Как учились в школе в 80 годы. Реформы образования в советский период

Изменились ли школьники за последние годы? А за несколько последних десятилетий? Есть ли характерные черты у каждого поколения?

Давайте сразу примем тезис, что дети разные и школа в первую очередь отражает состояние общества.

Школы СССР сохраняли традицию раздельного воспитания детей вплоть до 1954 года. Только в этом году классы мужские и женские объединяют. Как и ранее имеется школьная форма. Для мальчиков это аналог военной – гимнастерка или китель с белым подворотничком, у девочек – коричневые платья и передник (черный повседневный или белый парадный). Как-то выделится, дети могли лишь по качеству материала формы, пошиву, необычными ручками.

Обязательным элементом одежды был пионерский галстук. Забыть его дома, потерять было великой трагедией для ребенка и вызывала жесткую реакцию у окружающих. Галстук сначала закрепляют с помощью зажима, потом завязывают специальным узлом.

Отношения между детьми были ровные, родительские должности и благосостояние не влияли на них. А вот учитель находился на определенной дистанции от ученика. Учитель был непререкаемым авторитетом. Слова инженер, учитель, врач звучали гордо, это было мечтой многих. Но мало кто мог себе позволить получить высшее образование, нужно было идти работать, помогать семье.

В 60-х вводится обязательная восьмилетка. В это время огромной популярностью пользуются книги, школьники читают, причем не только героико-приключенческие романы, но и поэзию. Кумирами детей были герои революции, Гражданской и Отечественной войн.



К 70м - 80 годам появляется некоторое разнообразие школьной форме, разные фасоны платьев, альтернативы им в виде юбочных костюмов. Веяния моды заставляют девочек укорачивать максимально юбки.

Детей в это время много, большие классы в начальной и средней школе, много классов в параллелях. Все еще активно читают. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают, особой популярностью пользуются Ремарк и Айтматов.

Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находится космонавтика и вообще естественные науки. Действует множество кружков, секций, факультативов. Что характерно учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Все еще высок авторитет учителя, он учит не только запоминать информацию, он старается научить ребенка перерабатывать ее, анализировать.

Часто проводятся всевозможные мероприятия: празднования различных дат, экскурсии, самодеятельные концерты, на которые привлекают и родителей. Так же практикуется совместные уборки, ремонты, сбор макулатуры и металлолома. Правда уже к концу 80х это становится скорее обязаловкой, от которой стараются увильнуть. И ведь действительно бывает непонятно зачем собирать, тащить тяжелую макулатуру на школьный двор, где она потом мокнет под дождем, разносится ветром, или более того сжигается тут де в школьной котельной.

Все еще остается силен патриотизм, популярны герои войны. Но уже начинается Афганистан и появляется страх. Девочки строги, отношения полов целомудренны.

90е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки.

Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Но уже как символ благополучие, важно лишь наличие корочки, как декоративного украшения.

В начале 21 века дети стали прагматиками. Они видят цель и настойчиво идут к ней. Они перестали уделять внимание необязательным предметам. Им нужны только те, что пригодятся для поступления в ВУЗ, сдачи экзаменов. Все остальное – бесполезная трата времени. Такими лидерами становятся математика и языки.

Изменилось отношение к книгам. Во-первых, книги стали дорогим удовольствием, во–вторых, в школах была проблема с учебниками. Потому нашлось простое решение – достаточно скачать текст из интернета, распечатать и после использования выбросить. В принципе появилась привычка качать бесплатно софт,видео, музыку, игры, карты для навигаторов . С литературой можно сделать еще проще – загрузить аудиокнигу и прослушивать ее.

Подход к учителю стал так же утилитарен – он всего лишь помощник или же наоборот помеха для поступления и сдачи экзаменов (в зависимости от обязательности преподаваемого предмета). Опять же высшее образование все так же престижно, необходимо, но уже оценивается с точки зрения перспективы занять хорошую должность потом. Кроме того, вечное безденежье учителей никак не улучшает их положения в глазах учеников.

Еще характерное отношение учеников – уборка или какие-либо общественные мероприятия становятся неприемлемыми, все решают деньги, отношение к школе как к некоему сервису.

Так что дети – продукт той цивилизации, что их окружает. Школа как лакмусовая бумажка отражает тенденции в социуме и стоит, наверное, к ним приглядываться…

2010 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новозоринская средняя общеобразовательная школа

Павловского района

Алтайского края

«Школьные годы 80-х и сегодня…»

(Исследовательская работа)

Учитель начальных классов

Ермолаева Анна Михайловна

Новые Зори

2014 год

Введение

В разных семьях разные поводы для гордости. Моя гордость – это мама. Как-то раз, рассматривая у моей бабушки семейный фотоальбом, я увидела школьные фотографии моей мамы. Тогда я спросила бабушку, а как училась моя мама и она мне показала мамин школьный дневник, грамоты и пропись первого класса.

Мне стало очень интересно, а как прошли её школьные годы, как они учились в 80-е годы и чем занимались. В результате возникла мысль сделать проект на тему «Школьные годы 80-х и сегодня». Я надеюсь, что мой проект поможет совершить увлекательное путешествие в прошлое!

Цель проекта – установить, что общего и чем отличаются школьные годы 80-х и сегодня.

Задачи проекта:

    выявить отличия в изучении школьных предметов на примере прописей для 1 класса;

    определить практичность и удобство школьной формы;

    изучить школьные организации 80-х годов;

    провести интервью об увлечениях детей в 80-е годы.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: классный руководитель, моя мама и я.

Актуальность проекта: работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше узнать историю своей семьи, но и узнать о школьной жизни 80-х годов. Я горжусь своей семьёй и мне интересно всё, что связано с историей моей семьи и моей школы.

Новизна проекта: свою работу я представляю как путешествие в прошлое, в то время, когда моя мама училась в первом классе. Интересно наблюдать изменения школьной жизни во времени на примере своей семьи.

Ожидаемые результаты:

1. Создание презентации по результатам исследовательской работы.

2. Выступление перед одноклассниками в родной школе.

3. Представление работы на районном конкурсе исследовательских работ.

Объект исследования: школа.

Методы исследования:

    изучение семейных реликвий;

    практическая работа;

    беседа;

    сбор информации из книг, журналов, словарей;

    анкетирование;

    сравнение и обобщение.

Проект проходил в несколько этапов:

1 этап – исследование семейных реликвий, подбор и изучение литературы.

2 этап – беседы с мамой, бабушкой; проведение эксперимента; анализ результатов.

3 этап – оформление проекта.

Практическая и теоретическая значимость: собранный материал отражает историю школьной жизни моей мамы в 80-е годы и моей школьной жизни в настоящее время.

Ожидаемый результат:

    приобретение знаний об истории школьной жизни детей 80-х годов;

    воспитание интереса и уважения к истории своей семьи;

    создание презентации « Школьные годы 80-х и сегодня».

    Практическая часть.

Раньше школьные учебники и даже прописи были совсем другими. Теперь мало у кого сохранились старые советские учебники, а уж прописи 80-х годов стали настоящим раритетом. Так какими же были прописи для первого класса 25 лет назад?

На этот вопрос нам помогла ответить мама, показав свою пропись 1985 года. Я горжусь моей мамой и бабушкой, потому что они бережно хранили семейные реликвии. У нас есть возможность найти сходства и отличия моей прописи 2011 года и маминой прописи за 1985 год.

Мои действия

Мои наблюдения и выводы

Разглядываем оформление прописей.

    Мамина пропись напечатана на серой бумаге, в ней нет рисунков.

    Моя пропись напечатана на белой бумаге. На обложке и в прописи много рисунков.

