История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты. Презентация на тему "римская империя при константине"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Римская империя при Константине

1. Вторжение варваров. Со времен Траяна римляне не вели завоевательных войн. Но в пределы империи непрерывно вторгались варвары. Так называли народы, чей язык греки и римляне не понимали, которые казались им дикими и необразованными.

Император Константин В нач. 4 века в борьбе за власть победил один из полководцев – Константин.

Прочитайте п.2 §59 и ответьте на вопросы: Как одевался Константин? Какова была власть Константина? Как при Нём изменилась армия? Кто мог служить в армии при Константине?

По его приказу в Риме воздвигли Триумфальную арку. Впервые установили такую арку не в память о разгроме внешнего врага, а в честь победы одних римлян над другими.

3. Прикрепление колонов к земле. Вспомните – кто такие колоны? Кроме части урожая владельцу земли, они теперь должны были платить и налог в императорскую казну. Колоны стали уходить со своих участков. В ответ на это Константин издаёт указ, запретивший колонам покидать свои земли, тем самым прикрепил их к земле.

4. Перемены в положении христиан. Константин понял, что христиане не призывают к свержению императора и разрушению римского государства. Ведь ещё апостол Павел учил: «Нет власти не от бога, противящийся власти противится Божию установлению». В313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться. Апостола Петра - распяли на кресте вниз головой

Энрике Симоне, Усекновение главы св. Павла (1887)

Запись: Епископ – руководитель христиан целой области. Вскоре епископы собрались вместе и договорились о создании единой для всей империи церкви –организации христиан.

Руководители церкви определили, какие книги, написанные об Иисусе и его учении, считать священными. Эти книги были собраны вместе и составили вторую часть Библии – Новый Завет.

Среди христиан приобрёл большое влияние епископ города Рима. Он стал называть себя папой (по - гречески « папас » – 2»отец»). По легенде, первым епископом Рима был ученик Иисуса апостол Пётр, поэтому папы римские считают себя его преемниками.

Крещение императора Константина. niistali.narod.ru

Святой равноапостольный император Константин.В правление римского императора Константина гонения на христиан прекратились. А в 325году христианство стало официальной религией Римской империи.

Перенесение столицы в 330 году в Константинополь.


Слайд 2

1.Вторжение варваров.

2. Император Константин.

3. Прикрепление колонов к земле.

4. Перемены в положении христиан.

5. Перенесение столицы.

План урока.

Слайд 3

Задание на урок.

Как вы думаете, чем можно объяснить перемены, которые произошли в Риме в годы правления императора Константина?

Слайд 4

Вторжение варваров.

Римляне вынуждены были содержать на границе огромную армию, так как в пределы их государства постоянно вторгались варвары.

Слайд 5

Варвары – народ, чей язык не понимали римляне, были грубыми и необразованными.

Слайд 6

Император Константин.

В начале 4 в. в ожесточённой борьбе полководцев победил Константин.

  • Флавий Валерий
  • Аврелий Константин
  • Слайд 7

    Император Константин

    • Родители Константина
    • Константин Великий
  • Слайд 8

    По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими.

    Арка Константина в Риме, построенная в честь его побед

    Слайд 9

    Константин носил пышные наряды, шитые золотом одежду, украшенную драгоценностями корону. Он был неограниченным правителем, его воля – закон для всех.

    Слайд 10

    Прикрепление колонов к земле

    Кто такие колоны?

    Каково было их положение при Траяне?

    Как вы думаете, изменилось ли их положение? В какую сторону?

    Слайд 11

    В начале своего правления Константин был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона, ему было видение бога солнца. По словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста.

    Первые символы христиан

    Слайд 12

    Запишем определение.

    Епископ – руководитель христиан целой области

    Слайд 13

    Перемены в положении христианства.

    Апостол Павел

    Нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению».

    Мы молимся об императорах, их слугах и всех властях…

    Слайд 14

    Изменение в положении христиан

    В 313 г. Константин издаёт указ, разрешающий христианам строить храмы

    Слайд 15

    Запишем определения:

    Новый Завет – вторая часть Библии.

    Папа римский – епископ города Рима

    Слайд 16

    Перенесение столицы

    Константин не любил Рим, бывал в нём редко. Он замыслили перенести столицу из Рима на восток. Местом для столицы он выбрал греческий город Византий.

    Константин Великий приносит город в дар Богородице

    История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. Крист Карл

    Империя при Константине Великом

    Империя при Константине Великом

    Император, который достиг единоличной власти над Империей после долгой и тяжелой борьбы, взял на себя власть в полном объеме и осуществлял монократию таким решительным способом, как немногие правители до и после него. Его претензия на абсолютную власть нашла свое выражение в новом самопонимании и в новом образе императора. Основанная Диоклетианом стилизация тетрархии и возвышения императорской власти была еще больше усилена, дистанция к августовскому принципату еще больше увеличилась. К тому же Константин перенял элементы символики власти, которые вели свое происхождение как от восточного и греческого, так и от христианского мира представлений. При этом противоречия Константина не заботили. Гармоничный синтез этих разных традиционных составных частей удасться не мог. В целом они больше были связаны с византийской императорской властью, чем с формами принципата и эрой солдатских императоров.

    Все это развитие было форсировано несомненным стремлением Константина подчеркнуть свое положение внешним великолепием. Император больше не носил римскую тогу, а был одет в богато украшенную тунику. Он также не носил больше простой панцирь солдатских императоров, а надевал роскошные доспехи; когда отправлялся в поход, на нем был золотой панцирь и великолепный шлем. Начиная со своих виценналий, двадцатилетнего юбилея правления в 326 г.н.э., он к тому же начал носить диадему, которая в качестве знака власти эллинистических монархов для Рима всегда была символом абсолютной императорской власти.

    Этому внешнему возвеличиванию соответствовали колоссальные статуи, надписи и изображения на монетах и медальонах. Здесь тоже характерно сочетание разнообразнейших элементов. Обращает на себя внимание приближение портретов к отцу, Августу и Александру Великому и обрамление головы нимбом. Включение правителя в символику вечности изобилует не меньше, чем претензии на мировые размеры. Правитель всего земного шара прославлялся одновременно и как победитель всех народов. Кроме пропаганды успехов над франками, аламаннами, сарматами и готами, подчеркивались универсальные абстрактные качества победителя. Характерно, что элемент титула императора непобедимый был заменен на более активный - победитель. В титулах отражается определенный отказ по религиозным соображениям: Константин никогда не употреблял атрибут божественный.

