"экологический паспорт группы"

Алла Кох
Экологический паспорт детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 23

1. Экологическая ситуация .

Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения :

Краснодарский край, усть-Лабинский р-н, х. Железный, ул. Свободная 33

Характеристика непосредственного окружения учреждения

МДОУ находится вдали от автомагистралей. Недалеко от детского сада находится березовая роща. Северная и восточная границы проходят по ул. Гагарина (104м.) и по ул. Свободной (51м.) имеют высокую металлическую прозрачную изгородь. На юге и западе территория граничит с огородами местных жителей. Южная граница от ул. Свободной до уличного туалета обозначена сплошным металлическим забором.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные

Здание детского сада построено в 1970 году. Оно двухэтажное типовое, построено из вулканического туфа, общая площадь здания 1400 кв. метров, высота потолков 3,6м. Здание рассчитано на 110 мест (6 возрастных групп) . В настоящие время функционирует 4 группы, 75 детей.

Общая площадь земельного участка – 5700кв. м (0,57га, периметр около 300 метров.

Территория детского сада ровная . Озеленённая площадь травяного покрытия составляет 63% от общей площади земельного участка.

Двор детского сада имеет асфальтное покрытие.

Затененность территории сада средняя . Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участках много света, а летом кружевная затененность защищает детей от прямых лучей знойного солнца.

Территория детского сада значительна по размерам, и в ней можно выделить несколько отдельных частей : 4 игровые площадки с небольшими зелеными лужайками и мини- клумбами, 4 прогулочных веранд, зеленая зона, детский огород , площадки для сушки белья, территория прилегающая к сливной яме, место сбора мусора, зеленый пустырь – не используемая пока территория, клумбы во дворе и за забором по прилегающим улицам. Создается дорожка здоровья, экологическая тропа . Разрабатываются маршруты оздоровительной ходьбы.

В темное время суток освещается фонарями дневного света.

Почвы, растительный и животный мир

На территории детского сада преобладает чернозем. Удобрения не используется, но привозится песок для игровой деятельности детей и хозяйственных нужд.

Растительный мир

На территории ДОУ представлены различные виды растений : деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой, организовывать физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.

Деревьев на участке достаточно много.

Видовой состав деревьев :

Ива плакучая

Конский каштан

Клён 2 вида

Туя западная

Вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (кусты, а также групповые и единичные посадки) .

Кустарники :

Шиповник

Роза культурная

Испанский дрок

Айва японская

В некоторых местах кустарники образуют живую изгородь.

Травянистые растения

дикорастущие :

Овсяница

Подорожник

Цикорий

Фиалка лесная

Одуванчик

Тимофеевка

Медуница

Клевер

Декоративные

Многолетние декоративные цветы на клумбах :

Рудбекия

Очинок

Дубки, хризантемы

Ландыши

Луковичные (нарциссы, тюльпаны, крокусы)

Сентябринкы белые, розовые, голубые

Ромашки

Циннии разных сортов и цветов

Однолетние декоративные цветы на клубах

(меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам без сильно выраженного запаха)

Животный мир

На территории детского сада встречаются :

Млекопитающие

Воробьи

Трясогузки

Ласточки

Скворцы

насекомые

Различные виды бабочек

Жуки (божьи коровки, жужелицы, майский жук, жук-носорог)

Клопы-пожарники

Комары

Муравьи

Стрекозы

Кузнечики

Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных следований.

Зонирование территории

Различные зоны детского сада , тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на карте-схеме.

Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как МДОУ находится вдали от автомагистралей. Шумовой фон умеренный. С расстояния 3-5 метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума является проезжая часть. Шум проезжающих машин слышен с восточной части участка, прилегающих к забору. Участок в целом чистый, регулярно убирается.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания

Здание детского сада построено в 1970 году. Из вулканичного туфа, со штукатуркой и побелкой.

Здание двухэтажное, находится в удовлетворительном состоянии, в соответствии с санитарными нормами.

2 группы изолированы друг от друга, 2 смежные, в каждой группе имеется игровая комната, спальня, раздевальная комната, туалетная и умывальная комната. В групповых комнатах потолок и стены побелены водоэмульсионной краской, пол покрыт линолеумом. В спальных комнатах на потолках обои, пол покрыт линолеумом.

Для отделки здания применялись экологически чистые природные материалы и в небольшом количестве синтетические материалы, разрешенные санитарными органами для использования в детских учреждениях .

В детском саду функционируют 4 дошкольные группы. Имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием; кабинет логопеда, методический кабинет.

Также оборудован медицинский кабинет, изолятор.

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

Использование воды

Детский сад в месяц потребляет 60-90 м3 воды.

Вода используется как средство гигиены (закаливающие процедуры, мытье рук до и после еды, по мере загрязнения) и полива растений в теплый период года.

В летний период расходуется большее количество воды, так как

Увеличивается расход воды на гигиенические цели. На полив территории и уборку веранд.

Вода поступает централизованно от ОАО «Водоканал»

В МДОУ установлен водяной счетчик, по которому ведется расчет за использованную воду.

Оплату за воду осуществляет детский сад регулярно через Централизованную бухгалтерию.

Санитарно-техническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Утечки воды в детском саду нет , все краны в исправном состоянии.

Использование энергии

детским садом используется 160-200 кВт/ч в месяц

В детском саду используются энергосберегающие и люминесцентные лампы

Электроэнергия поступает по линиям электропередач

ведется строгий учет расходования электроэнергии

Отопление

В детском саду имеется централизованное отопление

Регулирование теплового режима осуществляется путем проветривания (сквозного и углового)

Мусор собирается в мусорные баки

В детском саду 4 вида отходов : листва, бытовой мусор, жидкие сточные воды, пищевые отходы.

Бросовый материал (упаковочная тара используется при изготовлении поделочного и дидактического материала. Жидкие отходы сбрасываются в специально оборудованную сливную яму. Откачиваются по мере наполнения. Листва, бытовой мусор и пищевые отходы сосредотачиваются на специальной бетонной площадке в ящиках. Площадка находится в стороне от игровых зон, от всей территории детского сада изолирована сплошным металлическим забором.

Химические вещества

В детском саду используются следующие химические вещества :

Мыльно-содовый раствор

o для покраски- лаки и краски, растворители

o Чистящее средство типа «Пемолюкс»

o Жидкое мыло для мытья посуды типа «Капля»

o для стирки белья – стиральные и моющие средства

Для дезинфекции – хлорсодержащие вещества

5. Профессиональная и методическая подготовка

В детском саду функционируют 4 дошкольных групп.

Общая численность детей 75 человек.

Программы, методики

Реализуемые программы :

Комплексные :

«Программа воспитания и обучения в детском саду » под ред. М. А. Васильевой.

Литература

- Экологическое воспитание в детском саду , О. А. Соломенникова, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

Ребёнок и окружающий мир, О. В. Дыбина, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве , С. Н. Николаева, Новая школа,

Дидактические материалы

Экологические игры :

«Семь желаний природы»

«Если бы я был деревом»

«Дерево - это.»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«С какого дерева листок»

«Экологический светофор »

«Зоологическое лото»

«Вершки и корешки»

«Какое время года»

«Что за птица»

«Что где растет»

Основные направления работы

В ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей как одного из факторов улучшения здоровья детей с аллергопатологией. Оборудована экологическая тропа , наработано методическое обеспечение для работы на ней с детьми. В детском саду проходят экологические праздники и экологические развлечения , проводятся экологические викторины , систематически по учебному плану проводятся занятия по формированию экологической культуры у дошкольников; на прогулках ведутся наблюдения, экспериментирование на экологической тропе МДОУ , проводятся экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада .

Благоустройство и использование территории ДОУ

По возможности заменить цветущие растения на участках на растения без ярко выраженного цветения для предупреждения поллинозов у детей

Всю грунтовую территорию засеять газонной травой

Посадить новые деревья

Заменить цветущие кустарники (спирею) на самшит

Кох А. В. – воспитатель.

Местонахождение дошкольного учреждения:

Город Краснодар, Центральный административный округ, ул. 40-летия Победы, 29/17, район Чистяковской рощи.

Характеристика непосредственного окружения учреждения

МДОУ находится вдали от автомагистралей, в парковой зоне, на территории Детского дошкольного городка «Сказка». Недалеко от детского сада находится Чистяковская роща, водозабор «Роща», центр «Матери и ребенка».

В непосредственной близости от ДОУ расположена Чистяковская роща, представляющая интерес с точки зрения улучшения состояния здоровья детей и экологического образования (экскурсии, интересные природные объекты).

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные

Здание детского сада построено в 1969 году. Оно состоит из двух корпусов, в которых расположены 7 возрастных групп.

Здание детского сад является объектом культурного наследия и входит в комплекс зданий краевой выставки сельского хозяйства, павильон № 7, павильон №41.

Общая площадь земельного участка - 8261 м 2

Общая застроенная площадь - 1525 м 2

Заасфальтировано - 1753 м 2

Озеленённая площадь - 4983 м2

Территория д етского сада ровная. Озеленённая площадь травяного покрытия составляет 63% от общей площади земельного участка.

Затененность территории сада средняя. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участках много света, а летом кружевная легкая затененность защищает детей от прямых лучей знойного солнца. Хвойные деревья выделяют фитонциды, что благоприятно сказывается на здоровье детей с заболеваниями иммунной системы (бронхиальная астма, атопический дерматит).

Участки МДОУ оборудованы спортивным и игровым инвентарем. Имеется мини стадиона с грунтовым травяным и частично асфальтовым покрытием. Создана дорожка здоровья, экологическая тропа. Разработаны и проложены маршруты оздоровительной ходьбы.

Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1,5 метров. В темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

Почвы, растительный и животный мир

Почва

На территории детского сада преобладает чернозем. Удобрения не используется, но привозится песок для игровой деятельности детей и хозяйственных нужд.

Растительный мир

На территории ДОУ представлены различные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой, организовывать физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.

Деревьев на участке достаточно много. На территории ДОУ посажено 57 деревьев, из них 26 - хвойных пород и 31- лиственных.

Видовой состав деревьев:

· береза

· ива остролистная

· орех

· конский каштан

· платан

· липа

· вяз

· клён

· рябина

· сосна

· кипарис

· ель

· туя западная

· лиственница

Вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (кусты), а также групповые и единичные посадки).

Кустарники:

· жасмин

· форзиция

· спирея «невеста»

· самшит

В некоторых местах кустарники образуют живую изгородь, в частности самшит и невеста.

Травянистые растения

дикорастущие:

· спорыш

· овсяница

· подорожник

· цикорий

· фиалка лесная

- одуванчик

- тимофеевка

- лопух

- медуница

- клевер

декоративные

многолетние декоративные цветы на клумбах:

- рудбекия

- очинок

- дубки

- хосты

- ландыши

- ирисы

- луковичные (нарциссы, тюльпаны, крокусы)

однолетние декоративные цветы на клубах

(меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам без сильно выраженного запаха)

Животный мир

На территории детского сада встречаются:

Млекопитающие

- белки

- кошки

- ежи

- собаки

птицы

· воробьи

· вороны

· галки

· трясогузки

· голуби

· синицы

· дятлы

· стрижи

· ласточки

· совы

· пересмешники

· скворцы

· сойки

насекомые

- различные виды бабочек

- жуки (божьи коровки, жужелицы, майский жук, жук-носорог)

- клопы-пожарники

- мухи

- комары

- пчёлы

- осы

- муравьи

- шмели

- пауки

Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных следований.

Зонирование территории

Различные зоны детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на карте-схеме.

Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как МДОУ находится вдали от автомобильной проезжей части дороги. Шумовой фон умеренный. С расстояния 3-5 метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума является автомагистраль. Шум проезжающих машин слышен с восточной части участка, прилегающих к забору. Участок в целом чистый, регулярно убирается.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания

Здание детского сада построено в 1969 году. Фундамент бетонный, стены и их наружная отделка кирпичная, со штукатуркой и побелкой.

Здание одноэтажное, находится в удовлетворительном состоянии, в соответствии с санитарными нормами.

Группы изолированны друг от друга, в каждой группе имеется игровая комната, спальня, раздевальная комната, туалетная и умывальная комната. В групповых комнатах потолок и стены побелены известью, пол покрыт паркетом. В спальных комнатах подвесные потолки, пол покрыт линолеумом.

В детском саду функционируют 7 дошкольные группы для детей с аллергопатологией в пяти групповых ячейках. Имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием; зал ЛФК, кабинет логопеда, кабинет психолога, методический кабинет.

Также оборудован медицинский кабинет, физиокабинет, кабинет врача-аллерголога, изолятор.

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

Использование воды

· Детский сад в сутки потребляет в сутки м 3 воды

· Вода используется как средство гигиены (закаливающие процедуры, мытье рук до и после еды, по мере загрязнения) и полива растений в теплый период года.

· В летний период расходуется большее количество воды, так как

· увеличивается расход воды на гигиенические цели. На полив территории и уборку веранд.

· Вода поступает централизованно от АО «Водоканал»

· Вода стекает по канализационным трубам в общий водосток микрорайона Чистяковской рощи.

· В МДОУ установлен водяной счетчик, по которому ведется расчет за использованную воду.

· оплата ведется за счет муниципалитета

· санитарно-техническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Использование энергии

· детским садом используется кВт/ч в месяц

· оплата за использование электроэнергии производится по показаниям электросчетчика из средств муниципалитета.

· в детском саду используются энергосберегающие и люминесцентные лампы

· электроэнергия поступает по линиям электропередач от подстанции

· ведется строгий учет расходования электроэнергии

Отопление

· В детском саду имеется централизованное отопление

· Регулирование теплового режима осуществляется путем проветривания (сквозного и углового)

Отходы

· Мусор собирается в мусорные баки

· Оплата за вывоз мусора производится централизованно за счет средств муниципалитета.

· Бросовый материал (упаковочная тара используется при изготовлении поделочного и дидактического материала.

Химические вещества

В детском саду используются следующие химические вещества:

СМС (порошки типа «Кристалл», «Аист»и др.)Мыльно-содовый раствор

· Кальцинированная сода

· Чистящее средство типа «Пемолюкс»

· Жидкое мыло для мытья посуды типа «Капля»

· Демеркуризация ламп накаливания

5. Профессиональная и методическая подготовка

В детском саду функционируют 7 дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с аллергопатологией.

Общая численность детей 109 человек.

человека обслуживающего и педагогического персонала.

