Составьте предложение со словом дождь. Закрепление изученного материала

И так ребята,давайте с вами откроем тетрадочки, и запишем сегодняшнюю дату.

Какое сегодня число?

(записываю дату на доске)

Давайте внимательно посмотрим на дату. Какая орфограмма нам с вами встретилась в слове «сентября»

Верно. Давайте выделим корень слова и подчеркнем орфограмму (выделяю корень на доске, подчеркиваю букву «я».) Какое мы подберем проверочное слово?

Молодец. Проверочное слово-сентябрь. Пишем букву «я».

Что нам нужно записать после даты?

Верно. Запишем.

(пишу слово «классная работа» на доске.)

Кто нашел орфограмму в слове «Классная»

Правильно. Удвоенная соглассная в корне. Давайте выделим орфограмму.(выделяю корень и подчеркиваю орфограмму на доске)

И так ребята, мы сегодня с вами будем много писать. Но все мы знаем, что писать в тетради нужно только грамотно и красиво. И на нашей минутке чистописания я хочу предложить вам записать следующие предложение:

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -

Кто записал, ваша задача найти все имена существительные, подчеркнуть их простым карандашом и наверху тоже простым карандашом написать падеж этого слова.

Кто готов тихонечно хлопните в ладошки.

И так, проверяем.

Ребята, у все так?

У кого не так?

И так, скажи пожалуйста, что тебе помогло определять падеж имен существительных?

Верно. Определить падеж можно при помощи вопроса. Посмотрите на доску. На ней прикреплены карточки с названиями падежей и вопрсам к ним. Но осенний ветер все разметал. Давайте попробуем все расставить на свои места.

Для начала давайте разберемся, какой падеж за каким должен стоять.

Давайте поработаем по цепочке.

Вадим, начинай.

(магнитиками переставляю падежи по местам)

Молодцы ребята, все падежи у нас стоят на нужных местах. Теперь осталось только правильно подобрать к ним вопросы.

Ваня, какой вопрос у нас у именительного падежа?

Стас, родительный падеж на какой вопрос отвечает?

Данил, вопрос дательного падежа?

Дамир, тебе винительный падеж.

Ваня. Какой же вопрос у творительного падежа?

И последнее, Вадим, какой у предложного падежа вопрос?

Молодцы ребята, хорошо поработали и все поставили на места.

И так, ребята, кто мне напомнит, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

Хорошо, а кто мне назовет что необходимо знать, чтобы провести морфологический разбор имени существительного?

Правильно. Молодцы ребята. Все признаки назвали.

И так, как определить падеж мы с вами вспомнили.

А вспомнить, как определять род и склонение нам поможет наш учебник. Давайте его откроем на страничке 31 и посмотрим на упражнение 1.

Вадим, читай задание.

И так, нам с вами нужно определить род и склонение существительного, которое в начальной форме заканчивается на « бо»

Давайте подберем и запишем слова, которые могут так заканчиваться.Хорошо, запишем.

Определить род нам поможет небольшой стишок.Но его нужно слушать очень внимательно.

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

И так, какой же род у существительных, заканчивающихся на «БО»

Давайте определим склонение. Посмотрите, на доске табличка, она вам поможет

Верно. Как ты определил?

Молодец. И так, следующие слово, у которого мы должны определить род и склонение, заканчивается на «це».

Что это могут быть за слова, которые так заканчиваются?

Давайте запишем 2 понравившихся вам слова.

Какой род будет у этих слов?

Верно. Давайте определим склонение.

Хорошо, следующие слово.

Оно у нас заканчивается на «я».

Что это могут быть за слова?

Так, запишите 2 слова, которые вам больше всего понравились.

Какой род у всех этих слов?

Как опрделили?

И какое же будет склонение?

Почему первое?

Верно. Следующие слова заканчиваются на «нь».

Давайте подберем эти слова.

Хорошо, запишем эти слова. Какой род у этих слов?

А склонение?

Записали это.

Следующие слово заканчивается на «тр»

Молодцы. Записали 2 слова, которые заканчиваются на «тр»

Давайте определим род этих слов.

