Стороны горизонта ориентирование география 6. Стороны горизонта. Ориентирование. На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету

1. Дополните предложения.

Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта называется ориентированием .
Север, юг, запад, восток являются основными сторонами горизонта.
Северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад – промежуточные стороны горизонта.

2. Подпишите на рисунке красным цветом основные стороны горизонта, синим - промежуточные.

4. С помощью дополнительных источников информации выясните, по каким признакам можно ориентироваться на местности без компаса.

У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой;
- ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
- летом почва около больших камней, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах;
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращён на север.

5. Определите, на каком из рисунков верно определён азимут.

На рисунке б.

6. По плану местности, помещённому на форзаце учебника, определите, в каком направлении от отдельно стоящего дерева находится:

а) сарай 100 м (90⁰);
б) мост через овраг 650 м (158⁰);
в) пруд в деревне Елагино 300 м (30⁰).

Укажите азимуты, по которым следует идти от отдельно стоящего дерева до этих объектов.

7. По какому азимуту туристы будут возвращаться домой, если в поход они шли по азимуту 90⁰?
270⁰.

8. Грибники прошли от станции в сторону леса 400 м по азимуту 270⁰, затем 200 м по азимуту 180⁰, потом 300 м по азимуту 225⁰.
По какому азимуту и какое расстояние нужно пройти грибникам, чтобы вернуться назад к станции по прямой?

Начертите маршрут грибников на рисунке, начиная от точки А и используя масштаб: 1 см – 100 м.

9. Определите азимуты на объекты, изображённые на рисунке. Результаты запишите в таблицу.

Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья.

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело.

Проверим домашнее задание

Прочитайте рассказ Наш путь шёл от по до через. Затем мы двигались по вдоль к. К вечеру мы вошли в,прошли 2 км по и у сделали привал. станции шоссе металлического моста реку лугу болота кустарникам смешанный лес тропе дома лесника

Похлопаем-потопаем Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, географический, линейный. Чем больше масштаб, тем подробнее изображена территория. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать один нуль. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

план урока 1. Повторение по теме «Виды изображений поверхности Земли». 2. Определение задач урока. 3. Беседа о понятии «ориентирование». 4. Определение сторон горизонта в кабинете. 5. Определение сторон горизонта на плане местности и карте. 6. Изучение строения и правил работы с компасом. 7. Изучение понятия азимут. 8. Закрепление новых знаний.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, Прямо пойдёшь – богатым будешь.

Былина «Илья Муромец и разбойники » Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

Ваши ассоциации... Ч т о вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

А в жизни нам это нужно?

Сформулируйте тему урока Стороны горизонта. Ориентирование

Определим задачу урока Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте

Отгадайте загадку Эта линия всё время Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой. (горизонт)

Вспомним основные и промежуточные стороны горизонта

Составим кластер Ориентирование

Составим кластер По компасу Ориентирование По солнцу, по звездам По местным признакам В лесу На открытой местности В городе

Подведем итог: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности? Существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Как устроен компас

Правила работы с компасом 1 . Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) 2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки. 3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Ваше местоположение обозначено крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север

Покажите на схеме, где азимут

Нахождение азимута по плану а) Определите направление на север. б) От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. в) Азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. У нас азимут на ж/ д станцию составил …

ПАМЯТКА «Последовательность определения азимута с помощью компаса» 1) Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. 2) На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету. 3) По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. 4) И получаем азимут на предмет.

Практическая работа Определение нахождения предмета в кабинете Нахождение азимута по плану с помощью транспортира. 1. Определить направление на север. 2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности. 3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке. Определите Азимут предмета. Каждому ряду указать предмет (1 ряд- рабочая доска, 2 ряд – стол учителя, 3 ряд – дверь кабинета)

А теперь сделаем вывод по проделанной работе для того, чтобы определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.

Закрепим знания 1) по азимуту 0 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Г 2) по азимуту 180 º прочертите 6 клеток и поставьте букву З 3) по азимуту 90 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Р 4) по азимуту 270 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Н 5) по азимуту 45 º прочертите 1 клетку и поставьте букву О 6) по азимуту 225 º прочертите 1 клетку и поставьте букву О 7) по азимуту 135 º прочертите 1 клетку и поставьте букву И 8) по азимуту 315 º прочертите 1 клетку и поставьте букву Т

У нас получилось:

Определите по картинкам стороны горизонта

Найди ошибку 1.Для определения азимута достаточно знать, где север. 2.В хвойном лесу точным указанием на север может служить мох на деревьях. 3. Умения ориентироваться на местности и знания об азимуте важны только географам.

Что вы открыли нового на уроке? Чему вы научились сегодня? Чем вам это может помочь? В какой части урока вы работали лучше всего? Что вам на уроке показалось трудным?

Домашнее задание. Ответить на вопрос №3 стр.19 учебника Рабочая тетрадь, стр.20, № 5 Параграф 5 пересказ По желанию: 1. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту. 2. Как применяется знание об азимуте при установке антенн для приема программ спутникового телевидения?

И помните Мир интереснее, чем вам кажется!








