Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

«Электризация трением» не является единственным способом отделения электронов от положительных ионов. Мы рассмотрим в этом и следующем параграфах два других метода разделения зарядов и получения на телах заряда того или иного знака.

Повторим снова опыт зарядки электроскопа, описанный в § 1, и будем внимательно следить за тем, в какой именно момент листки электроскопа начинают расходиться. Мы увидим, что это происходит еще до того, как заряженное тело коснется стержня прибора. Это показывает, что проводник заряжается не только при контакте с заряженным телом, но и в том случае, когда оно находится на некотором расстоянии. Исследуем подробнее это явление.

Подвесим на изолированном проводнике легкие листки бумаги (рис. 14). Если вначале проводник не заряжен, листки будут в неотклоненном положении. Приблизим теперь к проводнику изолированный металлический шар, сильно заряженный, например, при помощи стеклянной палочки. Мы увидим, что листки, подвешенные у концов тела, в точках и , отклоняются, хотя заряженное тело и не касается проводника. Проводник зарядился через влияние, отчего и само явление получило название «электризация через влияние» или «электрическая индукция». Заряды, полученные посредством электрической индукции, называют наведенными или индуцированными. Листки, подвешенные у середины тела, в точках и , не отклоняются. Значит, индуцированные заряды возникают только на концах тела, а середина его остается нейтральной, или незаряженной. Поднося к листкам, подвешенным в точках и , наэлектризованную стеклянную палочку, легко убедиться, что листки в точке от нее отталкиваются, а листки в точке притягиваются. Это значит, что на удаленном конце проводника возникает заряд того же знака, что и на шаре, а на близлежащих частях возникают заряды другого знака. Удалив заряженный шар, мы увидим, что листки опустятся. Явление протекает совершенно аналогичным образом, если повторить опыт, зарядив шар отрицательно (например, при помощи сургуча).

Рис. 14. При приближении заряженного шара листки в точках и отклоняются, что указывает на появление зарядов в этих точках проводника. Листки в точках и не отклоняются, следовательно, заряда в этих точках нет

С точки зрения электронной теории эти явления легко объясняются существованием в проводнике свободных электронов. При поднесении к проводнику положительного заряда электроны к нему притягиваются и накапливаются на ближайшем конце проводника. На нем оказывается некоторое число «избыточных» электронов, и эта часть проводника заряжается отрицательно. На удаленном конце образуется недостаток электронов и, следовательно, избыток положительных ионов: здесь появляется положительный заряд.

При поднесении к проводнику отрицательно заряженного тела электроны накапливаются на удаленном конце, а на ближнем конце получается избыток положительных ионов. После удаления заряда, вызывающего перемещение электронов, они вновь распределяются по проводнику, так что все участки его оказываются по-прежнему незаряженными.

Перемещение зарядов по проводнику и их накопление на концах его будут продолжаться до тех пор, пока воздействие избыточных зарядов, образовавшихся на концах проводника, не уравновесит те исходящие из шара электрические силы, под влиянием которых происходит перераспределение электронов. Отсутствие заряда у середины тела показывает, что здесь уравновешены силы, исходящие из шара, и силы, с которыми действуют на свободные электроны избыточные заряды, накопившиеся у концов проводника.

Индуцированные заряды можно обособить на соответствующих частях проводника, если в присутствии заряженного тела разделить проводник на части. Такой опыт изображен на рис. 15. В этом случае сместившиеся электроны уже не могут вернуться обратно после удаления заряженного шара, так как между обеими частями проводника находится диэлектрик (воздух). Избыточные электроны распределяются по всей левой части; недостаток электронов в точке частично пополняется из области точки , так что каждая часть проводника оказывается заряженной: левая – зарядом, по знаку противоположным заряду шара, правая – зарядом, одноименным с зарядом шара. Расходятся не только листки в точках и , но и остававшиеся прежде неподвижными листки в точках и .

Рис. 15. Листки в точках остаются отклоненными и после удаления заряженного шара

Этим обстоятельством часто пользуются на практике для зарядки проводников. Для того чтобы этим способом зарядить электроскоп, мы можем приблизить к нему заряженную палочку сургуча (несущую отрицательный заряд) и коснуться стержня электроскопа пальцем. При этом некоторое число электронов под влиянием отталкивания от сургуча уйдет через наше тело в землю, а на стержне и на листках электроскопа образуется некоторый недостаток электронов. Если теперь, предварительно отняв палец, убрать сургучную палочку, электроскоп окажется заряженным и притом положительным зарядом (рис. 16). В этом опыте роль второй части проводника играет наше тело, соединенное с землей.

Рис. 16. Различные стадии зарядки тела через влияние: а) приближая к шарику электроскопа отрицательно заряженный сургуч, мы вызываем на стержне электроскопа положительный заряд, а на его листках – отрицательный заряд; б) не убирая сургуча с отрицательным зарядом, прикасаемся рукой к шарику электроскопа и отводим часть отрицательного заряда электроскопа через свое тело в землю; листки электроскопа спадают; в) убрав палец, а затем убрав сургуч, мы оставляем на электроскопе только положительный заряд, который распределяется между шариком и листками электроскопа

Отметим, что, пользуясь явлением индукции, можно определить знак заряда электроскопа. Приблизим к электроскопу тело с зарядом известного знака, например стеклянную палочку. Нетрудно сообразить, каков знак заряда электроскопа, наблюдая, увеличивается или уменьшается при этом отклонение листков (рис. 17).

Рис. 17. Определение знака неизвестного заряда. При приближении одноименного заряда листки электроскопа отклоняются еще более; при приближении разноименного заряда они спадают

8.1. Объясните способ определения знака заряда электроскопа, изображенный на рис. 17.

