Произведение царевна лягушка. Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Делай добро сам, и оно к тебе вернтся

Сказки — уникальный жанр, который всегда нас чему-то учит на примере своих сказочных персонажей. Самое главное, сказки дети с удовольствием слушают и часто подражают положительным героям, представляя себя на их месте. У каждой сказки имеется мораль, она поучает и наставляет. Не исключение и .

Чему учит сказка кратко

Читая или слушая сказку, сначала мы просто следим за жизнью героев, за их приключениями и переживаем за их будущее счастье. Сказка захватывает уже с первых строк и от нее сложно оторваться. Однако это не просто интересное произведение, оно поучительное.

Стоит внимательно перечитать сказку Царевна лягушка, как тут же можем получить несколько жизненных уроков. Уже вначале сказки я увидела, как с помощью героев она учит читателей доверять другому человеку. Особенно, если это твоя вторая половинка и вы строите с ней семейную жизнь. Вот если бы Иван доверял своей суженной и не спалил бы лягушачью шкурку, то и не пришлось бы идти к Кощею.

Царевна лягушка учит тому, что не нужно судить о человеке по его внешности, ведь за неказистым видом можно проглядеть рукодельницу и на все руки мастерицу.

Еще сказка учит бороться за свое счастье, не бояться пробираться через тернии и преодолевать преграды. Ведь не зря же в народе говорят, что только в борьбе можно обрести свое счастье. К тому же сказка Царевна лягушка, как и многие другие сказки, учит доброте, где на примере героев и сказочных персонажей мы видим, что за добро платят добром.

Может кому-то покажется, что на этом все уроки заканчиваются, но я увидела еще один совет. Он читается в сказке между строк. Сказка советует не браться за те дела, в которых вы ничего не смыслите. В противном случае и дальше будут продолжать лететь косточки в лоб вместо прекрасных лебедей.

Функции волшебных сказок В.Я. Пропп обратил внимание на действия сказочных персонажей и обозначил
их термином «функция». Под функцией понимается поступок действующего
лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия.
В своем труде «Морфология сказки» В.Я.Пропп выявил следующие элементы:
I. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции
действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они
образуют основные составные части сказки.
II. Число функции, известных волшебной сказке, - ограничено (31).
III. Последовательность функций всегда одинакова.

На основе обобщения различных фольклорных источников, Пропп выявил следующие сказочные функции:

1) Отлучка кого-либо из членов семьи;
2) запрет, обращённый к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) герой покидает дом;
12) даритель испытывает героя;
13) герой реагирует на действия
будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) герой переносится, доставляется или
приводится к месту нахождения предмета
поисков;
16) герой и антагонист вступают в борьбу;
17) героя метят;
18) антагонист побеждён;
19) беда или недостача ликвидируется;
20) возвращение героя;
21) герой подвергается преследованиям;
22) герой спасается от преследования;
23) герой неузнанным прибывает домой или
в другую страну;
24) ложный герой предъявляет
необоснованные притязания;
25) герою предлагается трудная задача;
26) задача решается;
27) героя узнают;
28) ложный герой или антагонист
изобличается;
29) герою даётся новый облик;
30) враг наказывается;
31) герой вступает в брак.

Сюжет

По типичному сюжету сказки, Иван Царевич
вынужден жениться на лягушке, так как
находит её в результате обряда (царевичи
стреляли из луков наугад, куда стрела
попадёт - там невесту и искать). Лягушка, в
отличие от жён братьев Ивана Царевича,
отлично справляется со всеми заданиями царя,
своего свёкра, либо с помощью колдовства (в
одной версии сказки), либо с помощью «мамокнянек» (в другой). Когда царь приглашает
Ивана с женой на пир, она приезжает в облике
прекрасной девушки. Иван Царевич тайно
сжигает лягушачью кожу жены, чем вынуждает
её покинуть его. Иван отправляется на поиски, и
с помощью Бабы-Яги находит её и освобождает.

Действующие лица сказки:

-
Герой;
Царевна или её отец;
Волшебный помощник;
Антагонист (вредитель);
Даритель волшебных средств герою сказки;
- Отправитель;
- Ложный герой.


