Программа элективного курса по физике «Подготовка к ОГЭ по физике. Подготовка к экзамену по физике

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа №1

УТВЕРЖДЕНО

на заседании РМК

протокол № 2

от _______

______________

Коростелева Е.В.

Принята на заседании МО учителей математики и физики

Протокол № ___

от « » __________ 201 6 г.

Руководитель ШМО

_________________________

Назимко Л.И.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

________ ______

Алымова В.И.

« » ____ ____ 201 6 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________

Химина М.Н.

Приказ № ____

от « » _______ 201 6 г.

«Подготовка к ОГЭ по физике»

Программа элективного курса по физике

9 класс

Митенкова Ирина Анатольевна,

учитель физики

Трубчевск

2016

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся по физике (ГИА) в новой форме. Учащиеся должны показать хорошее освоение знаниями о физических явлениях и законах природы, овладение умениями применять полученные знания на практике за весь курс основной школы (7-9 классы). Все это требует проведения дополнительной работы, по повторению и систематизации ранее изученного материала. Прежде всего, именно эта проблема и должна быть решена в рамках данного курса. Курс опирается на знания, полученные на уроках физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач, поэтому теоретическая часть носит обзорный обобщающий характер.

Исходными документами для составления рабочей программы элективного курса являются Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004, образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ Трубчевская СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год. Курс рассчитан на 34 ч в год (1 час в неделю).

Цель курса:

. обеспечить дополнительную поддержку выпускников основной школы для сдачи ГИА по физике.

Задачи курса:

. систематизация и обобщение теоретических знаний по основным темам курса;

. формирование умений решать задачи разной степени сложности;

. усвоение стандартных алгоритмов решения физических задач в типичных ситуациях и в изменённых или новых;

. формирование у школьников умений и навыков планировать эксперимент, отбирать приборы, собирать установки для выполнения эксперимента;

. повышение интереса к изучению физики.

В результате изучения курса «Подготовка к ОГЭ по физике» ученики

должны знать: основные законы и формулы из различных разделов физики; классификацию задач по различным критериям; правила и приемы решения тестов по физике;

уметь: использовать различные способы решения задач; применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач; решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики; проводить анализ условия и этапов решения задач; классифицировать задачи по определенным признакам; уметь правильно оформлять задачи.

Элективный курс предполагает развитие у 9-классников: интеллекта, творческого и логического мышления, навыков самоанализа и самоконтроля, познавательного интереса к предмету.

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по физике» позволяет реализовать следующие принципы обучения:

. дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении тестовых задач по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; реализация интегративного политехнического обучения и др.);

. воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);

. межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира, что позволит расширить мировоззрение учащихся).

Содержание программы

Как работать над тестовыми заданиями. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

2. Механические явления.

1. Кинематика механического движения. Механическое движение. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Движение по окружности.

2. Законы динамики. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

3.Силы в природе. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения

4.Законы сохранения. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Энергия. Закон сохранения механической энергии

5.Статика и гидростатика. Простые механизмы. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

6. Механические колебания и волны. Звук.

3. Тепловые явления.

1.Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц.

2. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

3.Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах

4. Электромагнитные явления.

1.Статическое электричество. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

2.Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

3. Магнетизм. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный ток.

4.Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

5. Атомная физика.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

Физическая картина мира. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

6. Эксперимент

Лабораторные работы по темам: «Механика», «Электричество», «Оптика»

Уметь работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод.

7. Работа с текстовыми заданиями.

8.Итоговый тест за курс физики основной школы.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

1

Механические явления.

9

II I

Тепловые явления.

7

Электромагнитные явления.

8

Атомная физика

3

V I

Эксперимент

3

VII

Текстовые задания

2

VIII

Итоговое тестирование

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

I

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

1

Введение. Правила и приемы решения физических задач.

Лекция

II

Механические явления.