Правильно. А какого они склонения?

Хорошо. Как же у нас заканчивается следующем слово?

Давайте придумаем слова с этим окончанием.

Запишем 2 понравившихся слова.

Какой род у этих слов?

А какое склонение? Первое, второе, или третье?

Верно, молодцы.

И последнее слово у нас заканчивается на букву «а». Что это за слова?

Молодцы. Записали 2 слова.

Какого рода вс эти слова?

А какого склонения?

Ребята, что же мы с вами сейчас учились делать?

Верно ребята. А вам это показалось легкой или сложной работой?

И так, обобщим. Как же нам определить род существительного?

Верно. А склонение мы как определяем?

Молодцы ребята. Сейчас мы проверим, как вы умеете быстро находить морфологические признаки в словах.

На страничке 31 есть упражнение 2.

Дамир, прочитай пожалуйста задание.

Так, давайте наовем род у всех слов в первой группе.

Так ребята, род будет общим морфологическим признаком для всех слов?

Верно. Давайте посмотрим, в каком падеже стоят все эти слова?

Будет ли падеж общим морфологическим признаком?

Верно. Кто мне скажет в каком числе стоят все эти слова?

Число будет общим признаком?

Правильно. А одушивленные ли они?

Будет ли это общам признаком?

Какой признак мы еще не определили?

Верно. Какого склонения все эти слова?

Правильно. Как вы это определили?

Склонение будет общим признаком?

А есть ли среди этих слов имена собственные? Или все они нарицательные?

И так, еще раз, какие общие морфологичские признаки для всех этих слов?

Молоцы, все признаки правильно определили.

Попробуйте со второй цепочкой справится самостоятельно.

Кто готов- тихонечко хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. Это общие морфологические признаки.

А по какому признаку они отличаются?

У всех так?

И последняя третья строчка. Выполняем ее самостоятельно.

Кто готов, хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. И так,какой же признак не стал для них общим?

Молодец. Скажи пожалуйста, а что ты такого сделал со словами, чтобы определять морфологические признаки?

Правильно. Ребята, все морфолонические признаки мы можем назвать только указав начальную форму.

А теперь давайте встанем из-за своих мест и немножечко разомнемся.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

(шаг на месте)

Встанет рано поутру,

(подтгивание)

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

(качание головой вправо-влево)

Повороты выполняет.

(повороты туловищем)

Молодцы, а теперь тихонечно садимся.

И так, последнее на сегодня упражение, под цифрой три.

Чтобы нам его успешно выполнить, давайте вспомним, какие у имен существительных есть постоянные признаки?

Почему их назвали постоянными?

Верно. Если слово стоит например и мужском роде, то женского рода мы его никак не сможем сделать.

И так, а какие же непостоянные признаки?

И так, Дима, прочитай пожалуйста стихотворение с выражением вслух.

Спасибо Дима.

И так, какие существительные вам встретились в этом стихотворении?

Верно. И так, ваша задача найти и выписать существительные, которые имеют одинаковые постоянные и непостоянные признаки.

Кто нашел, выписал,и указал все эти признаки тихонечко хлопает в ладоши.

И так, проверяем.

Какие слова с одинаковыми постоянными признаками вы нашли?

Хорошо. А какие у них одинаковые непостоянные признаки?

Правильно ребята. А сейчас найдите слово, которое имеет следующие признаки: нерицательное, неодушивленное,мужского рода, второго скланения. Единственного числа, именительного падежа.

Ребята, это было очень сложное задание, но мы справились.

