Проверочные и контрольные работы по географии

Данное пособие предназначено для проведения контрольных и проверочных работ по географии в 7 классе средней школы. Данное пособие рекомендуется применять при проверке знаний учащихся, занимающихся по учебному изданию Коринской В. А. География. 7 класс. География материков и океанов. М.: Дрофа, 2002. Книга рассчитана на учителей географии и методистов, а также может быть использована учащимися 7 классов для подготовки к контрольным и самостоятельным работам.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контрольные работы по географии. 7 класс (М. Г. Меркулова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение в географию

Вариант I

1. Цели и предмет изучения географии

География как понятие научной дисциплины происходит от двух греческих слов: «геос» (Земля) и «графос» (Описывать). Проблема необходимости описания Земли возникла в глубокой древности, одновременно с астрономией и математикой. Можно выделить следующие этапы формирования географии:

1) начальный;

2) античный;

3) средневековый;

4) технический.

В первую очередь (на начальном этапе) человек исследовал и описывал природу окружающей его местности:

1) берега морей и озер;

2) горные массивы и перевалы в горах;

3) зоны лесов;

4) территории степей.

В процессе этих исследований появились первые схемы удобных дорог для связей с соседними племенами и народами. Только тогда жители прибрежных равнин узнали, что на свете существуют высокие горы, а жители гор узнали, что на планете имеются обширные пустыни, и т. д. Однако природу планеты в целом удалось исследовать лишь в процессе путешествий в дальние страны. В страны с иными (экзотическими) климатическими и природными условиями, а также животными. Так в период античной истории человека появились первые описания Ойкумены (всей заселенной части Земли). Впервые сформировалось представление о том, что суша разделена водами Мирового океана на большие блоки. Сформировались также самые общие представления о различных климатических зонах (поясах) Земли:

1) жаркий (южный);

2) умеренный;

3) холодный (северный).

Сформировались представления о трех частях света.

В Средние века главным вопросом географии явилась проблема установления формы Земли и ее размеров. Экспериментальным путем было доказано шарообразность Земли и то, что Земля является рядовой планетой Солнечной системы. Удалось выяснить также, что основная поверхность Земли занята водными просторами, а не сушей. И суша, и водные просторы в целях удобства описания были разбиты на отдельные участки, названные материками и океанами. При этом античное понятие частей света было сохранено и дополнено (до шести), но оказалось не совпадающим с понятием Материков, которых оказалось тоже шесть.

В период технического прогресса произошло завершение формирования общей географической картины Земли. Было открыто деление земной коры на континентальную и океаническую. Из оболочек нашей планеты в качестве самостоятельной и самой сложной была выделена географическая оболочка. Началось ее исследование:

1) изучение закономерностей;

2) исследования механизмов ее развития;

3) составление специализированных карт:

а) экономических;

б) политических;

в) экологических и ряда других.

Особенно оперативное отслеживание изменений в природе дали космические исследования. Было наглядно показано, как тесно взаимосвязаны между собой природа Земли и хозяйственная деятельность человека.

2. Океаны

Поверхность всего Земного шара составляет 510 млн км². Она разделена на шесть материков и четыре океана. Все океаны связаны между собою, образуя единую акваторию Мирового океана. Потому деление водной оболочки Земли (гидросферы) на составные части является достаточно условным, и долгое время не являлось общепризнанным. В конце концов, исследователи разных стран пришли к компромиссному решению выделить в Мировом океане (занимающем 70,8 % земной поверхности) четыре составляющих его части:

1) Тихий океан (площадь поверхности 179,7 млн км²);

2) Атлантический океан (93,4 млн км²);

3) Индийский океан (74,9 млн км²);

4) Северный Ледовитый океан (13,1 млн км²).

Длительное время спорным моментом географии океанов являлось выделение Северного Ледовитого океана в самостоятельный океан Земли, поскольку по своей физической природе акватория этого «океана» является лишь северной оконечностью океана Атлантического. Только благодаря исторической традиции (в средневековой России Северный Ледовитый океан именовался Студеным морем, а в Средневековой Европе Атлантический океан – морем Мрака) и особо суровым природным условиям (наличию в Арктике постоянного ледникового покрова), затрудняющих мореходство, было принято окончательное решение узаконить «независимость» Северного Ледовитого океана от Атлантического. Другим спорным моментом являлась проблема «Южного океана». Многие исследователи считали необходимым вычленение акватории Антарктики в самостоятельный океан по тем же самым причинам, по которым статус самостоятельного океана был присвоен Студеному морю. Тем не менее «Южный океан» так и не появился на современных географических картах в силу наличия в районе южного полюса Земли, открытого российскими исследователями в самом начале XIX в., материка Антарктиды (в районе северного полюса нашей планеты подобного материка нет).

3. Европейская история открытий новых земель

Период крупных географических открытий приходится на исторический период Средних веков. Викинги (норманны) в IX в. не только открыли и заселили острова Северного Ледовитого океана (первыми из европейцев достигнув берегов американского континента), но и прокладывая торговые пути на юг, «путь из варяг в греки», заложили основы государственной власти в Древней Руси. Новгородские поданные варяжских князей продолжили политику освоения берегов Студеного моря (Северного Ледовитого океана). Так на географические карты впервые были нанесены северные острова:

1) Исландия;

2) Гренландия;

3) Шпицберген;

4) Новая Земля.

В XIII в. сухопутную дорогу европейцам в далекий Китай проложил Марко Поло (ок. 1254–1324 гг.). В XV в. аналогичный путь в Индию открыл Афанасий Никитин (ок. 1440–1475 гг.). Однако сухопутные дороги в восточные страны оказались малоудобными, и европейцы принялись искать морские пути к берегам Индии и Китая. Поиск этих путей породил целую эпоху, названную в истории эпохой Великих географических открытий.

В 1492 г. Христофор Колумб (1451–1506) отправился к берегам Индии западным морским путем. Однако до заветных берегов Азии Колумб не доплыл. Дорогу Колумбу преградил огромный (неизвестный прежде европейцам) массив суши. Так случайным образом была открыта Америка. До конца своей жизни Колумб так и не сумел осознать всей грандиозности своего открытия, считая берега американских материков берегами Вест-Индии. Гораздо больше, чем Колумбу, повезло Васко да Гаме (1469–1524), в 1497 г. отправившегося к берегам Индии восточным морским путем и достигшим ее. Завершил же дело Колумба Фернандо Магеллан (1480–1521). В 1519 г. он совершил плавание западным морским путем от берегов Европы (Испании) к берегам Азии, где (на Филиппинских островах) погиб. Принявший командование экспедицией Эль Кано решил не возвращаться в Европу старой дорогой (назад, на восток). Он продолжил плавание на запад и, впервые в истории совершив кругосветное плавание, триумфально вернулся на родину (в Испанию) в 1522 г.

