. Действительно, с 518 по 527 г. он фактически правил от имени Юстина в ожидании самостоятельного правления, которое длилось с 527 по 565 г.

Таким образом, Юстиниан в течение почти полувека управлял судьбами Восточной Римской империи; он оставил глубокий след в эпохе, над, которой господствует его величественный облик, ибо одной его воли было достаточно, чтобы пресечь естественную эволюцию, увлекавшую империю к Востоку.

Под его влиянием с самого начала правления Юстина определилась новая политическая ориентация. Первой заботой константинопольского правительства стало примириться с Римом и положить конец расколу; чтобы скрепить союз и дать папе залог своего усердия в правоверии, Юстиниан в течение трех лет (518-521) яростно преследовал монофизитов на всем Востоке. Это сближение с Римом укрепило новую династию. Помимо того, Юстиниан весьма дальновидно сумел принять необходимые меры для обеспечения прочности режима. Он освободился от Виталиана, своего наиболее страшного противника; особенную же популярность он приобрел благодаря своей щедрости и любви к роскоши. Отныне Юстиниан начал мечтать о большем: он прекрасно понимал то значение, которое для его будущих честолюбивых планов мог иметь союз с папством; именно поэтому, когда в 525 г. явился в Константинополь папа Иоанн - первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим, - ему был устроен торжественный прием в столице; Юстиниан чувствовал, как нравится на Западе подобное поведение, как неизбежно оно приводит к сравнению благочестивых императоров, правивших в Константинополе, с арианскими варварскими королями, господствовавшими в Африке и в Италии. Так Юстиниан лелеял великие замыслы, когда после смерти Юстина, последовавшей в 527 г., он стал единственным правителем Византии.


II

ХАРАКТЕР, ПОЛИТИКА И ОКРУЖЕНИЕ ЮСТИНИАНА


Юстиниан совершенно не походит на своих предшественников, государей V столетия. Этот выскочка, воссевший на трон цезарей, желал быть римским императором, и действительно он был последним великим императором Рима. Однако, несмотря на свое неоспоримое прилежание и трудолюбие - один из придворных говорил о нем: «император, который никогда не спит», - несмотря на подлинную заботу о порядке и искреннее попечение о хорошей администрации, Юстиниан, вследствие своего подозрительного и ревнивого деспотизма, наивного честолюбия, беспокойной деятельности, сочетавшейся с нетвердой и слабой волей, мог бы показаться в целом весьма посредственным и неуравновешенным правителем, если бы он не обладал большим умом. Этот македонский крестьянин был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства; и благодаря тому, что у него были эти две идеи, его имя остается бессмертным в истории.

Преисполненный воспоминаний о величии Рима, Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира. Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи. Наконец, гордясь своим императорским саном, он желал украсить его всей помпой, всем великолепием; блеском своих построек, пышностью своего двора, несколько ребяческим способом называть своим именем («юстиниановыми») выстроенные им крепости, восстановленные им города, учрежденные им магистратуры; он хотел увековечить славу своего царствования и заставить своих подданных, как он говорил, почувствовать несравненное счастье быть рожденными в его время. Он мечтал о большем. Избранник божий, представитель и наместник бога на земле, он взял на себя задачу быть поборником православия, будь то в предпринимаемых им войнах, религиозный характер которых неоспорим, будь то в огромном усилии, которое он делал для распространения православия во всем мире, будь то в способе, каким он управлял церковью и уничтожал ереси. Всю свою жизнь он посвятил осуществлению этой великолепной и гордой мечты, и ему посчастливилось найти умных министров, таких, как юрисконсульт Трибониан и префект претория Иоанн Каппадокийский, отважных полководцев, как Велисарий и Нарсес, и особенно, превосходного советника в лице «наивысокочтимейшей, богоданной супруги», той, кого он любил называть «своим самым нежным очарованием», в императрице Феодоре.

Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, она, если верить сплетням Прокопия в «Тайной истории», приводила современников в негодование своей жизнью модной актрисы, шумом своих авантюр, а всего более тем, что победила сердце Юстиниана, заставила его на себе жениться и вместе с ним вступила на трон.

Несомненно, что пока она была жива - Феодора умерла в 548 г., - она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей. Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки - она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, - эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами - энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг. В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. И можно спросить себя, не лучше ли сопротивлялась бы натиску персов и арабов та империя, о которой она мечтала, - более компактная, более однородная и более сильная? Как бы то ни было, Феодора давала чувствовать свою руку всюду - в администрации, в дипломатии, в религиозной политике; еще поныне в церкви св. Виталия в Равенне среди мозаик, украшающих абсиду, ее изображение во всем блеске царственного величия красуется как равное против изображения Юстиниана.


III

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЮСТИНИАНА


В тот момент, когда Юстиниан пришел к власти, империя еще не оправилась от серьезного кризиса, охватившего ее с конца V столетия. В последние месяцы правления Юстина персы, недовольные проникновением имперской политики на Кавказ, в Армению, на границы Сирии, вновь начали войну, и лучшая часть византийского войска оказалась прикованной на Востоке. Внутри государства борьба зеленых и синих поддерживала чрезвычайно опасное политическое возбуждение, которое еще усугублялось плачевной продажностью администрации, вызывавшей всеобщее недовольство. Настоятельной заботой Юстиниана было устранить эти трудности, задерживавшие исполнение его честолюбивых мечтаний в отношении Запада. Не видя или не желая видеть размеров восточной опасности, он ценою значительных уступок подписал в 532 г. мир с «великим царем», что дало ему возможность свободно распоряжаться своими военными силами. С другой стороны, он беспощадно подавил внутренние смуты. Но в январе 532 г. грозное восстание, сохранившее по кличу повстанцев имя «Ника», в течение недели наполняло Константинополь пожарами и кровью. Во время этого восстания, когда, казалось, должен был рухнуть трон, Юстиниан оказался обязанным своим спасением главным образом храбрости Феодоры и энергии Велисария. Но во всяком случае, жестокое подавление восстания, устлавшее ипподром тридцатью тысячами трупов, имело своим результатом установление прочного порядка в столице и превращение императорской власти в более абсолютную, чем когда бы то ни было.

В 532 г. руки у Юстиниана оказались развязанными.

Восстановление империи на Западе. Положение на Западе благоприятствовало его проектам. Как в Африке, так и в Италии жители, находившиеся под властью варваров-еретиков, давно призывали к восстановлению императорской власти; престиж империи был еще так велик, что даже вандалы и остготы признавали законность византийских притязаний. Вот почему быстрый упадок этих варварских королевств делал их бессильными перед наступлением войск Юстиниана, а их разногласия не давали им возможности объединиться против общего врага. Когда же в 531 г. захват власти Гелимером дал византийской дипломатии повод вмешаться в африканские дела, Юстиниан, полагаясь на грозную силу своей армии, не стал медлить, стремясь одним ударом освободить африканское православное население из «арианского плена» и заставить вандальское королевство вступить в лоно имперского единства. В 533 г. Велисарий отплыл от Константинополя с армией, состоявшей из 10 тыс. пехоты и 5-6 тыс. кавалерии; кампания была стремительной и блестящей. Гелимер, разбитый при Дециме и Трикамаре, окруженный при отступлении на горе Паппуа, был вынужден сдаться (534). В течение немногих месяцев несколько кавалерийских полков - ибо именно они сыграли решающую роль - против всякого ожидания уничтожили королевство Гензериха. Победоносному Велисарию в Константинополе были оказаны триумфальные почести. И хотя понадобилось еще пятнадцать лет (534-548), чтобы подавить восстания берберов и бунты распущенных наемников империи, Юстиниан все же мог гордиться завоеванием большей части Африки и надменно присвоить себе титул императора Вандальского и Африканского.

