Особенности образования в разных странах. Как построена образовательная система в разных странах

Уровни образования за рубежом отличаются от привычных россиянам, да и жителям всего постсоветского пространства. Практически каждая страна мира отличается своей структурой учебных заведений, готовящих специалистов разного уровня и позволяющих учащимся освоить определенный уровень знаний.

Если вы планируете получить образование за границей, важно понимать, что от выбранного вами уровня образования за рубежом вы получите диплом или сертификат, позволяющий вам занять определенное место в иерархии общества. Попробуем разобраться, что предлагают нам системы образования в разных странах.

Австралия

Так как Австралия долгое время оставалась колонией Британии, ее образовательная система вобрала в себя все традиции Туманного Альбиона. Многочисленные учебные заведения разных уровней этой страны реализуют программы, рассчитанные на любые требования учащихся.

Важно отметить, что рейтинг австралийского образования во всем мире достаточно высок, а контроль работы всех учебных заведений осуществляется на государственном уровне. Иностранным гражданам система образования Австралии предлагает пройти обучение любого уровня, кроме дошкольного.

Австралийские дети и подростки учатся в школах 12 лет. Большинство школ страны имеют статус «государственные». Только 30 % учебных заведений среднего уровня являются частными. По завершению средней школы выпускнику выдается государственный сертификат «Year 12».Чтобы поступить в университет, выпускник не только должен иметь данный документ, но и положительно сдать вступительные тесты.

Профессию также можно получить в государственных высших колледжах TAFE: как и в Англии, колледжи и университеты готовят специалистов. Но колледжи готовят Бакалавров, а университеты – и Бакалавров, и Магистров. Часто один университет может состоять из нескольких колледжей. По сути, и College и University Австралии являются ВУЗами. Обучение в большинстве из них платное. Чтобы получить стипендию, покрывающую расходы на обучение, абитуриент должен иметь высокие баллы по профильным для программы предметам, иметь высокие спортивные или культурные достижения, попадать под одну из программ бесплатного образования.

Великобритания

В Британии система образования одна из самых качественных и построена на многолетних, апробированных традициях. Она сложилась века назад и с тех пор не менялась, так как на практике доказала свою действенность.

Начальное и среднее образование закреплено законодательно. Обучение британских детей начинается с пятилетнего возраста и длится 11 лет. Сначала они поступают в pre-preparatory school – начальный уровень. Спустя два года дети переводятся в primary school – средние классы, где учатся до тринадцатилетнего возраста. Далее подростки переходят в старшие классы, обучение в которых завершается сдачей тестов. Тем, кто успешно сдает экзамены, вручается свидетельство о среднем образовании. Этап обязательного образования завершен. Далее перед выпускниками школ открывается выбор: кто-то идет работать, другие – стремятся поступить в колледж или университет, где они обучаются специальности. Оба уровня образования выдают дипломы о высшем образовании.

Абитуриенты пишут тесты A-level. Поступившие могут получить образование по программе бакалавриата, отучившись 3-4 года, или магистратуры – это еще дополнительные 1-2 года учебы.

Ирландия

Ирландские дети должны обязательно пройти обучение из трех школьных этапов: начального, среднего и старшая школа. Последние три года школьники углубленно изучают до 8 выбранных предметов. Для получения аттестата необходимо успешно сдать тесты. Свидетельство о среднем образовании аналогично английскому A-level. Университеты Ирландии, как и колледжи, готовят специалистов. Высшее образование имеет два уровня: бакалавриат и магистратуру. Далее можно заниматься исследовательской работой и претендовать на ученую степень.

В континентальной Европе каждая из стран имеет собственную систему обучения.

Польша

Среднее образование в Польше рассчитано на 12 лет обучения. Из них 8 классов являются базовой ступенью: школьники получают общие знания по четкому перечню предметов, являющихся едиными для всех. Следующие 4 старших класса аналогичны российским лицеям. Здесь дети получают знания по выбранным предметам. Все лицеи делятся на две категории: общего направления и технические. Здесь готовят младших специалистов того или иного профиля.