Северный морской путь в Индию (мимо северных берегов Азии и Америки) с 1594 по 1597 гг. искал Виллем Баренц (ок. 1550–1597), чьим именем ныне названо море, во льдах которого погиб и этот отважный первопроходец. Дело Баренца по поиску северного пути к берегам Японии и Китая продолжили русские землепроходцы Москвитин, Дежнев, Атласов, Хабаров, братья Лаптевы.

Имена этих людей увековечены на картах Сибири и Дальнего Востока. Эпоха Великих географических открытий завершилась тремя кругосветными экспедициями английского мореплавателя Джеймса Кука (1728–1779). Кук нанес на карты большой барьерный риф, открыл множество островов «Южного» и Тихого океанов, на одном из которых (в архипелаге Гавайских островов) был, подобно Магеллану, убит аборигенами. При всех своих географических заслугах Кук ошибочно полагал, что южнее южного полярного круга нет каких-либо крупных участков суши, а все скованные вечными льдами полярные воды являются акваторией «Южного» океана. Развенчала это утверждение Кука российская экспедиция Фадея Беллинсгаузена (1778–1852), отправившегося к южному полюсу планеты в 1819 г. Результатом этой экспедиция явилось открытие (1820 г.) последнего (шестого) материка Земли – Антарктиды.

4. Виды географических карт и их роль в жизни человека

Географические карты – важнейший источник географических знаний. По картам определяется местоположение абсолютно всех элементов земной поверхности:

1) материков;

2) океанов;

4) рек и озер;

5) государств и городов.

По картам можно получить также основные сведения природного и социально-экономического характера:

1) о рельефе;

2) о климате, потоках воздушных и океанических масс;

3) о животном и растительном мирах;

4) о природных комплексах;

5) о размещении и миграции населения;

6) о промышленной структуре регионов;

7) о сельскохозяйственных угодьях.

Географические карты предоставляют исчерпывающую информацию по любому интересующему человека вопросу, поскольку эти карты являются систематизированным конечным результатом работы огромного количества научных экспедиций. Отличительной чертой карт от любого другого вида справочного материала является наглядность представления информации, как правило, дающая возможность одновременного обзора обширных регионов Земли. Так в физических и геологических целях географические карты позволяют:

1) видеть взаимное расположение и форму материков и океанов;

2) соотнести расположение крупных островов;

3) оценить расположение горных хребтов.

Все эти информативные сведения, в частности, позволили в 1912 г. выдвинуть гипотезу дрейфа континентов в результате распаде некогда единого массива суши, суперматерика – Пангеи. Исследование закономерностей образования и расположение главных форм рельефа позволяет сделать вывод о том, что раскол Пангеи (первоначально на два сверхматерика) – Лавразию и Гондвану – имел место около 600 млн лет тому назад. Значительно позже (около 200 млн лет тому назад) произошел раскол Гондваны на:

1) Африку с Аравийским полуостровом, упершимся в Азию;

2) Южную Америку;

3) Антарктиду;

4) Австралию с полуостровом Индостан, врезавшимся в южный берег Азии. Около 200 млн лет тому назад раскололась также и Лавразия (на Евразию и Северную Америку). Без наличия географических карт материков и океанов сделать подобное открытие просто не представлялось бы возможным.

Вариант II

1. Становление географии как науки

Современные географические представления о Земле, ее природе и населении формировались на протяжении долгих тысячелетий человеческой истории. На первый этапах исследований географические описания добывались в результате экспедиций путешественников, мореплавателей и ученых во все более отдаленные уголки нашей планеты. В целях указания расположения новых обследованных регионов и путей их последующего достижения составлялись первые географические карты. Ныне карты составляются при помощи самых последних достижений техники, включая космические аппараты. При этом составляются карты не только поверхности суши, но и дна Мирового океана, а также карты подземных слоев с распределением полезных ископаемых в недрах Земли. Современная география располагает и сведениями о геологическом прошлом нашей Земли, об особенностях строения ее литосферы, гидросферы, биосферы и других оболочках планеты. Подобная всеобъемлющая картина географической оболочки планеты начала формироваться в трудах географов Древнего Востока – жителей Египта, Месопотамии, Персии и Финикии.

В Месопотамии ученые звездочеты, использовавшие двенадцатеричную систему счисления, сутки разделили на 24 часа. Позже, в силу исторической традиции, час стали делить на 60 минут, минуту – на 60 секунд, а секунду – на 60 терций. В Месопотамии умельцы изобрели колесо и соорудили первую колесную повозку, позволившую персидской армии совершать длительные сухопутные походы. В Египте жрецы изобрели солнечный календарь, разбив год на 12 месяцев. А египетские изобретатели оснастили плот первым парусом, и финикийские мореходы отправились на освоение далеких берегов. Они первыми (в 603–600 гг. до н. э.) совершили плавание вокруг Африки.

Географические достижения Древнего Востока в античное время были значительно расширены великими мыслителями Древней Греции, а практические результаты использованы Римской империей. Именно в Греции (Элладе) были предприняты первые попытки объяснения происхождения и строения окружающего нас мира, составлены первые чертежи расположения стран и народов (появились первые географические карты). В это время география как наука являлась неотъемлемой частью истории. Основоположником же истории, а вместе с историей и географии, («отцом» этих наук) является Геродот (около 490–425 гг. до н. э.). Его перу принадлежит книга «История». Последователи Геродота ввели в науки понятие географических координат (разбив Земной шар на 360°) и выделили 3 климатических пояса в зависимости от географической широты места. Эратосфен на рубеже III–II вв. до н. э. довольно точно сумел определить истинные размеры земного шара. Эратосфен на основании сетки географических координат разработал научный способ построения карт (географические карты перестали быть примитивными схемами) и написал первую книгу по географии (которую отделил от истории) – «Географика».

2. Материки (континенты) и части света

Материки Земли в отличие от океанов не образуют единого массива, на долю которого приходится 29,2 % земной поверхности. Они расположены среди океанов в виде огромных островов. По этой причине среди географов длительное время велись споры относительно того, считать ли Австралию самым мелким материком или же самым крупным островом планеты. В итоге большинством голосов сочли Австралию материком. И современное деление суши на материки (континенты) выглядит следующим образом:

1) Евразия (площадь континента 52,2 млн км² плюс 2,7 млн км² – площадь прилегающих островов);

2) Африка (29,2 млн км² плюс 1,1 млн км²);

3) Северная Америка (20,3 млн км² плюс 3,9 млн км²);

4) Южная Америка (17,6 млн км² плюс 0,2 млн км²);

5) Антарктида (14,1 млн км², площадь прилегающих островов незначительна);

6) Австралия (7,6 млн км² плюс 0,9 млн км² – площадь островов Океании). То, что Австралия оказалась в конце концов в числе материков (точнее сказать, континентов), а не островов, было обусловлено наличием в ее основании самостоятельной континентальной плиты. Исторически сложилось деление крупных участков суши по категориям:

1) материки;

2) континенты;

3) части света.

