Неопределённо-личные предложения в русском языке: примеры. Типы односоставных предложений: неопределенно-личные, безличные. Тема: Односоставные предложения

§ 1 Понятие неопределенно-личного предложения

Вы уже знаете, что простые предложения по наличию главных членов бывают двусоставными и односоставными. В односоставных предложениях есть только один главный член - подлежащее или сказуемое.

Выделяют следующие группы односоставных предложений:

Определенно-личные;

Неопределенно-личные;

Безличные и назывные.

Рассмотрим подробно неопределенно-личные предложения.

В данных предложениях главный акцент делается на факте, событии, действии.

Действующее лицо при этом либо неопределенно и неизвестно, либо не обозначено, значение имеет только производимое им действие.

Например, в предложении «Потом его без чувств нашли» внимание сосредоточено на действии «нашли», указание на действующее лицо невозможно, поэтому оно не определено и не называется.

§ 2 Виды сказуемого в неопределенно-личных предложениях

В неопределенно-личных предложениях нет подлежащего, а сказуемое в таких предложениях может быть выражено разными формами глаголов:

1. Сказуемое - глагол 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени. Такая форма глагола не содержит информации о количестве деятелей, о степени их известности и может обозначать известное и неизвестное лицо, группу лиц, одно лицо, одно или несколько лиц.

Например:

В предложении «В дверь стучат» сказуемое «стучат» - это глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, который выражает неизвестное лицо.

В предложении «В семье много пели, играли на рояле» сказуемые глаголы «пели, играли» выражают действие, не отнесенное к конкретному лицу, хотя оно мыслится как совершаемое членами семьи.

Глагол-сказуемое «проводят» в предложении «Меня проводят до дома» может обозначать и одно лицо, и группу лиц.

На группу лиц указывает сказуемое «возводят» в предложении «В городе возводят здание нового театра».

А в предложении «Про участников конкурса расскажут в газетах» сказуемое «расскажут» выражено глаголом в будущем времени.

2. Сказуемое может быть выражено глаголом во множественном числе в прошедшем времени. В предложении «К завтраку подавали вкусные пирожки» сказуемое «подавали» стоит в прошедшем времени изъявительного наклонения. В такой же форме стоит глагол-сказуемое «поставили» в предложении «За контрольную работу мне поставили пять».

3. Сказуемое в неопределенно-личном предложении может быть выражено глаголом множественного числа условного наклонения.

Например, в предложении «Если бы мне об этом сказали заранее!» сказуемое «сказали бы» - это глагол в условном наклонении множественного числа.

§ 3 Второстепенные члены в неопределенно-личных предложениях

Неопределённо-личные предложения, как правило, распространенные, то есть имеют в своём составе второстепенные члены. В таких предложениях употребляются две группы второстепенных членов:

Первая - Обстоятельства места и времени

Например:

Вечером принесли телеграмму.

По газонам не ходят.

В соседнем доме давно не зажигают свет.

Обстоятельства обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.

Вторая группа - это прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения:

Например:

Нам объявили результаты экзамена.

К походу готовятся заранее.

Спектакль начинают после третьего звонка.

§ 4 Ситуации использования неопределенно-личных предложений

Неопределённо-личные предложения часто употребляются в диалогах. При этом в одной из реплик имеется двусоставное предложение, с которым связано неопределённо-личное предложение.

Например:

Мы вчера ходили на лыжах в лес.

Вам встретилось что-нибудь интересное?

Да, слушали дятла, видели зайца.

Наиболее часто неопределенно-личные предложения используются в разговорном и художественном стилях и практически не употребляется в научном и деловом, где необходима точность и предельная ясность высказывания.

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов.

Например:

Кому говорят! Тебе говорят.

1. Прочитайте и сравните предложения. Выделите среди них односоставные предложения.

Дождь стучит по крыше. Сильно стучат в дверь.

Вас просят к телефону. Мальчик просит у матери книг.

2. Замените односоставные предложения двусоставными.

3) Её ждут с утра;

4) Тебя вызывают в деканат. Обратите внимание!

Односоставное предложение, в котором сказуемое –глагол обозначает действие, совершаемое неопределёнными лицами, называется неопределённо-личным: В библиотеку привезли новые книги.

Запомните!

В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено:

а) глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени: Вас вызывают;

б) глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени: В нашем районе построили новые дома.

В данных предложениях важен сам факт совершения действия, а лицо, совершающее действие, неизвестно. Например: Вам звонили.

3. Давайте потренируемся в употреблении неопределённо-личных предложений.

а) Прочитайте предложения. Определите, почему в них не названо действующее лицо.

1) Мне сказали, что экскурсия будет в следующее воскресенье.

2) К нам постучали. 3) Нас пригласили в театр. 4) Тебя просят зайти на кафедру. 5) Вам передают привет. 6) Тебе снова звонят.

б) Замените личные предложения неопределённо-личными.

Образец: В ХХ веке учёные изобрели компьютер - В ХХ веке изобрели компьютер.

1) Болельщики бурно приветствовали футболистов. 2) Экскурсовод водил нас по залам галереи. 3) Кто-то привёз мне письмо от друга. 4) Кто-то принёс книгу.

в) Выразите мысль данных предложений, используя в форме 3 лица глагола множественного числа.

Образец: Я стал членом сборной команды по боксу. – Меня пригласили в сборную команду по боксу.

1) В прошлом году мы стали членами кружка «Любители русского языка».

2) Мы получили стипендию в конце месяца.

3) В киоске продаются тетради и ручки.

4) Книга печатается в типографии.

г) В ответном высказывании сообщите, что вам уже известен факт, о котором идёт речь.

Образец: Тебе кто-то звонил (я знаю) - Да, я знаю, что мне звонили.

1) Ей кто-то подарил книгу (я слышал);

2) Маме кто-то сказал о моём проступке (мне известно); 3) Кто-то принёс кассету (я знаю); 4) Команда нашего института получила золотой кубок (мне сказали).

4. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Скажите, можно ли дать такое заглавие тексту: «Звени, земля!»

…Вырастить хороших рысаков сложно. Много внимания и забот отдают им люди. Только год жеребёнок беззаботно резвится в табуне. Потом молодняк попадает в тренерские конюшни. Жеребят начинают учить уму-разуму. Делают это постепенно, не торопясь. Сначала надевают на рысака уздечку, обучают командам, потом знакомят со сбруей. И вот уже по дорожкам ипподрома на вожжах ведут наездники молодых лошадей. Проходит день- другой, их впрягают в легкие двухколёсные тележки – казачки, и начинаются тренировки. Исполнится рысакам два года, и отправляются они на ипподромы страны. Их испытывают там несколько лет. Потом лошади возвращаются в родные места. В их паспортах уже значится: резвый. Учитывая способности каждой лошади, судьбу рысаков решают по-разному. Одних отправляют в различные хозяйства, другие едут за границу, третьи остаются на заводе.

(По И.Константинову)

___________________

рысак - йўртоқи от

резвиться в табуне – подада (уюрда) чопмоқ, шўхлик қилмоқ

резвый молодняк - ёш чопқир от

надеть уздечку – юган солмоқ, юганламоқ

сбруя – эгар–жабдуқ

вожжа – тизгин, жилов

Поработаем над текстом.

1). Скажите, как вы поняли выражение «учить уму-разуму»?

2). Ответьте на вопросы:

а) Чему и как обучают рысаков?

б) Когда и зачем лошадей отправляют на ипподромы?

в) Как решают судьбу рысаков?

г) Что нового вы узнали из текста?

д) Что вы знаете о появлении в России рысаков, называемых орловскими?

3) Найдите в тексте неопределённо-личные предложения и выпишите их.

4) Составьте план к тексту. Подготовьте его пересказ.

6. Самым красивым, благородным из «братьев наших меньших» считается лошадь. О ней слагаются легенды, передаются необычные истории. Расскажите, что вы слышали, читали, смотрели по ТВ о лошадях.

7. Ознакомьтесь с высказыванием: «Чтобы понять себя и что такое жизнь, человек должен понять братьев наших меньших» (Дж. Даррел).

Выразите своё отношение.

8. Давайте поговорим.

1) Расскажите о вашем любимом домашнем животном, о том, как вы сами растили какое-нибудь животное.

2) Назовите фильмы о животных, в которых животные платят человеку за добро благодарностью и преданностью. Расскажите о каком-нибудь из этих фильмов.

3) Что вы знаете о развитии конного спорта в нашей стране? Составьте небольшой рассказ об этом.

4) Нет на свете лучшего средства общения, чем язык. Дар речи - это одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Общаются между собой и животные. Но как? Что вы об этом знаете?

5) Из всех обитателей моря самым удивительным считается дельфин. Существует множество необычных историй, связанных с ним. Расскажите, что вы слышали или читали о дельфинах.

6) Проведите диспут на тему: «Что даёт человеку общение с животными?»

9. Давайте поиграем.

Ролевая игра «Мой сын хочет собаку».

а) Вашему сыну (дочери) 7 (12) лет. Он (она) хочет иметь собаку. Посоветуйтесь со своими знакомыми, у которых есть собака, как вам поступить.

б) Ваш знакомый обратился к вам за советом, стоит ли ему заводить собаку. Узнайте, какие у него возможности содержать животных, достаточно ли места в квартире, кто будет ухаживать за собакой, гулять с ней. Расскажите о положительных и отрицательных сторонах содержания животного дома.

Игра ведётся в быстром темпе. Может повторяться за счёт смены участников и того, какое животное хочет иметь брат (сестра).

10. Задания для самостоятельной работы.

1. а) Прочитайте тексты, озаглавьте их.

О великих учёных гуляют по свету сотни весёлых былей и небылиц. Чаще всего говорят о том, что учёные люди ужасно рассеянны. Примеры? Пожалуйста.

Рассказывают, что знаменитый французский учёный Ампер, выходя утром из дома, написал на двери: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером». А спустя час-полтора, возвратившись домой и прочитав записку, Ампер пошёл обратно. Домой он пришёл только вечером.

О рассеянности же «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского рассказывают следующее: однажды, проговорив целый вечер с молодёжью в собственной гостиной, он вдруг поднялся, стал искать свою шляпу и торопливо прощаться, заявив: «Однако я засиделся у вас, господа, пора домой».

б) Перескажите тексты, используя неопределённо-личные предложения

2. Напишите небольшой рассказ о вашем любимом домашнем животном, используя неопределённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения - это односоставные бесподлежащные предложения, главный член которого выражен глаголом 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени, либо формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных). Например : говорят, рассказывают, будут думать, слышали, ушли бы; (им) довольны; (ему) рады.

Когда используют неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения используются, либо когда действующее лицо или действующие лица не так важны, либо подразумеваются в тексте выше. Акцент делается на действии , описываемом в предложении.

Например : Сейчас только и говорят о тебе и о том, куда ты подевался.

Слыхали, какой сегодня гром был во время дождя?

Вас вызывают к начальству – необходимо, чтобы вы поставили подпись.

В первом примере говорящий хочет акцентировать, что поступок его собеседника вызвал отклик у общества. Во втором говорящий интересуется, слышал ли его собеседник (или их несколько). Ему интересно, слышали ли гром или нет, а не кто именно его слышал. В третьем примере говорящий передаёт информацию третьему лицу, которое должно совершить требуемое действие. Здесь действующее лицо очевидно из контекста, поэтому не указано.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц : Над этой проблемой уже работают. Дома мною были довольны; 2) одно лицо : Принесли бы мне чего-нибудь. Подайте книгу, пожалуйста; 3) и одно лицо, и группу лиц : Меня внимательно выслушали. Меня встретили в аэропорту; 4) лицо известное и неизвестное : На улице, как всегда, шумят. Говорят, ты с ней виделся сегодня?

Неопределённо-личные предложения обычно распространённые, т.е. включают в свой состав второстепенные члены предложения. Как правило, их включаются две группы:

1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: Разве не вчера тебя привезли?

2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Дома уже всё знают.

Неопределённо-личные предложения также часто употребляются в диалогах. При этом обычно имеется предложение, с которым связано данное неопределённо-личное предложение, например:

Я вчера встречался с подругой.

Так это с ней я тебя видел?

Неопределённо-личными называются такие предложения, в ко­торых нет подлежащего, а сказуемое обозначает действие, кото­рое совершается неопределёнными лицами.

Например: В колхозе убирают урожай,

В киоске продают газеты.

Если сказуемое в неопределённо-личном предложении выра­жено глаголом в настоящем или будущем времени, то глагол всегда стоит в форме третьего лица множественного числа, если сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени, то глагол стоит в форме множественного числа:

Его посылают в командировку.

В магазин скоро привезут новые книги.

В нашем городе будут строить текстильный комбинат.

Его послали в командировку.

В магазин привезли новые книги.

Неопределённо-личные предложения употребляются тогда, когда главное внимание уделяется факту, событию, а кто про­изводит действие – или неизвестно, или неважно.

Действие, о котором говорится в неопределённо-личном пред­ложении, может относиться к неопределённому количеству лиц (В поле убирают хлеб. Строят новую школу. Дом ремонтируют.) или к одному неопределённому лицу (Окно закрыли, принесли письмо.).

Предложение Вас ждут может значить, что ждёт один чело­век или несколько человек.

Упражнение 3. Укажите, какие предложения являются неопределённо-личными, какие – личными.

1. В соседней комнате громко разговаривали. 2. Мы сидели за столом и зовут меня в гости. 5. В зале зааплодировали. 6. Когда опу­стился занавес, зрители зааплодировали.

Упражнение 4. Замените данные предложении неопределенно-лич­ными.

1. В этом магазине продаются книги. 2 По радио переда­вался симфонический концерт, 3. В нашем городе строится но­вый завод. 4. Школа отремонтирована к новому учебному году. 5. Магазин закрыт па учёт. 6. В клубе демонстрируется не. кинофильм.

Упражнение 5. Сравните неопределённо-личные предложения с лич­ными предложениями, в которых подлежащее выражено неопределённым местоимением кто-то. Разберите эти предложения по членам предложения.

Упражнение 6. Напишите 5-6 неопределённо-личных предложений.

Обобщённо-личные предложения.

Обобщённо-личными называются такие предложения, в кото­рых сказуемое обозначает действие, совершаемое всяким, любым лицом. Например:

Что посеешь, то и пожнёшь.

Век живи, век учись. (Поел.)

Особенно часто обобщённо-личные предложения употребляются в пословицах.

1. Сказуемое в обобщённо-личных предложениях обычно выражается глаголом во втором лице единственного числа:



Из песни не выкинешь .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. Сказуемое может выражаться глаголом в повелительном наклонении.

Век живи , век учись .

Семь раз отмерь , один раз отрежь .

3. Сказуемое может выражаться глаголом в третьем лице множественного числа: В лес дров не возят .

Иногда сказуемое в обобщённо-личных предложениях выражается глаголом

в первом лице множественного числа: Что имеем – не храним , потерявши –плачем .

Обычно обобщённо-личные предложения не имеют подлежащего.

Иногда в обобщённо-личных предложениях бывает подлежа­щее, выраженное личным местоимением первого или второго лица. например:

Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.

Упражнение 7. Укажите, какими формами глагола выражены сказуемые в обобщенно-личных предложениях. Объясните значение пословиц.

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь, 2. Слезами горю не поможешь. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Цыплят по осени счи­тают. 6. Вчерашнего дня не воротишь. 7. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. 8. Любишь кататься –люби и саночки возить

Назывные и неполные предложения.

Назывными предложениями называются такие предложения, в которых имеется только одни главный член – подлежащее. В назывных только названы, о них ничего не говорится, кроме того, что они есть (существуют).

Например:

Вот и лес. Тень и тишина.

И дождь и ветер. Ночь темна.

При подлежащем в назывном предложении могут быть определения (как согласованные, так и несогласованные):



Поздняя осень. Грачи улетали. (Н)

Вершины Альп… Целая цепь крутых уступов ... (Тург.)

Назывные предложения обычно употребляются при описании. Например, описание природы в стихотворении Никитина:

Золотые нивы.

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Некоторые назывные предложения имеют указательные час­тицы вот и вон. Например: Вот лес. Вон речка.

Упражнение 8. Прочитайте предложения. Укажите назывные предложения.

1. Мороз и солнце: день чудесный! (П.)

2. Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь. (П.)

3. Вот мельница! Она уж развалилась. (П.)

5. Ясный зимний полдень. Мороз крепок. (Чех.)

6. Девятый час утра. Навстречу солнцу ползёт тёмная свин­цовая громада. (Чех.)

7. Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор... Сильный, жестокий мороз. Твёрдый искри­стый снег, Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (Тург.)