Сравниваем разлиновку.

    В прописи 80-х годов есть дополнительная наклонная линия.

    В прописи 2011 года этой линии нет.

Устанавливаем порядок изучения букв.

    Порядок изучения букв в 80-е годы (а, н, т, к…).

    Настоящее время (а, о, у, е…).

Изучаем начертание букв.

Различное написание буквы Ы.

    Пропись 80-х годов (с.7).

    Пропись 2011 года (с. 21).

Рассматриваем соединение букв.

Различное соединение буквы О с буквой С.

    В прописи 80-х буква О соединяется с буквами (с, н, к) верхним соединением.

    В прописи 2011 года эти буквы соединяются нижним соединением.

Определяем степень трудности.

    На с.10 в 80-е годы дети писали предложения.

    Мы в прописи на с.10 написали изученные буквы.

Листаем страницы прописей.

    Большинство букв имеют сходное начертание и соединение

В своем исследовании прописей, мы сделали вывод, что учиться писать буквы в наше время намного интересней, чем в далёкие 80-е годы.

    Школьная форма 80-х годов удобно или нет.

Задала очередной вопрос маме про её школьные годы: а все ли кроме прописей и учебников, осталось таким же, как и сейчас? Мама рассказала нам про свою удивительную и интересную школьную жизнь.

Во-первых, мама показала на своих школьных фотографиях, что раньше у всех учеников школьная форма была единая для всех. У девочек это коричневое платье с чёрным (повседневным) и белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Мальчики одевали костюмы синего цвета.

Но в 1993году школьная форма была отменена и вот уже в течение двадцати пяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но о школьной форме снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.

Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на «Последний звонок» как символ прощания со школой, и реже на другие праздники.

В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной. Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность.

Мы считаем, что школьная форма для мальчиков и для девочек имеет много преимуществ:

    позволяет сглаживать социальное неравенство;

    воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;

    формирует чувство сплочённости с классом, школой.

Мы думаем, что школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, а главное - она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Мы со своим классным руководителем провели опрос среди своих одноклассников и старших учеников «Нравится ли ходить в школу в школьной форме?». Результаты опроса мы представили в таблице.

Класс

за

против

%

100

с 5 - по 9

Проанализировав результаты опроса учащихся, мы пришли к выводу, что учащимся 1-ых классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками. Учащиеся 2-ых и 4-ых уже начинают терять интерес к форме, а с 5-ых по 9-ые классы любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.

    Школьные организации в 80-е и сегодня.

Когда рассматривала мамины школьные фотографии, то моё внимание привлекли какие- то значки на груди и красные платочки, повязанные на шее у каждого школьника. На вопрос, что это за платки и значки, мама мне рассказала про октябрят, «Пионерскую» и Комсомольскую организации.

Я узнала, что в 80-е годы обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

Моя мама, к примеру, была цветоводом, санитаром, библиотекарем и главным художником по стенгазетам.

В детскую пионерскую организацию принимались школьники с 10 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе отряда. Вступивший в организацию школьник на торжественном сборе дает клятвенное обещание. Вожатый повязывает новому члену организации галстук.

Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря- места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров- дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда».

Моя мама, как и все пионеры, тоже носила пионерский галстук и летом ездила отдыхать в пионерские лагеря.

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье - это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Затем грянули кризисные 90-е годы, и все изменилось, пионерская организация перестала существовать.

В настоящее время в нашей школе пионерской организации не существует.

    Увлечения школьников в 80-е годы и сегодня.

На вопрос, чем они увлекались в свободное от школы время, мама рассказала, что она, также как и я, ходила в художественную школу, в бассейн и в разнообразные спортивные секции, которые существовали при школе.

Я горжусь тем, что в нашей семье из поколения в поколение все девочки посещали художественную школу и я не исключение. Моя мама и старшая сестра закончили ДШИ «Художественное отделение». Мама в 80-е – 90-е годы принимала участие в различных выставках художественных работ. Показывала неплохие результаты и получала грамоты и дипломы за участие. Я учусь всего второй год в художественной школе, но мои работы тоже уже побывали на выставке, и я уже успела получить грамоту.

В наше время, как и в 80-е годы, существуют спортивные секции при школе и в поселке. В ДШИ есть не только художественное отделение, но и танцевальное, музыкальное отделения, где дети занимаются и добиваются неплохих результатов.

Вывод

    Школьные прописи 80-х годов и прописи 2011 года отличаются оформлением, разлиновкой, порядком изучения, начертанием и соединением отдельных букв.

    В 80-е годы все дети ходили в школьной форме. В наше время единой школьной формы нет, и я считаю, что это плохо. Форма дисциплинирует и формирует хороший вкус у школьника.

    Изучила школьные организации 80-х годов. Узнала, кто такой «пионер», «октябренок».

    Выяснила, что увлечения и занятия детей практически не изменились. Многие школьники сегодня посещают ДШИ и спортивные секции, как и в далекие 80-е годы.

    Я рада, что смогла создать проект, который помог мне совершить увлекательное путешествие в далекое прошлое и узнать много интересного о школьной жизни 80-х годов.

Литература

1. Бубнова Е., «Новая энциклопедия школьника», издательство «Махаон», 2003г.

2. Шалаева Г. П., Терентьева И. Г., Курбатова Н. В. Большая энциклопедия начальной школы, издательство: Слово / Эксмо, 2007г.

3. www .wikipedia ru _ istorii /90_ let _ pionery . pdf .

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В 70-90-Е ГОДЫ XX В.

План:

8.1.Советское образование в70-80-е годы.

8.2.Проблема гуманизации образования.

8.3.Российская педагогика 90-х годов.

Те успехи советской школы, на которые обратил внимание Запад в конце 50-х годов, были успехами школы тоталитарного индустриального общества, максимально соответствующими его внутренней сущности. Советскому образованию удалось уйти от многих проблем и противоречий, над которыми билась Западная цивилизация в попытке преодолеть тенденцию унификации человека, превращения его в функцию огромной социальной машины. Тип личности, порожденный советской индустриальной цивилизацией, оказался совершенно бесперспективным для постиндустриального западного общества; столь же бесперспективной оказалась и система воспроизводства этого типа личности, включающая в себя образовательные институты. Несмотря на все попытки преодолеть излишний формализм в образовании, приблизить советскую школу к жизни, привнести в ее содержание и формы элементы "школы труда", ситуация до конца 80-х годов оставалась в своей основе неизменной.

Регресс советского образования в 70-80-е гг. подтверждают данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ): с третьего (1953- 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х годов по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР - 17%, США и Канаде - 57-60%). Эти данные, с одной стороны, подтверждают эффективность "школы-учебы" в условиях индустриального общества, с другой - свидетельствуют об ее неэффективности в условиях НТР, развития информационных технологий и других факторов, которые объективно ведут к формированию постиндустриального общества и, как следствие, к резкому возрастанию субъективного начала во всех сферах социальной жизни.

Крушение тоталитарного коммунистического режима и порожденного им общественного строя в нашей стране совпало с глубочайшим кризисом советского образования и крайне заидеологизированной педагогической науки. Попытки создать рыночную экономику, правовое государство, гражданское общество свидетельствуют о том, что в России вновь возрождаются прозападные идеалы. Это касается и педагоги­ческого поиска, который преимущественно движется в русле западных подходов.

2.Проблема гуманизации образования

В условиях краха коммунистических перспектив развития мировой цивилизации на смену идеалам классовой борьбы пришли общечеловеческие гуманистические ценности. Именно в этом контексте происходит обсуждение дальнейших перспектив развития человечества, средств их реализации. На первый план выдвигается проблема гуманизации образования, которая во многом определяет ведущую тенденцию развития педагогических традиций Западной цивилизации конца XX века и становится все более значимой для восточных обществ.