Остготы Италии не шелохнулись при разгроме Вандальского королевства. Вскоре настал и их черед. Убийство Амаласунты, дочери великого Теодориха, ее мужем Теодагатом (534) послужило Юстиниану поводом для вмешательства; на этот раз, однако, война была более тяжелой и продолжительной; несмотря на успех Велисария, который завоевал Сицилию (535), захватил Неаполь, затем Рим, где он1 в течение целого года (март 537-март 538) осаждал нового остготского короля Витигеса, а затем завладел Равенной (540) и привел пленного Витигеса к стопам императора, готы вновь оправились под руководством ловкого и энергичного Тотиллы, Велисарий, посланный с недостаточными силами в Италию, был разбит (544-548); потребовалась энергия Нарсеса, чтобы подавить сопротивление остготов при Тагине (552), сокрушить в Кампании последние остатки варваров (553) и освободить полуостров от франкских орд Левтариса и Бутилина (554). Понадобилось двадцать лет, чтобы вновь завоевать Италию. Снова Юстиниан со свойственным ему оптимизмом слишком быстро поверил в окончательную победу, и быть может, именно поэтому он не сделал вовремя необходимого усилия, чтобы одним ударом сломить силу остготов. Ведь подчинение Италии имперскому влиянию было начато с совершенно недостаточной армией - с двадцатью пятью или едва с тридцатью тысячами солдат. В результате война безнадежно затянулась.

Равным образом в Испании Юстиниан воспользовался обстоятельствами, чтобы вмешаться в династические распри Вестготского королевства (554) и отвоевать юго-восток страны.

В результате этих счастливых кампаний Юстиниан мог льстить себя мыслью, что ему удалось осуществить свою мечту. Благодаря его упорному честолюбию Далмация, Италия, вся Восточная Африка, юг Испании, острова западного бассейна Средиземноморья - Сицилия, Корсика, Сардиния, Балеарские острова - вновь стали частями единой Римской империи; территория монархии увеличилась почти вдвое. В результате захвата Сеуты власть императора распространилась вплоть до Геркулесовых столпов и, если исключить часть побережья, сохраненную вестготами в Испании и в Септимании и франками в Провансе, можно сказать, что Средиземное море вновь стало римским озером. Без сомнения, ни Африка ни Италия не вошли в империю в своих прежних размерах; к тому же они были уже истощены и опустошены долгими годами войны. Тем не менее, вследствие этих побед влияние и слава империи неоспоримо возросли, и Юстиниан использовал все возможности, чтобы закрепить свои успехи. Африка и Италия образовали, как некогда, две префектуры претория, и император старался вернуть населению его былое представление об империи. Восстановительные мероприятия частично заглаживали военную разруху. Организация обороны - создание больших военных команд, образование пограничных марок (limites) , занимаемых специальными пограничными войсками (limitanei) , постройка мощной сети крепостей, - все это гарантировало безопасность страны. Юстиниан мог гордиться тем, что он восстановил на Западе тот совершенный мир, тот «совершенный порядок», который казался ему признаком подлинно цивилизованного государства.

Войны на Востоке. К несчастью, эти крупные предприятия истощили империю и заставили ее пренебречь Востоком. Восток отомстил за себя самым страшным образом.

