Культ фараона, религия. Древние фараоны египта

05.02.2017

Термин Фараоны Египта является современным обозначением царей Древнего Египта, руководивших страной в эпоху так называемого нового царства. Этот термин начал применяться с середины первого тысячелетия до нашей эры, хотя чаще всего египетские цари предпочитали величать себя титулом «Повелитель».

Зачем мумифицировали фараонов

В божественном пантеоне Древнего Египта существовала богиня Маат, которая чаще всего изображалась как коленопреклоненная женщина, у которой в головной убор воткнуто перо. По мнению ученых Маат принято было считать не столько божеством, сколько символом неизменной сущности вещей. У древних египтян было свое образное представление об идеалах, так идеальным миром им представлялся такой, в котором не происходит никаких изменений. Но, как известно идеал это недостижимый порядок, к которому человечество только стремится.

Так и с египтянами, перемены неизменной чередой входили в их жизнь, и смерть была одной из них. С целью сохранения этого самого порядка в Древнем Египте и была создана религия, которая объясняла смерть с точки зрения сущности бытия и мироздания.

Именно на фараонов египтяне возлагали сохранение порядка - собственного в частности и мирового в целом. До сих пор достоверно, не известно отождествлялся ли фараон с самим богом, или же только посредником, этаким верховным жрецом между высшими силами и простыми людьми. Кем бы он не был, но понятия «повелитель», «царская власть» и «маат» в Древнем Египте не разделимы и не могли существовать один без другого.

Ошибочно считать, что смерть как таковая жутко страшила жителей этой страны, скорее, их беспокоила проблема вечной жизни, непрерывность, и неизменность обозримого ими мира – звезд, солнца, разливов и спада Нила, смена времен годов и т.д.

И в такой ситуации естественно, что смерть фараона рассматривалась как угроза всему существованию мира или глобальный катаклизм. Население от мала до велика в течение какого-то времени существовало в постоянном страхе и сильнейшем психологическом стрессе, великого царя все оплакивали, причем совершенно неважно добрым он был и жестоким, справедливым или нет. Именно поэтому возникли верования, согласно которым даже мертвое тело являлось вместилищем для бессмертного духа человека, причем этот дух существовал в двух ипостасях.

Дух «Ба», это собственно душа человека, которая покидала человеческое тело сразу после его смерти. Эта ипостась бессмертного духа обычно изображалась как маленькая птица с человеческим лицом и бородой. Принято было считать, что чаще всего «Ба», после того как покинула тело устремлялась высоко в небо где становилась звездой.

«Ка» - вторая ипостась духа, имела более сложную сущность, она была своеобразной и неумирающей силой, или духом, которая возникала в момент, когда человек рождался, а после его смерти она передавалась другому смертному человеку - от бога к фараону, от фараона к поданным, а от отца к сыну. Причем последняя связь считалась самой важной, так как египтяне верили, что после своей смерти фараон передавал свою «Ка», которая воспринималась как «царская власть божественного происхождения» собственному сыну.

Принято было верить, что без тела покойного его «Ка» теряло свое пристанище и исчезало из вселенной, а вместе с ней и мировой порядок. Поэтому египтяне старалась как можно дольше сохранить в неизменном виде тело своего фараона, с этой целью его и бальзамировали и мумифицировали.

Стоит отметить, что не только судьба «Ка» великого фараона, беспокоила египтян, так же принято было считать «Ка» любого человека может доставить немало неприятностей, поэтому бальзамировались тела практически всех усопших, вне зависимости от того какое социальное положение они занимали.

Династии фараонов

Фараон в те времена рассматривались как один из гарантов благосклонности переменчивых богов к населению страны. Всего эпоха фараонов насчитывает 13 династий. Принято считать своего расцвета и пика финансового благополучия Египет достиг во время правления III династии, которая правила с 2686 -2613 гг до н. э. Современные египтологи ссылаясь на письменные источники тех времен, уверяют что основателями династии стали выходцы из Мемфиса.

В период воцарения IV династии (2613-2483) происходят изменения в мировоззрении населения, тщательно спланированные и подготовленные жрецами. В этот период фараон начинает ассоциироваться не с Хором, богом смерти, а с богом солнца – Ра. Именно правителями этой династии были возведены Великие Египетские Пирамиды на плато в Гизе, которые стали олицетворением мощи и величия фараонов того времени.