8.2. Электроскоп заряжается через влияние при помощи стеклянной палочки. Как будут перемещаться при этом электроны?

8.3. К шарику заряженного электроскопа подносят, не касаясь его, незаряженное металлическое тело. Как изменится отклонение листков? Объясните это явление.

8.4. К положительно заряженному электроскопу подносят тело, заряженное отрицательно. По мере приближения тела отклонение листков электроскопа постепенно уменьшается и спадает до нуля. При дальнейшем приближении тела, однако, отклонение вновь появляется. Что при этом происходит?

8.5. При поднесении руки к заряженному грузику, подвешенному на шелковой нити, он притягивается к руке. Почему это происходит?

Вариант 1.

1 . При трении о шелк стекло заряжается...

2 . Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно...

A. не имеет заряда.

Б. заряжено положительно.

B. заряжено отрицательно.

3 . На рисунке изображены легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды?

А. 1. Б. 2.

4 . К шарику поднесена потертая о мех палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Положительный. Б. Отрицательный.

5 . Как зарядится металлическое тело А, если к нему поднести заряженное тело В (рис)?

A. Положительно.

Б. Отрицательно.

B. Нейтрально.

6 . Каким стержнем - стеклянным, эбонитовым или стальным - нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными (рис)?

А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

7 . Медный стержень, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Изменится ли при этом масса стержня?

А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

8 . Какая частица имеет наименьший отрицательный электрический заряд?

А. Электрон. Б. Нейтрон. В. Протон.

9 . На рисунке изображена схема атома лития. Заряжен ли этот атом?

10 . Какой химический элемент схематично изображен на рис?

Тестовая работа по физике 8 класса. Тема: Электризация тел. Строение атома.

Вариант 2.

1 . При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается...

А. положительно. Б. отрицательно.

2 . Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шелк, то оно...

A. заряжено положительно.

Б. заряжено отрицательно.

В. не имеет заряда.

3 . На рисунке изображены шарики, подвешенные на шелковых нитях. На каком из рисунков показаны шарики, заряженные разноименными зарядами?

А. 1. Б. 2.

4 . К бузиновому шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик.

А. Отрицательный. Б. Положительный.

5 . На какое из заряженных тел действует с меньшей силой заряженный шар (рис)?

А. 1. Б. 2. В. 3.

6 . Каким стержнем - медным, эбонитовым или стальным - соединены электроскопы (рис)?

А. Медным. Б. Эбонитовым. В. Стальным.

7 . Железный шар, имевший отрицательный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральный. Изменится ли при этом масса шара?

A. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

8 . Какие частицы входят в состав ядра атома?

А. Электроны и протоны.

Б. Нейтроны и протоны.

B. Электроны и нейтроны.

9 . На рисунке изображена схема атома водорода. Заряжен ли этот атом?

A. Атом заряжен отрицательно.

Б. Атом заряжен положительно.

B. Атом электрически нейтрален.

10 . Какой химический элемент схематично изображен на рисунке?

А. Водород. Б. Литий. В. Гелий.

948. Шар заряжен положительно. Ученик дотронулся до него пальцем. Как изменился заряд шара?
Заряд через тело ученика уйдет в землю.

949. Металлическая сфера имеет заряд, равный -1,6 нКл. Сколько избыточных электронов на сфере?

950. После того как стеклянную палочку потерли, ее заряд стал равен 3,2 мкКл. Сколько электронов было снято с палочки при трении?

951. На металлическом шарике находится 4,8 1010 избыточных электронов. Чему равен его заряд?

952. Электроскоп зарядили до -3,2 10-10 Кл. Сколько избыточных электронов на электроскопе?

953. Можно ли наэлектризовать кусок металла? Какие условия для этого необходимы?
Можно, воздействуя на него электрическим полем.

954. При взаимном трении электризуются оба тела, но зарядами противоположного знака. Каким опытом это можно продемонстрировать?
Если потереть сухое сукно о эбонитовую палочку, то палочка притягивается к сункну.

955. На тонких шелковых нитях подвешены два одинаковых пробковых шарика, один заряженный, другой - незаряженный. Как определить, какой шарик заряжен?
Поднести к шарикам наэлектризованную эбонитовую палочку. Заряженный шар притянется либо оттолкнется от нее.

956. Два разных по величине заряда находятся на некотором расстоянии друг от друга. Между ними помещен третий заряд одинакового с ними знака, который остается в равновесии. Ближе к какому из двух зарядов находится третий?
Третий заряд находится ближе к меньшему заряду, т.е. от большего он отталкивается сильнее.

957. Чем объяснить, что легкий пробковый шарик сначала притягивается к наэлектризованной палочке, а затем отталкивается от нее?
Шарик в электростатическом поле поляризуется. На поверхности сосредотачивается противоположный заряд и шарик притягивается к палочке. После соприкосновения, часть заряда переходит на шарик, который получает заряд такого же знака и отталкивается от палочки.

958. Между двумя горизонтальными противоположно заряженными пластинами висит в воздухе незаряженная капля воды (рис. 88). Почему капля не падает вниз?
На каплю действует электростатическая сила, противоположно направления силе тяжести.

959. Электронная теория утверждает, что в металлических проводниках свободно передвигаться могут только электроны - отрицательные заряды. Тогда как объяснить, что металлический предмет может быть заряжен положительно?
Положительный заряд можно объяснить недостатком электронов.

960. На рисунке 89 изображены два противоположно заряженных тела А и В. Около тела А поместили легкий положительно заряженный шарик а. Что произойдет с шариком а? Начертите кривую, по которой будет двигаться шарик а.

961. Почему незаряженный бузиновый шарик притягивается как к положительно, так и отрицательно заряженному шарику?
На незаряженном шарике сосредотачивается заряд, противоположный по знаку заряженному шару и шарик притягивается к нему.