Первая персидская война (527-532) была лишь предвестником грозившей опасности. Так как ни один из противников не заходил слишком далеко, исход борьбы остался нерешенным; победа Велисария при Даре (530) была возмещена его поражением при Каллинике (531), и обе стороны вынуждены были заключить непрочный мир (532). Но новый персидский царь Хосрой Ануширван (531-579), деятельный и честолюбивый, был не из тех, кто мог удовлетвориться подобными результатами. Видя, что Византия занята на Западе, особенно обеспокоенный проектами мирового господства, которых Юстиниан не скрывал, он устремился в 540 г. в Сирию и взял Антиохию; в 541 г, он вторгся в страну лазов и захватил Петру; в 542 г. он разрушил Коммагену; в 543 г. разбил греков в Армении; в 544 г. опустошил Месопотамию. Сам Велисарий был не в силах его одолеть. Пришлось заключить перемирие (545), много раз возобновлявшееся, и в 562 г. подписать мир на пятьдесят лет, согласно которому Юстиниан обязался платить «великому царю» дань и отказался от всякой попытки проповедовать христианство на персидской территории; но хотя этой ценой он сохранял страну лазов, древнюю Колхиду, персидская угроза после этой длительной и опустошительной войны не стала менее устрашающей для будущего.

В то же самое время в Европе граница на Дунае поддавалась под напором варваров. В 540 г. гунны предали огню и мечу Фракию, Иллирию, Грецию до Коринфского перешейка и дошли до подступов к Константинополю; в 547 и в 551 гг. славяне опустошили Иллирию, а в 552 г. грозили Фессалонике; в 559 г. гунны вновь появились перед столицей, спасенной с большим трудом благодаря храбрости старого Велисария.

Помимо того, на сцену выступают авары. Конечно, ни одно из этих вторжений не установило длительного господства чужеземцев в империи. Но все же Балканский полуостров был жестоко разорен. Империя дорого платила на востоке за триумфы Юстиниана на западе.

Меры защиты и дипломатия. Тем не менее Юстиниан стремился обеспечить защиту и безопасность территории как на западе, так и на востоке. Организацией больших военных команд, доверенных магистрам армии (magist ri militum), созданием на всех границах военных рубежей (limites), занятых специальными войсками (l imitanei), он перед лицом варваров восстановил то, что некогда называлось «прикрытием империи» (praetentura imperii). Но главным образом он воздвигал на всех границах длинную линию крепостей, которые занимали все важные стратегические пункты и образовывали несколько последовательных барьеров против вторжения; вся территория за ними для большей безопасности была покрыта укрепленными зaмками. Еще поныне во многих местах можно видеть величественные развалины башен, которые сотнями возвышались во всех имперских провинциях; они служат великолепным свидетельством того грандиозного усилия, благодаря которому, согласно выражению Прокопия, Юстиниан поистине «спас империю».

Наконец, византийская дипломатия, в дополнение к военным действиям, стремилась обеспечить во всем внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаря ловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры среди врагов империи она приводила под византийское владычество варварские народы, бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их в сферу влияния Византии путем проповеди христианства. Деятельность миссионеров, распространявших христианство от берегов Черного моря до плоскогорий Абиссинии и оазисов Сахары, была одной из характернейших черт византийской политики в средние века.

Таким образом империя создала себе клиентуру вассалов; в их числе были арабы из Сирии и Йемена, берберы из Северной Африки, лазы и цаны на границах Армении, герулы, гепиды, ломбарды, гунны на Дунае, вплоть до франкских государей отдаленной Галлии, в церквах которой молились за римского императора. Константинополь, где Юстиниан торжественно принимал варварских государей, казался столицей мира. И хотя престарелый император в последние годы правления действительно допустил упадок военных учреждений и чересчур увлекся практикой разорительной дипломатии, которая, вследствие раздачи денег варварам, вызывала их опасные вожделения, тем не менее несомненно, что пока империя была достаточно сильна, чтобы защищать себя, ее дипломатия, действовавшая при поддержке оружия, представлялась современникам чудом благоразумия, тонкости и проницательности; несмотря на тяжелые жертвы, которых стоило империи огромное честолюбие Юстиниана, даже его хулители признавали, что «естественным стремлением императора, обладающего великой душой, является желание расширить пределы империи и сделать ее более славной» (Прокопий).


IV

ВНУТРЕННЕЕ ПРАВЛЕНИЕ ЮСТИНИАНА


Внутреннее управление империей доставило Юстиниану не меньше забот, чем защита территории. Его внимание занимала неотложная административная реформа. Грозный религиозный кризис настойчиво требовал его вмешательства.