А сейчас откройте пожалуйста свои дневнички и запишите домашнее задание. И так, дома вам нужно будет выполнить на страничке 33

упражнение № 4.(записываю задание на доске)

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного
– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. Запись по памяти.
Над Смехоградом ударил гром, Дракон спустился на смеходром.
(Г. Сапгир)
– Проверьте свою запись. Подчеркните орфограммы.
2. – Выпишите однокоренные слова.
– Что ещё объединяет эти слова? (Это сложные слова.)
– Существуют ли эти слова на самом деле?
– Что они обозначают? Что вам подсказывает их значение? (Второй корень:
смехоград, как Волгоград, Калининград, а смеходром – как космодром,
аэродром.)
– Действительно, такие слова не существуют, они придуманы автором –
Генрихом Сапгиром, но образованы они по законам русского языка: состоят из
двух корней и соединительной буквы о.
– Подберите к ним ещё 2–3 однокоренных слова. П Можете придумать новые
слова, как Г. Сапгир.
3. – Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения.
4. – Назовите имена существительные. Что их все объединяет? (Относятся ко
2­му скл.)
– Определите падеж имен существительных.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.

II.
Формулирование
проблемы.
2. Словарная работа.
– Послушайте и сгруппируйте слова:
1) с одной буквой с;
2) с удвоенной буквой с.
Матрос, касса, масса, ссора, простор, трос, профессия, киоск.
– Прочитайте слова по столбикам. Что можно сказать о склонении этих
существительных? Как подобраны слова? (Слова с одной буквой с 2­го
склонения, слова с удвоенной буквой с – 1­го склонения.)
– Перечислите все признаки, которые вы знаете у имён существительных.
Называют признаки в свободном порядке. Учитель их записывает на доске
(можно «разбросать»).
– А теперь попробуем их собрать. Как их можно сгруппировать?
(Если называли конкретные признаки: м.р., ж.р., В.п. одуш. и т.д.)
– В каком порядке их моно выстроить? Что для этого нужно знать? Назовите
тему урока, на котором мы будем «выстраивать» признаки в определённом
порядке.
Записывается тема урока:
Морфологический разбор имени существительного.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
III. Открытие
новых знаний.
Морфологический разбор имён существительных.
1. – Вспомните, в каком порядке вы разбирали имена существительные в 3­м
классе.
– Проверьте себя.
Чтение текста в рамке после упр. 165.
– Какова последовательность в расположении признаков при морфологическом
разборе имени существительного?
– Что значит постоянные признаки? А непостоянные?
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в

соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
– Какие признаки относятся к постоянным? К непостоянным?
2. Работа в учебнике
1. Упр. 165.
Сначала ученики читают задание и отрывок из рассказа К. Паустовского
«Кот­ворюга». В тексте находят и подчёркивают имена существительные.
Затем задание читается до конца, дети и учитель анализируют образец
разбора, затем 2–3 имени существительных разбирают коллективно,
остальные слова самостоятельно с дальнейшей проверкой – проговариванием
вслух.
2. Упр. 166 – развивается умение производить морфологический разбор имён
существительных, а также совершенствуются орфографические и
пунктуационные навыки.
Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.
3. Дополнительно.
Упр. 78 («Дидактический материал»). Объяснительный диктант.
Текст записывается без предварительной подготовки, затем дети
объясняют выбор буквы на месте пропусков, постановку знаков препинания,
выполняют задания к упражнению.
– При характеристике имени существительного в тексте какие признаки мы
указываем сначала, а какие потом? (Падеж, число – непостоянные.) Почему?
(Потому что слово в тексте изменяется, стоит в какой­то форме; эти признаки
можно определить сразу, а постоянные признаки – по начальной форме.)
– А при выполнении морфологического разбора как располагаются признаки?
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
Упр. 4, кн. 2, с. 13.

Данные об авторе

Чашева Зоя Викторовна

Место работы, должность:

МБОУ "СОШ №12 г.Йошкар-Олы"

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1.Систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».

2.Научить выполнять морфологический разбор имени существительного.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК «Перспектива»

Краткое описание:

Систематизация знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание .

В написании каких букв встречается элемент «Верхняя петля»?

Пословица недаром молвится .

Что значит молвится, недаром? Как можно сказать по-другому?

Объясните смысл этой пословицы.

  1. Актуализация знаний.

Составьте пословицу, выбрав нужные слова: нашла, коса, вода,на. камень, косит.

Нашла коса на камень.

Когда так говорят?