Проблема гуманизации образования особенно остро встала перед отечественной педагогикой во второй половине 80-х годов, хотя, несмотря на 70-летний идеологический прессинг, господство "школы учебы" с вкрапленными в нее элементами "школы труда", изгнание из педагогики ребенка, стремление сформировать преданного режиму исполнителя, идеи гуманизации жили и развивались в советской педагогике. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно, пытаясь уложить их в прокрустово ложе классовой идеологии. Так, Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), которого обвиняли в "абстрактном гуманизме", в том, что он "ввел туманное понятие, именуемое человечностью", писал (1967): "Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности".

В 1988 г. в СССР в центре и на местах был разработан ряд концепций общего среднего образования; проблема гуманизации школы занимала в них одно из центральных мест. Однако, пожалуй, наиболее адекватно она была разработана ВНИКом "Школа". В концепции подчеркивалось, что главным пороком современной отечественной школы является ее обезличенность. На всех уровнях педагогического процесса утеряно главное - человек. Ученик стал объектом воспитания, превратился из цели в средство деятельности школы, обучение потеряло для него смысл. Учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы их достижения, также оказался отчужденным от учебно-воспитательного процесса. И учитель, и ученик превратились в разнокалиберные "винтики" образовательной машины.

Концепция указывала на единственно возможный путь преодоления этого отчуждения - гуманизацию школы. "Гуманизация, - говорилось в ней, - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - совпадение максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимым, дающее ему сознание того, что "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

История СССР из Семейных Альбомов 80-е годы. Часть 1.

Серия статей "Русского проекта". Местами немного тенденциозно, но ясно видна последовательность происходившего в стране в динамике..
История СССР 80-х из семейных альбомов - такой, какой люди ее видели совсем недавно, естественно, эти фотографии не могут охватить всего, тогда происходившего. Мы, те кто постарше, хорошо помним то время, а вот рожденные в 80-е, не говоря уже о родившихся позже, знают его в основном по омерзительной клевете из зомбоящика. "Если мы промолчим, то дьявол восторжествует."

Ряд фотографий имеют "продолжение" в наши дни. Как оно было в СССР и как стало теперь. Первая половина 80-х очень похожа на 70-е, поэтому о школе, детских садах, праздниках и т.д. фотографий отобрано очень мало. Желающие могут посмотреть предыдущий альбом.


Пришлось сделать две части, хотя, по идее, надо бы объединить их в одну - события, отраженный на фотографиях, происходят почти одновременно, да уж больно много получается.


80-е годы - очень сложный период в истории СССР. Это его "золотой период", когда на Земле не было армий, способных нас разгромить, время космических станций и проектов лунных поселений, появления технологий будущего и покорения суровой природы СССР. Но одновременно - это и период развития его болезни, которая стала смертельной - вырождения верхушки в омерзительную клику. Время разрушения морали, лжи и двуличия идеологов, начала гражданских и межнациональных войн, Чернобыля, время убийства великой страны. Проекта Общества Будущего.


80-е - это точка бифуркации, развилка - СССР мог стать не зачатком, а настоящим Обществом Будущего с развитыми и гармоничными людьми, технологиями преобразования природы, межпланетными перелетами, поселениями на Марсе, невиданным взлетом науки, техники, медицины, образования. Таким он, в общем-то, и планировался. Но события стали развиваться по другому пути и СССР-1 был убит предателями в своей же верхушке.


Теперь, когда мы смотрим на накатывающий мировой кризис и экономическое убожество Запада мы видим, что до полной победы было буквально несколько шагов. Мы не дошли совсем чуть-чуть.



Бибирево. Нач. 80-х

Еще целы стекла и двери в подъездах, нет железных дверей и заваренных стальным листом больших окон - в подъезде светло. Детей можно без опаски выпускать на улицу. Сейчас это кажется почти невероятным.




Сенокос. 80-е


Ужасы советских колхозов.




Новая Школа. Середина 80-х


Это сейчас постройка новой школы - событие государственного масштаба, о котором сообщают в новостях. За годы Советской Власти в СССР были построены почти 200 000 (двести тысяч) новых школ. И денег хватало, и детей рожали достаточное количество. Немцы разрушили 82 000 школ, их отстроили заново. В 70-е - 80-е каждый год строилось от 1500 до 3 000 школ в зависимости от пятилетки - это 5-10 новых школ каждый рабочий день, если бы о рассказывали хотя бы вкратце - времени бы не было на остальные новости. Сейчас трудно себе представить, правда?


"Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. учащихся)." (БСЭ - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00075/36000.htm)


Для подготовки учителей было создано более 200 пединститутов и 65 университетов. В СССР работало почти 2.5 миллиона учителей.





"Я больше не буду!" 80-е


Доверительные отношения между учеником и учителем.


Это на Западе отношения между учеником и учителем ни в коем случае не могут быть личными, человеческими. Например, в США и Канаде учителя запросто могут лишить лицензии только за человеческие отношения с учениками. Ничего человеческого в Новом Порядке быть не должно - разобщенные люди-винтики- амбициозные, несчастные, одинокие, легко управляемые. В СССР было сильно не так. Идеалом с самого образования СССР была гармоничная личность и система образования была построена с этой целью. Другое дело, что ошибок было немало - по разным причинам, частью от незнания - все-таки страна делала самую первую попытку в истории создать такое образование, частью оттогоуж больно низким был исходный старт от положения "России-которую-мы-потеряли", частью оттого что очень уж много сил уходило на то, чтобы отбиться от врагов. А с определенного периода выродившиеся партийные вожди стали побаиваться возможного гармоничного человека и не слишком упорствовали в его воспитании. Но несмотря на все недостатки, советская система образования была лучшей в мире. Можно было сделать ее намного лучше, но не довелось.





Первая фотокамера. 80-е


Множество мальчишек увлекались фотографией, электроникой, моделестроением, спортом. Для этого существовали специальные Дома Пионеров с множеством кружков на любой вкус - фото, радио, танцы, биология и так далее.




Первый "треугольник". Нач.80-х





Скутер. Сахалин. Сер. 80-х


В СССР они производились с 50-х годов. По производству мототехники (1.5 млн в год) СССР занимал 2-е место в мире после Японии. Наши машины очень активно продавались на экспорт. Встречались на наших дорогах и импортные мотороллеры и мокики - чешские, японские, даже итальянские. Мопеды (мокики) и маленькие мотороллеры стоили чуть больше 100 руб., права на них были не нужны. На фотографии показан, если говорить формально, минимотороллер - не надо "перешагивать" через раму. Слово "мокик" относится к 50-м и означало, что его заводят ударом ноги по кик-стартеру. В реальности они часто выпускались и с электростартером. Что это за машина на фотографии - так и не признал. Видел такие иногда на улицах. Но в основном были другие "большие" вроде "Верховины".


Немало мальчишек в СССР гоняло на мопедах, особенно много их стала в 80-е.




Папироса за школой. 80-е


Если учителя ловили за таким грехом, то "вставляли", то есть ругали и сообщали родителям.





Выпуск 8 класс Ахтубинск. 1986


Мальчишки и девчонки разойдутся по весьма неплохим ПТУ и техникумам, которые на Западе называются "колледжами". Часть останется в школе 9 и 10 класс, в основном те, кто хочет поступать в институты. Странно - 10 лет вполне хватало, чтобы получить лучшее в мире образование, а сейчас после "реформ" за 12 лет получаются тупые и ограниченные неучи.





Бочка с квасом. Сибирь 80-е


Квас стоил очень дешево. Стакан - 3 коп., поллитровая кружка - 5.