1) Исходная ситуация - у одного царя было три
сына. Получив наказ от отца жениться на тех
девушках, к кому попадёт их стрела, сыновья так и
поступают. Младшему Ивану-цареву в жены
достаётся лягушка.
2) нарушение запрета – Иван-царевич сжигает
легушачью шкурку;
3) посредничество, сообщение о беде – царевна
говорит Ивану: «Ну, Иван-царевич, немного ты не
потерпел; твоя бы я была, а теперь бог знает.
Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в
тридесятом царстве». И не стало царевны.
4) начинающееся противодействие - Вот год
прошел, Иван-царевич тоскует о жене.
5) герой покидает дом - на другой год собрался,
выпросил у отца, у матери благословенье и пошел.
6) даритель испытывает героя – в лесу Иван
встречает избушку, а в ней Бабу-Ягу, она
отправляет его к своей средней сестре, а вторая к
старшей, где живёт царевна.

Функции сказки «Царевна-лягушка»

Функции сказки «Царевналягушка»
7) герой реагирует на действия будущего дарителя – Иван
слушается и первую и вторую Бабу-Ягу и следует по
указанному пути.
8) герой переносится, доставляется или приводится к
месту нахождения предмета поисков – путь верно
приводит Ивана к третьей избушке, где находится
царевна-лягушка.
9) герою предлагается трудная задача - Живет теперь
царевна у большой сестры, ступай туда да смотри ты: как
станешь подходить - у нее узнают, Елена обернется
веретешком8, а платье на ней будет золотом. Моя сестра
золото станет вить, как совьет веретешко, и положит в
ящик, и ящик запрет, ты найди ключ, отвори ящик,
веретешко переломи, кончик брось назад, а корешок
перед себя: она и очутится перед тобой».
10) задача решается – Иван-царевич сделал всё так, как
было указано.
11) героя узнают – Царевна узнает Ивана.
12) герой вступает в брак - прилетели домой, все
обрадовались, стали жить да быть да животы (богатство)
наживать - на славу всем людям.

“Три сына было у царя. ” – начинается так любимая всеми “Царевна-лягушка” – русская народная сказка. В ней повествуется о том, как царь хотел женить своих сыновей и выпущенные ими стрелы привели к невестам. Старшему сыну досталась купчиха, среднему – попадья, а младшему царевичу предстояло жениться на лягушке, ведь именно в болото улетела стрела младшего царского сына.

Чтобы проверить невесток, царь придумывал всякие испытания: то рубаху ему нужно было сшить, то пироги испечь и даже ковер соткать. Каждый раз похвалы батюшки-царя доставались лишь невесте младшего царевича, лягушке. Но лягушка оказалась непростой болотной жительницей. Это была заколдованная Василиса Премудрая, которая каждую ночь превращалась в ту, кем была на самом деле, – в прекрасную девушку.

В конце всех испытаний заколдованная лягушка еще и станцевала лебедушкой, да так, что покорила всех своим танцем. Не нарадовался на свою невесту младший Иван-царевич, и, чтобы избавить невесту от проклятья, сжег ее лягушачью шкуру.

Но если бы подождал царевич немного, лягушка превратилась бы навсегда в прекрасную царевну. А так он поспешил и без спросу сжег заколдованную шкурку. За это пришлось ему попрощаться со своей суженой. Обернулась она голубкой и была пленена Кощеем Бессмертным. В горе бросился царский сын искать свою любовь, много препятствий встретил на своем пути, воевал с Кощеем. Но, как и во всякой доброй сказке, добро победило зло, и Иван-царевич освободил свою невесту и женился на ней.

Вот вкратце то, о чем сказка “Царевна-лягушка”. Предназначение этой сказки – научить маленьких слушателей тому, что не следует торопиться и что в итоге добро всегда побеждает зло. Анализ сказки “Царевна-лягушка” показывает, что в ней не только описывается сила, которая появляется у человека, когда он любит. Был также раскрыт и философский смысл сказки. Он заключается в том, что если полюбить кого-то, пусть некрасивого, безобразного, даже похожего на лягушку, то он или она станет впоследствии самым прекрасным на Земле существом, требуется только немного подождать.

А самое главное в этой сказке – это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал...
  2. Виктор Михайлович Васнецов любил устное народное творчество и много героев и сюжетов для своих картин он черпал именно из былин...