9

Кинематика механического движения. Законы динамики.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме «Кинематика»

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме «Динамика»

Практическое

занятие

Силы в природе. Законы сохранения»

Лекция

« Силы в природе »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Законы сохранения »

Практическое

занятие

Статика и гидростатика. Механические колебания и волны. Звук.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Статика и гидростатика »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Механические колебания и волны. Звук»

Практическое

занятие

III

Тепловые явления.

7

Строение вещества

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Строение вещества »

Практическое

занятие

Внутренняя энергия.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Внутренняя энергия »

Практическое

занятие

Изменение агрегатных состояний вещества.

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Изменение агрегатных состояний вещества»

Практическое

занятие

IV

Электромагнитные явления.

8

Статическое электричество

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Статическое электричество »

Постоянный электрический ток

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Постоянный электрический ток»

Магнетизм

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Магнетизм»

Элементы геометрической оптики

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

V

Атомная физика

3

Строение атома и атомного ядра

Лекция

Решение тестовых заданий по теме

« Элементы геометрической оптики »

Практическое

занятие

Решение тестовых заданий по теме

« Элементы геометрической оптики »

Практическое

занятие

Эксперимент

3

Лабораторные работы

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре

Начать нужно наверное с расшифровки трех загадочных букв - ОГЭ, чтобы не путать с привычным сокращением ЕГЭ. Итак, ОГЭ - это Основной Государственный Экзамен. Его сдают выпускники девятого класса и еще год назад он назывался ГИА (Государственная итоговая аттестация).

Сколько и каких экзаменов придется теперь сдавать девятиклассникам можно прочитать в статье . А мы с вами поговорим о том, как нужно и можно готовиться к экзаменам.

Кстати, если вы твердо решили НЕ выбирать экзамен по физике, то можете смело закрыть эту страницу:) Если вы еще сомневаетесь - читайте и думайте, время пока есть.

Шаг 1. Зачем сдавать экзамен по физике?

Вариантов может быть несколько: нравится предмет, симпатизирую учителю, за компанию с другом, не знаю что еще выбрать, хочу пойти в профильный инженерный класс, пойду в колледж технической направленности.

Если причины любые, кроме двух последних, взвесьте еще раз ваши будущие усилия - сдавать экзамен по физике совсем не легко! Кроме теоретической части есть еще и практическая часть (лабораторная работа). Для начала посмотрите и посоветуйтесь с учителем.

Дальше я рассмотрю подготовку к экзамену для тех, кто твердо решил сдавать ОГЭ по физике по последним двум причинам - профильный инженерный 11 класс или технический колледж. Кстати, не в каждом колледже требуются результаты экзамена, так что уточните это заранее.

Шаг 2. Что нужно знать, чтобы сдать ОГЭ по физике?

Не буду пугать словом "все", но знать нужно действительно многое. В экзаменационной работе есть темы и из , и из и, конечно же, основное - это материал . Повторять (вспоминать) придется не все, детально темы прописаны в документе (pdf, 255Kб).

Шаг 3. Как готовиться к экзамену?

УЧЕБНИКИ И КОНСПЕКТЫ: Возьмите в библиотеке учебники за 7 и 8 класс и начинайте их вдумчиво читать. Найдите на полках ваши конспекты за эти года. Вы делали на уроках (я надеюсь) подробные записи и домашние задания, это также должно помочь.

Особое внимание уделяйте физическому смыслу различных величин, формулировкам законов, формулам. Советую создать себе шпаргалку с формулами и постоянно в нее заглядывать при подготовке. Не лишним будет понимать различные физические явления и уметь при их помощи объяснять различные процессы, а также знать кто из ученых сделал какое открытие в физике. В вариантах ОГЭ достаточно много заданий на соответствие.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ СТАТГРАД: Кроме демоверсий работ за и за обязательно участвуйте в тренировочных работах СтатГрад. В первом полугодии они пройдут в октябре и декабре, во втором полугодии - в феврале, апреле и мае. Вы почувствуете себя в режиме реального времени и еще раз оцените свои силы и возможности. Тренироваться всегда полезно:)

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ: Кто-то лучше воспринимает информацию с экрана компьютера, а кто-то предпочитает читать книги в бумажном варианте. Можете выбрать этот сборник (автор Камзеева Е.Е., одна из разработчиков экзаменационных работ) или этот сборник (автор Ханнанов Н.К.)