Изначально было установлено только 3 части света (Европа, Азия и Африка). За этими участками суши закрепилось название Старого Света, после того как в эпоху Великих географических открытий были описаны территории Нового Света: Америка, Австралия и Антарктида. Последующие географические исследования показали, что Америка расположена на двух самостоятельных участках земной коры континентального типа, а Европа и Азия на одном, совместном таком участке. По этой причине Америка как одна из частей света представлена двумя континентами: Южной и Северной Америками, а две части Старого Света (Европа и Азия) объединены в единый, самый крупный континент Земли – Евразию. Со временем понятие «континент» слилось с более древним понятием «материк» в единое обозначение крупных участков суши, хотя изначально материком обозначался любой крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами Мирового океана. Материк в отличие от части света не включал в себя территории прилегающих к нему островов. Во времена, когда географическое понятие «материк» стало вытеснять архаическое понятие «часть света» (материк с прилегающими к нему островами), появилось понятие «субматерик». Таковыми в силу исторической традиции до сих пор продолжают рассматривать Европу и полуостров Индостан.

3. Различные типы географических карт

Современные географические карты являются специализированным справочником повышенной наглядности. К примеру, климатологические карты помогают выявлять распределение атмосферных осадков и степень испаряемости влаги с поверхности земли, что (при совмещении с картой распределения температур) позволяет отследить формирование определенных природных комплексов, таких как:

1) зоны пустынь;

2) зоны экваториальных лесов;

3) зоны полярной тундры.

Существует огромное множество географических карт иной специализации. По мере создания и накопления географических карт различного прикладного назначения возникла настоятельная необходимость систематизировать их по типам. Прежде всего все географические карты определяются тремя параметрами:

1) охватом территории;

2) масштабом;

В свою очередь охват территории подразделяется на 3 класса географических карт:

1) мировые карты и карты полушарий;

2) карты материков, океанов и их частей;

3) карты государств и их частей.

К первой категории (мировых карт и карт полушарий) относятся карты, на которых изображена вся земная поверхность. Во вторую группу включают географические карты, изображающие большие части земной поверхности (материков, океанов и их частей). Соответственно, в третью категорию попадают карты, охватывающие площади меньших частей. Детализация карт всех перечисленных категорий определяется их масштабом. В картах различного масштаба выделяются также 3 типа, которые принято называть:

1) крупномасштабными (масштаб 1: 200 000 и крупнее);

2) среднемасштабными (от 1: 200 000 до 1: 1 000 000);

3) мелкомасштабными (1: 1 000 000 и мельче).

На мировых картах земная поверхность изображена предельно обобщенно. Эти карты предназначены только для целей самого общего характера. Для более детального анализа природных явлений предназначены карты более крупных масштабов. По этим картам можно определять географические координаты интересующих объектов, и расстояния между объектами. К крупномасштабным картам относят все топографические карты, на которых изображаемая местность изображена предельно подробно и точно.

Карты, различные по содержанию, делятся на два вида:

1) общегеографические;

2) тематические.

Общегеографические карты предназначены для отображения всех основных элементов местности. К этой категории принадлежат все топографические карты. На тематических картах изображают лишь один, доминирующий (тематический) элемент, например рельеф и воды, либо климат (осадки, направление ветров, распределение температур), либо почвы и т. д. Все прочие элементы местности на тематических картах служат лишь фоном для тематического элемента. Отдельный класс тематических карт представляют карты с несколькими доминирующими элементами, связанными между собою причинно-следственной связью. Такие тематические карты называют комплексными.

4. Современные географические исследования Земли

После того как в эпоху Великих географических открытий были определены все основные элементы поверхности Земного шара, многочисленные экспедиции XVIII–XIX (и самого начала XX) вв. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. С начала XX география как наука перешла от традиционного накопления справочного материала к созданию комплексных описаний природных регионов и отдельных территорий. Появились первые теории динамики вод Мирового океана и движений воздушных масс в атмосфере как факторов формирования природных зон различных географических областей. В союзе со смежными науками (в первую очередь с физикой и геологией) родились и получили развитие учения о происхождении рельефа суши и океанического дна, о внутренних и внешних силах эволюции географической оболочки. Крупные открытия XX в. внесли большой вклад в развитие комплексных знаний о нашей планете. Эти исследования проводятся с применением космических средств дистанционного зондирования Земли. Осуществляются масштабные научные экспедиции в Арктику и Антарктику, ведется широкое изучение Мирового океана. В итоге всех этих мероприятий удалось:

1) выдвинуть гипотезы (предположения) о природе многих географических явлений;

2) сделать новые научные открытия (в союзе с физикой, биологией);

3) установить причинно-следственные связи природных комплексов;

4) выявить зависимость между компонентами природы;

5) обнаружить закономерности развития природы всей Земли в целом.

Так география из справочно-описательной науки превратилась ныне в науку, объясняющую особенности природы Земли.

Тесты итогового контроля по теме «Введение в географию»

Вариант I

1. Появление географических карт связано с:

а) разнообразием рельефа местности и климата;

б) исследованиями морских течений;

в) хозяйственной деятельностью человека;

г) путешествиями в дальние страны.


2. Установите соответствие:

1) важнейшие географические открытия:

а) основная поверхность Земли занята не сушей, а водными просторами;

б) суша разделена на большие блоки водами Мирового океана;

2) этапы формирования географии:

а) античный;

б) средневековый.


3. Укажите океан, граничащий с тремя соседними:

б) Атлантический;

в) Индийский;

г) Северный Ледовитый.


4. Дорогу европейцам в далекий Китай первым проложил:

а) Христофор Колумб;

б) Фернандо Магеллан;

в) Афанасий Никитин;

г) Марко Поло.


5. Эпоху Великих географических открытий завершили:

а) кругосветные плавания Кука;

б) поиски Баренцем северного пути в Индию;

в) открытие Нового Света Колумбом;

г) открытие Антарктиды Беллинсгаузеном.


6. Самыми крупными элементами земной поверхности на картах являются:

а) государства;

б) океаны;

в) реки и озера;


7. Укажите материк не являющийся частью Гондваны:

а) Африка;

б) Северная Америка;

в) Австралия;

г) Антарктида.

Вариант II

1. Укажите мореплавателей, совершивших первое плавание вокруг Африки:

а) испанские;

б) португальские;

в) русские;

г) финикийские.


2. Укажите античного основоположника географии:

а) Геродот;

б) Эратосфен;

в) Аристотель;

г) Платон.


3. Укажите часть света, не являющуюся материком:

а) Евразия;

б) Африка;

в) Америка;

г) Антарктида.


4. Укажите тип географических карт, по которым возможно определять местоположение селений:

а) крупномасштабные;

б) среднемасштабные;

в) мелкомасштабные.

г) мировые.


5. Укажите отсутствующий класс карт в подразделении карт характеризующихся охватом территории:

а) государств и их частей;

б) городов и областей;

в) мировых карт и карт полушарий;

г) материков, океанов и их частей.


6. Комплексными картами называют карты:

а) материков и океанов;

б) изображающие подводный рельеф;

в) крупномасштабно-климатические;

г) с несколькими доминирующими элементами.