«Царевна-лягушка» - сказка, придуманная русским народом. Как и многие подобные, она учит добру, целеустремленности. Узнать, о чем это произведение, понять его смысл, сделать выводы поможет краткое содержание. «Царевна-лягушка» (произведение) относится к русскому народному творчеству. Сказку с удовольствием слушают малыши. Более глубоко изучают произведение пятиклассники. Быстро ознакомиться с ним поможет краткое содержание.

«Царевна-лягушка» начинается, как и некоторые другие сказки. В первых строках читатель узнает, что жил царь, у которого было три сына. Однажды решил он женить их. Что было дальше, вы узнаете прямо сейчас.

Что придумал глава сказочного государства

Царь придумал очень интересный способ - он решил, что судьба сама укажет его сыновьям, где искать себе невест. Приказал он юношам взять стелы и лук. Последний представляет собой устройство, сделанное из гибкой палки и прочной веревки - тетивы. В нее упирается стрела тупым концом, далее при помощи рук необходимо потянуть тетиву на себя, придерживая этот край стрелы рукой. После этого пальцы разжимаются, и мини-копье устремляется вдаль.

Царь сказал: «Куда прилетят стрелы, там каждый и должен искать свое счастье». Про то, куда упали мини-копья братьев, рассказывает само произведение и наше краткое содержание сказки «Царевна-лягушка». Стрела старшего попала на боярский двор. Там как раз была девушка на выданье. Оружие среднего угодило прямехонько на купеческий. Этому обрадовалась барышня из данной семьи.

Только Иван не смог сразу найти свою стрелу, так она улетела далеко. Пришлось юноше идти в лес и там искать свое счастье. Об этом поведает далее краткое содержание сказки. Царевна-лягушка и Иван скоро встретятся.

Куда упала стрела

Долго или нет шел младший брат, но оказался на болоте. Видит - стрелу его держит лягушка. Попросил царевич ее, чтобы отдала то, что нашла, но та отказалась. Она заявила, что теперь юноша должен взять ее во дворец, ведь это приказ самого царя. Не обрадовался Иван такому повороту судьбы, но делать было нечего. Послушный сын своего отца завернул лягушку в платочек и принес ее во дворец. Конечно, тут не обошлось без насмешек. Виданное ли дело, невеста принца - жительница болота - мокрая, холодная, скользкая.

Квакушке предстояло доказать, что внешнее обличье не так важно, главное - внутреннее содержание. Ведь можно быть красавицей, но глупой и неумехой. Таков один из выводов произведения, о котором рассказывает краткое содержание. Царевна-лягушка была мастерицей на все руки, в этом читатель убедится прямо сейчас.

Первое задание царя

Когда все потенциальные невесты были доставлены во дворец, царь велел сыновьям жениться на них. Затем он приказал продемонстрировать девушкам свое умение. Для этого они должны были сшить ему к утру по рубахе.

Не передать словами, как расстроился Иван. Видя такое состояние мужа, квакушка сказала ему, чтобы он не переживал, а лег лучше спать. Ведь, как известно, утро вечера мудренее. Эту умную пословицу русского народа необходимо взять на вооружение. Ведь иногда вечером кажется, что какую-то проблему невозможно решить, все предстает в печальном свете. Тогда нужно просто отправиться в опочивальню, хорошенько выспаться, а утром найдется несколько выходов из положения, и мир снова засияет радужными красками.

Знала это и мудрая царевна-лягушка. Сказка продолжается тем, что, уложив жениха, она пошла на крыльцо, сбросила с себя кожу лягушки и превратилась в Василису Премудрую. Девушка сказала явиться мамкам-нянькам. Приказала им сшить до утра красивую рубаху царю, что они и исполнили. Каково же было изумление Ивана, когда, проснувшись, он увидел красивое одеяние для батюшки, расшитое драгоценными камнями и украшенное замысловатыми узорами. Взял он рубаху и отправился во дворец.

Кто как справился с испытанием царя

Там уже собрался народ, и царь смотрел обновки. Взял он рубашку, сшитую невестой старшего брата, посмотрел на одежду критически и сказал, что такое только в черной избе носить. Скорее всего, он имел ввиду следующее - в стародавние времена избы топили «по-черному». Дым выходил не в трубу, а в небольшие окна, расположенные высоко. Поэтому стены, потолок в таком помещении были закопчены, так как на них оседали продукты горения. Именно о такой избе и сказал царь, так как во дворце в такой рубахе было бы просто стыдно ходить.