В связи с началом упадка Древнего царства, климатическими изменениями, происходившими в XXIII-XXII веках до н.э. и началом в Египте первого переходного периода мощь династической линии фараонов начинает ослабевать. Ей на смену приходят богатство и власть знати и чиновников. Эпоха среднего царства проходит, сохраняя такое положение вещей. С распадом Среднего царства, Египтом начинает управлять гиксосская династия.

В эпоху нового царства, Египет вступил в достаточно слабом политическом и экономическом положении, которое к тому же осложнялось появлением не менее могущественных государств рядом с его границами – Метанни и Хатти. Фараоны делают постоянные попытки завоевать прежнее влияние и утраченный авторитет, правда основываются они в основном на военных действия и победах в них.

Правда случалось и такое, что никаких успехов в военном деле правитель не достигал, в этом случае активно велась пропаганда божественного происхождения фараонов. В конце II тысячелетия до н.э. происходит распад нового царства, а вместе с ним и великие цари Египта полностью утрачивают хоть какой-то политический вес. Население, особенно в отдаленных регионах, все меньше верило в божественное происхождения своего повелителя и его сакральную связь с богом солнца Ра.

Интересные факты из жизни фараонов

Древние фараоны Египта продолжают будоражить умы человечества до сих пор, правда теперь уже многочисленными тайнами и загадками, которые они оставили после себя. Сегодня известно большое количество разных интересных фактов, касающихся жизни великих правителей этой страны, правда объяснить их первопричину история не всегда может достоверно, так например:

Египетский фараон Пепи II, придумал новый способ бороться с мухами, которые считались огромной напастью того времени. В том случае если рабы с опахалами не справлялись с полчищами этих насекомых, он приказывал обмазывать медом рабов и ставил их недалеко от себя для того, что бы они отвлекали мух на себя;

Родоначальником первого в мире завещания принято считать сына египетского фараона Хафре, который умер в 2601 году до н.э., оставив после себя письменные указания своим наследникам;

Известно, что фараоны не имели право снимать свои головные уборы, в противном случае их подданные могли увидеть их волосы, а этого нельзя было допустить ни в коем случае. Самым популярным головным убором среди правителей принято считать немес, именно он был изображен на золотой маске Тутанхамона;

... бог солнца , почитался как царь и отец богов . Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона . Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью. Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона ...

https://www..html

БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА Аргумент: Иисуса называют Сыном Всевышнего (От Луки 1:32) и Сыном Божиим (От Луки 1:35). Опровержение: выражения "Сын Бога " и даже "бог " в библейской идиоме используются иносказательно и совсем не предполагают Божественность или совместное бытие Божеством: 1. "Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону , а Аарон, брат твой, будет твоим пророком." (Исход 7:1) 2. "Я сказал: вы - боги , и сыны Всевышнего - все вы." (Псалом...

https://www.сайт/religion/16136

Не видел я его, лишь тени отраженье, на
камне возлежал, он в поиске забвенья,
казнённый страшной казнью, сын Эола.
***
-В чём плагиат?
-Лишь в том, что потом он покрыт и пылью,
не обожжён и встал из мифа былью.

https://www.сайт/poetry/1135613

XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов », «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник...

https://www.сайт/religion/110694

Из Книги Мертвых («Глава о том, как не допустить отсечения головы человека в подземном мире»): «Я - Великий, сын Великого. Я - Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после ее отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не... , который в экономическом отношении опережал Верхний. Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов , бог Солнца , а также как земной царь, фараон . По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя...

https://www..html

Усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца . Как боги «соперничали» Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца . Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила...

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "дом фараона" - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона - он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог ЕГИПТА - БОГ Солнца как "Восходящее Солнце" назывался Хепри, или Хепрер, как "Солнце в зените" - Ра, как "Солнце перед закатом" - Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах - бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов - бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб - бог Земли и Нут - богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли "добрым богом". Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса - бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем что есть на суше, в воде и воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам - скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался "земным воплощением" и "служителем" бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника - "новорожденного Аписа" - были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, Из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.