Законодательная и административная реформа. В империи не прекращались смуты. Администрация была продажной и развращенной; в провинциях царили беспорядок и нищета; судопроизводство, вследствие неопределенности законов, было произвольным и пристрастным. Одним из серьезнейших последствий такого состояния дел было очень неисправное поступление налогов. У Юстиниана были слишком развиты любовь к порядку, стремление к административной централизации, а также забота об общественном благе, чтобы он потерпел подобное положение дел. Помимо этого, для его великих начинаний ему были непрестанно нужны деньги.

Итак, он предпринял двойную реформу. Чтобы дать империи «твердые и незыблемые законы», он доверил своему министру Трибониану великий законодательный труд. Комиссия, созванная в 528 г. для проведения реформы кодекса, собрала и классифицировала в единый свод главные имперские постановления, обнародованные с эпохи Адриана. Это и был кодекс Юстиниана, опубликованный в 529 г. и вторично изданный в 534 г. За ним последовали Дигесты или Пандекты, в которых новая комиссия, назначенная в 530 г., собрала и классифицировала важнейшие выдержки из работ великих юристов второго и третьего веков, - огромный труд, законченный в 533 г., Институции - руководство, предназначенное для учащихся, - резюмировали принципы нового права. Наконец, сборник новых указов, опубликованных Юстинианом между 534 и 565 гг., дополнил внушительный памятник, известный под названием Corpus juris civilis.



Юстиниан был так горд этим великим законодательным творением, что запретил дотрагиваться до него в будущем и изменять его какими бы то ни было комментариями, а в школах права, реорганизованных в Константинополе, Бейруте и Риме, сделал его незыблемым основанием для юридического образования. И действительно, несмотря на некоторые недостатки, несмотря на спешку в работе, вызвавшую повторения и противоречия, несмотря на жалкий вид помещенных в кодексе отрывков из прекраснейших памятников римского права, - это было поистине великое творение, одно из наиболее плодотворных для прогресса человечества. Если юстинианово право дало обоснование абсолютной власти императора, оно же позднее сохранило и воссоздало в средневековом мире идею государства и социальной организации. Помимо этого, оно влило в суровое старое римское право новый дух христианства и таким образом внесло в закон неизвестную до тех пор заботу об общественной справедливости, нравственности и человечности.

В целях преобразования администрации и суда Юстиниан обнародовал в 535 г. два важных указа, устанавливавших для всех чиновников новые обязанности и предписывавших им прежде всего скрупулезную честность в управлении подданными. В то же время император упразднил продажу должностей, увеличил жалованье, уничтожил бесполезные учреждения, объединил в ряде провинций, чтобы лучше обеспечить там порядок, гражданскую и военную власть. Это было началом реформы, которая должна была стать значительной по своим последствиям для административной истории империи. Он реорганизовал судебную администрацию и полицию в столице; по всей империи он проводил обширные общественные работы, заставлял строить дороги, мосты, акведуки, бани, театры, церкви и с неслыханной роскошью отстраивал Константинополь, частично разрушенный восстанием 532 г. Наконец, путем умелой экономической политики Юстиниан добился развития в империи богатой промышленности и торговли и, по своей привычке, хвастался, что «своими великолепными начинаниями он дал государству новый расцвет» . Однако на деле, несмотря на добрые намерения императора, административная реформа провалилась. Огромная тяжесть расходов и проистекавшая отсюда постоянная потребность в деньгах установили жестокую фискальную тиранию, которая истощила империю и довела ее до нищеты. Из всех великих преобразований удалось только одно: в 541 г. из соображений экономии был уничтожен консулат.

Религиозная политика. Как и все императоры, наследовавшие трон вслед за Константином, Юстиниан занимался церковью столько же вследствие того, что этого требовали интересы государства, сколько и из личной склонности к богословским спорам. Чтобы лучше подчеркнуть свое благочестивое усердие, он сурово преследовал еретиков, в 529 г. приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников. Помимо этого он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, которыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей свою волю, откровенно называя себя «императором и священником». Тем не менее он неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Для успеха своих западных предприятий ему было необходимо сохранять установленное согласие с папством; чтобы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Часто император не знал, на что решиться перед лицом Рима, требовавшего осуждения инакомыслящих, и Феодорой, советовавшей возвратиться к политике единения Зинона и Анастасия, и его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения этих противоречий. Постепенно, в угоду Риму, он позволил константинопольскому собору 536 г. предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537-538), напал на их цитадель - Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г. добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора. Свыше двадцати лет (543-565) так называемое «дело трех глав» волновало империю и порождало в западной церкви схизму, не устанавливая мира на Востоке. Ярость и произвол Юстиниана, обращенные на его противников (наиболее знаменитой его жертвой был папа Вигилий), не принесли никакого полезного результата. Политика единения и веротерпимости, которую советовала Феодора, была, без сомнения, осторожной и разумной; нерешительность Юстиниана, колебавшегося между спорящими сторонами, привела, несмотря на его добрые намерения, лишь к росту сепаратистских тенденций Египта и Сирии и к обострению их национальной ненависти к империи.


V

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ


В истории византийского искусства правление Юстиниана знаменует целую эпоху. Талантливые писатели, такие историки, как Прокопий и Агафий, Иоанн Эфесский или Евагрий, такие поэты, как Павел Силенциарий, такие богословы, как Леонтий Византийский, блестяще продолжали традиции классической греческой литературы, и именно на заре VI в. Роман Сладкопевец, «царь мелодий», создал религиозную поэзию - быть может, самое прекрасное и самое оригинальное проявление византийского духа. Еще более замечательным было великолепие изобразительных искусств. В это время в Константинополе завершался медленный процесс, подготовлявшийся в течение двух веков в местных школах Востока. А так как Юстиниан любил постройки, так как ему удавалось находить для осуществления своих намерений выдающихся мастеров и предоставлять в их распоряжение неистощимые средства, то в результате памятники этого столетия - чудеса знания, смелости и великолепия - ознаменовали в совершенных творениях вершину византийского искусства.

Никогда искусство не было более разнообразным, более зрелым, более свободным; в VI веке встречаются все архитектурные стили, все типы зданий - базилики, например св. Аполлинария в Равенне или св. Димитрия Фессалоникского; церкви, представляющие в плане многоугольники, например церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе или св. Виталия в Равенне; постройки в форме креста, увенчанные пятью куполами, как церковь св. Апостолов; церкви, типа святой Софии, построенной Анфимием Тралльским и Исидором Милетским в 532-537 гг.; благодаря своему оригинальному плану, легкой, смелой и точно рассчитанной структуре, искусному разрешению задач равновесия, гармоничному сочетанию частей этот храм доныне остается непревзойденным шедевром византийского искусства. Умелый подбор разноцветного мрамора, тонкая лепка скульптур, мозаичные украшения на голубом и золотом фоне внутри храма являют собой несравненное великолепие, представление о котором еще и поныне можно получить, за отсутствием мозаики, разрушенной в храме св. Апостолов или едва видимой под турецкой росписью св. Софии, - по мозаике в церквах Паренцо и Равенны, а также по остаткам чудесных украшений церкви св. Димитрия Фессалоникского. Повсюду - в ювелирном деле, в тканях, в изделиях из слоновой кости, в рукописях - проявляется все тот же характер ослепительной роскоши и торжественного величия, которые знаменуют рождение нового стиля. Под совместным влиянием Востока и античной традиции византийское искусство в эпоху Юстиниана вступило в свой золотой век.