    Большие трудности возникли перед Константином в культе императора. С одной стороны, он не хотел отказываться от этой традиционной формы выражения лояльности староверческих жителей Империи, с другой - это было несовместимо с христианскими взглядами. Надпись из Гиспелла в Умбрии, датируемая между 333 и 335 гг. н.э., показывает, к каким компромиссам был готов Константин. В ней он разрешает сооружение храма в честь рода Флавиев, то есть в честь собственного дома, но оговаривает, что это здание не должно быть запятнано «нечестивыми преступлениями какого-нибудь преступного суеверия» (ILS 705). Он разрешает также регулярное проведение театральных и гладиаторских игр.

    Бок о бок с такой стилизацией развивался христианский образ императора, который создан прежде всего у Евсевия в его торжественной речи в честь тридцатилетия правления Константина в 335 г.н.э. Возвышение императорской власти с самого начала было связано с возвышением всего императорского дома, новой династии Флавиев. Значение династических сил Константин осознал еще в юности; почти все его внутриполитические соглашения отмечены династическими связями. Он очень рано возвысил своих сыновей Криспа, от Минервины, Константина II, Констанция и Константа, сыновей Фаусты. Крисп и Константин II уже в 317 г.н.э. стали Цезарями, Констанций получил этот ранг в 324 г.н.э., Констант в 333 г.н.э.

    Не были обойдены и сводные братья Константина, законные сыновья Констанция Хлора и Теодоры: Далмаций стал консулом и цензором, Юлий Констанций тоже получил консульство. Планомерно чествовались и их потомки, как боковая линия константиновского дома, и укреплялись их связи с основной линией. Сын Долмация Ганнибалиан должен был жениться на дочери Константина Констанции, а второй сын Константина от брака с Фаустой - на дочери его сводного брата Юлия Констанция. Конечно, целью переплетения обеих линий было обеспечение целостности правящего дома, так как и Далмаций Младший уже в 335 г.н.э. был возведен в Цезари, его брат и племянник Константина Ганнибалиан почти одновременно стал царем Армении.

    Возвышение членов семьи распространялось и на женщин, из которых особенно большое влияние имела Елена, мать Константина. С 324 г.н.э. она занимала официальное положение Августы и кроме того имела право пользоваться сокровищем короны, ни перед кем не отчитываясь. Совершенно понятно, что Елена сначала оттесняла сводных братьев Константина, неясна и роль, которую она сыграла в событиях с императрицей Фаустой в 326 г.н.э. За нарушение супружеской верности тогда были казнены Крисп и Фауста; Елена же отправилась в сенсационное паломничество в Святую землю. Известно только, что Августа Елена проявила тогда несравненную щедрость, которая выразилась в многочисленных пожертвованиях нуждающимся, и что она распорядилась построить в Вифлееме церковь, с ее путешествием связывают легенду об обнаружении креста, которая с течением времени все больше приукрашивалась. Елена умерла в 327 г.н.э. в Риме вскоре после своего возвращения.

    Решительное использование власти Константином обусловило его многостороннее вмешательство в законодательство и правосудие, самодержавный стиль которого критиковался еще в античности; так, позже Юлиан Отступник назвал его «обновителем и путаником старых законов и завещанных предками обычаев» (Аммиан Марцеллин, XXI, 10, 8). Решением 318 г.н.э. Константин придал императорским эдиктам правовое качество, которое ставило их выше норм существующего права. Впрочем, стиль, содержание и основная направленность законодательства Константина не были едиными. Крайняя жестокость и необузданные взрывы соседствовали с гуманитарными тенденциями, уважение к традиционным правовым нормам и понятиям - с подлинными нововведениями.

    Радикальные наказания за многие преступления должны были служить устрашением. Похитители детей и скота, отцеубийцы и воры зашивались в мешок со змеями и выбрасывались в море или пропасть. По закону 326 г.н.э. нарушение супружеской верности каралось в основном смертной казнью. Как и раньше, были запрещены браки между свободными и рабами, любовная связь женщины со своим рабом тоже влекла за собой смертную казнь. С другой стороны, в указе 315/316 г.н.э. сказано: «Если кто к играм или рудникам приговорен, не должен получать клеймо на лице; по подобию небесной красоты созданный лик не должен быть испорчен» (Кодекс Теодозиана, 9,40, 2). К тому же ряду принадлежит закон, о котором А.Пиганиоль сказал, что он достоин вечной славы и является одним из прекраснейших законов Константина вообще. Этот закон предписывал, что каждый заключенный имеет право раз в день видеть солнечный свет. В институте рабства Константин ничего не изменил, он ввел только умеренное обращение с рабами и ограничение их наказаний. Так, например, рабы, живущие семьей, не разлучались при продаже. В социальной сфере особенно положительно сказались улучшение и контроль за опекунством, а также меры в пользу подброшенных детей.

    Неоднократно делались попытки оценить законодательство Константина как доказательство христианского влияния на организацию государства. С этой точки зрения, разумеется, можно объяснить христианскими взглядами некоторые меры, как, например, запрещение распятия на кресте, неприкосновенность человеческого лица, попытки воспрепятствовать гладиаторским боям на жизнь и смерть и некоторые другие. Однако это не означает «внедрения христианизации общественной жизни» (Ю.Фогт). Скорее более правильным является противоположное утверждение, что Константин не пытался втиснуть в правовые рамки христианский образ жизни и что римское право не было заменено христианскими нормами, а оставалось характерным сосуществованием старых и новых понятий.

    В сфере двора и администрации сохранение реформ Диоклетиана стояло рядом укоренными изменениями. С 320 г.н.э. в руководящей группе придворных появился глава служебного персонала, самый могущественный и влиятельный человек при Константине. Он был начальником разных школ, военизированных отделов администрации, к тому же командиром дворцовой школы, нового образования дворцовой гвардии, которая была создана вместо преторианцев, а также курьеров, являвшихся еще и агентами тайной полиции. Кроме главы служебного персонала, к организации центральных органов принадлежал квестор дворца, в компетенцию которого входило оформление императорских законов и постановлений.