Вы можете решать задания как выборочно, по темам, так и сразу вариант целиком. В любом случае, при затруднениях не заглядывайте сразу в ответы (а они есть в сборниках) - сначала полистайте учебник еще раз.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ: Это может быть как открытый банк заданий ФИПИ , так и материалы на форуме в разделе . Это может быть любой онлайн тренажер, к примеру этот .

КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ: Обязательно консультации будут, график мы с вами согласуем со второй четверти:)

Шкала перевода баллов в отметки

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 40 баллов . То есть, максимальный балл с прошлого года не изменился.
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Количество баллов за верно выполненные задания 0 - 9 10 - 19 20 - 30 31 - 40
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам. Шкалу перевода баллов в отметки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОГЭ –2016 ФИЗИКА Елена Анатольевна Шимко, председатель ПК по физике, доцент кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ eashimko@land . ru

Как готовиться к экзамену: Определить, наличие каких знаний и умений проверяют задания КИМ по физике (демоверсия и спецификация КИМ ОГЭ, кодификатор ОГЭ) Составить краткий конспект по каждой теме Выполнить тренировочные задания части 1 и 2 с помощью Открытого банка заданий на сайте www . fipi . ru

http://www.fipi.ru

ОГЭ 2-5, 7-8, 10-14, 16-18, 20-21 1 балл 1, 6, 9, 15, 19 2 балла http://ege.edu22.info/blank9/

22: Качественная задача 2 балла 23: Экспериментальное задание 4 балла 24: Качественная задача 2 балла 25-26: Расчетные задачи 3 балла ОГЭ

Шкала перевода баллов в оценку Баллы 0-9 10-19 20-30 31-40 Оценка Неудовл. Удовл. Хорошо Отлично Отметка 2 3 4 5 Части работы Число заданий МПБ % от всей работы Тип заданий Часть 1 22 28 70 Бланк ответов № 1: 13 заданий с ответом в виде 1 цифры, 8 заданий с ответом в виде набора цифр, Бланк ответов № 2: 1 задание с развернутым ответом (22) Часть 2 4 12 30 Бланк ответов № 2: Задания с развернутым ответом (23-26) Итого: 26 40 100 Структура КИМ ОГЭ по физике в 2016

1. Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения 4 2 5 Бланк ответов № 1

2. Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе. 4 3

3. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии 4. Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности. 3 4

5. Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества 2

6. Физические явления и законы в механике. Анализ процессов 1 2

7. Механические явления (расчетная задача) 80

8. Тепловые явления 1

9. Физические явления и законы. Анализ процессов 2 5

10. Тепловые явления (расчетная задача) 1

11. Электризация тел 2

12. Постоянный ток 1

13. Магнитное поле. Электромагнитная индукция 4

14. Электромагнитные колебания и волны. Оптика 3

15. Физические явления и законы. Анализ процессов 1 2

16. Электромагнитные явления (расчетная задача) 8

17. Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции. 1

18. Владение основами знаний о методах научного познания 4

19. Физические явления и законы. Анализ процессов

19. Физические явления и законы. Анализ процессов 3 2

20. Извлечение информации из текста физического содержания: «Гром и молния» 3 2

Бланк ответов № 2

CASIO модели FX-ES 82,85, 350, 570, 991 Можно Нельзя Калькулятор на ОГЭ-физика

ВИДЕОЗАНЯТИЯ Подготовка учащихся к ОГЭ по физике phys.asu.ru