Мой голос был он звал. Антология одного ахматовского стихотворения с отрубленной головой и хвостом. Возможно вам будет интересно

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, - и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, - Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, - это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада - ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении «Мне голос бал. Он звал утешно…» Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма - все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на «красных» и «белых» - поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции - позор».

Это стихотворение - одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой - позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

Любовь к родине, как бы пафосно не звучало такое словосочетание, являлась основной темой не только для ахматовской лирики, но и для ахматовского самоощущения, для мировоззрения поэтессы. Вероятно, в какой-то степени Ахматова во многом даже опиралась на собственный глубокий, подлинный и искренний патриотизм как некий ориентир, возможность строить остальное мировоззрение.

Стихотворение Мне голос был.. рассказывает о событиях в душе поэтессы после событий революции 1917 года. Как известно, в этот период многие творческие люди отправились в другие страны для того чтобы переждать невзгоды или полностью расстаться с новым миром. Страна, которая стала совершенно другой и новая власть многих не устраивали, особенно людей, которые привыкли выражать собственное мнение открыто, даже, если оно является не схожим с мнение остальных.

Понятное дело, в такой ситуации могли себя чувствовать нормально поэты наподобие Блока, которые приняли новую власть и новый порядок. Ахматова довольно яро отвергала новый порядок и не принимала революции, тем не менее, видела себя частью своей страны. Особенность, которая известна многим, заключалась в том, как Ахматова отделяла власть и страну как таковую, она считала себя частью именно страны и искренне считала возможными времена, когда и власть станет достойной великой страны.

Стихотворение рассказывает о периоде смуты, когда волненье охватывало практически каждого человека. Столица наполнена неясностью, которая довольно точно описывается поэтессой как «опьяневшая блудница». Город утратил собственное величие и теперь становится пространством, в котором действуют совершенно неизвестные силы.

Ахматова довольно точно описывает смущение, которое может охватывать душу человека в подобной ситуации. Поэтесса слышит голос, который может избавить от всяческих невзгод и обещает легкое существование, но она не прельщается этим голосом и может легко распознать в нем искушение, которому наподдается. Как полагается человеку творческому и в частности поэту, Ахматова заботится о чистоте своего внутреннего мира и бережет этот внутренней мир любыми способами.

Как известно, душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, который понимает этот факт, не обращает внимания на внешний комфорт или какие-то условия, поступки являются следствием внутреннего миропонимания. В такой ситуации достойный человек «равнодушно и спокойно» закрывает свои уши, чтобы не слушать недостойные речи и не осквернять собственный дух.

Анализ 2

Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в них свою собственную судьбу. Однако, революционные годы на многих людях сказались очень тяжело, это же касается и данной поэтессы, данное время стало для неё тяжелым и довольно таки трагичным. Но, несмотря ни на что, она всегда была благодарна судьбе именно за такую жизнь и никогда не мечтала прожить свою жизнь по другому.

Основной темой данного произведения безусловно является Родины поэтессы, а именно Россия. Ведь далеко не секрет, что Ахматова всегда очень трепетно относилась к теме родины, искренне считая, что это самое главное, что может быть в жизни человека.

Именно поэтому нужно отметить, что стихотворение относится к гражданской, можно даже сказать патриотической лирике поэта.

Построение данного произведения выполнено в форме патриотической исповеди главной героини. По некоторым художественным приемам можно сказать, что данное стихотворение имеет нечто схожее с одой.

Начинается стихотворение со слов искушения. Так как главная героиня будто бы слышит голос, который манит её, призывая оставить свою родину, предать её и отправиться на поиски новой, более лучшей жизни.

Специалисты и критики в области литературы не однократно сравнивали это произведение с произведением другого, не менее известного и любимого поэта, а именно Пушкина Александра Сергеевича. В сравнение брали его произведение "Пророк". И действительно нечто общее проскальзывало и там, и там.