    Структура центральной финансовой администрации, наоборот, не изменилась, появились только новые названия должностей. Так, теперь начальник императорского фонда руководил казначейством, куда стекались все налоги, одновременно он отвечал за императорские пожертвования. Другому чиновнику подчинялась собственность короны и частная собственность императора. Представители этой группы были доверенными лицами императора, они выполняли функции комиссаров или специальных уполномоченных, которым от случая к случаю доверялось урегулирование неотложных правительственных дел. Вместе с другими руководящими чиновниками они образовывали совещательную коллегию, которая готовила и обсуждала основные решения в политике, администрации, законодательстве и ведении войны.

    Какой бы целесообразной ни казалась новая структура придворной и центральной администрации, о качестве самой администрации она говорит мало. Повод для размышлений дает то, что Константин в 325 г.н.э. издал следующий закон: «Любой человек, какого бы сословия и ранга он ни был, который сможет доказать, что мои судьи, высшие чиновники, друзья или придворные совершили что-то неправедное и несправедливое, пусть безбоязненно приходит и обращается ко мне; я лично сам все выслушаю и расследую, и если выяснится, что это правда, я сам отомщу тому, кто до сих пор меня обманывал. Того же, который представит доказательство, я вознагражу званиями и имуществом. И этого, да хранит меня всемогущий Бог, я буду придерживаться для счастья и процветания государства» (Кодекс Теодезиана, 9, 1, 4).

    На уровне диосезов и провинций в основном сохранились распоряжения Диоклетиана. Важнейшие изменения коснулись преторианских префектов, причем детали реорганизации неоднозначны. Вероятно, назначение Криспа главнокомандующим на рейнской границе привело к тому, что ему был придан преторианский префект. Личное предоставление преторианских префектов Цезарям и будущим Августам продолжалось еще долгое время; при Константине Империя во всяком случае не была преобразована в систему преторианских префектур, хотя в Африке с 332/333 г.н.э. была собственная префектура. Для решения Константина характернее является тот факт, что между 335 и 337 гг. н.э. самому Константину, Константину II, Констанцию, Константу, Далмацию было предоставлено по преторианскому префекту, а один префект отвечал за Африку. Только когда эта система потерпела неудачу, к концу 4 в.н.э. образовались региональные, префектуры как важнейшие административные высшие органы.

    В структуре войска Константин также сохранил нововведения Диоклетиана, только извлек из них соответствующие выводы. В организаторском плане было проведено окончательное разделение между стационарными пограничными войсками и мобильной походной армией. В первый раз существование такой армии доказывается указом 325 г.н.э., где ее военнослужащим предоставляются большие привилегии, как и представителям других войсковых соединений. Между тем сейчас высказано предположение, что она была создана раньше, в 312 г.н.э., перед борьбой с Максенцием. К походной армии, как правило, принадлежали также новые гвардейские полки - палатины.

    Если не принимать во внимание другие детали, то решающие новшества эпохи Константина касались преобразования верховного главнокомандования войсками и интенсивного привлечения германцев и других представителей соседних племен Империи в римскую армию. После того, как гвардейские префекты стали руководящими работниками администрации и юстиции, Константин создал должности войсковых командиров, разделенных сначала по родам войск - начальник конницы и начальник пехоты. Из этих должностей в процессе долгого развития выросли важнейшие командные посты поздней античности. Их обладатели командовали войсковыми группами позднеримской армии. Нередко ими были даже германцы, например, Ардогаст, Стилихон и Аэций.

    Прогресс в руководстве войском отражает возрастающее число вспомогательных иностранных групп, особенно германского контингента, в римской армии. Константин с самого начала был настроен на такие формирования: царь аламаннов Эрок участвовал в его провозглашении наследником отца еще в 306 г.н.э. в Британии; шесть лет спустя британские и германские соединения сражались вместе с Константином у Мильвийского моста; еще в 332 г.н.э. рейнские земли стали крупной базой набора рекрутов. Тем не менее неясно, преследовал ли Константин определенную концепцию, обращаясь к этому военному потенциалу, более вероятно, что возрастающая связь больших групп населения с местами проживания принуждала к увеличению римского войска. Речь при этом прежде всего шла только о распространении традиционных римских правил. Не был предусмотрен размах, который в конце концов получило это развитие, последствия которого в поздней античности больше нельзя было контролировать. Но в константиновское время до этого было еще очень далеко.

    Военная реформа Константина начала себя оправдывать; во всяком случае армия после 325 г.н.э. справлялась с поставленными перед ней задачами в рамках константиновской пограничной и внешней политики. Руководство операциями при этом чаще всего поручалось сыновьям Константина, но в особенно опасных ситуациях император лично находился вблизи горячих точек, чтобы в случае необходимости вмешаться самому. Экспансионистские черты здесь незаметны. Оборона, ограниченные контрнаступления, планомерное строительство укреплений и дипломатические средства, как, например, заключение договоров с соседними племенами, в первую очередь стабилизировали положение внутри Империи.

    В 328 г.н.э. Константин II командовал обороной от аламаннов, а в 332 г.н.э. от готов на Нижнем Дунае. Там после нападения готов на сарматов создалось крайне затруднительное положение, которое тем не менее было преодолено успешными римскими контрнаступлениями. Константин добился заключения договора с готами, которые впредь не только признавали дунайскую границу, но поставляли через нее вспомогательные группы, и, таким образом, готская опасность была устранена почти на полвека. Когда в 334 г.н.э. у сарматов произошло столкновение, которое перекинулось на римские территории, Констанций и Константин тактически очень умело овладели ситуацией и предотвратили эскалацию конфликта.

    Совсем иначе развивались события на восточной границе Империи. После того как там сасанидский царь Шапур II сначала держал себя очень сдержанно, в начале тридцатых годов он неожиданно проявил инициативы, которые сделали неизбежными столкновения с римским войском. Когда царь Армении Тиран в 334 г.н.э. был депортирован и ослеплен сасанидами, его сторонники и армянские союзники римлян обратились к Константину за помощью. Тот поручил Констанцию руководство боями на армянской границе, приказал оккупировать страну и начал поход против сасанидов. В этой связи племянника Константина Ганнибалиана назначили царем Армении. Грозящие здесь опасности были вполне осознаны, как показывает письмо Константина Шапуру II, император выступал как покровитель христиан, между тем проблема при жизни Константина решена не была.