Шашлык на природе. Сибирь. 80-е


"Мяса в СССР не было", ага. Как ни посмотришь на фотографии - сплошь пикники с мясом да шашлыки.





Вот и отслужили. 80-е





Группа молодежи на даче. Начало 80-х


Это не мажоры, не дети торговых работников - обычные мальчишки и девчонки. Скорее всего, из семей научных работников. По-моему, это Подмосковье .





Взрослые там же. Начало 80-х





Сотрудники НИИ на горнолыжной базе в Приэльбрусье. Начало 80-х


Кавказские горнолыжные курорты были одни из лучших в СССР. Поехать туда мог практически любой советский человек. Подчеркиваю - любой. Славились грузинские курорты, особенно Гадаури и Бахкуриани. Армянский Цахкадзор был одним из пунктов подготовки советской сборной, отличными были Узбекский Чимган, а также горнолыжные курорты Украины, Киргизии, РСФСР - Алтай, Осетия и так далее.





Типичный фотомагазин. 80-е


Именно так выглядел типичный советский фотомагазин. Фотоаппаратами, всевозможными объективами, фотобумагам, реактивами, лампами, вспышками и прочими причиндалами магазины были просто завалены. Очень хорошо помню то время - занимаюсь фотографией как раз с 1980 года.


Советские фотоаппараты были одними из лучших в мире - дешевые, качественные и очень надежные. Они экспортировались во многие страны мира, даже такие как Англия (с 50-х годов). Отзывы западных специалистов о качестве оптики и механики были восторженными. Нарекания вызывала внешняя отделка - они смотрелись не так презентабельно как западные, ну и, естественно, упаковка. Интересный момент - английское правительство не раз запрещало экспорт продвинутых советских моделей, чтобы спасти своего производителя. Разрешался лишь ввоз дешевых вроде "Любителя" и потом, "Смены". Такой "свободный рынок", понимаешь.


Сейчас трудно представить, но подделки под советский брэнд "Зенит" были довольно распространены - уж очень он был популярен. Особенно грешили этим... мелкие фирмы Японии.


Советские фотоаппараты с удовольствием выменивали или покупали иностранцы в частном порядке. СССР производил примерно 10% мирового количества фотоаппаратов (ок. 3 500 000). 60-70 годы называют "золотым временем" советской фотоиндустрии. Начиная с 80-х стал периодически появляться дефицит на некоторые камеры. Что очень интересно, проблемы стали появляться не когда изделия стали сложнее, а с их упрощением и сокращением ассортимента. То есть это были не проблемы сложности системы, а проблемы централизованного нарушения управления.


Но все равно позиции СССР в этом сегменте оставались исключительно прочными. Смертельный удар отрасли нанесли горбачевские реформы и "перестройка", как и всему прочему.





Жители г. Певек. Чукотка. Середина 80-х


Просто работяги с Севера. Это не сотрудники ЦК, не воры или барыги. Кожаное пальто с меховым воротником и очень модные тогда "дутые" куртки. "На Севера" тогда ехали, чтобы хорошо заработать. Отработав на севере лет 10-15 можно было спокойно переехать в поюжнее, купить дом или кооперативную квартиру, машину и еще немало останется. В СССР знали, что "деньги есть у северян".





Детский садик "Медвежонок". Чукотка 80-е


Поэтому северные районы осваивались очень быстро. Там строились прекрасные города и поселки, с замечательными детскими садами, школами и больницами. Всего в СССР было построено за годы советской власти примерно 120 000 детских садов.


Ужасы тоталитарного детства. Чай изможденные дети в лохмотья одеты?




Северянин Темченко. Чукотка 80-е


Вот так - в кожаной куртке и на "Кировце". Народ на Севере всегда был суровый и крепкий - иначе нельзя.





Доставка грузов в тайгу. 80-е


СССР первым в мире начал интенсивное освоение Севера. Строились города, военные базы, проводилось огромное количество исследований. Практически все ресурсы, что используются сейчас, были открыты во времена СССР.


Половина территории СССР находилась в зоне вечной мерзлоты. Даже зона Байкала относится к зоне мерзлоты с преобладанием таликов (больших участков оттаявшего грунта). Несмотря на самую большую территорию (1/6 земной суши) использовать ее крайне трудно.


Невелик экономический смысл в территории, которая состоит из тундры, болот и непроходимой тайги не правда ли? А ведь есть еще горы и пустыни, есть просто холодные территории, где любая деятельность малоэффективна по сравнению с теплыми регионами. Это районы Карелии, Беломорья, севера России - мерзлоты там нет, но жить и работать весьма некомфортно. В результате площадь территории, относительно удобной для человеческой деятельности в России всегда была весьма невелика. Продуктивность этой территории холодных земель всегда была очень низкой в любой сфере хозяйственной деятельности - от сельского хозяйства, всегда в разы менее эффективного, чем в теплой Европе до любой промышленности.


По площади эффективных территорий Россия уступает таким странам, как Бразилия, США, Австралия и Китай. В частности, эффективная территория России составляет всего 70% от эффективной территории США. Это при том, что довольно большая часть территории нашего главного противника находится в исключительно благоприятной для деятельности зоне - тропиках и субтропиках (Флорида, Тихоокеанское побережье, Гавайи, юг Техаса). А сама "эффективная территория" России очень сильно отличается от таковой, например, в Англии и Франции.


Но другой территории у нас нет, поэтому придется использовать ту, которая есть. Глупо как-то не использовать половину своей территории, не правда ли? Неудобно и дорого? В капиталистической системе - безусловно. Например, Канада в принципе не смогла освоить свои северные районы, несмотря на несколько попыток - так и жмется 90% населения к теплой границе с США.



Северные летчики. 80-е


СССР был построен как интегральная система, как единое неделимое целое и в нем освоение Севера и неудобий было весьма рентабельным. Все строилось в комплексе - города, электростанции, дороги, порты, шахты и т.д. Очевидно, что большая электростанция для шахты имеет больший КПД, чем маленькая и временная. Очевидно, что большую электростанцию не имеет смысла строить только для шахты и маленького поселка вахтовиков. Следовательно, ее мощь надо использовать для достаточно крупного поселка, транспорта, перерабатывающих циклов, порта и т.д. А если есть порт, то почему не использовать то, что дает море - рыбу, крабов, моллюсков? Жизнь вахтовика, честно говоря, очень так себе - некомфортная, вдали от семьи, а здесь все рядом - школы, детские сады, больницы, санатории-профилактории, прекрасные спортивные залы и библиотеки, телевидение через спутник - программа "Орбита".


По отдельности это было неэффективным или малоэффективным, но вместе было эффективным весьма. А если учесть, какую роль это играло для безопасности государства, то становится понятным, что роль Севера огромна.


Сразу становились доступными кладовые полезных ископаемых. Одновременно появлялись северные маршруты, порты, инфрастуктура, курорты, туристические маршруты (Камчатка, Сахалин, Колыма) на основе уже сформировавшейся инфрастуктуры и так далее. Жестокая северная природа поворачивалась своей другой стороной - удивительной и суровой красотой. Надо только уметь с ней обращаться.



Окрестности п. Синегорье


СССР умел это делать лучше всех в мире, опережая весь мир не на годы - на целую эпоху. Его лидерство в освоении и преобразовании холодных земель было абсолютным. Интегральность, единая спланированная система - ноу-хау СССР, первого общества такого типа.


Но это еще не все - готовились проекты космических зеркал , которые должны были освещать северные города, создавая своеобразные тепловые оазисы в Заполярье без разрушения экосистемы окружающей тундры.