Чтобы показать всю полноту чувств, которые испытывает главная героиня стихотворение наполнено различными художественными элементами и от этого является более красочным и законченным.

Вообще все произведения Анны Ахматовой, связанные с темой родины являются очень живыми, так как данная тема была действительно очень близка поэтессе. Ей самой неоднократно предлагали оставить Россию и перебраться в Европу, однако каждый раз поэтесса отвечала жестким отказом, указывая на то, что она просто не может придать собственную страну, сравнивая это предательство с предательством самой себя.

Читая данное произведение многие задумываются о том, что родина действительно очень много значит в жизни каждого, и это очень хорошо и важно.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

    С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

  • Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

    Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

  • Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс

    Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было на­писано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в исто­рии страны. Однако для нее не было вариантов – отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено сти­хотворение.

Основная тема его – тема России. Оно относится к граждан­ской, патриотической лирике. Стихотворение построено в фор­ме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жан­ра оды.

Стихотворение открывается мотивом искушения:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотво­рения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюже­тов. Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные цен­ности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию – жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед ге­роиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Героиня – сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой реши­мости – христианское смирение, не рассуждающее и не вне­млющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измере­ние. Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального уст­ройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспо­щадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия – «край глухой и грешный»».

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – рассказ об искушении лирической герои­ни. Вторая часть – утверждение собственной позиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Ос­тавь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).

Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России – стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».

Здесь искали:

  • мне голос был он звал утешно анализ
  • Мне голос был он звал утешно
  • Мне голос был
Есть стихотворение Анны Ахматовой, которое очень широко известно, но, между тем, даже большинство любителей стихов этой поэтессы - НЕ ЧИТАЛИ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ.
Даже в нескольких собраниях сочинений (в том числе и в авторитетнейшем кремовом двухтомнике, который был издан в 1990 году его приводит в усеченном виде).

Вот эти стихи написанные в революционном Петрограде.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

При первой его публикации (газета «Воля народа», 1918, 12 апреля) отсутствовала последняя строфа, при последующих были изъяты две первые. Так что при жизни Ахматовой стихотворение НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПЕЧАТАЛОСЬ.

Понятно, что в издании 1940 года это стихотворение не могло быть воспроизведено полностью. В томике изданном перед войной, строчки: «в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал » могли и впрямь прозвучать самоубийственно. Особенно для автора.

Но это стихотворение только в «Бег времени» не вошли, они и из ахматовского тома Большой Библиотеки Поэта, вышедшего десять лет спустя, в 1976-м, хотя он то был для избранных и претендовал на академизм.

В обезглавленном виде это стихотворение выглядело как отказ от эмиграции и принятие советской власти.

Великая грусть и боль в этом великом стихотворении... И решимость. Оно очень понравилось А. Блоку. Он не уставал повторять: "Ахматова права".
Блок особенно отмечал величие жеста: "Руками я замкнула слух"

Эти стихи в интеллигентских кругах часто цитировали в 70-е 80-е годы, призывая помышлявших об отъезде остаться и «равнодушно и спокойно руками замкнуть слух», который тревожили вражеские голоса западных радиостанций.

А в эмиграции их читали без последних строк, но с первыми, поскольку в таком случае "голос был" - явно, предлагающий покинуть богооставленное Отечество, ГЛАС КОГО НАДО (подобный оборот соотносился с “голосом свыше”):

Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Интересно, что до сих пор вызывает вопросы датировка этого стихотворения. А от нее в свою очередь зависит кто имеется ввиду по "немецкими гостями". Версии самые разные: от "гостей" прибывших в Петроград в пломбированном вагоне, до гостей, которым должен был отойти Петроград в результате Брестского мира.

Но поразителен образ революционного состояния:

Столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее.

Город-блудница , который сам не блюдет своей крепости и целости, «открыт» на все четыре стороны, ожидая своего падения. Как пьяная б..., которая не знает, кто ее...

Здесь отсылка к библейскому тексту - «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия. . .»(Книга Исайи, 1,21).