962. Почему, держа в руке, можно наэлектризовать трением пластмассовую расческу и нельзя - металлическую расческу?
Потому что пластмасса является диэлектриком, а металл – проводником.

963. Почему, держа в руке, нельзя наэлектризовать трением металлический стержень, даже если коснуться этим стержнем заряженного тела?
Потому что заряд через тело сразу уйдет в землю.

964. Если к заряженному шарику электроскопа поднести, не касаясь шарика, тело с противоположным зарядом, листочки электроскопа сближаются. Почему?
Часть заряда с листочков под действием электростатических сил перейдет шарик электроскопа.

965. Если коснуться шарика заряженного электроскопа рукой, электроскоп разряжается. Почему?
Заряд через тело человека пройдет в землю.

966. Когда к шарику заряженного электроскопа, не касаясь шарика, подносят руку, листочки электроскопа сближаются. Почему?
На руке сосредотачивается заряд, противоположный по знаку заряду электроскопа и часть заряда с листочков переходит в шарик.

967. Палочку, заряженную положительно, подносят к шарику незаряженного электроскопа (не касаясь шарика). Какой заряд получается на листочках электроскопа?
На поверхности шарика появится отрицательный заряд, на листочках- положительный.

968. Шары А и В заряжены противоположно. Помещенный между ними положительно заряженный маленький шарик движется к телу В. Какой из шаров заряжен положительно?
Шар В заряжен отрицательно, шар А- положительно.

969. Для чего стержень электроскопа делают металлическим?
Чтобы заряд с шарика передавался на листочки.

970. Для того чтобы электроскоп точнее показал величину заряда, его заземляют - соединяют его внешнюю поверхность с землей (рис. 90). Зачем это делается?
Что бы на корпусе электроскопа не было заряда.

972. Почему наэлектризованная стеклянная палочка притягивает к себе легкие предметы: кусочки бумаги, пробки, бузиновые шарики и др.?
На поверхности этих тел сосредотачивается противоположные заряды, которые будут притягиваться.

973. Как с помощью электроскопа определить знак заряда тела?
Прикоснутся заряженным телом шарика электроскопа, после, приблизить заряженное тело, знак заряда которого известен. Если листочки опустятся, заряды различны.

974. Почему при высокой влажности воздуха трудно, а иногда почти невозможно зарядить электроскоп?
Заряд уходит с электроскопа через частицы влаги.

975. Известно, что если к заряженному металлическому шару прикоснуться незаряженным, то после разъединения оба шара оказываются заряженными. Однако при соединении заряженного шара с землей он почти совершенно разряжается. Почему?
Большая часть заряда переходит к большему телу. Размер Земли несоизмеримо больше любого находящегося на ней тела.

976. Почему в проводниках избыточные заряды располагаются только по поверхности?
Электроны отталкиваются друг от друга и распределяются так, чтобы напряженность поля внутри была минимальной.

977. К шарику незаряженного электроскопа (не касаясь его) подносят отрицательно заряженное тело. Определите знаки зарядов у шарика и у листочков электроскопа.
На шарике появляется положительный заряд, на листочках отрицательный.

978. Два незаряженных электроскопа соединены между собой металлической проволокой (рис. 91). К шарику одного (не касаясь его) поднесли положительно заряженную палочку. Какие заряды окажутся на шариках и листочках каждого электроскопа?

На правом электроскопе: на шарике «-» на листочках «+»; на левом электроскопе: на шарике «+» на листочках «-».

979. Заряженную палочку убрали от электроскопов предыдущей задачи. Что произошло с листочками обоих электроскопов?
Листочки опустятся.

980. Что нужно сделать, чтобы электроскопы (см. рис. 91) после отведения палочки оставались заряженными?
Перерезать металлическую проволоку.

981. Если электроскопы (см. рис. 91) после отведения палочки остались заряженными, то какого знака заряды окажутся на шариках и листочках каждого электроскопа?
Левый — отрицательный, правый – положительный.

982. Ответьте на вопросы задач 969-972 для случая, когда к электроскопу подносится эбонитовая палочка, потертая о мех.
На палочке будет отрицательный заряд. Все заряды поменяются на положительные.

983. Чтобы наэлектризовать электроскоп положительно, к шарику его приближают отрицательно наэлектризованную палочку. Затем, не удаляя палочки, на мгновение прикасаются к шарику рукой. После этого убирают палочку, и электроскоп оказывается заряженным.
Проделайте такой опыт и объясните его.
Отрицательный заряд палочки переменят положительный заряд с руки на шарик.

984. Зарядите таким же образом электроскоп отрицательно. Каким зарядом и какую палочку нужно для этого наэлектризовать и поднести к электроскопу? Объясните этот процесс на основе электронной теории.
Нужно поднести к нему положительно заряженную палочку, затем на мгновение коснуться шарика рукой. Положительный заряд палочки перетянет отрицательный заряд с руки на шарик.

985. Металлический изолированный цилиндр соединен с электроскопом. Наличие каких зарядов покажет электроскоп в следующих случаях:
а) в цилиндр вносится положительно заряженный шарик, не соприкасающийся с ним;
б) заряженным шариком прикасаются к внутренней поверхности цилиндра;
в) шарик вводится внутрь цилиндра (не касаясь его), затем прикасаются к цилиндру рукой, отнимают руку и удаляют шарик из цилиндра?

А) положительных
Б) положительных, если шарик заряжен положительно.
В) отрицательно, если шарик был заряжен положительно.

986. В каких случаях громоотвод может представлять опасность для здания?
Если громоотвод не заземлен.

ВСЕ МОЖНО ЗАРЯДИТЬ

Надуй два воздушных шарика. Каждый шарик завяжи ниткой длиной 30 см. Используй липкую ленту, чтобы прикрепить один из шариков под поверхностью стола (или под любой другой поверхностью).

Потри висящий шарик куском шерсти или войлока. Необходимо сделать по крайней мере 20 движений кусочком ткани туда и обратно. Отпусти шарик, и он будет свободно висеть.


Потри второй шарик куском шерсти или войлока. Возьми его за конец нитки и поднеси его к первому шарику. Что произойдет с шариками? Прикрепи второй шарик достаточно близко к первому так, чтобы казалось, будто они разлетаются друг от друга.

Большинство тел изначально не имеют никакого заряда. Однако если их потереть определенными материалами, то они приобретут положительный или отрицательный заряд.


При натирании воздушного шарика шерстью невидимые отрицательные заряды перемещаются с шерсти на шарик. В результате зарядовое равновесие шарика нарушается. Поступающие извне заряды придадут шарику общий отрицательный заряд.

Переместившись, крошечные заряды останутся на месте (отсюда слово «статичный* в статическом электричестве).

Если два заряженных шарика находятся на большом расстоянии друг от друга, то их зарядов недостаточно, чтобы подействовать друг на друга. Однако при сближении положение вещей изменится. Так как оба шарика имеют отрицательный заряд, они будут отталкиваться друг от друга. Эта сила будет заставлять их разлетаться и оставаться на некотором расстоянии друг от друга.


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД

Ножницами вырежи кусок нейлоновой ткани. Сложи полиэтиленовый пакет пополам и возьми в руку. Помести между этими половинками кусок нейлоновой ткани к несколько раз проведи пакетом по нейлону.

Что будет, когда ты уберешь пакет? Что заставляет нейлон так себя вести?
В отличие от шерсти, полиэтилен не так легко отдает свои отрицательные заряды. Наоборот, ему проще приобрести отрицательные заряды. Когда ты проводишь пакетом по нейлону, отрицательные заряды перетекают на полиэтилен. Это приводит к тому, что нейлон приобретает положительный заряд. Так как обе половинки нейлона имеют одинаковый заряд, они отталкиваются друг от друга и расходятся.

ПРИТЯЖЕНИЕ ТЕЛ

Что же произойдет, если близко поднести друг к другу отрицательно заряженный ша­рик и положительно заряженную нейлоновую полоску?

Надуй воздушный шарик и завяжи его ниткой длиной 30 см. Потри шарик куском шерстяной ткани - шарик зарядится. С помощью липкой ленты укрепи шарик за нитку под поверхностью стола.
Заряди нейлоновую полоску. Для этого обхвати ее полиэтиленовым пакетом и несколько раз (чтобы быть уверенным в достаточной зарядке) потри. Поднеси нейлоновую полоску к висящему шарику. Что произойдет?
Отпусти нейлоновую полоску.

Прилипнет нейлоновая полоска к шарику или будет отталкиваться от шарика, имеющего противоположный заряд?
Одноименные заряды отталкиваются. Разноименные заряды притягиваются.

И шарик и полоска были заряжены с помощью контактной зарядки. Шарик приобрел общий отрицательный заряд. Нейлоновая полоска приобрела общий положительный заряд.

Если отрицательно и положительно заряженные тела поднести достаточно близко друг к другу, то они станут притягиваться друг к другу. На близком расстоянии притяжение достаточно сильное для того, чтобы нейлоновая полоска прилипла к поверхности шарика.

СТАТИЧЕСКИЙ "КЛЕЙ"

Надуй шарик и потри его куском шерсти иди фетра. Если у тебя нет под рукой этих материалов, ты можешь потереть шарик о свои волосы. Помести шарик на стену.

Что произойдет? Как долго шарик будет удерживаться на стене?
Заряди шарик еще раз и посмотри, будет ли он так же хорошо удерживаться на деревянной, металлической или стеклянной поверхности.


Так как ты потер шарик шерстью, он приобрел отрицательный заряд. Этот заряд создает невидимое электрическое поле.

Если шарик поднести достаточно близко к стене, отрицательные заряды на поверхности стены будут отталкиваться отрицательным полем, созданным шариком. Эти заряды будут перемещаться (перетекать) внутрь стены. Так как они покидают поверхность стены, находящуюся близко к шарику, то это место стены становится положительно заряженным. В результате положительно заряженная стена и отрицательно заряженный шарик притягиваются.

Стена зарядилась с помощью индукции (наведения заряда). При таком способе зарядки тела не соприкасаются. Вместо этого электрическое поле заставляет заряды перетекать в соседнее вещество. Хотя число зарядов остается тем же, их распределение в пространстве становится неоднородным. Области, в которых больше положительных зарядов, приобретают общий положительный заряд. Области, в которых больше отрицательных зарядов, приобретают общий отрицательный заряд.


ЗАРЯЖЕННЫЙ ПЛАСТИК

Вырежи ножницами две пластиковых полоски из пластиковой папки для бумаг шириной 5 см и длиной 25 см. Положи полоски параллельно друг другу на лист белой бумаги.

Прижми свои пальцы к полоскам. Проведи пальцами по обеим полоскам десять раз.

Возьми полоски за их концы так, чтобы они свободно висели. Поднеси полоски друг к другу. Как ты думаешь, что произойдет с полосками? Они так и будут свободно висеть, или на них подействует невидимая сила?
Так как твои пальцы натирают полоски, то электроны перемещаются. Это приводит к тому, что пластик становится заряженным. Поскольку обе висящие полоски имеют одноименный заряд, они отталкиваются друг от друга и расходятся.

НОГА-ПРИВИДЕНИЕ

В одну руку возьми нейлоновый чулок, держа его за верхний конец. Другой рукой несколько раз потри чулок в одном направлении полиэтиленовым пакетом.

После этого убери пакет. Проследи, чтобы чулок ничего не касался (даже тебя). Что произойдет с его формой? Ты можешь объяснить, что ты видишь?

Теперь поднеси чулок к стене Что с ним произойдет? Это будет похоже на прилипание воздушного шарика к стене? Есть ли различие?

Так как полиэтиленовый пакет двигался по чулку, он отбирал отрицательные заряды. Это привело к тому, что чулок приобрел общий положительный заряд. Так как положительные заряды распределились по всему чулку, то они стали отталкивать друг друга. Это заставило чулок "расшириться" и принять форму ноги, которая была шаблоном для его изготовления.

Что произошло, когда ты поднес чулок к стене? Положительно заряженный чулок индуцирует на поверхности стены заряд противоположного знака. Отрицательные и положительные заряды притягиваются, и чулок прилипает к стене.

Контрольные работы в 7 классе Контрольная работа №1 « Механическое движение. Плотность.» 1 вариант 1) За какое время Луна, двигаясь со скоростью 1000 м/с, пройдёт 60 км? 2) Найдите массу чугунной плиты объёмом 2,5 м3, если плотность чугуна 7000 кг/м3. 3) Выразите скорость 108 км/ч в м/с. 2 вариант 1) Какой путь пройдёт пешеход за 2 мин, двигаясь со скоростью 2 м/с? 2) Найдите объём ледяной глыбы массой 3,6 т, если плотность льда 900кг/м3. 3) Выразите скорость 180 м/мин в м/с. Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил.» 1 вариант 1) Определите вес тела массой 300 г. Изобразите вес тела на рисунке. 2) Найдите объём ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН (ρ льда = 900 кг/м3). 3) На тело действуют две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил. 2 вариант 1) Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 4 т. Изобразите эту силу на рисунке. 2) Определите плотность металлической плиты объёмом 4 м3, если её вес равен 280 кН. 3) На тело действуют две силы 400 Н и 600 Н, направленные вдоль одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил. Контрольная работа №3 «Давление. Закон Паскаля». Вариант I. 1. Ведро с водой общей массой 8 кг оказывает на пол давление, равное 2 кПа. Определите площадь дна ведра (g=10 Н/кг). 2. В стеклянном цилиндре под поршнем находится газ. Как, не меняя плотность этого газа, увеличить его давление? Вариант II. 1. Какое давление производит стол весом 200Н, если площадь каждой из четырех его ножек равна 0,0005 м2? 2. На рисунке изображен один и тот сосуд с поршнем. Цифрами 1,2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно? Контрольная работа №4 «Давление в жидкости и газе» I вариант. 1. На рисунке 1 изображена U – образная трубка с жидкостью. Определите, какая жидкость находится в трубке, если ее давление на дно в точке А равно 1,5 кПа. 2. Для U – образной трубки, изображенной на рисунке 1, сравните давления жидкости: а) на стенки в точках В и С; б) на дно в точках А и D; 3. Как называется прибор, изображенный на рисунке 2? Для чего он служит? Запишите его показания. II вариант. 1. На рисунке 1 изображен стакан с растительным маслом. Определите давление и силу давления масла на дно стакана (g=10 Н/кг, ρмасла=930 кг/м3). 2.Два жидкостных барометра – ртутный и водяной – расположены рядом друг с другом. В каком из них столб жидкости будет выше и во сколько раз? (ρрт=13 600 кг/м3, ρв=1000 кг/м3.) 4. Какую форму следует придать (рис.2), чтобы она вмещала больше воды, - а или трубке б? Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Вариант 1. 1. Бетонная плита длиной 2м, шириной 1м и толщиной 10 см полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на нее. 2. Некоторая жидкость давит на дно сосуда с силой 60 Н (рис.70). (h=0,2 м, 2 S=0,03 м) Чему равна плотность этой жидкости? Какая жидкость находится в сосуде? 3. Почему мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара? Вариант 2. 1. Сила тяжести, действующая на закрытый металлический контейнер с грузом, равна 10000 Н, объем контейнера 1, 5 м3 . Всплывет он или утонет, если его опустить в воду? 2. Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в него опустить груз на нитке так, как показано на рисунке? Одинаково ли будет давление на дно сосуда в точках A и B? Ответы поясните. 3. Площадь малого поршня гидравлической большого. На малый поршень поставили груза, который надо положить на большой находились в равновесии. (Весом поршней машины в 50 раз меньше, чем гирю весом 20 Н. Определите вес поршень, чтобы поршни пренебречь.) Контрольная работа № 6 «Работа и мощность» Вариант 1. 1. Какая сила должна быть приложена к левому концу невесомого рычага, чтобы он находился в равновесии? 2. Ведро с песком весом 120 Н поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10 м, действуя на веревку силой 125 Н. Определите КПД установки. Вариант 2. 1. Мощность двигателей космического корабля «Восток» была равна 1,5∙107кВт. Какую работу производили двигатели этого корабля за 1 с? 2. При равномерном перемещении груза весом 150 Н по наклонной плоскости динамометр, привязанный к грузу, показывал силу, равную 40 Н. Определите КПД наклонной плоскости, если ее длина 1,8 м, а высота 0,3 м. Контрольные работы в 8 классе Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» Вариант 1. 1. Стальная деталь массой 500г при обработке на токарном станке нагрелась на 200С. Чему равно изменение внутренней энергии детали? 2. Какую массу пороха нужно сжечь, чтобы при полном сгорании выделилось 38 000 кДж энергии? 3. Оловянный и латунный шары одинаковой массы, взятые при температуре 200С, опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат шары от воды при нагревании? 4. На сколько изменится температура воды массой 20 кг, если ей передать всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина массой 20 г? Вариант 2. 