Осваивать Север намного дешевле, чем например, Марс. Хотя освоение Марса и Венеры тоже планировали. Интересно, что освоение Марса планировалось вести с опытом освоения Советского Севера.





Общежитие. Мыс Шмидта 80-е


Сеть небольших тщательно спланированных городов стала покрывать Север.


Сначала строились общежития для строителей и вахтовиков, а потом возводились города и поселки, что любо-дорого посмотреть. Без преувеличения.


Кстати, в результате распада СССР на 65% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты и освоение Севера верхушку страны не интересует - они тут временно.




"Южак" - Певек, Чукотка 80-е


Кроме жестоких холодов в тех местах есть еще одно испытание - ураганные ветра. Южак - обычно весенний ветер, приносящий шторм.





Певек сейчас


Очевидно одно - рыночное хозяйство многократно, во многие разы менее эффективно, чем социалистическое. Пример перед глазами - СССР. У "неэффективного" СССР хватало денег на строительство городов, содержание мощной армии, блестящую науку, прекрасное образование, передовые технологии по многим направлениям, самый передовой космос, множество школ и детских садов, достойную, хотя и не богатую по западным меркам жизнь практически для всего населения, денег хватало даже на поддержку развивающихся стран и коммунистических движений по всему миру. Ничего этого в россиянии в том виде нет и близко - на это нет денег, несмотря на то что ударными темпами вывозится будущее наших детей - сырье, а страна просто высасывается до дна.


СССР экспортировал сырье, но оне составляло большей части дохода от экспорта даже в самые худшие - горбачевские годы. В 80-е годы СССР зарабатывал от экспорта углеводородного сырья всего 12 млрд. долларов в год из примерно 80 млрд. долл общего экспорта .


Советский Союз был крупным экспортёром металлургического, энергетического, химического и другого промышленного оборудования, ракторов, автомобилей, судов, вертолётов и самолётов, телевизоров (в основном ч/б), часов, оптики, высокотехнологичных приборов, изотопов, сложного медицинского оборудование, медикаментов, вооружений. Все это практически уничтожено, осталась лишь часть военки и металлургии со времен СССР, да и то лишь старое - при "эффективных собственниках" нового не создано ничего. Львиную долю доходов составляет экспорт сырья.


То есть вывод действительно таков - "избавленная от тоталитаризма" Россия во много раз менее эффективна, чем СССР. Не говоря уже о таких понятиях как человечность, мораль и пр.





Певек сейчас


Более того, продолжение "реформ" - это смерть России и многих других осколков великой страны. Смерть быстрая и жестокая.





Кадыкчан 80-е


Шахтерский город Кадыкчан. Когда-то один из красивейших городов северо-востока страны. Месторождение уникальных каменных углей.






Город, как говорят в тех краях, "разморозили" (северянский слэнг) , то есть заморозили систему отопления и водоснабжения в северные морозы. Начальство сочло его нерентабельным - резкое падение производства в стране сделало ненужными уникальные угли. Теперь, чтобы восстановить ее надо менять абсолютно все трубы в городе, внутри каждого здания, каждой комнаты. То есть по сути это значит перестроить город. Все. Город полностью убит.





Мертвый Город Кадыкчан сейчас


Такие города были вполне рентабельны при СССР. Новый режим и сформировавшаяся социально-экономическая система показала полную неспобность управлять сложным устройством. Она не в состоянии даже поддерживать доставшееся от СССР наследие - города, инфраструктуру, заводы, науку, образование, армию. О постройке нового даже речи нет. Так кто там говорил о "неэффективности" СССР?





Синегорье. Колыма, 80-е


Самый красивый город-поселок Магаданской обл. - Синегорье. Город гидроэнергетиков - первая в мире крупная гидроэлектростанция, построенная в крайне суровых природно-климатических условиях. Среднегодовая температура воздуха минус 12°С, сплошное распространение вечной мерзлоты толщиной до 300 м, температура зимой падает ниже шестидесяти градусов, семь месяцев в году с отрицательной температурой делают строительство Колымской ГЭС уникальным явлением в практике гидростроительства.


Высота плотины 130 м. Здание ГЭС расположено глубоко под землёй и вмещает в искусственной подземной пещере пять гидроагрегатов общей мощностью 900 мвт. Вода к агрегатам подводится по пяти тоннелям длиной по 200 метров каждый. Это шедевр мирового гидростроительства и энергетики. Первый гидроагрегат был запущен в 1981 году. Уникальнейшая электростанция была построена всего за 7 лет.


Город-посёлок на 10 тысяч жителей имел весьма благоустроенные жилые дома, гостиницу, кинотеатр, спортивный комплекс с бассейном, игровым и гимнастическим залом, больницу, поликлинику, профилакторий в красивейшем месте, детский сад, школу. - Коммунисты как могли издевались над народом.


Всего на реке Колыме предполагалось создать каскад из трёх гидростанций, построив дополнительно к Колымской ГЭС ещё Усть-Среднеканскую (начата в 1991 году) и Верхне-Колымскую. Ну с ними как вы понимаете, после "крушения тоталитаризма" как-то не сложилось.





Синегорье. Сейчас


Там еще остались районы, поддерживающие Колымскую ГЭС, но теперь - вот так. Население резко сократилось. Погублены целые районы города. Люди живут так хорошо, что не нужны даже приватизированные рестораны. Единственное здание, которое было построено за 17 лет - церковь. Ну как же без нее?




Синегорье. Сейчас


А сколько таких городов и поселков - мертвых и полумертвых по России? Сколько убитых военных городков, которые вполне могли достойно жить? В теперяшней россиянии для них и для людей, в них живших, места нет.


Вообще это называется просто - преступление против своего народа и страны. Это именно то, что раньше прямо называлось - измена Родине.





Сильная качка. Сахалинские Рыбаки. 80-е


СССР имел огромный рыболовный флот. После разрушения "неэффективного СССР" количество рыболовных судов в России сократилось 2 раза, более 80% судов изношены до крайности и относятся к т.н. "критическому возрасту" , флот практически не обновлялся - судостроительная индустрия разрушена почище, чем после поражения в крупной войне. Российское судостроение, бывшее одним из крупнейших в мире, оказалось на грани исчезновения.


В конце 80-х СССР добывал около 11 млн. тонн морепродуктов, сейчас примерно в 3 раза меньше, а 80% официально добытого за бесценок продается иностранцам. Не переработанных продуктов, нет - выловленных. Но дело не только в злом умысле - почти убита перерабатывающая промышленность. Вывоз необработанных морепродуктов - характерный признак страны третьего мира.


Сейчас потребление морепродуктов в россиянии - около 10 кг/чел. при медицинской норме 19 кг, в СССР, кстати, потреблялось в 80-х около 20 кг/чел.





Сахалинские Рыбаки. 80-е


Сразу видно - весьма крутые, стойкие, умелые и отважные ребята.




Попытка залатать пробоину своими силами. Сахалин 80-е




В рубке. Сахалинские рыбаки. 80-е


Каждые три дня с советских верфей сходило грузовое или промысловое судно - более 100 в год, а сейчас и треть от этого - уже событие. Количество поставляемых кораблей существенно меньше выходящих из строя по возрасту и техническому состоянию.