Ориентирование по Солнцу с помощью часов: Положи часы со стрелками на горизонтальную поверхность и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время), раздели пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии югсевер. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12, а не 1.


Ориентирование по Луне: Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Растущая Луна (острые концы направлены влево, как у буквы Р) находится на западе. Убывающая Луна (острые кон­цы направлены вправо, как у буквы С) находится на востоке.


Ориентирование по звездам: Полярная звезда. 1.Найти созвездие Большой Медведицы. 2.Через две звезды, образующие край ковша, проведи воображаемую линию и отложи на ней пятикратное расстояние между этими звездами. 3.Рядом с этой линией яркая звезда, которая называется Полярной, она указывает на север. С




Ориентирование по компасу: Магнитный компас изобрели около трех тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже - примерно 600 лет назад. Принцип действия компаса основан на взаимодействии магнита компаса с магнитным полем Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси и указывает одним из концов в направлении линии магнитного поля, которая идет к Северному магнитному полюсу.









16



Ориентирование на местности означает процесс определения месторасположения, на основе сторон горизонта и объектов (ориентиров) местности. Ориентирование на местности можно осуществлять при помощи таких вещей:

  • карта
  • компас
  • небесные тела
  • местные объекты

По карте можно легко определить свое месторасположение, а также выбрать свой дальнейший маршрут, учитывая такие препятствия как бездорожье или ограниченную видимость. Компас и небесные тела помогут безошибочно определить сторону горизонта.

Особенности ориентирования на местности

Ориентируясь на местности по карте, следует выйти на ближайшие объекты: дорогу, берег реки, просеку, и отыскать их на карте. Следите за тем, чтобы объекты, которые нанесены на карту совпадали с их реальным расположением.

Нельзя пользоваться компасом рядом с боевой техникой, железными предметами и линиями электропередач - магнитная стрелка собьется со своего курса, и укажет вам ложное направление.

Для того чтобы не заблудиться, лучше всего отмечать подсечками те объекты, которые были изображены на карте и встретились вам на пути.

Определение сторон горизонта

Определить стороны горизонта можно используя компас. Для этого приор нужно положить на ровную горизонтальную поверхность - только в этом положении тормоз магнитной стрелки освобождается. После того, как колебания стрелки прекратятся, светящийся конец укажет вам северное направление.

Стороны горизонта можно также определить по часам и Солнцу. Для этого необходимо стать лицом к Солнцу, и разместить часы таким образом, чтобы их стрелка была направлена на Солнце.

Угол, который образовывается между большой стрелкой и цифрой 1, укажет вам южное направление. Следует заметить, что такой метод действует только на территории СНГ. В ночное время таким же образом можно узнать стороны горизонта, направив стрелку часов на Луну.

Определение сторон горизонта по предметам

Зная некоторые признаки живой природы, можно без труда определить сторону горизонта на незнакомой местности. На северной стороне дерева кора намного толще, чем на южной стороне. На хвойных деревьях смола накапливается обильней с южной стороны ствола.

Определить южное направление можно, если рассмотреть обыкновенный муравейник: южный скат - пологий, северный - более крутой. У деревьев, которые растут поодиночке, южная крона более пышная, чем крона с северной стороны.

Мхи растут на северной части ствола, в то время как на южной части их значительно меньше, либо же их вовсе нет. Главный вход в часовни и храмы расположен с севера.

Умение ориентироваться играет важную роль в жизни человека. Это каждый испытал на себе в обычной мирной обстановке. Кому не приходилось еще в детстве блуждать по лесу в поисках нужного направления.

Ночью и в непогоду подчас и на знакомой местности трудно ориентироваться. В пустыне, в тундре, в тайге и в степи из-за однообразия местности бывает очень трудно найти нужное направление.

Известно немало случаев, когда из-за потери ориентировки гибли отдельные путешественники и даже целые экспедиции. Навыки в ориентировании особенно развиты у охотников и следопытов.

Умение правильно ориентироваться имеет исключительное значение на войне. Разобраться в окружающей обстановке, определить свое местонахождение, выдержать заданное направление - чрезвычайно важно во всяком бою. Опыт войны убеждает, что умение ориентироваться, особенно ночью, в туман и при плохой видимости, иногда играет решающую роль в ведении боя. Незнание приемов ориентирования может привести порой к весьма печальным последствиям.

Прекрасные образцы умения ориентироваться в сложных условиях ночного боя показали наши солдаты и офицеры в Великой Отечественной войне. В битве за Полтаву, например, части действовали под покровом ночи в густом тумане, когда в пяти шагах ничего не было видно. Каждое подразделение и каждая часть имели заранее намеченные для них маршруты, точно выдержали заданные направления и успешно выполнили задачу.

Для того чтобы правильно выдержать направление и сохранить боевой порядок, в подразделениях нередко выделяют специальных проводников, которые хорошо умеют пользоваться компасом, свободно ориентируются по различным приметам н признакам. Подчас они с успехом используются и как разведчики, связные, посыльные. Бывшие охотники и следопыты особенно незаменимы в таких случаях.