    В области валюты Константин также исходил из попыток стабилизации своего предшественника; в отличие от Диоклетиана его денежная реформа была успешной. Это относится прежде всего к золотым деньгам, где был введен новый номинал солид. Если золотые монеты диоклетиановского времени по весу еще равнялись 1/60 римского фунта, то при Константине (в 3 в.н.э.) они весили 1/72, то есть 4,48 г. Изготовляемая по всей Империи с 324 г.н.э. золотая единица просуществовала еще столетия, и в византийской Империи была основой золотой валюты. Тогда как солид встречался часто, серебряная единица силиква, которая равнялась 1/24 солида, очевидно, чеканилась в меньшем количестве. Медные единицы, которые назывались фоллами, имели серебряное покрытие, составляющее 2% от веса. При массовом изготовлении быстро начал уменьшаться вес, и, как доказывают папирусы из Египта, это привело к новым инфляционным процессам.

    Меры в секторе финансовой и налоговой политики были продиктованы огромной потребностью в деньгах для армии, двора, администрации, крупного строительства и щедрых подарков. Как и раньше, важнейшим источником доходов оставался подушный налог. К этому добавились целевые особые налоги и подати на трудоспособных лиц. Все сенаторы должны были платить налог, который насчитывался в зависимости от размера их землевладений и взимался в три приема. Городские высшие слои должны были каждые пять лет к юбилею правления уплачивать так называемое коронное золото в форме золотых венков или золотых монет, и, наконец, ремесленники и торговцы каждые пять лет платили в золоте налог с имущества и товарооборота.

    Характерно, что Константин при случае старался помочь представителям угнетенных низших слоев. Так, в эдикте 313 г.н.э. сказано: «Если сборщик налогов или прокуратор жестоко обойдется с кем-то, тот должен без раздумий подать жалобу на его издевательство и грабеж. Если эта жалоба соответствует действительности, мы предписываем, чтобы чиновник, который позволил себе совершить нечто подобное в отношении провинциалов, был публично сожжен» (Кодекс Теодозиана, 10, 4, 1). Из множества частных решений сложилось изменение общественной структуры, которая осталась определяющей для всей поздней античности.

    Давно утерянные политические компетенции сенат не получил и при Константине, но император старался сначала сохранить условия для мирного сосуществования и внешнее уважение к сенаторскому сословию. С одной стороны, общее число сенаторов возросло, по современным оценкам, даже в три раза. С другой стороны, образовалась небольшая группа высшей аристократии - патрициев, которые находились в тесной связи с императорским домом и наряду с высокими постами в администрации и войске обладали огромным авторитетом.

    Расширение сената затронуло представителей всех провинций. Панегирист в 321 г.н.э. так прославил это развитие: «Наконец, ты почувствовал, Рим, что ты вождь всех наций и царь мира, когда объединил в своей курии благороднейших граждан всех провинций, чтобы сенат был обязан увеличением авторитета не столько своему имени, сколько действительности, так как отныне он объединяет элиту всего мира» (Латинские панегирики, X, (4), 35, 2). Возможно, побудительные мотивы Константина были значительно прагматичнее; вероятно, он старался привлечь на свою сторону ведущий слой из провинций перед борьбой за власть с Лицинием. В любом случае назначения были однозначным доказательством благосклонности императора.

    Пополнение сената произошло за счет всаднического сословия, потому что высокопоставленные всаднические чиновники и офицеры возводились в сенаторское сословие, которое из-за этого потеряло свою однородность. В целом же сенаторы оставались группой привилегированных крупных землевладельцев, на традиционные права которых Константин не посягнул. На них не распространились нагрузки муниципальной аристократии и суровость римского уголовного судопроизводства. В большинстве случаев в течение 4 в.н.э. они сохранили свое состояние, и их без того значительная земельная собственность существенно возросла.

    Однако решающим стало то обстоятельство, что жизнь, влияние и социальный престиж отдельных сенаторов зависели не от их сословной принадлежности, а от их положения в константиновской системе и от благосклонности императора. После того как в 326 г.н.э. по религиозным причинам произошел тяжелый конфликт между Константином и сенатом, после основания Константинополя и образования другого, полностью преданного Константину сената на Востоке, римский сенат на долгое время потерял свой авторитет и значение.

    Важнейшим чиновником Рима, который принадлежал к кругу сенаторов, был городской префект. Ему все еще подчинялись администрация и судопроизводство столицы; он руководил также сословной юрисдикцией над сенаторами и особенно выигрывал от частого отсутствия императора. Обладатель этой должности был высочайшим представителем государства в Риме, но одновременно и защитником консервативных сил и традиций.

    Реорганизация сенаторского высшего слоя отразилась на всадническим сословии. Оно потеряло своих самых способных представителей, и поднявшаяся в него мелкая бюрократия являлась плохой заменой. Таким образом, оно лишилось своего престижа и функций, нередко влияние официалов, руководящих чиновников придворной администрации было больше, чем влияние классического сословия социальных выдвиженцев. Социальный подъем впредь стал возможным и без обычной карьеры всадников и сенаторов. Германский командир, само собой разумеется, сразу же возводился в сенаторское достоинство.

    Благодаря расширению придворного персонала и Цезарей, раздуванию штата чиновников в преторианских префектурах и диосезах, возможности продвижения для упомянутых групп были чрезвычайно благоприятными.

    Совсем по-другому складывалась обстановка для представителей муниципальной аристократии, которая чаще всего называлась куриалами, и для представителей специальных профессий и групп среднего и низшего слоя. Хотя на первый взгляд государство при Константине и Диоклетиане кажется современным, его инструментарий и меры могли быть действенными при условии, когда в общественной и экономической структуре было мало изменений и когда основные органы и корпорации оставались идентичными. Этот политический застой был невозможен без дальнейшего ограничения свободы городских высших слоев, представителей ключевых профессий в транспорте и снабжении и, наконец, колонов, важнейшей сельскохозяйственной группы производителей.