Творчество купчихи он тоже не оценил, увидев ее рубашку, сказал, что в такой только в баню ходить. Приятно удивила его лишь царевна-лягушка. Сказка переходит к интересному моменту. Увидев произведение искусства, расшитое серебром и золотом, которое принес младший сын, батюшка сказал, что эту рубашку только на праздник надевать.

Второе задание

После этого глава государства приказал невесткам испечь хлеб. Именно об этом сейчас расскажет краткое содержание. «Царевна-лягушка» для читательского дневника является очень удачным произведением. Оно позволит ребенку научиться делать выводы, легко запомнить смысл такого интересного сюжета.

Жены старших братьев решили подсмотреть, как будет печь хлеб лягушка. Они послали подглядеть одну бабушку, но Василиса Премудрая была умнее их. Она замесила тесто, сломала верхнюю часть печи и прямо на нее сверху поставила квашню. Точно так и сделали купчиха с боярыней. На самом деле Василиса и ее помощники испекли изумительное кушанье.

Царь, увидев, что получилось у старших невесток, рассердился и отправил эти горелые хлеба в людскую. А выпечку лягушки похвалил, сказал, что такое в праздники можно есть.

Пир

Затем царь-батюшка пригласил сыновей вместе с их женами во дворец на пир, приказал всем явиться на следующий день. Опять расстроился младший сын - как он явится туда с такой спутницей, ведь засмеют. Но лягушка утешила его. Все отправились во дворец, а жена Ивана сказала ему, что она прибудет позже. Что было дальше, быстро расскажет краткое содержание. Царевна-лягушка скинула кожу, в которой была вынуждена находиться, красиво оделась и поразила всех своим видом - такой она оказалась красавицей.

Приятно удивила она и плясками: когда взмахнула рукавом, появилось озеро. Затем сделала это второй раз. Кости, припрятанные в рукаве, превратились в лебедей, которые стали плавать по озеру.

Ивану понравился новый облик жены. Пока все веселились, он прибежал домой и сжег шкуру лягушки, бросив ее в печь. Когда явилась Василиса, она очень расстроилась, так как ей оставалось лишь 3 дня ходить в лягушечьем обличие, а потом бы она снова стала девушкой. Теперь же ее должен забрать Кощей. «Ищи меня у него», - вымолвила красавица и исчезла.

Поиски возлюбленной

Не только в этой сказке выпали испытания доброму молодцу, так как была украдена злым Кощеем (о чем рассказало выше краткое содержание) царевна-лягушка. Пушкин А. С. тоже иногда обращался к подобным сюжетам. Достаточно вспомнить его произведение в стихах «Руслан и Людмила», где юную красавицу похитил старый Черномор. Чтобы спасти свою Василису от Кощея, Иван отправился искать ее в лес. Там ему повстречался старичок, который дал клубок, нить должна была указать царевичу путь.

Благополучному исходу помогла доброта юноши. В поле он встретил медведя, хотел убить его, но тот взмолился и сказал, что когда-нибудь он ему пригодится. Иван пожалел его, не стал стрелять, как и в селезня, зайца, которые тоже встретились на пути. После этого он спас щуку, выброшенную на берег, он ее положил обратно в море. Вот и подошло к развязке краткое содержание.

Царевна-лягушка

5 класс, точнее его ученики, узнают, что клубок прикатился к дому Бабы Яги. Та рассказала путнику, как победить Кощея, что смерть того находится на конце иглы, поведала, как найти ее. Сначала царевич пришел к дубу, на котором висел сундук. Иван не знал, как снять его. Тогда прибежал медведь и выдернул дуб вместе с корнем. Сундук упал, разбился, из него выпрыгнул заяц. Второй зайчишка, которого не тронул Иван, догнал этого и разорвал. Выпорхнувшую из чрева животного утку поймал селезень, ударил ее, та уронила яйцо, которое упало в море. Достать его помогла щука. Взял Иван из яйца иглу, отломил ее конец, тем погубил Кощея. Забрал он Василису, и жили они вместе до глубокой старости.

Победа добра и вопрос аутентичности
Издатели 90-х, памятуя о высоком воспитательном статусе сказок, с готовностью стали их переиздавать, при этом гордо сообщая читателям, что сказки в новых сборниках несколько отличаются от советских версий - деталями, концовками, целыми эпизодами, так что теперь можно наслаждаться сказками во всей их «полноте и подлинности».