7. Укажите открытие, совершенное в период современных географических исследований:

а) установление причинно-следственных связей природных комплексов;

б) обнаружение Антарктиды;

в) разделение вод Мирового океана на четыре бассейна;

г) признание островного характера Австралии.

Итоговые практические работы по географии (7 класс)

Учебник: Душина И. В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев; под ред. В. П. Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 349, с.

Практическая работа № 1.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Цели работы: 1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых. 2. Учиться правильно работать с контурной картой.

1.Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

    горы - Атлас, Капские, Драконовы;

    нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

    плоскогорье Восточно-Африканское;

    вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветово­му фону карты атласа.

2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы

(горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.

3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа № 2.

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору).

Цели работы: 1. Составить описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. 2. Учиться использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1. – Ливия. Вариант 2. – Ангола.

Последовательность выполнения работы

План описания страны

I .. Название страны и ее столица.

3. Положение страны по отношению к морям и океанам (имеет выход к морям или океанам? Если да, то к каким?).

III . Природные условия:

2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков).

3. Крупные реки и озера.

5. Природные зоны и их основные особенности.

1. Численность населения и размещение по территории стра­ны, примерная плотность населения.

4. Хозяйственная жизнь населения (добыча полезных ископаемых, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

Практическая работа № 3.

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Цели работы: 1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки. 2. Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. 3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 4. Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Последовательность выполнения работы

I . Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с запол­нением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Учащиеся используют план характеристики ФГП материка.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определя­ющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сход­ство?

Краткий вывод запишите в тетрадь.

II . Определите черты сходства и различия в рельефе Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

III . Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. Краткий вывод запишите в тетрадь.

IV . Определите черты сходства и различия внутренних вод Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

название).

С каким озером Африки сходно по

своему режиму озеро Эйр в Австралии? В чём вы видите сходство?

4. К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды?

5. Наличие бессточных областей

V . Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

VI . Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4.

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

Цели работы: 1. Установить и обосновать причины современного распространения коренного населения Австралии. 2. Проверить и оценить свое умение проводить сравнение, делать на основе проведенного сравнения обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрев карту атласа «Народы и плотность населения мира», установите ареалы распространения австралийцев-аборигенов и англоавстралийцев. Ареалы распространения австралийцев-аборигенов и англоавстралийцев обозначьте на контурной карте.

2. Установите и обоснуйте причины современного распространения австралийцев-аборигенов. В процессе работы должны быть учтены:

Исторические особенности заселения и освоения территории англоавстралийцами;

Особенности природных условий крупных регионов материка;

Особенности хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

3. Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 5.

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Цели работы: 1. Установить особенности географического по­ложения Южной Америки. 2. Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и типовому плану. 3. Учиться сравнивать географическое положение двух матери­ков, делать на основе проведенного сравнения вывод о сходстве и различии их природы.

Последовательность выполнения работы

I . Определите географическое положение материка Южная Аме­рика, пользуясь планом к картами атласа. Устная работа по опреде­лению ФГП материка по типовому плану сочетается с заполнени­ем контурной карты, проведением необходимых расчетов и с за­писью в тетради кратких выводов.

Сравните географи­ческое положение Южной Америки с географи­ческим положением Аф­рики. Как отразится на природе Южной Амери­ки ее большее по сравне­нию с Африкой смеше­ние к югу?

Краткий вывод запи­шите в тетрадь.

Практическая работа № 6.

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

Цели работы: 1. Описать крупные речные системы Южной Америки и Африки, показать зависимость их от рельефа и климата. Оценить возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек. 2. Проверить и оценить свое умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы

1. Составьте описание крупных речных систем Южной Америки и Африки по предложенному плану.

Южная Америка

(указать речную систему)

Африка

(указать речную систему)

1. В какой части материка располагается речная система?

2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки

3. Бассейну какого океана принадлежит речная система?

4. Главные притоки

5. Зависимость от рельефа (характер течения, пороги и водопады, работа реки)

6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

7. Возможности хозяйственного освоения бассейнов рек

8. Трудности хозяйственного освоения бассейнов рек

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подпишите название главной реки у истока и устья; 2) подпишите, к бассейну какого океана принадлежит речная система; 3) подпишите главные притоки; 4) нанесите пороги и водопады, если таковые имеются; 5) укажите источники питания, многоводность, режим реки (колебания уровня воды по сезонам года); 6) условными знаками (знаки легенды карты придумать самостоятельно) покажите возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.

2. В тетради сделайте краткий вывод о различиях речных систем, связанных с их географическим положением.

Практическая работа № 7.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Цели работы: 1. Сравнить природу Арктики и Антарктики. 2. Составить и защитить проекты использования природных богатств Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различ­ных областях человеческой деятельности. 3. Учиться оценивать и прогнозировать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной дея­тельности людей.

Последовательность выполнения работы

1. Анализируя карты атласа (карты подобрать самостоятельно), используя ранее полученные знания по теме, сравните природу Арктики и Антарктики. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая почти весь Северный Ледовитый океан с островами, прилегающие части Атлантического и

Тихого океанов, а также окраины материков Северная Америка и Евразия

Антарктика - южная полярная область Земли, включающая Антарктиду,

прилегающие к ней части океанов и острова в пределах 48-60° ю.ш.

Внимание! Внимание! Варианту 1

Задание Академии географических наук: составить и защитить про­ект практического использования Антарктиды в различных областях человеческой деятельности. Познакомить с результатами своей работы других учащихся класса.

Внимание! Внимание! Варианту 2

Задание Академии географических наук: составить и защитить про­ект практического использования Северного Ледовитого океана в раз­личных областях человеческой деятельности. Познакомить с резуль­татами своей работы других учащихся класса.

Практическая работа № 8.

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Цели работы: 1. Сравнить климат Евразии с климатом Север­ной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограм­мам, оценить климатические условия для жизни людей и их хо­зяйственной деятельности. 2. Проверить и оценить умение анализировать климатограммы и делать вывод о типе климата.

Последовательность выполнения работы

1.. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Америки, карту «Климатические пояса и области мира», сравните климат Евразии и Северной Америки по плану (устно):

а) в каких климатических поясах расположены материки;

б) сравните показатели абсолютных температур;

в) на каком материке засушливые области и области наибольшего выпадения осадков занимают большую площадь.

2. Сделайте вывод , на каком материке климат более разнообразен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разнообразия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объяснением разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.

3. Определите типы климата Евразии по климатограммам (см. рис. учебника).

4. В результате сопоставления данных климатограмм с климатической картой Евразии, картой «Климатические пояса и области мира» определите тип климата.

6. Результаты работы оформите в виде таблицы.

t (месяц)

Ампли­туда t

Коли­чество

Режим выпаде­ния осадков

кли­мата

условий для

жизни и хоз.

деятельности

Практическая работа № 9.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Цели работы: 1. Сравнить природные зоны в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и различий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения. 2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловившие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

Последовательность выполнения работы

1.. Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Америки, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Евразия: _______________________________________________________________________

Северная Америка: ____________________________________________________________

2. Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

3. Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной природной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

4. По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере расположения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Крат­кий вывод запишите в тетрадь.