Послушайте задания к этому предложению. Нужно выполнить:

  • фонетический т.е. звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.
  • Кто выполнил разбор верно: Аня или Ваня?
  • выполнить морфемный разбор (т. е. разобрать слово по составу) слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (камень).
  • Выполнить синтаксический разбор предложения. (работа у доски).
  • Выполнить морфологический разбор слова камень.(проблемный вопрос).

Какое из заданий вам показалось незнакомым?

Что значит выполнить морфологический разбор? Как можно сказать по-другому?

Прочитайте как называет морфологический разбор профессор Самоваров? Я уверена, что вы сможете его выполнить. Почему?

А помогут нам в этом « Шаги к умению» и наши знания об имени существительном.

1.шаг. - назовите часть речи.

2 шаг. - Укажите начальную форму . Что такое начальная форма?

Поставьте в начальную форму имена существительные: об осени, на крыльце, за хлебом, у дома, на крыше.

3 шаг. Определи признаки имени существительного .

Признаки бываю постоянные (неизменяемые) и непостоянные (неизменяемые): выберите постоянные признаки.

Собственные или нарицательные.

Какие слова называем собственными? Нарицательными?

Запишите ответы викторины:

Страна, где по совету К.Чуковского опасно гулять?

Что твердил доктор Айболит, спеша в Африку к больным зверям?

Какая сказочная героиня занималась неквалифицированным трудом: перебирала крупу, чистила печь и убиралась в доме?

Фамилия поэта, который написал стих «Черемуха душистая»?

Спутник Земли

Самая большая река России.

В каком случае одинаковые по звучанию слова будут собственными. В каком - нарицательными?

Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Поля рано вышла в поле.

Одушевленные или неодушевленные.

Как превратить неодушевленные существительные белки. Козлы - в одушевленные?

Какое из существительных полька, чешка, голландка, француженка может быть только одушевленным?

Род имен существительных.

Какого рода могут быть имена существительные?

Определите род имен существительных: кофе (с.р), повидло (с.р.), вермишель (ж.р), какао (с.р.), пюре (с.р.) картофель (с.р.).

Представьте себе, что вы в кафе(кстати слово тоже среднего рода французского происхождения) делаете заказ, используя данные слова в сочетании с именами прилагательными в нужном роде.

У наших героев Ани и Вани возник вопрос в определении рода. Помогите их рассудить.

Папины и мамины часы.

Ваня выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять существительных женского рода. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на комоде. И он спрашивает Аню:

Аня. Часы по-твоему какого рода?

Какие часы? - спрашивает Аня

Папины часы, - отвечает Ваня.

Аня, не задумываясь решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а если мамины - то женского»

Правильно ли она рассуждает? Какого рода часы?

(Род определяем только у существительных единственного числа. Если существительное множественного числа. Ставим его в форму единственного числа, если это невозможно- род не определяем).

Непостоянные признаки.

Число.

Продолжите мою фразу:

Когда существительное обозначает один предмет, оно употреблено в……,

Когда несколько предметов -………

Докажите, что число имен существительных - это признак непостоянный.

Измените число: ученик -….., ребенок - ….., человек - …..

Золото-…., кислород….., железо -……

Среди существительных есть, не секрет.

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

Вспомнить вы их попытайтесь слов пять.

И постарайтесь их мне назвать.

(очки, духи, чернила, ворота, каникулы, шахматы, ножницы).

Падеж.

Сколько падежей в русском языке? Если падеж категория изменяемая. Измените по падежам слово школа (по цепочке).

Как правильно сказать?. Запишите ответ и определите падежи имен существительных:

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

У рыбей нет зубей. Или как-то еще?

  1. Шаг. Чем является в предложении?.

Посмотрите, как выполнил разбор Ваня. Как он оформил запись.

Вот теперь мы можем разобрать слово камень.

(выполняют разбор совместно с учителем. Образец записи - на доске.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 75.

Упражнение 76. (исправьте ошибки письменно).

  1. Итог урока.

Чему мы сегодня научились на уроке?

  1. Домашнее задание упр. 77 выполнить морфологический разбор выделенных существительных.
  2. Оценивание ответов обучающихся .

Андреева Алёна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Конспект урока с презентацией русского языка в 6 классе по теме: «Морфологический разбор имени существительного». (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

План урока:

1.1. Организационный момент.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся.

2.1. Изучение нового материала.

2.2. Закрепление и применение знаний.

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

3.1. Рефлексия.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание.

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на уроке? Готовы ли вы к уроку?

1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся. Целеполагание.

Для того чтобы перейти к изучению нового материала, нужно повторить всё, что вы знаете об имени существительном. Выполните тест. (Приложение №1)

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Морфологический разбор имени существительного».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Научиться правильно разбирать существительное как часть речи).

2.1. Изучение нового материала

Прочитайте п.50, составьте в тетради краткий план морфологического разбора существительного. (Индивидуальная работа).

Итак, а теперь сверьте свои записи с записями на слайде. (Самопроверка).

2.2. Закрепление и применение знаний

Выполним упр. 282. (Работа в парах, взаимопроверка).

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Выполните задание на слайде. (Самостоятельная работа).

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (На слайде)

А сейчас поиграем в игру «Лови ошибку» -исправьте ошибочное утверждение об имени существительном. Для этого нам надо объединиться в группы.

А теперь мы подведем итог всему, над чем работали на уроке.

Отгадайте кроссворд «Признаки имени существительного».

3.1. Рефлексия

Что нового вы узнали для себя на уроке?

Довольны ли своей работой?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе смайликов и принесите мне. Урок понра-вился - покажите смайлик с улыбающимся лицом, нет - с грустным лицом.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание: п. 50, по выбору:

Упр. 283 или -сочинить лингвистическую сказку о признаках существительного или

Составить кроссворд

Приложение №1.

Тест.

1) Что значит - сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите собственные имена существительные:

а) тетрадь

б) Александра

в) цветок

г) Волгоград

д) город

3. Существительное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) признак действия

4) Укажите неодушевленные имена существительные:

а) снег

б) дерево

в) мужчина

г) гражданин

д) лист

5) Укажите существительные мужского рода:

а) доктор

б) небо

в) берег

г) поляна

д) облако

6) Укажите разносклоняемые существительные:

а) земля

б) время

в) ночь

г) путь

д) жгут

7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:

а) листья

б) ветры

в) ножницы

г) носки

д) каникулы

Тема урока «Морфологический разбор имени существительного». 6 класс

Методическое обеспечение:

Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов, составленной с использованием материалов ФГОС основного общего образования, и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

    Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль) обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

    Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

    Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Морфологический разбор имени существительного».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а) создание положительно-эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята!

Письмо от деда мороза

Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?

Дорогие ребята 6 А класса!

Я получил ваши письма. Спасибо вам большое за поздравления!

Вот уже наступает зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, зимние прогулки и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.С любовью к вам, ваш Дедушка Мороз.

Ну что, ребята, порадовало вас письмо?

А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?

(ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д .)

А какой частью речи являются все эти слова?

(ответы учеников: имя существительное )

А почему вы решили, что это имена существительные?

(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное )

Молодцы, ребята! Совершенно верно.

2. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 5).

Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.

(запись в тетрадь числа и темы урока )

Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.

3.1 . - Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.

Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.

В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек.

По финской традиции, к непослушным детям этот зимний старик приносит розги, а послушным подарки.

Но у всех народов есть одна общая традиция.

Ребята, как вы думаете какая?

(ответ: приносить в дом елку, наряжать елку ). (Слайд 6).

Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I , т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.

С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.

3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд 7). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:

Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь 4 .

делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении )

3.3 . Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж). Подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Слайд 8).

А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре.

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине «На севере диком».

а) Игра «Соколиный глаз». (Кто больше найдет слов с известными орфограммами и пунктограммами).

(орфограммы: вырастала (ро с/раст ); безуд. гласная в корне слова: в ле су (ле с), на го ре (го ры), ле дышки (лё д); проверяем. согл. в корне слова ледыш ки (ледыше чка); на ши шках (жи, ши); паль тишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;

пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в сложном предложении (чертим схемы)

б) Лексическая разминка.