Высшее образование не является обязательным. Желающие его получить могут поступить либо в колледж, либо в университет. При этом в колледжах обучение длится 4 года, а выпускники получают диплом инженера или степень бакалавра (это зависит от выбранной специальности). После учебы в университете, которая длится 5-6 лет, выпускникам вручаются дипломы магистров. Чтобы получить научную степень, необходимо провести ряд научных работ и защитить диссертацию.

Чехия

Чешское образование аналогично системам других европейских стран. Дети начинают учиться в 6 лет, и 4 года получают общие знания. В 11 лет они поступают в гимназию, где обучаются общим дисциплинам и программам по выбору. В 16 лет гимназисты сдают экзамены, получают аттестаты об общем (обязательном) образовании. Далее им открыта дорога в колледж или университет, где они обучаются специальности. К слову, в Чехии наибольший процент выпускников школ выбирают поступление в университет.

Япония

Обязательное общее образование для детей Японии длится 12 лет. Значительную часть времени в начальной школе малыши проводят, изучая сложный родной язык и историю Японии.

После окончания школьного курса выпускники могут продолжить свое образование, поступив в высшие учебные заведения. Весьма примечательным является тот факт, что в японских университетах преподавание для студентов из других стран осуществляется на английском языке. ВУЗы Японии предлагают или курс бакалавриата, или магистратуры.

Китай

Иерархия образования в КНР предполагает дошкольное образование, обязательное общее образование, состоящее из трех отдельных курсов, университет и аспирантуру.

В детский сад китайские дети идут с 3 лет. Обучение в школе начинается с 6 лет. В Начальном звене малышей изучают родной язык, математику, природоведение, английский или французский язык, нравственное и музыкальное воспитание, проходят спортивную подготовку.

Следующее звено – среднее. Здесь школьникам преподают, кроме предметов начального звена, физику, химию, информатику. В старших классах появляются по выбору дополнительные предметы. После обязательного общего образования выпускники школ поступают в профессиональные и специализированные школы. Только после этого китаец может поступить в университет.

В КНР существует 3 вид высшего образования. К ним относятся курсы со специализации, продолжительность которых – три года, бакалавриат – обучению придется посвятить 5 лет, магистратура – дополнительно придется пройти обучение в течение 3 лет.

В последнее время, в рамках развития международных отношений, университеты КНР активно приглашают студентов из-за рубежа и реализуют программы обмена.

Образование в США

В США нет единых традиций образования. В каждом штате своя система и нормы. А контролирует образовательные процессы администрация штата. Несмотря на это все программы схожи. Эксперты утверждают, что это обусловлено воздействием общих факторов, потребности страны, внутренними миграциями населения.

Североамериканская образовательная система имеет три уровня: начальное звено (детсад и первый уровень школы), второй уровень школы, высший уровень – колледж или университет. В зависимости от территориального расположения школы обучение малышей принято с 5, 6 или 7 лет. У старшеклассников кроме обязательных предметов есть программы на выбор. Таким образом, учащиеся готовятся или к поступлению в ВУЗ, или к работе. Продолжить обучение профессии можно в техникуме. Высшая школа США представлена 2,5 тысячами образовательных заведений. В колледже можно получить начальное высшее образование, степень бакалавра. Тогда как в университетских стенах проходят подготовку и бакалавры, и старшее звено – магистры.

В штатах признаются 4-ре ученых звания. «Младший специалист» присваивается после окончания техникума. Некоторые средние школы осуществляют подготовку этой категории специалистов в стенах классов. Например, в школе можно выучиться на водителя. Степень бакалавра можно получить после учебы в College или 3-4-хлетней подготовки в University. Мастер или магистр – специалист после 5-6 летнего обучения в University. Для получения докторской степени следует дополнительно провести ряд научных изысканий и защитить диссертацию.

Обучение в College или University предусматривает изучение нескольких обязательных и ряда узкопрофильных предметов по выбору. Американская образовательная система понятна и проста для россиян. Наши выпускники могут сразу после школы поступить в University, сдав экзамен по английскому языку и предоставив документ, подтверждающий окончание школы. Но если знаний англ. языка недостаточно, абитуриенту предлагается пройти курс-подготовку при ВУЗе.