5. Сделайте общий вывод , от каких причин зависит характер расположения природных зон.

Практическая работа № 10.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

Цели работы: 1. Составить описание одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии. 2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1 - Швеция. Вариант 2 - Саудовская Аравия.

Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

I . Название страны и ее столица.

II . Физико-географическое положение страны:

1. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

2. С какими странами граничит?

Положение страны по отношению к морям и океанам.

III . Природные условия:

1. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.

2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия климата по территории и по сезонам.

3. Крупные реки и озера.

5. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

IV . Население и хозяйственная жизнь:

1. Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.

2. Состав населения (основные народы).

3. Особенности быта населения (жилища, традиции).

4. Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

5. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.



Дата: ___________
Цель: Выявить степень усвоения учебного материала за __________уч. год.


2. Кого считают «отцом географии». Он же изложил идею о шарообразности Земли и довольно точно вычислил длину экватора и радиус Земли?

3.Напишите своими словами, что такое ЮНЕСКО.
4. С помощью какого прибора можно определить время по Солнцу?

5. Какие из перечисленных планет земной группы – лишние?
а) Меркурий, Венера, Земля, Марс б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептунв) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер
6. Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара, высказал?
а) Архимед б) Аристотель в) Ньютон
7. Соотнесите дни весеннего и осеннего равноденствия и дни летнего и зимнего солнцестояния. Ответ запишите парами.
А) день весеннего равноденствия 1) 22 декабря
Б) день летнего солнцестояния 2) 23 сентября
В) день осеннего равноденствия 3) 21 марта
Г) день зимнего солнцестояния 4) 22 июня

а) совпадают б) Не совпадают
9. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?

10. Перечислите географические следствия осевого вращения Земли?

11. В каких поясах освещенности Земли наблюдаются все четыре времени года?

12. Перечислите внутреннее строение Земли.
13. Где земная кора толще?
а) под океанами б) под материками
14. Причина землетрясений и извержения вулканов?
15. Примерами осадочных горных пород являются?
а) песок, гипс, каменный уголь, пемза б) песок, гипс, каменный уголь
16. Примерами метаморфических горных пород могут быть?
а) сланец, мрамор б) мрамор, базальт
17. На земной поверхности прямо над очагом землетрясения расположен ____?_____, который может охватывать площадь до нескольких десятков квадратных километров.
18. Если очаг землетрясения находится под океаническим дном, то над водной поверхностью образуются длинные волны. Такие волны движутся очень быстро, достигают берега и обрушиваются на них с огромной силой принося с собой разрушения. Как называются такие волны?
19. Как называется воздушная оболочка земли?
а) гидросфера б) атмосфера в) литосфера
20. В каком слое атмосферы содержится озон?
а) стратосфера б) тропосфера в) термосфера г) мезосфера
21. Как называется состояние атмосферы в данное время и в данной местности?
а) климат б) погода
22. Как называется прибор, с помощью которого определяют направление ветра?
а) гигрометр б) флюгер в) осадкомер23. Как называется прибор для определения температуры и влажности воздуха?
а) осадкомер б) гигрометр в) термометр
24. Как называется часть океана, обособленная участками суши или подводными поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и живыми организмами?
а) залив б) пролив в) море г) океан
25. Что из перечисленного не является океаном?
а) Баренцево б) Северный-Ледовитый в) Атлантический г) Индийский д) Тихий
26. Верно ли утверждение, что самый крупный полуостров на Земле - Аравийский, а крупнейший в России полуостров - Таймыр?
а) да б) нет
27. Место, откуда река берет свое начало, называется?
а) устье б) исток
28. К бассейну какого океана, принадлежат реки: Енисей, Лена, Обь?
а) Тихому б) Атлантическому в) Индийскому г) Северному-Ледовитому
КС по географии в 5 классе

вариант
1. Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?
а) геология б) география в) биология
2.Кого считают «отцом географии». Он же изложил идею о шарообразности Земли и довольно точно вычислил длину экватора и радиус Земли?
а) Эратосфен б) Геродот в) Аристотель
3.К числу природных объектов относится: а)футбольное полеб) бассейн в) болото г) детская площадка

а) нивелир б) гномон в) барометр
5. Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений.
6.Какие из перечисленных планет земной группы – лишние?
а) Меркурий, Венера, Земля, Марс б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер
7. Выберите географические следствия осевого вращения Земли?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
8. Совпадают ли даты наступления астрономических времён года и фенологических явлений в нашей местности?
а) совпадают б) Не совпадают

а) полярный б) умеренный в) экваториальный

А) Солнечная система Б) географический полюс
КС по географии в 5 классе
«Введение. Земля – планета солнечной системы»
2 вариант
1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает:а) земледелиеб) землеописаниев) землеведение
2.Первым определил размеры земного шара а) Пифагор б) Эратосфенв) Аристотельг) Птолемей
3К числу объектов, созданных человеком относится: а)холм б) бассейн в) болото г) остров
4.. С помощью какого прибора можно определить время по Солнцу?
а) гномон б) барометрв) нивелир
5.Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия.
6.Укажите, между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля?
1) между Сатурном и Ураном 3) Между Марсом и Венерой
2) между Меркурием и Венерой 4) между Ураном и Плутоном
7. Выберите географические следствия движения Земли по околосолнечной орбите?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
8. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?
а) с запада на восток б) с востока на запад
9. В каких поясах освещенности Земли наблюдаются все четыре времени года?
а) экваториальныйб) полярныйв) умеренный
10.Напиши определение следующих понятий:
А) география Б) долгота дня
КС по географии в 5 классе
«Внутреннее строение Земли»
1 вариант
А.1.Что такое литосфера?
1.земная кора и верхняя часть мантии;3.воздушная оболочка.
2.водная оболочка Земли; 4.водная оболочка Земли.
А.2.Что занимает большую часть объёма Земли?

А.3.Какой слой не выделяют в материковой земной коре?
1.гранитный; 2.осадочный; 3.песчаный; 4.базальтовый.
А.4.Какой способ позволяет изучать недра Земли?
1.бурение скважин; 2.подземный; 3.сейсмический; 4.космический.
А.5.Какие породы не относятся к осадочным?
1.обломочные; 2.химические; 3.органические; 4.магматические.
А.6.Укажите лишнее с точки зрения происхождения вулкана?
1.жерло; 2.лава; 3.кратер; 4.эпицентр.
А.7.Образование цунами связано с ………………..
1.вулканами; 2.землетрясением; 3.медленными колебаниями; .4.рельфом
А.8.Как называется прибор, с помощью которого можно фиксировать колебания земной коры.
1.нивелир; 2.эхолот; 3.сейсмограф; 4.транспортир.
А.9.Как называется отверстие на вершине вулкана?