    Особенно тяжело эта политика затронула куриалов, причем сам император взял на себя некоторые облегчения: «Никто, имеющий судебную власть, не должен пытаться освободить куриала от его обязанностей по отношению к общине или освободить его от принадлежности к городскому совету (курии). Если же кто-то по несчастливому стечению обстоятельств разорится и его нужно поддержать, это должно быть доведено до нашего сведения, и на основании этого ему будет сохранено освобождение от его обязанностей по отношению к общине» (Кодекс Теодозиана, 12, 1, 1). Указание Константина свидетельствует, что чрезмерная загрузка муниципальной аристократии осталась. Ее представители пытались всеми возможными средствами уклониться от этих разорительных нагрузок. Как показывают многочисленные распоряжения, этому было трудно помешать.

    Подобное регулирование коснулось транспортных моряков и колонов; назовем только два примера. Распоряжение 314 г.н.э. декретировало: «Если кто-то, кто по рождению является транспортным моряком, становится капитаном лихтера, он должен оставаться в том же сословии, к которому принадлежали его родители» (Кодекс Теодозиана, 13, 5, 1). В отношении колонов было в 332 г.н.э. установлено следующее: «Если у кого-нибудь будет обнаружен колон, который принадлежит другому, тот должен не только возвратить колона на его старое место, но и заплатить за него подушный налог за соответствующее время. Самих колонов, которые пускаются в бегство, следует, как рабов, заковать в кандалы, чтобы вынудить их исполнять обязанности, которые им были положены, как свободным, теперь исполнять, как рабам» (Кодекс Теодозиана, 5, 17, 1).

    Общая картина римского общества во времена Константина характеризуется ярко выраженной дихотомией. Насколько можно установить общие тенденции ввиду многочисленных региональных особенностей и разнообразия структур в отдельных провинциях, пропасть между обеими основными группами общества становилась все глубже. Концентрации богатства и собственности противостояло обнищание широких кругов населения. Старые буржуазные средние слои были явно парализованы постоянными государственными нагрузками.

    К привилегированным группам высших слоев принадлежали также клирики, особенно епископы, которых Константин постоянно привлекал к себе. Среди первоначально небольшого числа христианских отшельников возникло быстро разрастающееся движение, которое потом вылилось в институт монашества. В этих кругах уже сформировался протест против секуляризации и приспособления христианства к государству и обществу. Воздействие христианства на общественное устройство Римской Империи в целом определить трудно. Во всяком случае во времена Константина христианство не стремилось к основополагающим изменениям социальной структуры. В целом христианство в рамках константиновского времени оказывало стабилизирующее воздействие. Тот факт, что христианские убеждения широких слоев населения содействовали подчинению бюрократии и примирению с нищетой (Ю.Фогт «Константин Великий и его век». Мюнхен, 1960), довольно часто подчеркивался. Но не всегда с необходимой убедительностью указывалось на то, что полное отсутствие государственных социальных платежей усиливало привлекательность христианства по чисто материальным причинам.

    Константин очень заботился о том, чтобы он сам, его дом и его эра прославлялись художниками, литераторами, архитекторами, ораторами, скульпторами и мастерами прикладного искусства. Прежде всего он требовал быстрых результатов, поэтому зрелые произведения характерны для его эпохи менее, чем в быстром темпе созданные компиляции.

    Особенно наглядно показывают особенности константиновского искусства два памятника в Риме: построенная между 312 и 315 гг. н.э. арка Константина, самая большая триумфальная арка Рима, и голова колоссальной статуи из перестроенной Константином базилики Максенция. В арку Константина были включены скульптуры и рельефы из эры адоптивной империи 2 в.н.э. Они образовывали резкий контраст с новыми рельефами, которые изображали достижения похода против Максенция, вступление Константина в Рим, а также приветственную речь императора и распределение денежных подарков. Эти современные рельефы изготовлены в поразительно строгом стиле, который в последнее время связывается с традициями плебейского искусства. Кроме того, примечательно увеличение чисто репрезентативных элементов, а также разная величина фигур, которая зависит от ранга изображаемых.

    Выставленные сегодня во дворе дворца Консерватории на Капитолии фрагменты колоссальной статуи Константина превышают все размеры прежней монументальной скульптуры. Высота головы от шеи составляет 2,60 м, исходя из этого, общая высота статуи сидящего на троне императора равняется приблизительно 10 м. Р.Бьянки Бандинелли описал своеобразие этого изображения так: «Это был новый тип императорской статуи, которая возвышала правителя над обыкновенными смертными: это было почти культовое изображение. Изготовленное из твердых, безжизненных платинок лицо оживлено только огромными глазами, из которых льется магическая сила взгляда и одухотворенность, которую хотели придать фигуре» («Рим. Конец античности». Мюнхен, 1971).

    Преобладание чисто придворного искусства очевидно. Наряду с речами панегиристов оно проявляется в потолочной росписи трирского императорского дворца, а также в стихах Оптациана Порфирия. Их поэтическое качество совершенно незначительно, но они безусловно представляют крайнюю степень буквенной акробатики. Отдельные стихи, например, содержат 35 строф, составленных из 35 букв каждая, и эти буквы, в оригинальной рукописи выделенные особыми красками, были выбраны так, что образовывали более или менее осмысленные слова и стихи. Порфирий был скорее «литературным придворным ювелиром» (Ю.Фогт), чем поэтом; правда, Константин был очарован его творчеством.

    В области архитектуры появились величественные здания, такие, как многочисленные императорские дворцы, базилики и церкви, которые по своим размерам не шли ни в какое сравнение с другими эпохами. Евсевий в своем неполном списке называет следующие церкви: церковь Положения во гроб и Воскресения в Иерусалиме, церковь Рождества в Вифлееме, базилики и другие церкви в Никомедии, Антиохии и Гелиополе. От этой интенсивной строительной деятельности особенно выиграл Трир: «Я вижу Большой Цирк, который соревнуется с римским, я вижу базилики и форум, царские сооружения, и вместилище правосудия возведено на такую высоту, что оно близко к звездам и небу. Все это, разумеется, дары, которыми мы обязаны твоему присутствию» (Латинские панегирики, VII, 6, 22).