1. Определите массу серебряной ложки, если для изменения её температуры от 20 до 400С требуется 250 Дж энергии. 2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 200 г? 3. Стальную и свинцовую гири массой по 1 кг прогрели в кипящей воде, а затем поставили на лед. Под какой из гирь растает больше льда? 4. Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при сгорании каменного угля массой 500 г? Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» Вариант 1. 1. Какое количество теплоты необходимо для плавления медной заготовки массой 100г, взятой при температуре 10750 С? 2. При кипении воды было затрачено 690 кДж энергии. Найдите массу испарившейся воды. 3. Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки? Вариант 2. 1. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 200г, взятой при температуре 500 С? 2. Определите массу медного бруска, если для его плавления необходимо 42 кДж энергии. 3. Почему для измерения низких температур воздуха используют спиртовые, а не ртутные термометры? Контрольная работа №3 по теме « Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома» Вариант 1. 1. При трении о шелк стекло заряжается... А. положительно. Б. отрицательно. 2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно... A. не имеет заряда. Б. заряжено положительно. B. заряжено отрицательно. 3. На рисунке изображены легкие шарики, подвешен-ные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды? А. 1. Б. 2. 4. К шарику поднесена потертая о мех палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик? А. Положительный. Б. Отрицательный. 5. Как зарядится металлическое тело А, если к нему поднести заряженное тело В (рис)? A. Положительно. Б. Отрицательно. B. Нейтрально. 6. Каким стержнем - стеклянным, эбонитовым или стальным - нужно соединить электроскопы, чтобы они оба оказались заряженными (рис)? А. Стеклянным. Б. Эбонитовым. В. Стальным. 7. Медный стержень, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Изменится ли при этом масса стержня? А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится. 8. Какая частица имеет наименьший отрицательный электрический заряд? А. Электрон. Б. Нейтрон. В. Протон. 9. На рисунке изображена схема атома лития. Заряжен ли этот атом? A. Атом заряжен отрицательно. Б. Атом заряжен положительно. B. Атом электрически нейтрален. 10. Какой химический элемент схематично изображен на рис? А. Водород. Б. Литий. В. Гелий Вариант 2. 1. При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается... А. положительно. Б. отрицательно. 2. Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шелк, то оно... A. заряжено положительно. Б. заряжено отрицательно. В. не имеет заряда. 3. На рисунке изображены шарики, подвешенные на шелковых нитях. На каком из рисунков показаны шарики, заряженные разноименными зарядами? А. 1. Б. 2. 4. К бузиновому шарику поднесена потертая о шелк сте-клянная палочка (рис). Какой по знаку заряд имеет шарик. А. Отрицательный. Б. Положительный. 5. На какое из заряженных тел действует с меньшей силой заряженный шар (рис)? А. 1. Б. 2. В. 3. 6. Каким стержнем - медным, эбонитовым или стальным - соединены электроскопы (рис)? А. Медным. Б. Эбонитовым. В. Стальным. 7. Железный шар, имевший отрицательный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральный. Изменится ли при этом масса шара? A. Не изменится. Б. Увеличится. В. 8. Какие частицы входят в состав ядра атома? А. Электроны и протоны. Б. Нейтроны и протоны. B. Электроны и нейтроны. 9. На рисунке изображена схема атома водорода. A. Атом заряжен отрицательно. Б. Атом заряжен положительно. B. Атом электрически нейтрален. 10. Какой химический элемент схематично А. Водород. Б. Литий. В. Гелий. Уменьшится. Заряжен ли этот атом? изображен на рисунке? Контрольная работа №4 «Электрический ток. Соединение проводников» Вариант 1. 1. По рисунку определите: а) общее сопротивление участков CD и (сопротивление амперметров не учитывайте); б) показания амперметров А1 и А3, если амперметр А2 показывает силу тока I2 = 0,1А. 2. На рисунке представлен график зависимости силы тока от напряжения в проводнике. Определите: а) при каком напряжении сила тока в проводнике равна 3А; б) сопротивление проводника. BD I, A 4 2 2 U,B Вариант 2. 1. Имеется два куска медного провода одинаковой длины. Площадь поперечного сечения первого провода в 2 раза больше, чем второго. Сравните сопротивления (R1 и R2) проводов. Сравните напряжения (U1 иU2) на проводах при их: а) последовательном соединении (рис. а); 4 6 8 10 б) параллельном соединении (рис.б). 2. Утюг включен в сеть с напряжением 220 В. Определите силу тока, проходящего через нагревательный элемент утюга, если его сопротивление равно 55 Ом. Контрольная работа №5 по теме «Электрические явления» Вариант 1. 1. Два проводящих шарика, подвешенные на нитях, друг к другу (рисунок). притягиваются а) Может ли один из шариков быть заряжен, а другой – нет? б) Могут ли оба шарика быть заряжены? Если да, то одноименно или разноименно? 2. Начертите схему электрической цепи, состоящей из гальванического элемента, ключа, реостата, амперметра и вольтметра, подключенного так, чтобы, не меняя точек его присоединения, им можно было бы поочередно измерять напряжение на гальваническом элементе и на реостате. При каком положении ключа вольтметр будет показывать напряжение на гальваническом элементе, а при каком – на реостате? 3. Сила тока, протекающего через вольтметр, равна 1мА. Определите сопротивление вольтметра, если он показывает напряжение, равное 12В. 4. Две электроплитки с одинаковым сопротивлением R включили в сеть последовательно. Как и во сколько раз изменится количество теплоты, выделяемое плитками, если их включить в эту же сеть параллельно? (Напряжение в сети постоянно). Ответ объясните. Вариант 2. 