В.1.Как называется участок земной поверхности, где наблюдаются подземные толчки наибольшей силы? ______________________________

Совокупность неровностей поверхности суши называется …………………………
С.1.От чего зависит высота конуса вулкана?
С.2.Почему образуются гейзеры?
КС по географии в 5 классе
«Внутреннее строение Земли»
2 вариант
А.1.Укажите наружный слой Земли.
1.Ядро; 2.мантия; 3.земная кора; 4.внешнее ядро.
А.2. Укажите верное утверждение.
1.толщина земной коры везде одинакова.
2.океаническая земная кора толще материковой.
3.материковая земная кора толще океанической.
А.3.Какой слой кроме осадочного содержит океаническая земная кора?
1.гранитный; 2.торфяной; 3.песчаный; 4.базальтовый.
А.4.Укажите подгруппу горных пород.
1.обломочные; 2.осадочные; 3.метаморфические; 4.магматические.
А.53.Укажите горную породу магматического происхождения.
1.гранит; 2.мрамор; 3.песок; 4.кварцит.
А.6.Какая часть относится к землетрясению?
1.жерло; 2.магма; 3.очаг; 4.кратер.
А.7.Образование гейзеров связано с…………..
1.землетрясением; 2.вулканом; 3.рельефом; 4.равнинами.
А.8.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?
1.эпицентр; 2.магма; 3.очаг;4.кратер.
А.9.Вдоль берегов какого океана проходит сейсмический пояс Земли?
1.Северного Ледовитого; 2.Атлантического; 3.Тихого; 4.Индийского.
В.1.Наука,изучающая происхождение сейсмических волн в недрах Земли
____________________________________________________________
В.2.Вставьте пропущенное слово.
Превышение одной точки над другой на земной поверхности называется ………………………………………….
С.1.В чём отличие лавы от магмы?
С.2.Почему районы распространения гейзеров и вулканов совпадают?
КС по географии в 5 классе
«Атмосфера»
1 вариант
А1.Что является нижней границей атмосферы?
А)земная поверхность Б)уровень Мирового океана
В)верхняя граница мантии Г)верхняя граница тропосферы
А2.Какой газ преобладает в атмосфере?
А)кислород Б)водород В)азот г)углекислый.
А3.Какой слой атмосферы защищает поверхность Земли от разрушительного действия?
А)тропосфера Б)стратосфера В)термосфера Г)озоновый
А4.Какой слой атмосферы находится над тропосферой?
А)стратосфера Б)мезосфера В)термосфера Г)экзосфера
А5.Каково значение атмосферы Земли?


Г)все ответы верны
А6.Что не является элементом погоды?
А)температура Б)давление В)облачность Г)годовое количество осадков

1.атмосферное давление А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.влажность В.барометр
4.сила ветра Г. термометр
5.температура Д. осадкомерВ2.Вставьте пропущенные слова.
Попадая в атмосферу, углекислый газ способствует тому, что тепло, излучаемое Землей, удерживается атмосферой. Это явление принято называть____________________________________________________

А) атмосфера В) миражи
КС по географии в 5 классе
«Атмосфера»
2 вариант
А1.Какой слой атмосферы находиться дальше всего от Земли?
А)стратосфера Б)тропосфера В)мезосфера Г)термосфера
А2.Какой газ в атмосфере, обеспечивает процессы горения?
А)углекислый Б)азот В)кислород Г)гелий
А3.В каком слое происходит изменения погоды?
А1.в озоновом Б)в тропосфере В)в мезосфере Г)в термосфере
А4.С помощью чего ученые изучают атмосферу?
А)метеорологических станций Б)метеорологических ракет
В)искусственных спутников Г)все ответы верны А5.Каково значение атмосферы Земли?
А)воздух необходим для дыхания Б)в ней сгорают метеорные тела
В)она защищает Землю от сильного нагревания и охлаждения
Г)все ответы верны
А6.Как называется состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте?
А)климат Б)воздух В)погода Г)воздушная масса
В1.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4..влажность Г.термометр
5атмосферное давление Д. осадкомер
В2.Вставьте пропущенные слова.
Человек чувствует себя комфортно при температуре___________________
А относительная влажность – в пределах_____________________________
С1.Напиши определение следующих понятий:
А) тропосфера Б) град
Контрольная работа по географии
Тема: «Гидросфера». 5 класс
Вариант 1.
Часть 1.
1. По площади территории Атлантический океан
А) уступает только Тихому;
Б) превосходит Тихий, Индийский и Северный Ледовитый;
В) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому и Индийскому.
Г) уступает только Индийскому.
2. Заполни пропуски.
На солёные воды гидросферы приходится _____ %, а _____ % составляют пресные воды.
3. Внутренними морями являются
А) Чёрное и Красное;Б) Аравийское и Северное;
В) Гренландское и Японское;Г) Карское и Балтийское.
4. Среди перечисленных озёр наиболее глубоким является
А)Эйр-Норт;Б) Байкал;В)Виктория; Г)Верхнее.
5. Бенгальский залив относится к океану:
А) Индийскому;Б)Тихому;
В)Атлантическому;Г)Северному Ледовитому.
6. Среди перечисленных островов крупнейшим по площади является остров
А) Сахалин;Б) Гренландия; В) Огненная Земля; Г) Шри-Ланка.
7. Укажи три состояния воды в природе: 1……. 2…… 3…….
8. Самая протяженная река мира
А) Амазонка; Б) Миссисипи; В) Нил; Г) Меконг.
9. Расставь океаны в порядке уменьшения площади:А)Индийский;Б)Тихий;В)Северный Ледовитый;Г)Атлантический.
10. Покровное оледенение распространено
А) в Гренландии;Б) в Гималаях;
В) на Памире;Г) в Кордильерах.
Часть 2.
1. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»
А) Красное;1) Тихий;
Б)Балтийское;2) Северный Ледовитый;
В) Баренцево;3) Индийский;
Г)Берингово; 4) Атлантический.
2. Установите, с каким природным объектом столкнулись матросы и пассажиры корабля.
Неожиданно искрящаяся на солнце ледяная гора стала быстро удаляться от парохода, и в этот момент корпус судна испытал резкий толчок. Изумленные матросы и пассажиры увидели, что пароход лежит на огромной льдине и с каждой секундой поднимается все выше над поверхностью воды_______________________________________________________________
3. Какими цифрами обозначены следующие понятия?
А) Исток
Б) Речной бассейн
В) Устье
Г) Водораздел
Д) Приток
4. Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?
река, ручей, озеро, ледник, океан, ключик, болото
5.Что такое река?

Контрольная работа по географии
Тема: «Гидросфера». 5 класс
Вариант 2.
Часть 1.
1. По средней глубине вторым после Тихого океана является … океан
А) Атлантический;Б) Северный Ледовитый;В) Индийский.
2. Заполни пропуски.

3. Окраинным морем является
А) Красное;Б)Чёрное;
В)Берингово;Г)Средиземное.
4. Самым солёным озером Мирового океана является
А) Мёртвое;Б)Байкал;
В)Каспийское;Г)Эйр-Норт.
5. Гибралтарский пролив соединяет
А) Северное и Балтийское моря;
Б) Тихий и Северный Ледовитый океан;
В) Красное море и Индийский океан;
Г) Средиземное море и Атлантический океан.
6. Крупнейший остров Земли Гренландия находится у берегов материка
А) Евразия;Б) Северная Америка;
В) Африка;Г) Южная Америка.
7. Укажи три свойства воды, которых она не имеет: 1……. 2…… 3…….
8. Самый высокий водопад в мире:
А)Виктория;Б)Ниагарский; В)Анхель; Г)Кхон.

9. Среди перечисленных рек наиболее крупную речную систему образует река
А) Волга;Б) Амазонка; В) Ганг; Г)Нил.

10. Расставь океаны в порядке увеличения площади: А)Индийский; Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический.
Часть 2.
1. Установите соответствие «залив – океан, к которому он относится»
А) Гвинейский;1) Тихий;
Б) Мексиканский;2) Северный Ледовитый;
В)Бенгальский;3) Атлантический;
4) Индийский.
2. Определите, о каком природном процессе идет речь в данном стихотворении.
Хоть в это верить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире.
И.Якимов ______________________________________
3.Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?
река, приток, исток, прилив, устье, бассейн, русло
4. Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?
1) Испарение
2) Перенос влаги
3) Осадки
4) Реки
5) Подземные воды
5. Что такое озеро?

Итоговая контрольная работа по географии в 5 классе
Вариант 1.
Часть А.
1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает: а) земледелие б) землеописание в) землеведени2.К числу объектов, созданных человеком относится: а)холм б) бассейн в) болото г) остров
3. Выберите географические следствия движения Земли по околосолнечной орбите?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
4.Какая часть относится к землетрясению?
А)жерло; б)магма; в)очаг; г)кратер.
5.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?
А)эпицентр; б)магма; в)очаг; г)кратер.
6.Образование цунами связано с ………………..
А)вулканами; б)землетрясением; в)медленными колебаниями; г)рельефом
7.Какой газ в атмосфере, обеспечивает процессы горения?
А)углекислый Б)азот В)кислород Г)гелий
8.В каком слое происходит изменения погоды?
А)в озоновом Б)в тропосфере В)в мезосфере Г)в термосфере
9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4.влажность Г.термометр
10. Заполни пропуски.
На гидросферу приходится _____ % поверхности Земли, а _____ % на сушу.
11. Самым солёным озером Мирового океана является
А) Мёртвое;Б)Байкал;
В)Каспийское; Г)Эйр-Норт.
12. Укажи три свойства воды, которых она не имеет: 1……. 2…… 3…….
13. Расставь океаны в порядке увеличения площади: А)Индийский; Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический.
14. Для таёжных лесов не характерно: а)берёза б)сосна в)ель г)лиственница.
15.В саваннах обитают: а)жираф; б)лось; в)бегемот; г)горилла.
Часть В Напиши определение следующих понятий: А) биосфера Б) гроза Часть С С какой целью человек создаёт ООПТ?
Итоговая контрольная работа по географии в 5 классе
Вариант 2.
Часть А.
1. Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?
а) геология б) география в) биология
2.К числу природных объектов относится: а)футбольное поле б) бассейн в) болото г) детская площадка
3. Выберите географические следствия осевого вращения Земли?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
4.Что такое литосфера?
А)земная кора и верхняя часть мантии; В)воздушная оболочка.
Б)водная оболочка Земли; г)водная оболочка Земли.
5.Укажите лишнее с точки зрения происхождения вулкана?
А)жерло; б)лава; В)кратер; г)эпицентр.
6.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород? А)эпицентр; б)магма; в)очаг; г)кратер.
7.Какой газ преобладает в атмосфере?
А)кислород Б)водород В)азот г)углекислый.
8.Какой слой атмосферы защищает поверхность Земли от разрушительного действия? А)тропосфера Б)стратосфера В)термосфера Г)озоновый
9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4. влажность Г.термометр
5.атмосферное давление Д. осадкомер
10. Заполни пропуски.
На солёные воды гидросферы приходится _____ %, а _____ % составляют пресные
11. Среди перечисленных озёр наиболее глубоким является
А)Эйр-Норт; Б) Байкал; В)Виктория; Г)Верхнее.
12. Укажи три состояния воды в природе: 1……. 2…… 3…….
13.Расставь океаны в порядке уменьшения площади: А)Индийский;Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический
.14. Для степей не характерно: а)тюльпан б)ковыль в)папоротник г)ирисы.
15.В тайге обитают: а)жираф; б)лось; в)бегемот; г)летяга.
Часть В Напиши определение следующих понятий: А) тропосфера Б)град
Часть С С какой целью человек со
здаёт биосферный заповедник?

1) вопросы 1 и 2 вариантов по уровням А, В, С.

Часть «А» (Задания А 1- А 14). Задания содержат 4 варианта ответа. Только один из них верный. Максимальное количество баллов за часть «А»: 14 баллов

Часть «В» (Задания В 1- В 4) Задания с кратким ответом.

Максимальное количество баллов за часть «В»: 8 баллов

Часть «С» (Задание С 1). Задание с развернутым ответом.

Максимальное количество баллов за часть «С»: 3 балла.

Итого максимальное количество баллов: 25 баллов.

Оценка «5» - 21-25 баллов.

Оценка «4» - 16-20 баллов.

Оценка «3» - 11-15 баллов.

Оценка «2» - 10 баллов и менее.

2) ответы.

Административная контрольная работа по географии за курс 7 класса Вариант 1

I . Задания с выбором ответа. Выберите один правильный ответ.

А 1. Группа карт, выделяемая по содержанию:

1) Материков, океанов и их частей.

2) Общегеографические и тематические

3) мелкомасштабные, крупномасштабные и среднемасштабные

А 2. Гипотезу о движении материков сформулировал немецкий ученый:

1) А. Вегенер 2) А. Гумбольдт 3) Э. Кант

А 3. Закономерная последовательная смена природных зон в горах от подножия к вершине называется …

1) широтная зональность 2) инверсия 3) высотная поясность

А 4. В состав какой языковой семьи входит славянская группа языков

1) индоевропейской 2) уральской 3) алтайской

А 5. Малоподвижный обширный участок земной коры с двухъярусным строением

1) платформа 2) сейсмоактивная зона 3) горный пояс

А 6. Какие ветры имеют сезонный характер:

1) Муссоны 2) Пассаты 3) Западные ветры

А 7. К экваториальному типу рек относится

1) Хуанхэ 2) Конго 3) Печора

А 8. Для какой природной зоны характерна многоярусность?

1) экваториальные леса 2) тропические пустыни 3) саванны

А 9. Этот материк можно назвать самым сухим

А 13. Озеро, расположенное в Южной Америке

1) Танганьика 2) Титикака 3) Виктория

А 14. Определите, водами, каких заливов омывается материк Северная Америка:

1) Гудзонов, Мексиканский; 2) Гвинейский, Бенгальский; 3) Мексиканский, Бискайский.

II . Задания с кратким ответом .

Закончите предложение :

В 1. Состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в той или иной местности в данный момент или ограниченный промежуток времени (сутки, месяц, год) –____________________

Установите соответствие:

Между морем и океаном, к которому оно относится;

Между материком и обитающим там животным;

Между частью света и расположенной в ней страной

III . Задания с развёрнутым ответом . Ответьте на предлагаемые вопросы.

С 1. В каких частях материка Евразия располагаются пустыни? Приведите примеры пустынь тропического, субтропического и умеренного поясов. Какие общие причины объясняют формирование пустынь?

1 Вариант

I. Задания с выбором ответа

С 1. Недра Евразии богаты месторождениями полезных ископаемых. Магматическими и метаморфическими породами в значительной степени сложены горы и фундамент платформ. Поэтому руды черных и цветных металлов сосредоточены в основном в кристаллическом фундаменте платформ и в горных складчатых поясах Альпийско-Гималайского складчатого пояса. В осадочном чехле платформ накоплены залежи каменного угля, нефти, природного, солей. Одно из самых больших месторождений нефти находится в предгорном прогибе в районе персидского залива у подножий Альпийско-Гималайского складчатого пояса.

2 Вариант

I. Задания с выбором ответа

II. Задания с кратким ответом

III. Задание с развёрнутым ответом

С 1. Из-за большой протяженности материка с запада на восток и окруженности горами его внутренние районы получают мало влаги. Незначительное количество осадков при высоких температурах воздуха – причина образования пустынь. В умеренном поясе находится пустыня Каракумы, на границе умеренного и субтропического – пустыня Гоби, пустыни Аравии расположены в тропическом поясе. При общих чертах природы они отличаются степенью безжизненности, представителями животного и растительного мира, наличием или отсутствием оазисов и т. д.

Предварительный просмотр:

Контрольная по географии для 9-х классов (за 1 полугодие)

1 вариант

А уровень

1.Какое место в мире занимает Россия по площади территории?

А) первое б) третье в) пятое г) шестое

2. Крайней северной материковой точкой России является мыс:

А) Флигели б) Нордкап в)Дежнева г) Челюскин

3. Когда в Красноярске (6 часовой пояс) 18 ч., то в Москве(2 часовой пояс):

А) 8 ч. Б) 14ч. В) 22ч. Г) 12ч.

4. Древнейшие горные породы выходят на поверхность в районах:

А) платформ б) плит в) щитов г) складчатых областей5

5. Высшая точка России:

А) Белуха б)Эльбрус в) Победа г) Казбек

6. Крупнейший нефтегазоносный бассейн России расположен на:

А) Прикаспийской низм. Б) Западно-Сибирской равнине в) Восточно-Сибирской равн. Г) Кавказе

7. Самый сейсмически активный район России:

А) Урал б) Курильские о-ва в) Кавказ г) Алтай

8. Действующие вулканы в России расположены:

А) в Сихотэ-Алинь б) в Саянах в) на Камчатке г) на Урале

9. Самое холодное место в России :

А)Верхоянск б) Оймякон в) Якутск г) Земля Франса-Иосифа

10. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

А) арктическом б) субарктическом в) умеренном г) субтропическом

11. Ежегодно повторяющийся регулярный подъем воды в реке- это:

А) паводок б) половодье в) межень г) режим

12. Самое глубокое море у берегов России:

А) Охотское б) Японское в) Черное г) Берингово

13. Плодородие почвы главным образом обеспечивается наличием в ней:

А) воздуха б) минеральных веществ в) почвенной влаги г) гумуса

В-уровень

1 .Сколько времени с учетом декретного,будет в Хабаровске (9 часовой пояс),когда Лондоне 9 часов. Ответ запишите цифрами.

2. Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке,начиная с самого раннего.

А)четвертичный

Б) триасовый

В)кембрийский

3. Определите, какая горная вершина имеет географические координаты

46° с.ш. 7° в.д.

4 .Это место считается в северном полушарии-полюсом холода. Здесь зимние температуры понижаются до -70 градусов С.

5 .Баргузин,сарма,култук-что это? (где?)

С-уровень

1 .Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков?

2 .Укажите не менее трех причин заболоченности Западной Сибири.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по географии для 10 классов

А-уровень

1) Для какой природной зоны характерны чернозёмные почвы?

1) смешанные леса

2) степи

3) тайга

50° с.ш. 2) 80° с.ш. 3) 50° ю.ш. 4) 80° ю.ш.

3)В каком из перечисленных регионов России густота автомобильных дорог

наибольшая?

1) Красноярский край

2) Республика Коми

3) Краснодарский край

4) Тюменская область

4)В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения

наибольшая?

1) Магаданская область

2) Республика Коми

3) Воронежская область

4) Республика Карелия

5)Какая из перечисленных горных пород является метаморфической по

происхождению?

1) песчаник

2) туф

3) известняк

4) мрамор

6) Укажите крайнюю восточную материковую точку России

1) Мыс Челюскин;

2). Мыс Дежнева;

3). Гора Базардюзю;

4). Мыс Флигели

7). Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7ч.
1). 16 ч.;

2). 24 ч.;

3). 12 ч.;

4). 13ч.

8). На западе с территорий России граничат:

1) Норвегия, Швеция, Финляндия

2) Украина, Грузия, Белоруссия

3) Белоруссия, Молдавия, Украина

4) Финляндия, Норвегия, Белоруссия

9). В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают
1).тундра;

2). тайга;

3). зона смешанных и широколиственных лесов;

4). зона степей
10). Самое глубокое море у берегов России:

1) Охотское

2) Японское

3) Черное

4) Берингово

В-уровень

1.Сколько времени с учетом декретного,будет в Хабаровске (9 часовой пояс),когда Лондоне 9 часов. Ответ запишите цифрами.

2.Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке,начиная с самого раннего.

А)четвертичный

Б) триасовый

В)кембрийский

Запишите получившуюся последовательность букв.

3.Определите, какая горная вершина имеет географические координаты

46° с.ш. 7° в.д.

Ответ: ___________________________.

4.Это место считается в северном полушарии-полюсом холода. Здесь зимние температуры понижаются до -70 градусов С.

5. Установите соответствие между субъектом РФ и его административным

центром.

А) Ненецкий автономный округ

Б) Республика Бурятия

В) Удмуртская Республика

1) Йошкар-Ола

2) Улан-Удэ

3) Нарьян-Мар

4) Ижевск

С-уровень

1. Определите регион России по его краткому описанию.

Особенностями географического положения этой республики в составе РФ

являются выход к Государственной границе РФ и выход к морю.

Особенностью природы является обилие рек и озёр. На долю республики

приходится 1/5 производства в стране бумаги, в республике значительны

объёмы производства целлюлозы и железорудного концентрата. Характерны

миграционный отток и естественная убыль населения. Доля городского

населения в общей численности населения превышает среднероссийский

показатель.

Ответ: Республика ___________________________.

2.Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков?

3.Укажите не менее трех причин заболоченности Западной Сибири.