Бестужев николай александрович. "художник - декабрист николай бестужев". Семья Николая Бестужева

(1791-1855) русский писатель, декабрист

Выдающийся деятель русского освободительного движения, декабрист Николай Бестужев был богато и разносторонне одаренной личностью. Моряк и художник, изобретатель и путешественник, естествовед, экономист и этнограф, он обладал также незаурядным литературным дарованием, хотя его писательскую известность при жизни затмила слава его брата А. А. Бестужева-Марлинского. Но имя Николая Александровича Бестужева по праву принадлежит русской культуре и русской литературе. «Николай Бестужев был гениальным человеком, - писал Н. И. Лорер, - и, боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!»

Николай Бестужев родился в Петербурге в известной дворянской семье. Благодаря отцу он рано приобщился к литературе, хорошо знал музыку, живопись. В возрасте одиннадцати лет мальчик стал воспитанником петербургского Морского кадетского корпуса. В 1809 году, после окончания учебы, его оставили там воспитателем в чине мичмана.

В Отечественную войну 1812 года Бестужев вместе с корпусом находился в эвакуации в Свеаборге, где начался его роман с Л. И. Степовой (женой директора штурманского училища в Кронштадте). По словам одного из современников Бестужева, она имела «сильное влияние на его жизнь до самой смерти гражданской».

В 1813 году Бестужев ушел из корпуса и стал служить во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В мае 1815 года корабль, на котором служил лейтенант Бестужев, отправился в Роттердам, и молодой офицер мог собственными глазами наблюдать установление республики в Голландии, что дало ему представление о «правах гражданских».

Через два года он снова отправился в плавание, на этот раз в Кале вместе с братом Михаилом. Посещение западных стран, знакомство с их культурой и государственным устройством все больше укрепляло молодых офицеров в мысли, что всевластие монархии тормозит развитие России. Раздумья над будущим своей родины вскоре привели Бестужева в масонскую ложу «Избранного Михаила».

В 1823 году он становится начальником Морского музея и занимается историей русского флота. К этому времени Бестужев был уже заметной фигурой среди морского офицерства, приобрел известность в научной и литературной среде. В 1824 году К. Рылеев предложил Бестужеву вступить в тайное общество, которое образовали лучшие представители российского дворянства. Позже их назовут декабристами. Они были обеспокоены судьбой России и готовили проекты ее преобразования. Тайное общество существовало не только в Петербурге: его филиалы были в Москве, на Украине, в других местах. Петербургское тайное общество называлось Северным, и Бестужев вошел в число наиболее революционно настроенной группы «северян». Они настаивали на расширении прав народного представительства и на освобождении крестьян с землей.

Вместе с братом Александром Н. Бестужев был одним из главных помощников Рылеева накануне восстания. 14 декабря 1825 года он привел на Дворцовую площадь Петербурга Морской гвардейский экипаж, хотя уже несколько лет состоял при Адмиралтейском департаменте и к практической морской службе отношения не имел.

Николай Бестужев и во время следствия по делу декабристов проявил мужество и стойкость. Он очень сдержанно отвечал на вопросы, признавая только то, что было известно Следственному комитету, умалчивая о делах тайного общества и почти не называя фамилий. Многие мемуаристы вспоминают о том, как смело вел себя Бестужев на допросах. Так, И. Д. Якушкин писал:«В глазах высочайшей власти главная виновность Николая Бестужева состояла в том, что он очень смело говорил перед членами комиссии и очень смело действовал, когда его привели во дворец». На допросах он сжато изобразил тяжелое состояние России и уже в первом показании сказал: «Видя расстройство финансов, упадок торговли и доверенности купечества, совершенную ничтожность способов наших в земледелии, а более всего беззаконность судов, приводило сердца наши в трепет».

Известно также, что после первого допроса Николай I сказал о Бестужеве - «умнейший человек среди заговорщиков». Титулом «умнейшего человека» царь через полгода наградит и А. С. Пушкина, но обоим «умнейшим» он будет стоить очень дорого: Пушкин окажется под тайным надзором, а Н. Бестужев будет осужден особенно строго. На решение судей, очевидно, повлияло именно его поведение на допросах.

В «Списке лиц, кои по делу о тайных злоумышленных обществах предаются по высочайшему повелению Верховному уголовному суду», все осужденные были разделены на одиннадцать разрядов и одну внеразрядную группу. Николай Бестужев был отнесен ко II разряду, хотя материалы следствия не давали основания для столь высокого «чина». Очевидно, судьи понимали действительную роль и значение старшего Бестужева в Северном обществе. «Второразрядники» осуждались Верховным уголовным судом к политической смерти, то есть «положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу».