Программы, методики

Реализуемые программы:

Комплексные:

· «Программа воспитания и обучения в детском саду»под ред. М.А.Васильевой.

Парциальные

· «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, Р.Б. Стеркина.

· «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина»

Кадры

· Педагогические работники- чел.

· Медицинские работники- чел.

Литература

- Экологическое воспитание в детском саду, О.А. Соломенникова, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

- Ребёнок и окружающий мир, О.В. Дыбина, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

- Экологический словарь, С.В. Рянжин, Санкт-Петербург, 1996г.

- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, С.Н. Николаева, Новая школа,

Дидактические материалы

Экологические игры:

· «Семь желаний природы»

· «Если бы я был деревом»

· «Дерево - это...»

· «Что такое хорошо и что такое плохо»

· «С какого дерева листок»

· «Экологический светофор»

Лото

· «Зоологическое лото»

· «Вершки и корешки»

· «Какое время года»

· «Что за птица»

· «Что где растет»

Основные направления работы

В течение 2009 -2010 года вопросы экологического воспитания брались задачами года. В ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей как одного из факторов улучшения здоровья детей с аллергопатологией. Оборудована экологическая тропа, наработано методическое обеспечение для работы на ней с детьми. В детском саду проходят экологические праздники и экологические развлечения, проводятся экологические викторины, систематически по учебному плану проводятся занятия по формированию экологической культуры у дошкольников; на прогулках ведутся наблюдения, экспериментирование на экологической тропе МДОУ, проводятся экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада, ДДГ «Сказка», Чистяковской рощи.

Благоустройство и использование территории ДОУ

По возможности заменить цветущие растения на участках на растения без ярко выраженного цветения для предупреждения поллинозов у детей

- всю грунтовую территорию засеять газонной травой

- обновить альпийскую горку

- вырубить старые деревья (две сосны), посадить новые

- дооборудовать мини-сквер на свободной территории

- заменить цветущие кустарники (спирею) на самшит

- посадить можжевеловую аллею

Вопросы о растениях.

· Назови, какие ты знаешь лекарственные растения?

(Клевер, репейник, мать-и-мачеха, лютик едкий, тысячелистник, алое, Щавель, ландыш майский, василек, крапива, гвоздика травяная. Пижма, шиповник.)

· Какие грибы называются также как и деревья?

(Подберезовик, подосиновик)

· Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

(У хвойных деревьев вместо листьев -иголки, хвоя, они не боятся мороза)

· Какое дерево летом и зимой остается зеленым?

(Ель. Сосна.)

· Какую пользу приносят деревья?

(Листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух кислородом.)

· Почему растение называют мать -и - мачеха?

(Снизу листик теплый, мягкий, как мать, а сверху — гладкий, холодный- мачеха.)

· Почему нельзя уничтожать мухоморы?

(Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

· Для чего нужна трава?

(Для красоты, как корм животных,душистые вещества для получения духов, очищает воздух)

Вопросы о животных.

· Какие животные и насекомые являются санитарами леса?

(Волки, муравьи.)

· Почему в одних сказках — заяц -белый, а в других — серый?

(белый заяц бывает зимой, весной и летом — серый)

· Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

· Посмотрите-ка какая,

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(лиса)

· Назови домашних животных?

(Собака, лошадь, корова, кошка, овца...)

· Назови диких животных?

(Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка...

Вопросы о птицах.

· Для чего птице нужен хвост?

(С помощью хвоста птица управляет полетом как рулем.)

· Какие птицы и насекомые предсказывают погоду?

(Ласточки, стрижи -низко летают перед грозой, муравьи прячутся в домики перед ненастьем, комары вьются к теплой погоде.)

· Почему июнь называют месяцем тишины?

(Птицы сидят на гнездах. Высиживают птенцов)

· Почему глухаря так назвали?

(Когда он поет-токует -он глохнет)

· Назови хищных птиц?

(Орел, ястреб, сокол, сова.)

· Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на дерево? Назовите перелетных птиц?

(Журавли, ласточки, грачи, скворцы, гуси, кукушка. соловей)

Вопросы о насекомых.

· Какую пользу приносят муравьи?

(Очищают лес от мусора, вычесывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью.)

· Из чего муравьи строит свои дома?

(Из хвойных иголок. Листьев. Кусочков коры. Веточек.)

· Расскажите как появляется бабочка?

(Из яичка появляется гусеница, гусеница становится куколкой. Из куколки появляется бабочка.)

· Какую пользу приносит червяк?

(Рыхлит почву. Чтобы корни растений больше получали больше влаги и воздуха.)

· Куда зимой пропадают насекомые?

(Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку.

· Муха-Цокотуха:

«Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт. Летит-воет,

На землю сядет — роет.

Назван по одному из весенних месяцев.»

(майский жук)

Вопросы о природе.

· СТАРИЧЕК-ЛЕСОВИЧЕК спрашивает:

«Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель и холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели. Бегут ручьи. От тепла осел снег. Почернел и начал таять. На крышах плачут сосульки. Но почки еще не набухли. Когда это бывает? »

(В начале весны.)

· ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: «Почему в народе говорят: весна да осень- на дню погод восемь?»

(Весной очень переменчивая погода. С утра холодно, как зимой, днем солнце греет, все тает, а может и снег посыпать, и снова выглянет солнце — и все в один день.)

· Какой снег быстрей тает- грязный или чистый?

(Грязный. Потому что солнце к темному припекает быстрей)

«Экологический паспорт детского сада общеразвивающего вида № 9 «Гнездышко» г. Сарова Нижегородской области»

Цели и задачи составления «экологического паспорта»

Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

1.Экологическая ситуация.

1.1.ДОУ находится по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Духова, д. 5.

а) Мы живем в удивительно зеленом и чистом городе Сарове.

Наш детский сад находится в микрорайоне, построенном 53 года назад. Детский сад расположен во внутриквартальной территории, и защищён от ближайших дорог рядом пятиэтажных домов, деревьями, кустарниками, газонами. Рядом с детским садом нет крупных автостоянок. Таким образом, проблема загазованности для детского сада не актуальна.

б) Почва на территории детского сада состоит из строительного мусора, покрытого тонким слоем земли. Однако, благодаря тому, что ежегодно в течение 8 лет земля обогащается торфом, территорию детского сада удалось превратить в цветущий благоухающий остров (приложение А -из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»).

Однако на территории ДОУ имеются и проблемные места. Некоторые участки сильно вытоптаны, несмотря на облагораживание почвы. С этих участков, в сухую погоду, поднимается пыль, в сырую - на них быстро образуются островки грязи. Соответственно, принято решение о более тщательном подборе почвопокровных растений. Осенью на этих участках высаживают семена неприхотливых, устойчивых к вытаптыванию растений (газонная трава).

в) Уровень шумового фона, по данным СЭС, соответствует нормативным показателям, так как территория ДОУ окружена зелеными насаждениями.

К загрязнителям окружающей среды относится и антропогенный шум. Воздействие шумового фактора на здоровье человека выражается в расстройстве сердечно - сосудистой, эндокринной системы, развитии язвенной болезни, затруднении усвоения учебного материала и др. Естественно, что, пребывая в детском саду, среди большого количества детей, ребенок оказывается в среде повышенного шумового воздействия. Однако с помощью различных мер это воздействие может быть снижено. Так, например, воспитатели стараются говорить не громко, но членораздельно, как - бы, «задавая» громкость речи в группе. С осторожность используется музыка, как фон детской деятельности.

г) Радиационная обстановка

В последние три года радиационная обстановка на территории области остается стабильной. Верхне-Волжское УГМС регулярно выполняет наблюдения за гамма-фоном в 18 населенных пунктах области и наблюдения за радиоактивностью выпадений из атмосферы - в 3 пунктах (Н.Новгород, Шахунья, Лукоянов). В Н.Новгороде проводились наблюдения за радиоактивным загрязнением в приземном слое атмосферы (Приложение: диаграмма).

д) Об одной природной составляющей жители нашего города могут сказать - это наше богатство.

Речь идет, конечно же, о воде. Мы пьем, используем в быту и хозяйстве чистую артезианскую воду. В этой воде нет ни одного дезинфицирующего агента. Саровская вода соответствует требованиям международных стандартов питьевой воды и характеризуется тремя нолями: ноль вкуса, ноль цвета, ноль запаха. Этот «подземный Байкал» - богатство не только Сарова, но и всей России. При разумном потреблении запасов этой воды хватит на многие сотни лет. Наша вода - это вода ледникового периода, залегает она в доломитовых и известковых отложениях древних морей. Проходя через древние отложения микроорганизмов, пролежавших миллионы лет, вода приобретает уникальные целебные свойства.

Результаты исследований поверхностных водоемов Мордовского Государственного природного заповедника (МГПЗ) и водоемов города Сарова.:

В водоемах МГПЗ обнаружен 61 вид фитопланктона, в водоемах г. Саров - 37 видов. В Мордовском заповеднике в озере Инорки обнаружен 51 вид фитопланктона, в оз. Тучерки - 17 видов, в пруду Вальза - 22 вида. В г. Саров в оз. Протяжка обнаружено 19 видов фитопланктона, в пруду Варламовский - 18 видов, в Филлиповке - 13 видов, в оз. Гадово - 12 видов. Таким образом, наибольшее количество видов встречается в озере Инорки МГПЗ. Практически одинаковое количество видов обнаружено в пруду Вальза, пруду Протяжка, пруду Варламовский и озере Тучерки. Наименьшее количество видов встречено в пруду Филлиповский и Гадовом озере (Приложение №1).

В водоемах Мордовского заповедника чаще всего встречаются водоросли: Koliella elongata Nygaard, Autospore af Monoraphidium setiforme Komarkova-Legnerova, Hydrodictyon reticulatum Lagerh (Гидродикцион сетчатый). .В водоемах г. Саров чаще всего встречаются водоросли: Oscillatoria redekel, Koliella elongata Nygaard, Volvox globator Ehrenberg.

Степень видового разнообразия фитопланктона в водоемах МГПЗ больше, чем в водоемах ЗАТО г. Саров.

Наибольшая биомасса фитопланктона в пруду Протяжка, наименьший показатель в пруду Варламовка г. Саров. В водоемах г. Саров наблюдается сильная разница значений биомассы фитопланктона. В водоемах МГПЗ биомасса фитопланктона не имеет резких отличий в значениях (Приложение №2).

Таким образом, несмотря на большое количество видов фитопланктона и степени видового разнообразия в озере Инорки по биомассе фитопланктона оно уступает пруду Протяжка и озеру Гадово г. Сарова.

По степени обилия высшей водной растительности лидируют водоемы МГПЗ, а в частности озеро Инорки - 25 видов и озеро Тучерки - 20 видов. Среди водоемов г. Сарова по степени обилия высшей водной растительности лидируют озера Варламовка и Филлиповка - 13 видов. В водоемах МГПЗ наиболее часто встречаются: водокрас лягушачий, ряска малая, роголистник погруженный, осока заячья, осока пузырчатая, телорез обыкновенный. В водоемах города - роголистник погруженный, осока пузырчатая, рдест плавающий, частуха подорожная.

В заповеднике озера - Инорки и Тучерки относятся к бета-мезосапробным водоемам, а пруд Вальза к альфа-мезосапробным. В г. Саров Гадово озеро - олигосапробный водоем, озера Протяжка и Филлиповка относятся к бета-мезосапробным водоемам, озеро Варламовка к альфа-мезосапробным (Приложение №3).

Результаты проведенного химического анализа показали повышенное содержание нитратов в Варламовке г. Саров. Это объясняется расположением водоема вблизи производственной площадки, а также возможно попадание нитратов с ливневыми стоками с прилегающих территорий. Повышенное содержание катионов железа в пруду Вальза МГПЗ объясняется естественным богатством почв и грунта водоема железом (до основания заповедника в реке Вальза и Вальзинском пруду добывали железную руду).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что наиболее благополучными по экологическому состоянию являются водоемы Мордовского Государственного заповедника. Это объясняется заповедным режимом и отсутствием антропогенного воздействия. Водоемы г. Саров менее благополучны по экологическому состоянию (особенно монастырский пруд Варламовский), так как, либо находятся вблизи промышленной зоны, либо используются как рекреационная зона.

Хотелось бы надеяться, что изучаемые памятники природы города Сарова будут охраняться не только на бумаге, но и на деле.

Приложение №1.

Сравнительная диаграмма количества видов фитопланктона.

Приложение №2.

Сравнительная диаграмма биомассы фитопланктона .

Приложение №3.

Сравнительная диаграмма распределения изучаемых водоемов по зонам сапробности, согласно коэффициенту сапробности.

1.2. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазин, аптека, МДОУ ясли №21 «Ромашка», Дворец творчества школьников (ДТШ), Дворец культуры (ДК), городской сквер с фонтаном (экологическая тропинка), центр ЖКХ, лесной массив, по территории которого проходит «тропа здоровья».

Из парков города ближе всего расположен Детский парк по улице Сосина с асфальтовыми аллеями для прогулок, зелеными газонами, клумбами, разнообразными аттракционами для детей дошкольного возраста. В парке произрастает несколько видов деревьев и кустарников. (Приложение: фотография со спутника).

2.Характеристика территории учреждения.

2.1 Детский сад построен в 1956 году. На территории есть спортивная площадка, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона, зоны для игр и отдыха детей дошкольного возраста, клумбы, огороды, веранды для прогулок во время ненастной погоды, уголок нетронутого луга.

Общая площадь территории детского сада - 4625 кв.м.

Площадь четырёх игровых площадок - 700 кв.м

Спортивная площадка - 262 кв.м

Площадь хозяйственной территории - 525 кв. м

Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 20 до 60 лет.

2.2 Список растений территории ДОУ

Культурные

Бобы

Петрушка

Укроп

Горох

Капуста

Огурцы

Перец

Томаты

Топинамбур

Ромашка многолетняя

Ноготки

Тюльпан

Георгины

Гладиолусы

Ирисы

Нарциссы

Маргаритки

Бархатцы низкие

Растения огорода ежегодно меняются, дополняются. Рассаду для огорода выращивают дети старшей и подготовительной групп на подоконниках.

Сорные и дикорастущие

Подорожник

Мать - и - мачеха

Вьюнок

Виноград дикий

Одуванчик

Клевер ползучий

Травы

Газонная трава

Тимофеевка луговая

Мышиный горошек

Мятлик луговой

Спорыш

Деревья

Тополь

Береза

Ясень

Клен

Яблоня

Слива

Ель

Кустарники

Жасмин

Ирга

Сирень

Барбарис

Шиповник

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения. Сухих и старых деревьев на территории ДОУ нет, так как ежегодно, по необходимости, их убирают.

Список животного мира территории ДОУ

Птицы

Грач

Ворона

Воробей

Галка

Снегирь

Синица

Трясогузка

Сорока

Голубь

Насекомые

Муравей

Муха

Комар

Мошки

Бабочки

Стрекоза

Жужелица

Кузнечик

Божья коровка

Пчела

Оса

Шмель

Майский

Жук

Клоп - солдатик

Зеленый клоп

Животные

Ёжик

Перечень животных не полный, требует дополнительных исследований. Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близлежащих домов. Это приводит к загрязнению песка в песочницах. Эту проблему решили следующим способом: ежегодная полная замена песка в песочницах, систематическое исследование на степень биологического загрязнения, закрывание песочниц на ночь клеенчатыми «крышками», информирование родителей о домашних животных - переносчиках болезней.

2.3. Зонирование территории.

Увлажненные участки находятся в северо-восточной и восточной частях территории. Сухая зона - на юге. Затененная зона - это уголок нетронутой природы, часть игровой площадки А. Освещенные зоны: игровые площадки Б, В, Г и спортивная площадка.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки. Степень вытоптанности составляет от 20 до 30 %.

Территории под растительностью составляют 60 - 70% площади, участки покрытые асфальтом, -30 %.

Общая площадь зеленых насаждений составляет 1594,2 кв.м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут: тополя, березы, рябины, ясени. Второй ярус составляют кустарники: жасмин, сирень, шиповник. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта (приложение: планировка территории)

2.4 Территория ДОУ с трех сторон закрыта посадками деревьев. С четвертой стороны расположено МДОУ ясли № 21 «Ромашка», а на территории МДОУ детский сад № 9 «Гнездышко» расположены веранды для прогулок. Территория между учреждениями разделена асфальтовой дорожкой, газонами и посадками деревьев со стороны яслей. Поэтому, по данным СЭС уровень шума соответствует нормативным показателям.

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки высотой не менее 1,5 метра. Однако по вечерам её посещают подростки, которые ломают постройки (в зимнее время), оборудование на игровых площадках, кусты, вытаптывают огород, газоны.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2 - 3 раза в день, машина для вывоза мусора - два раза в неделю.. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. Осенью к хозяйственному двору подъезжают машины для сдачи овощей. Собак на территории ДОУ не выгуливают.

3.Характеристика здания.

ДОУ состоит из одного двухэтажного здания. Общая площадь всех помещений дошкольного образовательного учреждения 768 кв.м.

Характеристика строительных материалов: кирпичное здание с жестяной кровлей.Для строительства использованы: кирпич, строевой лес, оцинкованная жесть, металлоконструкция, стекло, цемент.

Помещения ДОУ: 4 группы, музыкальный зал (по совместительству - спортивный), медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, комната для кастелянши, бомбоубежище, костюмерная, кабинет музыкального работника, музей старого быта, кабинет методиста и делопроизводителя, кабинет заведующей, кабинет заведующей по хозяйству.

3.2 Для оформления коридора используются водоэмульсионная краска, рисунок на стенах нанесен масляной краской, побелка на потолках, дерево. В двух группах водоэмульсионная краска, побелка, ДВП, в двух других группах - обычные обои; в туалетах - керамическая плитка, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом, в туалетах - плиточные. Искусственных цветов, пластиковых плиток в оформлении групповых, спален нет. Живые цветы или сухоцветы в вазах украшают лестничную площадку.

Во всех группах в соответствии с возрастом оформлены природные зоны, есть комнатные растения. Чаще всего встречаются традесканция, хлорофитум, комнатный виноград, виды бегонии, фиалки, бальзамин, алоэ, папоротник. Во всех группах есть аквариумы, а на одной - хомяк.

Анализируя состояние здания ДОУ с точки зрения экологической безопасности, необходимо обратить внимание на такой важный фактор, как состояние воздушной среды. Плохой химический состав воздуха, очень высокие или очень низкие его температуры и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.

Очень большое влияние на организм ребенка оказывает температура окружающего воздуха. Слишком высокая или слишком низкая температуры неблагоприятно сказываются на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет их деятельность. Температурный режим удерживается путём кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (в отсутствии детей). Для повышения влажности можно использовать увлажнители, но в нашем саду они еще не применяются.

У нас нет возможности исследовать химический состав воздуха в детском саду, однако был проведен анализ факторов, оказывающих влияние на него.

В помещениях детского сада не используются моющиеся обои. Бумажные обои на двух группах и лестнице в ходе косметического ремонта летом 2007 года заменены на водоэмульсионную краску. На двух других группах косметический ремонт запланирован на ближайшее время.

Значительным фактором, влияющим на химический состав воздушной среды ДОУ, является использование специальных дезинфицирующих средств. Долгое время основным дезинфицирующим средством, использованным в ДОУ, являлась хлорная известь. С 2001 года в детских садах нашего города в качестве дезинфицирующего средства используется «Самаровка», которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 - 76. «Самаровка » не содержит хлора, альдегидов и фенолов.

Еще одна характеристика воздушной среды - её биологический состав, или бактериальная загрязненность. Для того, чтобы воздух в детском саду был качественным, делается многое: осуществляется проветривание помещений, 50% стен групповых комнат и спален заняты окнами, то есть хорошо освещаются солнцем, под влиянием ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные бактерии и микробы погибают.

С помощью специального подбора комнатных растений можно воздействовать на химический и биологический состав воздуха (приложение Б - из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»)

4. Влияние ДОУ на окружающую среду.

4.1 Использование воды.

В ДОУ используется артезианская вода из подземных источников. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заведующая по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

Примерный показатель использования воды в ДОУ (на один день):

приготовление пищи - 180 л;

мытье посуды - 700 л;

мытье игрушек - 130 л;

уборка групповых комнат, служебных помещений и коридора - 300 л;

мытье рук, лица - 220 л;

полоскание рта - 10 л.

Загрязненная вода уходит в канализационные стоки, затем на очистные сооружения. За водоснабжение платит отдел детских дошкольных учреждений. Оплата не зависит от количества использованной воды, так как в ДОУ нет счетчика потребления.

4.2. Использование энергии.

Энергия поступает из ТЭЦ. Плату за энергию вносит бухгалтерия детских садов в бухгалтерию образования, а затем в энергосеть.

В ДОУ используются лампы накаливания, люминесцентные лампы, 6 ламп для уличного освещения, 1 электротитан, электроплита с 6 тенами.

Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление.

В ДОУ существует централизованное отопление из системы ТЭЦ. В помещениях установлены чугунные радиаторы. На зимний период все групповые помещения утепляются: щели в окнах заклеиваются белой однотонной тканью, смоченной в мыльном растворе. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей)

4.4. Отходы.

Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:

Пищевые;

Упаковочные (коробки, веревки);

Строительные (обрезки досок).;

Хозяйственные (лампы накаливания, сантехника).

Пищевые отходы (объемом от8 до 10 литров в день забирают жители города.) Количество таких отходов уменьшается в летний период, так как количество детей в летний период значительно меньше, чем во время учебного года.

