Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - презентация. М.Ю Лермантов анализ стихотворения " Нет, не тебя так пылко я люблю"

Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее. Ведь он – несчастный, и не может принести ей счастья.

После этого Лермонтов встретил другую женщину, именно которой и написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Хоть поэт и написал ей это произведение, которое адресовано ей, он все же помнит еще о той женщине, которую так сильно любил. В стихотворении поэт пишет о том, что хоть и смотрит на молодую девушку, все же, как будто ведет разговор с другой – своей бывшей, Варварой.

Произведение состоит из трех строф, которые достаточно обширны, и имеют очень сильный подтекст. В первых строках стихотворения, Лермонтов сразу же подчеркивает, что не о молодой девушке думает, которая стоит перед ним. А думает о другой, которая все же осталась в его сердце. И ему очень трудно ее забыть. Но он все же борется. Вообще, Михаилу Лермонтову понравилась Екатерина Быховец потому, что она напоминала ему другую женщину - Лопухину.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... Лермонтова

Дата написания стихотвоерния-1841 год. Перед своей смертью Михаил Лермонтов испытывал чувства к Варваре Лопухиной. Но его собственные сомнения заставили отказаться от брака. Поэт осознавал, что его вспыльчивость и ужасный характер могут принести несчастья Варваре. Он думал, что не сможет принести ей счастье из-за того, что жизнь свою считал бесцельной.

Лермонтов сообщил о том, что брака не будет, когда находился в Петербурге перед тем, как уехать на Кавказ. Когда Лермонтов остановился в Пятигорске, он встретил Екатерину Быховец. Именно к этой женщине он обращался со словами «нет, не тебя так пылко я люблю». Не секрет, что причиной этого являлось сходство во внешности Екатерины с Варварой.

В стихотворении поэт пишет, что в женщине он любит свое прошлое страданье и молодость. Это является некой параллелью к разрыву отношений с Варварой Лопухиной, когда Лермонтов принял такое не простое для себя решение. Конечно, не только эта строчка переплетается с прошлой избранницей. Поэт описывает в стихотворении многие явления, которые прямо или косвенно касаются личности Лопухиной.

К примеру, в последней строфе Михаил Лермонтов написал, что в ее чертах, он ищет другие. Что разговаривая с ней, он будто говорит с «подругой юных дней», конечно же это Варвара. Также поэт написал, что смотря ей в глаза, он занят «таинственным разговором», однако сердцем он говорит совершенно с другой.

Из данного стихотворения можно увидеть, что Лермонтов очень болезненно переживал разрыв с Варварой, он действительно был сильно привязан к ней. Даже в лице другой женщины он видел только ее черты, он хотел разговаривать с ней, он сам хотел видеть именно ее. Интересно то, что он предчувствовал свою скорую смерть, он будто уберег Варвару от горя.

Анализ стихотворения Нет, не тебя так пылко я люблю... по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта, его современников и нас, читателей, она играет важную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием. Первую строку, являющуюся одновременно названием этого лирического произведения, знает, наверное, каждый:
Нет, не тебя так пылко я люблю...

Эти слова раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее, полное драматизма обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого, эмоционально напряжённого отрицания. Он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строчка даёт нам краткую внешнюю характеристику воображаемой слушательницы: «блистательная краса» этой женщины не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».

Начальные строки ставят перед читателем очень важную в идейном отношении проблему, проблему времени. Неслучайны в этом отношении слова «прошлое», «молодость», ставящие акцент на роли соотнесенности времен в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.

Начало произведения даёт нам общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две оставшиеся строфы являют собой внешнее раскрытие, проявление этих противоречий. Одна строфа продолжает мысль первой, поэтому данные петле ростишия воспринимаются как единое целое. Прочит.) ем их внимательно:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведет разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговор с «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.

Поэт необычайно верно расставляет смысловые акценты в стихотворении. Он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания «юных дней». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.

Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Ощущение внутреннего одиночества лирического героя не оставляет нас ни на мгновение, угасшая любовь, стереотипные отношения с давно не любимой женщиной настраивают стихотворение на минорный лад. Герой словно чувствует свою душевную пустоту и одиночество. Именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:

В твоих устах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.

Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью.

Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. За свою недолгую 27-летнюю жизнь он не один раз влюблялся, но так и не дождался взаимности. Еще семнадцатилетним юнцом он признавался, что не может «любовь определить», но «страсть сильнейшая – любить» ему необходима. Девушек, разбивших сердце поэта, было немало, каждой он посвятил несколько стихотворений. Но, пожалуй, самым трагическим можно считать стихотворение, написанное Лермонтовым летом 1841 года, незадолго до своей последней дуэли.