1. Две подвешенные на нитях проводящие гильзы отталкиваются друг от друга (рис.1). а) Может ли одна из гильз быть заряжена, а другая – нет? б) Могут ли обе гильзы быть заряжены? Если да, то одноименно или разноименно? 2. На рисунке представлен график зависимости силы тока в цепи от напряжения. Определите силу тока на участке цепи при напряжении 10 В и 15 В. Чему равно сопротивление этого участка цепи? 3. Найдите отношение сопротивлений двух медных проводников, если и длина, и площадь поперечного сечения первого проводника в 2 раза больше, чем второго. 4. В осветительную сеть включили электроплитку с сопротивлением R. Как и во сколько раз изменится количество теплоты, выделяемое электроплиткой, если последовательно с первой включить вторую плитку с таким же сопротивлением R? (Напряжение в сети постоянно). Ответ объясните. Контрольная работа (15-20 мин) по теме «Электромагнитные явления» Вариант 1 1. На рисунке 65изображен прямой проводник с током и магнитная стрелка под ним, установившаяся в его магнитном поле. Перенесите рисунок в тетрадь и укажите направление магнитной линии этого поля. 2. На рисунке 66 показаны две катушки, подвешенные на проводниках. Что нужно сделать, чтобы они притянулись или оттолкнулись? 3. На рисунке 67 показан полосовой магнит. В какой точке (1, 2 или 3) действие магнита самое слабое? Вариант 2 1. Железный стержень приблизили одним концом к северному полюсу магнита. Северным или южным полюсом будет противоположный конец стержня? 2. На рисунке 68 показан полосовой магнит и несколько линий его магнитного поля. Сделайте аналогичный рисунок и укажите направление магнитных линий. 3. На рисунке 69 показана магнитная стрелка на подставке. Когда к ней приблизили южный полюс полосового магнита, стрелка осталась неподвижной. Сделайте рисунок и покажите на нем, какой полюс магнитной стрелки расположился ближе к магниту. Контрольная работа №7 по теме «Световые явления» Вариант 1. Среда 1 1. По рисунку определите, какая среда 1или 2 – является оптически среда 2 более плотной? 2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением? 3. На рисунке изображено зеркало и падающие 1 на него лучи 1 – 3 . Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения. 4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного. 5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси? Вариант 2. 1. На рисунке изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча. 2. На рисунке изображены два параллельных луча света, падающих из стекла в воздух. На каком из рисунков а – в правильно изображен примерный ход этих лучей в воздухе? а б в 3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы? 4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его. 5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила? Контрольные работы в 9 классе Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематика» Вариант 1. 1. Можно ли считать воздушный шар материальной точкой при определении архимедовой силы FA, действующей на шар в воздухе? (FA = g ρвоздуха Vшара) 2. Мяч, упав с высоты 2 м и отскочив от земли, был пойман на высоте 1 м. В обоих направлениях мяч двигался вдоль вертикальной прямой. Определите путь l и перемещение s мяча за всё время его движения. 3. Два автомобиля движутся по прямолинейному участку шоссе. На рисунке изображены графики проекций скоростей этих автомобилей на ось Х, параллельную шоссе. а) Как движутся автомобили: равномерно или равноускоренно? б) Как направлены их скорости по отношению друг к другу? в)С какой по модулю скоростью движется первый автомобиль? второй? 4. Скорость скатывающегося с горы лыжника за 3 с увеличилась от 0,2 м/с до 2 м/с. Определите проекцию вектора ускорения лыжника на ось Х, сонаправленную со скоростью его движения. 5. Поезд движется со скоростью 20 м/с. Чему будет равна скорость поезда после торможения, происходящего с ускорением 0, 25 м/с2, в течение 20 с? 6. На рисунке показано, как меняется с течением времени проекция вектора скорости тела. Пользуясь графиком, определите проекцию ах и модуль а вектора ускорения, с которым движется тело. 7. Поезд движется прямолинейно со скоростью 15 м/с. Какой путь пройдет поезд за 10 с торможения, происходящего с ускорением 0, 5 м/с2? Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематика» Вариант 2. 1. Можно ли считать земной шар материальной точкой при определении времени восхода солнца на восточной и западной границах России? 2. Средняя точка минутной стрелки часов находится на расстоянии 2 см от центра циферблата. Определите путь l и перемещение s этой точки за 30 мин, если за час она проходит путь, равный 12, 56 см. 3. Два автомобиля движутся по прямолинейному участку шоссе. На рисунке изображены графики проекций скоростей этих автомобилей на ось Х, параллельную шоссе. а) Как движутся автомобили: равномерно или равноускоренно? б) Как направлены их скорости по отношению друг к другу? в) С какой по модулю скоростью движется первый автомобиль? второй? 4. Скатившийся с горы лыжник в течение 6 с двигался по равнине. При этом его скорость уменьшилась от 3 м/с до 0. Определите проекцию вектора ускорения на ось Х, сонаправленную со скоростью движения лыжника. 5. Какую скорость приобретет автомобиль при разгоне с ускорением 0, 4 м/с2 в течение 10 с, если начальная скорость движения автомобиля была равна 10 м/с? 6. На рисунке показано, как меняется с течением времени проекция вектора скорости тела. Пользуясь графиком, определите проекцию ах и модуль а вектора ускорения, с которым движется это тело. 7. Какое перемещение совершит самолет за 10 с прямолинейного разбега при начальной скорости 10 м/с и ускорении 1,5 м/с2? Контрольная работа № 2 «Законы динамики» Вариант 1 1) На рисунке 20 изображен брусок, движущийся по поверхности стола под действием двух сил: силы тяги F, равной 1,95 Н, и силы сопротивления движению Fc, равной 1,5 Н. С каким ускорением движется брусок, если его масса равна 0,45 кг? 2) Масса висящего на ветке яблока примерно в1025 раз меньше массы Земли. Яблоко притягивается к Земле с силой, равной 3 Н. Притягивается ли Земля к этому яблоку? Если да, то с какой силой? 