VI

УНИЧТОЖЕНИЕ ДЕЛА ЮСТИНИАНА (565 - 610)


Если рассматривать правление Юстиниана в целом, нельзя не признать, что он сумел на короткий срок вернуть империи ее былое величие. Тем не менее возникает вопрос, не было ли это величие более кажущимся, чем действительным, и не причинили ли в целом больше зла, чем добра, эти великие завоевания, остановившие естественное развитие восточной империи и истощившие ее в угоду крайнему честолюбию одного человека. Bо всех предприятиях Юстиниана постоянно существовало несоответствие между преследуемой целью и средствами для ее осуществления; отсутствие денег было постоянной язвой, разъедавшей самые блестящие проекты и самые похвальные намерения! Поэтому приходилось до крайнего предела увеличивать фискальный гнет, а так как в последние годы своего правления состарившийся Юстиниан все более и более оставлял течение дел на произвол судьбы, то положение Византийской империи, когда он умер - в 565 г., в возрасте 87 лет, - было совершенно плачевным. В финансовом и в военном отношении империя была истощена; от всех границ надвигалась грозная опасность; в самой империи государственная власть ослабела - в провинциях вследствие развития крупной феодальной собственности, в столице в результате непрестанной борьбы зеленых и синих; повсюду царила глубокая нищета, и современники с недоумением спрашивали себя: «куда же исчезли богатства римлян?» Изменение политики стало настоятельной необходимостью; это было трудным делом, сопряженным с многочисленными бедствиями. Оно выпало на долю преемников Юстиниана - его племянника Юстина II (565-578), Тиберия (578-582) и Маврикия (582-602).

Они решительно положили начало новой политике. Отвернувшись от Запада, где к тому же вторжение лангобардов (568) отняло у империи половину Италии, преемники Юстиниана ограничились тем, что организовали солидную защиту, основав Африканский и Равеннский экзархаты. Этой ценой они вновь получили возможность заняться положением на Востоке и занять по отношению к врагам империи более независимую позицию. Благодаря проведенным ими мероприятиям по реорганизации армии, персидская война, возобновленная в 572 г. и длившаяся вплоть до 591 г., закончилась выгодным миром, по которому персидская Армения была уступлена Византии.

А в Европе, несмотря на то, что авары и славяне жестоко опустошали Балканский полуостров, захватывая крепости на Дунае, осаждая Фессалонику, угрожая Константинополю (591) и даже начиная надолго оседать на полуострове, все же в результате ряда блестящих успехов война была перенесена по ту сторону границ, и византийские армии дошли вплоть до Тиссы (601).

Но внутренний кризис все испортил. Юстиниан слишком твердо проводил политику абсолютного правления; когда он умер, аристократия подняла голову, вновь начали проявляться сепаратистские тенденции провинций, заволновались партии цирка. И так как правительство было не в состоянии восстановить финансовое положение, недовольство все возрастало, чему содействовали административная разруха и военные мятежи. Религиозная политика еще более обостряла всеобщее смятение. После кратковременной попытки осуществления веротерпимости вновь начались ожесточенные преследования еретиков; и хотя Маврикий положил конец этим гонениям, конфликт, вспыхнувший между патриархом константинопольским, претендовавшим на титул вселенского патриарха, и папой Григорием Великим, усилил старинную ненависть между Западом и Востоком. Несмотря на свои несомненные достоинства, Маврикий был чрезвычайно непопулярен. Ослабление политического авторитета облегчило успех военного переворота, который возвел на трон Фоку (602).

Новый государь, грубый солдат, мог держаться только террором (602 - 610); этим он закончил разорение монархии. Хосрой II, приняв на себя роль мстителя за Маврикия, возобновил войну; персы завоевали Месопотамию, Сирию, Малую Азию. В 608 г. они оказались в Халкидоне, у врат Константинополя. Внутри страны восстания, заговоры, мятежи сменяли друг друга; вся империя призывала спасителя. Он явился из Африки. В 610 г. Ираклий, сын карфагенского экзарха, низложил Фоку и основал новую династию. После почти полувековых волнений Византия вновь обрела вождя, способного руководить ее судьбой. Но в течение этого полустолетия Византия все же постепенно возвращалась к Востоку. Преобразование в восточном духе, прерванное длительным правлением Юстиниана, должно было теперь ускориться и завершиться.

