Древние мосты россии - история в фотографиях. Старинные и необычные мосты европы

Мостостроение как ничто другое характеризует уровень развития общества, степень технического и научного прогресса, если угодно, более широко - уровень цивилизации.

И нам есть чем гордиться...

Москва.
Самый старый из сохранившихся московских мостов - Дворцовый Лефортовский. Архитектор - Семен Яковлев. Построен, по разным данным, в 1777 или в 1781-1799 годах.


Лефортовский мост. Москва. Фото конца XIX в.

Лефортовский мост. Москва.

В Москве есть еще Ростокинский акведук через реку Яузу (так называемый «Миллионный мост»), который строился в 1780-1805 годах для водоснабжения. Сейчас он пешеходный.


Ростокинский акведук. Москва. Фото конца 19 - начала 20 в

В отдельную категорию, видимо, следует, вынести парковые мосты XVIII века в Нескучном саду. Один из них - трехарочный.


Нескучный сад. Москва.

Мост в Царицыне, Фигурный, 1776-1778 годов. Архитектор тоже В.И. Баженов.

В состав комплекса сооружений летней резиденции Екатерины II входит Большой мост (1778-1774 годов) через овраг. Он является самым крупным из сохранившихся мостов XVIII века. Архитектор В.И. Баженов.

Тамбов.
Державинский мост через речку Студенец, строившийся в 1786-1788 годах. Имел три арки (две из них заложены, одна - засыпана).

Вологда.

Каменный мост через речку Золотуху; построен в 1789-1791 годы по проекту архитектора П.Т. Бортникова. За значительную ширину его называют «улица-мост».



Рязань.
Каменный Глебовский мост, построенный на месте деревянного (ведет в Рязанский кремль). По одним сведениям, он возведен в XVIII веке; по другим - в начале XIX -го.

Калуга.

Каменный мост через Березуевский овраг - крупнейший каменный виадук в России. Он был построен в 1785 году по проекту архитектора П.Р. Никитина.



Для сравнения...

Венеция. Мост Риальто, 1588-1591 годы

Знаменитый "Золотой мост" во Флоренции, Понте веккьо. Построен в 1345 году.

Прага, Карлов мост, год постройки 1357


marina_klimkova : Мосты XVIII века, сохранившиеся в России

Сегодня к двум ранее известным формам путешествий - реальному и книжному - присоединилось еще одно - интернетное. Кажется, что вездесущие блогеры отсняли и вывесили в Инет все имеющиеся в наличии отечественные и зарубежные памятники искусства. Если ранее для проведения зрительного мониторинга по той или иной теме приходилось разыскивать альбомы по библиотекам, то сейчас достаточно зайти в Интернет.

В связи с этим возникла мысль поискать в Сети каменные мосты, построенные в России в XVIII веке, чтобы определить своеобразие и значение мостового сооружения, возведенного в Тамбове при правителе Тамбовского наместничества Г.Р. Державине . Дело в том, что краеведение чаще всего имеет замкнутый характер, ограничиваясь знаниями истории культуры того или иного места. Однако, как говорится, «большое видится издалека». Для того чтобы правильно оценить какое-то местное явление, необходимо знать его аналоги и понять, является ли оно частью общей тенденции или все-таки оригинально.

Дает ли сегодня состояние Интернета возможность проанализировать положение дел со старыми мостами России? Сколько их сохранилось? Все ли самые интересные из них отсняли и вывесили в Сеть пользователи?

Если брать лишь старинные мосты русских городов, которые основаны в допетровский период (исключая, таким образом, мосты Петербурга и его окрестностей), то сооружения расположатся в таком интересном хронологическом порядке:

1.Москва.
Самый старый из сохранившихся московских мостов - Дворцовый Лефортовский. Архитектор - Семен Яковлев. Построен, по разным данным, в 1777 или в 1781-1799 годах.



Лефортовский мост. Москва

В Москве есть еще Ростокинский акведук через реку Яузу (так называемый «Миллионный мост»), который строился в 1780-1805 годах для водоснабжения. Сейчас он пешеходный.



В отдельную категорию, видимо, следует, вынести парковые мосты XVIII века в Нескучном саду. Один из них - трехарочный.



В состав комплекса сооружений летней резиденции Екатерины II входит Большой мост (1778-1774 годов) через овраг. Он является самым крупным из сохранившихся мостов XVIII века. Архитектор В.И. Баженов.



Еще один мост в Царицыне, Фигурный, 1776-1778 годов. Архитектор тоже В.И. Баженов.