Николай I внес в приговор ряд «изменений и смягчений», переместив некоторых «преступников» из одного разряда в другой. Осужденным по второму и третьему разрядам вечная каторга заменялась двадцатилетней с лишением чинов и дворянства и последующей ссылкой на поселение.

По случаю коронации Николая I срок каторги для второго разряда был снижен до 15 лет. Манифестом 1829 года он снова был уменьшен - до 10 лет, однако Николая и Михаила Бестужевых это снижение не коснулось, и они вышли на поселение только в июле 1839 года.

В казематах Петровского Завода Н. Бестужев снова начал активно заниматься литературным творчеством. Он писал романтические повести, путевые очерки, басни, стихотворения. В журналах появлялись его переводы из Т. Мора, Байрона, В. Скотта, Вашингтона Ирвинга, печатались научные статьи - по истории, физике, математике. Многие из его рукописей после разгрома восстания были уничтожены, но и напечатанного довольно, чтобы судить о высоком мастерстве и профессионализме во всех вопросах, которых касался автор.

Особое место в его творчестве занимает морская тема. Не случайно посмертный сборник избранных сочинений Бестужева называется «Рассказы и повести старого моряка». Не только он сам был моряком и историографом русского флота, но и вся его семья была преимущественно связана с морем. Причастность к флоту несомненно способствовала и формированию революционных настроений в семье Бестужевых.

В Сибири начался новый этап творчества писателя. Здесь были задуманы и частично написаны воспоминания о 14 декабря, ряд художественных произведений, также вызванных к жизни трагическими событиями восстания. И мемуарная проза, и психологическая повесть, по сути дела, раскрывают одну тему - путей, которые привели участников восстания на площадь, а затем и в «каторжные норы», - их мировоззрения, их чаяний и надежд.

Мемуарная проза Бестужева, имевшего, кроме всего прочего, острый и точный глаз живописца, особенно примечательна. Его широко известные «Воспоминания о Рылееве» и коротенький отрывок «14 декабря 1825 года» мыслились им как часть более обширных воспоминаний о декабрьских событиях. Замысел остался незаконченным - об этом мы знаем из воспоминаний Михаила Бестужева, об этом с тоской говорил и сам Николай Александрович перед смертью.

Образ Рылеева показан через призму романтической повести: он восторжен и чувствителен, глаза его «сверкают», «лицо горит», и он «рыдает» и т. д. , хотя мы знаем, что Рылеев был крайне сдержан накануне восстания. «Воспоминания о Рылееве» завершают заложенные в программе Союза благоденствия «биографии великих мужей», доводя эти биографии до 14 декабря 1825 года.

В своей мемуарной прозе Н. Бестужев, сохраняя автобиографическую основу, затушевывает подлинные лица и события литературными деталями, вымыслом. В автобиографической повести вымышленное повествование отражает его собственные переживания. Но творчество Н. Бестужева не является пассивной регистрацией его жизненных коллизий. Он создает обобщающий образ декабристского положительного героя. Такой автобиографической повестью можно считать «Шлиссельбургскую станцию». К ней примыкает рассказ «Трактирная лестница». Судьба героев произведения сливается с судьбой политических единомышленников автора. Сюжет отказа от личного счастья служит для выражения сурового самоотречения человека, избравшего путь профессионального революционера. Человек, восставший против самодержавия, жертвует своей свободой и потому не имеет морального права обрекать на страдание любимую женщину, которую ожидает разлука с мужем, отцом ее детей.

Не один только Бестужев писал о проблеме личного счастья для революционера. Ее ставила перед членами тайного общества сама жизнь, в которой было много таких примеров. Известно, что некоторые члены, которые обзаводились семьями, отказывались от дальнейшей революционной деятельности.

В маленьком рассказе «Похороны» писатель рассматривает мотив несостоявшегося декабриста. Здесь автор выступает как обличитель душевной пустоты и лицемерия «большого света», где приличие должно замещать все ощущения сердца, где каждый выглядит смешным, если проявляет слабость и дает окружающим заметить свое внутреннее состояние. Написанный в 1829 году, этот рассказ - одно из первых прозаических произведений, в которых обличаются фальшь и душевная пустота аристократических кругов. В это время не были еще написаны антисветские повести В. Одоевского и А. Бестужева. Не был написал и «Рославлев» А. Пушкина, где «светская чернь» показана с таким же публицистическим запалом, как и в рассказах Н. Бестужева.