Что же понимать под ориентированием? Слово «ориентироваться» обычно употребляется в смысле разобраться в чем-либо. Однако истинное значение слова связано со сторонами горизонта, с ориентированием на местности. Происходит оно от латинского oriens , что значит «восток». И это не случайно. Восток с древнейших времен считался важной стороной: отсюда появлялось солнце - источник света и тепла на земле. На восток молились, его почитали; поэтому алтари православных церквей обращены именно на восток. Таким образом, в самом слове уже заложена часть его содержания: указание направления по отношению к одной из сторон горизонта.

Ориентирование на местности и заключается в умении определять на ней стороны горизонта, в умении определять свое положение по отношению к окружающим предметам. В конечном итоге это приводит к выбору нужного направления, что осуществляется практически измерением угла на местности. Нужное направление (угол движения) может быть взято:

1) по отношению к сторонам горизонта (чаще всего по отношению к точке севера);

2) по отношению к предмету (ориентиру), видимому с точки стояния на местности.

I. Ориентирование по сторонам горизонта

Стороны горизонта на местности определяются:

1) по компасу;

2) по небесным светилам;

3) по различным особенностям местных предметов.

Прежде всего каждый обучающийся должен научиться определять стороны горизонта по компасу, в частности по светящемуся компасу, приспособленному для работы ночью. Этим простейшим и основным прибором для ориентирования обучаемый должен владеть в совершенстве. Не обязательно иметь универсальный компас Адрианова, можно хорошо работать и с обыкновенным светящимся компасом. При тренировке надо добиваться безошибочного определения как главных направлений сторон горизонта, так и промежуточных и обратных направлений. Умение определять обратные направления очень важно, и при тренировке необходимо уделить ему особое внимание.

Наблюдатель должен хорошо запомнить на местности направление на север, для того чтобы с любой точки стояния суметь указать стороны горизонта без компаса, на память.

По сторонам горизонта все же не всегда можно с точностью определить направление движения.

Обычно оно берется в известной степени приближенно, например по отношению к точкам севера, северо-востока, северо-северо-востока и т. д., причем не всегда совпадает с ними. Более точно направление может быть взято, если движение совершается по азимуту. Поэтому совершенно необходимо познакомить обучаемого с элементарными понятиями об азимуте. На первых порах надо добиться, чтобы он умел: 1) определять азимут на местный предмет и 2) двигаться по заданному азимуту. Что же касается подготовки данных для движения по азимуту, то это возможно сделать тогда, когда обучаемый научится читать карту.

Насколько важно уметь двигаться по азимуту, видно из следующего примера. Некая стрелковая дивизия вела ночной бой в одном из лесных массивов на брянском направлении. Командир решил окружить войска противника. Успех выполнения задачи в значительной мере зависел от точного следования по заданным направлениям. Всем, от командира отделения и выше, надо было идти по азимуту. И умение двигаться по компасу сыграло здесь свою роль. В результате мастерски проведенного ночного маневра была разгромлена целая дивизия противника.

При отсутствии компаса ориентироваться можно по небесным светилам: днем - по Солнцу, ночью - по Полярной звезде, Луне и различным созвездиям. Да и при наличии компаса следует знать простейшие приемы ориентирования по небесным светилам; ночью по ним легко ориентироваться и выдерживать маршрут.

Существует ряд способов определения сторон горизонта по Солнцу: по его положению в полдень, по восходу или заходу, по Солнцу и тени, по Солнцу и часам и т. д. С ними можно познакомиться в любом руководстве по военной топографии. Достаточно подробно описаны эти способы В. И. Прянишниковым в интересной брошюре «Как ориентироваться»; имеются они и в известной книжке Я. И. Перельмана «Занимательная астрономия». Однако не все из указанных способов применимы в боевой практике, так как для их выполнения требуется немало времени, исчисляемого не минутами, а часами.

Наиболее быстрым является способ определения по Солнцу и часам; этот способ нужно знать каждому. В полдень, в 13 часов, Солнце находится почти строго на юге; около 7 часов утра оно будет на востоке, а в 19 часов на западе. Для нахождения линии север - юг в другие часы суток нужно вводить соответствующую поправку из расчета, что за каждый час видимый путь Солнца по небосводу составит примерно 15°. Видимые диски Солнца и полной Луны имеют в поперечнике около полуградуса.

Если учесть, что часовая стрелка за сутки дважды обходит циферблат, а Солнце за это же время совершает свой кажущийся путь вокруг Земли лишь один раз, то определить стороны горизонта можно еще проще. Для этого нужно:

1) расположить карманные или ручные часы горизонтально (рис. 1);

Рис. 1. Ориентирование по Солнцу и часам

3) разделить угол, образованный часовой стрелкой, центром циферблата и цифрой «1», пополам.

Равноделящая линия и определит направление север - юг, причем юг до 19 часов будет на солнечной стороне, а после 19 часов - там, откуда двигалось солнце.

Надо иметь в виду, что этот способ не дает точного результата, однако для целей ориентирования он вполне приемлем. Главная причина неточности заключается в том, что циферблат часов располагается параллельно плоскости горизонта, видимый же суточный путь Солнца лежит в горизонтальной плоскости только на полюсе.