    Важнейшим для всей истории Империи было решение Константина основать на месте Византия Константинополь. При столкновении с Лицинием Константин лично убедился в стратегическом значении Византия. Поэтому он еще в 324 г.н.э. начал строительные и восстановительные работы, и некоторое время спустя там начал работу императорский монетный двор. Но важнейший импульс последовал позже. В 326 г.н.э. Константин несколько месяцев провел в Риме, чтобы участвовать в празднествах в честь двадцати летнего юбилея своего правления. Только праздник этот закончился конфликтом. Когда Константин отказался участвовать в праздничной процессии к Капитолию, то есть к традиционным богам города Рима, его поведение вызвало у сената и населения большое негодование, так как они увидели в этом открытое оскорбление. Константину стало ясно, что он никогда не будет чувствовать себя в Риме, как дома. В связи с этим возникло решение создать новую столицу, соперницу Рима.

    Во всяком случае для Константинополя было запланировано гораздо более широкое кольцо городских стен, которое окружало площадь в четыре раза больше прежней, восходящей к Септимию Северу городской постройке. Христианская легенда, переданная Филострогом, продолжателем церковной истории Евсевия, отражает впечатление, которое производило на потомков это граничащее с чудом по своим размерам сооружение. Там рассказывается, что когда император с копьем в руке обошел новую границу города и при этом шел все дальше, он на вопрос одного из своих спутников: «Как далеко ты еще хочешь пойти, господин?» ответил: «Пока не остановится тот, кто идет впереди меня».

    Если даже в этой легенде присутствует явно христианское преобразование античного представления о том, что Бог определил место для основания города или одобрил его, все равно при освящении города были соблюдены традиционные ритуалы. В 328 г.н.э. место было объявлено собственностью богов; жрецы и звездочеты проводили церемонию, в которой участвовал также неоплатоник Сопатр. Торжественное освящение произошло 11 мая 330 г.н.э., дата, которая впредь всегда торжественно отмечалась как дата основания города.

    Город Константина годами был центром строительной деятельности как региона, так и Империи. Из всех прилегающих районов, даже из Рима и Афин, были завезены памятники, разграблены храмы в городах Малой Азии, их металлические крыши расплавлены, чтобы по возможности быстрее придать подобающий блеск новой столице Востока. Статуи Фидия и Лисиппа были транспортированы в новый город и установлены там, а также бронзовые кони, которые стоят сейчас перед Сан Марко. Буркхардт назвал эту практику «самым позорным и массовым грабежом предметов искусств в истории».

    На месте рынка северовского города были воздвигнуты храмы Рее, богине-покровительнице Константинополя, и Тихе, покровительнице Рима. Между этим центром, названным Августейоном, и Мраморным морем вырос императорский дворец. На западе города был построен круглый форум Константина, в середине которого стояла колонна из порфира, держащая огромную, частично позолоченную статую императора в короне с лучами. В основании колонны были помещены христианские реликвии. В рамки этой концентрической постройки входили также христианские церкви, как, например, церковь Ирины у Августейона и церковь Софии у императорского дворца; в целом для фазы основания Константинополя характерно соседство храмов для староверов и церквей для христиан.

    Константин хотел сделать свою новую столицу равной Риму по своей внутренней структуре. В Константинополе, как в Риме, было семь холмов, и он так же, как Рим, разделялся на 14 кварталов. Особенно примечательным было преимущество с административно-правовой точки зрения. Константинополь со всей своей городской территорией был выделен из диосеза и провинции и освобожден от всех налогов. Император возвел архона города в ранг проконсула, то есть в гот же ранг, которым обладали наместники соседних провинций.

    Константин не довольствовался тем, что новый город с 330 г.н.э. привлек в свои стены большое число чиновников и функционеров системы. Событием первостепенной важности было то, что император здесь тоже создал сенат сначала из 300 человек и всеми силами старался заманить в Константинополь лиц, присутствию которых он придавал большое значение. Для них были построены дома; наличие дома в Константинополе было также предпосылкой получить право на аренду владений из императорской собственности на Востоке Империи. Благодаря строительству библиотеки и основанию нового университета город превратился в духовный центр Востока. Наконец, жители города, как и римляне, получили бесплатное обеспечение зерном.

    Таким образом, Константинополь стал новым, вторым Римом. Но этот второй Рим был Римом без республиканских традиций и по своей сути только новоримским обрамлением для синтеза эллинистических, позднеантичных и христианских элементов. С любой точки зрения Константинополь был создан как антитеза Риму и как «сильнейшее отрицание римской сущности» (Якоб Буркхардт). Чем больше энергии было отдано второму Риму, тем больше приходил в упадок первый и должен был довольствоваться блеском великих традиций. Будущее принадлежало Константинополю.

    Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

    Из книги Миражи и призраки автора Бушков Александр

    О КОНСТАНТИНЕ И МЕФОДИИ. Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев - просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу - новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским племенам, и эта азбука из Моравии и Чехии

    Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

    О Константине и Мефодии Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей – Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу – новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из Моравии и Чехии

    Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

    О Константине и Мефодии Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев - просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу - новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из Моравии и Чехии попала

    Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

    II. Изменение отношения при Константине Вскоре, однако, необходимость поддержания порядка и обеспечения безопасности христианства и империи, отныне слившихся воедино, побудила христианских писателей изменить свою точку зрения на войну и, следовательно, на солдат. Война

    Из книги Математическая хронология библейских событий автора

    4.4. Священная Римская империя германской нации X-XIII веков и империя Габсбургов 4.4.1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоёвСовременные представления о Священной Римской империи X-XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [нх-1].

    Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

    Из книги Принцессы немецкие – судьбы русские автора Соболева Инна Аркадьевна

    Отступление о Константине и Анне В своих автобиографических записках король Бельгии Леопольд, в молодые годы долго находившийся в русской службе, свидетельствует, что его сестра не разошлась бы со своим супругом, человеком пылким, порою необузданным, но добросердечным и

    Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

    Глава VI Иконоборческое движение при Константине Копрониме И чтобы дать более или менее точное представление об иконоборческом движении, мы предполагаем провести историю этого движения при сыне Льва Исавра, не касаясь внешних событий. Царь Константин, не считавшийся

    автора Флетчер Джильс

    Ричард Ченслер Книга о великом и могущественном царе русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся Сергей Середонин Из введения к первому изданию книги Р. Ченслера на русском языке В половине XVI века в Лондоне было

    Из книги Московия при Иване Грозном глазами иноземцев автора Флетчер Джильс

    Книга о великом и могущественном царе русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся Извлечения <…> Россия - страна богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения. Между жителями очень

    Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

    2. Царский Рим Тита Ливия (империя I) и античная империя Диоклетиана (империя III) В предыдущей главе мы рассказали о хронологических наложениях одних исторических событий на другие, по-разному датированных Скалигером, но которые на самом деле происходили, по-видимому, в

    Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

    2. ЭПОХА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В «АНТИЧНОМ» РИМЕ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ Настоящая книга в значительной степени посвящена независимому датирования эпохи принятия христианства в Империи и вытекающим отсюда следствиям. Прежде всего напомним, что представляло из себя

    автора Памфил Евсевий

    ГЛАВА 19. О сыне его Константине, когда он в юности жил вместе с Диоклетианом, прежде чем прибыл в Палестину Константин находился у сотоварищей своего отца по царствованию и жил среди них, как мы сказали, подобно тому древнему пророку Божьему. Перейдя из отрочества в

    Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

    ГЛАВА 69. Сетование Рима о Константине и почести, оказанные ему по смерти посредством его изображения Жители царского города, самый сенат и римский народ, узнав о смерти василевса, предались неограниченной скорби, потому что такая весть поразила их ужасно, сильнее всякого

    Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

    10. «Бесследно пропавший» каменный барельеф с надписью в Успенском соборе Московского Кремля, рассказывавший о Константине Великом = Дмитрии Донском Как мы показали в книге «Крещение Руси», на Руси долгое время сохранялись письменные и археологические следы того, что

    Суровая необходимость вынуждала римлян держать на границах большие армии. То в одной, то в другой части империи вспыхивали мятежи. Полководцы больше думали о том, как стать правителями Рима, чем о защите границ. В начале четвертого века в ожесточенной борьбе верх одержал Константин. Чем прославился в истории этот владыка Рима? Как стала называться новая столица империи? И куда из Рима были вывезены прекрасные памятники античного зодчества? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

    Предыстория

    На смену Антонинам, правление которых пришлось на период расцвета империи (см. урок ), пришла династия Северов (193-235 гг.). Постепенно армия начинает довлеть над властью императоров, диктовать им свою волю. Эпоха солдатских императоров (235-284 гг.) закончилась установлением в конце III в. домината (провозглашение императора богом и господином). Частая смена правителей и ожесточенная борьба за власть привели к ослаблению империи.

    События

    Начало IV в. - Константин становится императором.

    Положение колонов ухудшилось. Теперь они должны были не только отдавать часть урожая хозяину земли, но и выплачивать налог в государственную казну. Колонам было запрещено покидать обрабатываемые ими участки земли.

    313 г. - христиане получают право строить храмы и открыто молиться.

    325 г. - Никейский собор, на котором были приняты решения о правилах молитв, христианских праздниках, священных книгах (признан священный статус Нового Завета).

    330 г. - столицей империи становится Константинополь, город, основанный на месте греческой колонии Византия на берегу пролива Босфор.

    Участники

    Константин I Великий - император Римской империи, при котором на подвластной ему территории было легализовано (узаконено) христианство.

    Заключение

    В 330 г. столица была перенесена в восточную часть империи. В 395 г. единая империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

    Это был период ослабления Рима. Внутренние проблемы, а также внешние угрозы (набеги варваров) приведут в V в. к крушению Западной Римской империи (см. урок ).

    Став полновластным правителем империи (312), Константин (рис. 1) продолжил политику своих предшественников по закреплению колонов за их землёй, при этом сильно возросли налоги, так как государству нужны были средства на восстановление империи после 20 лет гражданских войн, также Константин развил бурную строительную деятельность, что также требовало дополнительных затрат. Для удобства сбора налогов он ввел единую денежную единицу. При Константине продолжилась дальнейшая варваризация армии, в римской армии теперь служили германцы, славяне, представители других народов, получавшие римское гражданство, а вместе с ним и доступ к важнейшим должностям в империи. Константин провел административную реформу: вся территория огромной империи была разделена на четыре части - Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы.

    Рис. 1. Император Константин ()

    При Константине христианство стало обретать статус государственной религии: миланским эдиктом 313 года христианам было разрешено строить храмы и открыто молиться. Сам Константин стал христианином только на смертном одре. В 325 году на Никейском соборе (рис. 2) епископы разных городов договорились о единых правилах для всех христиан: как правильно молиться Богу, когда отмечать христианские праздники Рождество Христово и Пасху, определили, какие книги, написанные об Иисусе считать священными. Эти книги составляют вторую часть Библии - Новый Завет. Епископа города Рима стали титуловать папой (от греческого - отец), первым епископом Рима был апостол Петр.

    Рис. 2. Никейский собор ()

    Самым безопасным местом империи была ее восточная часть. Сюда, на место древней греческой колонии Византий, расположенной на берегу пролива Босфор, в 330 году была перенесена столица империи, названная в честь императора - Константинополь (рис. 3). Старые постройки по приказу императора снесли, а вместо них построили жилые дома и дворцы, водопроводы, термы, театры, цирк. В новой столице возводились христианские храмы. Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и храмов.

    Рис. 3. Константинополь ()

    Константина можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план. Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской империи рассматривается как «христианская».

    Список литературы

    1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
    1. Krugosvet.ru ().
    2. Lib.eparhia-saratov.ru ().
    3. Archivarium.ru ().

    Домашнее задание

    1. Как изменилось положение колонов при императоре Константине?
    2. Какие решения были приняты на Никейском соборе?
    3. Почему столица империи была перенесена на Восток?

    Единоличная власть над империей досталась новому императору очень тяжело, после долгой и ожесточенной борьбы с полководцами на заре 4 века. Началась эпоха правления Константина в Римской империи. Он сумел организовать свою власть так прочно и управлял настолько решительно, что остальные правители, как предшественники, так и преемники, не шли ни в какое сравнение с ним.