С размышлениями о судьбах и характерах поколения, вступившего в жизнь в канун Отечественной войны, связана и повесть «Русский в Париже 1814 года». Сам Н. Бестужев не был в Париже (его военная судьба сложилась иначе), и повесть построена на парижских впечатлениях товарищей по каторге, и в первую очередь Н. О. Лорера. Момент вхождения русских войск в столицу Франции, реалии, лица, происшествия, запомнившиеся Лореру народные сцены - все это передано Бестужевым с мемуарной точностью. Историк и очеркист проявились тут в полной мере.

«Русский в Париже 1814 года» - одно из последних дошедших до нас художественных произведений Бестужева. В Сибири он написал большую краеведческую статью «Гусиное озеро» - первое естественнонаучное и этнографическое описание Бурятии, ее хозяйства и экономики, фауны и флоры, народных обычаев и обрядов. В этом очерке вновь сказалась многосторонняя одаренность Бестужева - беллетриста, этнографа и экономиста.

Он не мог и не успел осуществить многие из своих замыслов, некоторые его художественные произведения были навсегда утрачены во время обысков, которым периодически подвергались ссыльные декабристы. И тем не менее его литературное наследие весьма значительно. Бестужева можно назвать одним из зачинателей психологического метода в русской литературе. Анализ сложных нравственных коллизий в их связи с долгом человека перед обществом обнаруживает генетическую связь его рассказов и повестей с творчеством А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого.

Н. А. Бестужев умер в 1855 году в тяжелые для России дни Севастопольской обороны. Михаил Бестужев вспоминал: «Успехи и неудачи севастопольской осады его интересовали в высочайшей степени. В продолжение семнадцати долгих ночей его предсмертных страданий я сам, истомленный усталостию, едва понимая, что он мне говорил почти в бреду, - должен был употребить все свои силы, чтобы успокоить его касательно бедной погибающей России. В промежутки страшной борьбы его железной, крепкой натуры со смертию он меня спрашивал:«Скажи, нет ли чего утешительного?»

До конца своих дней Н. А. Бестужев оставался гражданином и патриотом.

В Москве всё меньше остаётся памятных мест. И потому Чудом выглядит маленький деревянный домик на Ростовской Набережной.
Он хорошо просматривается со стороны речного причала "Киевская".
Всё так же утопает в зелени.... Сколько раз я пробиралась сквозь его заросли.
И как много бурных событий, переломов пробуждает он во мне.

Владельцем особняка был Михаил Александрович Бестужев, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.\1800-1871\
Отец - Александр Федосеевич Бестужев \1761 - 1810\, артиллерийский офицер.
С 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель.
Мать - Прасковья Михайловна\177-1846\.
Братья Бестужевы: Александр, Николай, Петр, Павел.

В 1824 году Михаил принят в Северное общество.
Он вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка.
Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую Крепость.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург.

Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года.
До Читинского острога добирались два месяца.
Через три года переведены в Петровский завод, сентябрь 1830 года.

8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык, польский и латынь, итальянский язык, английский.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело.
М.Бестужев, автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.

В 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы на свободном поселении в городе Селенгинск Иркутской губернии.

В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение.
И, после смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года), сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.

Здесь М.А.Бестужев был счастлив, был женат на сестре казачьего есаула Селиванова - Марии Николаевне.
Имел четырёх детей: Елену, Николая, Марию, Александра.
Но.... все дети умерли в раннем отрочестве.

Построил дом, занимался акклиматизацией растений. Печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок».
Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка», даже сейчас.
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым.
Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Он был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Купец поместил трактат в сундук с завещанием вскрыть его в 1951 году. Сундук потерялся.

Было написано нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
В 1857 году руководил флотилией в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 - 1858 годов).
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены.

Безусловно это был человек выдающийся. Ему было 25 лет, когда желание изменить Мир, сделать его справедливым, было главным.
Это сейчас понятно, что Революционные действия ослабляют государство. Народ только проигрывает.
В России четыре поколения жили во имя "Грядущего Будущего" в нищете и лишениях.
А Аристократов Духа, сравнимых с декабристами, в России больше не было.
Была Советская номенклатура, чиновники, которые по должности должны были проявлять справедливость. Но, личное обогащение и использование своего положения,было превыше всего.

Вернулся М.А.Бестужев в Москву в возрасте 67-ми лет в родительский деревянный особняк,
под номером № 17, по 7-му Ростовскому переулку.
Был полон планов, замыслов.
Но...весной 1871 года Москва река вышла из берегов, были затоплены: Ростовская, Бережковская, Дорогомиловская набережные. Горожане передвигались на лодках.
Лето 1871 года было жарким. В Москве буйствовала эпидемия холеры.

М.А.Бестужев Умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Портрет\масло, холст\ - декабриста Михаила Александровича Бестужева 1800-1871год

НАРОДНОЙ памятью ОТМЕЧЕНЫ декабристы БЕСТУЖЕВЫ.