Результат оказался неожиданным: открывая, к примеру, полный сборник сказок братьев Гримм, родители в ужасе его захлопывали. «Подлинная версия» «Золушки» в изложении немецких собирателей фольклора, слишком сильно отличалась от знакомой сказки Шарля Перро (приглаженной усилиями советских переводчиков и редакторов) и от популярного кинофильма, снятого по пьесе Евгения Шварца. «Победа добра» в «аутентичных» сказках братьев Гримм, как правило, отягощалась описаниями возмездия, очень похожего на средневековые пытки. А вскоре выяснилось, что это в полной мере относится и к знаменитым собраниям сказок Афанасьева.

Тут и возник вопрос: зачем детям весь этот ужас - гриммовский или афанасьевский? И чему все-таки «учат» народные сказки?

Взять ту же «Курочку Рябу»: понимает ли маленький ребенок, о чем эта сказка? А взрослый?

Иными словами, вопрос о народных сказках вдруг невероятно осложнился. И я предлагаю сознательно закрепить за ним статус сложного, требующего осмысления и переосмысления.

И еще, по-видимому, нужно отказаться от широких обобщений вроде «народные сказки влияют на…», «народные сказки полезны (или вредны)», а рассматривать каждую сказку в отдельности - как отдельное произведение, к созданию которого приложили руку и бесчисленные безымянные сказители, и собиратель фольклора, и переводчик, и редактор.

Загадочный дар Ивана-царевича
Сегодня у нас есть конкретный повод поговорить о русской народной сказке «Царевна-лягушка» из сборника А. Афанасьева - издательство «Нигма» выпустило в свет книгу с одноименном названием и с иллюстрациями Татьяны Мавриной.

Сразу скажу, что «Царевна-лягушка» - сказка, которая не относится к категории ужасных. Это не значит, что она совсем не страшная. Ее мир устроен по-особенному, привычные причинно-следственные связи в нем отсутствуют, а над сказочными персонажами довлеет ощущение фатальности.(Взять, хотя бы, начало сказки: царским сыновьям пришло время жениться, и потому они должны взять по стреле и выстрелить из лука: куда стрела упадет, туда и надо сватов засылать. И когда стрелу Ивана-царевича подбирает лягушка, царь выносит свой приговор сыну: «Женись! Знать, судьба твоя такая».) В этом мире возможны неожиданные превращения, а «на краю» обитают существа иного мира - Кощей Бессмертный и Баба-яга.

Но этого страха в меру. Как раз столько, чтобы привлечь внимание ребенка и сделать повествование интересным. А интерес возникает вместе с эмоциональным напряжением.

Баба-яга - страж границы между мирами - не покушается на жизнь героя, а помогает ему. Кощей Бессмертный воспринимается с бОльшим напряжением: это он велит Василисе Премудрой три года ходить лягушкой. Это к нему возвращается Василиса после того, как сгорает ее лягушачья кожа, и поэтому Кощей является помехой счастью Ивана-царевича. Но никакого активного зла Кощей Бессмертный не затевает. Он страшен исключительно в силу своего «статуса» - как царь ИНОГО мира (или мира мертвых). Т.е. в целом сказка «бескровна», и в ней отсутствует агрессивное зло.

Но и ее главный герой - Иван-царевич - тоже пассивен. Если он куда-то передвигается, то лишь в том направлении, которое ему «указывает» судьба или чья-то другая воля. Необходимость делать то, что ему самому непонятно, он принимает как данность. И даже Кощея Бессмертного он одолевает не в бою (как это следовало сделать богатырю), а с помощью «открытия удаленного доступа» и вполне бытовых действий, оказывающихся частью тайного ритуала.

То есть все возникающие перед Иваном-царевичем проблемы разрешаются отнюдь не благодаря его активности, силе, удали или смекалке, а скорее так, как это бывает во сне. Что же тогда делает его героем? В чем его особенность? Почему только он из трех царских сыновей «отмечен» именем, а двое других - просто «братья»?