Строительные, упаковочные и хозяйственные отходы увозятся мусороуборочной машиной, а люминесцентные лампы складываются на уличном закрытом складе, откуда в течение дня вывозятся. За вывоз мусора отвечает МУ ДЭП, оплату производит бухгалтерия отдела образования. Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (кормушки из пакетов из-под сока, игрушки для игр с мячом и др.). В 2007 году в детском саду проводился конкурс «Отходы в доходы», участие в котором приняли не только воспитатели, но и родители с детьми.

В летние месяцы увеличивается количество отходов строительного материала, поскольку осуществляются ремонтные работы. (Приложение: памятка для родителей.)

4.5. Бытовые химические вещества.

В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

уборки помещений (хозяйственное мыло, «Самаровка»,которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 - 76. «Самаровка» не содержит хлора, альдегидов и фенолов.);

мытья окон, стекол, зеркал (средство «Секунда», хозяйственное мыло);

мытья посуды (хозяйственное мыло, питьевая сода);

чистки сантехники: туалетов, раковин («Пемолюкс», «Пемоксоль», «Санитарный порошок»);

мытья рук (детское мыло);

уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости работниками СЭС);

стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло,).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в шкафу в туалетной комнате (шкаф закрывается на замок), для мытья посуды - в шкафу моечной комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на младшего воспитателя и воспитателей групп, на медработника и завхоза.

Бытовых химических веществ, с просроченным сроком годности, в ДОУ не обнаружено.

Персонал ДОУ составляет 28 человек. Детский сад посещают 80 детей.

5. Профессиональная и методическая подготовка.

5.1. Программы и методики.

ДОУ работает по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», используем элементы методики ТРИЗ.

Не смотря на то, что у нашего детского сада нет приоритетного направления, вопросу об экологическом воспитании дошкольников уделяется много внимания. В работе воспитатели используют программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и С.Н.Николаевой «Программа экологического воспитания дошкольников».

Методическая литература:

С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации.

Н.А.Рыжова «Я и природа». Москва, 1996.

А.И.Иванова «Живая экология». Программа экологического образования дошкольников.

С.Н, Николаева «Как приобщить ребенка к природе». Методические рекомендации для работы с родителями.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие для слушателей экологической школы.

Л.В, Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».

С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка».

Т.И. Попова «Мир вокруг нас».

Дольник «Вышли мы все из природы».

Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой». 2 части.

«Войди в природу другом», Саров 2000.

А.З.Зак «Как гусеница и муравей в гости ходили».

«Экология, творчество, дети» .Репертуарный сборник.

Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение».

М.А. Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой».

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».

Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?».

И.Н.Павленко «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия».

О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации

Л.Г.Семехова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: интегрированные занятия».Для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.

Т.Н.Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников».

Н.А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники.

В.М.Корнилова «Экологическое окно в детском саду». Методические рекомендации.

Литература для детей:

Энциклопедия «Первые вопросы и ответы». Издательство «Кристина».

Моя первая энциклопедия «Динозавры», «Поведение животных».

Моя первая энциклопедия «От медведя до ежа».

Детская энциклопедия «Махаон»: «Мир леса», «Животные», «Тайны природы».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Е.Чарушин «Томкины сны», «Медвежата», «Что за зверь?», «Волчишко».

«Лисьи увертки». Русские народные сказки в пересказе И.С. Соколова-Микитова.

«Где ежик?». Рассказы русских писателей.

М. Пришвин «Ребята и утята», «Журка», «Еж», «Золотой луг», «Цветущие травы», «Осинкам холодно».

С.Я. Маршак «Детки в клетке».

К.Ушинский «Четыре желания».

Л.Толстой «Котенок».

В.Бианки «Хвосты», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?».

К.Паустовский «Квакша».

Н.Сладков «Осень на пороге», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».

Стихи:

Е.Л.Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

И.Токмакова «Дуб», «Туман», «Ива», «Осинка», «Яблонька».

Я.Аким «Апрель».

В.Жуковский «Жаворонок».

А.Фет «Чудная картина».

Ф.Тютчев «Весенние воды».

И.Суриков «Зима».

И т. д.

Литература для родителей:

Е. Седлецкая «Экологическая мозаика».

Т.Нуждина «Чудо - всюду».

«Проблемы экологического образования в дошкольных учреждениях Нижегородской области». Материалы 6 региональной научно-практической конференции.

Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей 5 - 10 лет.

Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии».

М.В.Лучич «Прогуоки с детьми в природу». Книга для воспитателей и родителей.

5.2Приоритетные направления работы.

МДОУ детский сад №9 «Гнездышко» является учреждением общеразвивающего вида, то есть, приоритетных направлений нет, но значительное место в системе работы отведено экологическому воспитанию дошкольников. Проводятся экологические праздники, занятия, родительские собрания, организуются выставки, показы театрализованной деятельности детей старшей и подготовительной групп, работает кружок «Юный эколог».

В коллективе трудится 28 работников, из них: администрация - 1, медик - 1,кухонные работники - 3, машинист по стирке - 1, кастелянша - 1 (работает на 0.5 ставки - кастеляншей, а на 0.5 - младшим воспитателем), уборщик служебных помещений 1 (на 0.5 ставки), делопроизводитель - 1(работает на 0.5ставки - делопроизводителем, на 0.5 ставки - младшим воспитателем), завхоз - 1.

Работают специалисты: инструктор по физкультуре (на 0.25 ставки), музыкальный руководитель (1), логопед (на 0.25 ставки), методист - 1(на 0.5 ставки), а также 9 воспитателей и 5 младших воспитателей.

В детском саду функционирует 4 группы.

Работники детского сада принимают участие в мероприятиях экологической направленности, например: в 2007 году в «Фестивале цветников города Сарова», в 2005году в конкурсе на лучшую экологическую сказку, в авторском семинаре С.Н.Николаевой по экологическому образованию дошкольников, в творческих городских конкурсах экологической направленности.

5.3 Дидактические материалы.

С 2005 года в методическом кабинете начата подборка игр, игрушек природоведческого характера. На группах, в уголках природы, имеются макеты(деревенский двор, действующий вулкан, луг, Крайний Север, динозавры, пустыня, аквариум, смешанный лес,)

Дидактические игры:

«Зоологическое лото», «Кто где живет?», «В зоопарке», «Береги живое»; серия знакомство с окружающим миром и развитие речи: «Деревья в картинках», «Птицы в картинках», «Насекомые в картинках»; наглядный и раздаточный материал для дошкольников: «Рыбы. Насекомые.», «Овощи. Фрукты, Ягоды.», «Животные», «Деревья, листья, грибы, цветы». «Лето», «Зима», «Весна», «Осень».

З.Е. Агропович «Времена года».

Собраны коллекции камней, семян, листьев деревьев, коры деревьев, полезных ископаемых, ракушек.

Для проведения занятий используются компасы, бинокли, лупы, глобус, карты Нижегородской области, России, Сарова, карта мира, растительный и животный мир.

5.4. Основные направления работы

С детьми в течение года проводятся экологические праздники, развлечения. Значительная роль в организации праздников принадлежит музыкальному руководителю. В каждой группе воспитатели проводят занятия экологического характера (1 занятие в месяц). С 2001 года дети подготовительных групп посещали станцию «Юных натуралистов», но с января 2009 года она прекратила взаимодействие с детскими садами. Дежурить, ухаживать за растениями и животными дети учатся в уголках природы, имеющихся на каждой возрастной группе, под руководством воспитателя. Воспитатели самостоятельно проводят занятия по развитию памяти, внимания, мышления. На каждой группе у каждого воспитателя есть своя кружковая работа.