Сдача улова базе. 80-е


Тогда рыбу и крабов сдавали своей базе, а не втихую - японцам. По данным бывшего председателя Госкомитета РФ по рыболовству Евгения Наздратенко в порты Хоккайдо ежедневно заходит на разгрузку более 40 наших судов. Контрабандно вывозится примерно 2 млн. тонн рыбы, сколько на самом деле - не знает никто. Наздратенко сообщает, что за счет русского браконьерства японцы имеют 1500% прибыли, обустроили свои порты и всю инфраструктуру. Общая сумма украденного у нашего народа составляет не менее 7 млрд. долл. в год. Сформировалась и процветает "рыбная мафия", добивающая ресурсы Дальнего Востока. Никакой реальной борьбы с этим не ведется, а нити уходят на самый верх - в т.н. "правительство России". По самым скромным подсчетам "рыбная мафия" вытягивает еще около 3 млрд. долл в год. Рыбную отрасль России называют самой коррумпированной из всех.


Суда и плавбазы распроданы за бесценок иностранцам, погублены бездарной и хищнической эксплуатацией остатков советского флота. Потери одного из самых больших и успешных флотов мира не поддаются точному исчислению. Множество судов было продано за бесценок, множество погублено эксплуатацией на убой, но еще больше перешло под другие флаги.


58% российских судов сейчас ходят под иностранными флагами - так выгоднее судовладельцам. С крупными судами ситуация вообще шокирующая - к моменту распада СССР под его флагом ходило около 1800 крупных морских судов. Сейчас российский триколор на флагштоке лишь 172 гражданских кораблей. Патриотизм не при чем - главная выгода, не скрывая говорят судовладельцы.


В наших тихоокеанских водах теперь хозяйничают японцы. В 1998 году "правительство" россиянии заключило соглашение, по которому японским рыбакам открыт промысел в районе Южных Курил без соблюдения законов и правил России в области рыболовства.


Если это не государственное преступление, то что это?





Старый Мастер. 80-е. Коломна. Фото: Г.Чистяков.


Такие люди строили СССР после Войны.





Они работали на оборонку. Завод Гидроакустических Приборов г "Красный Луч" (фото В.Дронова) 80-е годы


Основное назначение завода было производство гидроакустических и навигационных систем для военно-морского флота. Хай-тек.




Шасси для динамиков типа Радиотехника 35 АС. Фото: Косанюк Л.


Кроме того завод производил очень неплохие аудиоколонки 35АС "Кливер", Украина, г Красный Луч - литейный участок производит очень популярные в свое время АС,аналоги рижских. На фото видны готовые шасси для динамиков.


Сейчас этот завод убит - его закрыли из-за того, что он не смог выплатить налоги, а его имущество передано малому предприятию, торгующему кетчупом и водкой. Цеха механический, каркасно-штамповочный, сборочно-монтажный, производства цеха пластмасс, печатных плат, гальванических и лакокрасочных покрытий, включая землю и постройки были оценены примерно в 6 млн. долларов. Хайтековский завод такого уровня стоит несколько миллиардов.


Говорят, что т.н. "украинское государство" бедно как церковная мышь. Так любая самая богатая страна разорится, если продавать собственность на 3 порядка дешевле, чем она стоит.


Странно, была процветающей советской республикой, а истерия с самоопределением была устроена под предлогом того, что "Украину объедают москали". Типа как бы богато и замечательно жила "самостийна да незалежна" если б не была в СССР.


Результат всего этого "на лице". Примерно как на лице т.н. "президента" Ющенко.





Ученый-химик Р.А. Буянов (в центре) 80-е


Пара слов на тему советской науки. Тема выбрана специально непритязательная - химия.


Типичный достойный советский ученый Роман Буянов создал фундаментальную теория магнитного действия катализаторов в низкотемпературной конверсии орто-водорода в пара-водород. Сурово звучит, правда?! А результатом этого было создание целого промышленного производства жидкого пара-водорода - это было топливо, на котором полетел наш космический корабль "Буран".


Он с сотрудниками еще расшифровал "механизм карбидного цикла" в результате чего были созданы принципиально новые типы катализаторов и то, что сейчас называют "наноматериалами" - углеродные нанонити.


На этих катализаторах вся промышленность СССР по производству синтетического каучука работала более 10 лет. Эти технологии у нас покупали передовые страны типа Франции. Скромно так. Да, кстати, ученым была разработана научная классификация всех возможных причин дезактивации катализаторов.


Советская наука опережала конкурентов в этой области на 5-10 лет. А в других, бывало и намного больше.


В 1979 г. Буянов назначен руководителем Координационного центра стран СЭВ по проблеме "Разработка новых катализаторов". По его инициативе был подготовлен технический проект строительства специализированной катализаторной фабрики в Томске, где вскоре должно было развернуться производство принципиально новых катализаторов, разработанных в соц. странах. Мы, по идее, должны были резко вырваться вперед, прибыль завод обещал колоссальную. Стоит ли говорить, что запланированная постройка не началась? СССР стоял перед невиданным технологическим взлетом и далеко не только в области катализа. Это была одна из важнейших причин, почему его надо было убить так срочно.





Учебная лаборатория Института Химических Технологий. Компьютеры ДВК. 80-е


Советские компьютеры применяются для решения проблем химической технологии. Компьютеры ДВК (Диалоговый вычислительный комплекс) разработки и производства Зеленограда - советской "Силиконовой Долины." Задачу свою они решали вполне успешно, более того, они объединялись в своеобразные локальные сети через специальные шины с управляющими ЭВМ СМ-1425. Мне довелось на них поработать. Никакого принципиального отставания в электронике и ЭВМ от Запада тогда не было. Оное появилось в результате "реформ".


Знаете, что произошло с заводом "Квант", который его выпускал? После серии рейдерских захватов при т.н. "президенте" Путине контрольный пакет завода был продан за... 7 млн. долл.





Стройотряд 80-е. Коровник.


Первые стойотряды появились в СССР в 60-х годах и, по идее, были весьма полезным начинанием. Суть была в том, что в летние каникулы студенты образовывали специальные отряды и отправлялись на 1.5-2 месяца работать туда, где нужны рабочие руки. В СССР не то что не было безработицы - постоянно не хватало рабочих рук. Студенты обычно работали на городских стройках в сельских районах на строительстве жилья и инфрастуктуры. Были и такие стройотряды, которые работали над восстановлением памятников культуры (напр. на Кижах), были отряды студентов-проводников в поездах и т.д.


Стройотрядовские воспоминания - одни из лучших у многих студентов за студенческие годы. Дружба, студенческие романы, полученные строительные профессии, костры и гитары, стройотрядовские традиции, спартакиады - в общем, было очень здорово. Нередки были приключения, мне например, довелось поучаствовать в тушении степного пожара. В стройотряде небогатые студенты могли неплохо подработать. Пить в стройотрядах, конечно, пили, но знали меру - с перепоя эффективно не поработаешь. Оплата была обычно сдельно-премиальной ("аккордной"), то есть если успеешь сдать объект к определенному сроку - получишь от 15 до 25 от сдельной суммы сверху.


Поэтому терпеть алкаша и балбеса в отряде особо не желали. Стройотряды были полностью самоуправляемыми единицами и формировали себя сами - то есть собрание отряда могло принять кого угодно и кого угодно выставить.


Первые отряды были построены по принципу "коммуны", то есть заработанное делилось поровну. Но в реальности это выразилось в резком падении производительности труда и незаинтересованности хороших работников - зачем пахать до упаду, если твои деньги пойдут какому-то безрукому лентяю? По этой причине с 70-х годов была введена проверенная временем "колхозная" система, но зачисляли не дополнительные трудодни, а устанавливали КТУ - коэффициэнт трудового участия, то есть коэффициент, на который умножалась базовая зарплата. КТУ устанавливался всеобщим открытым голосованием на собрании отряда. Надо сказать, КТУ устанавливали весьма справедливо.