3) На тележку массой 2 кг, катящуюся по арене цирка со скоростью 0,5 м/с, прыгает собака массой 3 кг. Скорость движения собаки равна 1 м/с и направлена горизонтально по ходу тележки. Определите скорость движения тележки с собакой. 4) На рисунке 21 показано, как менялась с течением времени скорость велосипедиста. Движение велосипедиста было прямолинейным и рассматривалось в инерциальной системе отсчета. В какие промежутки времени равнодействующая всех приложенных к велосипедисту сил была равна нулю? Вариант 2 1) Лыжник массой 60 кг скатывается с горы. При этом за любые 3 с его скорость увеличивается на 1,5 м/с. Определите равнодействующую всех приложенных к лыжнику сил. 2) Сигнальная ракета пущена вертикально вверх со скоростью 30 м/с. Через какой промежуток времени ее скорость уменьшится до нуля? На какую высоту поднимется за это время ракета? (g = 10 м/с2.) 3) Увеличивается или уменьшается сила гравитационного притяжения между Меркурием и Венерой при увеличении расстояния между ними? Во сколько раз изменится сила притяжения, если расстояние между этими планетами увеличится в 2 раза? 4) На рисунке 22 изображены два груза, висящие на концах перекинутых через блоки нитей. Другие концы нитей привязаны к динамометру Д. Какую силу показывает динамометр, если вес каждого из грузов равен 7 Н? Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны» Вариант 1. 1. Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4 с. Определите период и частоту его колебаний. 2. В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения такой волны. 3. Могут ли вынужденные колебания происходить в колебательной системе? в системе, не являющейся колебательной? Если могут, то приведите примеры. 4. Дан график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. Определите по графику период колебаний. Вариант 2. 1. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определите период колебаний лодки. 2. Нитяной маятник колеблется с частотой 2 Гц. Определите период колебаний и число колебаний в минуту. 3. Могут ли свободные колебания происходить в колебательной системе? в системе, не являющейся колебательной? Если могут, то приведите примеры. 4. Координата средней точки иглы швейной машины меняется со временем так, как показано на рисунке. С какой амплитудой колеблется эта точка? Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» (Ф-9) Вариант 1. 1. Магнитное и электрическое поля одновременно можно обнаружить: А. Возле неподвижной заряженной частицы или неподвижного магнита. Б. Только вблизи движущейся заряженной частицы. В. Только вблизи потока заряженных частиц. Г. Возле подвижной заряженной частицы и потока заряженных частиц. 2. Какие преобразования энергии происходят в электрической плитке? 3. Магнитные полюсы катушки с током не переменятся, если: А. Вставить в катушку железный стержень. Б. Вынуть из нее железный стержень. В. Изменить направление тока в ней. Г. Верны ответы А и Б. 4. На рисунке изображен проводник с током в однородном магнитном Определите направление линий индукции магнитного поля, действующего на проводник с силой F. поле. 5. В однородном магнитном поле с индукцией 0,1 Тл находится проводник с током. Длина проводника равна 1,5 м. Он расположен перпендикулярно к линиям магнитной индукции. Определите силу тока в проводнике, если на него действует сила 1,5Н. 6. На рисунке показан график зависимости напряжения на катушки с током от времени. Определите амплитуду, и частоту колебаний напряжения. концах период 7. Расстояние от Земли до Солнца равно 15 ∙1010 м. Сколько 8 времени потребуется свету, чтобы преодолеть его? Скорость света считать равной 3 ∙ 10 м/с. 8. На какой частоте должен работать радиопередатчик, чтобы длина излучаемых им электромагнитных волн была равна 49 м? Вариант 2. 1.Проволочная катушка присоединена к гальванометру поворачивается вокруг магнита, находящегося внутри нее. показывать гальванометр? (см.рис.). Она Что будет А. Гальванометр будет показывать некоторое постоянное тока. Б. Его стрелка будет отклоняться то вправо, то влево. В. Гальванометр будет показывать нуль. Г. Стрелка всегда будет отклонена в одну и ту же сторону. значение силы 2. Какие преобразования энергии происходят при свечении электрической лампы? 3. Магнитное поле катушки с током можно ослабить, если: А. Вставить в катушку железный сердечник. Б. Вынуть сердечник. В. Увеличить электрический ток в катушке. Г. И увеличить силу тока, и вставить железный сердечник. 4. На рисунке изображен проводник с током в однородном поле. Определите направление силы, действующей на проводник. 5. Однородное магнитное поле с индукцией 0,25 Тл действует на находящийся в нем проводник с силой 2Н. Определите длину если сила тока в нем равна 5 А. 6. Сила тока в осветительных проводах меняется с времени согласно графику, представленному на Определите амплитуду, период и частоту колебаний. магнитном проводника, течением рисунке. 7. Радиолокационный импульс, отраженный от цели, возвратился через 0,8 ∙10-6 с после излучения локатором. Чему равно расстояние от локатора до цели? 8. Радиостанция «Европа – плюс» ведет передачи на частоте 106,2 МГц. Найдите длину излучаемой электромагнитной волны. Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра» Все контрольные работы рассчитаны на проверку умений и навыков, которые необходимо развить согласно «Стандарту основного общего образования по физике». Все работы содержат по 2 варианта и ориентированы на среднего ученика. В случае наличия в классе учащихся, занимающихся физикой усиленно, для них можно дать задачу повышенной трудности и оценить ее отдельно.