Логопед проводит работу по исправлению дефектов речи детей дошкольного возраста

Инструктор по физкультуре 2 раза в неделю проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, развлечения.

Работа с родителями.

Родители принимают активное участие в подготовке праздников (оформляют зал шарами, рисунками), занятий (дидактический материал для индивидуальной работы), участвуют в выставках «Поделки из бросового материала», в акциях «Покормите птиц зимой».

Основные направления работы и связь МДОУ №9 с другими организациями представлены в «Визитной карточке.

6.Дополнительные сведения.

Жизнедеятельность человека, особенно ребенка, напрямую зависит от множества природных факторов. Чем глубже погружаешься в проблему обеспечения экологической безопасности детей в ДОУ, тем шире возможности в решении этой проблемы. В связи с тем, что экологическая проблема всегда актуальна, то следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей.

Необходимо чаще проводить прогулки в парк, лесной массив, сквер. Следует продолжать знакомить родителей с экологической обстановкой в городе и проводить разъяснительную работу по оздоровлению детей и соблюдению условий в семье для воспитания здорового образа жизни.

Благоустройство и использование территории ДОУ.

На отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:

Обновить посадки деревьев и кустарников на территории, разнообразить хвойными породами деревьев;

Продолжать работу по обогащению почв для дальнейшего облагораживания территории цветниками, газонами. Разработать план новых цветников;

Создать на одном из газонов альпийскую горку;

Разработать новую экологическую тропинку в лесной массив по «Тропе здоровья», подробно изучить и использовать в работе «экологическую тропинку» в сквер.

Дополнительно изучить состав растений и животных, разработать варианты их использования для занятий с детьми

Расширить территорию,отведенную под огород.

По возможности запретить проход посторонних лиц на территорию детского сада (сделать запрещающие таблички);

Во время зимних холодов увеличить количество кормушек для птиц;

Весной дополнительно развесить скворечники.

Оформление помещений

При оформлении помещений уменьшить количество синтетических ковровых покрытий;

Приобрести, по возможности, увлажнители воздуха.

Разнообразить видовой состав комнатных растений, воспользовавшись рекомендациями детского сада № 41, продумать варианты расположения живых цветов в спальнях.

Влияние на окружающую среду.

Необходимо организовать регулярный контроль за потреблением воды и электроэнергии в группах, в пищеблоке, прачечной.

Изучить состав пищевых отходов и продумать варианты их использования для компостирования на огороде.

Профессиональная и методическая база.

Продолжить участвовать в методических объединениях по экологическому воспитанию, расширить связи с организациями, занимающимися вопросами экологии.

Разработать и внедрить новые формы повышения экологической культуры взрослых и детей.

Привлекать родителей к работе по благоустройству территории ДОУ.

Пополнять библиотеку литературой по экологическому воспитанию, приобретать и изготавливать дидактические игры, подписаться на журналы по экологическому образованию.

Несколько добрых советов как сберечь почву!

Сажайте растения!

Корнями они скрепляют почву, повышают её плодородие;

не дают ветрам выдувать её, а воде - размывать.

Оберегайте подземных жителей!

Они помогают почве получать воду и «дышать» воздухом;

увеличивают её плодородие.

Не сжигайте опавшие листья в парках, скверах и садах!

Перегнивая, опавшие листья возвращают почве минеральные соли, необходимые растениям.

Не вырубайте леса!

Деревья сохраняют влагу, не дают озерам, рекам мелеть и высыхать.

Засевайте поля разными растениями,

чтобы почва не истощалась.

Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах: образуются пыльные бури, почва размывается, и появляются глубокие овраги.

Не разводите костров!

Огонь уничтожает не только зеленый лесной покров, но и корни растений, насекомых и их личинок.

Приложение А

Экологический паспорт 1 логопедической группы.

Количество детей 13

Экологическая ситуация.

Местонахождение дошкольного учреждения характеризуется благоприятной экологической обстановкой. В непосредственной близости нет промышленных предприятий. Мы живем в умеренно увлажненной зоне с умеренно - континентальным климатом.

Состояние здоровья детей.

В нашей группе дети со 2 группой здоровья.

Зеленые массивы.

В непосредственной близости к МБДОУ расположен парк, где растут березы, липы, клены, туи, голубые ели и другие деревья и кустарники, представляющие интерес с точки зрения экологического образования и улучшения здоровья детей. Вокруг станицы растет смешанный лес.

Характеристика территории прогулочного участка.

Территория участка ровная. Газоны составляют 62 % , остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки. Затененность территории недостаточная, что в летний период создает неблагоприятный микроклимат для прогулок. На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы и песочница, спортивное оборудование. Кроме того, есть мини-спортивная площадка.

Растительный мир.

На территории участка представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке не достаточно. Видовой состав деревьев: ель, туя. Кустарники: дикий виноград, гибискус сирийский или Кетмия (подробнее об этом кустарнике в картотеке «Декоративные кустарники и комнатные цветы»). Газоны регулярно скашиваются газонокосилкой, занимают 62 % территории. На газонах растут как сорные и луговые травы, так и лекарственные травы: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, клевер, медуница. Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный.

На участке оформлены цветники, где произрастают разные виды многолетних и однолетних цветов: гиацинты, нарциссы, тюльпаны, касатики сибирские (ирисы) разного цвета, пионы, гелениум (оранжевый), гелениум осенний (желтый) , петуния, декоративная цветная капуста, роза, виола, хризантемы мелкоцветковые (дубки), турецкая гвоздика.

Животный мир.

На территории наблюдаем пролетающих птиц: ворон, галок, воробьев, сорок, грачей, ласточек, голубей, диких уток; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки, божьи коровки, стрекозы. Дети наблюдают за живущими на территории участка воробьями, голубями и их птенчиками, зимующими птицами – синицами, воробьями, дятлами. Многие из них прилетают на кормушку.

Почва.

На территории участка преобладает натуральный грунт - чернозем, очень плотный. Привозится песок для песочниц.

Загрязнение территории.

Запыленность территории с северной стороны низкая, так как автодорога достаточно далеко от территории детской площадки. С восточной стороны запыленности нет, так как рядом находится стадион и нет дороги. С южной стороны парк, запыленности нет. С западной стороны запыленности тоже нет, рядом находится цветочный и продуктовый магазины. Шумовой фон умеренный. Территория не посещается легковыми машинами. Участок в целом чистый.

Характеристика здания и помещения.

В природном уголке растут комнатные растения: аглаонема, сенполия, каллизия (золотой ус), монстера, аспарагус перистый, фикус Бенджамина, сингониум, бегония, броваллия.

Оформление.

Макеты природных явлений (река, озеро, болото, водопад, вулкан, горы) на коробках, макет аквариума с водными обитателями, макет паука с ловушкой, солнышко, змея, уголок среды обитания жарких стран (из конструктора), макет муравейника, наглядные пособия, детские работы и поделки из природного материала. В зимнее время оформляется огород на окне.