Именно в правление Юстиниана два монаха принесли около 557 г. из Китая секрет разведения шелковичных червей, что позволило промышленности Сирии вырабатывать шелк, частично освободив Византию от иностранного импорта.

Это название связано с тем, что спор был основан на выдержках из работ трех богословов - Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, учение которых одобрил Халкидонский собор, а Юстиниан в угоду монофизитам, заставил осудить.

Юстиниан I Великий (лат. Iustinianus) (ок. 482 - 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Август и соправитель Юстина I с 1 апреля 527, правил с 1 августа 527.

Юстиниан был уроженцем Иллирика и племянником ; по легенде, он славянского происхождения. Играл видную роль в царствование своего дяди и был провозглашен августом за полгода до его смерти. Эпохальное правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и человеческие ресурсы. Ради величия империи велись войны на Западе и Востоке, совершенствовалось законодательство, проводились административные реформы и решались вопросы церковного устроения. Он окружил себя плеядой талантливых советников и полководцев, оставаясь свободным от посторонних влияний, вдохновляясь в своих действиях исключительно верой в единое государство, единые законы и единую веру. «По широте своих политических замыслов, ясно осознанных и строго приведенных в исполнение, по умению пользоваться обстоятельствами, а главное - по искусству определять дарования окружающих и каждому давать соответствующее его способностям дело Юстиниан был редким и замечательным государем» (Ф. И. Успенский).

Главные военные усилия Юстиниана были сосредоточены на Западе, куда были брошены колоссальные силы. В 533-534 его лучший полководец Велисарий разгромил государство африканских вандалов, в 535-555 было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет заселявшиеся германскими племенами. Эти территории в ранге провинций были воссоединены с империей, и на них было вновь распространено действие римского законодательства.

Успешному ходу дел на Западе сопутствовало тяжелое положение на дунайских и восточных рубежах государства, лишенных надежной защиты. Много лет (528-562, с перерывами) шли войны с Персией из-за спорных территорий в Закавказье и влиянии в Месопотамии и Аравии, отвлекавшие огромные средства и не давшие никаких плодов. В течение всего правления Юстиниана племена славян, германцев, авар разоряли своими вторжениями задунайские провинции. Недостаток оборонительных ресурсов император стремился компенсировать усилиями дипломатии, заключая союзы с одними народами против других и поддерживая таким образом необходимый баланс сил на границах. Однако подобная политика критически оценивалась современниками, тем более что все возраставшие выплаты союзным племенам чрезмерно отягощали и без того расстроенную государственную казну.

Ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования, и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора - уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска».

С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.

Городская жизнь при Юстиниане характеризовалась борьбой партий цирка, т. н. димов. Подавление восстания Ника 532 в Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер императорской власти. В 534 был издан Свод гражданского права (Corpus juris civilis или Codex Justiniani, см. Кодекс Юстиниана), давший нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности.

Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства вероисповедания. В 529 была закрыта Афинская академия, начато преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на монофизитов, вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 по инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен т. н. «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген.

Правление Юстиниана отмечено огромным размахом строительства. Согласно Прокопию, император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепость или близ него расположен военный пост». Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532-37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора.

В течение 25 лет бремя власти разделяла с императором его жена Феодора, обладавшая сильной волей и государственным умом. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные отныне приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Во время восстания Ника Феодора спасла для Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели... Что до меня, то я придерживаюсь старого изречения: пурпур - лучший саван!»

В течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической фигурой. Тем не менее, царствование Юстиниана, которого называют «последним римским и первым византийским императором», стало важнейшим этапом в становлении феномена византийской монархии.