    Нововведения

    Какую форму правления осуществляла при Константине? Он захотел иметь абсолютную власть, а для этого нужно было изменить самосознание и, выражаясь современным языком, продумать новый имидж. Как и его предшественник, основатель стилизации тетрархии и сторонник возвышения императорской власти Диоклетиан, новый император продолжил и существенно усилил выбранное его предшественником направление, от этого дистанция принципов правления Августа еще больше увеличилась.

    При новом императорском правлении элементы символики власти подверглись изменениям. Такой хватке можно только позавидовать. Нововведением послужило то, что он перенял представления у восточного, греческого и христианского миров сразу. Противоречия, возникающие при этом, Константина вовсе не заботили. Естественно, прижиться в гармоничном синтезе эти разные, несущие свои традиции составные части не могли, поэтому в целом они были связаны с новым государством, основанным самим Константином.

    Внешнее превосходство

    Эти нововведения и успех, связанный с ними, не могли не сказаться на внешних чертах императора, который стремился подчеркнуть свое великолепие. Константин уже не желал носить римскую тогу, а потребовал богато украшенную тунику. Захотел поменять и обмундирование: простой солдатский панцирь императоров он заменил на роскошные доспехи. Когда же отправлялся в поход, на нем красовался панцирь из золота и великолепный шлем. Немного позже, отметив свое двадцатилетние правление, стал появляться на людях в диадеме, которая для Рима приобрела значение символа абсолютной императорской власти.

    Пропаганда победы

    Внешнее возвеличивание выражалось в возведении колоссальных статуй, надписей и изображений на монетах. Здесь также наблюдается соединение разнообразных деталей. Например, приближенность к портретным образам предшественников, Августа и Александра Великого, а также появление в изображениях Внешние претензии на мировые размеры империи отразились на многочисленной символике вечности, в которую Константин себя включил. "Правитель мира" тем самым прославлялся и как победитель всех народов.

    Римская империя при Константине пропагандировала победу над сарматами и готами, франками и аламаннами. Также укоренялись в сознании людей универсальные качества победителя. Интересно, что титул Константина ("Непобедимый") заменился на "Победитель" ‒ этот звучит активнее. Также характерен его отказ от элемента божественного титула или атрибута, ведь он соединил воедино все религии.

    Культ императора

    Римская империя при Константине стояла перед выбором: продолжать ли традиционные взгляды на форму правления или нет? Ведь это шло в противоречие и стало бы несовместимым с христианскими взглядами. Одному богу известно, чего стоило императору пойти на компромисс. Он разрешает возведение храма в честь династии Флавиев, то есть, по сути, в свою честь. Но с оговоркой, что сооружение не должно быть запятнано какими-нибудь преступными и нечестивыми суевериями. Также он не препятствует организации регулярных театральных и гладиаторских зрелищ.

    Правосудие

    Римская империя при Константине стала подчиняться новым законам. Решительность Константина во власти отразилась на вмешательстве в законодательство и правосудие. Решением, которое было осуществлено в 318 году, он придал императорским эдиктам правовое качество, ставшее выше принятых норм. Основные положения законодательства, направленность и стиль не были едиными. В них уживались крайняя жестокость с неожиданными уступками и гуманитарные тенденции с уважением к традиционным понятиям права.

    Крайними мерами в отношении преступивших закон отличалась Римская империя при Константине. 5 класс ‒ именно тогда в школе изучают эту тему. Могло применяться наказание, которое заключалось в зашивании в мешок со змеями, после чего он выбрасывался в пропасть или море. Но такие радикальные меры принимались лишь в отношении похитителей детей и скота, отцеубийц и воров. Также наводила ужас смертная казнь. По закону, нарушение супружеской верности, любовная связь и браки с неравными себе (то есть между свободным и рабом) карались смертью.

    Но также в другом указе говорилось, что те, кто приговорены к гладиаторским боям или рудникам, не должны получать клеймо на лицо, так как созданный по небесному подобию лик не должен быть испорчен. Из этого же ряда закон о том, что заключенный раз в день может видеть солнечный свет.

    Римская империя при оставалась институт рабства остался без изменений. Но поправки вносились, в частности, Константин призывал к умеренному обращению с рабами, ограничению их наказаний. Также рабы, создавшие семьи, не могли насильно разлучаться при продаже. Социальная сфера улучшилась благодаря законам об опекунстве, расширившим права опекунов. Были приняты меры в пользу детей, которых подбросили.

    Римская империя при Константине

    Кратко его деятельность можно описать так:

    • Вынужденными мерами по защите государства от постоянных вторжений варваров стала необходимость держать большие армии на границах. Варварами греки и римляне именовали народности, чей язык и манеры они не признавали и не понимали, считая их грубыми и необразованными. Особенно доставалось провинциям западной части империи, там злобствовали Римским полководцам нужна была сильная и для борьбы за трон.
    • Прикрепление колонов к земле. Колоны стали жить еще хуже, ведь они теперь должны были не только отдавать часть урожая хозяину земли, но и платить налог в императорскую казну. Поэтому они начали разбегаться кто куда. Император издал указ, в котором он запретил колонам уходить с участков, за которыми они были закреплены. Их детям должна была доставаться та же земля, которую обрабатывали их родители.
    • Также создала условия для развития христианской веры Римская империя при Константине (5 класс школьный программы дает знания об этом). Когда правил Константин, стало больше христиан. Верующие каждого города выбирали священника. Собравшись вместе, священники определяли главного, областного руководителя христиан, он стал называться епископом (надзирателем). В задачи последнего входило убеждать власти Рима в том, что христиане не опасны и молятся о них и их слугах. В конце концов, Константин понял, что они не призывают народ к действию против его трона и его империи. Поэтому он издал указ, разрешающий христианам открыто молиться и строить храмы.

    Новая столица

    О чем нам еще повествует история (5 класс)? Римская империя при Константине поделилась на две части. Сам император не любил Рим, поэтому жил в других городах. Он перенес столицу из Рима в греческий город Византий, который располагался на берегу пролива Босфор. Здесь пересекались два пути, водный и сухопутный. Новая столица стала преображаться на глазах: строились дворцы и дома, водопроводы с банями, театры с цирками, а также христианские храмы. Город роскошно украшался ‒ из империи были привезены красивейшие статуи и колонны. Случилось это в 330 году, в это время столица Римской империи переехала в Константинополь.