Посвящено оно Екатерине Александровне Быховец, дальней родственнице Лермонтова, который был для нее правнучатым братом, а он называл ее кузиной. Именно дружеские чувства к Катеньке позволили ему доверить ей историю своей давней любви к Варваре Лопухиной, сестре сослуживца. Когда-то пылко влюбленный, Мишель Лермонтов даже собирался жениться на этой замечательной девушке, но зачисление в школу юнкеров и дальнейшая служба в Петербурге помешали устроить ему личную судьбу. Вареньку выдали замуж, причем за человека, который был ее значительно старше, ведь предложения от Лермонтова так и не последовало, а узнав об этом, поэт тяжело пережил измену (как он считал!) любимой девушки и написал по этому поводу множество лирических произведений.

Екатерина Быховец, встретившая Лермонтова в Пятигорске, выслушала эту печальную историю и решила: Мишель оттого ее и полюбил, что находил сходство с Варенькой. Однако это не расстроило девушку, наоборот, она поддерживала поэта все это время и даже встречалась с ним в день дуэли – 15 июля. По воспоминаниям Екатерины Григорьевны, Лермонтов, расставаясь, поцеловал ей руку и сказал, что «счастливее этого часа» в его жизни больше не будет.

Однако стихотворение «Нет, не тебя … » , адресованное Е. Быховец, было написано чуть раньше в Пятигорске. Созданное в жанре элегии, оно передает грустные воспоминания о прошлой любви. Стихотворение больше напоминает диалог, вступая в который, герой отвергает чувства к своей нынешней собеседнице, сразу в первой строфе утверждая эту мысль: «Нет, не тебя так пылко я люблю» . Ведь даже «сердцем» он говорит не с ней.

Далее герой признается, что в героине любит только «прошлое страданье» и свою погибшую молодость. Эта горечь воспоминания о прошедших днях звучит в каждой строке стихотворения. Попытка обрести любовь ничтожна: женщину, находящуюся рядом, герой отвергает, наверняка, ее этим обидев, а образ его вечной избранницы настолько угас в памяти, что ее черты он ищет в чертах своей нынешней собеседницы, что порождает только «в глазах огонь угаснувших очей» .

Традиционный для поэзии Лермонтова мотив одиночества звучит в этом произведении даже с большей силой: находясь рядом с одной девушкой, он мучительно пытается вспомнить все, что связано с другой. Во второй строфе герой как будто пытается объяснить свое поведение, используя метафору: «Но не с тобой я сердцем говорю» . Эта двойственность состояния героя, когда в глаза одной он «вникает долгим взором» , а с другой пытается говорить сердцем, вызывает сочувствие к тому, кто не может обрести и внутренней гармонии, и обыкновенного человеческого счастья.

Анафора, использованная автором в последнем четверостишии, последовательно ведет читателя к неминуемой развязке: каждый понимает, что надежды что-либо изменить не остается. В реальности герой давно потерял истинный смысл любви, поэтому навязчивое желание уйти в прошлое, в воспоминания никак не соотносится с возрастом человека, который еще не перешагнул тридцатилетний рубеж.

Жить воспоминаниями – удел стариков, но не юношей. Именно поэтому стихотворение оставляет неприятный осадок в душе, ведь молодой, полный сил юноша достоин не жалости, которая, как утверждал герой пьесы М. Горького «На дне» Сатин, «унижает человека», а восхищения и поддержки. Молодым время цвести, а не тлеть!

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю...” Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю.... " (1) Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это–взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения - одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом–его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его–Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического героя - горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже "прошлому страданию", которое герой, жаждет вернуть. Образы, присутствующие в стихотворении–неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя так пылко я люблю - это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь "красы блистание". Столь же неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный, "подруга юных дней", безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе героя, в его сознании и памяти.

В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

СОЧИНЕНИЕ "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"! 107 БАЛЛОВ!

Темы:
Образ Ярославны
Образ Святослава (можете выбрать любой)
План:
Вступление (общая характеристика произведения, образы)
Основная часть:
1. Какие главные образы?
2. Образ Ярославны и образ Святослава: а)кто он/она? б)Внешность в)что они делают в Слове.."?(К кому обращаются, с какой целью)
г) Личные качества героев.
Вывод.
Главное, чтобы всё было по плану...

Читайте также

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Вы находитесь на странице вопроса "М.Ю Лермантов анализ стихотворения " Нет, не тебя так пылко я люблю" ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Михаил Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», — подчеркивает поэт.

При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь . Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.