Иван-царевич обладает даром входить в соприкосновение с волшебным. Благодаря этому дару он постоянно - и совершенно невольно, словно во сне, - заступает за границы обычного, «здешнего» мира и становится обладателем удивительных сокровищ. Поэтому во время сватовства, с которого начинается сказка и которое больше похоже на гадание, именно его стрела попадает к лягушке-квакушке, что вызывает насмешки старших братьев. Им-то куда как повезло, ведь их женами-избранницами стали боярыня да купчиха. Но Иванова лягушка - это заколдованная царская дочь. (Больше того, она ведь не «обычная» царевна: Василиса Премудрая - дочь Кощея Бессмертного, владыки Иного мира, и сама могущественная волшебница, превосходящая мудростью своего жестокого отца.) По той же причине Иван-царевич получает волшебную помощь от встречного старика и от Бабы-яги, слышит голоса животных и птиц и «обращает» их в своих помощников.

И как раз эта удивительная способность героя близка и понятна ребенку четырех-шести лет.

Воображение и мышление
Что такое период четырех-шести лет? Кроме всего прочего, что происходит в это время с ребенком, это еще и расцвет так называемой «режиссерской игры».

Ребенок расставляет на разных поверхностях маленькие игрушки. Игрушки куда-то перемещаются, как-то друг с другом «общаются», ребенок в это время что-то шепчет, бубнит, имитирует какие-то звуки. Классик отечественной психологии Лев Выготский считал, что в такой игре создается «мнимая ситуация» - т.е. ситуация, существующая только в данный момент и только благодаря работе детского воображения.

А еще именно между четырьмя и шестью годами у нормально развивающегося ребенка возникает запрос на сказки, на самые разные сказки, авторские или неавторские, но обладающие общим отличительным свойством: в них отсутствует непроходимая грань между реальностью и воображаемым миром, а вещи обладают способностью к превращению, к необъяснимому преобразованию.

Сказочные тексты и детская игра связаны между собой, как курица и яйцо. Сказочные тексты - источник, поставляющий образы и сюжетные ходы для игры. Игра - то, что помогает проживать прочитанное, продлевать сюжеты, придумывать новые. Игра - это сказка собственного сочинения. И она, безусловно, расширяет возможности восприятия текстов.

И то, и другое вместе работает на развитие воображения.

Но что это такое - воображение - мы не очень понимаем. То есть не очень понимаем, в чем его смысл. Мы, конечно, ласково называем детей «фантазерами» и иногда пересказываем друг другу детские фантазии как забавные казусы. Но в глубине души (да и на поверхности) мы считаем воображение «украшательством» и чем-то мало относящимся к жизни. Скорейшее развитие «мышления» ребенка заботит нас гораздо больше. И потому мы предпочитаем сказкам энциклопедии, а детской игре - организованные занятия в каком-нибудь интеллектуальном центре раннего развития.

Но парадокс заключается в том, что именно воображение лежит в основе мышления, составляет его фундамент. Как правило, под мышлением мы понимаем мышление рациональное, способность к анализу. Это очень важная функция. Но такое мышление, как правило, оперирует лишь известными матрицами. А мышление креативное, способное вывести за пределы матрицы, непременно связано с нарушением привычным границ. С необъяснимым «превращением» вещей. И оно опирается именно на воображение. Но даже если мы имеем в виду не интеллектуальные открытия, а вполне понятные операции - такие как чтение или счет в уме, то и они немыслимы без развитого воображения.

Собственно, поэтому все психические силы организма в дошкольный период и брошены на развитие воображения. Воображение - это, по мнению отечественных психологов, главное новое психическое качество, которое обретает ребенок к периоду обучения в школе. А овладение рациональным мышлением - это уже следующий этап. Конечно, отсюда вовсе не следует, что воображение после шести лет перестает развиваться. Просто оно перестает занимать главенствующее место, к нему добавляются новые важные элементы.
И это не значит, что мышления не существует до пяти-шести лет. Но в жизни дошкольника оно играет несколько иную роль, чем в жизни школьника или взрослого человека. И если не угнетать детское воображение, лишая его в дошкольном возрасте необходимой пищи - игры и сказок, это пойдет на пользу мышлению.