2. Калуга.

Каменный мост через Березуевский овраг - крупнейший каменный виадук в России. Он был построен в 1785 году по проекту архитектора П.Р. Никитина.


Каменный мост через Березуевский овраг. Калуга

3. Тамбов.
Мост через речку Студенец, строившийся в 1786-1788 годах. Организовывал строительство правитель Тамбовского наместничества Г.Р. Державин; руководил "каменных дел мастер" итальянец Лукини, прибывший в Тамбов из Петербурга (к сожалению, в документах не указано его имя).

Первоначально мост имел три арки (две из них заложены, одна - засыпана).



4. Вологда.

Каменный мост через речку Золотуху; построен в 1789-1791 годы по проекту архитектора П.Т. Бортникова. За значительную ширину его называют «улица-мост».



5. Рязань.
Каменный Глебовский мост, построенный на месте деревянного (ведет в Рязанский кремль). По одним сведениям, он возведен в XVIII веке; по другим - в начале XIX -го.


Таким образом, судя по сведениям Интернета, в русских городах, которые основывались в допетровский период, сохранилось очень мало каменных мостов. Среди них - тамбовский, Державинский. Этот факт следует осмыслить.

Может быть, есть еще какие-то мостовые сооружения, которые выпали сегодня из поля моего зрения?

ЗЫ
Хотя я оговорилась, что петербургские мосты не беру во внимание, в одном из сообществ по поводу Петербурга stanislav_spb подсказал следующие постройки (спасибо!):

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку: каменный мост построен в 1763-1766 гг., первый каменный мост в городе.
- 1-й Зимний мост через Зимнюю канавку: каменный мост построен в 1768 году, в 1783-1785, мост был перенесён на Зимний канал.
- Каменный мост через канал Грибоедова: каменный мост построен в 1766-1776 гг.
- мост Ломоносова (Чернышев мост) через Фонтанку: каменный мост построен в 1785-1788 гг.

stanislav_ spb уточнил: " На самом деле каменных мостов, построенных в XVIII веке и сохранившихся без капитальных перестроек, - в СПб осталось мало. Я перечислил, пожалуй, все оригинальные каменные мосты (исключая Старо-Калинкин мост, который был восстановлен по первоначальному проекту уже в XX веке)".

stolypnec сообщил, что в Москве сохранился засыпанный каменный мост 18 в., часть которого можно увидеть в музее археологии, что на Охотном ряду. Информация показалась мне очень интересной: мост, сданный в музей:)

Москва не Питер и не Венеция и уж мостами совсем похвастаться не может, да и не так их много в столице. Видимо, поэтому часто получается, что даже сходу и знающие люди не сразу вспомнят точное название того или иного моста.

Мы проехались по центральным набережным Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, сфотографировали мосты, сравнили все со старыми фотографиями и нашли интересные истории.

Прогуляться по московским набережным, полюбоваться новыми мостами, посмотреть на дореволюционным и сталинские мосты, почитать курьезные истории —>

Многие уже могли заметить, что для красивого кадра мы обычно вставляем в публикации красивые автомобили. В этот раз мы путешествуем на Audi A5. Двигаться будем по течению реки от Сити и через весь центр.

Первый мост — пешеходный под названием «Багратион» с памятником полководцу на Кутузовском проспекте.

Мост очень любят показывать в фильмах и сериалах о современной Москве. Построен он был еще в 1997 г. к празднованию 850-летия Москвы.


Когда мост строился здания Сити были только в планах, и в холле при входе стоял большой макет того, что должны были построить. Больше всего поражала воображение 600-метровая башня «Россия», по сравнению с которой «Федерация» казалась совсем коротышкой. «Россию» так и не воплотили, хотя и заложили символический первый камень.

Двигаемся в сторону гостиницы «Украина» (ныне Radisson) и Новоарбатского моста (до 1993 г. — Калининского), построенного в 1957 г.

Здесь стоит сразу отметить, что в Москве, увы, почти не осталось старых мостов. А если и остались, то по недоразумению. Все наши мосты, с кажущимися старыми названиями — дело рук архитекторов и инженеров советского времени.

Мост совершенно функциональный, но не лишенный все же наследия сталинского ампира.

С него открывается прекрасный закатный вид на Сити

С него же танки в 1993 г. вели огонь по Белому дому.

Едем до Бородинского моста, который представляет собой странное смешение стилей и разных эпох.

Начнем с того, что изначально Дорогомиловский мост, соединявший одноименную местность с Москвой выглядел так:

Эта типовая и неудобная конструкция постоянно была причиной пробок, в особенности с появлением на противоположном берегу Брянского вокзала (с 1934 г. — Киевского)

Мучились-мучились с этим мостом, а тут в 1912 г. юбилей Бородинской битвы подоспел, и к этому году старый мост демонтировали, а новый возвели с колоннами, оружием и обелисками героев войны.

В 1952 году мост вновь посчитали узким и расширили.


А уже к 2001 году мост еще раз реконструировали и зачем-то пошлым образом окрасили черным и золотым покрытые благородной патиной бронзовые композиции на колоннадах.

С близлежащей Мухиной горы (см. ) можно увидеть прекрасный вид сразу с тремя мостами — Новоарбатским, мостом метрополитена и Бородинским

Отсюда же открывается прекрасный вид на площадь Европы и Сити, который относительно нас стоит уже два раза за рекой.

И отсюда же открывается прекрасный вид на пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Сам-то мост был изначально сооружен в 1907 г. для окружной железной дороги (см. ), а в 2001 г. был перенесен на 2,5 км вверх по течению и накрыт стеклом.


Старые фермы сохранились внутри


Что интересно, до революции мост был посвящен Императору Николаю II, а потом стал Лужнецким, потом Краснолужским.

Вместо перенесенного старого моста стоит новый Краснолужский мост

Фермы этого моста на 5 метров выше. В «лужковское» время родилась идея использовать железнодорожное кольцо для пассажирского сообщения. Тогда же его вознамерились электрифицировать, для чего и в том числе соорудили новый мост с более высокими пролетами, но идея так и осталась идеей.

При этом как до 2001, так и до сих пор на новодельном мосту гордо красуется мемориальная доска:

Сейчас этот мост стоит вплотную к безымянному мосту Третьего транспортного кольца, а многие проносящиеся сверху автомобили даже и не замечают, что быстро пролетели над рекой

Невозможно пройти мимо и метромоста в Лужниках. С современными фотографиями этого моста у нас не вышло, да и старая его летняя фото нам нравится куда больше.

Мост со станцией метро соорудили еще в 1959 году с большими техническими нарушениями и в спешке. Уже в 1963 г. его признали предаварийным. В 1983 г. для пассажиров даже закрыли станцию метро, а ремонт моста затянулся. К активным работам приступили только в 1998 г, открыв мост для автомобилей в 2000 г., а станцию метро лишь в 2002 г. Изначально в общем проекте с мостом была сделана дополнительная эскалаторная галерея до самой кромки Воробьевых гор.


фото 2009 г.

Но эта галерея так и не была восстановлена (см. )

Едем к следующему железнодорожному мосту — Андреевскому.


Этот мост построили в то же время, что и Лужнецкий, перенесли чуть раньше и опять же воздвигли новодел на 5 м выше.


Этот мост также идет параллельно с безымянным мостом Третьего кольца

Едем до оригинального моста:


Что интересно, Андреевский мост переносили почти на год раньше Лужнецкого, в 1999 г. Поэтому с одно стороны остекление здесь было сделано проще, а вот сам мост перенесли полностью, в том числе с дореволюционными столбами по краям.


И доску повесили новую, в отличие от Лужнецкого, где на новоделе висит доска советских времен про дореволюционный мост.


И здесь тоже интересная путаница с названиями. Изначально мост был посвящен Великому князю Сергею Александровичу, московскому градоначальнику и родному дяде Николая II. Затем мост стали называть Андреевским и продолжают так часто называть и после передвижки, хотя официально мост именуется Пушкинским. Так и получается, что в Москве два Андреевских моста.

Едем до Крымского моста


Всем известный мост свое название не менял. Как назывался по бывшему здесь броду, через который на Москву любили нападать крымские татары

По конструкции мост аж до 1936 г. был таким же как старый Дорогомиловский. Здесь на Садовом кольце пробки скапливались уже в начале XX столетия. Особенно сложно было разъезжаться трамваям, для которых был предусмотрен только один путь.

Соревнования по гребле на Москве-реке.

Нынешний мост — висячий, без единой опоры и весь в клепках.

Во время строительства нового моста, открытого в 1938 г., старый Крымский мост еще в 1936 г. перенесли на 50 м вниз по течению и продолжали использовать, проложив специально для него широкий Новокрымский проезд, существующий и поныне. Два года все движение Садового кольца шло через него.


Пешеходный мост был открыт в 2004 году

Отсюда открывается один из лучших видов города


Дмитрий Медведев, будучи Президентом, отменил перевод часов и положил новую традицию записывать президентские новогодние обращения на этом мосту. Путин, став Президентом, вновь стал записывать обращения внутри Кремля, рядом со зданием Администрации.

Едем до самой короткой улицы центра — Ленивки (самая короткая улица всей Москвы, ул.Венецианова, находится в поселке Сокол, )

Сейчас эта небольшая улочка лишь соединяет Волхонку с Пречистенской набережной, а еще до 1930-х по ней шел весь поток на ту сторону реки.

Старый Большой Каменный мост выходил именно на эту улочку.

Ледоходы происходили в дореволюционной Москве каждую весну (прекратились они только после строительства гидроузлов и водохранилиз в сталинское время), поэтому все быки крупных мостов имели мощные ледорезы:


На фото как раз Большой Каменный мост (уже, правда, с металлическими пролетами 1858 г.) и Ленивка.


Отдельно обратите внимание на побеленные кремлевские башни и дырку коллектора впадающей в Москву реки Неглинной слева.

Еще в 1936 году, когда уже строился «дом на набережной» мост стоял на прежнем месте, совсем примыкая к новой постройке

Сейчас же он сильно от нее отстоит и уходит не к узкой Ленивке, а тянется к Боровицкой площади


И опять же новый сталинский мост 1938 года стоит ближе к Кремлю. Старый мост упирался в Москворецкую улицу, а Васильевский спуск был полностью застроен жилыми домами (как ни вспомнить тут «А из нашего окна площадь Красная видна…»)

Другим своим концом Москворецкий мост упирался не туда, куда сейчас упирается современный мост, а в улицу Балчуг, сейчас опять же короткую и бестолковую.

Так мост и гостиница выглядели до революции:

До революции главной улицей Замоскворечья была Пятницкая, сейчас же весь поток от Кремля идет через мост на Большую Ордынку, а улица Балчуг так и осталась лишь коротким продолжением Пятницкой.

Однако благодаря этому факту напротив удалось сохранить единственный дореволюционный мост — Чугунный, соединяющий Балчуг и Пятницкую.


Строго говоря, это не совсем старый мост, полотно ему меняли в 1966 году, но опоры и ограду оставили старые, 1889 г.


Изящная ограда работы завода некого г-на Дилля.

До 1889 года Чугунный мост выглядел так:


Фото начала 1930-х, еще до реконструкции Чугунного моста и набережных Водоотводного канала

… к довольно скучному чисто фукциональному Большому Устьинскому мосту, также постройки 1938 года


Вид со Швивой горки, конец XIX века

И, наконец, доезжам до последнего центрального моста — Большого Краснохолмского уже на Садовом кольце

Так этот типовой мост выглядел до революции

Забавно, что все мосты были просто Краснохолмский, Москворецкий, но после перестройки все новые мосты стали Большими.

И здесь невозможно не рассказать две забавных истории про мосты Водоотводного канала.

Красиво выгнутый Садовнический мост для пешеходов очень любят романтизировать. Некоторые особо впечатлительные особы именую его мостом поцелуем.

На деле же история более чем прозаичная. Вот что вспоминала главный инженер проекта Н.Д. Брагина:
«Нам выдали проектное задание на переброску через Обводной канал двух труб теплотрассы большого диаметра. Можно было исполнить эту задачу разными инженерными решениями, но выбрали решение наиболее декоративное из всех возможных, чтобы никто и не догадывался о технической цели сооружения. Это было решение выполненное в виде пешеходного моста. . Да и почему не сделать так, если предоставляется такая прекрасная возможность! Поток пешеходов есть и лишний мостик явно не помешает. Идёт человек, а тут мостик….Почему бы не воспользоваться? Перейти с берега на берег. Постоять на мосту. Посмотреть вокруг, на воду. Полюбоваться. Поразмышлять…»

Да, внутри моста идут протянуты трубы к электростанции на Раушской набережной, а мостик лишь приятная декорация.

Еще одна история связана с Лужковым мостом, который мэр Лужков открыл в 1994 г.
По официальной версии название моста выбрано было именно таким, потому что Болотная площадь некогда представляла собой Царицын луг. А раз луг так пусть будет Лужков мост. Чистое совпадение!