В сентябре 1839 года декабристы братья Бестужевы Николай и Михаил Александровичи прибыли на поселение в Селенгинск.

Жители Селенгинска, и русские, и буряты, встретили поселенцев с большим радушием, а когда познакомились с ними и стали поближе, стали приходить к ним за советом и помощью, декабристы по возможности делились со всем, что у них было часто защищали от произвола местных властей. Михаил Бестужев писал: «Кругом нас живут добрые буряты. Старики любят и уважают нас». А Николай Бестужев, которого Селенгинцы называли «источником ума, знаний и добра», писал в дневнике: «Что за добрый народ эти буряты, я большую часть времени провожу с ними в расспросах и в разговорах».

С приездом в Селенгинск братья получили свои наделы пахотной и сенокосной земли и начали заниматься земледелием, но урожаи хлеба приносили только убытки.

В борьбе за существование братья открыли в Селенгинске часовую, ювелирную и оптическую мастерски. Учениками и помощниками их стали местные буряты. Они учили их ремеслу не только у себя в мастерской, но и выезжали в улусы. Буряты приезжали к Бестужевым, проходили курс обучения, а затем, запасшись инструментами, возвращались домой.

В 1847 году к Бестужевым приехали в Селенгинск сестры - Елена, Мария и Ольга «на добровольное вечное…. Заключения с братьями». Братья и сестра не виделись более 20 лет, за эти годы ушли из жизни братья Александр, Павел и Петр. По дороге в Сибирь, скончалась в Москве мать Прасковья Михайловна в 1846 году.

Николай и Михаил сделали все возможное, чтобы лучше и уютнее обставить жизнь сестер в Селенгинске. Руководство хозяйством перешло в руки Елены Александровны.

Но их жизнь катилась к закату, молодость давно миновала. Елене было уже 55 лет, чуть меньше Марии и Ольге, Николаю 56 лет, а Михаилу 47 лет, он был женат на сестре есаула Селиванова, имел детей. Жили вместе большой и дружной семьей, работали, на досуге делились воспоминаниями о прошлом. Михаил по случаю купил фортепиано, сестры Мария и Ольга прекрасно играли, и каждый вечер из окон Бестужевского дома неслись звуки прекрасной музыки. Для жителей Селенгинска все это было не обычно.

Шли годы. Бестужевы работали, в их доме всегда царили теплота и уют. Многие декабристы, находившиеся в Сибири, побывали у них в гостях. Сохранившиеся документы и письма современников свидетельствуют о том, что это была дружная семья, но время брало свое: братья и сестра старели, и силы покидали их.

Николай Бестужев простудился при поездке в Иркутск через Байкал. Проболев 17 дней, он умер 15 мая 1855 года в возрасте 64-х лет.

После кончины Николая Бестужева семья стала испытывать материальные затруднения. Елена Александровна стала добиваться выезда в Москву чтобы издать там сочинения брата Александра (Бестужева-Марлинского) и этим материально помочь семье брата Михаила. Однако разрешения на выезд не давали, так как им разрешили поездку в Селенгинск при условии, что они смогут покинуть Сибирь, когда умрут оба брата Бестужевых.

Только после смерти царя Николая 1, когда декабристам была объявлена амнистия, пришло разрешение на выезд. Сестры выехали в Москву лишь в 1858 году, прожив в Селенгинске 11 лет. Попытки издать сочинения брата Бестужева-Марлинского для Елены Александровны окончилось не удачей. Свет увидел лишь небольшой сборник его рассказов.

После отъезда сестер Михаил Бестужев прожил в Селенгинске еще почти 10 лет. Неудача и несчастья преследовали его: умер 8-й сын Николая, а в Москве - жившая у сестер дочь Елена, в 1867 году скончалась жена. Михаил Бестужев остался в Селенгинске с маленькими детьми: дочерью и сыном. Наконец он решился выехать в Москву. Было это в 1867 году старому и больному декабристу была назначена правительством нищенская пенсия (114 рублей 28 копеек). На эту сумму невозможно было существовать, только в 1869 году Михаилу была назначена ежегодная пенсия от Литературного фонда (300 рублей), но этим пособием он пользовался всего полтора года.

«Нас пять братьев, писал Михаил Бестужев, - и все пятеро погибло в водовороте 14 декабря».Из пяти братьев Михаил ушел из жизни последним. Он умер в Москве 21 июня 1871 года и похоронен на Ваганьтовском кладбище.

Благородные имена Николая и Михаила Бестужевых никогда не будут забыты в истории культуры и просвещения нашего народа.

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

    Капитан лейтенант, брат Бестужева Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия

    БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (1791—1855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия