Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения. Развитие интеллекта и умственное развитие школьников. Продукты, полезные для улучшения памяти

Родителям ученика просто необходимо прочитать эту статью, если ребенок стал излишне рассеянным и плохо запоминает новую информацию. Особенно переживают родные первоклассников, на чьи головы обрушивается горы учебных материалов. Детский психолог может объяснить это тем, что школьники сейчас перегружены лишними знаниями, поэтому в мозгу срабатывает «предохранитель» и отсекает все то, что посчитает ненужным. Но есть несколько рекомендаций, как улучшить память ребенку .

Что представляет собой человеческая память?

Память – это способ отразить окружающий нас мир путем усвоения, сохранения и применения полученного опыта в будущем. При отсутствии ее человек не смог бы развиваться.

Виды памяти:

1. По типу психической активности она делится на словесно-логичес кую и образную (визуальную, аудиальную, кинестетическую) .

2. По видам деятельности – на произвольную и непроизвольную.

3. В зависимости от того, участвует ли в процессе запоминания мышление: опосредованная (участвует) или неопосредованная.

4. В зависимости от того, насколько долго хранится информация: долго- и кратковременная.

Иногда даже не нужны специальные упражнения, необходимо только обеспечить ребенка нужным типом информации. В последнее время на слуху такие понятия, как визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (осязательный) и дискретный (субъективно-лог ический) способы получения информации из окружающего мира. Чтобы эффективнее проводить упражнения на закрепление в памяти новых данных, необходимо сначала определить, кем является ребенок: визуалом, аудиалом, кинестетиком или дискрет. Многие родители замечают, что для того чтобы запомнить что-то новое, их ребенок должен сначала это увидеть. И сколько бы ему не читали стихотворение, он его пропускает мимо ушей. Перед нами обычный визуал. А вот аудиалу нужно стих прочитать вслух, только тогда он его запомнит. Такой ребенок в процессе выполнения домашнего задания может постоянно бубнить себе под нос, заучивая правила.

Разобравшись, к какому типу относится ребенок, и обеспечив ему необходимые условия для учебы, можно быстро улучшить память без упражнений . С другой стороны, у детей еще достаточно развиты сразу несколько типов памяти, поэтому родители должны контролировать, чтобы школьник запоминал информацию разными способами. Пусть мама и ребенок читают друг другу по очереди, а также пересказывают услышанное и прочитанное.

Как происходит процесс формирования памяти в зависимости от возраста

Ученики начальных классов лучше запоминают материал с помощью карточек с рисунками ярких цветов или же посредством развивающих игрушек и игр. Это результат работы наглядно-образно й и непроизвольной памяти.

Ученики средних классов уже применяют произвольную и словесно-логичес кую память. Ее развитие очень важно для успешного обучение школьника. Когда ребенок запоминает всю информацию, которая требуется в рамках учебной программы, а не только то, что ему нравится, тогда формируется основа для эффективного школьного обучения.

Именно это правильное систематическое обучение помогает ученикам сформировать к старшим классам хорошо развитую словесно-логичес кую память.

1. Начните тренировки как можно раньше. Наиболее эффективны такие занятия до 12 лет. После этого возраста усвоение информации из окружающего мира ухудшается. Вот почему говорят, что дети гораздо легче взрослых усваивают иностранные языки. Поэтому стоит потратить свое время сейчас, чтобы в будущем ребенок мог успешно учиться.

2. Уделите особое внимание развитию логической памяти. Учите ребенка осмысливать всю поступающую информацию, а не бездумно складывать на «антресоли» разума. Сначала ваш ученик должен разбить весь материал на отдельные блоки, после чего найти логические связи, существующие между ними.

3. Заставляйте одновременно работать логическую и образную память. Пусть ребенок попытается отобразить изученное в виде графиков, таблиц, схем и рисунков.

4. Позаботьтесь о том, чтобы школьник читал качественную литературу. Сейчас детей очень сложно оторвать от мультфильмов, игр или социальных сетей. Поэтому в семье должен быть культ книги, чтобы ребенок с раннего возраста читал и видел, как читают родители. Читайте ребенку на ночь, делитесь с ним впечатлениями от прочитанной книги, предложите что-то действительно интересное. Если школьник уже высказывает мнение, что бумажная книга – это несовременно, то пойдите на компромисс и купите ему электронную книгу или планшет, куда сразу запишите те произведения, которые, по вашему мнению, стоит прочитать в его возрасте. Только не надо предлагать ребенку книги из школьного списка литературы, принуждением тут ничего не решить.

5. Пусть ребенок освоит что-то новое. Очень хорошо развивают память кружки (рукоделия, сценического мастерства, рисования, игры на гитаре, иностранного языка) и спортивные секции (особенно шахматы). Выберите то направление, которое наиболее ему интересно.

6. Постоянно расширяйте словарный запас. Пусть вся семья участвует в веселой игре «Новый день – новое слово». Изучайте ежедневно какое-нибудь заковыристое слово, которое и взрослые не все знают. Начните с дезоксорибонукле иновой кислоты, а дальше по очереди ищите что-нибудь интересное и рассказывайте другим.

7. Следите, чтобы ребенок больше заучивал наизусть. Контролируйте, чтобы школьник учил заданные в школе стихи, расскажите о любимых поэтах, прочитайте и предложите выучить хотя бы несколько строчек.

8. Запоминайте числа – это прекрасно улучшает память (номера телефонов, дни рождения друзей и родственников, автомобильные номера и т.д.). Соревнуйтесь, кто больше запомнит, заодно и себе память приведете в порядок.

9. Придумывайте «запоминалки», в которых трудная информация закладывается в песню, стих, фразу или аббревиатуру. Так в детстве запоминают цвета и английский алфавит.

Специально для сайт
При использовании материала прямая ссылка на сайт обязательна!

Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.


Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.

Что нужно мозгу для улучшения памяти

МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С

Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.

Главным образом это и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.

  • Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
  • Витамины Е и не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
  • Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.

Микроэлементы для памяти детей

  • . Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
  • . Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
  • Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
  • . Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
  • . Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.

Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.

Полиненасыщеные кислоты


Полиненасыщенные жирные кислоты питают мозг ребенка, повышая его умственные способности и моторно-зрительную координацию

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.

Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.

Ароматерапия для улучшения памяти

  • Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
  • Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
  • Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
  • Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.

Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.

Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.

В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.

Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.

Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.

Составление меню

Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.

  • Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
    Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю.
  • Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
  • Составьте заранее на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
  • Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
  • Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.

И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.

Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:


Правила, даты, формулы, теоремы – львиная доля успеха в учебе зависит от памяти. Если память хорошая, ученику достаточно объяснений учителя, данных на уроке. Если же в голове «ветер» – не помогут и длительные зубрежки. Как же развить память школьника?

Сначала небольшой тест, чтобы вы оценили, насколько у вас и ребёнка хорошая паямть. В течение 2 минут ознакомьтесь с приведенными ниже словами. Закройте список. Воспроизведите слова, которые вы запомнили: Кресло, чашка, леопард, брюки, персик, самолет, береза, озеро, ладонь, гроза, баскетбол, флейта. Если вы запомнили 12-8 слов у вас высокий уровень запоминания. 8-6 слов – уровень средний, пока нет повода для беспокойства. 6-0 слов – пора принимать меры.

По мнению Алексея Алексеева, врача невролога из Клиники нервных болезней МГМУ им. И.М. Сеченова: «В офисных центрах редко встретишь человека без тревожных нарушений памяти. Таких людей не надо лечить, им нужно объяснить, что необходимо по-другому посмотреть на свою жизнь. Они живут по принципу: доктор выписал таблеточку и все станет хорошо. При этом те факторы, которые собственно и вызывают тревогу, ухудшение памяти никуда не денутся и работа мозга улучшаться не будет». А вся проблема решается правильным режимом сна и бодрствования , поэтому школьнику важно высыпаться и получать нагрузки, адекватные возрасту.

А. Алексеев: «Во время активного познания, например, учебы – мозг схватывает информацию, но ее сортировка и усвоение происходят в основном во время сна. Поэтому, чем больше на вас наваливается новой информации, тем больше вы должны спать. В жизни же все происходит наоборот. Чем напряженнее работа и учеба, тем меньше времени для сна остается. Но если у вас много дел и вы еще постоянно тревожитесь, все ли вы успели сегодня сделать, то лучше увеличьте количество сна». Если же ваш школьник отлично высыпается, но проблемы с запоминанием и сортировкой информации не проходят, без помощи специалиста не обойтись.

Виды памяти

Различают следующие виды памяти: образная и словесно-логическая (по типу психической активности); произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности); непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить); кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип). У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько.

Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти). В практике запоминания иностранных слов учителя старой школы часто советуют записывать их несколько раз подряд, проговаривая про себя звучание и значение слова.

Тут расчет на срабатывание нескольких видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной.


Бытует мнение, что все дети делятся на «способных» и «неспособных» к обучению. Так считают практически все, и это вполне объяснимо, потому что все дети действительно делятся на «способных» и «неспособных» к обучению, и так было всегда.
Чтобы научить всех, учителю нужно приготовить и провести так назы­ваемый разноуровневый урок, в котором учесть способности каждого ребенка. Это делать очень не просто, и, как следствие, такие уроки бывают редкими. Они называются «открытыми», то есть демонстрационными, и показывают, что так работать можно, но только изредка.

Однако, выход есть, и он найден давно. Обычный школьный урок готовится для «среднего» ученика (ученика со «средними способностями»). Таких детей в классе примерно половина. Они и работают на уроке. Те, кто «выше среднего» (таких примерно четверть), на уроке отдыхают, успевая попутно делать свои дела. Те, кто «ниже среднего» (их тоже примерно четверть), на уроке «отсутствуют», но тоже чем-то заняты. И тех, и других учитель периодически «дергает», чтобы они не переставали осознавать себя участниками общего процесса.

Ученики из последней четверти часто имеют проблемы с «успеваемостью», но если все хорошо с поведением и прилежанием, то их «делают» успевающими с молчаливого согласия общества. Такое положение дел давно считается нормой. Иногда случается, что учитель не может наладить работу в классе. Причин может быть две: либо учитель просто не умеет этого сделать (не хватает знаний и опыта), либо в классе преобладают ученики с «низкими способностями» (не с кем работать).

Что же делать?
На самом деле решение проблемы есть. Но придется сделать одно небольшое допущение. Придется признать, что все дети изначально (от рождения) одинаково способны к обучению, если нет физиологической патологии. «Неспособность» к обучению – не врожденное, а приобретенное качество, которое, к тому же, имеет свойство накапливаться. Лучше других это знают учителя.

Что же является причиной «необучаемости», устранив которую можно неизменно добиваться хороших результатов?

Ответ на этот вопрос очень прост: непонятые слова. Это не единственная причина неспособности к обучению, но она – главная, потому что, устранив только её, мы немедленно получаем отличные результаты. Ребёнок (да и взрослый тоже) не просто начинает хорошо соображать и усваивать новый материал. У него появляется заинтересованность и желание учиться. Возьмите любую задачку, которую школьник не может решить. Спросите у него, как он понимает слова, из которых состоит условие задачки. Помогите ему прояснить те из них, которые он понимает неправильно или не понимает вовсе. После этого попросите его снова прочитать условие задачи. Что случится дальше, вы сами захотите мне рассказать.

Эту причину впервые установил и описал Л. Рон Хаббард во второй половине прошлого века, когда всерьёз занялся изучением проблем образования. Всякий, кто освоил технологию обучения и применяет её, не перестаёт удивляться тому, как она работает. Мальчишка, который давно забросил все школьные учебники, после нескольких занятий с использованием технологии обучения читает учебник физики даже на переменах. После прояснения нескольких химических терминов ученица с радостью заявляет, что она полюбила химию. Попробуйте спросить у любого школьника, что означает тот или иной термин.

Например, «математика» или «физкультура». Послушайте, что он вам ответит. А потом непременно посмотрите, что об этом пишет толковый словарь. На всякий случай. Одну девочку в музыкальной школе спросили, что такое «сольфеджио»? Она ответила, что это кабинет Марьи Ивановны на втором этаже. Услышав такой ответ, Мария Ивановна, наконец-то, начала прислушиваться к сотрудникам Прикладного образования СНГ, которые уже много дней безуспешно пытались донести до неё важность прояснения непонятых слов.

Можно упорно отрицать, что технология обучения работает, и продолжать утверждать, что есть дети, которых невозможно обучить. Я со всей ответственностью заявляю: это – отговорка, позволяющая безнаказанно допускать «брак» в образовании. С помощью технологии обучения можно научить любого ученика. И намного проще начать это делать в раннем возрасте, чем в 6-ом или 9-ом классе разгребать те «завалы» непонятых слов, которые накопились за всю его жизнь.

Введение

Порой на лестнице стою,
Стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я,

А может, вниз спускаться?

Рам Дасс

Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, примером тому могут служить Юлий Цезарь и Александр Македонский , которые знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ . А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Евреи из польской религиозной общины “Шасс Поллак” могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов “Талмуда”. Доминик О’Брайен , шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут! Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная память!". Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.

Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одних людей и не можем удержать в памяти имена других, запросто запоминаем одни встречи и вынуждены записывать другие, выполняем одни задания, а о других совершенно забываем, запоминаем некоторые сведения и быстро забываем другие? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.

1. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти. У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная памяти .Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную

Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

2. Способы улучшения памяти

Хорошая память складывается из трех компонентов : природного потенциала памяти, состояния памяти и тренированности памяти.

Природный потенциал памяти – это то, что дала нам природа. И этот факт приходится воспринимать как данность.

Состояние памяти - это тот компонент, который существенно изменяет потенциал памяти. Возможности мозга человека гигантские: количество клеток в человеческом мозге 14 миллиардов, а количество связей между ними не поддается подсчету. Но сам мозг -очень сложная динамическая структура, чувствительная практически ко всему, начиная с магнитных бурь, заканчивая тем, на каком стуле вы сейчас сидите. И что-то помогает нам улучшить память, а что-то, наоборот, сводит возможности мозга к минимуму. Ниже мы рассмотрим, что нужно сделать для того, чтобы улучшить память
Тренированность памяти – это уже ваши регулярные психофизические усилия над тем, как улучшить память. Ряд регулярных упражнений и тренировок могут в разы улучшить вашу память.

2.1. Физические нагрузки

Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, и уже одно это заслуживает того, чтобы регулярно (2-3 раза в неделю) посещать спортзал. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для раб

2.2. Полноценное питание

Углеводы.

Мозг составляет всего 5% от веса организма, но потребляет 50% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы содержатся в кашах. Особенно полезны гречневая и овсяная каши. Полезны макароны из твердых сортов пшеницы и картофель. В меньшей концентрации, но не менее необходимые для работы памяти углеводы находятся в овощах, фруктах и ягодах, самыми лучшими для памяти являются персик, банан, груша. Ну, а самый концентрированный природный
Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

Белки.

Роль белка для мозга и памяти огромная. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет, ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга. Поэтому регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню обязано присутствовать мясо. Особенно полезной считается говядина. В остальные дни вы можете потреблять рыбу, молоко, очень полезны для работы памяти творог и яйца. В рационе должно быть порядка 15% белков.

Жиры .

Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. При нормальном употреблении пищи, богатой углеводами и белками, человек получает достаточно жиров. То, что растительные жиры предпочтительнее животных, - общеизвестный факт. Единственное, на что необходимо обратить внимание, так это на рыбий жир. Омега-3 полиненасыщенная жирная кислота напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, если вы действительно хотите улучшить память, то в вашем меню должно быть не реже, чем 2 раза в неделю жирная рыба: сельдь, лосось, форель, семга. Жиров в рационе должно быть 15%.

2.3. Продукты, полезные для улучшения памяти

Для полноценной работы памяти нужно много полезных веществ и их соединений, и в каждом продукте содержатся элементы, необходимые для памяти.

Банан – источник хорошо усваиваемых углеводов, важнейших аминокислот: каротина, триптофана (пронейромедиатор серотонина), метионина, витаминов В1, В2, РР, С. Банан – лучший завтрак для памяти.

Яйца - кладезь веществ, необходимых для хороший памяти. Особенно богаты полезными веществами перепелиные яйца. Они сдержат витамины А, В1, В2, РР. Важные аминокислоты: лизин, цистеин, метионин, глютаминовая кислота, триптофан. Источник хорошо усваиваемого белка.

Пророщенные злаки . В проращенных пшенице и рже содержатся фосфор, калий, магний, марганец, кальций, цинк, железо, селен, медь, «умные витамины» группы В: В1, В2, В3, В5, В6, В9, а также Е, F, биотин. Эти вещества нормализуют работу и энергообеспечение мозга и сердца, наделяют стрессоустойчивостью, повышают иммунитет и защищают клетки мозга от старения.

Мёд – самый лучший источник углеводов. Его нужно использовать вместо сахара, так как он состоит из полезных для мозга, легко усваиваемых фруктозы и глюкозы. Также мед – это источник практически всех необходимых микроэлементов: в его составе 22 из 24, находящихся в крови человека. Жирная рыба – сельдь, лосось, форель, семга. Источник незаменимой жирной кислоты «Омега 3», которая важна для работы нервной ткани. Ее недостаток приводит к дегенеративным заболеваниям мозга. Эта кислота не синтезируется организмом, и ее необходимо употреблять с пищей, а в жирной рыбе ее особенно много.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

3.1. Проблема развития памяти

В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси хологии. Мы решили исследовать, как развита память у учащихся нашей школы. Исследования проводились среди учащихся восьмых классов нашей школы. Всего в тестировании принимало участие 55 учащихся из трех классов. Ребятам было предложено две методики.

Для первого исследования мы использовали Тест «Долговременная память» (Приложение1)

Основной задачей которого являлось выяснить объём кратко - и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений двадцати слов теста.

Ход работы: Произносится двадцать слов теста.. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания) Качество запоминания вычисляется по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов - результат удовлетворительный, если к третьему - хороший.

Таблица результатов №1 8 «А» класс

Из таблицы видно, всего 7% ребят справились с заданием с третьей попытки и, к сожалению, лишь 28% ребят справились с заданием в полном объеме.

Таблица результатов №2 8 «Б» класс

Слова

Из таблицы (2) видно, что только трое (12% ) ребят справились с заданием к третьему прочтению,а значит имеют хорошую кратковременную память. К пятому прочтению лишь 11(44% ) учащихся справились с заданием в полном объеме.

Таблица результатов 8 «В»

Из таблицы видно, что 25% ребят хорошо справились с заданием,но всего 44% смогли воспроизвести слова в полном объеме.

Тест долговременной памяти. По прошествии 30 минут повторяют слова. Если две трети слов - удовлетворительная оценка.

Таблица полученных результатов в 8 «А»

Число слов

Число учеников

% учащихся

Анализ теста на долговременную память в 8»А» классе показал, что у 13 учащихся данный вид памяти развит удовлетворительно. К сожалению, это лишь 52% от общего числа обучающихся в данном классе.

Таблица полученных результатов теста 8 «Б»

Число слов

Число учеников

% учащихся

Анализ теста на долговременную память показал, что 9 учащихся имеют удовлетворительно развитую память, а это 56% от общего числа учащихся в классе.

Число слов

Число учеников

% учащихся

12.5

12.5

12.5

12.5

Таблица полученных результатов теста 8 «В»

Анализ теста показал, что 6 учащихся,то есть всего 37% детей обучающихся в данном классе имеют достаточно развитую долговременную память.

Далее проводится тест на ассоциативную память. Говорят слова со связью по смыслу. Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста, не связанных по смыслу. На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого. (Приложение 2) Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов.

Таблица результатов: 8 «А»

Анализ теста на ассоциативную память показал: 8 учащихся(57% ) выполнили задание на 50%, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Таблица результатов 8 «Б»

Анализ теста на ассоциативную память показал:13(52% ) учащихся справились с задание на 50 процентов и более, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Таблица результатов: 8 «В»

Анализ теста на ассоциативную память показал:7 (44% ) учащихся справились с заданием на 50%, и ни один учащийся не справился с заданием на 100%.

Сложив цифры, полученные по обеим методикам по каждому учащемуся, потом разделив сумму пополам, мы нашли среднюю продуктивность запоминания в каждом классе.

% выполнения

8А. Всего 14 уч-ся

8Б. Всего 25 уч-ся

8В. Всего 16 уч-ся

90-100

70-90

50-69

30-49

10-29

90-100 - отличный результат. 70-90 - очень хороший результат.
50-69 – хороший результат.
30-49 – удовлетворительный результат.
10-29 – плохой результат.
0-9 - очень плохой. Результаты исследования: используя данные методики, мы смогли определить степень развития памяти у данной группы учащихся. Анализ тестов показал, что долговременная память достаточно развита лишь у 48% детей, а это значит, что больше половины ребят испытывают затруднения при запоминании учебного материала и его воспроизведении, что, в свою очередь, ведет к снижению успеваемости и качества знания.

Еще хуже обстоят дела с развитием ассоциативной памяти. Исследование показало что лишь половина детей справились с заданием на 50% ,и ни один ученик не смог выполнить задания на 100% . Обобщив результаты обеих методик, мы получили следующие данные: в 8 «а» классе - 79%, в 8 «б» классе - 72% и в 8 «в» классе всего 56% ребят имеют результат выше среднего обобщенного значения развития долговременной, кратковременной и ассоциативной памяти.

Также на параллели 8-х классов проводилось тестирование методикой «Интеллектуальная лабильность» (Приложение 2) с целью определения успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Методика отражает способность ребёнка к кратковременной интенсивной деятельности, выявляет умения ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков, требует от испытуемых высокой концентрации, переключаемости внимания. Результаты тестирования представлены в таблице 2. В тестировании принимали участие 78% учащихся.

Таблица Уровень интеллектуальной лабильности

Уровень

общее

высокий

средний

низкий

очень низкий

Из таблицы видно, что в классах преобладает низкий и очень низкий уровень интеллектуальной лабильности, это говорит о сниженной концентрации и переключаемости внимания. Большинство ребят испытывают затруднения в удержании инструкции, необходимо неоднократное повторение инструкции, отмечается тенденция постепенно включаться в работу, у некоторых учащихся снижен темп работы, наблюдается искажение инструкции, что говорит о трудностях в восприятии информации на слух. Таким образом, можно сделать вывод о сниженной волевой регуляции, зависимости внимания от интереса.

Результаты исследования:

Используя данные методики, мы смогли определить степень развития памяти у данной группы учащихся. Анализ тестов показал, что долговременная память достаточно развита лишь у 52% детей, а это значит, что практически половина ребят испытывают затруднения при запоминании учебного материала и его воспроизведении, что в свою очередь ведет к снижению успеваемости и качества знания. Поэтому мы решили предложить несколько методик для развития и улучшения памяти.

Выводы:

Зачастую низкие оценки учащегося пытаются объяснить его ленностью и нерадение. Но наши исследования показали, что большинство детей просто не могут усвоить учебный материал. У них рассеянное внимание и нет навыков запоминания. Этих детей не научили учиться! В первую очередь для таких детей нужно вводить дополнительные занятие с психологом,а уже потом дополнительные занятия по предмету,факультативы и использовать другие методы и способы повышения уровня успеваемости.

В настоящее время существует много методик,позволяющих детям и взрослым следить за своим здоровьем, тренировать память и внимание.

В данной работе мы предлагаем несколько методик для развития и улучшения памяти. Эти методики просты и доступны, могут быть полезны как взрослым,так и детям.

Исследования показали, что достаточное количество учащихся имеют проблемы с памятью. В связи с этим рекомендации данной работы могут быть использованы при проведении родительских собраний, классных часов. На уроках биологии и ОБЖ.

Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Уже доказано, что правильное питание способствует укреплению памяти. Определенные вещества способны ускорять и стимулировать биохимические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Важно следить за их постоянным поступлением в организм или с продуктами питания или в составе специальных витаминно-минеральных комплексов. Многие вещества накапливаются в организме, и их недостаток в питании проявляется не сразу, особенно это касается некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Поэтому важнейшее условие для хорошей памяти – это питаться регулярно и разнообразно.

Заключение:

Запомните пять правил гигиены вашего мозга: 1. Давайте больше кислорода крови, 2. Хорошо высыпайтесь, 3. Не курите, 4. Остерегайтесь алкоголя, 5. Остерегайтесь некоторых лекарств.

Общие условия успешного запоминания.

1 . Не ленись. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит

2. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушай, обдумывай, проводи параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями.

3 . Если что-то забыла: цифру, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сама.

4 .Читай хорошие книги, после чего записывай вкратце сюжет и имена героев. Время от времени просматривай записи и восстанавливай в памяти прочитанное. Это поможет не только тренировать память, но и прослыть в кругу друзей эрудированной личностью: кто еще так запросто вспомнит имя лошади Дон Кихота или последовательность глав в “Герое нашего времени”?

5. Больше двигайся, тан+цуй, занимайся спортом. Физическая активность улучшает кровообращение мозга, активизирует психические процессы, которые обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации.

6 . Помни – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет.

7. При запоминании имени только что представленного тебе человека мысленно проассоциируй его со своим знакомым или известной личностью c тем же именем и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверь, эта новая знакомая Ксения запомнится тебе надолго.

8. Профессиональные запоминальщики огромных чисел – люди с развитым воображением. Они представляют число в виде животных, растений и неодушевленных предметов. Например, двойка – лебедь, единица – столб посреди дороги, восьмерка – матрешка, шестерка – замок и т.п. И при запоминании телефона сочиняют целые истории. Попробуй и ты: телефон 333-18-10: три ласточки подлетели к столбу и увидели матрешку, которая сидела на соседнем столбе и жевала бублик.

9 . Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.

10. Читай соответствующую литературу. Немало дельных и, главное, запоминающихся советов, как улучшить свою память, можно почерпнуть из книг: С.Пеунова. “Заметки на память”; Б.Сергеев. “Тайны памяти”; Гюнтер Карстен, Мартин Кунц. “Отличная память – путь к успеху. Как запомнить имена, факты, даты, телефоны и адреса”; Гэри Смол. “Библия памяти”; Даниэль Лапп. “Невероятные возможности вашей памяти”; Игорь Матюгин. “Как запоминать цифры. Великий секрет Шерлока Холмса, или 18 эффективных способов запоминания цифр” и др.

11 . Не считай рукоделие занятием для бабушек или домохозяек. Плетение фенечек, вышивание крестиком, нанизывание бусин – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.

12. В моменты подготовки к экзамену или выступлению на работе окружай себя запахами, стимулирующими процессы запоминания, – зажги аромалампу с эфирными маслами: розмариновым, лимонным или мятным.

13 . Учи стихи любимых поэтов. Заучивая каждый день по одному небольшому стихотворению (если трудно, то достаточно и четверостишия) и устраивая поэтические вечера подругам или родственникам в конце недели, уже через несколько месяцев ты почувствуешь, как заметно улучшилась твоя память.

14. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.

Приложение 1

ТЕСТ "Долговременная память"

Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.

Контрольные задачи. Выяснить объём кратко - и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.

Методика №1. Запоминание двадцати слов теста.

Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)

Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться

Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:

По оси абсцисс отложите число повторений, по ординат - число запомненных слов.
Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов - результат удовлетворительный, если к третьему - хороший. Если количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным,то можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.

Методика №2. Текст запоминается и воспроизводится со связью по его смыслу.

Тест долговременной памяти. Через 30 минут повторяют слова. Если две трети слов - удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1.

20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.

1. Совесть 2. Взрыв 3. Глагол 4. Татуировка 5. Логика 6. Отношения 7. Свеча 8. Вишня 9. Глина 10. Словарь 11. Нейтрон 12. Маргарин 13. Конфета 14. Экономика 15. Гост 16. Белорус 17. Ножницы 18. Дезертир 19. Каша 20. Бумага Качество запоминания вы сможете вычислить по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 2.

В течении минуты прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы десять основных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя исходную последовательность. В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход , шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой - айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети - к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса> , - раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок - это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов. Сложив цифры, полученные по обеим

Методикам, потом разделив сумму пополам, вы найдёте среднюю продуктивность запоминания.

Приложение2

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С. Н. Костроминой. Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца. 2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите. 3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот. 4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. 5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните. 6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались. 7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево. 8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга». 9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел. 10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник. 11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните. 12. (Квадрат номер 17) . Разделите квадрат двумя диа гональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос ледней буквой названия нашего города. 13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес тая буква гласная, то поставьте цифру 1. 14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность. 15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечётные цифры зачеркните. 16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку. 17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3. 18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи наются на одну и ту же букву, поставьте тире. 19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник. 20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Об ведите в круг согласные буквы.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

При проведении исследования от экспериментатора тре буется четкое произнесение задания и номера квадрата, по скольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:0-2 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;3-4 - средняя лабильность;5-7 - низкая обучаемость, трудности в переобучении;больше 7 ошибок - малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Приложение 3.

Упражнения йогов для улучшения памяти

Упражнение 1 оставьте перед собой какой-либо предмет (кружку, яблоко, солонку). Спокойно и внимательно рассмотрите предмет, стараясь запомнить все детали. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить предмет с максимальной точностью - вспомните его размер, детали. Откройте глаза и посмотрите, что вы упустили в мысленном образе. Отметьте упущенные детали. Закройте глаза и усовершенствуйте мысленный образ. Снова откройте глаза и посмотрите, что вы упустили. Повторите упражнение несколько раз. Мысленный образ предмета должен совпадать с оригиналом во всех подробностях.

Упражнение 2 владев упражнением 1, воспроизведите мысленный образ предмета и постарайтесь нарисовать его. Успешность рисунка определяется не художественным дарованием, а подробностями, которые вы запомнили и отобразили на рисунке. После выполнения рисунка внимательно осмотрите предмет, чтобы выявить упущенные детали

Упражнение 3 Н ачинайте с просмотра деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Не старайтесь воспринять весь предмет целиком с первого взгляда - воспринимайте отдельные детали, запоминайте их, затем переходите к следующим деталям и т.д.

Упражнение 4 П оложите на стол 7 разных предметов и накройте их платком. Снимите платок, в течение 10 секунда рассматривайте их, затем закройте предметы и постарайтесь описать их как можно подробнее на бумаге. Постепенно увеличивайте количество предметов до 15. Это упражнение можно разнообразить: проходя мимо витрин припоминайте выставленные предметы

Упражнение 5 П оложите на стол какой-либо предмет, прикройте его платком. Откройте предмет ровно на 1 секунду, прикройте опять платком. Постарайтесь как можно подробнее описать предмет.

Упражнение 6 осмотрите на кость домино и назовите количество очков, не считая, сразу. Затем посмотреть на две кости и т.д. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что перед глазами упражняющегося проносят карту и просят назвать ее и сказать масть. Упражнение сначала выполняется медленно, постепенно время выполнения упражнения сокращают до беглого взгляда.

Упражнение 7 Н ачните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.д.

Упражнение 8 Б ыстро осмотрите комнату, стараясь запечатлеть "мысленную фотографию" предметов интерьера, высоту потолков, цвет обоев, размер окон и т.д. Выйдите из комнаты и опишите увиденное на бумаге. Затем вернитесь в комнату и сравните описание с реальной обстановкой. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата.

Упражнение 9 В ечером припомните и запишите все действия, которые вы выполняли и всех лиц, с которыми встречались.

Приложение 4.

Тесты для развития памяти

Особенности нашей памяти, каждого человека – уникальны. Здесь задействованы и стили мышления, и богатейший опыт личных эмоциональных переживаний, знания, устремления и предпочтения. Самое замечательное в памяти то, что как только ей начинают уделять внимание, она сразу хорошеет, и в дальнейшем только улучшается. Чем старше вы становитесь, тем больше опыта у вас «за плечами», тем богаче могут быть ассоциативные связи, а ведь они – основа долговременного запоминания.
Для того, чтобы познакомиться с особенностями своей собственной памяти и определить желаемые направления ее развития, ее периодически тестируют. Вопрос «почему моя память на данный момент именно такая» следует оставить «на потом» - он принадлежит областям психологии и психотерапии. Для начала предлагаю вам 22 теста на разные виды памяти.

Для каждого теста обозначен вид памяти, который тестируется; также для всех тестов есть общие зада

1.желательно выполнять задания-тесты в максимально сжатые сроки (фиксируйте время выполнения каждого теста с секундомером, а также качество получаемых вами результатов);

2.научиться регулярно, самостоятельно проводить подобное тестирование, и находить способы существенного улучшения результатов;

3.научиться составлять собственные тесты для различных частных задач.

Тест 01 : Непроизвольная память .

Вначале один раз прочтите текст, затем закройте его и быстро отвечайте на вопрос.

Текст: Гиляровский познакомился с Антоном Павловичем Чеховым в Гимнастическом обществе, что размещалось в доме Редлиха на Страстном бульваре. Чехов был потрясен силой и ловкостью нового знакомого. Как-то в его присутствии Владимир Алексеевич скрутил в кольцо толстенную кочергу.
- Это надо сохранить! – воскликнул Антон Павлович.
Тогда Гиляровский разогнул кочергу, связал ее узлом и повесил на крышку отдушины голландской печи – на память.
Вопросы:
Где познакомились Гиляровский и Чехов?
Как Владимир Алексеевич скрутил кочергу?
Что воскликнул Антон Павлович?

Тест 02. Непроизвольная память, двигательная .

Сколько ступенек на той лестнице, по которой вы шагаете чаще всего?

Тест 03 : Кратковременная память, слова .

Один раз прочтите слова, затем закройте их, и запишите что запомнили, по возможности, в исходном порядке.
Дерево, кресло, ребёнок, хоровод, птица, решетка, свобода, весы, дом, прическа.
Тест 04 : Кратковременная память, числа .

Один раз посмотрите на цифры, затем закройте их, и запишите что запомнили: 8200519729

Тест 05 : Ассоциативная память .

За 5 минут найдите наибольшее количество сходных свойств 2х объектов: КОШКА и ЯБЛОКО.

Тест 06: Фотографическая память.

Выберите материал для запоминания, не менее 10 единиц, или часть интерьера. Попросите помощника, чтобы пока вы закроете глаза на 5-10 секунд, он произвел перестановки и/или замены предметов. Откройте глаза, найдите все изменения.

Тест 07: Словесно-логическая, ассоциативная память.

За минуту назовите как можно большее количество слов на букву М.

Тест 08: Образная память, в модальности обоняния .

Вспомните-ощутите 10 наиболее любимых вами запахов-ароматов. Аромат хлеба попадет ли в вашу десятку?

Тест 09:Образная память, в модальности вкуса.

Вспомните-ощутите, что вкусного вы ели вчера на завтрак.

Тест 10: Ассоциативная память, память на имена .

Скольких человек, обладателей имени АННА, близких и дальних знакомых, или просто известных людей, - вы вспомните за пару минут?

Тест 11 : Образная память, в модальности слуха и эмоций .

Когда последний раз вы слышали хороший анекдот, кто его рассказывал, с какими особенностями, в какой ситуации.

Тест 12: Образная память, в модальности эмоций .

Тест 13 . Образная память, в модальности осязания и моторики .

Вспомните ваш поход в магазин, и то, как вы – физически - держали в руках каждую покупку в самом магазине, и то, как вы разбирали покупки дома.

Тест 14: Хронологическая память . Вспомните все дни рождения близких и известных вам людей и все другие праздники следующего месяца.

Тест 15: Образная память, пространственная .

В деталях вспомните- визуализируйте ваш маршрут из дома на работу, или к месту учебы, или в ближайший парк: какие повороты, какие здания и сооружения у вас на пути, какие указательные знаки; как расположен маршрут в отношении сторон света.

Тест 16: Словесно-логическая память, на иностранные слова .

Вспомните и запишите десяток названий брендов, торговых марок, с корнями из европейских языков (примеры: Билайн = маршрут пчелы, англ.; Дольче Вита = сладкая жизнь, итал.).

Тест 17: Образная память, в модальности эмоций, память на сны .

Вспомните в подробностях какой-нибудь один хороший яркий сон. Какие явления во снах запоминаются вам легче всего?

Тест 18: Долговременная память, литературная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых литературных произведений; после для каждого произведения по порядку укажите автора и главного героя (или нескольких действующих лиц).

Тест 19: Долговременная память, музыкальная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых известных вам музыкальных произведений; после напойте мотив каждого.

Тест 20 Долговременная память, зрительная.

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых известных вам фильмов (мультфильмов); после вспомните- визуализируйте лица любимых героев для каждого фильма (мультфильма).

Тест 21: Долговременная память, событийная .

Вспомните и обозначьте-запишите 10 любых интересных для вас встреч за последний год. После визуализируйте подробности каждой встречи.

Тест 22 . «Вчерашний день».

Выявляет акценты, характер и индивидуальные особенности вспоминания и запоминания информации, позволяет «глубже познакомиться» с собственной памятью. Запишите в таблицу все события вчерашнего дня, начиная с пробуждения, с 30-минутными интервалами (раз в год попробуйте «проверить себя» с интервалами по 15 или 5 минут).

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1988г http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/vidy_pamjati.php