Все это было прекрасным опытом для молодых людей. Стройотряды работали под контролем комсомола, кураторы стройотрядов имели выход на все местные партийные организации, они определяли места дислокации отрядов (там где нужна работа), следили за техникой безопасности и обучением бойцов ССО (студенческих строительных отрядов), в случае необходимости обычно сразу выходили по партийным каналам на местные власти для решения проблем. В серьезных случаях руководство ВССО (Всесоюзных Студенческих Строительных Отрядов) могло обратиться за помощью напрямую в ЦК КПСС, потому что все движение курировалось ЦК ВЛКСМ.


Стройотряды были прекрасным шансом увидеть нашу огромную страну. Ну когда бы, например, собрался человек поехать в казахское село или на Белое море? Да и очень полезно было начинающем интеллигентам прочувствовать что такое напряженный физический труд.





"Скорее - аккорд горит!" Стройотряд 80-е. Коровник.


Но у ССО есть и своя другая сторона: стройотряды ("строяки") 80-х во многих местах выродились в самую обыкновенную шабашку со всеми ее омерзительными сторонами. Процессы разложения верхушки страны, ставшие совершенно очевидными к середине 80-х очень сильно отразились на стройотрядовском движении. Хотя... где они не отразились?


"Шабашки" - сезонные работы с целью больших заработков, явление, сформировавшиеся в СССР в 60-70 годы. Из-за процессов интенсивной урбанизации доля сельского населения резко уменьшилась, одновременно быстро росла доля населения с высшим образованием, то есть количество рабочих рук в сельском хозяйстве для тяжелого физического труда заметно уменьшилось. Уничтожение Хрущевым чрезвычайно развитой в СССР системы кооперативов и артелей привело к сильному дисбалансу в экономике. Появилось большое количество заказов от колхозов, которые не мог выполнить межколхозстрой - специально созданная централизованная организация. Мелкие работы было выполнить трудно - нет размаха для централизованной организации.


Одновременно была уничтожена прогрессивная система оплаты труда, покушение на которую в сталинское время приравнивалось к антигосударственной деятельности. Прогрессивная система - это когда при выполнении плана свыше 100 % шел коэффициент оплаты на долю превышения 1.5, свыше 150% -2, свыше 200% - мультипликационный коэффициент 3. Вот такой был "рабский труд". Вы думали, что массовое движение стахановцев базировалось на голом энтузиазме под руководством Коммунистический партии? Ага... Энтузиазм тоже был, естественно, но были и очень хорошие деньги. А тут у людей все это отняли и народ стал отвечать все нарастающим пофигизмом.


У колхозов и совхозов оставалась доля финансовой и организационной самостоятельности, оставшаяся со сталинских времен. У них было право заключать сезонные соглашения с т.н. "временными трудовыми коллективами". Из этой возможности и начала разрегулирования экономики СССР в послесталинский период и родились "шабашки".


Необычность ситуации заключалась в том, что бригады шабашников обычно были укомплектованы непрофессиональными строителями, работавшими во время своего летнего отпуска. Нередко в бригадах шабашников работали научные сотрудники с учёными степенями. Работали с грубым нарушением техники безопасности, по 12-16 часов в сутки. За сезон (ок.2 -2.5 мес) при "правильном бугре" (руководителе бригады) хороший шабашник зарабатывал 3-4 тысячи рублей, бывало и до 7-8 тыс, что было существенно больше его годового заработка на его основной работе.


Какой это имело негативный психологический эффект для имиджа страны в глазах ее граждан, я думаю объяснять не нужно.


Подобная вещь происходила со стройотрядами. Например, я был бетонщиком, благо бог здоровьем не обидел. За стройотрядовский сезон в середине 80-х (примерно 1.5 месяца) я привозил около тысячи рублей - и это уже с учетом питания и дороги. КТУ (коэффициэнт трудового участия) был весьма неплохой, но черт возьми, где это в СССР профессионал-бетонщик зарабатывал 1000 в месяц пусть даже за 12 часовой рабочий день как у нас? А профессиональный бетонщик был явно не чета студенту-самоучке, пусть крепкому и сообразительному. Другое дело этот бетонщик был не заинтересован работать так, как работали в 30-е - 50-е, только и всего.


Что происходило в реальности - председатель колхоза знал, что за з/п в 300 руб никто к нему не поедет, поэтому большие суммы получались за счет приписок в колхозах и совхозах. Ну кто проверит - покрасил ты в колхозе "Запупинском" стенку двумя слоями или пятью?


Нередко командир делился деньгами с председателем, закрывавшим липовые наряды. Вообще за подобные вещи при Сталине запросто "незаслуженно репрессировали" и отправляли работать на холодном свежем воздухе.


В крупных городах этого обычно не допускали и зарабатывали там как и должно было быть - рублей по 200 за сезон.


В отдаленных же местах вроде Сибири и особенно в Средней Азии это процветало. В Средней Азии к 80-м годам во многих мест сформировались мафиозные пирамиды, где украденные деньги передавались вверх вплоть до уровня ЦК республики. А что наше всесильное КГБ и МВД? А им не давали особо работать и громить - причем из центра.


А результат этого был вот таким - выросла целая когорта прожженных циников из стройотрядовских деятелей и их партийно-комсомольских покровителей. Более того - образовывались своеобразные мафиозные кланы, состоящие из проверенных подельщиков. Из стройотрядовских деятелей получились комсюковские перестройщики - "пехота Горбачева". Уж они "перестройку" встретили захлебываясь от визга - это было их время.


Именно они, вместе с институтскими секретарями развернули аферу с НТТМ (научно-техническими центрами творчества молодежи). Центры НТТМ с 1987 г. начали активнейшую работу по перекачке безналичных денег в наличные, сыграв важную роль в разрушении советской финансовой системы. Показательно, что НТТМ не платили вообще никаких налогов (!), но 30% перечисляли в местные и центральные фонды НТТМ. Были, конечно, подвижники, которые не участвовали в этом похабстве, а честно продвигали инновационные модели, но увы, погоду делали не они.


Вырождение руководства ВЛКСМ и КПСС было практически полным. С такой верхушкой страна была обречена, несмотря на мощнейшую экономику и умелый народ.


Обналичка происходила за 50% от стоимости липового заказа на "научную разработку", данную такому центру. Механизм воровства и раздела украденного с вышестоящими был уже отработан на стройотрядах. "Комсомольский капитализм", как его тогда называли, получил зеленую улицу в разграблении страны, огромные суммы "отстегивались" их "крышам" в ЦК и других ключевых организациях. НТТМ и созданные при них предприятия получали исключительное право на импорт оргтехники и экспорт некоторой продукции за валюту, на которую приобреталась оргтехника, которая потом реализовывалась за рубли. Прибыль на одном цикле достигала 2000% - я нисколько не шучу. Говорите наркотики прибыльны? Нет самое прибыльное - разграбление своей страны.


Люди, в этом не участвовавшие - выбрасывались из системы. Так формировались первые комсомольские олигархи под пристальным контролем ЦК КПСС и руководства советских спецслужб. Вокруг таких центров кристаллизации кучковались ушлые подельщики, налаживались контакты с организованной преступностью - формировался россиянский бизнес. Интересно, очень известный в свое время банк Менатеп был зарегистрирован как... подсобное хозяйство одного такого НТТМ, а НТТМ могли без процентов получать кредиты и тут же отдавали эти деньги в рост.


Имена этих деятелей у всех на слуху, а рожи - в телевизоре. Не хочется ставить здесь фотографии. Их кураторы обычно не занимали места зиц-председателей, а брали под контроль ключевые точки госаппарата. Получался тот ублюдский строй, который есть сейчас.


Можно было ли это пресечь? Запросто, причем строго в рамках закона, но это не делалось принципиально - цель переродившейся верхушки была другая.