Экологическая комната:

  1. Комнатные растения и картотека к ним.
  2. Карты звездного неба.
  3. Природный материал.
  4. Макет «Скотный двор»
  5. Оборудование для ухода за комнатными растениями.

Оборудование и учебные материалы:

  1. Микроскоп, лупа, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, мыло, венчик, взбивалка, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса, магнит.
  2. Емкости: пластиковые бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (шишки, семена, ракушки, спилы дерева), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки)
  4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, пенопласт.

Программы и методики.

В работе используются следующие программы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

МБДОУ № 17 2012-2013 уч.года, составленная на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Н.В.Васильевой 2009 г.

Используемая методическая литература:

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011 Мозаика-синтез.

Дидактические материалы.

  1. Наглядный материал по темам: «Лето», «Сад», «Лес», «Луг», «Осень», «Перелетные птицы», «Огород», «Овощи», «Фрукты»,

«Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Грибы», «Насекомые», «Ягоды».

  1. Фотоальбом «Дикие и домашние животные».
  2. Альбом «Времена года».
  3. Календарь природы.
  4. Календарь «Букеты».
  5. Картотека загадок по темам: «Явления природы», «Животные», «Цветы», «Грибы», «Времена года», «Листья и трава», «Деревья»,

«Ягоды и фрукты»

  1. Познавательные книги, детские энциклопедии о растениях и животных.
  2. Раскраски с изображением животных и растений.
  3. Конспекты занятий по экологии.
  4. Сценарий праздника «Земля – наш дом родной».
  5. Красная книга Краснодарского края (список растений и животных).
  6. Конспект занятия «Как живешь мой край родной?».
  7. «Мой родной Краснодарский край» (познавательная информация о нашем крае).
  8. Карточки с изображением и описанием животных и растений.

15.Картотека экологических опытов

Экологические игры:

1.Картотека дидактических игр по экологии.

2.Экологические наглядные игры:

- «Лекарственные растения»

- «Кто где живет?»

-«Чей лист?»

-«Загадки о животных»

-«Собери картинку»

-«Времена года»

-«Вершки-корешки»

-«В лесу»

-«Силуэты домашних животных»

-«Комнатные растения»

-«Про кошек и собак»

Экологический театр.

Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Основные направления работы.

В течение года в группе проходят занятия по экологии с детьми, экологические праздники, викторины как в помещении детского сада, так и на территории и в парке.

Заболеваемость детей за последние 6 месяцев

ОРЗ, грипп – 2 случая

Ангина ---

Ветряная оспа ---

Бронхит ---

Прочие случаи - 2

Общее количество случаев – 4, дней 17

В среднем ребенком пропущено по болезни 1,3 дня

Территория группы ухожена. Растительный покров на территории недостаточно разнообразен, но может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов для озеленения следует соблюдать требования СанПина, не производить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих и вызывающих аллергию кустарников. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, продолжить уход за огородом.

Оформление помещения.

Внутреннее оформление группы производит благоприятное впечатление.

В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. В целях оздоровления детей необходимо дополнить группу растениями, влияющими на оздоровление детей, длительный и спокойный сон.

Профессиональная и методическая база.

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо систематически пополнять картотеки игр, опытов, наглядного и демонстрационного материала по экологии, видеозаписей и аудиозаписей.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

ДЕТСКОГО САДА № 88

КОСТРОМА 2017 г.

Экологическая ситуация.


Зеленые массивы и водоемы

К территории ДОУ примыкает участок соснового леса, в котором расположены два пруда, что позволяет воспитателям детского сада проводить экскурсии в лес и к водоемам. Одна из экологических троп детского сада проходит по территории лесного массива. Это способствует укреплению здоровья и развитию экологического образования детей.

Характеристика территории ДОУ

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой погоде проводится полив территории два раза в день.

Территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от3 до 30 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низко растущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния.

Затененность территории средняя. Она обеспечивается за счет крытых веранд; лесного массива, вплотную прилегающего к территории д/с с одной стороны, и полосы зеленых насаждений вдоль противоположной стороны ограды. Это позволяет защитить территорию д/с от сильных ветров и пылевого загрязнения.

Растительный и животный мир.

Растительный мир

На территории ДОУ довольно разнообразен:

Видовой состав деревьев- голубая ель, сосна, береза бородавчатая, рябина, дуб, липа сердцелистная, черемуха, ольха, клен, ель обыкновенная.

Кустарники – сирень белая и обыкновенная, жимолость, малина, смородина. Кустарники расположены так, что они делят территорию детского сада на отдельные игровые площадки. На газонах преобладают дикорастущие травы и луговые растения: подорожник большой, лапчатка гусиная, ромашка пахучая, одуванчик, пастушья сумка, клевер луговой, мать-и-мачеха.

Животный мир

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны – весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными ее представителями: бабочками, жуками, пчелами, шмелями, осами, муравьями, пауками божьи коровки, стрекозы. Разнообразен в летнее время и мир пернатых: грачи, скворцы, вороны, сороки, голуби, синицы дрозды- рябинники, зяблики,трясогузки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках. Для изучения пернатых в зимнее время на участке вывешиваются кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: воробьи, синички, снегири, голуби.

Почва

На территории детского сада преобладает натуральный грунт. Используется удобрение в виде перепревших листьев. Привозится песок для песочниц. На некоторых игровых площадках выделяются участки с уплотненным грунтом вблизи песочниц, где наиболее часто играют дети, вытоптанность данных участков до 40 процентов, грунт суглинок. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80 процентов. Можно выделить участки с уплотненным грунтом в близи некоторых деревьев – тех возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

Характеристика здания

В групповых комнатах размещены уголки природы, «мини – огороды на окне», Центры экспериментирования: оборудованные самым необходимым материалом для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и не живой природы. В нем имеется центр воды и песка с необходимым для данного возраста оборудованием. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д соответствуя возрасту детей. Каждый педагог придает своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт).Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках. В старших группах имеются гербарии, коллекции камней, разных видов древесины, и др, книги энциклопедии и альбомы природоведческого содержания, .Дошколята имеют возможность выращивать в течении всего года лук, горох. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребенка в огороде на окне происходит весь жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился росток, первый листок. Обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

Комнатные растения в групповых: хлорофитум, бегония, фиалки, бальзамин, сансевьера, плющ, циперус, папоротник и др.

В каждой группе оформлен календарь погоды в соответствии с возрастом детей. Имеются альбомы времени года, дидактические игры и пособия, сезонные выставки.


Основные направления работы.

Кроме систематических занятий и исследовательской деятельности на участках детского сада для экологического образования детей разработана экологическая тропа, проводятся экскурсии по близлежащему лесному массиву, совместно с воспитателями дети участвуют в работе по озеленению территории ДОУ (посадка деревьев, цветов на клумбах). С детьми в течении года проводятся экологические праздники, викторины, развлечения, выставки.

Работа с родителями

Для вовлечения родителей в процесс экологического воспитания детей в созданы информационные уголки. Регулярно выпускаются папки- передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации такие как «Прогулки с ребенком»,» Воздух в вашей квартире», « Домашняя экология». Родители принимают участие в различных экологических конкурсах(экологического рисунка, поделок из природного материала, осенний урожай) и праздниках. В акции « Каждой пичужке по кормушке». Привлечь внимание родителей к мероприятиям по оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по устройству территории ДОУ.