Сюда из Европы пришла традиция влюбленным или молодоженам вешать замки на ограду в знак крепости союза. Городские власти безуспешно пытались запрещать, срезали замки, но борьба была неравной. В конце концов было принято мудрое решение — в центре моста установили стальное «дерево любви» с предложением вешать замки на него. Традиция настолько прижилась, что периодически городским властям приходится высаживать чистые деревья на мосту, а старые переносить на набережную, где уже выросла небольшая аллея из замковых деревьев

<КОНЕЦ>

Редакция выражает благодарность компании Audi за предоставленный автомобиль Audi A5, .





Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Троицкий мост - старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Но уже 200 лет он пролегает не над водами реки Неглинки, а над аллеей Александровского сада. Построен в 1516 году по проекту архитектора Алевиза Фрязина (изначально был построен, вероятно, в 1360-е годы). Естественно, не раз реконструировался.


Фото кон. 1900-х гг. Он же.


Фото нач. 1850-х гг. Всехсвятский (Каменный; Большой Каменный) мост (построен в 1680-е гг.)


Фото 1852 г. Р. Фентона. Он же


Фото кон. 1860-х гг. Каменный (Всехсвятский; Большой Каменный) мост. Второй каменный мост на этом месте (построен в кон. 1850-х годов).


Фото 1900-х г. Малый Каменный мост через Канавку (Водоотводный канал).


Фото нач. 1910-х гг. Он же


Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. Москворецкий мост


Фото кон. 1890-х гг. Он же.


Фото кон. 1889 - нач. 1890-х гг. Большой Устьинский мост (построен в 1881 году по проекту инженера В. Н. Шпейера).


Фото 1900-х гг. Он же


Фото кон. 1860 - 1870-х гг. Справа на снимке - Чугунный мост через Канавку (построен в 1830-е годы).


Фото нач. 1880-х гг. Он же


Фото1908 г. Комиссариатский мост на Канавке. Находился ниже по течению нежели нынешний, являющийся продолжением Устьинского моста. Снимок сделан после "пасхального" наводнения 1908 года.


Фото нач. 1890-х гг. Бабьегородская плотина


Фото 1934 г. Крымский мост


Фото нач. 1930-х гг. Он же


Фото 1907 г. Краснохолмский мост


Фото 1908 г. Краснохолмская плотина


Фото 1934 г. Большой Краснохолмский мост.


Фото 1900-х гг. Новоспасский мост


Фото кон. 1900-х гг. Всехсвятский плашкоутный мост подле Симонова монастыря. Об этом мосте я в своё время писал много (см. тэг "загадочный Всехсвятский мост").


Фото 1910 - 1920-х гг. Он же


Фото 1907 г. Алексеевский (Кожуховский, ныне - Даниловский) мост.


Фото 1907 г. Он же.


Фото 1908 г. Дорогомиловский (Бородинский) мост


Фото 1911 г. Снос старого Бородинского моста


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Краснолужский (Николаевский; Николая II) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. В 2000 году перемещён на 2 км. Ныне - пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Он же


Фото 1910-х гг. Он же


Фото 1905 г. Временный железнодорожный деревянный мост системы инж. Лембке - предтеча Андреевского (Сергиевского) моста


Фото 1904-1905 гг. Он же


Фото 1908 г. Андреевский (Сергиевский) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. Ныне, перемещённый ниже по течению и реконструированный, - пешеходный Пушкинский мост.

Мосты через Яузу


Фото 1930-х гг. Старый Яузский (Астаховский) мост (построен в 1876 году на опорах моста 1805 года).


Фото 1938 г. Б. Игнатовича. Он же на среднем плане. Будет разобран в 1940 году, и на его месте построят новый мост, действующий и сейчас.


Фото 1929 г. Мост через Яузу у Серебрянического переулка


Фото 1902 г. Высоко-Яузский (Высокий) мост.


Фото 1887 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Он же


Фото 1935 г. Костомаровский мост


Фото 1870-х гг. Раскрашенное фото. Андроников виадук - железнодорожный мост


Фото 1888 г. Он же


Фото 1890-х гг. Он же


Фото 1900-х гг. Дворцовый (Лефортовский) мост. Самый старый из всех действующих московских мостов (и располагается над рекой). Построен в 1770-1790-е годы. Хотя, конечно, позже реконструировался, но без сноса.


Фото 1919 г. Он же


Фото 1907 г. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Матросский мост


Фото 1930-х гг. Рубцовский (Покровский; ныне - Электрозаводский) мост


Фото 1896 г. Мост Московско-Казанской железной дороги (ныне здесь ж/д Электрозаводский мост)