Происходящие явления не были свойствами русского социализма, они были всего лишь признаками его болезни, которая целенаправленно не лечилась. После уничтожения СССР все эти болячки вкупе с появившимися новыми превратили страну в ходячий гниющий труп.


Видели ли это люди, например, рядовые комсомольцы? Видели и смотрели на это с омерзением.


Без сомнения, настоящие комсомольцы - 20-40 гг без колебания шлепнули бы всех этих комсюков как классическую "контру". Это именно "контра" - предатели, уничтожавшие строй и страну, которым они клялись служить до последнего вздоха.




Зав.кафедрой и секретарь ЦК ВЛКСМ . 1989


Так фотография названа автором, этот комсюк был секретатарем комитета комсомола своего института. На таких должностях уже с 70-х были только члены Партии. Говорят, потом перед самым разделом комсюк, его имя не стоит того, чтобы его называли, стал ненадолго членом ЦК ВЛКСМ. Посмотрите на его умильное личико и лицо старого ветерана. Сейчас этот молодой пламенный комсомольский лидер - один из известных телеведущих, само собой, антисоветчик. Это неудивительно - предатели больше всего ненавидят тех, кого они предали.


В те времена по комсомольско-партийной линии шли или прожженные циники-карьеристы, или малахольные идеалисты, которые не могли противостоять циникам. Нормальным людям соваться в этот гадюшник было омерзительно. В полную силу работал механизм отрицательного отбора - когда наверху оказывались худшие. К слову, сейчас ситуация многократно хуже, чем тогда.


Немного понимаете, что происходило в 37-39 гг. и почему надо было почистить верхушку? А ведь приди в конце 80-х деятель типа Сталина сколько "невинных" бы пострадало...


Продолжение 80-х следует.


Павел Краснов

Есть в человеческой натуре очень хорошее качество. С течением времени все плохое и негативное забывается, стирается как ненужная, нелюбимая кассета. В памяти остаются лишь яркие, прекрасные моменты прошлого. И особенно если это прошлое – детство и молодость. Именно такими замечательными воспоминаниями моей юности остались школьные дискотеки середины 80-х годов прошлого столетия.

Да, да, вы не ослышались. В то время уже были именно «дискотеки», а не «танцы для молодежи в клубе». Мы, советское младшее пионерское поколение, очень тянулось к продвинутому и запретному, а потому неведомому и, как нам казалось, ультрасовременному западному течению жизни. Оно гремело на весь мир зажигательными ритмами диско, популярность которого и стало прообразом школьных душевных вечеринок. Из-за «бугра» в «совок» просачивались многочисленные записи и виниловые пластинки популярных тогда исполнителей.

Помнится на первую нашу дискотеку в седьмом классе, посвященную Празднику Весны, мой друг притащил в школу редкие пластинки иностранной эстрады, которые он взял у своего дядьки, моряка дальнего плавания, бывавшего в то время за границей. И самая лучшая, по его мнению, пластинка Джо Дассена сразу легла на старенький школьный проигрыватель с одной тряпичной колонкой. В произношении фамилии исполнителя гордый владелец пластинки делал ударение на первый слог, в чем был сразу поправлен «знающим толк в музыке» одноклассником. Прекрасные душевные ритмы Джо Дассена, как нельзя, кстати, нравились нашим повзрослевшим девчонкам-одноклассницам. И мы – по-ребячески наивные подростки, превозмогая стыд и краснея, приглашали их на медленный танец. С включенным светом и учителем на привычном месте (за своим столом в углу у окна), проверяющим тетради, на «пионерском» расстоянии между танцующими в паре эти танцы будили немыслимое воображение и будоражили мысли… Тогда это было верхом счастья и умиления.

Большие школьные дискотеки в актовом зале устраивались под Новый год и в конце учебного года. Их большая популярность собирала почти сто процентное присутствие учащихся старших классов. Девчонки приходили в своих лучших одеждах и наносили свой первый скромный макияж. Многие стеснялись танцевать, но глазели и завидовали танцующим во всю. Лучшим танцем вечера оставался «белый» медленный танец, когда девушки приглашали парней. Диджеев не было. Их место занимали «продвинутые», раскрепощенные и разочарованные в учебе троечники, «знающие толк в музыке». На общешкольные дискотеки они приносили более мощную японскую аппаратуру с усилителями и огромными колонками. Зачастую применялись и старые «бобинные» магнитофоны. В зале царил полумрак и присутствовали самодельные приспособления светомузыки из трех-четырех светофорных светофильтров, моргающих в ритм музыке. И продвинутой считалась любая дискотека с зеркальным шаром, освещаемым ярким потоком света и рождавшим сотни «светозайчиков». Записи тоже доставались нелегко. Виниловые пластинки популярных исполнителей в розничной торговле расходились на «ура» и являлись востребованным дорогим товаром черного рынка.

Затертые пластинки меняли друг друга. Слышались динамичные мелодии Бони эМ и Аббы, Андриано Челентано и Пуппо, «Звезды дискотек» и Спэйс, Би Джис и Пин Флоид, ставшие популярными еще в конце 70-х, в начале 80-х. Часто звучали бессмертные хиты Битлов.

Немного позже в дискотечные динамики ворвались легендарные хиты Modern Talking и всеми любимой певицы CC Catch, Bad Boys Blue и Silent Circle, Pet Shop Boys и Sandra, Flirse и Savage. Изюминками школьных дискотек были группы Heavy Metal – Metallica, Queen, Scorpions, Accept, ACNDC. Чьи хиты с разрешения директора позволялось крутить лишь один-два раза за вечер. Иногда проскальзывали еще мало знакомые зажигательные ритмы Rock-n-Rolla. Его танцевали единицы танцующих.

После выхода на экраны полюбившегося многим фильма «Курьер», точно описывающего молодежные нравы той поры, с его обличающей музыкой и танцами в конце, очень популярными стали ритмы и движения Brake Dance. Без них не проходило ни одной школьной дискотеки середины 80-х.

Наряду с зарубежными исполнителями стали популярными и новые отечественные группы – Форум, Мираж, еще позже – Ласковый Май и ремиксы Сережи Минаева. Востребованные сейчас песни Ю. Антонова, А. Пугачевой, С. Ротару на современных ретро-дискотеках почти не ставились. Их любили и слушали люди более старшего поколения – ровесники звезд, чья молодость приходилась на первые признания легендарных советских певцов и певиц.

Мы бредили популярной музыкой. Слушали ее дома, переписывали друг у друга кассеты с полюбившимися хитами, обменивались записями, гонялись за новинками. Записывающей аппаратуры было не много. А верхом мечтаний того времени для юноши-меломана был настоящий двукассетный японский магнитофон. Тогда востребованными были услуги студий звукозаписи, продающих кассеты или записывающих новые альбомы известных исполнителей на твою кассету.

Класс расслаивался на группировки любителей того или иного стиля музыки. Помнится, что названия любимых групп и имена исполнителей, красовались на видных местах школьных тетрадей, дневников. А мою школьную линейку с надписью Demis Rusos – греческого исполнителя диско, сломал из мщения и пренебрежения к этому стилю одноклассник – ярый поклонник Hard Rock.

Перед школьными дискотеками отдельные личности стриглись под «панков» и приходили в кожаной одежде с металлическими вставками и бляхами. Во время дискотек иногда происходили разборки и нешуточные драки, после которых проводить дискотеки в отличившейся школе запрещалось.

И все же в памяти надолго осталась (может даже навсегда) та несказанная душевная атмосфера школьных дискотек, способствовавшая раскрепощению подростков, стремительному превращению их во взрослых людей, обострению симпатий и даже рождению первого Большого чувства.