I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (игла)

II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)

в) - А как вы считаете слово «елка» является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта.

Орфографический словарь

ёлка , -и, р. мн. ёлок

Большой толковый словарь

ЁЛКА, -и; мн. род. ёлок, дат. ёлкам. ж.
1.
=Ель.
2.
Ель, срубленная и украшенная к празднику Рождества или Нового года. Новогодняя, рождественская ё. Нарядная ё. На ёлку повесили золотые шары, хлопушки, блестящий дождь. Танцевали у ёлки, под ёлкой. Пора зажигать ёлку
(зажигать свечи или гирлянды электрических лампочек).
3.
Новогодний или рождественский праздник с танцами и играми вокруг украшенной ели. Устраивать ёлку. Ходить на ёлку. Весёлая ё. Билет на ёлку. ◊ Ёлки зелёные; ёлки-моталки, в зн. межд. Разг.-сниж.
Выражает недовольство, досаду, удивление и т.п. Ну и погодка, ёлки зелёные! Ты зачем это сделал, ёлки-моталки! Е-ые игрушки. Е-ая хвоя. Ё. базар
(на котором продают ёлки или игрушки для них). Ёлкой, в зн. нареч.
=Ёлочкой. В ёлку, в зн. нареч.
=В ёлочку.

Русское словесное ударение

ёлка, -и; р. мн. ёлок

4. Обобщение и систематизация понятий по теме

«Имя существительное»

Ребята, все мы узнали о слове «ёлка», и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд 9).

Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.

а) повторение и систематизация ЗУН.

Слайд 9. Работа в группах:

Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на повторение морфологических признаков имен существительных.

(используется раздаточный наглядно-дидактический материал)

    Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»

    Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»

    Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака «Род имени существительного».

    Загадки. Определение морфологического признака «Склонение»

    Кроссворд. (Определение числа им. существительного)

4.1.Слайд 10. Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»:

новый год

Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)

каникулы

О каком признаке им. существительном мы вспомнили?

4.2. Слайд 11,12. Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»


рукав рыбка тыква волк


По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?

Ответ: одушевленные: рыбка, волк, скворец

неодушевленные: рукав, тыква, елка

4.4. Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака «Склонение».

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька) 1 скл.

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка) 1 скл.

Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин) 2 скл.

Вот ещё одна загадка

девочкам и мальчикам:

кто рождается в кармане

с маленьким карманчиком?

(Кенгуру) несклон. имя сущ.

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши) 3 скл.

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти) несклон. им.сущ.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время) (разносклоняемое имя сущ.)

Составьте таблицу «Склонение имен существительных», заполнив ее примерами. (Обращаю внимание на правописание слов)

Несклоняемые

Разносклоняемые

Со сулька

Хло пушка

Се рпантин

Ке нгуру Ко нфетт и

Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

(ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение ).

А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?

(ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению )

4.5. Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.


По горизонтали
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?

Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь(ед.ч.), СНЕГ(ед.ч.).

б) Физкультминутка.

в) обобщение ЗУН:

1) работа с учебником

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.

2) решение проблемного вопроса

Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?

(ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)

3) Закрепление изученного материала.

а) выполнение морфологического разбора имени существительного

Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова «зиму 3 » (Слайд 17)

4) проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд 18).

а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и

дифференцированно): морфологический разбор имен существительных I вариант «прилетел с неба 3 », II вариант «убежал в землю 3 »

б) взаимопроверка.

Опрос: - кто выполнил без ошибок (молодцы),

У кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

У кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или

одноклассника, справившегося с заданием).

5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

а) Завершение работы.

Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!

А какая у нас елочка? (Слайд 19)

(ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительного. )

А какое у вас настроение?

(ответ: радостное, праздничное)

б) Рефлексия (Слайд 20)

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

в) выставление оценок.

г) домашнее задание. ( Слайд 21).

§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.

6. Оргмомент. Завершение урока. (Слайд 22)

– Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!