Образование Испании

Испанское образование высоко ценится не только в Европе, но и во всем мире. Система достаточно простая и понятная. С 3-4 лет до 5-6 лет родители малышей отдают в детсад - infantil, с 5-6 до 12 лет дети учатся в начальных классах – primaria, с 12 по 16 лет проходит учеба в secundaria – это аналог российской «девятилетки», и еще два класса школьники учатся в bachillerato. После этого обязательное образование считается завершенным, и ребенок получает аттестат. После этого можно поступать в ВУЗ.

Каждый год университеты Испании принимают тысячи иностранных студентов. Образовательные программы ВУЗов Испании полностью соответствуют европейским стандартам и нормам. А цена обучения считается доступной.

Все программы построены таким образом, чтобы готовить высококвалифицированных специалистов с теоретическими знаниями и практическими навыками. Специальные предметы студенты изучают непосредственно с первого курса. В университетах гармонично сочетаются глубокие традиции испанских школ, инновационные технологии и современные педагогические методики. Аудитории и лаборатории оборудованы современными приборами, имеются крупные научные библиотеки.

Образовательная структура в Швейцарии

Швейцария соседствует со значимыми европейскими державами. Сюда устремляются туристы, в том числе те, кто мечтает пройти качественную профессиональную подготовку. Структура обучения неординарная и многозначная.

Ходить в детский сад не обязательно. Мамы и папы сами могут определить для малыша время посещения детского учреждения. Общая система школ также отсутствует. Каждый регион представлен собственной структурой. Обусловлено это культурными, ментальными различиями местного населения. В каждом регионе есть собственный Департамент просвещения. Единственным общим правилом является возраст школьников. Дети учатся в школах с 7 до 16 лет. Кроме государственных школ, существует большое число частных школ, принимающих детей как на дневной основе, так и имеющих при себе резиденции для проживания школьников (пансионы). Эти школы имеют разный уровень сервиса и, соответственно, цены обучения разные. Среднее образование здесь получают многие дети-иностранцы. Его можно получить на нескольких языках: английском, немецком, французском.

Высшие школы Швейцарии представлены 12-ю ВУЗами. Преподавание в них ведется на официальном языке кантона (французский, немецкий или итальянский), поэтому российский студент сможет адаптироваться. Принципы обучения в университетах схожи с общеевропейскими. В государственных ВУЗах цены на обучение невысокие. Однако с учетом дороговизны проживания в стране обучение здесь доступно не для всех.

Образование Турции

Образование в Турции построено по принципу постсоветского пространства. Неполное среднее обучение протекает 8 лет, а полное – 10 лет. Далее выпускники проходят обучение в лицее.

Из профессиональной и специальной школ наиболее престижным считается научный лицей. Здесь проходят обучение будущие врачи, технические специалисты, научные работники. Пользуются спросом и другие лицеи.

Завершив школьное обучение или окончив лицей, ученики, желающие получить высшее специализированное образование, сдают тест для поступления в University. При наборе хороших баллов учебу оплачивает держава. Выучиться можно на Бакалавра или Магистра.

Образование Австрии

Австрийская структура образования характеризуется демократичностью и разнообразием обучающих направлений. Сады и школы формируют начальный и средний уровень обучения. Детские сады принимают детей от трех до шести лет. Детвора изучает родной язык, учит музыку, занимается играми и развитием моторики. В план воспитания и просвещения может быть включено изучение языков. С пяти лет все детки должны пройти подготовительный курс к школе. Проводят их специальные центры. Начальная школа считается с 6-летнего возраста, а в «средние» классы ходят дети десяти-четырнадцати лет. Далее дети поступают в «старшие» классы, напоминающие российские колледжи и техникумы. Здесь они 4 года будут проходить подготовку для поступления в ВУЗ и профессиональную подготовку.

Еще 16 лет назад учеба в University Австрии была бесплатной. Учились в «высшей школе» только те, кто лучше всех сдавал тестовые экзамены. С 2001 года законодательно была разрешена аккредитация частных ВУЗов. Чтобы выдержать конкуренцию, государственные университеты стали обучать студентов также на платной основе. Но с 2009 года бесплатная практика была возвращена, так как платное образование в University негативно сказалось на просветительской системе в целом. Чтобы стать студентом австрийского University, достаточно хорошо сдать тесты, в том числе по немецкому языку.

Структура образования Канады

Североамериканская страна показывает высокие показатели по качеству просвещения. Детсады начинают с малого возраста подготовку деток к школьной жизни. А канадские школы являются фундаментом для подготовки детей к поступлению в University. Уроки и лекции на всех уровнях ведутся на английском и французском языках.

Высшая школа Канады представлена почти четырьмя сотнями ВУЗов. University College страны славятся исследовательскими программами, использованием инновационных технологий.

Обучаются студенты со всего мира до разных степеней, от бакалавра и магистра до доктора.

Структура образования Греции

Несмотря на тип управления, все образовательные заведения Греции координируются на государственном уровне. Обучение детей начинается с детсада, после которого малыши отправляются в общеобразовательную школу. В среднем звене изучаются общие предметы, а в старшем звене школы есть ряд общих предметов и ряд дополнительных, на выбор учащегося.

После окончания учебы в школе ее выпускники могут поступить в Institute, Academy, University. Структура высшей школы очень напоминает российскую, где есть сложное деление заведений на академии, институты и Высшие школы.

Особенно знамениты Афинский университет (год основания- 1837), Салоникский (год основания - 1925). Достаточно престижным считается Политехнический институт, Высшая школа экономики, Академия политических наук. Академические Университеты не принимают на учебу иностранцев, но в частном ВУЗе россиянам всегда рады.

Образование Новой Зеландии

1-я ступень новозеландского образования – детсад. Здесь детки находятся полдня, занимаясь музыкой, танцами, изучая язык, развивая навыки письма. Обучение происходит в игровой форме, так как в детских садах Новой Зеландии запрещено принуждать детей. Малыши посещают сады трижды в неделю. Здесь не принято «сдавать» своих чад на целый день или круглосуточно. 5-12-илетние дети ходят в Primary School – классы начальной школы. 13-18-илетние подростки ходят в Secondary School – средние классы. А 18-20-илетние молодые люди проходят обучение в средней профильной школе – Polytechnicsor Institute of Technology. Далее можно поступить в ВУЗ.

Новая Зеландия знаменита не только пышными ландшафтами, но и высококачественными высшими образовательными программами.

Если говорить о высшей школе, следует сказать, что здесь восемь Университетов и двадцать политехнических Институтов. Для подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ созданы языковые и подготовительные курсы, последипломные программы, курсы повышения квалификации, МBA. Каждое высшее учебное заведение имеет свои внутренние правила, собственный распорядок, набор программ. Но, в общем, все они начинают семестр в конце февраля, а заканчивают его в октябре. Иностранцы могут легко поступить в любую просветительную структуру.

Система образования Голландии

Образование в Голландии отличается новаторством. Любой коллектив людей может претендовать на звание учреждения обучающего характера и требовать государственного финансирования. Это хорошо видно на примере дошкольного обучения. Начиная с трехмесячного возраста, мамы могут оставлять деток в Центрах заботы или частных детсадиках. Такие организации присматривают за малышами, обеспечивая детский досуг.

Система голландских школ отличается от общеевропейской. Все дети 5-18 лет должны посещать школу. Первые два класса напоминают наш детский сад. С третьего класса вводятся такие предметы, как письмо, чтение, счет, естествознание. Голландские дети получают задание на дом только с 6 класса. В конце обучения в начальной школе каждый ребенок проходит тесты на уровень знаний и IQ-тест. По результатам тестирования педагоги определяют ту образовательную ступень, которую рекомендуют родителям выбрать для своего ребенка. Их всего три. Если ребенок показал невысокие результаты ему будет предложено закончить общеобразовательную школу за три года и пройти программу общих знаний. При среднем результате в программу добавляется несколько предметов. Обучение будет длиться 4 года. Если школьник «выдал» высокие результаты, ему предстоит корпеть над учебниками 6 лет, зато его подготовка будет равносильна подготовке российского колледжа или лицея. После такой подготовки можно подавать документы на поступление в ВУЗ.

В Голландии существует три вида ВУЗов: политехнические университеты, классические университеты, Высшие школы для иностранных студентов.

Первого сентября весь мир открыл школьные двери. Многочисленные потоки учащихся устремились к своим классам, друзьям, учителям. В нашей стране мы часто слышим недовольные речи об отечественном образовании. Да, система российского образования не занимает ведущие позиции в мировом рейтинге, располагаясь на 34 позиции. Интересно, как организовано обучение в странах, вышестоящих по отношению к нам?

30-е место. Китай

На 30-ом месте находится китайская система образования. Для простого китайца получение образования открывает большие возможности. Большинство из них стремится поступить в вузы, где количество претендентов на одно место может превышать две сотни.

Учебный год равен 11 месяцам, так что летом ребятишки продолжают учиться, уходя на каникулы лишь в августе. Однако и каникулярный период не для безделья. Август посвящается самоподготовке, сопровождающейся большим количеством д/з.

Школьные занятия проходят с 8:00 до 16:00. Но после 16:00 отдых не приходит: учеников вплоть девяти вечера ожидают дополнительные занятия. Выдержать подобную нагрузку, особенно малышам достаточно сложно. Поэтому в младшей школе практикуется дневной сон – в полдень. Обычно для отдыха отводится отдельная комната, но если она отсутствует, то ребятня располагается на своих «рабочих» местах – на партах.

Российские школьники привыкли сетовать на психологический дискомфорт, вызываемый ЕГЭ. Вероятно, это потому, что они не сравнивали себя с китайскими сверстниками. Неуспех на Гаокао (ЕГЭ у нас) сродни предательству семьи – такую ответственность испытывают экзаменующиеся в Китае.

20-е место. Япония

По традиции, в Японии детей до 6 лет балуют, позволяя буквально все. Свобода заканчивается после поступления в 12-летнюю школу. Процесс годового обучения делится на три семестра, после каждого сдаются экзамены. Перерывы между семестрами посвящаются подготовке к экзаменационным испытаниям.

Школьный возраст начинается с 6 лет. Главными требованиями для них становятся трудолюбие и дисциплина.

17-е место. Франция

Французским малышам, вероятно, повезло больше всех. Они учатся всего четыре дня в неделю, получая дополнительный выходной в среду. Оценивание ведется от 1 до 20 баллов. Набрать 15 баллов, значит выполнить работу добросовестно, а выше 17 баллов – проявить креативный подход. Все большие перемены школьники должны проводить на воздухе, не задерживаясь в аудиториях или коридорах.

Среднее образование можно получить, обучаясь в колледже или лицее.

6-е место. Финляндия

Образование в Финляндии считается самым эффективным. Главное условие системы – равенство всех и всего. Например, все школы имеют одинаковую базу, любой предмет, выбранный ребенком – важен, среди учеников и учителей нет плохих и хороших – они просто разные.

Во главу угла ставится индивидуальность ребенка: если он не силен в математике, делать из него великого технаря никто не будет: помогут переориентироваться в специализации. Систему обучения в Финляндии называют «финским чудом». Учатся дети без ущемления нервной системы, расслабленно, впитывая знания согласно своим желаниям, возможностям и способностям. К тому же в школах не требуется ношение формы, а уроки проходят в свободном формате.

1-е место. США

Процесс образование в США признан самым демократичным. Старшеклассники, именуемые студентами, набирают баллы по нескольким направлениям: точным, гуманитарным, естественным и другим. Задача обучения – получить как можно больше знаний по выбранной специализации. Предметы, не имеющие отношения к будущей профессии школьника, просто игнорируются.

Помимо четкой направленности, углубления в «нужные и полезные» науки не исключают существование в школах строгих, и даже необычных правил, например:

  • для посещения туалета во время урока нужно получить пропускную карточку у учителя и поставить на ней отметку у дежурного взрослого по туалету;
  • передвижения по коридору происходит по четко очерченным полосам;
  • выходить из здания можно только в особых случаях.

Зато атмосфера занятий свободная и непосредственная!

Мы рассмотрим зарубежные образовательные системы на примере образовательных систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

Канада

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют возможность учиться как на английском, так и на французском языках.

Дошкольное образование

В Канаде дошкольное образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но не является обязательным. Дошкольное образование предоставляется бесплатно в школах (детские сады или классы для детей в начальных школах), также созданы группы родительских, добровольных и частных органов.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделён на три семестра. Но многие детские сады открыты дольше. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Школьное образование

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно. Каждая такая система образования отражает религию, историю и культуру этой провинции.

Профессиональное образование

В Канаде насчитывается около 170 государственных и частных колледжей. Они делятся на общественные (Community colleges), технические (Technical institutes). Во франко-говорящем Квебеке действует своя система колледжей общего и профессионального образования (CEGEPS).

Высшее образование

Высшее образование считается во всем мире одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество и занимает второе место после США. Правительство страны ежегодно тратит на развитие своей образовательной системы больше, чем любое другое государство «большой восьмерки». Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире.

Германия

Дошкольное образование

В Германии дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских садов.

Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии.

Посещение детьми дошкольных учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. Общая продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет.

    Система школьного образования состоит из двух этапов:
  1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны.
  2. Средние школы Германии различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать.

Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Высшее образование

Германия - это страна с многовековыми традициями классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего образования в Германии объединяет 383 учебных заведений. В них можно получить высшее образование по более 400 специальностям. Кроме того, в стране действуют более 40 вузов теологической направленности. Подавляющее большинство университетов (98%) - государственные и субсидируются правительством. Все они открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности. Частных вузов сравнительно немного, всего 69.

Возрастает приток иностранных студентов, так что во многих немецких университетах возможно обучение на английском и французском языках.

Япония

Дошкольное образование

В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию. По традиции оно начинается еще в семье. В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе.

Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.

Школьное образование

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на начальную школу из-за сложности изучения родного языка.

В японских классах могут обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный - 240 дней. Начинается он с 1 апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет.

    Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:
  • младшие,
  • технологические,
  • колледжи специальной подготовки.

Младший колледж: это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы, студенты сдают вступительные экзамены.

Технологический колледж: изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки: годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Высшее образование

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального образования и считается обязательным. Самыми престижными государственными университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300 студентами.

Великобритания

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное (платные учебные заведения).

    Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
  • Англия и Уэльс
  • Северная Ирландия
  • Шотландия.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия по своему обучению отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Школьное образование

Традиционное школьное британское образование продолжается 13 лет: с 5 до 18-летнего возраста. В Великобритании найдется огромное разнообразие школ. Существуют школы для девочек, для мальчиков и смешанные школы, где совместно обучаются и те, и другие.

    Британские школы в целом можно подразделить на виды:
  • Школы полного цикла (All-through schools): обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет
  • Учреждения для младших школьников (Junior schools): для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения различным предметам. Курс заканчивается сдачей экзамена Common entrance examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу
  • Учреждения для старших школьников (Senior schools): для подростков от 13 до 18 лет. Здесь проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо International Baccalaureate
  • Школы по подготовке к университетам (Sixth form): для старших подростков 16-18 лет

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE).

Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж.

В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве.

Высшее образование

Традиционно английское высшее образование является одним из лучших в мире. Всем известны названия крупнейших элитных университетов Великобритании: Оксфорда и Кембриджа. Британское правительство поощряет обучение иностранных учащихся в своих учебных заведениях: из 2 млн. студентов около 300 тыс. - иностранцы. Всего в туманном Альбионе насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведений. Старейшие университеты: Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).

Для поступления в университет в Британии, необходимо сдать британские экзамены A-levels (в школах Шотландии это называется Scottish highers) или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate.

Продолжительность обеих программ - два года:

A-level - классическая британская программа.

Включает в себя углубленное изучение 4-х предметов, необходимых для поступления в университет (специальность выбирается заранее). В Шотландии система немного другая: учатся по программе Scottish highers всего 1 год, но она признается всеми университетами Великобритании. A-level представляет собой подготовку по 3-4 предметам, которые студент выбирает из широкого списка (20-30 предметов). Набор предметов может несколько отличаться в зависимости от школы. Все предметы студент подбирает себе индивидуально.

International Baccalaureate - международная программа.

Программа IB признана более чем в 100 странах мира, а ведущие британские университеты в последние годы даже предпочитают IB национальной программе A-level. В рамках программы предполагается изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебный часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended essay) объемом минимум 4000 слов.

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому образцу:

Первая степень: бакалавр (Bachelor). Программа бакалавриата Undergraduate degree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и профессионального образования, а так же везде в наличии дошкольное и обязательное школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Системы образования в странах мира

Введение

образование начальный высший

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком - наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления - является открытость, преемственность всех ее ступеней.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность - одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данной контрольной работы является изучение современных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии).

Объектом изучения являются образовательные системы современных стран, а его предметом выступает анализ различных сторон систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать образовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии);

Выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

Анализ педагогической литературы и публикаций периодической печати.

Конспектирование, реферирование источников.

В структуру данной работы входит: введение, три главы, заключение и список литературы.

1. Характеристика образовательных систем

1.1 Великобритания

Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944 г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших " колледжей передовой технологии.

В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения - Открытый университет. За период 60-70-х годов численность студентов университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление и расширение общественного сектора высшего образования, профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных в 1969-1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего образования непрерывно возрастает.

Таким образом, в 60-е - начале 70-х годов в Великобритании формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой - политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-экономических потребностей страны.

Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало финансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и коммерческими сферами. Автономия университетов резко ограничивается, поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что было новым в университетской жизни, а также вводит контроль за регулированием численности и распределением их по направлениям подготовки студентов, формированием содержания обучения, направлений научных исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это относится к постановке педагогического образования в университетах.

Если для университетов основной проблемой стала профессионализация образования, то для политехнических колледжей - усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные связи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом, административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих колледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход под юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели университетов и политехнических колледжей имели противоположный характер.

Также нужно отметить, что по структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов - Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор. Руководящие органы университетов - совет и сенат. Совет - высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат - академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8-10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца - с 1 июня по 30 сентября.

Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена - в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает:

создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;

расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны

Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании в последние десятилетия является одним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.

1.2 Германия

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах.

Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. До начала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным .

Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: I-IV классы, в некоторых землях I-VI классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.

Обучение в полной народной школе продолжается до IX или X класса. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.

Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы. Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.

Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень гимназии (XI-XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание X класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем IX класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и IX класс (начальный) реальной школы. Выпускник X класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а XI-XII классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие X класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16%.

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6 - 8 часов в неделю.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.

Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).

Также необходимо отметить, что политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.

Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.

Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).

Современная немецкая школа представляет собой уникальное педагогическое пространство, в рамках которого происходит не столько территориальное воссоединение, сколько духовное, мировоззренческое развитие немецкой нации. При этом одной из приоритетных задач в настоящее время является вхождение в «единую европейскую школу» при обязательном сохранении лучших национальных традиций. В связи с этим в Германии осуществляется пересмотр целей и задач среднего образования, модернизация его содержания в предвосхищении требований будущего мира.

1.3 США

Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Современная система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей.

Идея местного самоуправления школы рассматривается как существенно важная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты учебных программ, распределяют ассигнования между округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаются материально-техническим оснащением школ. Как видно, основные вопросы - чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводить школьника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоваться учебниками - находятся в компетенции штатов.

Современная система образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую» школу (полное среднее образование - 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие).

Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й пол. XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3-5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII-IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (X-XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

B 1993 общее образование давали свыше 85 тыс. учебных заведений. На уровне начального и неполного среднего в них насчитывалось свыше 35 млн. учащихся; полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку) получали свыше 12 млн. учащихся. Преподавательской работой на уровне начальной и неполной средней школы было занято 1,4 млн. учителей, на уровне полной средней - около 1,1 млн. учителей.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.

Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

В 90-х гг. система высшего образования - наиболее динамично развивающаяся отрасль образования США.

Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания, спортивные и культурные сооружения.

Актуальной проблемой высшего образования остается привлечение способной молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой - доктора. По прогнозам ученых, в предстоящем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического профиля.

Важный показатель уровня вуза - так называемая степень селективности. Почти 1400 вузов принимают всех, подавших заявлении о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяется правило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные вузы принимают около 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условий продолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показатель качества вуза - соотношение студентов и преподавателей. В лучших вузах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук - около 97%.

Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.

2. Общий анализ систем образования

2.1 Среднее образование

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения.

Наряду c государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Часть из них являются привилегированными (английские «паблик скулз», американские независимые школы и т.п.).

Государственная политика в отношении частных школ в различных странах базируется на разных принципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. В Англии при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.

Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов составлял: США, Англия - около 14%, Германия - около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета.

Поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне - важная предпосылка динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку из системы образования квалифицированных и обученных кадров.

Заметим, что не существует неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании в стенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма поколения.

В основном в педагогических кругах всех изученных стран считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьного образования.

В ведущих странах мира предпринимаются активные попытки для повышения результативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качества образования стоят США. В этой стране на основе общих стремлений улучшить результативность школы объединяются центральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулирования соответствующей деятельности отдельных учебных заведений применяется определенная процедура аккредитации. В случае успешной аккредитации, когда подтверждается состоятельность учебного заведения, обеспечивающего качественное образование, школа получает дополнительные кредиты.

Не меньше заботятся о повышении качества образования и в других странах. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.

В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования изученных стран:

* длительность обучения в полной средней школе составляет около 12 лет;

* полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

* обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический - с целью поступления в вуз или профессиональный - для получения среднего специального образования;

* в старшей школе (это, как правило, 10-12 классы) обучение профильное - с количеством направлений специализации от двух до четырех;

* количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

* в некоторых страна аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

*в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента.

2.2 Высшее образование

В изученных странах мира за последнюю четверть столетия резко расширились сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования - это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований.

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в Великобритании, Германии и США был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны».

Такие встречи подчеркивают, что образование - основной показатель качества жизни, сердцевина экономического могущества и творческого потенциала каждого человека.

Заключение

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.

Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым. Это обусловливается не только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменой парадигм общественного развития. Все это, безусловно, отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей части социальной сферы, феномена культуры, одного из движителей поступательного общественного движения.

Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Список использованной литературы

1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика, 2002, №7.

2. Барбарига А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. - Киев, 2005.

3. Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии // Образование в современной школе, 2005, №4.

4. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика, 2002, №7.

5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. - М., 2003.

6. Высшее образование в США // Педагогика, 2004, №3.

7. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. - М., 2003.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999.

9. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. - М., 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ образовательных систем современных стран (на примере систем Соединенных Штат Америки, Великобритании, Германии). Основные закономерности, специфические особенности и проблемы развития дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности образовательных систем Великобритании, Ирландии, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Описание принципов обучения на разных этапах: в школе, колледже, университете. Виды языковых школ и услуги ими предоставляемые. Обучение иностранцев.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Особенности системы образования в странах Древнего Востока. Методы воспитания и образования в Античном мире и у восточных славян. Отличительные черты системы образования в средневековой Западной Европе, исламском мире, на Руси и в Русском государстве.

    реферат , добавлен 26.11.2012

    Понятие образовательной системы, ее свойства. Общие черты систем образования в зарубежных странах. Основы некоторых успешных стратегий. Главное отличие католических школ от обычных учреждений. Системы образования в Нидерландах, США, Англии, Германии.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Классификация системы образования. Австралийская система образования, ее деление на пять секторов. Характеристика дошкольного образования. Система начального и среднего образования. Специфические особенности профессионального, высшего образования.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования, изменения в деятельности образовательных учреждений. Этапы введения в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр). Противники и сторонники ЕГЭ.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Географическое положение и границы Азии, происхождение названия, физико-географическое районирование. История развития образования в странах Азии в период колониализма. Образование в странах Азии на современном этапе. Кризис системы образования.