Чему «учит» сказка
Возвращаясь к «Царевне-лягушке». Как уже было сказано, отличительная черта главного героя этой сказки - способность вступать в контакт с волшебным, «нездешним». То есть главный герой вхож в другие пространства точно так же, как ребенок вхож в пространство игры. Превращения существ и предметов (лягушки - в девушку, косточек от жареной птицы - в лебедей), присутствие такого «необычного объекта» как избушка на курьих ножках, в образе которой совмещаются несовместимые на первый взгляд элементы, - все это очень напоминает детскую игру с игрушками: комбинирование случайных деталей, использование предметов-заместителей (палочка - это ножик, цветочки - содержимое супа, веревочка - хвост) и т.п.

Основное превращение - лягушки в царевну - происходит в сказке за счет «сбрасывания» лягушечьей кожи. Что это, как не «переодевание»? Способ превращения, уже известный ребенку по играм и детским праздникам.

А тайна Кощея? «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Это же известный с раннего детства «принцип матрешки». Как можно достичь «успеха»? Выполняя действия в некоторой заданной последовательности. Эту последовательность надо запомнить и воспроизвести.

И даже странная атмосфера фатальности, в которой действуют герои сказки, воспринимается ребенком как нечто более или менее знакомое. Поскольку причинно-следственные связи открываются ему постепенно, с развитием рационального мышления, он постоянно оказывается в ситуации заданных отношений и непонятных запретов. Его безопасность и благополучие в первые годы жизни зависят не от понимания причин того или иного явления, а от доверия к окружающим взрослым и послушания. Иными словами, сказке есть за что «уцепиться» в опыте ребенка, на что наложиться.

А вот куда эта сказка может его «продвинуть»? Какую весть она ему несет?

Сказочный «урок» связан как раз с той ситуацией, когда Иван-царевич пытается вести себя «рационально» и сжигает лягушечью кожу. Ну, и действительно: его жена оказалась красавицей, если она снова наденет свою кожу, то он, Иван-царевич, этой красоты лишится. Значит, надо этому помешать - уничтожить кожу. Вроде бы совершенно верная логическая цепочка. Но с единственным недостатком - неправильной посылкой. Рациональное, на первый взгляд, поведение Ивана-царевича рассматривается в сказке как своеволие, потому что в основе его «разумных рассуждений» лежит эгоистическое желание устроить все так, как ему хочется, не соотнося это желание с обстоятельствами другого, не выясняя причин поведения другого, а точнее другой - Василисы Премудрой. В результате он лишается всего.

Чтобы вернуть потерянное, он должен вновь обратиться в слух: довериться своему умению общаться с иным, волшебным.

А после этого можно сказать о ее потрясающем ритме и поэтичности, об очень экономном, но выразительном сказочном языке, который нельзя назвать архаичным. Он звучит вполне современно, а слова вроде «закручинился», «взгадать», «разубранный» только придают ему колоритности, поскольку их значение сразу ясно из контекста.

Работа художника-иллюстратора
Иллюстрации Татьяны Мавриной, безусловно, создают новое измерение сказки. Кроме художественных достоинств, они несут много познавательных «этнографических» деталей, которые в тексте не описываются: костюмы во всем их многообразии - от рубахи до пиршественного наряда (и каждый персонаж одет по-своему, в соответствии со своим статусом - к примеру, по костюму Василисы Премудрой сразу можно угадать в ней именно царскую дочь); постройки (дом боярский и купеческий), посуда, нарядный пирог, напоминающий тульский пряник; стол, уставленный посудой на пиру, гусляр -на картинках много такого, о чем в сказке ни слова, но что придает ей «материальность» и даже вводит в исторический контекст. Как-то так получается, что сказочные события разворачиваются в стилизованной Древней Руси.

А кое-где иллюстрации еще и оказывают восприятию спасительную поддержку. К примеру, на картинке лягушка, поймавшая стрелу, - в короне. В тексте нигде не говорится, что лягушка, на которой женился Иван-царевич, была как-то отмечена. Лягушка и лягушка. Это его и «кручинило». Но корона помогает нам примириться со случившимся. Мы чуть раньше Ивана-царевича узнаем, что все не так просто с его невестой.

Или дуб, на котором Кощей схоронил свою смерть. Дуб этот, оказывается, необъятных размеров. Иван-царевич рядом с ним выглядит букашкой. А вот Кощей - жалкий, но явно не добрый.

Иными словами, иллюстрации Мавриной - это своя и достаточно вольная интерпретация сказки.

Но ведь сказка-то - народная! Кто как хочет, тот так и рассказывает.

Марина Аромштам